Применение маркетинговых методов и инструментов для совершенствования институциональных компонентов высшего образовательного пространства России
Международная
публикация
Выпуск:
ART 86107
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сорокина
Ю.
В. Применение маркетинговых методов и инструментов для совершенствования институциональных компонентов высшего образовательного пространства России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
486–490. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86107.htm.
Аннотация. В статье рассматривается ряд проблем высшего образования, которые негативно отражаются на качестве предоставляемых высшими учебными заведениями услуг. Данные причины сгруппированы в классификацию, предложенную автором, и употребляются в работе как институциональные «ловушки». Автор полагает, что институциональный подход при изучении проблем образования способен дать наиболее полное представление о ситуации. Предложенный комплекс мероприятий может иметь практическое применение в высших учебных заведениях для поддержания их уровня конкурентоспособности и повышения качества и престижности оказываемых образовательных услуг.
Ключевые слова:
образовательное пространство, высшее образование, образовательные услуги, качество образовательных услуг, институциональные "ловушки", маркетинговые методы
Похожие статьи
Текст статьи
Сорокина Юлия Витальевна,Ассистент, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, г. ШахтыPolinane@mail.ru
Применение маркетинговых методов и инструментов для совершенствования институциональных компонентов высшего образовательного пространства России
Аннотация.В статье рассматривается ряд проблем высшего образования, которые негативно отражаются на качестве предоставляемых высшими учебными заведениями услуг. Данные причины сгруппированы в классификацию, предложенную автором,и употребляются в работе как институциональные «ловушки». Автор полагает, что институциональный подход при изучении проблем образования способен дать наиболее полное представление о ситуации. Предложенный комплекс мероприятий может иметь практическое применение в высших учебных заведениях для поддержания их уровня конкурентоспособности и повышения качества и престижности оказываемых образовательных услуг.Ключевые слова:институциональные "ловушки", образовательное пространство, высшее образование, качество образовательных услуг,маркетинговые методы
В большинстве отраслей экономики России рыночные преобразования, и в первую очередь либерализация и конкуренция, привели к повышению качества продукции и услуг. Сфера высшего профессионального образования является очевидным исключением из этой закономерности. Данная сфера услуг в России, несомненно, является высококонкурентной; она в значительной мере либерализована, обслуживает потребности рыночной экономики, где важна качественная продукция, —и, несмотря на все это общий уровень качества образования на данном этапе развития страны в целом остается низким. Данные экономические преобразования высшего профессионального образования сформировалинеэффективные нормы в системе высшего профессионального образования и называются «институциональными ловушками» (далее «ИЛ»).Говоря об институциональных компонентах образовательного пространства, нами была предложена классификация институциональных «ловушек» по признакам. Институциональные компоненты российского высшего профессионального образования в авторской интерпретации были разделены по четырем признакам (Рисунок 1).
Рис. 1.Классификация институциональных «ловушек» Российской высшей школыИсточник: составлено автором
Применение экономических способов воздействия на сферу высшего образования в России возможно посредством применения методов некоммерческого маркетинга, которыйимеет задачи распространения идей, пропаганду ценностей и целей общественных организаций, с влиянием на общество. Конъюнктурарынка образовательных услуг в сфере высшего образования представляет собой многофакторный процесс, который определяется набором показателей (спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг, объем потребления услуг, ёмкость рынка, динамика стоимости образовательных услуг). Данные Росстата свидетельствуют о том, что из 85% граждан страны, имеющих высшее образование, около 60% работают не по специальности. Отсюда можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития экономики в России, рынок труда разбалансирован. Основной спрос у работодателей наблюдается на менеджеров, специалистов сферы продаж, специалистов в области ITтехнологий, программистов и врачей. Явное превышение предложения над спросом наблюдается по следующимвидам профессиональной деятельности (Рисунок 2):
Рис. 2.Превышение предложения над спросом на рынке труда за 2014 г, в коэффициентах напряженности
Выяснено, что самыми престижными направлениями подготовки в высших учебных заведениях являются: менеджмент, управление персоналом, маркетинг, банковское дело и юриспруденция. Прогнозируется, что будет наблюдаться рост спроса на образовательные услуги до 2025 года, что обусловлено ростом рождаемости в период с 2000 года по 2010. По предварительным прогнозам, рост спроса на услуги высшей школы составит 11%. В условиях усиления конкуренции на рынке образовательных услуг, учреждения высшего образования вынуждены разрабатывать мероприятия для формирования статуса рентабельных организаций при проведении мониторингов эффективности деятельности высших учебных заведений. Предложенные автором маркетинговые мероприятия направлены на поддержания уровня конкурентоспособности и решения основных проблем высшей школы (Таблица 1).
00,511,522,533,51,71,31,92,13,22,6Таблица 1 Практические рекомендации
по применению маркетинговых методов и инструментов для совершенствования компонентов высшего образовательного пространства России
№Наименование маркетингового мероприятияРешаемая проблемаХарактеристика мероприятия1
Мероприятия по продвижению образовательных услуг;
Мероприятия по привлечению потенциальных клиентов;
Мероприятия по формированию лояльности потребителей;Демографическая «яма»По прогнозным данным, до 2020 года в России будет ощущаться нехватка абитуриентов в вузах, что возможно решить за счет ряда мероприятий, направленных на продвижение услуг высшей школы, привлечению потенциальных клиентов, в т.ч. иностранных и мероприятий по формированию лояльности потребителей, что способно обеспечить дополнительный приток потребителей услуг
Стимулирования участия российских вузов в российских и международных ярмарках и выставках (предлагается включать показатель участия в выставках в систему показателей мониторинга эффективности вузов);
привлечение иностранных студентов для обмена опытом в вузы страны;совершенствования событийного маркетинга путем проведения российских и международных мероприятий, таких как «Дни открытых дверей»,«Ярмарки вакансий», «Дни российского высшего образования» и т.д.;наладка коммуникационных каналов распространения информации (газеты, журналы, видео, интернетрассылки и т.д.);совершенствование webсайтов высших учебных заведений для различных групп потребителей (людей с ограниченными возможностями, иностранных граждан и т.д.);
2Мероприятия по повышению имиджа учреждений высшего образования
Повышение конкурентоспособности образовательных организаций; формирование стимулов и мотивации в академической деятельности и при повышении квалификации
организация волонтерского движения по созданию видеороликов и новостных передач о российском высшем образовании, особенностях педагогической практики в вузах и трансляцией по телевидению;
созданиесоциальной рекламы, направленной на повышение имиджа высших учебных заведений;
разработка маркетинговой политики повышения эффективности сайтов вузов (размещение на сайте истории вуза, материальной базы, полного перечня предоставляемых услуг, преподавательском составе, своевременного обновления стоимости образовательных услуг, информации о студенческой жизни, информации о партнерах и потенциальных работодателях, информации о наличии мест прохождения производственной практики, наличие CRMсервиса на сайте вузов, оценка юзабилити сайтов);
наличие блогов вузов в социальных сетях;
проведение SWOTанализа учреждений высшего образования для выявления сильных и слабых сторон и построения правильной стратегии для повышения конкурентоспособности организации;
3Мероприятия по привлечению дополнительного финансирования вузам
Недофинансирование вузовМаркетинг некоммерческих организаций основан на усилении социального эффекта деятельности этих организаций и направлен на привлечение дополнительного финансирования вузам.
Создание Эндаументфондов в высших учебных заведениях;
применение франчайзинговой модели финансирования студентов потенциальными работодателями;4Мероприятия, направленные на совершенствование методики проведения мониторингов эффективности вузовПроблемы реформирования системы высшего образования
пересмотр критериев оценки эффективности деятельности вузов (дифференцияация критерия наличия иностранных студентов по странам, отказ от оценки эффективности вузов по их площади).5Мероприятия направленные на решения проблем противоречий рынка труда и рынка образовательных услугДисбаланс спроса и предложения между рынком труда и рынком образовательных услуг
проведение мониторингов рынков образовательных услуг для выявления спроса и предложения на данном рынке;
дополнительное стимулирование студентов, обучающихся по приоритетным направлениям подготовки;
совершенствование сайтов вузов путем создания возможности размещения на них резюме выпускников вузов и вакансии партнеров дляудобства обеих сторон;
организация работы служб по трудоустройству на базе вузов для содействия размещения резюме выпускников на сайтах по подбору вакансий, таких как SuperJob.ru, HeadHunter;
интеграция работы центров занятости населения с отделами трудоустройства вузов и проведение «Ярмарок вакансий» не только на региональном уровне, но и на местном;
усиление профориентационной политики приемных комиссий перед началом приема студентов в вузы (разработка современных буклетов, видеороликов с трансляцией на местном телевидении, вирусная реклама, проведение флешмобов, вручения памятных призов на днях открытых дверей и т.д.) и улучшение оказания услуг приемной комиссии (компьютеризация процесса подачи документов, предоставление полной информации о направлениях подготовки бакалавров и магистров и т.д.)6Мероприятия повышения престижности академической деятельности, образовательной системы.
Возрастной ценз;инбридинг;совместительство,
Болонский процессУлучшение системы высшего образования диктует необходимость пересмотра базы преподавателей (персонала организации), разработку мероприятий, направленных на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами, образующими стратегический потенциал, необходимый для решения конкретных целей и задач. Профессия преподавателя становится все менее престижной в связи с недостаточным размером оплаты труда, что вызывает рост среднего возраста преподавателей и совместительство академической практики с инымивидами деятельности, не связанными с образовательным процессом.
разработка качественных требований к персоналу, эквивалентных размеру оплаты труда;
организация социальных проектов и флешмобов для привлечения молодых специалистов к академической деятельности;
улучшение системы стимулирования молодых специалистов, в т.ч. нематериального;
Источник: составлено автором.
Несмотря на рискованный характер нововведений, зарубежный опыт показывает их эффективность и целесообразность. Все предложенные втаблице 5 мероприятия требуют глубокого изучения на предмет возможности их адаптации к современному рынку высшего образования, ведь выход из институциональных ловушек способен решить множество экономических проблем, таких как уровень безработицы, качествоработы персонала и т.д.
Ссылки на источники1.Балацкий Е.В. Теория институциональных ловушек и правовой плюрализм // Общество и экономика. № 10. –2001.2. Балацкий Е.В. Непроизводственные издержки в теории институциональных ловушек/ Сб.: «Актуальные проблемы государственного строительства и управления». М.: ГУУ, 2000. 3. Балацкий Е.В. Функциональные свойства институциональных ловушек // Экономика и математические методы. 2002. № 3.4.Балацкий Е.В. Диссертационная ловушка// Свободная мысль XXI, №2, 2005.
5. Бренделева, Е. А. QWERTYэффекты, институциональные ловушки с точки зрения теории трансакционныхиздержек [Электронный ресурс] // Экономика, социология, менеджмент: федеральный образовательный портал. Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/210907.html. Дата доступа: 31.01.2008.6. Дэвид П. Клио и экономическая теория QWERTY // Истоки: из опыта изучения экономики как структуры и процесса. М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2006.7. Ляско А. Неденежные расчеты в российской переходной экономике: институциональный подход // Доклад. Институт экономики РАН, март, 2001., Нуреев Р.М. Введение // В кн.: Институциональные аспекты взаимодействия власти, общества и бизнеса на постсоветском пространстве (постсоветский институционализм 2012) / Науч. ред.: Р.М. Нуреев, В.В. Дементьев, Е. Капогузов. Омск : Издательство Омского государственного университета, 2013. С. 47.8.Полтерович В.М Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. 2004. № 3; 9.Полтерович В.М Стратегии институциональных реформ. Перспективные траектории // Экономика и математические методы. 2006. Т. 42. Вып. 110. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. Т. 35. № 211. Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика (К новой теории передаточного механизма в макроэкономике) / Кн. 1. Институциональная теория. Методологический эскиз. –М.: ИЭ РАН, 2001. 12. Амосов Б.А. Правовые основания платного образования // Вуз и рынок: Кн. I. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. М., 1992, с. 198216., 13. Арутюнова А.Е., Ермоленко А.А. Рыночные инструменты развития сферы образовательных услуг. Краснодар: ЮИМ, 201014. Берлин С. И., Хуако Х. Ш. Методология формирования системы повышения эффективности образовательных услуг в период модернизации. –Краснодар: Издво Кубанского социальноэкономический института, 2013.15. Кетова Н. П. Образовательные услуги российских вузов: тенденции развития, принципы управления качеством, оценки, направления совершенствования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2014, № 4.16. Клячко Т. Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения. М.: Издательский дом «Дело» РАНХ и ГС, 2013., Кощеева Н. А. Основные направления обеспечения качества высшего образования // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. –2011, № 1.
Применение маркетинговых методов и инструментов для совершенствования институциональных компонентов высшего образовательного пространства России
Аннотация.В статье рассматривается ряд проблем высшего образования, которые негативно отражаются на качестве предоставляемых высшими учебными заведениями услуг. Данные причины сгруппированы в классификацию, предложенную автором,и употребляются в работе как институциональные «ловушки». Автор полагает, что институциональный подход при изучении проблем образования способен дать наиболее полное представление о ситуации. Предложенный комплекс мероприятий может иметь практическое применение в высших учебных заведениях для поддержания их уровня конкурентоспособности и повышения качества и престижности оказываемых образовательных услуг.Ключевые слова:институциональные "ловушки", образовательное пространство, высшее образование, качество образовательных услуг,маркетинговые методы
В большинстве отраслей экономики России рыночные преобразования, и в первую очередь либерализация и конкуренция, привели к повышению качества продукции и услуг. Сфера высшего профессионального образования является очевидным исключением из этой закономерности. Данная сфера услуг в России, несомненно, является высококонкурентной; она в значительной мере либерализована, обслуживает потребности рыночной экономики, где важна качественная продукция, —и, несмотря на все это общий уровень качества образования на данном этапе развития страны в целом остается низким. Данные экономические преобразования высшего профессионального образования сформировалинеэффективные нормы в системе высшего профессионального образования и называются «институциональными ловушками» (далее «ИЛ»).Говоря об институциональных компонентах образовательного пространства, нами была предложена классификация институциональных «ловушек» по признакам. Институциональные компоненты российского высшего профессионального образования в авторской интерпретации были разделены по четырем признакам (Рисунок 1).
Рис. 1.Классификация институциональных «ловушек» Российской высшей школыИсточник: составлено автором
Применение экономических способов воздействия на сферу высшего образования в России возможно посредством применения методов некоммерческого маркетинга, которыйимеет задачи распространения идей, пропаганду ценностей и целей общественных организаций, с влиянием на общество. Конъюнктурарынка образовательных услуг в сфере высшего образования представляет собой многофакторный процесс, который определяется набором показателей (спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг, объем потребления услуг, ёмкость рынка, динамика стоимости образовательных услуг). Данные Росстата свидетельствуют о том, что из 85% граждан страны, имеющих высшее образование, около 60% работают не по специальности. Отсюда можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития экономики в России, рынок труда разбалансирован. Основной спрос у работодателей наблюдается на менеджеров, специалистов сферы продаж, специалистов в области ITтехнологий, программистов и врачей. Явное превышение предложения над спросом наблюдается по следующимвидам профессиональной деятельности (Рисунок 2):
Рис. 2.Превышение предложения над спросом на рынке труда за 2014 г, в коэффициентах напряженности
Выяснено, что самыми престижными направлениями подготовки в высших учебных заведениях являются: менеджмент, управление персоналом, маркетинг, банковское дело и юриспруденция. Прогнозируется, что будет наблюдаться рост спроса на образовательные услуги до 2025 года, что обусловлено ростом рождаемости в период с 2000 года по 2010. По предварительным прогнозам, рост спроса на услуги высшей школы составит 11%. В условиях усиления конкуренции на рынке образовательных услуг, учреждения высшего образования вынуждены разрабатывать мероприятия для формирования статуса рентабельных организаций при проведении мониторингов эффективности деятельности высших учебных заведений. Предложенные автором маркетинговые мероприятия направлены на поддержания уровня конкурентоспособности и решения основных проблем высшей школы (Таблица 1).
00,511,522,533,51,71,31,92,13,22,6Таблица 1 Практические рекомендации
по применению маркетинговых методов и инструментов для совершенствования компонентов высшего образовательного пространства России
№Наименование маркетингового мероприятияРешаемая проблемаХарактеристика мероприятия1
Мероприятия по продвижению образовательных услуг;
Мероприятия по привлечению потенциальных клиентов;
Мероприятия по формированию лояльности потребителей;Демографическая «яма»По прогнозным данным, до 2020 года в России будет ощущаться нехватка абитуриентов в вузах, что возможно решить за счет ряда мероприятий, направленных на продвижение услуг высшей школы, привлечению потенциальных клиентов, в т.ч. иностранных и мероприятий по формированию лояльности потребителей, что способно обеспечить дополнительный приток потребителей услуг
Стимулирования участия российских вузов в российских и международных ярмарках и выставках (предлагается включать показатель участия в выставках в систему показателей мониторинга эффективности вузов);
привлечение иностранных студентов для обмена опытом в вузы страны;совершенствования событийного маркетинга путем проведения российских и международных мероприятий, таких как «Дни открытых дверей»,«Ярмарки вакансий», «Дни российского высшего образования» и т.д.;наладка коммуникационных каналов распространения информации (газеты, журналы, видео, интернетрассылки и т.д.);совершенствование webсайтов высших учебных заведений для различных групп потребителей (людей с ограниченными возможностями, иностранных граждан и т.д.);
2Мероприятия по повышению имиджа учреждений высшего образования
Повышение конкурентоспособности образовательных организаций; формирование стимулов и мотивации в академической деятельности и при повышении квалификации
организация волонтерского движения по созданию видеороликов и новостных передач о российском высшем образовании, особенностях педагогической практики в вузах и трансляцией по телевидению;
созданиесоциальной рекламы, направленной на повышение имиджа высших учебных заведений;
разработка маркетинговой политики повышения эффективности сайтов вузов (размещение на сайте истории вуза, материальной базы, полного перечня предоставляемых услуг, преподавательском составе, своевременного обновления стоимости образовательных услуг, информации о студенческой жизни, информации о партнерах и потенциальных работодателях, информации о наличии мест прохождения производственной практики, наличие CRMсервиса на сайте вузов, оценка юзабилити сайтов);
наличие блогов вузов в социальных сетях;
проведение SWOTанализа учреждений высшего образования для выявления сильных и слабых сторон и построения правильной стратегии для повышения конкурентоспособности организации;
3Мероприятия по привлечению дополнительного финансирования вузам
Недофинансирование вузовМаркетинг некоммерческих организаций основан на усилении социального эффекта деятельности этих организаций и направлен на привлечение дополнительного финансирования вузам.
Создание Эндаументфондов в высших учебных заведениях;
применение франчайзинговой модели финансирования студентов потенциальными работодателями;4Мероприятия, направленные на совершенствование методики проведения мониторингов эффективности вузовПроблемы реформирования системы высшего образования
пересмотр критериев оценки эффективности деятельности вузов (дифференцияация критерия наличия иностранных студентов по странам, отказ от оценки эффективности вузов по их площади).5Мероприятия направленные на решения проблем противоречий рынка труда и рынка образовательных услугДисбаланс спроса и предложения между рынком труда и рынком образовательных услуг
проведение мониторингов рынков образовательных услуг для выявления спроса и предложения на данном рынке;
дополнительное стимулирование студентов, обучающихся по приоритетным направлениям подготовки;
совершенствование сайтов вузов путем создания возможности размещения на них резюме выпускников вузов и вакансии партнеров дляудобства обеих сторон;
организация работы служб по трудоустройству на базе вузов для содействия размещения резюме выпускников на сайтах по подбору вакансий, таких как SuperJob.ru, HeadHunter;
интеграция работы центров занятости населения с отделами трудоустройства вузов и проведение «Ярмарок вакансий» не только на региональном уровне, но и на местном;
усиление профориентационной политики приемных комиссий перед началом приема студентов в вузы (разработка современных буклетов, видеороликов с трансляцией на местном телевидении, вирусная реклама, проведение флешмобов, вручения памятных призов на днях открытых дверей и т.д.) и улучшение оказания услуг приемной комиссии (компьютеризация процесса подачи документов, предоставление полной информации о направлениях подготовки бакалавров и магистров и т.д.)6Мероприятия повышения престижности академической деятельности, образовательной системы.
Возрастной ценз;инбридинг;совместительство,
Болонский процессУлучшение системы высшего образования диктует необходимость пересмотра базы преподавателей (персонала организации), разработку мероприятий, направленных на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами, образующими стратегический потенциал, необходимый для решения конкретных целей и задач. Профессия преподавателя становится все менее престижной в связи с недостаточным размером оплаты труда, что вызывает рост среднего возраста преподавателей и совместительство академической практики с инымивидами деятельности, не связанными с образовательным процессом.
разработка качественных требований к персоналу, эквивалентных размеру оплаты труда;
организация социальных проектов и флешмобов для привлечения молодых специалистов к академической деятельности;
улучшение системы стимулирования молодых специалистов, в т.ч. нематериального;
Источник: составлено автором.
Несмотря на рискованный характер нововведений, зарубежный опыт показывает их эффективность и целесообразность. Все предложенные втаблице 5 мероприятия требуют глубокого изучения на предмет возможности их адаптации к современному рынку высшего образования, ведь выход из институциональных ловушек способен решить множество экономических проблем, таких как уровень безработицы, качествоработы персонала и т.д.
Ссылки на источники1.Балацкий Е.В. Теория институциональных ловушек и правовой плюрализм // Общество и экономика. № 10. –2001.2. Балацкий Е.В. Непроизводственные издержки в теории институциональных ловушек/ Сб.: «Актуальные проблемы государственного строительства и управления». М.: ГУУ, 2000. 3. Балацкий Е.В. Функциональные свойства институциональных ловушек // Экономика и математические методы. 2002. № 3.4.Балацкий Е.В. Диссертационная ловушка// Свободная мысль XXI, №2, 2005.
5. Бренделева, Е. А. QWERTYэффекты, институциональные ловушки с точки зрения теории трансакционныхиздержек [Электронный ресурс] // Экономика, социология, менеджмент: федеральный образовательный портал. Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/210907.html. Дата доступа: 31.01.2008.6. Дэвид П. Клио и экономическая теория QWERTY // Истоки: из опыта изучения экономики как структуры и процесса. М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2006.7. Ляско А. Неденежные расчеты в российской переходной экономике: институциональный подход // Доклад. Институт экономики РАН, март, 2001., Нуреев Р.М. Введение // В кн.: Институциональные аспекты взаимодействия власти, общества и бизнеса на постсоветском пространстве (постсоветский институционализм 2012) / Науч. ред.: Р.М. Нуреев, В.В. Дементьев, Е. Капогузов. Омск : Издательство Омского государственного университета, 2013. С. 47.8.Полтерович В.М Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. 2004. № 3; 9.Полтерович В.М Стратегии институциональных реформ. Перспективные траектории // Экономика и математические методы. 2006. Т. 42. Вып. 110. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. Т. 35. № 211. Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика (К новой теории передаточного механизма в макроэкономике) / Кн. 1. Институциональная теория. Методологический эскиз. –М.: ИЭ РАН, 2001. 12. Амосов Б.А. Правовые основания платного образования // Вуз и рынок: Кн. I. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. М., 1992, с. 198216., 13. Арутюнова А.Е., Ермоленко А.А. Рыночные инструменты развития сферы образовательных услуг. Краснодар: ЮИМ, 201014. Берлин С. И., Хуако Х. Ш. Методология формирования системы повышения эффективности образовательных услуг в период модернизации. –Краснодар: Издво Кубанского социальноэкономический института, 2013.15. Кетова Н. П. Образовательные услуги российских вузов: тенденции развития, принципы управления качеством, оценки, направления совершенствования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2014, № 4.16. Клячко Т. Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения. М.: Издательский дом «Дело» РАНХ и ГС, 2013., Кощеева Н. А. Основные направления обеспечения качества высшего образования // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. –2011, № 1.