Окказиональные слова и их изучение в школе
Выпуск:
ART 86228
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Метликина
Л.
С.,
Метликина
Л.
С. Окказиональные слова и их изучение в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1056–1060. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86228.htm.
Аннотация. В данной статье исследован теоретический аспект проблемы окказиональности и выявлены особенности изучения окказиональных слов в общеобразовательной школе. Также проанализированы четыре линии учебно-методических комплексов по русскому языку и предпринята попытка разработать упражнения, включающие анализ окказиональных слов, их образование и использование.
Ключевые слова:
урок, русский язык, общеобразовательная школа, окказиональность, окказиональное слово
Текст статьи
Мицул Наталья Давидовна,студентка 6 курса заочного отделения филологического факультета ГОУ ВО МО «Государственный социальногуманитарный университет», г. Коломнаmila2279@mail.ru
Метликина Людмила Сергеевна,кфилн, доцент кафедры русского языка ГОУ ВО МО «Государственный социальногуманитарный университет», г. Коломнаmila2279@mail.ru
Окказиональные слова и их изучение в школе
Аннотация.В данной статье исследован теоретический аспект проблемы окказиональности и выявлены особенности изучения окказиональных слов в общеобразовательной школе. Также проанализированы четыре линии учебнометодических комплексов по русскому языку и предпринята попытка разработать упражнения, включающие анализ окказиональных слов, их образование и использование.Ключевые слова:окказиональность, окказиональное слово, русский язык, урок, общеобразовательная школа.
В современной лингвистике большое внимание уделяется вопросам теории окказиональности исследуются проблемы определения окказионального слова, выявляются признаки, отличающие окказионализм от неологизма, анализируются модели, используемые в авторском словообразовании и т.д.В первую очередь, с окказиональными словами мы встречаемся в художественной литературе. Для автора это возможность выразить себя как личность, уйти от шаблонности и литературных клише, ярче выразить свое мировоззрение, стать более заметным для читателя. Одним из способов выражения индивидуальности автора становится создание окказиональных слов, которые, по словам Н.Г. Бабенко «отличаются исключительными образопорождающими возможностями»[5: 92].В основном авторские новообразования создаются по уже существующим в словообразовании моделям. Этим окказиональные слова очень похожи на неологизмы. Отличие в том, что неологизмы вошли в язык и стали общеупотребительными, а окказионализмы существуют только лишь в определенном контексте. В «Словаре лингвистических терминов» О.С. Ахмановой находим такую трактовку термина «окказиональный» «не узуальный, не соответствующий общепринятому употреблению, характеризующийся индивидуальным вкусом, обусловленный специфическим контекстом употребления»[1: 284].Одна из особенностей русского языка в том, что его словарный состав постоянно пополняется за счет новых лексических единиц. В связи с ростом числа индивидуальноавторских (окказиональных) слов в произведениях литературы, в публицистике, а так же в живой речи возникает острая потребность тщательного изучения этих слов на уроках гуманитарного цикла (русского языка, литературы, риторики) в школе. Это дает учащимся возможность лучше осмыслить значение и функциональность таких слов в тексте и в устной речи. Изучение окказионализмов в школе развивает у учащихся такие умения, как умение осознать и обнаружить закономерности в системе языка, это и обеспечивает формирование «этимологического, словообразовательного мышления»[9: 170].Умение анализировать и образовывать окказиональные слова является показателем уровня развития языковой компетентности и лингвистической креативности учащихся. Но, как правило, школьный курс ограничивается лишь общими положениями об индивидуальноавторских образованиях в современном русском языке, и слова, рассматриваемые в школьных учебниках, уже потеряли оттенокнеобычности и новизны. Все вышеперечисленное накладывает на учителясловесника определенную задачу, а именно, привлечение внимания к родному языку и формирование языкового вкуса у учащихся. Окказионализмы вызывают «цепь ассоциаций» и служат средством длясоздания оригинального словесного образа, а также благодаря своей экспрессивности вызывают гамму чувств и ассоциаций, становятся «отправной точкой» для создания текста. Именно это и обуславливает актуальность темы настоящего исследования.Цель работы проанализировать теоретический аспект данной проблемы и выявить особенности изучения окказиональных слов в школе.Объект исследования процесс изучения предмета «Русский язык» в школе, предмет методические особенности изучения окказиональных образований на уроках русского языка.Поставленная цель определила задачи:1.Проанализировать теоретические и методологические аспекты изучения окказиональных слов в школе.2.Разработать упражнения, включающие анализ окказиональных слов, их образование и использование.Интерес к проблеме создания и функционирования окказиональных единиц, их роли в контексте художественных произведений возник в советской лингвистике в конце 50х годов исвязан с именем Н. И. Фельдман, определившей сущность контекстных новообразований. Теорииокказиональных слов были посвящены работы О. И. Александровой, Г. О. Винокура, О. А. Габинской, Е. А. Земской, В. В. Лопатина, А. Г. Лыкова, М. С. Малеевой, Р. Ю. Намитоковой, А. И. Смирницкого, И. С. Улуханова, Н. М. Шанского и др. Исследователи изучали вопросы, связанные с терминологическим аппаратом данной темы, выявляли причины возникновения окказиональных образований в языке, определяли признаки окказионализмов, делали предположения об их дальнейшей судьбе.Следует подробнее остановиться на вопросе, касающемся терминологического аппарата проблемы окказиональности. Он до сих пор остается дискуссионным изза множества дефиниций и неоднозначности их трактовки. В лингвистической литературе существует более тридцати обозначений авторских новообразований: авторские неологизмы (В. А. Звегинцев, Р. Ю. Намитокова), стилистические неологизмы (В. Н. Тамахин), индивидуальные неологизмы (Р. Ю. Намитокова), поэтические новообразования (М. А. Бакина, Т. В. Пименова, О. М. Чумакова), речевые новообразования (Н. А. Богданов, М. А. Петриченко), контекстуальные образования (М. С. Малеева), индивидуальноавторские образования (О. А. Габинская, В. М. Костюков), словасамоделки (Н. И. Фельдман), потенционализмы (Э. В. Кузнецова), потенциальные слова (А. И. Смирницкий), лексические инновации (О. А. Габинская), неузуальные образования (Е. И. Орлова), окказионализмы (Э. И. Ханпира), окказиональные слова (А. Г. Лыков), словообразовательные аномалии (Т. Б. Радбиль), креатемы (Л. А. Новиков, В. П. Григорьев) и т.д. В определениях учитываются такие признаки новообразований, как индивидуальная принадлежность, творимость, определенная сфера применения, полная зависимость от контекста, способность актуализироваться в речи и несоответствие их узусу.Как показал обзор, авторы расходятся в вопросах терминологии, но сходятся в понимании окказионализма как контекстуально закрепленной единицы. В настоящей работе в качестве рабочего принят термин окказиональное слово. Он представляется нам наиболее кратким, содержательно определенным. Под окказиональными мы понимаем слова, являющиеся результатом индивидуальноавторского творчества. Они характеризуются рядом специфических признаков, отличающих их от общепринятых в системе языка слов. А.Г.Лыков выделил девять признаков, отграничивающих русское окказиональное слово от канонического: принадлежность к речи, творимость (невоспроизводимость), словообразовательная производность, ненормативность, функциональная одноразовость, экспрессивность, номинативная факультативность, синхроннодиахронная диффузность и индивидуальная принадлежность [8:11].
В данном исследовании за основу принято широкое понимание окказиональной единицы, включающее и потенциальные слова (такое деление признается только на словообразовательном уровне в зависимости от «чисто» или окказиональной реализации словообразовательных типов). Вслед за А.Г.Лыковым под словообразовательными окказионализмами мы подразумеваем «речевую экспрессивную единицу, обладающую свойствами невоспроизводимости, ненормативности, номинативной факультативности, словообразовательной производимости, функциональной одноразовости, индивидуальной принадлежности и синхроннодиахронной диффузности» [8:46].Окказиональным, на наш взгляд, может быть признано новое слово, созданное по языковым словообразовательным типам различной степени продуктивности, а также с помощью окказионального словообразования, при условии его незакрепленности в словарях. Характерным признаком окказиональных слов является их зависимость от контекста. Каждый раз создаваемые, творимые (а не воспроизводимые), они дальше породившего их контекста не уходят [2:34].В определение окказионализма нами не включен признак новизны, который в большинстве работ по окказиональности назван определяющим. Есть больше оснований, как нам кажется, согласиться с мнением А.Г.Лыкова, отрицающего признак постоянной новизны слова и включающего в определение признак необычности единицы: «Думается, что постоянная новизна слова, пусть даже и окказионального, его новизна временная логически немыслима и лингвистически несостоятельна. Не новизна, а необычность, диковинность вот что является главным и постоянным признаком окказионализма» [8:74].Источником появления окказиональных слов является словообразовательная система языка, позволяющая образовывать окказиональные производные единицы путем создания словообразовательных аналогий как результата относительно свободной комбинации морфем. Е.А.Земская отмечает, что «аналогия при этом действует и как фактор регулярности, единообразия (так как окказионализм берет за образецобычное слово), и как фактор нарушения регулярности (так как окказионализм, беря за образец обычное слово, чемто не похож на него, отличается от него)» [6:241].
Мы также исследовали словари окказиональных слов, которые в большинстве своем являются словообразовательными, отражают наиболее продуктивные типы индивидуального словообразования, поясняют вопрос о месте окказионального слова в языковой системе, отражают общие принципы функционирования окказионализмов в художественной речи и историю окказионального слова.Таким образом, мы рассмотрели проблему окказиональности в русском языке выяснили, что существует две точки зрения: одни ученые рассматривают окказионализмы как отдельную группу слов, а другие не признают разницы между окказионализмами и неологизмами. При этом до сих пор не существует четких границ в различении понятий окказионализмов и неологизмов.Также нами было выяснено, что окказиональные слова в конце XX начале XXI века стали отражением тех социокультурных, информационных перемен, которые произошли в обществе. С появлением относительной свободы слова и новых форм коммуникации русская лексика испытала так называемый «окказиональный бум». Этот факт не может быть не отмечен не только с точки зрения лингвистического явления, но и со стороны изучения окказионализмов в общеобразовательной школе. Интерес к проблеме создания и функционирования окказиональных слов, их роли в контексте художественных произведений только усиливается. Исследователи сходятся в понимании окказионального слова как контекстуально закрепленной единицы, но расходятся в вопросах терминологии, в причинах возникновения окказиональных образований в языке, в обязательности тех или иных признаков и т.д. Все это отразилось в содержании школьного курса «Русский язык». В КИМах (контрольноизмерительные материалы) по русскому языку в задание №24 в список терминов, пропущенных в рецензии, включено «индивидуальноавторское слово»[4: 204]. Мы проанализировали 4 популярных учебнометодических комплекса по русскому языку для основной школы:1.Линия учебнометодических комплексов по русскому языку для 59 классов под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной и др.2.Линия УМК «Русский язык. 59 классы» под редакцией М.М. Разумовской, П.А.Леканта.3.Русский язык 59 классы под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова. 4.Линия учебнометодических комплексов по русскому языку для 59 классов под редакциейТ.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой.Анализ учебников показал, что понятия «окказиональность» и «окказиональные слова» в них не рассматриваются. В разделе «Лексикология и фразеология» есть упоминание о неологизмах. Все определения очень похожи, например, «неологизмы недавно появившиеся слова, которые только начинают использовать в речи»[11: 167]. Встарших классах ситуация иная. М.А. Дрога в своей статье «Изучение неологизмов в школе»[3: 62]изложила результаты анализа содержания школьных учебников по русскому языку в старших классах. Она отмечает, что учебники, адресованные учащимся 1011классов,дают более полное представление не только о неологизмах, но и об окказионализмах (авторских образованиях или индивидуальностилистических неологизмах). Однако существует целый ряд авторских программ элективных и факультативных курсов, где предусмотрено изучение окказионализмов. Так в содержании элективного курса «Стилистика и культура речи»[12: 108], авторами которого являются Соколова Л.Л., Яковлева Ю.Г., окказионализмы рассматриваются как средства выражения авторской оценки. Помимо теоретических сведений авторы курса предлагают различные задания:1.Найдите в предложениях окказионализмы, определите способ их образования. Обозначьте в них морфемы.2.Обозначьте морфемы в авторских новообразованиях, приведенных из литературы для детей.Понятны ли эти слова детям?3.Подберите «детские» окказионализмы из книги К. Чуковского «От двух до пяти».В элективном курсе Львова С.И.
«Уроки словесности», опубликованном в сборнике «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 511 классы», окказионализмы рассматриваются в разделе «Изобразительные ресурсы русского словообразования». Индивидуальноавторские образования рассматриваются с точки зрения их стилистической роли в художественном тексте. В авторской программе факультативного курса по русскому языку для 6 класса «Секреты русского словообразования», разработанной Серцовой С.И., рассматриваются различные словообразовательные модели окказионализмов. Практические задания связаны с анализом художественных и публицистических текстов.Сухопарова О.Б. предлагает изучать окказиональные слова в рамках ориентационного курса «Словотворчество» для предпрофильной подготовки учащихся 8х классов. Учащиеся расширяют свои знания по разделу «Словообразование», создают слова по определенным словообразовательным моделям, дают им характеристику и знакомятся с понятием «окказионализм». Заключительные темы курса «Словотворчество» (создание слов по аналогии со словами, реально существующими в языке с использованием словообразовательных моделей), «Роль окказионализмов в художественных текстах А. Майкова, В. Маяковского, И. Бродского, К. Бальмонта, С. Есенина и др.». Курс рассчитан на одну учебную четверть. В конце изучения курса учащиеся представляют проектные работы (индивидуальные или групповые) на одну из тем:1.Роль окказионализмов в художественных текстах2.Роль окказионализмов в языке Интернета3.Роль окказионализмов в речи политиков4.Роль окказионализмов в детской речи5.Роль окказионализмов в рекламных текстахРабота над проектом предполагает развитие у школьников интереса к наблюдению над явлениями, происходящими в языке, самостоятельному изучению различных разделов русского языка путем чтения научнопопулярной литературы, работы со словарями, справочниками.План действий учащихся в проекте:1.Выбор темы проекта (исследования)2.Постановка цели 3.Определение гипотезы (предположения, положенного в основу исследования)4.Определение задач5.Сбор данных (необходимой информации, отбор и анализ материала, оформление результатов) 6.Анализ результатов (сравнение полученных данных с гипотезой)7.Выводы (планирование дальнейшей деятельности, оценка действий) 8.Представление и защита работы. Оценка результатов.Работа над проектом позволяет не только формировать у учащихся необходимые личностные качества, поддерживать стойкий интерес к предмету, но и способствовать правильному выбору дальнейшего профиля обучения в старшей школе.Таким образом, анализ учебной литературы позволяет сделать вывод о том, что в школьном курсе русского языка окказиональные слова изучаются в большей степени факультативно. В связи с тем, что в науке еще нет единого определения данного понятия, авторы школьных пособий также не выработали единой точки зрения на этот вопрос, поэтому каждый дает свое название окказиональным словам, что, конечно, мешает учащимся.Поэтому мы считаем, что учителю русского языка необходимо знакомить учащихся с окказиональными словами как можно раньше.Рассмотрим, каким образом можно изучать окказиональные слова на уроках русского языка в сложившихся условиях. Проанализировав примерную программу основного общего образования по русскому языку[10], мы предлагаем посвятить изучению окказиональным словам как отдельные уроки, так и различные упражнения, органично вписанные в определенную тему урока. На наш взгляд, наиболее удачными для этой цели будут следующие разделы(см. табл 1):Изучение окказиональных словТаблица 1
№Название разделаНазвание темы1Раздел 3. Текст.Тема текста, его основная мысль.2Раздел 4. Функциональные разновидности языка.Язык художественной литературы.3Раздел 5. Общие сведения о языке.Русский язык язык художественной литературы.4Раздел 8. Морфемика и словообразование.Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем.5Раздел 9. Лексикология и фразеология.Лексика с точки зрения ее активного и пассивного запаса.6Раздел 10. Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.7Раздел 12. Культура речи.Языковая норма, ее функции и типы.
При создании различных заданий мы будем опираться на типологию упражнений, составленную В.Н.Кулаковой[7: 11],так как это единственная классификация упражнений с окказиональными словами. Типология упражнений:1. Анализ готового материала.1.1. Наблюдения по специально подготовленным вопросам и заданиям.1.2. Выделение и характеристика морфем.1.3. Анализ текста с точки зрения соотносительности использования в нем окказиональных слов и задач, условий высказывания.2. Преобразование данного языкового материала.2.1. Построение словообразовательных окказионализмов (по предложенным моделям).2.2. Построение окказионализмов с опорой на знание законов словообразования, способов словообразования.3. Создание высказывания в стихотворной или прозаической формах.3.1. Конструирование высказывания по опорным окказиональным словам.3.2. Сочинение на предложенную или самостоятельно сформулированную тему, содержащую окказиональное слово.3.3. Составление текста по его началу или концовке (дано предложение, содержащее окказионализм).3.4. Написание текста, содержащего самостоятельно образованное окказиональное слово.При разработке заданий мы использовали первые два пункта классификации, потому что создание высказывания в стихотворной или прозаической формах с использованием окказиональных слов не является целью нашего исследования.По нашему мнению, основной прием, используемый во время анализа окказиональных слов, это беседа. В качестве ведущих методов, способствующих пониманию окказиональных слов, выступает метод наблюдений и метод разбора (теоретикопрактический метод). Особое значение при разборе окказиональных слов отводится словообразовательному анализу, включающему следующие этапы:установление производности анализируемого слова; выявление производящей основы и аффикса, с помощью которого образована производная основа; определение способа словообразования; установление модели, на основе которой образовано слово.Рассмотрим подробнее примеры упражнений.Раздел 3. Текст. Тема: «Тема текста, его основная мысль». Задача: дать понятие о теме и заголовке текста, показать связь содержания текста и его заголовка.Рассказ В. Бианки называется «Неслышимка». Встречалось вам такое слово раньше? Что оно может обозначать? (Неслышимка это новое название птички.) О чем можно судить по этому названию?Раздел 8. Морфемика и словообразование.Тема: «Суффикс»В русском языке суффикс ИН выделяется в некоторых существительных, которые называют лекарственные вещества (аспирин, эфедрин, амидопирин и т.п.). от бурчания в животе;
от першения в горле;от звона в ушах;
от стучания в висках;от скрипа в коленке.Тема: «Приставка»Укажите приставку, с помощью которой можно придать слову противоположное значение:1.Нахмурься ото2.Зажмурил вы3.Проигрыватель
по4.Беспощадный
бес5.Пуговичный
отТема: «Сложные слова» Новый директор был необычнымчеловеком, поэтому он все хотел переделать и переиначить. Начал с расписания. Так, вместо «чтения» появилось «буквосложение», вместо «рисования» «краскомазюканье». Помогите веселому директору и придумайте новые названиядля таких уроков как технология, музыка, русский язык, математика, физкультура, химия.Тема: «Основные способы словообразования»Послушайте шуточное стихотворение В. Голяховского.
***Под ногами в листопадЛистья желтые летят,А под листьями шуршатШурш, Шуршиха и Шуршонок
Папа, мама и ребенок.
Назовите авторские слова, придуманные В. Голяховским.
Как образованы слова (способ образования)?
Что обозначают эти слова?
Зависит ли значение слов от способа образования?
Какие звуки чаще других слышатся в этих строчках?С какой целью автор использует прием «аллитерация»?Тема: «Словообразование имен существительных»Придумайте и запишите небольшую сказку о героях, которые живут в Дождляндии, Тучляндии, Солнцеграде и др. Раздел 9. Лексикология и фразеология.Тема: «Лексика с точки зрения ее активного и пассивного запаса»Выпишите слова, придуманные автором. Объясните, что обозначает каждое слово и как оно образовано.1. «Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюптюптюптюп…». «Тюпа ползет, подкрадывается поближе и тюпает: «Тюптюптюптюп...Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» (Е. Чарушин). 2. «Стал, прислушался. Но слышал только: тукало около не во мне, а гдето около меня мое сердце». (Е.И Замятин)(Тукает образование глагола со значением действия от звукоподражания «туктук»)Раздел 10. Морфология.Тема: «Имя существительное» Как поновому могли называться профессии:дворник;посудомойка;прачка;чистильщик обуви;пастухи т.д.Тема: «Имя прилагательное»Образуйте сложные окказиональные словаприлагательные. Запишите предложение с данными словами, обозначьте орфограммы.Тема: «Глагол»От существительного «чай» образуется глагол «чаевничать» это общепринятая модель, а вот прилагательное «зачайованный» это окказиональное слово. Попробуйте, добавляя приставки и суффиксы, придумать окказиональные глаголы, обозначающие процесс употребления напитка:кофе;
кисель;кефир;
коктейль;компот.Раздел 5. Общие сведения о языке.Тема: «Словообразовательные средства русского языка»Укажите все средства художественной выразительности в данных предложениях:1.«Сквозь стеклянные стены дома ветреный, лихорадочнорозовый, тревожный закат». 2.«Ну, скажем, старый мой товарищ, R13, поэт, негрогубый, ну да все его знают». 3.«Я слышал свое пунктирное, трясущееся дыхание--». 4.«Двое: один коротенький, тумбоногий глазами, как на рога, подкидывал пациентов, и другой тончайший, сверкающие ножницыгубы, лезвиенос…Тот самый». 5.«В один и тот же час единомиллионно начинаем работу единомиллионно кончаем». (Е.И. Замятин)Раздел 12. Культура речи. Тема: «Языковая норма, ее функции и типы».В процессе изучения русского языка в школе работе со словарями должно быть уделено самое серьезное внимание. Цель такой работы познакомить учащихся с разными типами словарей, сформировать у них основные умения и навыки рационального пользования ими. На наш взгляд, нельзя обойти вниманием и различного рода словари окказионализмов:1.Словарь неологизмов В.В. Маяковского / Сост. Н.П. Колесников, под ред. Н.М. Шанского. Тбилиси: Издво Тбил. унта, 1991. 2.Словарь неологизмов Велимира Хлебникова / Сост. Н.Н. Перцова. М.; Vien: HansenLiove, 1995. 3.Словарь окказиональной лексики футуризма / Сост. Д.Б. Масленников. Уфа; Издво БГПУ, 2000.4.Словарь неологизмов ИгоряСеверянина / Сост. В.В. Никульцева. М.: «Азбуковник», 2008. 5.Окказионализмы В.С. Высоцкого. Опыт словаря. / Сост. В.П. Изотов. Орёл: ОГПУ, 1998.Знакомство с любым словарем, в том числе и словарем окказиональных слов, осуществляется по следующему плану:1.Назначение словаря.2.Характер и содержание словника.3.Порядок расположения слов.4.Структура словарной статьи.5.Система помет.6.Система иллюстраций.7.Правила пользования словарем.Работа с такими словарями повышает речевую культуру учащихся, формирует их мировоззренческую позицию, обогащает словарный запас и развивает навыки работы со справочной литературой.Итак, был проведен анализ четырех УМК, который показал, что обязательный минимум по русскому языку в основной школе не включает в себя изучение окказиональной лексики. Окказиональные слова изучаются в ряду изобразительновыразительных средств в старшей школе, на факультативных или элективных курсах. Поэтому нами была предпринята попытка включить работу с окказиональными образованиями при изучении следующих разделов: «Текст», «Функциональные разновидности языка», «Общие сведения о языке», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Культура речи». Можно предположить, что упражнения дадут положительныйрезультат.Таким образом, с учетом частотности использования окказиональных слов в настоящее время в художественных и публицистических материалах, в контрольноизмерительных материалах по русскому языку, необходимо отметить важность их изучения и целенаправленного использования в практике обучения русскому языку в школе. Это позволит стимулировать процесс усвоения языковых знаний, а уроки русского языка сделать интересными и разнообразными с точки зрения содержания и методики преподавания.
Ссылки на источники1. Валавин В. Н Словотворчество Маяковского. Опыт словаря окказионализмов. М: Азбуковник, 2010. 369с. 2. ВалгинаН.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по филолог. напр. и спецМ.: Логос, 2003. 303 с.3.Дрога М. А. Изучение неологизмов в школе / Педагогика и психология образования. 2004. № 2. С. 6264.4. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / И.П. Цыбулько. М.: Национальное образование,2016. 368 с. 5. Земская Е. А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык начала ХХ столетия (19851995). М.: Языки русской культуры, 1996. С.90141.6. ЗемскаяЕ.А. Современный русский язык. Словообразование: Учебное пособие.
2е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука,2005. 328с.7.Кулакова Н. В. Использование словообразовательных окказионализмов как текстообразующего средства при написании сочинений младшими школьниками Дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2005. 180 с.8. ЛыковА.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово): учебн. пособ. для унтов. М.: «Высшая школа», 1976. 120 с.9.Львова С. И. Уроки словесности в 79 классах.
М.: Юнити, 1993. 382 с.10.Примерные программы основного общего образования. Русский язык. (Стандарты второго поколения) М.: Просвещение, 2009. 112с. 11.Русский язык. 5 класс : учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 3 ч. Ч. 2 / С. И. Львова, В В. Львов. 10е изд., стер. М.: Мнемозина, 2013. 167 с. 12.Соколова Л. Л., Яковлева Ю .Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 1011 классы. СПб.: Стратегия будущего, 2008. 180 с.
Метликина Людмила Сергеевна,кфилн, доцент кафедры русского языка ГОУ ВО МО «Государственный социальногуманитарный университет», г. Коломнаmila2279@mail.ru
Окказиональные слова и их изучение в школе
Аннотация.В данной статье исследован теоретический аспект проблемы окказиональности и выявлены особенности изучения окказиональных слов в общеобразовательной школе. Также проанализированы четыре линии учебнометодических комплексов по русскому языку и предпринята попытка разработать упражнения, включающие анализ окказиональных слов, их образование и использование.Ключевые слова:окказиональность, окказиональное слово, русский язык, урок, общеобразовательная школа.
В современной лингвистике большое внимание уделяется вопросам теории окказиональности исследуются проблемы определения окказионального слова, выявляются признаки, отличающие окказионализм от неологизма, анализируются модели, используемые в авторском словообразовании и т.д.В первую очередь, с окказиональными словами мы встречаемся в художественной литературе. Для автора это возможность выразить себя как личность, уйти от шаблонности и литературных клише, ярче выразить свое мировоззрение, стать более заметным для читателя. Одним из способов выражения индивидуальности автора становится создание окказиональных слов, которые, по словам Н.Г. Бабенко «отличаются исключительными образопорождающими возможностями»[5: 92].В основном авторские новообразования создаются по уже существующим в словообразовании моделям. Этим окказиональные слова очень похожи на неологизмы. Отличие в том, что неологизмы вошли в язык и стали общеупотребительными, а окказионализмы существуют только лишь в определенном контексте. В «Словаре лингвистических терминов» О.С. Ахмановой находим такую трактовку термина «окказиональный» «не узуальный, не соответствующий общепринятому употреблению, характеризующийся индивидуальным вкусом, обусловленный специфическим контекстом употребления»[1: 284].Одна из особенностей русского языка в том, что его словарный состав постоянно пополняется за счет новых лексических единиц. В связи с ростом числа индивидуальноавторских (окказиональных) слов в произведениях литературы, в публицистике, а так же в живой речи возникает острая потребность тщательного изучения этих слов на уроках гуманитарного цикла (русского языка, литературы, риторики) в школе. Это дает учащимся возможность лучше осмыслить значение и функциональность таких слов в тексте и в устной речи. Изучение окказионализмов в школе развивает у учащихся такие умения, как умение осознать и обнаружить закономерности в системе языка, это и обеспечивает формирование «этимологического, словообразовательного мышления»[9: 170].Умение анализировать и образовывать окказиональные слова является показателем уровня развития языковой компетентности и лингвистической креативности учащихся. Но, как правило, школьный курс ограничивается лишь общими положениями об индивидуальноавторских образованиях в современном русском языке, и слова, рассматриваемые в школьных учебниках, уже потеряли оттенокнеобычности и новизны. Все вышеперечисленное накладывает на учителясловесника определенную задачу, а именно, привлечение внимания к родному языку и формирование языкового вкуса у учащихся. Окказионализмы вызывают «цепь ассоциаций» и служат средством длясоздания оригинального словесного образа, а также благодаря своей экспрессивности вызывают гамму чувств и ассоциаций, становятся «отправной точкой» для создания текста. Именно это и обуславливает актуальность темы настоящего исследования.Цель работы проанализировать теоретический аспект данной проблемы и выявить особенности изучения окказиональных слов в школе.Объект исследования процесс изучения предмета «Русский язык» в школе, предмет методические особенности изучения окказиональных образований на уроках русского языка.Поставленная цель определила задачи:1.Проанализировать теоретические и методологические аспекты изучения окказиональных слов в школе.2.Разработать упражнения, включающие анализ окказиональных слов, их образование и использование.Интерес к проблеме создания и функционирования окказиональных единиц, их роли в контексте художественных произведений возник в советской лингвистике в конце 50х годов исвязан с именем Н. И. Фельдман, определившей сущность контекстных новообразований. Теорииокказиональных слов были посвящены работы О. И. Александровой, Г. О. Винокура, О. А. Габинской, Е. А. Земской, В. В. Лопатина, А. Г. Лыкова, М. С. Малеевой, Р. Ю. Намитоковой, А. И. Смирницкого, И. С. Улуханова, Н. М. Шанского и др. Исследователи изучали вопросы, связанные с терминологическим аппаратом данной темы, выявляли причины возникновения окказиональных образований в языке, определяли признаки окказионализмов, делали предположения об их дальнейшей судьбе.Следует подробнее остановиться на вопросе, касающемся терминологического аппарата проблемы окказиональности. Он до сих пор остается дискуссионным изза множества дефиниций и неоднозначности их трактовки. В лингвистической литературе существует более тридцати обозначений авторских новообразований: авторские неологизмы (В. А. Звегинцев, Р. Ю. Намитокова), стилистические неологизмы (В. Н. Тамахин), индивидуальные неологизмы (Р. Ю. Намитокова), поэтические новообразования (М. А. Бакина, Т. В. Пименова, О. М. Чумакова), речевые новообразования (Н. А. Богданов, М. А. Петриченко), контекстуальные образования (М. С. Малеева), индивидуальноавторские образования (О. А. Габинская, В. М. Костюков), словасамоделки (Н. И. Фельдман), потенционализмы (Э. В. Кузнецова), потенциальные слова (А. И. Смирницкий), лексические инновации (О. А. Габинская), неузуальные образования (Е. И. Орлова), окказионализмы (Э. И. Ханпира), окказиональные слова (А. Г. Лыков), словообразовательные аномалии (Т. Б. Радбиль), креатемы (Л. А. Новиков, В. П. Григорьев) и т.д. В определениях учитываются такие признаки новообразований, как индивидуальная принадлежность, творимость, определенная сфера применения, полная зависимость от контекста, способность актуализироваться в речи и несоответствие их узусу.Как показал обзор, авторы расходятся в вопросах терминологии, но сходятся в понимании окказионализма как контекстуально закрепленной единицы. В настоящей работе в качестве рабочего принят термин окказиональное слово. Он представляется нам наиболее кратким, содержательно определенным. Под окказиональными мы понимаем слова, являющиеся результатом индивидуальноавторского творчества. Они характеризуются рядом специфических признаков, отличающих их от общепринятых в системе языка слов. А.Г.Лыков выделил девять признаков, отграничивающих русское окказиональное слово от канонического: принадлежность к речи, творимость (невоспроизводимость), словообразовательная производность, ненормативность, функциональная одноразовость, экспрессивность, номинативная факультативность, синхроннодиахронная диффузность и индивидуальная принадлежность [8:11].
В данном исследовании за основу принято широкое понимание окказиональной единицы, включающее и потенциальные слова (такое деление признается только на словообразовательном уровне в зависимости от «чисто» или окказиональной реализации словообразовательных типов). Вслед за А.Г.Лыковым под словообразовательными окказионализмами мы подразумеваем «речевую экспрессивную единицу, обладающую свойствами невоспроизводимости, ненормативности, номинативной факультативности, словообразовательной производимости, функциональной одноразовости, индивидуальной принадлежности и синхроннодиахронной диффузности» [8:46].Окказиональным, на наш взгляд, может быть признано новое слово, созданное по языковым словообразовательным типам различной степени продуктивности, а также с помощью окказионального словообразования, при условии его незакрепленности в словарях. Характерным признаком окказиональных слов является их зависимость от контекста. Каждый раз создаваемые, творимые (а не воспроизводимые), они дальше породившего их контекста не уходят [2:34].В определение окказионализма нами не включен признак новизны, который в большинстве работ по окказиональности назван определяющим. Есть больше оснований, как нам кажется, согласиться с мнением А.Г.Лыкова, отрицающего признак постоянной новизны слова и включающего в определение признак необычности единицы: «Думается, что постоянная новизна слова, пусть даже и окказионального, его новизна временная логически немыслима и лингвистически несостоятельна. Не новизна, а необычность, диковинность вот что является главным и постоянным признаком окказионализма» [8:74].Источником появления окказиональных слов является словообразовательная система языка, позволяющая образовывать окказиональные производные единицы путем создания словообразовательных аналогий как результата относительно свободной комбинации морфем. Е.А.Земская отмечает, что «аналогия при этом действует и как фактор регулярности, единообразия (так как окказионализм берет за образецобычное слово), и как фактор нарушения регулярности (так как окказионализм, беря за образец обычное слово, чемто не похож на него, отличается от него)» [6:241].
Мы также исследовали словари окказиональных слов, которые в большинстве своем являются словообразовательными, отражают наиболее продуктивные типы индивидуального словообразования, поясняют вопрос о месте окказионального слова в языковой системе, отражают общие принципы функционирования окказионализмов в художественной речи и историю окказионального слова.Таким образом, мы рассмотрели проблему окказиональности в русском языке выяснили, что существует две точки зрения: одни ученые рассматривают окказионализмы как отдельную группу слов, а другие не признают разницы между окказионализмами и неологизмами. При этом до сих пор не существует четких границ в различении понятий окказионализмов и неологизмов.Также нами было выяснено, что окказиональные слова в конце XX начале XXI века стали отражением тех социокультурных, информационных перемен, которые произошли в обществе. С появлением относительной свободы слова и новых форм коммуникации русская лексика испытала так называемый «окказиональный бум». Этот факт не может быть не отмечен не только с точки зрения лингвистического явления, но и со стороны изучения окказионализмов в общеобразовательной школе. Интерес к проблеме создания и функционирования окказиональных слов, их роли в контексте художественных произведений только усиливается. Исследователи сходятся в понимании окказионального слова как контекстуально закрепленной единицы, но расходятся в вопросах терминологии, в причинах возникновения окказиональных образований в языке, в обязательности тех или иных признаков и т.д. Все это отразилось в содержании школьного курса «Русский язык». В КИМах (контрольноизмерительные материалы) по русскому языку в задание №24 в список терминов, пропущенных в рецензии, включено «индивидуальноавторское слово»[4: 204]. Мы проанализировали 4 популярных учебнометодических комплекса по русскому языку для основной школы:1.Линия учебнометодических комплексов по русскому языку для 59 классов под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной и др.2.Линия УМК «Русский язык. 59 классы» под редакцией М.М. Разумовской, П.А.Леканта.3.Русский язык 59 классы под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова. 4.Линия учебнометодических комплексов по русскому языку для 59 классов под редакциейТ.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой.Анализ учебников показал, что понятия «окказиональность» и «окказиональные слова» в них не рассматриваются. В разделе «Лексикология и фразеология» есть упоминание о неологизмах. Все определения очень похожи, например, «неологизмы недавно появившиеся слова, которые только начинают использовать в речи»[11: 167]. Встарших классах ситуация иная. М.А. Дрога в своей статье «Изучение неологизмов в школе»[3: 62]изложила результаты анализа содержания школьных учебников по русскому языку в старших классах. Она отмечает, что учебники, адресованные учащимся 1011классов,дают более полное представление не только о неологизмах, но и об окказионализмах (авторских образованиях или индивидуальностилистических неологизмах). Однако существует целый ряд авторских программ элективных и факультативных курсов, где предусмотрено изучение окказионализмов. Так в содержании элективного курса «Стилистика и культура речи»[12: 108], авторами которого являются Соколова Л.Л., Яковлева Ю.Г., окказионализмы рассматриваются как средства выражения авторской оценки. Помимо теоретических сведений авторы курса предлагают различные задания:1.Найдите в предложениях окказионализмы, определите способ их образования. Обозначьте в них морфемы.2.Обозначьте морфемы в авторских новообразованиях, приведенных из литературы для детей.Понятны ли эти слова детям?3.Подберите «детские» окказионализмы из книги К. Чуковского «От двух до пяти».В элективном курсе Львова С.И.
«Уроки словесности», опубликованном в сборнике «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 511 классы», окказионализмы рассматриваются в разделе «Изобразительные ресурсы русского словообразования». Индивидуальноавторские образования рассматриваются с точки зрения их стилистической роли в художественном тексте. В авторской программе факультативного курса по русскому языку для 6 класса «Секреты русского словообразования», разработанной Серцовой С.И., рассматриваются различные словообразовательные модели окказионализмов. Практические задания связаны с анализом художественных и публицистических текстов.Сухопарова О.Б. предлагает изучать окказиональные слова в рамках ориентационного курса «Словотворчество» для предпрофильной подготовки учащихся 8х классов. Учащиеся расширяют свои знания по разделу «Словообразование», создают слова по определенным словообразовательным моделям, дают им характеристику и знакомятся с понятием «окказионализм». Заключительные темы курса «Словотворчество» (создание слов по аналогии со словами, реально существующими в языке с использованием словообразовательных моделей), «Роль окказионализмов в художественных текстах А. Майкова, В. Маяковского, И. Бродского, К. Бальмонта, С. Есенина и др.». Курс рассчитан на одну учебную четверть. В конце изучения курса учащиеся представляют проектные работы (индивидуальные или групповые) на одну из тем:1.Роль окказионализмов в художественных текстах2.Роль окказионализмов в языке Интернета3.Роль окказионализмов в речи политиков4.Роль окказионализмов в детской речи5.Роль окказионализмов в рекламных текстахРабота над проектом предполагает развитие у школьников интереса к наблюдению над явлениями, происходящими в языке, самостоятельному изучению различных разделов русского языка путем чтения научнопопулярной литературы, работы со словарями, справочниками.План действий учащихся в проекте:1.Выбор темы проекта (исследования)2.Постановка цели 3.Определение гипотезы (предположения, положенного в основу исследования)4.Определение задач5.Сбор данных (необходимой информации, отбор и анализ материала, оформление результатов) 6.Анализ результатов (сравнение полученных данных с гипотезой)7.Выводы (планирование дальнейшей деятельности, оценка действий) 8.Представление и защита работы. Оценка результатов.Работа над проектом позволяет не только формировать у учащихся необходимые личностные качества, поддерживать стойкий интерес к предмету, но и способствовать правильному выбору дальнейшего профиля обучения в старшей школе.Таким образом, анализ учебной литературы позволяет сделать вывод о том, что в школьном курсе русского языка окказиональные слова изучаются в большей степени факультативно. В связи с тем, что в науке еще нет единого определения данного понятия, авторы школьных пособий также не выработали единой точки зрения на этот вопрос, поэтому каждый дает свое название окказиональным словам, что, конечно, мешает учащимся.Поэтому мы считаем, что учителю русского языка необходимо знакомить учащихся с окказиональными словами как можно раньше.Рассмотрим, каким образом можно изучать окказиональные слова на уроках русского языка в сложившихся условиях. Проанализировав примерную программу основного общего образования по русскому языку[10], мы предлагаем посвятить изучению окказиональным словам как отдельные уроки, так и различные упражнения, органично вписанные в определенную тему урока. На наш взгляд, наиболее удачными для этой цели будут следующие разделы(см. табл 1):Изучение окказиональных словТаблица 1
№Название разделаНазвание темы1Раздел 3. Текст.Тема текста, его основная мысль.2Раздел 4. Функциональные разновидности языка.Язык художественной литературы.3Раздел 5. Общие сведения о языке.Русский язык язык художественной литературы.4Раздел 8. Морфемика и словообразование.Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем.5Раздел 9. Лексикология и фразеология.Лексика с точки зрения ее активного и пассивного запаса.6Раздел 10. Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.7Раздел 12. Культура речи.Языковая норма, ее функции и типы.
При создании различных заданий мы будем опираться на типологию упражнений, составленную В.Н.Кулаковой[7: 11],так как это единственная классификация упражнений с окказиональными словами. Типология упражнений:1. Анализ готового материала.1.1. Наблюдения по специально подготовленным вопросам и заданиям.1.2. Выделение и характеристика морфем.1.3. Анализ текста с точки зрения соотносительности использования в нем окказиональных слов и задач, условий высказывания.2. Преобразование данного языкового материала.2.1. Построение словообразовательных окказионализмов (по предложенным моделям).2.2. Построение окказионализмов с опорой на знание законов словообразования, способов словообразования.3. Создание высказывания в стихотворной или прозаической формах.3.1. Конструирование высказывания по опорным окказиональным словам.3.2. Сочинение на предложенную или самостоятельно сформулированную тему, содержащую окказиональное слово.3.3. Составление текста по его началу или концовке (дано предложение, содержащее окказионализм).3.4. Написание текста, содержащего самостоятельно образованное окказиональное слово.При разработке заданий мы использовали первые два пункта классификации, потому что создание высказывания в стихотворной или прозаической формах с использованием окказиональных слов не является целью нашего исследования.По нашему мнению, основной прием, используемый во время анализа окказиональных слов, это беседа. В качестве ведущих методов, способствующих пониманию окказиональных слов, выступает метод наблюдений и метод разбора (теоретикопрактический метод). Особое значение при разборе окказиональных слов отводится словообразовательному анализу, включающему следующие этапы:установление производности анализируемого слова; выявление производящей основы и аффикса, с помощью которого образована производная основа; определение способа словообразования; установление модели, на основе которой образовано слово.Рассмотрим подробнее примеры упражнений.Раздел 3. Текст. Тема: «Тема текста, его основная мысль». Задача: дать понятие о теме и заголовке текста, показать связь содержания текста и его заголовка.Рассказ В. Бианки называется «Неслышимка». Встречалось вам такое слово раньше? Что оно может обозначать? (Неслышимка это новое название птички.) О чем можно судить по этому названию?Раздел 8. Морфемика и словообразование.Тема: «Суффикс»В русском языке суффикс ИН выделяется в некоторых существительных, которые называют лекарственные вещества (аспирин, эфедрин, амидопирин и т.п.). от бурчания в животе;
от першения в горле;от звона в ушах;
от стучания в висках;от скрипа в коленке.Тема: «Приставка»Укажите приставку, с помощью которой можно придать слову противоположное значение:1.Нахмурься ото2.Зажмурил вы3.Проигрыватель
по4.Беспощадный
бес5.Пуговичный
отТема: «Сложные слова» Новый директор был необычнымчеловеком, поэтому он все хотел переделать и переиначить. Начал с расписания. Так, вместо «чтения» появилось «буквосложение», вместо «рисования» «краскомазюканье». Помогите веселому директору и придумайте новые названиядля таких уроков как технология, музыка, русский язык, математика, физкультура, химия.Тема: «Основные способы словообразования»Послушайте шуточное стихотворение В. Голяховского.
***Под ногами в листопадЛистья желтые летят,А под листьями шуршатШурш, Шуршиха и Шуршонок
Папа, мама и ребенок.
Назовите авторские слова, придуманные В. Голяховским.
Как образованы слова (способ образования)?
Что обозначают эти слова?
Зависит ли значение слов от способа образования?
Какие звуки чаще других слышатся в этих строчках?С какой целью автор использует прием «аллитерация»?Тема: «Словообразование имен существительных»Придумайте и запишите небольшую сказку о героях, которые живут в Дождляндии, Тучляндии, Солнцеграде и др. Раздел 9. Лексикология и фразеология.Тема: «Лексика с точки зрения ее активного и пассивного запаса»Выпишите слова, придуманные автором. Объясните, что обозначает каждое слово и как оно образовано.1. «Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюптюптюптюп…». «Тюпа ползет, подкрадывается поближе и тюпает: «Тюптюптюптюп...Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» (Е. Чарушин). 2. «Стал, прислушался. Но слышал только: тукало около не во мне, а гдето около меня мое сердце». (Е.И Замятин)(Тукает образование глагола со значением действия от звукоподражания «туктук»)Раздел 10. Морфология.Тема: «Имя существительное» Как поновому могли называться профессии:дворник;посудомойка;прачка;чистильщик обуви;пастухи т.д.Тема: «Имя прилагательное»Образуйте сложные окказиональные словаприлагательные. Запишите предложение с данными словами, обозначьте орфограммы.Тема: «Глагол»От существительного «чай» образуется глагол «чаевничать» это общепринятая модель, а вот прилагательное «зачайованный» это окказиональное слово. Попробуйте, добавляя приставки и суффиксы, придумать окказиональные глаголы, обозначающие процесс употребления напитка:кофе;
кисель;кефир;
коктейль;компот.Раздел 5. Общие сведения о языке.Тема: «Словообразовательные средства русского языка»Укажите все средства художественной выразительности в данных предложениях:1.«Сквозь стеклянные стены дома ветреный, лихорадочнорозовый, тревожный закат». 2.«Ну, скажем, старый мой товарищ, R13, поэт, негрогубый, ну да все его знают». 3.«Я слышал свое пунктирное, трясущееся дыхание--». 4.«Двое: один коротенький, тумбоногий глазами, как на рога, подкидывал пациентов, и другой тончайший, сверкающие ножницыгубы, лезвиенос…Тот самый». 5.«В один и тот же час единомиллионно начинаем работу единомиллионно кончаем». (Е.И. Замятин)Раздел 12. Культура речи. Тема: «Языковая норма, ее функции и типы».В процессе изучения русского языка в школе работе со словарями должно быть уделено самое серьезное внимание. Цель такой работы познакомить учащихся с разными типами словарей, сформировать у них основные умения и навыки рационального пользования ими. На наш взгляд, нельзя обойти вниманием и различного рода словари окказионализмов:1.Словарь неологизмов В.В. Маяковского / Сост. Н.П. Колесников, под ред. Н.М. Шанского. Тбилиси: Издво Тбил. унта, 1991. 2.Словарь неологизмов Велимира Хлебникова / Сост. Н.Н. Перцова. М.; Vien: HansenLiove, 1995. 3.Словарь окказиональной лексики футуризма / Сост. Д.Б. Масленников. Уфа; Издво БГПУ, 2000.4.Словарь неологизмов ИгоряСеверянина / Сост. В.В. Никульцева. М.: «Азбуковник», 2008. 5.Окказионализмы В.С. Высоцкого. Опыт словаря. / Сост. В.П. Изотов. Орёл: ОГПУ, 1998.Знакомство с любым словарем, в том числе и словарем окказиональных слов, осуществляется по следующему плану:1.Назначение словаря.2.Характер и содержание словника.3.Порядок расположения слов.4.Структура словарной статьи.5.Система помет.6.Система иллюстраций.7.Правила пользования словарем.Работа с такими словарями повышает речевую культуру учащихся, формирует их мировоззренческую позицию, обогащает словарный запас и развивает навыки работы со справочной литературой.Итак, был проведен анализ четырех УМК, который показал, что обязательный минимум по русскому языку в основной школе не включает в себя изучение окказиональной лексики. Окказиональные слова изучаются в ряду изобразительновыразительных средств в старшей школе, на факультативных или элективных курсах. Поэтому нами была предпринята попытка включить работу с окказиональными образованиями при изучении следующих разделов: «Текст», «Функциональные разновидности языка», «Общие сведения о языке», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Культура речи». Можно предположить, что упражнения дадут положительныйрезультат.Таким образом, с учетом частотности использования окказиональных слов в настоящее время в художественных и публицистических материалах, в контрольноизмерительных материалах по русскому языку, необходимо отметить важность их изучения и целенаправленного использования в практике обучения русскому языку в школе. Это позволит стимулировать процесс усвоения языковых знаний, а уроки русского языка сделать интересными и разнообразными с точки зрения содержания и методики преподавания.
Ссылки на источники1. Валавин В. Н Словотворчество Маяковского. Опыт словаря окказионализмов. М: Азбуковник, 2010. 369с. 2. ВалгинаН.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по филолог. напр. и спецМ.: Логос, 2003. 303 с.3.Дрога М. А. Изучение неологизмов в школе / Педагогика и психология образования. 2004. № 2. С. 6264.4. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / И.П. Цыбулько. М.: Национальное образование,2016. 368 с. 5. Земская Е. А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык начала ХХ столетия (19851995). М.: Языки русской культуры, 1996. С.90141.6. ЗемскаяЕ.А. Современный русский язык. Словообразование: Учебное пособие.
2е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука,2005. 328с.7.Кулакова Н. В. Использование словообразовательных окказионализмов как текстообразующего средства при написании сочинений младшими школьниками Дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2005. 180 с.8. ЛыковА.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово): учебн. пособ. для унтов. М.: «Высшая школа», 1976. 120 с.9.Львова С. И. Уроки словесности в 79 классах.
М.: Юнити, 1993. 382 с.10.Примерные программы основного общего образования. Русский язык. (Стандарты второго поколения) М.: Просвещение, 2009. 112с. 11.Русский язык. 5 класс : учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 3 ч. Ч. 2 / С. И. Львова, В В. Львов. 10е изд., стер. М.: Мнемозина, 2013. 167 с. 12.Соколова Л. Л., Яковлева Ю .Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 1011 классы. СПб.: Стратегия будущего, 2008. 180 с.