О роли участковых уполномоченных полиции органов внутренних дел МВД России в предупреждении преступлений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семененко Г. М., Герасимов К. Е., Шамшукаев Х. Л. О роли участковых уполномоченных полиции органов внутренних дел МВД России в предупреждении преступлений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1331–1335. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86286.htm.
Аннотация. В статье авторами рассматривается деятельность участковых-уполномоченных полиции в предупреждении преступлений, кроме того, дается понятие предупреждения преступления и борьбы с преступностью. Авторами рассмотрена роль участковых-уполномоченных полиции в предупреждении преступлений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Герасимов Кирилл Евгеньевич,курсант 4 «А» курса Факультета подготовки следователей Волгоградской академии МВД России

Шамшукаев Хамзат ЛомАлиевич,курсант 4 «А» курса Факультета подготовки следователей Волгоградской академии МВД России

Семененко Григорий Михайлович,к.ю.н., доцент кафедры уголовного права учебнонаучного комплекса по предварительному следствию органов внутренних дел Волгоградской академии МВД России grigorii_001@mail.ru

О роли участковыхуполномоченных полицииорганов внутренних делМВД России в предупреждении преступлений

Аннотация.В статье авторами рассматривается деятельность участковыхуполномоченных полиции в предупреждении преступлений, кроме того дается понятие предупрежденияпреступленияи борьбыс преступностью. Авторами на основе нормативноправовых рассмотрена роль участковыхуполномоченных полиции в предупреждении преступлений. Ключевые слова:предупреждение преступлений, противодействие преступности, борьба с преступностью, участковыеуполномоченные полиции. В соответствии с указом президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности до 2020 года», главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасностина долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.[5]Для того, что бы обеспечить безопасность граждан и осуществить предупреждение преступлений необходимо разобраться, что понимается под предупреждением преступлений. В криминологии нет единого подхода к толкованию понятий «предупреждение», «профилактика», «борьба с преступностью». Тем не менее, наличие большого числа нормативноправовых формулировок позволяет нам вывести обобщающие определения, которыми мы могли бы руководствоваться в нашем исследовании. [4. с. 6164]Итак, судя по действующему законодательству, наиболее общим понятием является «противодействие» преступности. Его суть раскрывается в пункте 4 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму»: это деятельность по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов; по борьбе с терроризмом, в том числе по выявлению, раскрытию и расследованию террористического акта; по минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма. [6]На этих же позициях стоит и Федеральный закон «О противодействии коррупции», которым устанавливаются принципы противодействия коррупции, в том числе правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.[7]Следовательно, понятием «противодействие», законодатель охватывает два главных направления деятельности субъектов в этой сфере ‬предупреждение, то есть деятельность, направленную на удержание потенциальных преступников от совершения преступления или от доведения преступных намерений до конца, и борьбу, то есть выявление, раскрытие и расследование уже совершенных и оконченных составом преступлений.Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» в статьях 3 и 5 разъясняет смысл мер по предупреждению экстремистской деятельности: это выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности (профилактика); предотвращение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. [8]Аналогичный подход просматривается и в Федеральном законе «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью которого в рамках предупреждения этой деятельности является…. [9]Приоритетность превентивных мер отмечается и в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», основной целью которого выступает предупреждение деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. [10]Несмотря на многообразие и противоречивость теоретических концепций, изложенная законодателем в перечисленных нормативноправовых актах позиция поддерживается многими учеными.Так, И.П. Портнов полагает, что «предупреждение преступности ‬не единичный акт, а ряд последовательных действий, связанных с выявлением ее причин и условий, разработкой системы мероприятий по их устранению или нейтрализации, реализации на практике этих мероприятий». [3. с.79]Развивая данную идею, П.И. Бабошкин считает, что «в процессе предупреждения преступлений происходит воздействие как на правомерное (профилактика), так и на противоправное (предотвращение, пресечение) поведение людей. Следовательно, предупреждение преступлений ‬это деятельность различных структур, направленная на недопущение самого события преступления. Борьба с преступностью находится полностью в плоскости воздействия на противоправное поведение, что предполагает активное осуществление мероприятий, направленных на выявление, раскрытие и расследование уже совершенных противоправных деяний. [1. с. 3335]Наиболее общей представляется нам позиция А.П. Алексеевой, которая пишет: «В рамках противодействия преступности, борьбой с преступностью занимаются преимущественно правоохранительные органы, на них же возлагается обязанность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений преступности, тогда как предупреждение должны осуществлять все заинтересованные субъекты государства и общества. … Предупреждение не является “способом” или “частью” борьбы с преступностью, так как пересекаются анализируемые понятия только в плоскости “пресечения” преступности (что соответствует началу реализации преступником своего замысла) ‬специфической обязанности правоохранительных структур. Все остальные виды предупредительной деятельности (профилактика, предотвращение) лежат за рамками борьбы с преступностью (выявления, раскрытия и расследования уже совершенных противоправных деяний)». [2. с. 159163]Эта концепция представляется нам самой полной, развернутой и доказанной. В связи с чем, мы будем исходить из того, что предупреждение преступности‬это деятельность государства и общества, направленная против возможных, но еще не задуманных (профилактика), задуманных, готовящихся, но еще не совершенных (предотвращение), а также происходящих, но еще не оконченных преступлений (пресечение) путем воздействия на их причины и условия, способствующие возникновению умысла совершить преступления, а также их подготовке и совершению. [4. с. 6164]Борьба с преступностью‬это деятельность специализированных субъектов, направленная на выявление, раскрытие и расследование уже совершенных и оконченных составом преступлений. [4. с. 6164]Осуществление деятельности по предупреждению преступности в целом и отдельных ее видов должно строиться обязательно с учетом выявленных детерминантов этой преступности.Основная работа по предупреждению преступлений возлагается на участковых уполномоченных полиции. В соответствии с наставлением «По организации деятельности участковых уполномоченных полиции» регламентированного Приказом МВД России от 31.12.2012 г. №1166, участковый уполномоченный полиции при несении службы на закрепленной части территории муниципального образования, обслуживаемой территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, выполняет задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности. Основными формами несения службы участковым уполномоченным полиции являются[11]:

Проведение профилактического обхода административного участка;

Осуществление приема граждан и рассмотрение их обращений;Проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете;

Проведение отчетов перед населением о проделанной работе.

Участковый уполномоченный полиции осуществляетконтроль над своевременным принятием руководителями организаций мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и изложенных в рекомендациях и направленных в их адрес. В случае неисполнения ранее данных предписаний докладывает руководителю территориального органа МВД России о необходимости внесения руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений по принятию мер по их устранению в рамках действующего Российского законодательства. В целях осуществления профилактики выявляют среди населения обслуживаемого участка:

Лиц, допускающих противоправное поведение,

Лиц, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача;

Лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, изготавливающих, перерабатывающих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги;

Лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, культивирующих растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества; Лиц, содержащих притоны для потребления наркотиков, и лиц, предоставляющих помещения для этих целей;

Лиц, склоняющих к потреблению наркотических средств и психотропных веществ, в том числе несовершеннолетних, обеспечивать своевременное принятие к ним мер, установленных законодательством Российской Федерации, а также постановку данных лиц на профилактический учет в целях последующего контроля. Непосредственно собирает информацию о квартирах (жилых домах, комнатах), сдаваемых в аренду, в том числе гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства (при установлении юридических или физических лиц), о лицах, сдающих квартиры (помещения) в аренду без оформления соответствующих документов, а также информацию о лицах распространяющих экстремистские материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов и осуществляющих их производство либо хранение в целях массового распространения.Кроме того, выявлять притоны для занятия проституцией, незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, устанавливать их организаторов либо содержателей, участвовать в пределах компетенции в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, из специальных учебновоспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием, выявлении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, занятие проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством и незамедлительно принимать меры по пресечению их деятельности, а также незамедлительно информировать заинтересованные подразделения полиции.Участковые уполномоченные полиции отчитываются не реже одного раза в полугодие, с ежеквартальным опубликованием отчетной информации на официальном сайте территориального органа МВД России в сети Интернет, перед гражданами о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории и личном вкладе в предупреждение преступлений на обслуживаемой территории. В соответствии с должностными обязанностями на обслуживаемой территории участковый уполномоченный полиции осуществляет контроль за соблюдением гражданами, руководителями организаций правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, принимают к нарушителям меры в соответствии с законодательство Российской Федерации, либо информируют о вываленных недостатках другие службы или подразделения органов внутренних дел. В своей практической деятельности участковые уполномоченные полиции в пределах своей компетенцииосуществляют взаимодействие с сотрудниками территориальных органов МВД России и других федеральных органов исполнительной власти. Так, участковый уполномоченный полиции взаимодействует с сотрудниками территориальных органов и уголовноисполнительных инспекций ФСИН России в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений осужденными, которым назначено наказание, несвязанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы при условном осуждении, состоящими на учете уголовноисполнительных инспекций, а также лиц: находящихся под административным надзором; условнодосрочно освобожденных из мест лишения свободы; отбывших уголовное наказание и имеющих непогашенную или неснятую судимость. Информирует уголовноисполнительные инспекцииФСИН России о поведении осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы при условном осуждении, состоящих на учете уголовноисполнительных инспекций и проживающих на административном участке. Кроме того осуществляет взаимодействие с сотрудниками полиции линейных управлений (отделов) МВД России на водном, железнодорожном и воздушном транспорте, осуществляющих оперативное обслуживание объектов транспортной инфраструктуры, которые являются объектами повышенной опасности (речные и морские порты, железнодорожные вокзалы и автовокзалы, аэропорты). С сотрудниками подразделений лицензионноразрешительной работы полиции и подразделений вневедомственной охраны полиции.Необходимо отметить и высокую роль участковых уполномоченных полиции в сельском поселении. Вопервых, участковый уполномоченный полиции, должен знать местонахождение селений, хуторов, усадеб, фельдшерскоакушерских пунктов, ветеринарных пунктов, станций, скотопрогоночных дорог, ферм, а также направление и состояние рек, шоссейных, грунтовых и железных дорог, горных троп, лесов, степень их проходимости, местонахождение и состояние гатей, мостов, переправ, бродов, а также местонахождение болот и степень их проходимости входящих в пределы административного участка обслуживаемого участковым уполномоченным полиции. Вовторых, посещать не менее двух раз в месяц наиболее крупные населенные пункты, рынки, станции, пристани, аэродромы и другие общественные места с массовым пребыванием граждан, а также осматривать малопосещаемые места, заброшенные строения и территории.Как мы видим специфика деятельности участкового уполномоченного полиции в отличие от сотрудников любого другого подразделения, решающих, как правило только одну специфическую задачу органов внутренних дел, участковый уполномоченный полиции работает практически во всех направлениях, что выражается в их комплектности и многофункциональности их деятельности. В этом и заключается особенность данного института работающего по предупреждениюпреступлений. Ссылки на источники1. Алексеева А.П., Бабошкин П.И. Понятие противодействия преступности // ЮристъПравоведъ. 2008. № 3. С. 33‬35.2. Алексеева А.П. «Противодействие» преступности и его отличие от других смежных понятий. // Российский криминологический взгляд. 2006. №4. С. 159‬163.3. Портнов И.П. Современные подходы к решению проблемы объекта и предмета профилактики преступности // Государство и право. 1996. № 6. С. 79. 4. Семененко Г.М. «Проблемы противодействия умышленному уничтожению или повреждению чужого имущества: региональный аспект»// монография под науч. ред. А. Г. Заблоцкой Тамбов., 2014. С. 6164. 5. УказПрезидента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 20, ст. 2444);6. См.: О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35ФЗ (в ред. от 04.06.2014 N 145ФЗ.) // [Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.]7. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273ФЗ (в ред. от 28.11.2015 N 354ФЗ .) // [Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.]8. См.: О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002г. № 114ФЗ (в ред. от от 23.11.2015 N 314ФЗ .) // [Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.]9. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2010 г. № 224ФЗ (в ред. от от 21.07.2014 N 218ФЗ ) // [Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.]10. См.: О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон от 7 августа 2001 г. № 115ФЗ (в ред. от 30.12.2015 N 424ФЗ .) //[Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.]11..Приказ МВД России от 31.12.2012 г. №1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» ".[Консультант плюс дата обращения 09.02.2016 г.].