О роли органов внутренних дел МВД России в предупреждении преступлений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семененко Г. М., Балакшин А. А., Муслимов Б. В. О роли органов внутренних дел МВД России в предупреждении преступлений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1321–1325. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86284.htm.
Аннотация. В статье авторами рассматривается роль органов внутренних дел МВД России в предупреждении преступлений. Также авторами в рамках статьи дается понятие предупреждения преступления и борьбы с преступностью. Рассматриваются основания деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Балакшин Артем Андреевич,курсант 4 «А» курса Факультета подготовки следователей Волгоградской академии МВД России

Муслимов Багир Вадимович,курсант 4 «А» курса Факультета подготовки следователей Волгоградской академии МВД России

Семененко Григорий Михайлович,к.ю.н., доцент кафедры уголовного права учебнонаучного комплекса по предварительному следствию органов внутренних дел Волгоградской академии МВД России grigorii_001@mail.ru

О роли органов внутренних делМВД России

в предупреждении преступлений

Аннотация.В статье авторами рассматривается роль органов внутренних дел МВД России в предупреждении преступлений. Также,авторами в рамках статьи дается понятие предупрежденияпреступления и борьбыс преступностью. Рассматриваются основание деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Ключевые слова:предупреждение преступлений, противодействие преступности, борьба с преступностью, правоохранительные органы.

В последние годы в результате реформирования органов внутренних дел Российской Федерации, в целом способствовали некоторой стабилизации криминальной ситуациив стране, а по отдельным показателям ‬снижению уровня преступности.[4. с. 6164]Однако,не смотря наэто,состояние преступности остается на очень высоком уровне об этом говорит официальная статистикасостояния преступности в Российской Федерации. Так в январе декабре 2015 года зарегистрировано 2352,1 тыс. преступлений, или на 8,6% больше, чем за аналогичный период прошлогогода. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 75 субъектах Российской Федерации, снижение ‬в 8 субъектах. Почти половину всех зарегистрированных преступлений (46,0%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи ‬996,5 тыс. (+11,7%),грабежа ‬71,1 тыс. (6,7%), разбоя ‬13,4 тыс. (5,2%). Каждая четвёртая кража (25,1%), каждый двадцать второй грабеж (4,6%), и каждое тринадцатое разбойное нападение (7,9%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище. По сравнению с январем декабрем 2014 года на 3,7% возросло число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 111,2 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 4,7%. Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 271,49 млрд руб.Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 62,6%.На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 522,3тыс. (+8,6%) преступлений, в том числе: 37,8 тыс. (10,2%) грабежей, 214 тыс. (+6,3%) краж, 4,9 тыс. (8,2%) разбойных нападений. На дорогах и трассах вне населенных пунктов совершено 155 разбойных нападений (8,8%), 303 грабежа (16,8%), выявлено 115 фактов незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, его основных частей, боеприпасов. Каждое второе (55,1%) расследованное преступление совершено лицами, ранеесовершавшими преступления, почти каждое третье (32,1%) ‬в состоянии алкогольного опьянения, каждое двадцатое (4,9%) ‬несовершеннолетними или при их соучастии. Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 46,4 тыс. преступлений, что на 4,4% больше, чем за январь декабрь 2014 года, в том числе гражданами государствучастников СНГ ‬40,3 тыс. преступлений (+4,9%), их удельный вес составил 86,9%. [17]В этой связи, деятельность сотрудников правоохранительныхорганов МВД России в предупреждении преступлений является основнойи строится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так всоответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации провозглашается, что человек, его права и свободы являютсявысшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданинаобязанность государства.[5], Основной задачей Уголовного кодекса Российской Федерации закрепленной в ст. 2 являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств.[6], В настоящее время в соответствии с указом президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности до 2020 года»,главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере. [7]Для того, что бы обеспечить безопасность граждани осуществить предупреждение преступлений необходимо разобраться, что понимается под предупреждением преступлений. В настоящее время внауке криминологиянет общегоподхода к толкованию понятий «предупреждение», «профилактика», «борьба с преступностью». Однако, встречающиеся понятия «предупреждение», «профилактика», «борьба с преступностью» в нормативноправовых формулировках,позволяет намвывести обобщающие определения, которыми мы могли бы руководствоваться в дальнейших исследованиях.[4. с. 6164]Так, вдействующихнормативноправовых актах, наиболее общим понятием является «противодействие» преступности. Его суть раскрывается в пункте 4 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму»: это деятельность по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов; по борьбе с терроризмом, в том числе по выявлению, раскрытию и расследованию террористического акта; по минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.[8]Аналогичная позиция наблюдается и в Федеральномзаконе«О противодействии коррупции.[9], Федеральномзаконе«О противодействии экстремистской деятельности» в статьях 3 и 5 разъясняет смысл мер по предупреждению экстремистской деятельности: это выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности (профилактика); предотвращение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. При этом профилактика экстремистской деятельности осуществляется посредством реализации воспитательных и пропагандистскихмероприятий.[10]Такой жеподход просматривается и в Федеральном законе «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью которого в рамках предупреждения этой деятельности является обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление доверия инвесторов (профилактика) путем создания правовогомеханизма предотвращения и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.[11]Приоритетность превентивных мер отмечается и в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», основной целью которого выступает предупреждение деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.[12]Несмотря на многообразие и противоречивость теоретических концепций, изложенная законодателем в перечисленных нормативноправовых актах позиция поддерживается многими учеными.Так, И.П. Портнов полагает, что «предупреждение преступности ‬не единичный акт, а ряд последовательных действий, связанных с выявлением ее причин и условий, разработкой системы мероприятий по их устранению или нейтрализации, реализации на практике этих мероприятий». [3. с.79]Развивая данную идею, П.И. Бабошкин считает, что «в процессе предупреждения преступлений происходит воздействие как на правомерное (профилактика), так и на противоправное (предотвращение, пресечение) поведение людей. Следовательно, предупреждение преступлений ‬это деятельность различных структур, направленная на недопущение самого события преступления. Борьба с преступностью находится полностью в плоскости воздействия на противоправное поведение, что предполагает активное осуществление мероприятий, направленных на выявление, раскрытие и расследование уже совершенных противоправных деяний. Эти мероприятия реализуются в основном правоохранительными органами и находят свое отражение, например, в их статистике (количество раскрытых преступлений, расследованных, направленных в суд уголовных дел и т.д.)».[1.с. 3335]Наиболее общей представляется нам позиция А.П. Алексеевой, которая пишет: «В рамках противодействия преступности, борьбой с преступностью занимаются преимущественно правоохранительные органы, на них же возлагается обязанность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений преступности, тогда как предупреждение должны осуществлять все заинтересованные субъекты государства и общества. … Предупреждение не является “способом” или “частью” борьбы с преступностью, так как пересекаются анализируемые понятия только в плоскости “пресечения” преступности (что соответствует началу реализации преступником своего замысла) ‬специфической обязанности правоохранительных структур. Все остальные виды предупредительной деятельности (профилактика, предотвращение) лежат за рамками борьбы с преступностью (выявления, раскрытия и расследования уже совершенных противоправных деяний)».[2. с. 159163]Эта концепция представляется нам самой полной, развернутой и доказанной. В связи с чем, мы будем исходить из того, что предупреждение преступности‬это деятельность государства и общества, направленная против возможных, но еще не задуманных (профилактика), задуманных, готовящихся, но еще не совершенных (предотвращение), а также происходящих, но еще не оконченных преступлений (пресечение) путем воздействия на их причины и условия, способствующие возникновению умысла совершить преступления, а также их подготовке и совершению.[4. с. 6164]Борьба с преступностью‬это деятельность специализированных субъектов, направленнаяна выявление, раскрытие и расследование уже совершенных и оконченных составом преступлений.[4. с. 6164]Осуществление деятельности по предупреждению преступности в целом и отдельных ее видов должно строиться обязательно с учетом выявленных детерминантовэтой преступности.На современном этапе развития нашего общества предупреждению преступлений в системе Министерства внутренних дел уделяется особое внимание, которое выражается в целенаправленной деятельности по изучению преступности, причин и условий совершения преступлений, личности преступника, личности потерпевшего, а также предупреждению преступности и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений или облегчающих достижение преступного результата. К субъектам предупреждения преступности относятся: органы МВД, прокуратуры, юстиции, ФСКН, ФСБ, Таможни, ВНИИ, образовательные учреждения, группы ученных занимающиеся изучением проблем преступности, общественные организации, добровольные объединения, которые в своей совокупности образуют социальный механизм, основной задачей которого является предупреждение преступлений. Министерство внутренних дел Российской Федерации и входящие в него службы и структурные подразделения являются одним из основных субъектов предупреждения преступлений.Этот статус юридически закреплен рядом нормативных правовых актов, а именно: ч.IIп.9, 14, 15, 20 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, в функции федерального органа исполнительной власти входит:[13]

Разрабатывать и принимать в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Выявлять, предупреждать, осуществлять пресечение, раскрытие и расследование тяжкихи особо тяжких преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс.

Принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.

Участвовать в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации; организовывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожнотранспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организовывать и осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.Эти же задачи логично вытекают из ст. 2, 10, 12, 16 содержания Федерального закона Российской Федерации «О полиции», ст. 2, 11,[14]Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности», [15] из Приказа МВД России от 17 января 2006 г. №19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»,[16] который определяет основные направления, формы и методы предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутреннихдел в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации, порядок организационного и методического обеспечения этой деятельности, а также регламентируют основные задачи органов внутренних дел по предупреждению преступлений в частности, выработка решений и подготовка организационнопрактических мероприятий, направленных на:

Предупреждение экстремизма;Профилактику правонарушений несовершеннолетних и безнадзорности;

Борьбу с пьянством, алкоголизмом, наркоманией;

Ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

Участие в создании и применение технических средств для охраны правопорядка и общественной безопасности;

Предупреждение незаконной миграции;

Выработка других мер, направленных на снижение уровня преступности в регионе

С учетом выше изложенного деятельность органов внутренних дел МВД России их роль в предупреждении преступлений, носит важный и актуальный характер.

Ссылки на источники1. Алексеева А.П., Бабошкин П.И. Понятие противодействия преступности // ЮристъПравоведъ. 2008. № 3. С. 33‬35.2. Алексеева А.П. «Противодействие» преступности и его отличие от других смежных понятий. // Российский криминологический взгляд. 2006. №4. С. 159‬163.3. Портнов И.П. Современные подходы к решению проблемы объекта и предмета профилактики преступности // Государство и право. 1996. № 6. С. 79. 4. Семененко Г.М. «Проблемы противодействия умышленному уничтожению или повреждению чужого имущества: региональный аспект»// монография под науч. ред. А. Г. Заблоцкой Тамбов., 2014. С. 6164. 5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изм. и доп., внес. федер. конст. законом РФ от 05.02.2014 г. № 2ФКЗ) // Российская газета. ‬1993. ‬25 дек.; 2014. ‬7 февр.6. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996г. № 63ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.); с изм. И доп., внес. Постановлением Конституционного суда РФ от 16.07.2015 г. N22П [Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.]7. УказПрезидента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 20, ст. 2444);8. См.: О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35ФЗ (в ред. от 04.06.2014 N 145ФЗ.) // [Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.]9. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 г.№ 273ФЗ (в ред. от 28.11.2015 N 354ФЗ .) // [Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.]10.См.: О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002г. № 114ФЗ (в ред. от от 23.11.2015 N 314ФЗ .) // [Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.]11. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2010 г. № 224ФЗ (в ред. отот 21.07.2014 N 218ФЗ ) // [Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.]12. См.: О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон от 7 августа 2001 г. № 115ФЗ (в ред. от 30.12.2015 N 424ФЗ .) //[Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.]13. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 1 марта 2011 г. №248 (в ред. от 2.09.2015 N 455) [Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.]14. О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3ФЗ (в ред. от 13.07.2015 N 248ФЗ ) // [Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.]15. См.: Об оперативно розыскной деятельности: федр. закон. от 12.08.1995 г. №144ФЗ ( в ред. от29.06.2015 N 173ФЗ ) // [Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.]16. Приказ МВД России №19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (в ред. приказов МВД Росси от от 30.12.2011 N 1340 ) // [Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.]17. Состояние преступности в Российской Федерации на январьдекабрь 2015 г. https://mvd.ru/ [дата обращения 09.02.2015 г. ]