Актуальные проблемы социокультурной адаптации детей-мигрантов к условиям общеобразовательной школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тимакова А. Ю., Кокорина Л. В. Актуальные проблемы социокультурной адаптации детей-мигрантов к условиям общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1566–1570. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86336.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме социокультурной адаптации детей-мигрантов, выявления направлений диагностики личности детей-мигрантов, критериев и уровней сформированности социокультурной адаптации, определения основных направлений социально-педагогической деятельности по их социокультурной адаптации в гетерогенных условиях общеобразовательной школы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тимакова Анна Юрьевна,Кандидат педагогических наук, доцент каф. Педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г.Смоленскdopobrsmolguanna@yandex.ru

Кокорина Лилия Васильевна,Студентмагистрант ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», направление 050100 Педагогическое образование попрограмме «Образовательный менеджмент»

Актуальные проблемы социокультурной адаптации детеймигрантов к условиям общеобразовательной школы

Аннотация. Статья посвящена проблемесоциокультурной адаптации детеймигрантов. Выявлению направлений диагностики личности детеймигрантов, критериев и уровней сформированности социокультурной адаптации, определению основных направлений социальнопедагогической деятельности по их социокультурной адаптации в гетерогенных условиях общеобразовательной школы.Ключевые слова: мигранты, детимигранты, социокультурная адаптация, критерии социокультурной адаптации, уровни социокульткрной адаптации.

Характерным признаком новой этнополитической и социальнопсихологической реальности в настоящее время является рост этнических миграций. Сегодня уже достаточно много работ посвящено исследованию проблем адаптации и приживаемости мигрантов на постсоветском пространстве [1].Актуальность проблемы определяется противоречием между требованиями гуманистической концепции образования, диктующими необходимость социокультурного развития личности в духе толерантности, и реальной педагогической практикой, не обеспеченной необходимыми для реализации этой концепции соответствующими организационнопедагогическими условиями (программы, среда, кадры, материальная база и т. п.). Этопротиворечиеуглубляются тогда, когда происходят геополитические изменения идеологического или

социально

экономического характера, подобные тем, которые произошли в результате распада СССР и усиления миграционных процессов, приводящие к потоку беженцев из одних регионов в другие. [2,3].В условиях смены национальной политики новых независимых государств положение изменилось; столкновения политических интересов на территории Закавказья в течение последнего десятилетия привели к упадку гуманитарных ценностей, снижению общего уровня культуры, обострению межэтнических взаимоотношений и этноцентризму, а также способствовали притоку мигрантов в Россию в поисках стабильности.[4].Тема межнационального взаимодействия в последнее время становится актуальной не только в экономической, политической сферах, но и в образовании. В российские учебные заведения стремятся мигранты разных национальностей, среди которых часто встречаются люди, не вполне освоившие русский язык. Многие школы не обладают соответствующим официальным статусом, чтобы иметь достаточно средств для привлечения квалифицированных специалистов, которые, возможно, решили бы существующие проблемы с учащимисямигрантами, изучили этнопсихологическое содержание реальных ситуаций, лежащих в основе межэтнической напряженности.

Социальная педагогика, сформировавшись к концу 80х гг. как самостоятельная наука, былапризвана обеспечить компетентность социальной деятельности, а социальный педагог должен был заполнить профессиональный вакуум социального воспитания.

Актуальной задачей на сегодняшний день является создание условий, в которых мигранты могли бы благоустроиться и получить образование. Перед социальными педагогами социальные изменения ставят многие цели, которыми являются изучение и обоснование программ психологической реабилитации.В данном контексте важным объектом дляисследований является процесс

социокультурнойадаптации детеймигрантов в Российской Федерации. Главной целью подобногоисследования является анализ содержания и организационных форм работы социального педагога с детьми родителейэмигрантов. В качестве исходной гипотезыисследованияможно предположить, что: социокультурная адаптация детеймигрантов в общеобразовательном учреждении будет успешна, если:

создать единую комплексную программу сопровождения адаптации и интеграции детей мигрантов, включающую в себя психологопедагогическое, языковое и социокультурное направления;

сформировать положительное эмоциональное отношение, мотивацию, установить позитивные связи детей мигрантов с новой средой, городом, страной;

определить социологические аспекты межэтнических взаимоотношений при миграции как ведущей проблемы в работе социального педагога с детьми родителей –мигрантов;

обеспечитьцеленаправленную и систематическую работу педагогов повыявлению и использованию основных компонентов работы социального педагога с детьми родителей –мигрантов.В докладеУполномоченного по правам человека в Российской Федерации говорится, что в настоящее время на территории России находится 5–10 миллионов нелегальных мигрантов. По различным оценкам вРоссиина сегодняшний деньколичество нелегальных трудовых мигрантов составляет от 15 до 20миллионов человек.

С 15 января 2007 г. в России вступили в силу два федеральных закона –«О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства»[5].и принятый в новой редакции закон «О правовом положении иностранных граждан»[6]., создающие предпосылки для изменения принципов регулирования иммиграции. Законодательные акты предусматривают упрощение процедур регистрации иностранных граждан по месту пребывания, а также их трудоустройства, то есть, направлены на решение проблем, препятствующих легализации иммигрантов.Новый порядок коснулся и временных мигрантов. Регистрация по месту жительства со штампом в паспорте,для них заменена уведомительным учетом по месту пребывания, причем перечень требуемых для постановки на учет документов сокращен до минимума. Впервые со времен существования паспортной системы введена модель, отстраняющая милицию от процедуры регистрации мигрантов. Это поистине революционное изменение, позволяющее надеяться на сокращение коррупции в данной сфере.Не менее решительно изменен порядок трудоустройства иностранцев –но только тех, кто приехал в Россию из стран СНГ на безвизовой основе. Трудовые ресурсы из бывших союзных республик наше государство считает приоритетными, поэтому преференции в их отношении естественны. Теперь разрешение на работу выдается лично мигранту, а не работодателю, как раньше; работодатель же получил право свободного найма иностранного гражданина, имеющего такое разрешение –трудовую карту. Иными словами, отменена «привязка» работника к работодателю.Федеральный закон от 25 июля 2002г. №115ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» делит всех иностранных граждан на постоянно проживающих, временно проживающих и временно пребывающих. Именно от этого зависит объем, определяемых в нем, прав и обязанностей. Рассматриваемый закон полностью адресован иностранным гражданам и лицам без гражданства. Режим иностранного гражданина в России, как и в других государствах, устанавливается внутренним законодательством с учетом международных обязательств.Иностранные граждане могут передвигаться по территории России и избирать место жительства в Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным законодательством нашего государства. При этом следует учитывать, что законодательством предусмотрены основания для ограничения в передвижении в те территории, организации и объекты, где требуется специальное разрешение.Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что нормативноправовая база по вопросам регулирования миграционных отношений с каждым годом совершенствуется и приобретает все более новые характеристики и подходы к этой проблеме. Международное законодательство в основном основано на разработанных ранее Конвенциях и Декларациях прав человека, что гарантирует поистине гуманный подход к каждому человеку, а также защиту прав, независимо от местонахождения человека.Многие из них находятся натерритории нашей страны целыми семьями, с детьми разного возраста, с различной степенью знания русского языка, степенью социокультурной адаптации, с различными потребностями в области образования. Наиболее востребованными из образовательных услуг являются услуги детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. Определенную роль в решении данной проблемы играют и учреждения дополнительного образования.В связи с вышесказанным, можно отметить, что в настоящее время в России одной из наиболее уязвимых и социально незащищенных групп населения являются вынужденные мигранты. Если учесть, что более половины любой группы вынужденных мигрантов обычно составляют дети, то становится очевидным, что и на их плечи ложится тяжелый груз проблем, с которыми сталкивается данная категория населения. Дети уязвимы, зависимы, им необходима поддержка взрослых не только для физического выживания, но и для психологического и социального благополучия, и для успешной адаптации в новом окружении. Дети вынужденных мигрантов прежде всего остаются детьми и поэтому требуют к себе особого внимания.Социальнопедагогическая деятельность, как и любая другая, предусматривает получение и оценку результатов, исходя из цели, которая ставилась. Социальному педагогу необходимо отследить предварительные, промежуточные и конечные (итоговые) результаты своей деятельности. Это нужно длякорректировки содержания форм и методов социальной деятельности и создания необходимых условий для ее совершенствования в интересах социокульрной адаптации ребенкамигранта.[7].Выделим основополагающие требования к изучению (диагностике) личности ребенкамигранта:1.

Направленность на выявление особенностей социокультурной адаптации.2.

Оценка результатов в сопоставлении прошлых и сегодняшних диагностик.3.

Исследование —в течение всего периода адаптации ребёнка.4.

Выявление потенциальных возможностей по более короткому адаптационному периоду.5.

Направленность на решение социальной задачи.6.

Педагогический оптимизм.7. Учет возрастных особенностей школьников.8. Охват исследованием всех учащихся.9. Систематичность и комплексность. Проанализировав литературу по данному вопросу, мы составили собственную программу диагностики. Большинство качеств, внесенных нами в программу, близки к тем, которые были предложены исследователями Е.И. Бондаревской, Н.Ф. Ефременко, Н.П. Капустиным, А.И. Кочеровым, Н.И. Монаховым, B.C. Ханчиным, М.И. Шиловой, А.К. Марковой и др. Это свидетельствует о том, что комплекс выделенных качеств отражает современные научные представления и достижения в области социокультурной адаптации.В качестве исходных,нами были выделены следующие показатели сформированности уровня адаптации:1)мотивационноценностное отношение к своей личности и окружающим;2)система ценностей, выраженная в различных сферах интересов;3)уровень интеллектуального развития, круг познавательных интересов;4)уровень сформированности нравственной культуры;5)уровень развития коммуникативных умений и навыков;6)направленность личности (на себя, на общение, на дело);7)уровень сформированности операциональных умений (организаторские качества личности).Для диагностики уровня адаптации представляется необходимым выделение доминирующих факторов. Исходя из анализа теоретических источников, мы определили четыре доминирующих параметра уровня социокультурной адаптации:а) ценностные ориентации учащихся, выраженные в интересах к различным сферам деятельности, общения и т. д.;б) коммуникативная культура;в) направленность личности;г) операциональные умения (организаторские качества личности). Так как диагностику мы будем проводить в 111 классах, то мы должны учитывать особенности возраста ребёнкамигранта. Кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей присущими качествами, в отличие от всех других. Это порождает у подростков стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию.Новые обстоятельства, характеризующие жизнь подростков, связаны с повышенными требованиями к ним со стороны взрослых и сверстников. Их мнение определяется уже не столько успехами в учении, сколько личностными взглядами, способностями, особенностями характера, умением соблюдать «кодекс чести», принятый среди подростков. Все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Под влиянием этого у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения.Кризис переходного возраста протекает значительно легче, если у ребёнка возникают относительно устойчивые личностные интересы (или какиелибо другие устойчивые мотивы поведения). Выделим доминирующие факторы оказывающие влияние на ребёнкамигранта подросткового возраста.Это ценностные ориентации, коммуникативная культура, организационные качества личности. Учет важности данных факторов, формирование ценностных ориентаций учащихся, развитие коммуникативной культуру, организационных качеств личности являются смыслообразующим этапом нашего исследования. Первый доминирующий параметр ценностные ориентации учащихся.Личностные интересы в отличие от эпизодических (ситуативных) характеризуются своей "ненасыщаемостью": чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми являются, например, познавательные интересы, эстетические потребности и прочее. Удовлетворение таких потребностей связано с активным поиском предмета их удовлетворения. Таким образом, наличие у подростков устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а, следовательно, внутренне более собранным и организованным.Коммуникативная культура(второй доминирующий фактор) включает, прежде всего, потребность в общении и способность к самоуправлению в общении. Подросткимигранты с высокой потребностью в общении характеризуются стремлением к поддержанию и установлению хороших отношений с людьми, со сверстниками, способностью простить проступок ради восстановления отношений,стремлением помогать другим, склонностью к участию в совместных мероприятиях с целью установления хороших отношений. Анализ уровня коммуникативной культуры и операциональных умений в общении составляет еще один пласт анализа социокультурной.

В этом возрасте создаются условия для формированияорганизаторских способностей(третий доминирующий фактор), деловитости, предприимчивости и многих других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.п. Эти личностные качества могут успешно развиваться практически во всех видах деятельности, в которые вовлечен подросток, и могут быть организованы на основе учения, труда или игры.В зависимости от состава и полноты формируемых качеств личности, ее направленности и нравственной позиции выделимтри уровня адаптации—достаточный, средний и низкий. Кроме того мы выделяем еще и такую характеристику личности, какневоспитанность(неудовлетворительный уровень). Невоспитанность проявляется, в частности, в отрицательном опыте поведения, неразвитости самоорганизации и саморегуляции, несформированности компонентов личности, нарушающих ее целостность или деформирующих ее структуру.Таким образом, под воспитанностью будем понимать результат воспитания, представленный устойчивой системой ценностного мира личности ребенка, сформированности коммуникативной культуры и операциональных умений.Низкий уровеньадаптациии характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется не внутренней потребностью личности, а внешними требованиями, в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самоорганизация ситуативны, нечетко выраженная психологическая готовность к общению и взаимодействию.Длясреднего уровнясвойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная общественная позиция еще не проявляется, некоторое нарушение целостности личностной характеристики, некоторая потребность в практической деятельности, осознание необходимости в общении и взаимодействии, наличие отдельных коммуникативных навыков.Признакамивысокого уровняадаптации являются наличие устойчивого и положительного опыта нравственного поведения, саморегуляция наряду со стремлением к организации деятельности и поведения других лиц, проявление активной общественной позиции. Этот уровень характеризуется сформированностью всех компонентов в их единстве, целостностью личностной характеристики, постоянным стремлением к участию в практической деятельности, устойчивой психологической установкой на общение и взаимодействие, наличием определенных навыков.Таким образом, внастоящее время в России одной из наиболее уязвимых и социально незащищенных групп населения являются вынужденные мигранты. Если учесть, что более половины любой группы вынужденных мигрантов обычно составляют дети, то становится очевидным, что и на их плечи ложится тяжелый груз проблем, с которыми сталкивается данная категория населения. Дети уязвимы,зависимы, им необходима поддержка взрослых не только для физического выживания, но и для психологического и социального благополучия, и для успешной адаптации в новом окружении. Дети вынужденных мигрантов –еще более уязвимая и не защищенная часть данной социальной группы и поэтому требуют к себе особого внимания.Исходной посылкой и основной проблемой обучения и адаптации детей –мигрантов как фактора их социальнойадаптации, как мы отметили, является знание ими русского языка. Как правило, дети мигрантов не владеют или плохо владеют русским языком. В каждом учебном заведении осуществляются меры языковой адаптации, реализуемые, чаще всего, с помощью индивидуальных игрупповых занятий. Одним из распространенных вариантов их организации является обучение по стандартной программе с использованием дополнительных часов на языковую подготовку.Еще одним важным аспектом проблемы социокультурной адаптации детеймигрантов является большая разница в самом исходном ее уровне, различной степенью ассимиляции, принадлежность к различным диаспорам,уровень межнациональной и религиозной толерантности.Третьим аспектом является недостаточная готовность педагогических кадров к гетерогенным социокультурным условиям реализации образовательного процесса.На наш взгляд, важнейшим условием эффективности адаптационного процесса детей мигрантов является максимальное удовлетворение актуальных потребностей, среди которых наибольшее значение приобретают следующие потребности в: чувстве общности, общении, хороших взаимоотношениях, принадлежности к определенной группе, получении знаний, самореализации, возможности быть социальнопсихологической защищенным, уверенности в будущем, материальном благополучии, благоприятных условиях проживания.

Ссылки на источники1.Александрова Е. Классный руководитель и классный воспитатель: близнецы братья?// Воспитательная работа в школе.2008. №6 С. 57.2.Тимакова А.Ю. Национальное образование в советской школе: проблемы и пути решения/Российская педагогика между прошлым и будущим: поиск новой парадигмы: Материалы межвузовской научной конференции.Смоленск: СГПУ, 2001.С. 192198.3.Тимакова А.Ю. Инновационные процессы в образовании как фактор социокультурной динамики/ Социальные трансформации. Выпуск 19. материалы международного коллоквиума «Механизмы взаимодействия инновационных процессов в различных сферах культуры».–Смоленск: СмолГУ, 2010. –С.186195.4.Тимакова А.Ю. Современные интеграционные процессы и образование/ Социальные трансформации: Материалы международного коллоквиума. Смоленск: СмолГУ, 2006. Вып. 11. С.156159. 5.Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)Система ГАРАНТ:http://base.garant.ru/12148419/#ixzz3zC7NidE6

6.Федеральный закон от 8 марта 2015г. N56ФЗ"О внесении изменений в статью13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Система ГАРАНТ:http://base.garant.ru/70885198/#ixzz3zC87aBdb7.Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе.М.: Пед. общво России, 1999.300с.