Применение бизнес-методик ротации и модуляции в тьюторском сопровождении
Выпуск:
ART 86108
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Липкина
А.
В. Применение бизнес-методик ротации и модуляции в тьюторском сопровождении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
491–495. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86108.htm.
Аннотация. В статье рассматривается тьюторское сопровождение как инструмент реализации принципа индивидуализации в современном образовании, обосновывается использование бизнес-методик для методического оснащения тьюторского сопровождения. Описывается применение ротации и модуляции как средств работы тьютора, представлены технологические этапы применения бизнес-методик модуляции и ротации в тьюторском сопровождении.
Ключевые слова:
тьюторское сопровождение, принцип индивидуализации, избыточность образовательной среды, вариативность образовательной среды, тьюторское действие, бизнес-методики, ротация и модуляция в тьюторстве
Текст статьи
Липкина Анна Владимировна,Аспирант Московского педагогического государственного университета,кафедра Индивидуализации и тьюторства, г. МоскваLipkina.av@gmail.com
Применение бизнесметодикротации и модуляции
в тьюторском сопровождении
Аннотация.Встатье рассматривается тьюторское сопровождение как инструмент реализации принципа индивидуализации в современном образовании, обосновывается использование бизнесметодикдля методического оснащения тьюторскогосопровождения. Описывается применение ротации и модуляции как средств работы тьютора, представленытехнологические этапы применения бизнесметодикмодуляциии ротациив тьюторском сопровождении.Ключевые слова:тьюторскоесопровождение, принцип индивидуализации, избыточность образовательной среды, вариативность образовательной среды, тьюторское действие,бизнесметодики,ротация и модуляция в тьюторстве.
Вектором модернизации современного образования является реализацияпринципа индивидуализации в открытомобразовательном пространстве.Данный принциппонимается как создание условий для изменения позиции ученика от объектной к субъектнойпосредствомактивного участия в выборе содержания своего образования иоформления егов индивидуальную образовательную программу.
В этой связи развитие тьюторства как формы педагогической деятельности, направленной на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной среды, работу с образовательным заказом и формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося[1, c.8],приобретает особую значимость.Основы тьюторского сопровождения описаны в работе Ковалевой Т. М., Кобыща Е. И., Поповой (Смолик) С. Ю., Терова А. А., Чередилиной М. Ю «Профессия «тьютор»[2],далее в процессе методологической доработки, накопления инструментария и получения результатов апробации технологий, были освещены различные развороты тьюторской деятельности: тьюторство в начальной, основной и старшей школе; тьюторство в семейном образовании; тьюторство в дополнительном профессиональном образовании и т.д.Таким образом,тьюторскоесопровождение, осваивая новые форматы и нарабатывая инструментарий, представляет больше возможностей для индивидуализации образовательных траекторий учащихся, тем самым отвечая вызовувремени и отвечает актуальным тенденциям современного образования.
Для реализации принципа индивидуализации на уровне каждого образующегосяв рамках тьюторского сопровождения необходимо реализовать способ выбора и соорганизации различных образовательных ресурсовдля построения собственной образовательной программы тьюторанта.Для достижения этой цели применяются ситуативные методы работы, инструментально обеспечивающие реализацию конкретных учебнопознавательных ситуаций, выбор которых зависит от специфическихусловий тьюторского сопровождения.В связи с развитием множества направлений тьюторской деятельности, а также высокими темпами прироста знаний, на которые также нужно отвечать с помощью релевантных методов и инструментов, тьюторское сопровождение находится в стадии формирования методической базы.Таким образом, для успешного развития тьюторства необходимо постоянное дополнениеинструментальнойбазыдля обеспечения тьюторантам избыточности(максимально
полногонабораобразовательных опций, среди которых необходимо сделать индивидуальный выбор) и вариативности(способностиобразования соответствовать потребностям и индивидуальным особенностям отдельных тьюторантов), что, в свою очередь,позволит повысить результативность тьюторской практики.Одним из основных способов прироста методических единиц в современной науке является междисциплинарный синтез, актуальность которого определяется динамикой науки в истории развития человеческого общества и культуры, изменчивостью норм и критериев в исследовательской деятельности, а также необходимостью выхода за рамки стандартных исследований[3]. Сфера образования как область педагогического знания представляет собой объект комплексного исследования, поскольку сложность задач обучения, воспитания, сопровождениятребует особой тщательности при разработкеметодологического инструментария. Целостное представление здесь может быть получено только за счёт синтеза различных знаний[4]. Педагогические явления невозможно теоретически синтезировать в рамках толькоодной научной дисциплины, в связи с чем междисциплинарный синтезв педагогике становится особо актуальным методом исследования.Анализируя потребность в методической базе тьюторского сопровождения, обратимся к возможным векторам расширения образовательной среды, направленным на развитие познавательногоинтереса и формирование культурыработы с собственным образованием.3 вектора расширения в созданииизбыточнойобразовательнойсреды представляются графическив виде трех взаимно перпендикулярных координатных осей: X, Y, Z, задающих соответственно векторытьюторского действия:•Х –социальный вектор;•Y –культурнопредметный вектор;•Z –антропологический вектор[2].Рассмотрим каждый из векторов тьюторского действия подробнее.1. Х –социальный вектор тьюторского действия.Этотвектор тьюторскогодействия включаетработу с многообразиемобразовательных предложений. Находясь водной из точек образовательной инфраструктуры (например, факультативной группе), тьюторантчащевсего не учитывает всю полноту образовательных возможностейдаже этой конкретной точки, не говоря уже о возможностях инфраструктуры в целом.2. Y–культурнопредметный векторуказывает на направленность работы тьютора с предметным материалом (областью знания или практики), выбранным тьюторантом. Образовательная среда в данном случае является элементом «культурной среды».3. Z –антропологический вектор тьюторского действияподразумевает анализ точек опоры и зон развития у тьюторанта в процессереализациииндивидуальной образовательной программы. Тьютор способствует тому, чтобы его подопечный принял антропологический «вызов»: сам определил и сформировалантропологические требования индивидуальной образовательнойпрограммы, при необходимости принял решение о корректировке. Работа тьютора в каждом векторе –социальном, культурнопредметном, антропологическом –позволяеттьюторанту увидеть возможности образовательной среды для решения техили иных задач, которые встают в связи с разработкой и реализациейиндивидуальной образовательной программы.Безусловно, расширение индивидуальной образовательной среды в каждом из трёх направлений является важным для построения индивидуальной образовательной программы. Однакопродолжая анализ методической оснащённости тьюторского сопровождения, следует отметить,что наиболее уязвимым местом в данном вопросе является социальный вектор расширения в созданииизбыточнойобразовательнойсреды, поскольку современная образовательная инфраструктура растёт ускоренными темпамии выходит за пределы образовательных учреждений:теперь практически в каждой организации есть собственные подразделения, предоставляющие образовательные услуги. А если рассматривать данный вопрос в широком смысле, то образовательный эффект тьюторант может получить на мастерклассахв торговых центрах, в читательских клубахпри книжных магазинах, на дняхоткрытых дверей предприятий и т.д. Таким образом, можно представить всё многообразие социальноэкономических элементов среды как инфраструктуру образования. А значит,тьютору необходимо обладать исчерпывающей вариативностью инструментов для того, чтобы вместе стьюторантом увидеть и проанализировать всю инфраструктурную карту образовательных возможностей с точкизрения их ресурсности для реализации конкретной индивидуальной образовательной программы.Таким образом, социальный вектор расширения образовательной среды связанс расширением личного образовательного опыта тьюторанта в инфраструктурном пространстве, основным инструментом реализации которого в тьюторском сопровождении является технология картирования. Картирование–технология графического отображения образовательных ресурсов и субъектов образовательной среды, являющихся элементами индивидуальной образовательной программы тьюторанта. Исходя из определения понятия «картирование»,мы можем сделать вывод о том, что это форма проявления, т.е. визуализации элементов инфраструктуры образования, отражённых в индивидуальной образовательной программе. Однако графическое отображение элементов образовательной среды не может дать тьюторанту полного представления о возможностях развития в этой точке, в полной мере удовлетворить свой образовательный интерес.А значит, далее тьюторант осуществляет навигацию по своей индивидуальной ресурсной карте, но в неизведанном образовательном пространстве, где он вынужден совершать полное пробное действие для того, чтобы реализовать свой интерес. Неудачная проба может надолго лишить образовательного интереса тьюторантав этой области, а инструментами, позволяющими реализовать её более безопасно, тьюторское сопровождение не оснащено, что является риском для реализации данного этапа тьюторскогосопровождения, выраженными в увеличении продолжительности работы с оформлением образовательного запроса, формирования и реализации индивидуальной образовательной программы.Здесь уместно возвратиться к вопросу о применении междисциплинарного синтезаи отметить, что в бизнессфереввиду увеличения объемов информации, возрастания сложности задач, которые необходимо решать современным специалистам[5], изменения конъюнктуры как рынка сбыта, так и рынка труда возникает схожаяпотребность в расширении инструментальной базы. Поэтомуисходя изспецифики данной сферы, жёсткой направленности на коммерческий результат, для его достижения бизнесу необходимо принимать и реализовывать решенияв отношениичеловеческого ресурса не дожидаясь длительной теоретической разработки. Подобная стратегия позволяет оперативно отслеживать последствия принятия тех или иных решений, при необходимости вносить коррективы и внедрять новые методики. В частности,для обеспечения необходимого разнообразия работ и предупреждения "профессионального выгорания" сотрудников на важных для достижения результата позициях, решения проблемы устаревания знаний у специалистов высокой квалификации, подбора соответствующих внутренних кандидатов на ключевые роли, снижения риска при переводе сотрудника на другую должность и т.д. используются такие приёмы как ротацияи модуляция.Понятие «ротация», произошедшее от лат. rotatio"кругообразное движение, вращение", изначально использовалось в значении поочередного пребывания в какойлибо должности, обновления состава какоголибо органа[6]. Также ротация –этополучение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач[7, c. 414].Значение понятия «ротация»в бизнесе можно определитькак горизонтальное перемещение персонала по рабочим местам, сопоставимым по профессиональному и статусному уровню.Понятие «модуляция», произошедшее от лат. modulatio"размеренность"и изначально использовавшееся как музыкальный термин, обозначающий смену тональности со смещением тонального центра (тоники),используется и другими науками –физикой и информатикой. Большой Энциклопедический словарь определяет модуляцию как «размеренное, закономерное изменение, перемена состояния». Это определение логическисоотносится с процессом изменения одного или нескольких параметров профессиональной деятельности сотрудника без полного изменения должностных задач и, поскольку в бизнесязыке нет термина, определяющего этот процесс, целесообразноиспользовать для него термин «модуляция».Таким образом, современный бизнес, гибко реагируя на потребности, спрос и изменения рынка, вынужден стихийно применять в отношении персонала приёмы, которые не описываются теоретически и дидактически не оформлены, однако могут быть полезны при организации и проведении тьюторского сопровождения.Ротация и модуляция, обеспечивающие устойчивость кадрового резерва и оптимальноераспределение кадровых ресурсов под задачи организации,могут быть применены в рамках социального вектора расширения образовательной средыкак возможность осуществить пробное действие для реализации индивидуального образовательного интереса с помощью модуляции в открытом образовательном пространстве, обрестизнания и опыто возможном индивидуальном интересе посредством ротации, а также получитьпредставление об образе желаемого будущего посредством применения любой из данных техник в зависимости от ситуации. Например,тьюторант в процессе тьюторских консультаций узнает о местах в социуме (тренинги, клубы, открытые семинары, конференции и т.п.), которые отвечают на его индивидуальный образовательный запрос. Для осуществления безопасного пробного действия в рамках тьюторского сопровождения применяется инструмент ротации, посредством которого тьюторант не сразуосуществляет запись в новый клуб по интересам или секцию, а на базе своего образовательного учреждения уточняет возможность получить опыт в данном направлении. Если данный опыт является успешным для тьюторанта или полученная дополнительная информация обеспечивает безопасный пробный шаг, тюторант осваивает новую точку образовательной инфраструктуры, что в разы повышает успешность реализации данного шага в развитии засчёт снижения неопределённости.Примером реализации инструмента модуляцииможет статькейс, в которомподопечный, сопровождаемый тьютором, находится в ситуации выбора профильного класса обучения. Поскольку ситуация выбора сопровождается неопределённостью в отношении будущего, тьюторант зачастую испытывает страх выполнения данного шага развития. В данной ситуации тьютор использует инструмент модуляции и в рамках тьюторского сопровождения организует для подопечного пробный период, где он комбинирует программы обучения, т.е. например, в течение 2 недель ходит в разные группы (между которыми стоит выбор) поочерёдно, после чего, основываясь науже полученномсобственном опыте,принимает более обоснованное решение. Данный подход также позволяет тьюторанту снизить неопределённость и обезопасить свой шаг развития.
Для более наглядного представления об использовании инструментов ротации и модуляции представим их технологические этапы:
Технологические этапы применения бизнесметодикиротации в тьюторском сопровождении:
1.Выявление запроса на изменение образовательного интереса;2.Доуточнениеи фиксация фокуса перемещения;3.Оформление карты точек образовательной инфраструктуры, которые уже использует тьюторант;4.Сопровождение в выборе наиболее подходящих элементов для осуществления перехода в рамках изменения образовательного интереса;5.Сформировать образ результата перехода; сроки и точки фиксации;6.Информирование и согласование организационных перемещений, вызванных переходом, у всех заинтересованных лиц (родители, учителя, кураторы, т.д. ответственные лица из числа администрации точек инфраструктуры в которых происходит перемещение);7.Реализация плана перехода в рамках технологии ротации;8.Промежуточная рефлексия и фиксация продвижения в образе желаемых изменений/перемещений, внесение корректировок при необходимости.
Технологические этапы применения бизнесметодикимодуляции в тьюторском сопровождении:
1.Выявление запроса на изменение образовательного интереса;2.Доуточнение и фиксация фокуса изменения;3.Оформление карты точек образовательной инфраструктуры, которые уже использует тьюторант;4.Сопровождение в выборе наиболее подходящих элементов для осуществления изменения в рамках изменения образовательного интереса;5.Сформировать образ результата изменения; сроки и точки фиксации;6.Информирование и согласование организационных изменений/перемещений, вызванных переходом, у всех заинтересованных лиц (родители, учителя, кураторы, т.д ответственные лица из числа администрации точек инфраструктуры в которых происходят изменения);7.Реализация плана внедрения изменений в рамках технологии модуляции.8.Промежуточная рефлексия и фиксация продвижения в образе желаемых изменений, внесение корректировок при необходимости.
Двигаясь по технологическим этапам для реализации данных инструментов в тьюторском сопровождении, обеспечивается безопасное пробное действие в комфортной образовательной среде, которое позволит удовлетворить запрос на изменение образовательного интереса тьюторанта и продолжить движение по индивидуальной образовательной программе.Таким образом, междисциплинарный синтез приёмов бизнеса, применяемых при реализации тьюторского сопровождения, может способствовать обогащению методической базы тьюторства, а также дать новые результаты в расширении образовательной среды посредством социального вектора тьюторского действия».
Ссылки на источники1.Ковалева,Т.М.Основытьюторскогосопровождениявобщемобразовании:лекции1–4/Т.М.Ковалева. –М.: Педагогическийуниверситет «Первое сентября», 2010. –54с. 2.КовалёваТ.М.,
КобыщаЕ.И.,
Попова(Смолик)С.Ю.,
ТёровА.А.,
ЧередилинаМ.Ю./Т.М.Ковалёва,Е.И.Кобыща,С.Ю.Попова(Смолик),А.А.Тёров,М.Ю.Чередилина.
М.Тверь: «СФКофис». –246 с.3.Снопкова,Е.И. "Междисциплинарный синтез в современном педагогическом исследовании: актуализация проблемы"/,Е.И. Снопкова, Научный диалог. Педагогика. Психология, № 6 (30), Екатеринбург, 2014г. С. 82914.Шапошникова, Т. Д. Методы междисциплинарных исследований в педагогической компаративистике / Т. Д. Шапошникова // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 11. С. 70755.Бондаренко, Д.А. Замена навыков на технологию / Д.А. Бандаренко [Электронный ресурс] // Консалтинг и тренинги СанктПетербурга. –Электрон. дан. –СПб.: Режим доступа: http://www.treko.ru/show_article_2390, свободный. [Дата обращения: 15.01.2016].
6.Захаренко,Е. Н., Комарова,Л. Н., Нечаева,И. В./Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева/ Новый словарь иностранных слов. М., 2003. С. 5847.Управление персоналом организации: Учебник / Государственный Университет Управления; Под ред. А.Я. Кибанова. 4eизд., доп. и перераб. М.: ИНФРАМ, 2014. 695 с.
Применение бизнесметодикротации и модуляции
в тьюторском сопровождении
Аннотация.Встатье рассматривается тьюторское сопровождение как инструмент реализации принципа индивидуализации в современном образовании, обосновывается использование бизнесметодикдля методического оснащения тьюторскогосопровождения. Описывается применение ротации и модуляции как средств работы тьютора, представленытехнологические этапы применения бизнесметодикмодуляциии ротациив тьюторском сопровождении.Ключевые слова:тьюторскоесопровождение, принцип индивидуализации, избыточность образовательной среды, вариативность образовательной среды, тьюторское действие,бизнесметодики,ротация и модуляция в тьюторстве.
Вектором модернизации современного образования является реализацияпринципа индивидуализации в открытомобразовательном пространстве.Данный принциппонимается как создание условий для изменения позиции ученика от объектной к субъектнойпосредствомактивного участия в выборе содержания своего образования иоформления егов индивидуальную образовательную программу.
В этой связи развитие тьюторства как формы педагогической деятельности, направленной на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной среды, работу с образовательным заказом и формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося[1, c.8],приобретает особую значимость.Основы тьюторского сопровождения описаны в работе Ковалевой Т. М., Кобыща Е. И., Поповой (Смолик) С. Ю., Терова А. А., Чередилиной М. Ю «Профессия «тьютор»[2],далее в процессе методологической доработки, накопления инструментария и получения результатов апробации технологий, были освещены различные развороты тьюторской деятельности: тьюторство в начальной, основной и старшей школе; тьюторство в семейном образовании; тьюторство в дополнительном профессиональном образовании и т.д.Таким образом,тьюторскоесопровождение, осваивая новые форматы и нарабатывая инструментарий, представляет больше возможностей для индивидуализации образовательных траекторий учащихся, тем самым отвечая вызовувремени и отвечает актуальным тенденциям современного образования.
Для реализации принципа индивидуализации на уровне каждого образующегосяв рамках тьюторского сопровождения необходимо реализовать способ выбора и соорганизации различных образовательных ресурсовдля построения собственной образовательной программы тьюторанта.Для достижения этой цели применяются ситуативные методы работы, инструментально обеспечивающие реализацию конкретных учебнопознавательных ситуаций, выбор которых зависит от специфическихусловий тьюторского сопровождения.В связи с развитием множества направлений тьюторской деятельности, а также высокими темпами прироста знаний, на которые также нужно отвечать с помощью релевантных методов и инструментов, тьюторское сопровождение находится в стадии формирования методической базы.Таким образом, для успешного развития тьюторства необходимо постоянное дополнениеинструментальнойбазыдля обеспечения тьюторантам избыточности(максимально
полногонабораобразовательных опций, среди которых необходимо сделать индивидуальный выбор) и вариативности(способностиобразования соответствовать потребностям и индивидуальным особенностям отдельных тьюторантов), что, в свою очередь,позволит повысить результативность тьюторской практики.Одним из основных способов прироста методических единиц в современной науке является междисциплинарный синтез, актуальность которого определяется динамикой науки в истории развития человеческого общества и культуры, изменчивостью норм и критериев в исследовательской деятельности, а также необходимостью выхода за рамки стандартных исследований[3]. Сфера образования как область педагогического знания представляет собой объект комплексного исследования, поскольку сложность задач обучения, воспитания, сопровождениятребует особой тщательности при разработкеметодологического инструментария. Целостное представление здесь может быть получено только за счёт синтеза различных знаний[4]. Педагогические явления невозможно теоретически синтезировать в рамках толькоодной научной дисциплины, в связи с чем междисциплинарный синтезв педагогике становится особо актуальным методом исследования.Анализируя потребность в методической базе тьюторского сопровождения, обратимся к возможным векторам расширения образовательной среды, направленным на развитие познавательногоинтереса и формирование культурыработы с собственным образованием.3 вектора расширения в созданииизбыточнойобразовательнойсреды представляются графическив виде трех взаимно перпендикулярных координатных осей: X, Y, Z, задающих соответственно векторытьюторского действия:•Х –социальный вектор;•Y –культурнопредметный вектор;•Z –антропологический вектор[2].Рассмотрим каждый из векторов тьюторского действия подробнее.1. Х –социальный вектор тьюторского действия.Этотвектор тьюторскогодействия включаетработу с многообразиемобразовательных предложений. Находясь водной из точек образовательной инфраструктуры (например, факультативной группе), тьюторантчащевсего не учитывает всю полноту образовательных возможностейдаже этой конкретной точки, не говоря уже о возможностях инфраструктуры в целом.2. Y–культурнопредметный векторуказывает на направленность работы тьютора с предметным материалом (областью знания или практики), выбранным тьюторантом. Образовательная среда в данном случае является элементом «культурной среды».3. Z –антропологический вектор тьюторского действияподразумевает анализ точек опоры и зон развития у тьюторанта в процессереализациииндивидуальной образовательной программы. Тьютор способствует тому, чтобы его подопечный принял антропологический «вызов»: сам определил и сформировалантропологические требования индивидуальной образовательнойпрограммы, при необходимости принял решение о корректировке. Работа тьютора в каждом векторе –социальном, культурнопредметном, антропологическом –позволяеттьюторанту увидеть возможности образовательной среды для решения техили иных задач, которые встают в связи с разработкой и реализациейиндивидуальной образовательной программы.Безусловно, расширение индивидуальной образовательной среды в каждом из трёх направлений является важным для построения индивидуальной образовательной программы. Однакопродолжая анализ методической оснащённости тьюторского сопровождения, следует отметить,что наиболее уязвимым местом в данном вопросе является социальный вектор расширения в созданииизбыточнойобразовательнойсреды, поскольку современная образовательная инфраструктура растёт ускоренными темпамии выходит за пределы образовательных учреждений:теперь практически в каждой организации есть собственные подразделения, предоставляющие образовательные услуги. А если рассматривать данный вопрос в широком смысле, то образовательный эффект тьюторант может получить на мастерклассахв торговых центрах, в читательских клубахпри книжных магазинах, на дняхоткрытых дверей предприятий и т.д. Таким образом, можно представить всё многообразие социальноэкономических элементов среды как инфраструктуру образования. А значит,тьютору необходимо обладать исчерпывающей вариативностью инструментов для того, чтобы вместе стьюторантом увидеть и проанализировать всю инфраструктурную карту образовательных возможностей с точкизрения их ресурсности для реализации конкретной индивидуальной образовательной программы.Таким образом, социальный вектор расширения образовательной среды связанс расширением личного образовательного опыта тьюторанта в инфраструктурном пространстве, основным инструментом реализации которого в тьюторском сопровождении является технология картирования. Картирование–технология графического отображения образовательных ресурсов и субъектов образовательной среды, являющихся элементами индивидуальной образовательной программы тьюторанта. Исходя из определения понятия «картирование»,мы можем сделать вывод о том, что это форма проявления, т.е. визуализации элементов инфраструктуры образования, отражённых в индивидуальной образовательной программе. Однако графическое отображение элементов образовательной среды не может дать тьюторанту полного представления о возможностях развития в этой точке, в полной мере удовлетворить свой образовательный интерес.А значит, далее тьюторант осуществляет навигацию по своей индивидуальной ресурсной карте, но в неизведанном образовательном пространстве, где он вынужден совершать полное пробное действие для того, чтобы реализовать свой интерес. Неудачная проба может надолго лишить образовательного интереса тьюторантав этой области, а инструментами, позволяющими реализовать её более безопасно, тьюторское сопровождение не оснащено, что является риском для реализации данного этапа тьюторскогосопровождения, выраженными в увеличении продолжительности работы с оформлением образовательного запроса, формирования и реализации индивидуальной образовательной программы.Здесь уместно возвратиться к вопросу о применении междисциплинарного синтезаи отметить, что в бизнессфереввиду увеличения объемов информации, возрастания сложности задач, которые необходимо решать современным специалистам[5], изменения конъюнктуры как рынка сбыта, так и рынка труда возникает схожаяпотребность в расширении инструментальной базы. Поэтомуисходя изспецифики данной сферы, жёсткой направленности на коммерческий результат, для его достижения бизнесу необходимо принимать и реализовывать решенияв отношениичеловеческого ресурса не дожидаясь длительной теоретической разработки. Подобная стратегия позволяет оперативно отслеживать последствия принятия тех или иных решений, при необходимости вносить коррективы и внедрять новые методики. В частности,для обеспечения необходимого разнообразия работ и предупреждения "профессионального выгорания" сотрудников на важных для достижения результата позициях, решения проблемы устаревания знаний у специалистов высокой квалификации, подбора соответствующих внутренних кандидатов на ключевые роли, снижения риска при переводе сотрудника на другую должность и т.д. используются такие приёмы как ротацияи модуляция.Понятие «ротация», произошедшее от лат. rotatio"кругообразное движение, вращение", изначально использовалось в значении поочередного пребывания в какойлибо должности, обновления состава какоголибо органа[6]. Также ротация –этополучение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач[7, c. 414].Значение понятия «ротация»в бизнесе можно определитькак горизонтальное перемещение персонала по рабочим местам, сопоставимым по профессиональному и статусному уровню.Понятие «модуляция», произошедшее от лат. modulatio"размеренность"и изначально использовавшееся как музыкальный термин, обозначающий смену тональности со смещением тонального центра (тоники),используется и другими науками –физикой и информатикой. Большой Энциклопедический словарь определяет модуляцию как «размеренное, закономерное изменение, перемена состояния». Это определение логическисоотносится с процессом изменения одного или нескольких параметров профессиональной деятельности сотрудника без полного изменения должностных задач и, поскольку в бизнесязыке нет термина, определяющего этот процесс, целесообразноиспользовать для него термин «модуляция».Таким образом, современный бизнес, гибко реагируя на потребности, спрос и изменения рынка, вынужден стихийно применять в отношении персонала приёмы, которые не описываются теоретически и дидактически не оформлены, однако могут быть полезны при организации и проведении тьюторского сопровождения.Ротация и модуляция, обеспечивающие устойчивость кадрового резерва и оптимальноераспределение кадровых ресурсов под задачи организации,могут быть применены в рамках социального вектора расширения образовательной средыкак возможность осуществить пробное действие для реализации индивидуального образовательного интереса с помощью модуляции в открытом образовательном пространстве, обрестизнания и опыто возможном индивидуальном интересе посредством ротации, а также получитьпредставление об образе желаемого будущего посредством применения любой из данных техник в зависимости от ситуации. Например,тьюторант в процессе тьюторских консультаций узнает о местах в социуме (тренинги, клубы, открытые семинары, конференции и т.п.), которые отвечают на его индивидуальный образовательный запрос. Для осуществления безопасного пробного действия в рамках тьюторского сопровождения применяется инструмент ротации, посредством которого тьюторант не сразуосуществляет запись в новый клуб по интересам или секцию, а на базе своего образовательного учреждения уточняет возможность получить опыт в данном направлении. Если данный опыт является успешным для тьюторанта или полученная дополнительная информация обеспечивает безопасный пробный шаг, тюторант осваивает новую точку образовательной инфраструктуры, что в разы повышает успешность реализации данного шага в развитии засчёт снижения неопределённости.Примером реализации инструмента модуляцииможет статькейс, в которомподопечный, сопровождаемый тьютором, находится в ситуации выбора профильного класса обучения. Поскольку ситуация выбора сопровождается неопределённостью в отношении будущего, тьюторант зачастую испытывает страх выполнения данного шага развития. В данной ситуации тьютор использует инструмент модуляции и в рамках тьюторского сопровождения организует для подопечного пробный период, где он комбинирует программы обучения, т.е. например, в течение 2 недель ходит в разные группы (между которыми стоит выбор) поочерёдно, после чего, основываясь науже полученномсобственном опыте,принимает более обоснованное решение. Данный подход также позволяет тьюторанту снизить неопределённость и обезопасить свой шаг развития.
Для более наглядного представления об использовании инструментов ротации и модуляции представим их технологические этапы:
Технологические этапы применения бизнесметодикиротации в тьюторском сопровождении:
1.Выявление запроса на изменение образовательного интереса;2.Доуточнениеи фиксация фокуса перемещения;3.Оформление карты точек образовательной инфраструктуры, которые уже использует тьюторант;4.Сопровождение в выборе наиболее подходящих элементов для осуществления перехода в рамках изменения образовательного интереса;5.Сформировать образ результата перехода; сроки и точки фиксации;6.Информирование и согласование организационных перемещений, вызванных переходом, у всех заинтересованных лиц (родители, учителя, кураторы, т.д. ответственные лица из числа администрации точек инфраструктуры в которых происходит перемещение);7.Реализация плана перехода в рамках технологии ротации;8.Промежуточная рефлексия и фиксация продвижения в образе желаемых изменений/перемещений, внесение корректировок при необходимости.
Технологические этапы применения бизнесметодикимодуляции в тьюторском сопровождении:
1.Выявление запроса на изменение образовательного интереса;2.Доуточнение и фиксация фокуса изменения;3.Оформление карты точек образовательной инфраструктуры, которые уже использует тьюторант;4.Сопровождение в выборе наиболее подходящих элементов для осуществления изменения в рамках изменения образовательного интереса;5.Сформировать образ результата изменения; сроки и точки фиксации;6.Информирование и согласование организационных изменений/перемещений, вызванных переходом, у всех заинтересованных лиц (родители, учителя, кураторы, т.д ответственные лица из числа администрации точек инфраструктуры в которых происходят изменения);7.Реализация плана внедрения изменений в рамках технологии модуляции.8.Промежуточная рефлексия и фиксация продвижения в образе желаемых изменений, внесение корректировок при необходимости.
Двигаясь по технологическим этапам для реализации данных инструментов в тьюторском сопровождении, обеспечивается безопасное пробное действие в комфортной образовательной среде, которое позволит удовлетворить запрос на изменение образовательного интереса тьюторанта и продолжить движение по индивидуальной образовательной программе.Таким образом, междисциплинарный синтез приёмов бизнеса, применяемых при реализации тьюторского сопровождения, может способствовать обогащению методической базы тьюторства, а также дать новые результаты в расширении образовательной среды посредством социального вектора тьюторского действия».
Ссылки на источники1.Ковалева,Т.М.Основытьюторскогосопровождениявобщемобразовании:лекции1–4/Т.М.Ковалева. –М.: Педагогическийуниверситет «Первое сентября», 2010. –54с. 2.КовалёваТ.М.,
КобыщаЕ.И.,
Попова(Смолик)С.Ю.,
ТёровА.А.,
ЧередилинаМ.Ю./Т.М.Ковалёва,Е.И.Кобыща,С.Ю.Попова(Смолик),А.А.Тёров,М.Ю.Чередилина.
М.Тверь: «СФКофис». –246 с.3.Снопкова,Е.И. "Междисциплинарный синтез в современном педагогическом исследовании: актуализация проблемы"/,Е.И. Снопкова, Научный диалог. Педагогика. Психология, № 6 (30), Екатеринбург, 2014г. С. 82914.Шапошникова, Т. Д. Методы междисциплинарных исследований в педагогической компаративистике / Т. Д. Шапошникова // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 11. С. 70755.Бондаренко, Д.А. Замена навыков на технологию / Д.А. Бандаренко [Электронный ресурс] // Консалтинг и тренинги СанктПетербурга. –Электрон. дан. –СПб.: Режим доступа: http://www.treko.ru/show_article_2390, свободный. [Дата обращения: 15.01.2016].
6.Захаренко,Е. Н., Комарова,Л. Н., Нечаева,И. В./Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева/ Новый словарь иностранных слов. М., 2003. С. 5847.Управление персоналом организации: Учебник / Государственный Университет Управления; Под ред. А.Я. Кибанова. 4eизд., доп. и перераб. М.: ИНФРАМ, 2014. 695 с.