Воздействие художественных образов на мировоззрение социума
Выпуск:
ART 86322
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сагайдак
А.
А. Воздействие художественных образов на мировоззрение социума // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1506–1510. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86322.htm.
Аннотация. В статье представлено решение исследовательской задачи, посвящённой проблеме взаимодействия произведения искусства на мироощущения социума. Рассмотрены концепции известных деятелей науки и искусства, представлены живописные работы мастеров искусства.
Ключевые слова:
искусство, мировоззрение, художественно-эмоциональное насыщение, л. с. выготский, к. малевич, э. мунк, в. ван гог
Текст статьи
Сагайдак Анастасия Андреевна,Студентка, г.Таганрогsagaidak.nastya2016@yandex.ru
Воздействие художественных образов на мировоззрение социума
Аннотация.В статье представлено решение исследовательской задачи, посвящённой проблеме взаимодействия произведения искусства намироощущения социума. Рассмотрены концепции известных деятелей науки и искусства, представлены живописные работы мастеров искусства.Ключевые слова:мировоззрение, искусство,художественно эмоциональное насыщение, Л.С.Выготский, К.Малевич, Э.Мунк, В.Ван Гог.
Проблема отношения между мировоззрением иискусством кажетсяв какой тостепени простой. Критика научила нас оценивать живописное произведение на основе выраженного в нем отношения к действительности и способа, которым оно описано в ней. Искусствоведение построило обширное число теорий на тезисе о том, что искусство, изображая действительность, дает картину ее в свете определенного воззрения эпохи.При рассмотрении взаимодействия искусства и мировоззрения, прежде всего, необходимо понять данные определения. Под мировоззрением принято понимать несколько значений. Прежде всего, это спонтанное отношение человека той или иной эпохи к действительности, не только в художественных формах, но и соматических. Например, если сравнить несколько художников разных эпох, то можно увидеть, насколько отличаются их мироощущение и идеалы эпох. Так же под мироощущением понимается определенная система мысленного содержания, а также философская система художественного творчества. Идеология также воздействует на человеческое поведение, мышление и произведения искусства[1]. При рассмотрении определения искусство, становится понятно, как эти тезисы связаны между собой. Искусство находится в живом контакте с воспринимающим, апеллирует его к активности, тем самым воздействуя на мировоззрение. Художественное произведение –это строение, состоящее из множества элементов(линия, плоскость, объем, пятно, пространство, место действия). Каждый из данных элементов находиться в определенном взаимоотношении с действительностью. Иными словами, каждое звено изображает действительность. Реальность, с какой тостороны освещена произведением, какие то свойства подчеркнуты, какие то вынесены на задний план, тем самым давая зрителю понять, какое мировоззрение формировалось у художника. Живописец пытается показать собственный путь обхождения с действительностью.Тем самым искусство создает гносеологическую систему человеческого поведения[1]. Сопоставление исторических типов мироощущения человека разных эпох не может быть понятно с позиций хуже или лучше, а нуждается в других измерениях. Меняющаяся культура человеческого сознания, разнообразие мироощущения разных эпох говорит о различных состояниях психики и сознания человека.На каждом этапе истории творческий процесс формирует определенный типхудожественной целостности, который оказывает влияние на человеческое сознание. На материале художественного творчества оказывается возможным выявить характерные черты мироощущения человека данной эпохи и рассмотреть исторические границы, за которыми начинается творчествоиного типа[2].Немецкая и венская школы искусствознания в начале ХХ века, ввели новое понятие –художественное видение, подходящее для понимания мироощущения разных эпох. Реализация художественного творчества подчинена определенному историческому моменту. Австрийский историк искусства О. Бенеш стремился для обнаружения таких понятий, которые были общими как для искусства, так и для науки. «История идей учит нас тому, что одни и те же духовные факторы лежат в основе различных сфер культурной деятельности. Это позволяет провести параллели между художественными и научными явлениями и ждать от этого их взаимного разъяснения ». «Творческое сознание в каждый данный исторический момент воплощается в определенных формах, однозначных для искусства и для науки »[2]. Художественное видение рассматривается в форме и построении произведения искусства. Рассмотрим в качестве примера известную картину живописца К. Малевича«Черный квадрат»(рис.1).Работы художника, явились причиной создания нового теченияв изобразительном искусстве –Супрематизма,символом данного направлениястала картина «Черный квадрат». В теоритических разработках о течении, художник говорил о беспредметности, как главной чертой данного направления. Освобождаясь от фигуративности, живопись становится актом чистого творения, а работа «Черный квадрат» это как клетка, как первоэлемент нового мира. Крупнейший на тот момент художественный критик, Александр Бенуа написал сразу после выставки: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны»[3].
Рис.1. К.Малевич «Черный квадрат»
Воздействие произведения искусства зависит не только от свойств готового художественного произведения, но и от характера его восприятия. Множественность толкований произведения искусства всегда ставила вопрос о роли в процессе художественного восприятия объективных и субъективных факторов.Одной из первых теорий посвященной изучению процесса художественного восприятия, явилась теория «вчувствования», которую разработал немецкий психолог Т.Липпс. Ученый исходил из того, что природа художественного восприятия это «объективированное самонаслаждение». Все эмоции, возникающие у индивида в момент восприятия художественного произведения, лишь ответ на импульсы, посылаемые самим произведением искусства. Главный эффект воздействия зависит от умения преобразовать этиимпульсы в собственное переживание.Основную роль играют индивидуальное воображение и фантазия[1].Исследователь отмечал элементарные влияния, оказываемые пространственными композициями разного типа в изобразительном искусстве илиархитектуре, отмечая, что индивидподнимается вместе с высокой
линией и падает вниз с опускающейся. Сгибается вместе с кругом и чувствуетопору ,воспринимая лежащий треугольник. Для понимания природы художественного восприятия надо видеть связь между фантазией и эмоцией. По данному факту, каждый человек может проиллюстрировать пример из повседневной жизни. Если висящее пальто в комнате ночью примут за фигуру человека, этозаблуждение, но чувство страха,
возникающее при этом оказывается совершенно реальным. Так же и в искусстве:история, рассказываемая в кино, театре, изобразительном произведении –вымышленная, но эмоции возникающие при восприятиипроизведениясовершенно реальные. Степень переживания художественной реальности может быть не меньше, чем реального события[1]. Важно отметить, что художественные эмоции –это парциальные эмоции, то есть эмоции, которые не стремятся к переходу в действие, реализации, практическому претворению. Художественноэмоциональное насыщение представляет ценность само по себе. Природа художественного удовлетворения описывалась в эстетике через понятие катарсиса. Платон, необходимым условием появления катарсиса считал присутствие в художественном переживании противоположных чувств –подавленности и возбуждения. Л. Выготский приходил к выводу о парадоксальности природы художественного катарсиса, когда неприятные эмоции подвергаются разрядуи превращаются в положительные. Подобные идеи о природе катарсиса можно встретить и у мыслителей 18в. Теоретик искусства Ф. Шиллер полагал, что тайна искусства мастера заключается в том, чтобы формою уничтожить содержание[1]. Для понимания психологии художественного восприятия особое значение имеет понятие художественной установки. Художественную установку можно определить как систему ожиданий, котораяскладывается в начале восприятия произведения искусства. Понимая какое произведение социум собирается слушать или смотреть, человек настраивается на особый язык, стилистику данного произведения. Неосознаваемые компоненты установки индивида, зависят от егосознания. При намерении социума посетить выставку или кинотеатр, индивид неосознанно нуждается в прочтении аннотации на данное мероприятие, для того чтобы направить систему ожиданий в определенное направление. Любой художник понимает значимость художественной установки и сам способен направить нашу систему ожиданий в нужноенаправление, посредством обозначения жанра своего произведения[1]. Довольно интересным исследованием стала книга Р. Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие». Эта книга создана в основном из исследований восприятия разнообразных изобразительных форм. Основная мысль автора заключается в том, что восприятие не является механическим сенсорным элементом, а выступает способностью изобретательного схватывания действительности. Арнхейм пытается выявить,как располагаются и взаимодействуют в художественном восприятии объективные факторы, как они вызывают определенные способы понимания[4].Способность глаза человека оценивать основные качества художественного произведения, по мнению ученого,благодаря определенному свойству самого изображения. Арнхейм приводит пример: белый квадрат, внутри которого помещен темный диск, если мы видим смещение диска от центра квадрата, то данное расположение вызывает чувство неудобства. Симметричное расположение диска, порождает чувство устойчивости, вследствие чего появляется чувство удовлетворения[4].Размышляя в данном направлении, автор приходит к выводу, что любое произведение искусство, картина, скульптура, архитектурное сооружение, обладает точкой опоры, которую наш глаз быстро схватывает. История изобразительного искусства сохранила большое количество приемов, позволяющих не меняя объема одного и того же рисунка, поместить его либо в глубину полотна, либо выдвинуть его на передний план.Анализируя множество произведений, Арнхейм показывает, какими способами художники добиваются нужных эффектов[4]. Исследователь приводит в примерработу живописцаСезанна «Портрет жены» (1890), мастер добивается эффекта, когда фигура отдыхающей в кресле женщины полна энергии. При рассмотрении знаменитой работы Эдварда Мунка «Крик»(рис.2), можно сразу почувствовать те эмоции, которые несет в себе данная картина. Эффект ужаса и страха моментально охватывает зрителя, не отпуская долгое время. Живописец, используя цвет и форму, добивается колоссального эффекта присутствия страха и негатива. Картина словно предостерегает зрителя о надвигающейся катастрофе, и мы это чувствуем. Мастер писал о создании этой работы: «Я прогуливался с двумя друзьями − солнце клонилось к закату, вдруг небо стало кровавкрасным− я остановился, чувствуя себя измученным, и прислонился к ограде –кровь и языки пламени взметнулись над черносиним фьордом и городом. Друзья продолжали путь, а я застыл на месте, дрожа от страха−и ощутил бесконечный крик, исходящий от Природы». Именно этот крик присутствует вработе[5].
Рис.2. Э.Мунк «Крик»
Основной вывод, к которому приходит Арнхейм состоит в том, что мы можем не осознавать отчет о том, насколько сложную работу совершает наш глаз, он устроен так, что схватывает центральные элементы формы моментально. Важным условием художественного восприятия выступает умение выработать в себе способность быть в художественном восприятии, избегать шаблонов массовой культуры, пользоваться индивидуальными навыками. Каждый человек уникален, постигать данную индивидуальность можно избирая определенные творческие линии, которые наиболее отвечают направленности человека, его темпераменту, типу личности. Большое количество художественных стилей и жанров предоставляют неограниченные возможности для внутренней переработки каждым человеком самого себя[1]. Рассмотрим еще более известную работу живописца Ван Гога «Звездная ночь»(рис.3).Невероятная энергия всей картины сосредоточена главным образом в симметричном, едином и непрерывном движении серпа луны, звезд и самого неба. Переполняющие внутренние переживания удивительным образом уравновешены благодаря изображенным на переднем плане деревьям, которые, в свою очередь, уравновешивают всю панораму. Художник специально изображает звезды значительно больше, чем они есть на самом деле, чтобы передать сияющий блеск звезд в ночном небе. Особая работа мазками, делает картину более экспрессивной, чем остальные полотна художника.Движение которое присутствует в картине завораживает, притягивает зрителя. На мгновение можно увидеть движущиеся звезды и сияющую луну в небе.
Рис.3. В.Ван Гог «Звездная ночь»
На основании выше сказанного можно предположить, что контакт между мировоззрением и искусством чрезвычайно тесен. Мироощущение, независимо от того, проявляется оно как гносеологическая база, или идеология, существует не только вне художественного произведения, как нечто им выраженное, но и становится элементом взаимодействия частей художественного произведения, принципом построения полотна. Таким образом, являясь связующим звеном искусства и массовой культуры.
Ссылки на источники1.Мукаржовский, Я. / Исследования по эстетике и теории искусства//−М.: Искусство, 1994 –С.6052.Кривцун, О.А./ Психология искусства/ Кривцун, О.А.// − М.: издательство Литературного института имени Горького, 2000. –С.224 3.Малевич, К. /Черный квадрат// − М.: Азбука, 2001 –С.914.Арнхейм, Р. /Искусство и визуальное восприятие//− М.: АрхитектураС, 2007 –С.3865.Бишофф, У./ Мунк / Бишофф, У.// − М.: АртРодник, 2003 –С.96
Воздействие художественных образов на мировоззрение социума
Аннотация.В статье представлено решение исследовательской задачи, посвящённой проблеме взаимодействия произведения искусства намироощущения социума. Рассмотрены концепции известных деятелей науки и искусства, представлены живописные работы мастеров искусства.Ключевые слова:мировоззрение, искусство,художественно эмоциональное насыщение, Л.С.Выготский, К.Малевич, Э.Мунк, В.Ван Гог.
Проблема отношения между мировоззрением иискусством кажетсяв какой тостепени простой. Критика научила нас оценивать живописное произведение на основе выраженного в нем отношения к действительности и способа, которым оно описано в ней. Искусствоведение построило обширное число теорий на тезисе о том, что искусство, изображая действительность, дает картину ее в свете определенного воззрения эпохи.При рассмотрении взаимодействия искусства и мировоззрения, прежде всего, необходимо понять данные определения. Под мировоззрением принято понимать несколько значений. Прежде всего, это спонтанное отношение человека той или иной эпохи к действительности, не только в художественных формах, но и соматических. Например, если сравнить несколько художников разных эпох, то можно увидеть, насколько отличаются их мироощущение и идеалы эпох. Так же под мироощущением понимается определенная система мысленного содержания, а также философская система художественного творчества. Идеология также воздействует на человеческое поведение, мышление и произведения искусства[1]. При рассмотрении определения искусство, становится понятно, как эти тезисы связаны между собой. Искусство находится в живом контакте с воспринимающим, апеллирует его к активности, тем самым воздействуя на мировоззрение. Художественное произведение –это строение, состоящее из множества элементов(линия, плоскость, объем, пятно, пространство, место действия). Каждый из данных элементов находиться в определенном взаимоотношении с действительностью. Иными словами, каждое звено изображает действительность. Реальность, с какой тостороны освещена произведением, какие то свойства подчеркнуты, какие то вынесены на задний план, тем самым давая зрителю понять, какое мировоззрение формировалось у художника. Живописец пытается показать собственный путь обхождения с действительностью.Тем самым искусство создает гносеологическую систему человеческого поведения[1]. Сопоставление исторических типов мироощущения человека разных эпох не может быть понятно с позиций хуже или лучше, а нуждается в других измерениях. Меняющаяся культура человеческого сознания, разнообразие мироощущения разных эпох говорит о различных состояниях психики и сознания человека.На каждом этапе истории творческий процесс формирует определенный типхудожественной целостности, который оказывает влияние на человеческое сознание. На материале художественного творчества оказывается возможным выявить характерные черты мироощущения человека данной эпохи и рассмотреть исторические границы, за которыми начинается творчествоиного типа[2].Немецкая и венская школы искусствознания в начале ХХ века, ввели новое понятие –художественное видение, подходящее для понимания мироощущения разных эпох. Реализация художественного творчества подчинена определенному историческому моменту. Австрийский историк искусства О. Бенеш стремился для обнаружения таких понятий, которые были общими как для искусства, так и для науки. «История идей учит нас тому, что одни и те же духовные факторы лежат в основе различных сфер культурной деятельности. Это позволяет провести параллели между художественными и научными явлениями и ждать от этого их взаимного разъяснения ». «Творческое сознание в каждый данный исторический момент воплощается в определенных формах, однозначных для искусства и для науки »[2]. Художественное видение рассматривается в форме и построении произведения искусства. Рассмотрим в качестве примера известную картину живописца К. Малевича«Черный квадрат»(рис.1).Работы художника, явились причиной создания нового теченияв изобразительном искусстве –Супрематизма,символом данного направлениястала картина «Черный квадрат». В теоритических разработках о течении, художник говорил о беспредметности, как главной чертой данного направления. Освобождаясь от фигуративности, живопись становится актом чистого творения, а работа «Черный квадрат» это как клетка, как первоэлемент нового мира. Крупнейший на тот момент художественный критик, Александр Бенуа написал сразу после выставки: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны»[3].
Рис.1. К.Малевич «Черный квадрат»
Воздействие произведения искусства зависит не только от свойств готового художественного произведения, но и от характера его восприятия. Множественность толкований произведения искусства всегда ставила вопрос о роли в процессе художественного восприятия объективных и субъективных факторов.Одной из первых теорий посвященной изучению процесса художественного восприятия, явилась теория «вчувствования», которую разработал немецкий психолог Т.Липпс. Ученый исходил из того, что природа художественного восприятия это «объективированное самонаслаждение». Все эмоции, возникающие у индивида в момент восприятия художественного произведения, лишь ответ на импульсы, посылаемые самим произведением искусства. Главный эффект воздействия зависит от умения преобразовать этиимпульсы в собственное переживание.Основную роль играют индивидуальное воображение и фантазия[1].Исследователь отмечал элементарные влияния, оказываемые пространственными композициями разного типа в изобразительном искусстве илиархитектуре, отмечая, что индивидподнимается вместе с высокой
линией и падает вниз с опускающейся. Сгибается вместе с кругом и чувствуетопору ,воспринимая лежащий треугольник. Для понимания природы художественного восприятия надо видеть связь между фантазией и эмоцией. По данному факту, каждый человек может проиллюстрировать пример из повседневной жизни. Если висящее пальто в комнате ночью примут за фигуру человека, этозаблуждение, но чувство страха,
возникающее при этом оказывается совершенно реальным. Так же и в искусстве:история, рассказываемая в кино, театре, изобразительном произведении –вымышленная, но эмоции возникающие при восприятиипроизведениясовершенно реальные. Степень переживания художественной реальности может быть не меньше, чем реального события[1]. Важно отметить, что художественные эмоции –это парциальные эмоции, то есть эмоции, которые не стремятся к переходу в действие, реализации, практическому претворению. Художественноэмоциональное насыщение представляет ценность само по себе. Природа художественного удовлетворения описывалась в эстетике через понятие катарсиса. Платон, необходимым условием появления катарсиса считал присутствие в художественном переживании противоположных чувств –подавленности и возбуждения. Л. Выготский приходил к выводу о парадоксальности природы художественного катарсиса, когда неприятные эмоции подвергаются разрядуи превращаются в положительные. Подобные идеи о природе катарсиса можно встретить и у мыслителей 18в. Теоретик искусства Ф. Шиллер полагал, что тайна искусства мастера заключается в том, чтобы формою уничтожить содержание[1]. Для понимания психологии художественного восприятия особое значение имеет понятие художественной установки. Художественную установку можно определить как систему ожиданий, котораяскладывается в начале восприятия произведения искусства. Понимая какое произведение социум собирается слушать или смотреть, человек настраивается на особый язык, стилистику данного произведения. Неосознаваемые компоненты установки индивида, зависят от егосознания. При намерении социума посетить выставку или кинотеатр, индивид неосознанно нуждается в прочтении аннотации на данное мероприятие, для того чтобы направить систему ожиданий в определенное направление. Любой художник понимает значимость художественной установки и сам способен направить нашу систему ожиданий в нужноенаправление, посредством обозначения жанра своего произведения[1]. Довольно интересным исследованием стала книга Р. Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие». Эта книга создана в основном из исследований восприятия разнообразных изобразительных форм. Основная мысль автора заключается в том, что восприятие не является механическим сенсорным элементом, а выступает способностью изобретательного схватывания действительности. Арнхейм пытается выявить,как располагаются и взаимодействуют в художественном восприятии объективные факторы, как они вызывают определенные способы понимания[4].Способность глаза человека оценивать основные качества художественного произведения, по мнению ученого,благодаря определенному свойству самого изображения. Арнхейм приводит пример: белый квадрат, внутри которого помещен темный диск, если мы видим смещение диска от центра квадрата, то данное расположение вызывает чувство неудобства. Симметричное расположение диска, порождает чувство устойчивости, вследствие чего появляется чувство удовлетворения[4].Размышляя в данном направлении, автор приходит к выводу, что любое произведение искусство, картина, скульптура, архитектурное сооружение, обладает точкой опоры, которую наш глаз быстро схватывает. История изобразительного искусства сохранила большое количество приемов, позволяющих не меняя объема одного и того же рисунка, поместить его либо в глубину полотна, либо выдвинуть его на передний план.Анализируя множество произведений, Арнхейм показывает, какими способами художники добиваются нужных эффектов[4]. Исследователь приводит в примерработу живописцаСезанна «Портрет жены» (1890), мастер добивается эффекта, когда фигура отдыхающей в кресле женщины полна энергии. При рассмотрении знаменитой работы Эдварда Мунка «Крик»(рис.2), можно сразу почувствовать те эмоции, которые несет в себе данная картина. Эффект ужаса и страха моментально охватывает зрителя, не отпуская долгое время. Живописец, используя цвет и форму, добивается колоссального эффекта присутствия страха и негатива. Картина словно предостерегает зрителя о надвигающейся катастрофе, и мы это чувствуем. Мастер писал о создании этой работы: «Я прогуливался с двумя друзьями − солнце клонилось к закату, вдруг небо стало кровавкрасным− я остановился, чувствуя себя измученным, и прислонился к ограде –кровь и языки пламени взметнулись над черносиним фьордом и городом. Друзья продолжали путь, а я застыл на месте, дрожа от страха−и ощутил бесконечный крик, исходящий от Природы». Именно этот крик присутствует вработе[5].
Рис.2. Э.Мунк «Крик»
Основной вывод, к которому приходит Арнхейм состоит в том, что мы можем не осознавать отчет о том, насколько сложную работу совершает наш глаз, он устроен так, что схватывает центральные элементы формы моментально. Важным условием художественного восприятия выступает умение выработать в себе способность быть в художественном восприятии, избегать шаблонов массовой культуры, пользоваться индивидуальными навыками. Каждый человек уникален, постигать данную индивидуальность можно избирая определенные творческие линии, которые наиболее отвечают направленности человека, его темпераменту, типу личности. Большое количество художественных стилей и жанров предоставляют неограниченные возможности для внутренней переработки каждым человеком самого себя[1]. Рассмотрим еще более известную работу живописца Ван Гога «Звездная ночь»(рис.3).Невероятная энергия всей картины сосредоточена главным образом в симметричном, едином и непрерывном движении серпа луны, звезд и самого неба. Переполняющие внутренние переживания удивительным образом уравновешены благодаря изображенным на переднем плане деревьям, которые, в свою очередь, уравновешивают всю панораму. Художник специально изображает звезды значительно больше, чем они есть на самом деле, чтобы передать сияющий блеск звезд в ночном небе. Особая работа мазками, делает картину более экспрессивной, чем остальные полотна художника.Движение которое присутствует в картине завораживает, притягивает зрителя. На мгновение можно увидеть движущиеся звезды и сияющую луну в небе.
Рис.3. В.Ван Гог «Звездная ночь»
На основании выше сказанного можно предположить, что контакт между мировоззрением и искусством чрезвычайно тесен. Мироощущение, независимо от того, проявляется оно как гносеологическая база, или идеология, существует не только вне художественного произведения, как нечто им выраженное, но и становится элементом взаимодействия частей художественного произведения, принципом построения полотна. Таким образом, являясь связующим звеном искусства и массовой культуры.
Ссылки на источники1.Мукаржовский, Я. / Исследования по эстетике и теории искусства//−М.: Искусство, 1994 –С.6052.Кривцун, О.А./ Психология искусства/ Кривцун, О.А.// − М.: издательство Литературного института имени Горького, 2000. –С.224 3.Малевич, К. /Черный квадрат// − М.: Азбука, 2001 –С.914.Арнхейм, Р. /Искусство и визуальное восприятие//− М.: АрхитектураС, 2007 –С.3865.Бишофф, У./ Мунк / Бишофф, У.// − М.: АртРодник, 2003 –С.96