Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся как социально-педагогическая проблема

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петухова О. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся как социально-педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 811–815. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86175.htm.
Аннотация. Становление и развитие личности в социокультурном образовательном пространстве осуществляется на основе развития универсальных учебных действий, дающих возможность учащимся в дальнейшем самостоятельно овладевать новыми знаниями, умениями и компетентностями. Современное общество «требует» человека, который был бы готов и способен к самостоятельному критическому овладению знаниями, стремящегося к постоянным изменениям, действующего самостоятельно и принимающего ответственные решения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Петухова Ольга Александровна,студентканаправления «Педагогическое образование» Института психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»oap2020@mail.ru

Формирование коммуникативных универсальных учебных действийу учащихся каксоциальнопедагогическая проблема

Аннотация.Становление и развитие личности в социокультурном образовательном пространстве осуществляется на основе развития универсальных учебных действий, дающих возможность учащимся в дальнейшем самостоятельно овладевать новымизнаниями, умениями и компетентностями. Современное общество«требует» человека,который был бы готов и способен к самостоятельному критическомуовладениюзнаниями,стремящегося к постоянным изменениям, действующего самостоятельно и принимающего ответственные решения.

Ключевые слова: универсальные учебные действия(УУД), коммуникативные,личностные, регулятивные, познавательные.

Перемены, которые происходят на современном этапе общественного развития,настойчивотребуют скорейшегомодернизацииобразовательного пространства, корректировкицелей образования, которые учитывали бы государственные,общественныеи личностные потребности. Вэтой связи основнымнаправлением модернизации становится актуализацияразвивающего потенциала ФГОС.Пока современная школа на практике продолжает свой ориентир на репродуктивный характер обучения, «готовя» хорошего исполнителя, хотя современное общество уже нуждается в человеке, который был бы способен к самостоятельному овладеваниюзнаниями иготовым на протяжении своейжизни неоднократно переучиваться, принимать ответственные решения[1]. Вжизнедеятельности человека главнымявляется не сумма накопленных знаний, а способность пользоваться этими знаниями, т.е. не только структурные, но и деятельностныекачества.Огромный потенциал заложенв процессе освоения УУД. При этом в ФГОС показателями результатов определены: предметные, метапредметные (умственные действия учащихся,которыенаправленына анализ и последующее управление когнитивнопознавательнойдеятельностью) и личностные результаты.Таким образом,современная школапоставлена перед задачей«научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «Вновое тысячелетие») [2].Но, до настоящего временипоставленные задачине решены. Большинство школьников показывают достаточно слабуюподготовленность к самостоятельному обучению, приобретению нужнойинформации; неумение решать проблемные ситуации, находить решения в нестандартных обстоятельствах.Выпускники школ затрудняются адаптироваться в быстро меняющемся мире. И, как результат–покинув стены школы, теряются, не могут найти предназначение, чтонеизбежноприводит к отрицательнымсоциальным последствиям[3].Не случайно перед современной школойактуализировалась проблема «научения» школьниковсамостоятельному получению ЗУНи компетенциями, включаяорганизующую основу, т.е. умениеучиться. Способностьучащихсяк самостоятельному овладению ЗУН и компетентностям, обеспечиваетсятем, что УУД,открываютпереднимивозможности ориентации в информации.

Когда мы ставим вопрос о достижении уровня «умение учиться», то имеем в виду овладение учащимися всех компонентов учебной деятельности, включающие учебнопознавательныемотивы, учебную цель и задачу, действия и операции, которые связаныс ориентировкой,преобразованием материала, контролеми оценкиЗУН. Умение учиться повышает уровеньосвоения учащимися предметных знаний, овладения компетенциями, понимания современного образа мира, ценностей и смыслов длясубъективного морального выбора.При этом, кфункциям УУДотносятся:1. Созданиеусловий для самостоятельного выполнения учащимися учебной деятельности, умения ставить перед собой цели, находить необходимые средства и способы для их достижения, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.2. Обеспечение необходимыми условиями для гармоничногостановления иразвития личности, ее самоорганизации и самореализации, готовности к непрерывному образованию; продуктивного усвоенияЗУН и компетенций в разных предметных областях [4].В составе базовых видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, следует выделить четыреблока:личностный, регулятивный(связан с действиями саморегуляции), познавательный и коммуникативный. Кратко рассмотрим все перечисленные виды УУД, уделив внимание коммуникативнымУУД.Итак,личностныеУУДявляются основанием для формирования ценностносмысловой ориентации учащихся (умение сопоставлять поступки и события со сложившимисяэтическими принципами, принятие моральных норм, ценностейи умение выбирать нравственный стильповедения), разбираться в социальных ролях иуметь выстраивать межличностные отношения. В учебной деятельности можновыделитьследующие персональныедействия:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределениеи саморазвитие;

смыслообразование, связанное с установлением учащимисявзаимосвязи учебной деятельности с её мотивом, т.е. между конечным результатом учения и «побудителями» этой деятельности.Ученик должен понимать и отвечать на вопрос:что значит для него учение?

нравственноэтическая ориентация связана с оцениваниемсодержания усваиваемого материала (опираясь на социальные и личностные ценности), которое обеспечивает личностный нравственный выборучащегося.Регулятивные УУДдают возможность учащимся включится в учебную деятельность. К ним относятся:

постановка учащимися цели, учебной задачи с опорой на то, что им известно и того, что предстоит узнать;

организация планирования с определением промежуточных целей с учетом конечных результатов;

планирование и конкретизация последовательности действий;

прогнозирование, связанное с предвосхищениемрезультата и предполагаемого уровня усвоения знаний;

организация контроля на основе сопоставления способа действия с его результатами посредствомзаданных эталонов для выявления отклонений;

коррекция предполагает внесение необходимых дополнений и измененийв план и способыдействия при обнаружениирасхожденияс эталоном;

включениеизменений в процесс и результат деятельности на основе оценки этого результатаобучающимся, учителем и товарищами;

оценкадеятельности на основе выделения и осознанияобучающимся уже усвоенногои того, что предстоитусвоить, пониманиекачества и уровня усвоения;

качественная оценка результатов работы;

саморегуляция, как способностьучащегосяк мобилизации внутренних сил и энергии, а также способностьк волевому усилию, связанному с выбором ситуации мотивационногоконфликта, преодолению внешних и внутренних препятствийв деятельности.ПознавательныеУУДвключаютв себя: общеучебные, логически выстроенные учебные действия; постановку и решение проблемы [5, c. 114118].Итак, рассмотрим подробнее сущность коммуникативных УУД.Коммуникативнаядеятельность,сточкизренияМ.И.Лисиной[6],представляетсобойвзаимодействиедвухиболеепартнеровпообщению,котороенаправленонасогласованиеиинтеграциюусилийдляурегулированиявзаимоотношенийиполученияобщегорезультата.АрефьеваА.Е.коммуникативныедействиярассматриваеткакумения органичноилогичнодействоватьвпубличнойситуации,конструктивноуправлятьинициативой,интонированием,речевымивысказываниямииэмоциональнойвыразительностьюречи.Уметьсоставлятьивестикороткийдиалог,точноизлагатьполученныезнания»[7,c.75].Многие исследователи подкоммуникативными УУДпонимают:

действия, которые обеспечиваютсоциальную компетентность, помогают учитывать позиции других людей –партнеров по общению и деятельности;

способность слушать и включатьсяв диалог;

принимать участиев коллективном обсуждениии решениипроблем;

объединяться в группу сверстников, уметьстроить продуктивное общение и взаимодействие, сотрудничатьс одноклассникамии взрослыми.К коммуникативным действиям относятсядействия, связанные с:

планированиемучебного сотрудничества, какс учителем, таки со сверстниками, включающее определение цели, функций участников и способов взаимодействияи общения;

постановкой вопросов на основе инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;

разрешением конфликтов на основе выявления и идентификации проблем, поиска и оценки наиболее эффективныхспособов разрешения конфликта,а, также принятияконструктивного решения и его реализации;

регулированием и управлением поведением партнёров по общению и деятельности на основе контроля, коррекции и оценкиего действий;

умениемс достаточной полнотой и точностью излагатьсвои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владенияне только монологической, нои диалогической формами речи, соответствующей грамматическим и синтаксическим нормам родного языка, современнымсредствам коммуникации [8, c. 8082].Итак, предполагается, что всфере коммуникативных УУДвыпускникам начальной школы предстоит приобрестиумения, которые позволяютучитывать позицию собеседникапо общению и деятельности, организовывать и осуществлятьпродуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватноприниматьи передавать информацию, отражая не только предметное ее содержание, а также условия деятельности в текстах.

И, как результат овладения коммуникативными УУД, младший школьник должен научиться:

адекватноситуациииспользовать коммуникативные, и, прежде всего речевые, средства с целью решения самых разныхкоммуникативных задач, грамотно строитьне толькомонологическое высказывание, но и диалогическое взаимодействие;

толерантности, «допущения» возможности существования у партнеров по общению разных точек зрения на рассматриваемую проблему, включая не совпадающиес его точкой зрения, и согласовывать свою позицию с позицией собеседника;

брать во внимание разные точки зрения и, при этом, координировать самые непредсказуемыепозиции в сотрудничестве;

выражать свое мнения и позицию в рассматриваемом вопросе;

договариваться и находить общее решение в ходе выполнения совместной деятельности, включая ситуации, связанные со столкновением интересов;

конструировать ясные и понятные для собеседника высказывания, которые учитывали бы имеющиеся знания партнера по общению;

формулировать и задавать вопросы;

осуществлять контроль над действиями партнера;

регулировать свои действия с помощью речи;

согласно ситуации использовать все речевые средства с целью решения самых разных коммуникативных задач, выстраивать монологические высказывания [9, c. 163].Все коммуникативные действия можноразделить на три группыв зависимости от особенностей коммуникативной деятельности: 1) коммуникация как взаимодействие, 2) коммуникация как сотрудничество, 3) коммуникация как условиеинтериоризации [10, c. 35].Важными являются следующие формы работы: взаимопроверказаданий, взаимообмен групповыми проблемами; методы разрешения учебного «спора»; нахождение продуктивного решения конфликта.

Например, в процессе взаимопроверки группы используют формы работы, ранее выполняемые учителем. На первых порах одна группа учащихся отмечает ошибки и недочеты в деятельности другой группы, но впоследствии учащиеся переходят к непосредственному содержательному контролю, связанному с выявлением причин ошибок, разъяснению его характера.Такая работа в группе дает возможность каждому ребенку осмыслить свои учебные действия.На первых порах совместной работы учащиеся распределяют и выбирают роли, договариваются о функциях каждого члена группы, организуют и планируют деятельность. В дальнейшемкаждый участник в состоянии выполнить самостоятельно все эти операции. Работав группе дает учащимся как эмоциональную, так и содержательную поддержку, без которой, например, застенчивые или слабые ученики не могут включиться в коллективную работу класса.Такимобразом,

коммуникативныеУУДявляютсядействиями,которыеобеспечиваюткаксоциальнуюкомпетентность,

такиориентациюучащихсянаточкузрениядругогочеловека.Готовностьиспособностьслушатьислышать«другого»,включатьсявдиалог,приниматьучастиевколлективномобсуждениирассматриваемыхпроблем,интегрироватьсявгруппусверстников,выстраиватьснимипродуктивноевзаимодействие,включатьсявсотрудничествососверстникамиивзрослыми.Коммуникативные умения можно и нужно формировать в младшем школьном возрасте, так как этот возраст является сенситивным для введения ребенка в речевую среду и ознакомления его с разнообразными речевыми ситуациями. Ребенок знакомится со средствами выражениясвоих мыслей, эмоций, чувств вслух, пытается строить понятные для партнера высказывания, учится договариваться и приходить к общему решению, учитывая разные точки зрения.

Ссылки на источники1.Фугелова Т.А. Психологические основы личностной активности: на примере зарубежных теорий // В мире научных открытий. 2015.№5.7(65). С. 26032611.2. В новое тысячелетие. Всемирный доклад ЮНЕСКО [Электронный ресурс] URL: http://www. unesco. org/new/en/unesco/.3. Фугелова Т.А. О взаимосвязи профессионального самоопределения, профессиональной идентичности и профессиональной мобильности личности специалиста//Педагогический журнал Башкортостана. 2011. №2 (33). С.2531.4. Карабанова.О.А.Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А.Карабанова// Управление начальной школой. 2009. № 12. С. 911.5. Косикова, Л. В.Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / Л. В. Косикова // Психология обучения. 2014. № 2. С. 114121.6. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Формирование личности ребенка в общении.Питер; СПб.; 2009.7. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. –2012. –№ 2. –С. 7478.8. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьниковв учебновоспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. –2011. –№ 4. –С. 7883.9. Горленко, Н. М.Формирование умений коммуникации: методический аспект составления / Н. М. Горленко // Школьные технологии. 2012. № 2. С.161167.10. Буренкова, Н. В.Коммуникативные универсальные учебные действия на уроках русского языка / Н. В. Буренкова //Начальная школа плюс до и после. 2013. № 3. С. 3335.