Анализ понятия «этническая толерантность» в научной психолого-педагогической литературе
Выпуск:
ART 86184
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Артемьева
В.
А.,
Данилова
М.
В. Анализ понятия «этническая толерантность» в научной психолого-педагогической литературе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
851–855. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86184.htm.
Аннотация. В данной статье проанализировано понятие «толерантность» в современном обществе. Рассмотрена важнейшая характеристика межэтнических отношений – этническая толерантность. Охарактеризован неотъемлемый компонент этнической толерантности – этническая идентичность.
Ключевые слова:
этническая идентичность, толерантность, этническая толерантность, терпимость, межэтнические отношения
Текст статьи
Артемьева Виктория Алексеевна,студент 4курса, Владимирский государственный университетимени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир,Россияrussian_girl02@mail.ru
Данилова Марина Владимировна, к.п.н., доцент кафедрысоциальной педагогии и психологии, Владимирский государственный университетимени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Анализ понятия «этническая толерантность»в научной психологопедагогической литературе
Аннотация. В данной статье проанализированопонятие «толерантность» в современном обществе. Рассмотрена важнейшая характеристикамежэтнических отношений –этническая толерантность.Охарактеризованнеотъемлемыйкомпонентэтнической толерантности –этническая идентичность.Ключевые слова:толерантность, терпимость, этническая толерантность, межэтнические отношения, этническая идентичность.
В настоящее время мир столкнулся с глобальной проблемой –проблемой терпимости людей по отношению друг к другу. Это связано с процессами глобализации, которые направлены на создание мультикультурного общества. Россия –государство многонациональное. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране стоят наиболее остро, так как существует много осложняющих факторов, таких как, тяжелая социальноэкономическая обстановка, разногласия между этническими группами, трудности национальной и миграционной политики.Происходящие в мире изменения и усложнения процессов взаимодействия представителей различных культур предполагают толерантность как системообразующую ценность социального бытия. Важным становится рассмотрение сущности толерантности, направленной на сохранение «своего» при принятии «иного» и вытекающая из этого проблема границ толерантности.Современное рассмотрение содержания категории «толерантность»связано с провозглашением ценности различий, в том числе и этнических в контексте концепции мультикультурализма, в рамках которой была принята декларация принципов толерантности [2].В ней толерантность определяется как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и индивидуальности. Толерантность является фактором движения впротивоположных направлениях –мира и благополучия, интеграции и процветания, либо –усиление противостояний, дезинтеграции и деградации. По мнению психолога В.В.Шалина: «Всепроникающий характер принципов толерантности и диалогасвидетельствует о том, что без усиления их влияния под угрозой находится выполнение главного на сегодня принципа –принципа выживаемости» [16, с. 248].
А.Г.Асмолов, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгеровасвязывают толерантность с принятием другого человека, с проявлением сочувствия и сострадания другому, а также с «признанием ценности многообразия человеческой культуры»[1, с.342].
Они определяют толерантность как «доминанту отказа от агрессии», как «способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какиелибо иные особенности других индивидов» [3, с.152]
Этой же точки зрения придерживается Е.Ю.Клепцова, утверждая, что для толерантного человека характерно «стремление понять оппонента и позитивно с ним взаимодействовать»[7, с.104].Г.Д.Дмитриев, считает, что толерантность предполагает «осознание индивидом того, что мир многомерен, а значит и взгляды на этот мир различны»[5, с.153].Таким образом, анализ позиций разных авторов показывает, что толерантность характеризуют такие основные компоненты, как: понимание, диалогичность, сотрудничество, принятие и терпение. Наиболее важной характеристикой межэтнических отношений является этническая толерантность –«отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной»[6, c.53].Этническая толерантность, по мнению Н.М. Лебедевой, –это отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной [11, с.67].Л.М. Дробижева определяет этническую толерантность как «готовность принять других, такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия» [6, с.40]. Этническая толерантность –способность человека проявлять терпение к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям и т. д. Внешне этническая толерантность отражается в выдержке, самообладании, способности индивида длительно выносить непривычные воздействия чужой культуры без снижения его адаптивных возможностей. Этническая толерантность проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, сопровождается психологической напряженностью. Она имеет степень выраженности в зависимости от наличия у человека опыта общения с представителями той или иной этнической общности [17].В отечественной науке сложилось несколько подходов к пониманию сути этнической толерантности. К примеру, В.А. Тишков трактует ее как «уважение» и «невмешательство» [15, с.17].
Д.В.Корнев рассматривает этническую толерантность как «способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения. Толерантность вовсе не означает понимание других, она означает принятие иных, отличающихся от твоих интересов и целей» [8, с.20].
Этническая толерантность проявляется в поступках, но формируется в сфере сознания и тесно связана с таким социальнопсихологическим компонентом, как этническая идентичность. Т.Г.Стефаненко характеризует этническую идентичность как составную часть социальной идентичности личности, психологическую категорию, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности [14, c.54]. В своих исследованиях Дж.Берри и М. Плизент установили, что позитивная этническая идентичность может дать основание для уважения других этнических групп и выражения готовности обмена идеями, установками или для участия в совместной деятельности. Этническая идентичность фиксирует осознание личностью своей принадлежности к определенной этнической общности. Этническая идентичность, прежде всего, является результатом когнитивноэмоционального процесса осознания себя представителем какоголибо этноса, отождествления себя с ним и обособления от других этносов[14, c.56]. Н.М. Лебедева установила, что позитивная этническая идентичность взаимосвязана с этнической толерантностью и является ее основой. Так же Н.М. Лебедевой было исследовановлияние культурной дистанции на проявление этнической интолерантности[12, c.18]. Было доказано, что увеличение культурной дистанции между этническими группами, при сохранении прочих равных условий, способствуетповышению этнической интолерантности.Социальная дистанция с представителями определенной национальности устанавливается на основе прогноза особенностей их поведения, который в свою очередь происходит на основе актуализации их этнического стереотипа.Понятие «этнический стереотип» является производным понятия «социальный стереотип», введенного У.Липпманом (1922 г.), который представлял их как «картинки мира в голове человека», которые предназначены для экономии усилий при восприятии сложных социальных объектов. Этнический стереотип –относительно устойчивый представления о человеческих качествах, присущих определенным этническим общностям [9]. Английский психолог, автор теории социальной идентичности Г. Теджфелутверждает, что социальные стереотипы усваиваются очень рано, трудно поддаются изменениям, являются грубыми и недифференцированными, с легкостью проявляются и становятся более «отчетливыми» и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.Этнический стереотип является установочным образованием и, соответственно, его структура сходна со структурой социальной установки. Он включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты[13, c.89].Этнические стереотипы подразделяются на две группы: автостереотипы и гетеростереотипы. Под автостереотипом понимается устойчивое представления этноса о своих качествах, которое, как правило, позитивно.Гетеростереотип –это образы представителей других этнических групп, сложившиеся в данной группе, которое может быть как позитивным, нейтральным, так и негативным.Отношения народа с представителями других национальностей являются частью общественного бытия, которое отражается в общественном сознании, а точнее в этническом сознании, являющемся одним из компонентов общественного сознания, на которое сильное воздействие оказывают стереотипы. Согласно В.Ф. Петренко, сознание –«высшая форма психического отражения присущая человеку, как общественноисторическому существу, выступает как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности»[10, c.21]. «Этническое сознание» можно определить как «совокупность ментальных представлений этнической общности о своем месте в мире, включающая социальнопсихологические установки и стереотипы [4].Этническая толерантность выступает как высший уровень культуры межнационального взаимодействия и как средство ирезультат становления и функционирования системы взаимоотношений в разных сферах жизнедеятельности государства.Таким образом, этническая толерантность –это не только отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а наличие позитивного образа иной культуры, сохранениепозитивного восприятия своей собственной.
Ссылки на источники1. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. –416с.2. Бадмаева С.В. Формирование толерантной личности в поликультурномобразовательном пространстве // Начальная школа. –2006. № 6.–С. 2324.3. Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника // История. 2002. № 20. –С. 1820. 4. БудановаВ.Историямировыхцивилизаций:Словарьобязательныхтерминовипонятий.
М.:РУДН,2004.5. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. –М.: Народное образование,2008. –208 с.6. ДробижеваЛ.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы современности/ Век толерантности: Научнопублицистический вестник. 2003.
№ 6. –С. 7681. 7. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учеб.пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2004. 175 с.8. Корнев Д.В. Влияние фольклора на формирование этнической толерантности подростков. Монография. –М.,2013. –136 с.9. Крысько, В. Г. Этнопсихологический словарь / под ред. В.Г. Крысько. М.: Москов. психологосоциальный инт.,2003.10. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. №3.–С. 1626. 11. Лебедева Н. М. Этническая и кросскультурная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: МАКС Пресс, 2011. 191 с.12. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Этническая толерантность в поликультурных регионах России. М.: РУДН, 2002.
296с. 13. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. М.: Генезис, 2000. –88с.
14. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2006. 54с.15. Тишков, В.А. О толерантности / Толерантность и согласие. М. 2007. –С. 1721.16. Шалин В. В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость. –М.: 2001. –356 с.17. Декларация принципов толерантности (Париж, 16.11.1995) [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml(дата обращения 29.01.2016)
Данилова Марина Владимировна, к.п.н., доцент кафедрысоциальной педагогии и психологии, Владимирский государственный университетимени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Анализ понятия «этническая толерантность»в научной психологопедагогической литературе
Аннотация. В данной статье проанализированопонятие «толерантность» в современном обществе. Рассмотрена важнейшая характеристикамежэтнических отношений –этническая толерантность.Охарактеризованнеотъемлемыйкомпонентэтнической толерантности –этническая идентичность.Ключевые слова:толерантность, терпимость, этническая толерантность, межэтнические отношения, этническая идентичность.
В настоящее время мир столкнулся с глобальной проблемой –проблемой терпимости людей по отношению друг к другу. Это связано с процессами глобализации, которые направлены на создание мультикультурного общества. Россия –государство многонациональное. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране стоят наиболее остро, так как существует много осложняющих факторов, таких как, тяжелая социальноэкономическая обстановка, разногласия между этническими группами, трудности национальной и миграционной политики.Происходящие в мире изменения и усложнения процессов взаимодействия представителей различных культур предполагают толерантность как системообразующую ценность социального бытия. Важным становится рассмотрение сущности толерантности, направленной на сохранение «своего» при принятии «иного» и вытекающая из этого проблема границ толерантности.Современное рассмотрение содержания категории «толерантность»связано с провозглашением ценности различий, в том числе и этнических в контексте концепции мультикультурализма, в рамках которой была принята декларация принципов толерантности [2].В ней толерантность определяется как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и индивидуальности. Толерантность является фактором движения впротивоположных направлениях –мира и благополучия, интеграции и процветания, либо –усиление противостояний, дезинтеграции и деградации. По мнению психолога В.В.Шалина: «Всепроникающий характер принципов толерантности и диалогасвидетельствует о том, что без усиления их влияния под угрозой находится выполнение главного на сегодня принципа –принципа выживаемости» [16, с. 248].
А.Г.Асмолов, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгеровасвязывают толерантность с принятием другого человека, с проявлением сочувствия и сострадания другому, а также с «признанием ценности многообразия человеческой культуры»[1, с.342].
Они определяют толерантность как «доминанту отказа от агрессии», как «способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какиелибо иные особенности других индивидов» [3, с.152]
Этой же точки зрения придерживается Е.Ю.Клепцова, утверждая, что для толерантного человека характерно «стремление понять оппонента и позитивно с ним взаимодействовать»[7, с.104].Г.Д.Дмитриев, считает, что толерантность предполагает «осознание индивидом того, что мир многомерен, а значит и взгляды на этот мир различны»[5, с.153].Таким образом, анализ позиций разных авторов показывает, что толерантность характеризуют такие основные компоненты, как: понимание, диалогичность, сотрудничество, принятие и терпение. Наиболее важной характеристикой межэтнических отношений является этническая толерантность –«отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной»[6, c.53].Этническая толерантность, по мнению Н.М. Лебедевой, –это отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной [11, с.67].Л.М. Дробижева определяет этническую толерантность как «готовность принять других, такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия» [6, с.40]. Этническая толерантность –способность человека проявлять терпение к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям и т. д. Внешне этническая толерантность отражается в выдержке, самообладании, способности индивида длительно выносить непривычные воздействия чужой культуры без снижения его адаптивных возможностей. Этническая толерантность проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, сопровождается психологической напряженностью. Она имеет степень выраженности в зависимости от наличия у человека опыта общения с представителями той или иной этнической общности [17].В отечественной науке сложилось несколько подходов к пониманию сути этнической толерантности. К примеру, В.А. Тишков трактует ее как «уважение» и «невмешательство» [15, с.17].
Д.В.Корнев рассматривает этническую толерантность как «способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения. Толерантность вовсе не означает понимание других, она означает принятие иных, отличающихся от твоих интересов и целей» [8, с.20].
Этническая толерантность проявляется в поступках, но формируется в сфере сознания и тесно связана с таким социальнопсихологическим компонентом, как этническая идентичность. Т.Г.Стефаненко характеризует этническую идентичность как составную часть социальной идентичности личности, психологическую категорию, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности [14, c.54]. В своих исследованиях Дж.Берри и М. Плизент установили, что позитивная этническая идентичность может дать основание для уважения других этнических групп и выражения готовности обмена идеями, установками или для участия в совместной деятельности. Этническая идентичность фиксирует осознание личностью своей принадлежности к определенной этнической общности. Этническая идентичность, прежде всего, является результатом когнитивноэмоционального процесса осознания себя представителем какоголибо этноса, отождествления себя с ним и обособления от других этносов[14, c.56]. Н.М. Лебедева установила, что позитивная этническая идентичность взаимосвязана с этнической толерантностью и является ее основой. Так же Н.М. Лебедевой было исследовановлияние культурной дистанции на проявление этнической интолерантности[12, c.18]. Было доказано, что увеличение культурной дистанции между этническими группами, при сохранении прочих равных условий, способствуетповышению этнической интолерантности.Социальная дистанция с представителями определенной национальности устанавливается на основе прогноза особенностей их поведения, который в свою очередь происходит на основе актуализации их этнического стереотипа.Понятие «этнический стереотип» является производным понятия «социальный стереотип», введенного У.Липпманом (1922 г.), который представлял их как «картинки мира в голове человека», которые предназначены для экономии усилий при восприятии сложных социальных объектов. Этнический стереотип –относительно устойчивый представления о человеческих качествах, присущих определенным этническим общностям [9]. Английский психолог, автор теории социальной идентичности Г. Теджфелутверждает, что социальные стереотипы усваиваются очень рано, трудно поддаются изменениям, являются грубыми и недифференцированными, с легкостью проявляются и становятся более «отчетливыми» и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.Этнический стереотип является установочным образованием и, соответственно, его структура сходна со структурой социальной установки. Он включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты[13, c.89].Этнические стереотипы подразделяются на две группы: автостереотипы и гетеростереотипы. Под автостереотипом понимается устойчивое представления этноса о своих качествах, которое, как правило, позитивно.Гетеростереотип –это образы представителей других этнических групп, сложившиеся в данной группе, которое может быть как позитивным, нейтральным, так и негативным.Отношения народа с представителями других национальностей являются частью общественного бытия, которое отражается в общественном сознании, а точнее в этническом сознании, являющемся одним из компонентов общественного сознания, на которое сильное воздействие оказывают стереотипы. Согласно В.Ф. Петренко, сознание –«высшая форма психического отражения присущая человеку, как общественноисторическому существу, выступает как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности»[10, c.21]. «Этническое сознание» можно определить как «совокупность ментальных представлений этнической общности о своем месте в мире, включающая социальнопсихологические установки и стереотипы [4].Этническая толерантность выступает как высший уровень культуры межнационального взаимодействия и как средство ирезультат становления и функционирования системы взаимоотношений в разных сферах жизнедеятельности государства.Таким образом, этническая толерантность –это не только отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а наличие позитивного образа иной культуры, сохранениепозитивного восприятия своей собственной.
Ссылки на источники1. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. –416с.2. Бадмаева С.В. Формирование толерантной личности в поликультурномобразовательном пространстве // Начальная школа. –2006. № 6.–С. 2324.3. Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника // История. 2002. № 20. –С. 1820. 4. БудановаВ.Историямировыхцивилизаций:Словарьобязательныхтерминовипонятий.
М.:РУДН,2004.5. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. –М.: Народное образование,2008. –208 с.6. ДробижеваЛ.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы современности/ Век толерантности: Научнопублицистический вестник. 2003.
№ 6. –С. 7681. 7. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учеб.пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2004. 175 с.8. Корнев Д.В. Влияние фольклора на формирование этнической толерантности подростков. Монография. –М.,2013. –136 с.9. Крысько, В. Г. Этнопсихологический словарь / под ред. В.Г. Крысько. М.: Москов. психологосоциальный инт.,2003.10. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. №3.–С. 1626. 11. Лебедева Н. М. Этническая и кросскультурная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: МАКС Пресс, 2011. 191 с.12. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Этническая толерантность в поликультурных регионах России. М.: РУДН, 2002.
296с. 13. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. М.: Генезис, 2000. –88с.
14. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2006. 54с.15. Тишков, В.А. О толерантности / Толерантность и согласие. М. 2007. –С. 1721.16. Шалин В. В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость. –М.: 2001. –356 с.17. Декларация принципов толерантности (Париж, 16.11.1995) [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml(дата обращения 29.01.2016)