Обучение младших школьников с общим недоразвитием речи, осложнённым синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, пересказу посредством мнемотехники

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Блажевич А. В. Обучение младших школьников с общим недоразвитием речи, осложнённым синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, пересказу посредством мнемотехники // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 786–790. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86170.htm.
Аннотация. В статье представлены возможные направления логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, которое отягощено синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Раскрываются особенности работы по обучению данной категории детей пересказу с применением мнемотехник: мнемодорожка, мнемотаблица, блоки-квадраты, коллаж.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Корнева Анна Владимировна,Студент, Омский государственный педагогический университет, г. Омск.anka_0308@mail.ru

Обучение младших школьниковс общим недоразвитием речи, осложнённогосиндромом дефицита внимания и гиперактивностью, пересказу посредством мнемотехники

Аннотация.В статье представлены возможные направления логопедической работы с детьми, имеющимиобщее недоразвитие речи, которое отягощено синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Раскрываются особенности работы по обучению данной категории детей пересказу с применением мнемотехник: мнемодорожка, мнемотаблица, блокиквадраты, коллаж. Ключевые слова:общее недоразвитие речи, синдром дефицита внимания и гиперактивности, пересказ, мнемотехники, мнемодорожка, мнемотаблица, блокиквадраты, коллаж.

В современных дошкольных и школьных учреждениях часто встречаются дети, которые не могут долгое время заниматься одним и тем же делом, мешают сверстникам или взрослым, кроме того они очень беспокойны, суетливыи расторможены. Такое поведение получило название синдромадефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).У таких детей наблюдается недостаточность познавательных функций, а также специфическаязадержкав моторном и речевом развитии.Изучением особенностейформирования речи удетей с СДВГ занимались такие учёные, как Е.М. Мастюкова, Н.Н. Заваденко, А.Л. Сиротюки др. Они отмечают, что к концу раннего детствау детей с СДВГ наблюдается задержка речевого развития, которая зачастую приводит к речевой патологии. Как правило, эти дети много и сбивчивоговорят, не заканчивая фраз, перескакивая с мысли на мысль. При этом словарный запас бедный, а в предложениях встречаются аграмматизмы[1, 2, 3]. Также, стоит отметить, что СДВГ усугубляет речевой дефект при общем недоразвитии речи (ОНР). Речьмладших школьников с ОНР, осложнённогоСДВГ, в большинстве случаев непонятна окружающим, изза того, что отсутствует связь между высказываниями, встречаются неуместные повторы одной и той же информации и «застревания» на несущественных деталях. Учитывая структуру дефекта при ОНР, осложнённогоСДВГ, мы говорим о необходимости комплексной логопедической помощи, т.е. помимо работы по развитию связной устной речи, необходимо включить работу по устранению гиперактивности и улучшению внимания. При работе над устранением гиперактивности мы рекомендуем использовать аутогенные техники –это упражнения, направленные на регуляцию эмоционального состояния. Работая над улучшением внимания,мы советуем применять игровые упражнения, направленные на развитие устойчивости и концентрации внимания. В процессе подбора упражнений мы опирались на методики таких авторов, как Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой и М.И. Чистяковой. [4, 5].Для развития связной устной речиу детей с ОНР, осложнённогоСДВГ, рекомендовано использовать мнемотехники, которые можно применить в работе над составлениемтекстового сообщения [6]. В основу работы по обучению детейпересказунами были положены мнемотехникипод авторством Т.В. Большова и В.П. Глухова, которые используются на различных этапах работы[7, 8]. Вся работа по данному направлению разделена на четыре взаимосвязанных этапа: 1) подготовка к восприятию текста, в ходе которого используется мнемодорожка; 2) отработка и пересказ текста с опорой на мнемотаблицу; 3) отработка и пересказ текста с опорой на блокиквадраты; 4) отработка и пересказ текста с опорой на коллаж.Первый этап направлен на подготовку детей к восприятию текста. На нём педагог загадывает загадки, связанные с персонажами будущего текста, а ответы, в виде символьных изображений, помещаются в мнемодорожку.Например, при работе над сказкой «Лиса и журавль», логопед загадывает загадку, ответом на которую будет служить слово «лиса». Ответ помещается в первую ячейку ввиде символьного изображения.Так отгадываются загадки ко всем ячейкам мнемодорожки(рис.1). Далее дети знакомятся с текстом. Развитие концентрации внимания на данном этапе происходит за счёт повышения интереса к содержанию заданий.Устранение гиперактивности осуществляется через смену различныхвидов деятельности.

Рис. 1.Ответы на загадки, помещённые в мнемодорожку

После знакомства с текстом, следует перейти ко второму этапу: отработки и пересказ текста с опорой на мнемотаблицу.Мнемотаблица –это схема,таблица,в которую заложена определённая информация.Каждое предложение или несколько предложений в виде символьных изображений заносятся в конкретную ячейку. Например, предложение «Лиса и журавль подружились». –Соотносится с первой ячейкой мнемотаблицы(рис. 2).При этом педагог зачитывает текст и последовательно «открывает» ячейки мнемотаблицы. Далее дети пробуют пересказать текст самостоятельно. Особое значение этапотработки текста с помощью мнемотаблицыимеет для развития концентрации внимания, т.к. детям необходимо соотносить отдельную часть текста с конкретной ячейкой мнемотаблицы.Также развитие концентрации внимания происходит за счёт использования цветовых маркировок важных деталей, а также за счёт выделения ключевых событий. Устранение гиперактивности происходит черезвключение динамических пауз и упражнений на расслабление.

Рис.2.Отработка и пересказ сказки «Лиса и журавль» с опорой на мнемотаблицу

На третьем этапе работы,пересказ текста осуществляется с опорой на блокиквадраты. Блокиквадраты представляют собой линейно расположенные квадраты,вкупе с сюжетными картинками. Сначала, детям необходимо расположить сюжетные картинки в правильной последовательностив блокиквадраты, а затем, пересказать текст, учитывая последовательность картинок.Таким образом, сюжетные картинки связаны не с конкретным предложением, как на предыдущем этапе, а с отдельной частью текста(рис. 3).Развитие концентрации внимания и устранение гиперактивности происходит за счёт техже приёмов, что и на предыдущих этапах[3 с.71].

Рис.3.Отработка и пересказ сказки «Лиса и журавль» с опорой на блокиквадраты

На четвёртом этапеосуществляется пересказ текста с опорой на коллаж. Коллаж содержит различные графические изображения, имеющие отношение к рассказу(рис. 4). Сначала, дети создают коллаж,отбирая изображения,относящиеся к конкретному тексту. После осуществляется пересказтекст, с опорой наколлаж. Развитие концентрации внимания происходит в процессе создания коллажа, когда дети отбирают нужные изображения [2 c.12].Устранение гиперактивности происходит за счёт тех же приёмов, что и на предыдущих этапах.

Рис.4.Пересказ сказки «Лиса и журавль» с опорой на коллаж

Важно отметить то, как устанавливается взаимосвязь между наглядным и речевым материалом. Чем содержание текста доступнее детям, тем развёрнутость наглядного материала уменьшается. А это, в свою очередь влияет не только на развитие устойчивости и концентрации внимания, но и на развитие памяти.Поскольку мнемотехники предполагают работу с наглядным материалом, то необходимо указать требования к нему, в частности требования к цвету, т.к. именно он может в разной степени влиять на состояние нервной системы. Так, отметим, что преобладать должны синие и зелёные тона, т.к. они влияют на нервную систему успокаивающе, снимая нервное напряжение. Яркие же цвета используются ограниченно, в тех случаях, когда нужно выделить важную деталь.Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что мнемотехники способствуют не толькоречевому развитию детей с ОНР, осложнённогоСДВГ, но и ослаблению дефицита внимания и снятию гиперактивности, а это позволит сделать логопедические занятия доступными и эффективными для данной категории детей.

Ссылки на источники1.Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. –М.: Просвещение, 1992. –95 с.:ил.2.Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Н. Заваденко. –М.: Издательский центр «Академия», 2005.–256 с. 3.Сиротюк,А.Л.Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А.Л. Сиротюк. М.: ТЦ Сфера, 2003 125с.4.Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентовпедагогических институтов по специальности “Логопедия” / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. —М.:В.Секачев, 1998 304 с.: ил.5.Чистякова, М.И. Психогимнастика / Под. ред. М.И. Буянова –2е изд. –М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. –160 с.6.Коновалова, С.Н.К вопросу о формировании предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Коновалова// Дефектология: научнометодический журнал /. –2004. –№5 2004. –с. 5055. 7.Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники /Т.В. Большева. СПб. «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2001.143 с.8.Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. –2е изд., испр. И доп. –М.:АРКТИ, 2004. –168 с.