О роли подразделений уголовного розыска в предупреждении преступлений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семененко Г. М., Алиев А. М., Бирюкова А. Д. О роли подразделений уголовного розыска в предупреждении преступлений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1326–1330. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86285.htm.
Аннотация. В рамках статьи авторами рассматривается деятельность сотрудников подразделений уголовного розыска МВД России, дается понятие предупреждения преступления и борьбы с преступностью с учетом специфики деятельности подразделений уголовного розыска МВД России, рассматривается их роль в предупреждении преступлений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Алиев Али Магодович,курсант 2 «А» курса Факультета подготовки следователей Волгоградской академии МВД России

Бирюкова Анастасия Дмитриевна,курсант 2 «А» курса Факультета подготовки следователей Волгоградской академии МВД России

Семененко Григорий Михайлович,к.ю.н., доцент кафедры уголовного права учебнонаучного комплекса по предварительному следствию органов внутренних дел Волгоградской академии МВД России grigorii_001@mail.ru

О роли подразделений уголовного розыска в предупреждении преступлений

Аннотация.В рамках статьиавторами рассматривается деятельность сотрудников подразделений уголовного розыскаМВД России, дается понятие предупрежденияпреступления и борьбыс преступностью, а также с учетом специфики деятельности подразделений уголовного розыска МВД России, рассматривается их роль в предупреждении преступлений.Ключевые слова:предупреждение преступлений, противодействие преступности, борьба с преступностью, сотрудник уголовного розыска.

На современном этапе развития нашего общества предупреждению преступлений в системе Министерства внутренних дел уделяется особое внимание, которое выражается в целенаправленной деятельности по изучению преступности, причин и условий совершения преступлений, личности преступника, личности потерпевшего, а также предупреждению преступности и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений или облегчающих достижение преступного результата. Для того, что бы обеспечить безопасность граждан и осуществить предупреждение преступлений необходимо разобраться, что понимается под предупреждением преступлений. В криминологии нет единого подхода к толкованию понятий «предупреждение», «профилактика», «борьба с преступностью». Тем не менее, наличие большогочисла нормативноправовых формулировок позволяет нам вывести обобщающие определения, которыми мы могли бы руководствоваться в нашем исследовании. [5. с. 6164]Итак, судя по действующему законодательству, наиболее общим понятием является «противодействие»преступности. Его суть раскрывается в пункте 4 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму»: это деятельность по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов; по борьбе с терроризмом, в том числе по выявлению, раскрытию и расследованию террористического акта; по минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма. [6]На этих же позициях стоит и Федеральный закон «О противодействии коррупции», которым устанавливаются принципы противодействия коррупции, в том числе правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.[7]Следовательно, понятием «противодействие», законодатель охватывает два главных направления деятельности субъектов в этой сфере ‬предупреждение, то есть деятельность, направленную на удержание потенциальных преступников от совершения преступления или от доведения преступных намерений до конца, и борьбу, то есть выявление, раскрытие и расследование уже совершенных и оконченных составом преступлений.Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» в статьях 3 и 5 разъясняет смысл мер по предупреждению экстремистской деятельности: это выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности (профилактика); предотвращение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. При этом профилактика экстремистской деятельности осуществляется посредством реализации воспитательных и пропагандистских мероприятий. [8]Аналогичный подход просматривается и в Федеральном законе «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью которого в рамках предупреждения этой деятельности является обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление доверия инвесторов (профилактика) путем создания правового механизма предотвращения и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. [9]Приоритетность превентивных мер отмечается и в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», основной целью которого выступает предупреждение деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. [10]Несмотря на многообразие и противоречивость теоретических концепций, изложенная законодателем в перечисленных нормативноправовых актах позиция поддерживается многими учеными.Так, И.П. Портнов полагает, что «предупреждение преступности ‬не единичный акт, а ряд последовательных действий, связанных с выявлением ее причин и условий, разработкой системы мероприятий по их устранению или нейтрализации, реализации на практике этих мероприятий». [4. с.79]Развивая данную идею, П.И. Бабошкин считает, что «в процессе предупреждения преступлений происходит воздействие как на правомерное (профилактика), так и на противоправное (предотвращение, пресечение) поведение людей. Следовательно, предупреждение преступлений ‬это деятельность различных структур, направленная на недопущение самого события преступления. Борьба с преступностью находится полностью в плоскости воздействия на противоправное поведение, что предполагает активное осуществление мероприятий, направленных на выявление, раскрытие и расследование уже совершенных противоправных деяний. Эти мероприятия реализуются в основном правоохранительными органами и находят свое отражение, например, в их статистике (количество раскрытых преступлений, расследованных, направленных в суд уголовных дел и т.д.)». [1. с. 3335]Наиболее общей представляется нам позиция А.П. Алексеевой, которая пишет: «В рамках противодействия преступности, борьбой с преступностью занимаются преимущественно правоохранительные органы, на них же возлагается обязанность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений преступности, тогда как предупреждение должны осуществлять все заинтересованные субъекты государства и общества. … Предупреждение не является “способом” или “частью” борьбы с преступностью, так как пересекаются анализируемые понятия только в плоскости “пресечения” преступности (что соответствует началу реализации преступником своего замысла) ‬специфической обязанности правоохранительных структур.Все остальные виды предупредительной деятельности (профилактика, предотвращение) лежат за рамками борьбы с преступностью (выявления, раскрытия и расследования уже совершенных противоправных деяний)». [2. с. 159163]Эта концепция представляется нам самой полной, развернутой и доказанной. В связи с чем, мы будем исходить из того, что предупреждение преступности‬это деятельность государства и общества, направленная против возможных, но еще не задуманных (профилактика), задуманных, готовящихся, но еще не совершенных (предотвращение), а также происходящих, но еще не оконченных преступлений (пресечение) путем воздействия на их причины и условия, способствующие возникновению умысла совершить преступления, а также их подготовке и совершению. [5. с. 6164]Борьбас преступностью‬это деятельность специализированных субъектов, направленная на выявление, раскрытие и расследование уже совершенных и оконченных составом преступлений. [5. с. 6164]В соответствиисо ст. 2 Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности» сотрудники уголовного розыска осуществляют выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений».Однако подразделения уголовного розыска в большей степени ориентированы на раскрытие преступлений, выявление или установление лиц совершивших или совершающих преступление и в меньшей степени занимаются вопросами предупреждения преступлений. Оперативнорозыскная деятельность, является специфической государственноправовой формой борьбы с преступность, базируется на четко определенной нормативноправой базе и предназначена, в первую очередь обеспечивать предотвращение и раскрытие преступлений, планирующихся или совершающихся тайно, с применением современных достижений, затрудняющих борьбу с ними. Сотрудники уголовного розыска ведут контроль над лицами, отбывших наказание в местах лишения свободы, имеющих рецидив преступления за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Осуществление оперативнорозыскных мер способствует созданию надлежащих условий для полного учета противоправных деяний и неотвратимости наказания в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Большую роль для сотрудников уголовного розыска в деятельности предупреждения преступлений имеет розыск лиц, скрывшихся от органов власти. Данная категория лиц, находясь на свободе, вновь совершает противоправные деяния, запрещенные уголовным законодательством и втягивают законопослушных граждан, в том числе и несовершеннолетних лиц в совершение общественно опасных деяний. Мы согласны с Е. С. Лапиным, [3. с. 256] что основными направлениями профилактической деятельности оперативно розыскных подразделений являются:

Профилактика преступлений (общая, представляющая собой целенаправленную деятельность субъектов предупреждения преступлений по выявлению, устранению и нейтрализации причин и условий преступлений; индивидуальная, представляющая собой комплекс мер по выявлению конкретных лиц, от которых можно ожидать совершения преступления и оказанию на них либо на окружающую их среду позитивного воздействия с целью недопущения совершения преступления и изменения поведения личности от антиобщественного к законопослушному);

Предотвращение (недопущение) готовящихся преступлений (то есть комплекс мер, направленных на недопущение замышляемых и подготавливаемых преступлений, с целью склонить лиц к добровольному отказу от приискания, изготовления или приспособления средств совершения преступлений, приискания соучастников, сговора на совершение преступления либо иного умышленного создания условий для их совершения);

Пресечение покушений на преступления (то есть комплекс мер, имеющих цель остановить умышленные действия (бездействие) лица (лиц),непосредственно направленных на совершение преступления).Сущность (содержание)оперативнорозыскной профилактики заключается в следующем:

Ведется сбор информации о криминальноактивных лицах, их намерениях, связях, преступном опыте, образе жизни, поведении, прошлом и анализ этой совокупности сведений; если эти сведения дают основания сделать вывод о вероятности преступного поведения данного лица, то за ним устанавливается оперативнопрофилактическое наблюдение, оно ставится на профилактический учет;

Осуществляется наблюдение за лицами, поставленными на профилактический учет, а также проводятся поисковые мероприятия для обнаружения признаков подготовки преступлений, преступных намерений или преступной деятельности этих лиц, причастность их к преступлениям, оставшимся нераскрытыми;

Проводится работа по разобщению и нейтрализации организованных преступных групп (ОПГ) или преступных сообществ (преступных организаций) (ПС);

Выявляются причины и условия совершения преступлений в ходе проведения ОРМ, а также разрабатываются предложения по информированию органов государственной власти РФ о необходимости принятия мер по устранению и нейтрализации указанных причин и условий;

Проводится документальное оформление работы по фиксированию фактов и обстоятельств, действий и поступков лиц, находящихся под оперативнопрофилактическим наблюдением, в том числе с применением видео, аудиозаписи и фотосъемки; результаты документирования приобщаются к ДОУ либо к материалам подборок индивидуальной профилактики в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими ОРД;

Реализуются полученные материалы с учетом нераскрытиянегласных источников информации.Объектами профилактической деятельности ОРО являются:

Лица, готовящие преступления, либо покушающиеся на их совершение, либо высказывающие намерение совершить противоправные деяния;

Лица, способствующие различным образом (при отсутствии в их действиях либо бездействии состава преступления) совершению преступлений либо созданию угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ (например, лица, создающие предпосылки к утечке информации, составляющей государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну);

Лица, препятствующие различным образом работникам правоохранительных и контролирующих органов исполнению ими служебных обязанностей, а также оказывающие на них и их близких психологическое и иное воздействие с целью оказания влияния на результаты служебной деятельности;

Лица, с которыми ОРО прекращено конфиденциальное сотрудничество по компрометирующим их основаниям;

Сотрудники правоохранительных органов, создающие предпосылки к раскрытию конфиденциальных источников, планируемых оперативнорозыскных мероприятий, утечке информации, составляющей государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну;

Сами причины и условия, способствующие совершению преступлений физическими и юридическими лицами, а также должностных преступлений в правоохранительных и контролирующих органах. Осуществляя профилактическую работу, сотрудники уголовного розыска осуществляют взаимодействие с участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками по делам несовершеннолетних, в целях обмена и получении информации в отношении лиц, находящихся на профилактическом учете в этих подразделениях. Принимают участие в осуществлении совместных мер по предупреждению преступлений со стороны лиц находящихся на профилактическом учете. В целях принятия неотлагательных мер по предупреждению преступлений сотрудники уголовного розыска на постоянной основе проводят анализ состояния преступности и принимают соответствующие меры по устранению причин и условий способствующих совершению преступлений. Для достижения этих целей сотрудники уголовного розыска тесно взаимодействуют с сотрудниками участковых уполномоченными полиции, следственными подразделениями.

Ссылки на источники1. Алексеева А.П., Бабошкин П.И. Понятие противодействия преступности // ЮристъПравоведъ. 2008. № 3. С. 33‬35.2. Алексеева А.П. «Противодействие» преступности и его отличие от других смежных понятий. // Российский криминологический взгляд. 2006. №4. С. 159‬163.3. Лапин Е.С. «Оперативнорозыскная деятельность. Курс правовых и теоретических основ» учебное пособие 4е издание, дополн. М., Юрлитинформ, 2014 г, 256 с. 4. Портнов И.П. Современные подходы к решению проблемы объекта и предмета профилактики преступности // Государство и право. 1996. № 6. С. 79. 5. Семененко Г.М. «Проблемы противодействия умышленному уничтожению или повреждению чужого имущества: региональный аспект»// монография под науч. ред. А. Г. Заблоцкой Тамбов., 2014. С. 6164. 6. См.: О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35ФЗ (в ред. от 04.06.2014 N 145ФЗ.) // [Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.]7. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273ФЗ (в ред. от 28.11.2015 N 354ФЗ .) // [Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.]8. См.: О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002г. № 114ФЗ (в ред. от от 23.11.2015 N 314ФЗ .) // [Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.]9. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2010 г. № 224ФЗ (в ред. от от 21.07.2014 N 218ФЗ ) // [Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.]10. См.: О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон от 7 августа 2001 г. № 115ФЗ (в ред. от 30.12.2015 N 424ФЗ .) //[Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.]