Российское служилое дворянство на Северном Кавказе: трансформация ментальных установок
Выпуск:
ART 86323
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Волошин
Д.
А.,
Дозорова
Л.
В. Российское служилое дворянство на Северном Кавказе: трансформация ментальных установок // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1511–1515. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86323.htm.
Аннотация. В статье дана характеристика основных установок менталитета российского дворянства, проходившего службу на Северном Кавказе. Особо рассматривается дворянский менталитет как основа психологии элиты; эмоциональное восприятие реальности, удовлетворенность жизнью, чувство значимости, иерархия ценностных ориентаций. Прослеживаются имевшие место межкультурные заимствования; показана значимость «кавказского колорита» и военизированности региональной обстановки, внесших значительные коррективы в дворянский образ жизни.
Текст статьи
Дозорова Людмила Владимировна,магистрант 1 курсаисторического факультетаАрмавирского государственного педагогического университетаdozorowa.liud@yandex.ru
Научный руководитель–Волошин Дмитрий Алексеевич.кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирского государственного педагогического университетаvoloschindim@mail.ru
Российскоеслужилое дворянство на Северном Кавказе:
трансформация ментальных установок
Аннотация.Встатье дана характеристика основных
установок
менталитета российского дворянства, проходившего службу на Северном Кавказе. Особо рассматривается дворянский менталитет как основа психологии элиты; эмоциональное восприятие реальности, удовлетворенность жизнью, чувство значимости, иерархия ценностных ориентаций. Прослеживаются имевшие место межкультурные заимствования; показана значимость «кавказского колорита» и военизированностирегиональной обстановки, внесших значительные коррективы в дворянский образ жизни.Ключевые слова: менталитет, мышление, ментальность, дворянство, Северный Кавказ.
Как известно, роль дворянства была определяющей не только в сфере государственного управления, но и в самых различных областях жизни российского общества. Это было предопределено тем, что российская дореволюционная элита состояла в основном именно из дворян[1].Приверженность православию, служение Государю и Отечеству, подданничество, патриархальность, европокультурная ориентация–все это квинтэссенция менталитета российского дворянства; часть ценностных ориентаций которого и сегодня не утратила своей актуальности.Потому впоследнее время в российской исторической науке наблюдаетсярост интереса к изучению истории русского дворянства во всех ее аспектах. Это касается и изучения местных дворянских родов и корпораций, общих проблем и тенденций истории дворянства. Наблюдается переосмысление определенных теоретических положений и стереотипов, выработанных советской исторической наукой. История дворянского сословия в России, также его яркой жизни на Северном Кавказе начинает занимать подобающее ей место в общей истории страны. Кроме того, необходимо отметить и факт изменения быта, досуга, и, в некоторой мере, менталитета высшего сословия Российской империи в условиях северокавказских реалий.
Менталитет, несомненно, довольно объемный термини, в то же время, сложно различимыйфеномен духовного мира человека. По словам Е.М. Михиной, он «пронизывает всю человеческую жизнь человека, присутствуя на всех уровнях сознания и поведения людей, а потому так трудно его определить, ввести в какието рамки»[2].Исследователи выделяют различные формы проявления менталитета: менталитет личности, менталитет социальногрупповой, менталитет определённых исторических эпох, менталитет этноса (народа, нации). И если последнему посвящено достаточно много работ, «значительно меньше внимания уделялось особенностям социальногруппового, в частности, менталитета дворянства»[3].Итак, одной из базовых черт менталитета российского дворянства была идея государственной службы. Приизучении влияния кавказских традиций на менталитет и облик российского дворянина, нельзя обойти вниманием аспектповседневной жизни высшего сословия в изучаемом регионе, а именно специфику службы, условияпроживания, одежду, вооружение, питание, досуг и материальноеблагосостояние. Одним словом: как поменялась жизнь дворян во время их пребывания на Северном Кавказе?В данном контексте эти материальные нюансы в большей степени отображают менталитет дворян, а главное изменение их мировоззрения[4].Служилые дворяне приносили с собой на Северный Кавкази традиционные ментальные особенности русского народа: любовь к Родине,интуитивность мышления, высокуюстепень толерантности, религиозность, самопожертвование, предрасположенность к межкультурному заимствованию,«широту души», но и некоторуюбезалаберность.Ещеодной доминантой явилась подданническая ментальность, «характеризующая односторонней зависимостью индивида от власти, потребностью в руководстве, привычкой подчиняться власти и ожидать от власти решения всех своих проблем» [5].И в то же время немалую роль в жизни дворян играли походные условия. Во время боевых действий местом обитания высшего сословия являлись палатки, редким же явлением было проживание войск в завоеванных домах горцев, так как местные жители, в большинстве случаев, сами уничтожали свои жилища. Альтернативой палаток были шалаши, которые сооружались простыми офицерами из подручных средств. Необходимо указать, что зимой войска использовали землянки. Важно отметить, что в походе кроватями, которые считались большой роскошью, пользовались лишь представители высшего сословия: генералы, прикомандированные офицеры[6]. Палатки и даже кровати не помогали офицерам защититься от холода и сырости, поэтому единственным выходом являлось «согревание спиртом». Российские дворяне, проходившие службу на Северном Кавказе, привыкли сражаться «поевропейски»: воевать по четко продуманному плану и с хорошо организованными армиями в открытом сражении, когда победа в заключительном бою и занятие стратегически выгодного положения ознаменовывали окончание военных действий. Но на Северном Кавказе они столкнулись совершенно с иной ситуацией. Северокавказские горцы редко участвовали в открытых боях, чаще использовали, так называемые, «партизанские» методы борьбы: они неожиданно нападали на российскую армию и также молниеносно отступали. Наиболее предпочтительными местами для обороны и атаки былитруднодоступные места, что отрицательно сказывалось нароссийских офицерах[7].Итак, восприятие служилымибоевой ситуациизависело от личныхкачеств и от некоторых заимствованных у северокавказского населения аспектов жизнедеятельности.Прагматичное мышление офицеров, находившихся на Северном Кавказе, проявлялось почтиво всех сферах жизнедеятельности. Одним из самых ярких ее выражений стала боевая одежда. До начала XIXв. обмундирование кавказского служащего населенияпочтиполностью соответствовало общим российским стандартам. С приходом же на Кавказ «своевольных командующих» началось постепенное изменение облика кавказских войск.Так, вместо регламентированных киверов повсеместно носили фуражные шапки (фуражки), которые в российской армии было положено носить только вне строя. Альтернативой киверов сначала негласно, а затем официально являлась местная баранья шапка –папаха. Особое значение приобрело заимствование некоторых элементов одежды у местного населения. Одежда горцев была удобная, простая, но самая главное приспособленная к местным природным и боевым условиям, также отличалась своеобразной красотой.Самымираспространенными элементамиодежды,которые дворянезаимствованными у горцев являлись папаха, башлык, бешмет, газыри, чувяки, бурки.Но наибольшей популярностью пользовались горские и казачьи шашки, которые обладали особой привлекательностью. Офицеры также «не брезговали» идтив бой с простыми солдатскими ружьями.В массовых заимствованиях бытовых атрибутов кавказских народов воплощалась не только практичность, но и «новые» эстетические вкусы, влияние моды. Изящный дизайн горского костюма, великолепным образом подчеркивал мужскую фигуру, формируя своего рода культ мужественности, таивший скрытую агрессию.Разнообразная как сами кавказские народы одежда горцев давала дворянам возможность выделиться из единообразной массы, а также приобщиться к кавказской экзотике. Особенности развития оружия кавказских офицеров шло по тем жепринципам, что и одежда. Так как от вооружения зависела жизнь ее владельца, офицеры действовали еще более активно и самостоятельно, игнорируя большинство российских образцов неприспособленных к кавказским условиям партизанской войны. Значимостькавказского колорита и военизированность обстановки вносили значительные коррективы в атрибутику празднеств. Роль симфонических оркестров нередко исполняли полковые музыканты, оперы –хоры солдат и казаков, а европейские танцы, такие как кадриль и вальс,перемежались кавказской лезгинкой[8].Совместное участие представителей дворянского сословия с горцами в боевых операциях способствовало сплочению «боевого братства», преодолению сословных и этнических предрассудков в бытовых взаимоотношениях. В отличие от многих своих европейских коллег офицеры Кавказского корпуса не замыкали свой круг общения только на равных по чину и национальности. На полковых праздниках и прочих «весельях» офицеры, обнявшись с горцами, разделяли общий настрой: пели в хорах, плясали, вокруг царила атмосфера взаимоуважения и почета[9].Важное место в повседневном быте занимала система питания. В рассматриваемый период офицеры,как правило,питались за свой счет. Большой популярностью среди кавказских офицеров пользовались блюда горской и казацкой кухонь. Любимыми лакомствами являлись шашлык, плов, различная выпечка (чуреки, пироги). Влияние кавказской кухни проявлялось в активном использовании перца и других острых приправ. Наличие полковых подворий обогащало рацион свежими фруктами и овощами.Контрастом походных условий являлись балы и различные праздничные пиршества высокопоставленных офицеров. Здесь ассортимент блюд мало чем уступал в изысканности и разнообразии столичным.
Совокупность тягот службы оказывалазначительное влияние на семейное положение офицеров. Женитьба на Северном Кавказе осложнялась недостатком прекрасного пола. Существовала даже отработанная схема женитьбы, согласно которой желающие обзавестись семьей брали специальныйотпуск с формальным разрешением на вступление в брак, и затем отправлялись в близлежащие «образованные места», где находили себе невест, в основном представительниц не своего этноса. Распространенным явлением были смешанные браки [10]Таким образом, в целом бытовые условия оказывали существенное влияние на такие категории ментальности как эмоциональное восприятие реальности, удовлетворенность жизнью, чувство значимости, иерархию ценностных ориентаций, физиологическое и психологическое состояние, адаптивныефункции. Тяжелые бытовые условия являлись одной из причин сурового, а иной раз даже ожесточенного характера «кавказцев». Они же способствовали сплочению «боевого братства». С другой стороны в материальных аспектах быта отражалась простота, практичность, самостоятельность и инициативность офицеров, нашедшие воплощение в массовых заимствованиях горского быта.Итак, менталитет как специфический стиль мироощущения и мировосприятия, отражает длительный период совместного существования людей в схожих природногеографических и социокультурных условиях. И здесь менталитет проявляется «в позициях, ценностных установках, мировоззренческом и поведенческом стереотипах, исторических традициях, образе и укладе жизни людей, в языке» [11]. Формируясь в ходе исторического процесса, менталитет образует ту духовноповеденческую специфичность, которая делает представителей одного народа, социальной группы непохожими на представителей других народов и социальных групп и в силу этого он становится важным фактором самоидентификации той или иной общности. По мнению немецкого историка ментальностей Р. Шпранделя,наиболее активно выковывают новый менталитет малые группы с интенсивной внутренней коммуникацией. Именно к таким группам принадлежат аристократические классы, в том числе, и российское дворянство[12].Понятия «дворянство» и «благородство» долгое время были нерасторжимыми. Одно из самых распространенных выражений «noblesseoblige», то есть, «благородство обязывает», понималось таким образом, что принадлежность к дворянскому сословию заставляет поступать определенным образом. К числу дворянских принципов относятся следующие: «Береги честь смолоду», «Все можно терять, кроме чести», «Честь превыше всего». Для российского дворянства в целом было характерно понимание чести как обязанности служения царю, отечеству и выполнения христианских заповедей. Дворянин должен выполнить свой христианский, гражданский и духовный долг в рамках закона божеского и человеческого[13].Формирование, сохранение и развитие дворянского менталитета в полной мере подчиняется закономерностям формирования, поддержанияи развития национального менталитета. Это факт. Однако реалии службы на Северном Кавказе самым существенны образом сказались на мировоззренческих установках, ценностных ориентациях, «образах» мышленияи особенно –моделях поведения. Можно говорить и о корректировках в области эмоциональной культуры,пронизывавшей как боевую деятельность, так и внеслужебную повседневность.
Ссылки на источники1. Чикаева К. С. Дворянство Северного Кавказа в пореформенную эпоху: этнодемографическая и социальноэкономическая эволюция: 18611917 гг.: Дисс... доктора исторических наук [07.00.02]. –СлавянскнаКубани, 2006. –481 с. –С. 4.2. Михина Е.М. История ментальностей. –М.: «РГГУ», 1996. –187 с. –С. 56.3. Радугина О. А. Ценностные установки российского дворянского менталитета // Омский научный вестник. –2012. –№ 4 (111). –С. 131–133. –С. 131.4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII –начало XIX века). –СПб.: «ИскусствоСПб», 1994. –399с.–С. 7–9.5. Радугина О. А. Указ. ст. –С. 132.6. Ракович Д. В. Тенгинский полк на Кавказе. 18191846. Правый фланг. Персия. Черноморская береговая линия. –Тифлис: Типография канцелярии главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, 1900. –493 с. –С. 117.7. Михина Е. М. Указ. соч. –С. 61.8. Потто В.А. Кавказская война.–Т.2.–Ставрополь: «Кавказская жизнь», 1994. –688 с. –С. 110.9. Сукунов Х. Х., Сукунова И. Х. Черкешенка. –М.: Книжное издательство, 1989. –304 с. –С. 167.10. Сукунов Х. Х., Сукунова И. Х. Указ. соч. –С.150.11.Радугина О. А. Указ. ст. –С. 133.12. Коваленко Т. А. Менталитет русского дворянства в контексте культуры середины XVIII века: Дисс... кандидат культурол. наук [24.00.02]. –М, 1999. –202 c. –C. 5.13. Баринова Е. П. Эволюция общественнополитических взглядов российского дворянства в начале XXвека // Вестник ОГУ. –2002. –№ 8. –С. 50–55. –С. 50.
Научный руководитель–Волошин Дмитрий Алексеевич.кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирского государственного педагогического университетаvoloschindim@mail.ru
Российскоеслужилое дворянство на Северном Кавказе:
трансформация ментальных установок
Аннотация.Встатье дана характеристика основных
установок
менталитета российского дворянства, проходившего службу на Северном Кавказе. Особо рассматривается дворянский менталитет как основа психологии элиты; эмоциональное восприятие реальности, удовлетворенность жизнью, чувство значимости, иерархия ценностных ориентаций. Прослеживаются имевшие место межкультурные заимствования; показана значимость «кавказского колорита» и военизированностирегиональной обстановки, внесших значительные коррективы в дворянский образ жизни.Ключевые слова: менталитет, мышление, ментальность, дворянство, Северный Кавказ.
Как известно, роль дворянства была определяющей не только в сфере государственного управления, но и в самых различных областях жизни российского общества. Это было предопределено тем, что российская дореволюционная элита состояла в основном именно из дворян[1].Приверженность православию, служение Государю и Отечеству, подданничество, патриархальность, европокультурная ориентация–все это квинтэссенция менталитета российского дворянства; часть ценностных ориентаций которого и сегодня не утратила своей актуальности.Потому впоследнее время в российской исторической науке наблюдаетсярост интереса к изучению истории русского дворянства во всех ее аспектах. Это касается и изучения местных дворянских родов и корпораций, общих проблем и тенденций истории дворянства. Наблюдается переосмысление определенных теоретических положений и стереотипов, выработанных советской исторической наукой. История дворянского сословия в России, также его яркой жизни на Северном Кавказе начинает занимать подобающее ей место в общей истории страны. Кроме того, необходимо отметить и факт изменения быта, досуга, и, в некоторой мере, менталитета высшего сословия Российской империи в условиях северокавказских реалий.
Менталитет, несомненно, довольно объемный термини, в то же время, сложно различимыйфеномен духовного мира человека. По словам Е.М. Михиной, он «пронизывает всю человеческую жизнь человека, присутствуя на всех уровнях сознания и поведения людей, а потому так трудно его определить, ввести в какието рамки»[2].Исследователи выделяют различные формы проявления менталитета: менталитет личности, менталитет социальногрупповой, менталитет определённых исторических эпох, менталитет этноса (народа, нации). И если последнему посвящено достаточно много работ, «значительно меньше внимания уделялось особенностям социальногруппового, в частности, менталитета дворянства»[3].Итак, одной из базовых черт менталитета российского дворянства была идея государственной службы. Приизучении влияния кавказских традиций на менталитет и облик российского дворянина, нельзя обойти вниманием аспектповседневной жизни высшего сословия в изучаемом регионе, а именно специфику службы, условияпроживания, одежду, вооружение, питание, досуг и материальноеблагосостояние. Одним словом: как поменялась жизнь дворян во время их пребывания на Северном Кавказе?В данном контексте эти материальные нюансы в большей степени отображают менталитет дворян, а главное изменение их мировоззрения[4].Служилые дворяне приносили с собой на Северный Кавкази традиционные ментальные особенности русского народа: любовь к Родине,интуитивность мышления, высокуюстепень толерантности, религиозность, самопожертвование, предрасположенность к межкультурному заимствованию,«широту души», но и некоторуюбезалаберность.Ещеодной доминантой явилась подданническая ментальность, «характеризующая односторонней зависимостью индивида от власти, потребностью в руководстве, привычкой подчиняться власти и ожидать от власти решения всех своих проблем» [5].И в то же время немалую роль в жизни дворян играли походные условия. Во время боевых действий местом обитания высшего сословия являлись палатки, редким же явлением было проживание войск в завоеванных домах горцев, так как местные жители, в большинстве случаев, сами уничтожали свои жилища. Альтернативой палаток были шалаши, которые сооружались простыми офицерами из подручных средств. Необходимо указать, что зимой войска использовали землянки. Важно отметить, что в походе кроватями, которые считались большой роскошью, пользовались лишь представители высшего сословия: генералы, прикомандированные офицеры[6]. Палатки и даже кровати не помогали офицерам защититься от холода и сырости, поэтому единственным выходом являлось «согревание спиртом». Российские дворяне, проходившие службу на Северном Кавказе, привыкли сражаться «поевропейски»: воевать по четко продуманному плану и с хорошо организованными армиями в открытом сражении, когда победа в заключительном бою и занятие стратегически выгодного положения ознаменовывали окончание военных действий. Но на Северном Кавказе они столкнулись совершенно с иной ситуацией. Северокавказские горцы редко участвовали в открытых боях, чаще использовали, так называемые, «партизанские» методы борьбы: они неожиданно нападали на российскую армию и также молниеносно отступали. Наиболее предпочтительными местами для обороны и атаки былитруднодоступные места, что отрицательно сказывалось нароссийских офицерах[7].Итак, восприятие служилымибоевой ситуациизависело от личныхкачеств и от некоторых заимствованных у северокавказского населения аспектов жизнедеятельности.Прагматичное мышление офицеров, находившихся на Северном Кавказе, проявлялось почтиво всех сферах жизнедеятельности. Одним из самых ярких ее выражений стала боевая одежда. До начала XIXв. обмундирование кавказского служащего населенияпочтиполностью соответствовало общим российским стандартам. С приходом же на Кавказ «своевольных командующих» началось постепенное изменение облика кавказских войск.Так, вместо регламентированных киверов повсеместно носили фуражные шапки (фуражки), которые в российской армии было положено носить только вне строя. Альтернативой киверов сначала негласно, а затем официально являлась местная баранья шапка –папаха. Особое значение приобрело заимствование некоторых элементов одежды у местного населения. Одежда горцев была удобная, простая, но самая главное приспособленная к местным природным и боевым условиям, также отличалась своеобразной красотой.Самымираспространенными элементамиодежды,которые дворянезаимствованными у горцев являлись папаха, башлык, бешмет, газыри, чувяки, бурки.Но наибольшей популярностью пользовались горские и казачьи шашки, которые обладали особой привлекательностью. Офицеры также «не брезговали» идтив бой с простыми солдатскими ружьями.В массовых заимствованиях бытовых атрибутов кавказских народов воплощалась не только практичность, но и «новые» эстетические вкусы, влияние моды. Изящный дизайн горского костюма, великолепным образом подчеркивал мужскую фигуру, формируя своего рода культ мужественности, таивший скрытую агрессию.Разнообразная как сами кавказские народы одежда горцев давала дворянам возможность выделиться из единообразной массы, а также приобщиться к кавказской экзотике. Особенности развития оружия кавказских офицеров шло по тем жепринципам, что и одежда. Так как от вооружения зависела жизнь ее владельца, офицеры действовали еще более активно и самостоятельно, игнорируя большинство российских образцов неприспособленных к кавказским условиям партизанской войны. Значимостькавказского колорита и военизированность обстановки вносили значительные коррективы в атрибутику празднеств. Роль симфонических оркестров нередко исполняли полковые музыканты, оперы –хоры солдат и казаков, а европейские танцы, такие как кадриль и вальс,перемежались кавказской лезгинкой[8].Совместное участие представителей дворянского сословия с горцами в боевых операциях способствовало сплочению «боевого братства», преодолению сословных и этнических предрассудков в бытовых взаимоотношениях. В отличие от многих своих европейских коллег офицеры Кавказского корпуса не замыкали свой круг общения только на равных по чину и национальности. На полковых праздниках и прочих «весельях» офицеры, обнявшись с горцами, разделяли общий настрой: пели в хорах, плясали, вокруг царила атмосфера взаимоуважения и почета[9].Важное место в повседневном быте занимала система питания. В рассматриваемый период офицеры,как правило,питались за свой счет. Большой популярностью среди кавказских офицеров пользовались блюда горской и казацкой кухонь. Любимыми лакомствами являлись шашлык, плов, различная выпечка (чуреки, пироги). Влияние кавказской кухни проявлялось в активном использовании перца и других острых приправ. Наличие полковых подворий обогащало рацион свежими фруктами и овощами.Контрастом походных условий являлись балы и различные праздничные пиршества высокопоставленных офицеров. Здесь ассортимент блюд мало чем уступал в изысканности и разнообразии столичным.
Совокупность тягот службы оказывалазначительное влияние на семейное положение офицеров. Женитьба на Северном Кавказе осложнялась недостатком прекрасного пола. Существовала даже отработанная схема женитьбы, согласно которой желающие обзавестись семьей брали специальныйотпуск с формальным разрешением на вступление в брак, и затем отправлялись в близлежащие «образованные места», где находили себе невест, в основном представительниц не своего этноса. Распространенным явлением были смешанные браки [10]Таким образом, в целом бытовые условия оказывали существенное влияние на такие категории ментальности как эмоциональное восприятие реальности, удовлетворенность жизнью, чувство значимости, иерархию ценностных ориентаций, физиологическое и психологическое состояние, адаптивныефункции. Тяжелые бытовые условия являлись одной из причин сурового, а иной раз даже ожесточенного характера «кавказцев». Они же способствовали сплочению «боевого братства». С другой стороны в материальных аспектах быта отражалась простота, практичность, самостоятельность и инициативность офицеров, нашедшие воплощение в массовых заимствованиях горского быта.Итак, менталитет как специфический стиль мироощущения и мировосприятия, отражает длительный период совместного существования людей в схожих природногеографических и социокультурных условиях. И здесь менталитет проявляется «в позициях, ценностных установках, мировоззренческом и поведенческом стереотипах, исторических традициях, образе и укладе жизни людей, в языке» [11]. Формируясь в ходе исторического процесса, менталитет образует ту духовноповеденческую специфичность, которая делает представителей одного народа, социальной группы непохожими на представителей других народов и социальных групп и в силу этого он становится важным фактором самоидентификации той или иной общности. По мнению немецкого историка ментальностей Р. Шпранделя,наиболее активно выковывают новый менталитет малые группы с интенсивной внутренней коммуникацией. Именно к таким группам принадлежат аристократические классы, в том числе, и российское дворянство[12].Понятия «дворянство» и «благородство» долгое время были нерасторжимыми. Одно из самых распространенных выражений «noblesseoblige», то есть, «благородство обязывает», понималось таким образом, что принадлежность к дворянскому сословию заставляет поступать определенным образом. К числу дворянских принципов относятся следующие: «Береги честь смолоду», «Все можно терять, кроме чести», «Честь превыше всего». Для российского дворянства в целом было характерно понимание чести как обязанности служения царю, отечеству и выполнения христианских заповедей. Дворянин должен выполнить свой христианский, гражданский и духовный долг в рамках закона божеского и человеческого[13].Формирование, сохранение и развитие дворянского менталитета в полной мере подчиняется закономерностям формирования, поддержанияи развития национального менталитета. Это факт. Однако реалии службы на Северном Кавказе самым существенны образом сказались на мировоззренческих установках, ценностных ориентациях, «образах» мышленияи особенно –моделях поведения. Можно говорить и о корректировках в области эмоциональной культуры,пронизывавшей как боевую деятельность, так и внеслужебную повседневность.
Ссылки на источники1. Чикаева К. С. Дворянство Северного Кавказа в пореформенную эпоху: этнодемографическая и социальноэкономическая эволюция: 18611917 гг.: Дисс... доктора исторических наук [07.00.02]. –СлавянскнаКубани, 2006. –481 с. –С. 4.2. Михина Е.М. История ментальностей. –М.: «РГГУ», 1996. –187 с. –С. 56.3. Радугина О. А. Ценностные установки российского дворянского менталитета // Омский научный вестник. –2012. –№ 4 (111). –С. 131–133. –С. 131.4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII –начало XIX века). –СПб.: «ИскусствоСПб», 1994. –399с.–С. 7–9.5. Радугина О. А. Указ. ст. –С. 132.6. Ракович Д. В. Тенгинский полк на Кавказе. 18191846. Правый фланг. Персия. Черноморская береговая линия. –Тифлис: Типография канцелярии главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, 1900. –493 с. –С. 117.7. Михина Е. М. Указ. соч. –С. 61.8. Потто В.А. Кавказская война.–Т.2.–Ставрополь: «Кавказская жизнь», 1994. –688 с. –С. 110.9. Сукунов Х. Х., Сукунова И. Х. Черкешенка. –М.: Книжное издательство, 1989. –304 с. –С. 167.10. Сукунов Х. Х., Сукунова И. Х. Указ. соч. –С.150.11.Радугина О. А. Указ. ст. –С. 133.12. Коваленко Т. А. Менталитет русского дворянства в контексте культуры середины XVIII века: Дисс... кандидат культурол. наук [24.00.02]. –М, 1999. –202 c. –C. 5.13. Баринова Е. П. Эволюция общественнополитических взглядов российского дворянства в начале XXвека // Вестник ОГУ. –2002. –№ 8. –С. 50–55. –С. 50.