Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Привалова Т. Д., Петрова О. Ю. Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1871–1875. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86401.htm.
Аннотация. В статье рассматривается актуальная для современной практики образования проблема развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования. Анализируя специфику дополнительного образования, авторы делают вывод о том, что оно создает возможности для полноценного индивидуального раскрытия творческого потенциала детей в различных видах деятельности. Особое внимание уделяется роли педагога в развитии творческих способностей детей в художественно-эстетическом, музыкальном направлениях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Петрова ОксанаЮрьевна, студентка ФГБОУ ВО «Волгоградской государственной академии физической культуры», г. Волгоградbestlady@mail.ru

Привалова ТатьянаДмитриевна, студентка ФГБОУ ВО «Волгоградской государственной академии физической культуры», г. Волгоградtanyaprivalova@gmail.com

Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования

Аннотация. В статье рассматривается актуальная для современной практики образования проблема развития творческихспособностей детейв системе дополнительного образования. Анализируя спецификудополнительного образования, авторы делают вывод о том, что оно создает возможности для полноценного индивидуального раскрытия творческого потенциала детей в различных видах деятельности. Особое внимание уделяется роли педагога в развитии творческих способностей детей в художественноэстетическом, музыкальном направлении.Ключевые слова:дополнительное образование, творчество,творческая деятельность,творческие способности, музыкальные способности.

В современных условиях многовекторного развития системы отечественного образования особое внимание уделяется дополнительному образованию детей.На государственном уровне активно обсуждаются вопросы эффективности дополнительного образования за счетрасширения сети учреждений дополнительного образованияи спектра предоставляемых в них образовательных услуг, возможности финансирования изсредств федерального и региональныхбюджетов, привлечениявысококвалифицированных педагогических и творческих работников для занятий с детьми с цельюих положительной культурносоциальной адаптациив общество,выявления, развития и поддержки наиболее способных, творческиодаренныхдетей.

В законе «Об образовании в РФ» говоритсяо том, что дополнительное образование призвано удовлетворять образовательные потребности человека «в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании»[1]. Креативноцивилизационный подход, лежащий в основе образованияXXIвека, задает ориентирыдля культурного обогащения общества гуманными, творчески созидающими личностями, чьи стремления должны быть направлены на самообразование,самореализациюи самосовершенствованиево имя сохранения таких ценностей, как истина, добро, красота и справедливость.Дополнительное образованиенаправлено на реализацию ФГОСнового поколения и вносит существенный вклад в развитие целостной,гармоническойличности обучающихся.Дети и подростки приобретают углубленные знания, у них формируются умения и навыки, ценностные представления о том виде деятельности, которым они занимаются, развиваются потребностномотивационная сфера и опыт общения.Главными задачами системы дополнительного образования является создание условий для организации и осуществления культурного досуга детей во внеурочное время путем внедрения в образовательный процесс 1) активнодеятельностных технологий обучения и воспитания, 2) создания эмоционально привлекательной среды для занятий тем или иным видом деятельности, 3) психологически комфортной атмосферы взаимодействия,а также наличие 4) хорошей материальной оснащенности образовательного процессаи профессиональных творческихпедагогов.

Многовариативность учреждений дополнительного образования дает возможность родителям и детям выбрать тоиз них, которое в наибольшей степени будет отвечать интересам ребенка и поможет в полной мере раскрыться его дарованиям, творческим способностям. В настоящее время в нашей стране функционируют множество школ искусств, центров детского творчества, детских художественных, музыкальных школ,клубов, в которых ребенок занимается в свободное от учебы время. На XIIсъезде уполномоченных по правам ребенка в г. Пскове «Талантливые дети России: поддержка и защита», который проходил в октябре 2015 г.,рассматривались проблемы развития творческого и художественноэстетического потенциала детей в ходе реализации Концепции дополнительного образования. На примере Волгоградской области хочется отметить, что с 2014 года в ней начала реализовываться государственная программа по поддержке учреждений культуры и дополнительного образования детей в сфере культуры, основными задачамикоторой является развитие творческих способностей детей и подростков, создание условий для активного включения детей в культурную жизнь общества, популяризация детского творчества. Результаты творческой деятельности детей высоко оцениваются на областных, всероссийских и международных конкурсах: «Малые Дельфийские игры», «Таланты земли волгоградской», «Детские фантазии» и др. Система дополнительного образования отличается тем, что в ней реализуются образовательные программы по конкретному направлению деятельности и области знания: художественное творчество –декоративноприкладное искусство (оригами, бисероплетение, резьба по дереву, вышивка, художественная роспись), живопись, дизайн, хореография, вокал, игра на музыкальных инструментах, актерское мастерство; техническое творчество (моделирование), туристскокраеведческая, экологобиологическая деятельность, спорт, исследовательская работа [2]. Методическое обеспечение образовательного процесса включает в себя авторские программы, разрабатываемые компетентными специалистами.

Для педагогов, работающих в системе дополнительного образования, важно определить, есть ли у ребенка природные задатки к занятиям тем или инымвидом творческой деятельности: художественноэстетической, технической, спортивной. А для этого необходимо обладать психологопедагогическими знаниями о том, что такое способностии как они проявляются у ребенка в зависимости от возраста, уровня развития, среды, в которой он растет, в чем отличие художественнообразного мышления от предметнологического, как индивидуальнопсихологические свойства личности –тип темперамента, характер, особенности эмоциональноволевой сферы –влияют на расширение творческого потенциала ребенка, его достижений, успехов. Поэтому на начальном этапе занятий в центре дополнительного образования опытные специалисты проводятпсихологопедагогическую диагностику на выявление типа мышления, уровня общих и специальных способностей ребенкас тем, чтобы помочь сделать правильный выбор и очертить перспективы развития в избранном виде деятельности. Некоторые специалисты считают, что дополнительное образованиеявляется для многих детей «социальным лифтом». Если в школе ученик воспринимается учителем как обладающий средними, невыразительными способностями, то включаясь в активную деятельность по интересам, например,в центре детского творчества, он может развить в полной мере свои творческие способности, проявить себя как лидер, склонный к инициативе, самостоятельности, ответственности. А это те качества, которые необходимы каждому человекудля полноценного существования в современном мире, чтобы чувствовать себя защищено

и уверенно в любой ситуации делового, межличностного, профессионального взаимодействия. Центры дополнительного образования создают условия для социальной адаптации детей и подростков и формирования у них социальной устойчивости.В системе дополнительного образования заложен большой воспитательный потенциал. Общениепедагога с детьмиизначально положительно эмоционально окрашено.Для их совместной деятельности характерен высокий уровень мотивациидостижений, обусловленный интересом и желанием самореализоваться, удовлетворить свои потребности в личностном и профессиональном творчестве.Нравственная позиция педагога, выражающаяся в искренней поддержке эмоциональных порывов обучающихся реализовывать задумки, в поощрении их фантазии, воображения,оказывает влияние на развитие у детейоценочноэмоционального отношения к окружающему миру, его чувственному восприятию. Создавая атмосферу творческого взаимодействия,педагог стремится поддерживать оптимальный уровень эмоционального напряжения, которое позволяет обучающимся раскрыть ихтворческие способности. Эмоциональное напряжение можно рассматривать какнеобходимый элемент творческого акта,выражающийся в радостном предвкушении успеха.

Творчество не терпит принуждения. Занимаясь в центрах дополнительного образования, в кружках и секциях, ребенок должен ощущать свободу в действиях, радость творчества.Педагог не вправе навязывать свои идеи, замыслы. Он должен чувствовать тонкую душевную организацию ребенка, своеобразие и неповторимостьего мышления,помогать развиватьсяхудожественноэстетическомувкусупосредством гуманного отношения кличности

и продуктам индивидуальнотворческой деятельности, используя при этом самые разнообразные педагогическиеметоды и приемы(сопереживание(эмпатия), одобрение, поощрение, похвала, создание ситуаций успехаи др.).

Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будьто танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета,просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в жизнь его фантазии. Важно, чтобы ребенок в процессе своей творческой деятельности получал физическое, эстетическое и духовное наслаждение отсозидания, чтобы у него возникала потребность к самопознанию, саморазвитию и самореализации своих способностей. В любой деятельности можно проявлять творческое начало. И если говорить в целом о творческой деятельности (не разводя понятия художественного, интеллектуального или технического творчества), то в ней выделяется интеллектуальная, мотивационная и личностная составляющие. Занимаясь творчеством, дети

приобретают дополнительные знания о предмете своего творчества, которые превращаются для них в инструменты деятельности. Потребности заниматься именно этим видом деятельности формируют осознанные мотивы креативности, нестандартности на уровне мышления и действий, а сам процесс создания чегото нового становится личностно значимым.Здесь следует отметить также и то, чтов творческом процессе выделяютдве стороны –эстетическуюи рациональную, которые,в принципе,отделитьдруг от друганевозможно [3]. Ребенку изначально присуще эмоциональнообразное восприятие действительности, а в дальнейшем он переходит к рациональной деятельности и на этой основе происходит развитие его творческих способностей. В качестве примера развития творческих способностей у детей и подростков хочется привести программу работы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центра детского творчества» Городищенского района Волгоградской области. Данный центр осуществляет образовательную деятельность в различных направлениях: хореография, сценическое движение;вокал, эстрадное пение; декоративноприкладное искусство; экологобиологическое направление; спортивнотехническоенаправление.Особой популярностью пользуются у детей объединения художественноэстетической направленности. Так,в«Центре детского творчества» по программе «Вокал. Эстрадное пение» с детьми занимается педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Кондратьева Л.В. Разработанная ею авторская программа носит художественноэстетическую направленностьирассчитана на детейразного возраста, по структуре является многоступенчатой. В подготовительной группе обучаются дети 46 лет (количество обучающихся 15 человек), младшая группа рассчитана на возраст 710 лет (количество обучающихся 1015 человек), средняя группа –1113 лет (количество обучающихся 1012 человек), старшая группа –1416 лет (количество обучающихся 810человек) и юношеская группа –1718 лет, представляется как мастеркласс, в котором занимаются 46 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю,

продолжительность одного занятия составляет 40 мин, заисключение младшей группы, где занятие длится 20 мин.

Главная цель программы –создание условий для самоопределения детей, их духовнонравственногои эстетического развития; развитие музыкальных, вокальных и творческих способностей в процессе обучения и исполнительской деятельности.Задачипрограммы:формировать вокальнохоровые навыки в процессеосвоения программного материала;формировать умения слушать и исполнять музыкальные произведения различных жанров;раскрыть творческую индивидуальность и развиватьхудожественную одаренность;обучить приемам актерского мастерства:умению чувствовать и переживать, импровизировать, создавать мысленные образы;

воспитывать музыкальный вкус и любовь к вокальному искусству;воспитывать чувство коллективизма. Педагогическая целесообразностьпрограммы объясняется основными принципами, на которых базируется весь образовательный процесс: природосообразности,культуросообразности, взаимосвязи обучения и развития, индивидуализациии коллективной направленности,взаимосвязи эстетического воспитания с вокальной подготовкой.Реализация данных принципов в совокупности способствует развитию творческой активности детей, дает имвозможностьприобретать опыт культурного взаимодействия, участвовать в культурной жизни родного городаи области, демонстрировать свои творческие достиженияна различных конкурсах, фестиваляхв других городах Россиии за рубежом.

В программе значительное внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Применяются:методики дыхательной гимнастики;охраны певческого голоса;массаж артикуляционного аппарата. По результатам обучения вконце 12огогода дети должныдостигнуть следующих результатов:понимать эмоциональное содержание песен;

высказываться о характере песен;уметь слушать и слышать себя и товарищей;научиться точно попадать на первый звук мелодии песни;научиться петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией;уметь петь хором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него;при исполнении песни уметь передавать ее характер;

выразительно исполнять песни;уметь ускорять и замедлять темп, усиливая и ослабевая звук.В конце 3егогода обучения дети должны:уметь высказываться о форме песни, о темповых и динамических изменениях в музыкальном сопровождении;уметь различать высокие и низкие звуки в пределах простых интервалов;чисто интонировать постепенные и скачкообразные движения мелодии;понимать дирижерские жесты;удерживать дыхание до конца фазы, концы фразне обрывать, заканчивать мягко.В конце 4ого года обучения дети должны:уметь петь песни с элементами двухголосия;работать над чистотой интонации, над дыханием и развитием гармонического слуха;совершенствовать чистоту пения лирических, плясовых песен с элементами трёхголосия.В конце 5ого года обучения дети должны:уметь петь трёхголосные и четырёхголосные песни;уметьвладеть подголоском «гуконьем»;закрепить весь изученный ранее материал, овладеть всеми навыками пения, изученными на предыдущих этапах обучения.Программа по характеру деятельности является образовательнотворческийи комплексной, так как обеспечивает разностороннее музыкальное развитие детей, готовность применять полученные знания и умения по сольному и хоровому пению в индивидуальном исполнительском опыте и коллективном.Художественноэстетическая деятельность позволяет осваивать детям духовный опыт поколений, национальные и культурные традиции русского народа; формирует у них образ творческого «Я».Выдающийся педагог музыкального образования Б.В. Астафьев в своих работах подчеркивал воспитательное значение детского творчества, выделял его ценностную составляющую. Он полагал, что каждый, кто хоть чутьчуть ощутил радость творчества в том или ином виде искусства, сможет более глубоко воспринимать и ценить все то хорошее, что сделано и делается выдающимися мастерами в этой сфере, чем тот, кто воспринимает искусство пассивно. Воспитательная ценность музыкального творчества ребенка заключается в том, что у него есть потребность выражать свои жизненные ощущения в звуках, чувствовать гармонию и наполнять ею свой уникальный мир[4].

В процессе занятий пением, музыкой удетей развивается специальнаягруппа способностей –музыкальныеспособности. Основными свойствамиразвитых музыкальнотворческих способностей детей, занимающихся вокалом,пениемявляются: потребность в занятияхмузыкой, хороший эстетический вкус, музыкальный слух, увлеченность музыкой, способность порождать оригинальные идеи, склонность к импровизации, умение интонировать движение мелодии, способность быть самим собой, слушать свое «Я», желание вноситьавторские элементы в исполнение песни, вдохновенно исполнять песни и испытывать при этом ощущение радости, творческого подъема,воплощать замыслы в творческой деятельности.Дети от природы своей склонны к творчеству, это проявляется у них непосредственно в общении, игре, конкретном виде деятельности на интуитивном уровне. При обучении ребенка музыке, пению развитие их творческих способностей становится целенаправленным процессом, управляемым со стороны педагога.Для развития творческих способностей детей в музыке важным является создание эмоционально привлекательной развивающей среды, которая определяется как система педагогических условий по реализации целей и задач образовательной деятельности, направленной на развитие творческой личности. В организации такой среды важная роль отводится профессионализму и мастерству педагога, его умениям отбирать соответствующие методы и средства обучения, позволяющие перейти с репродуктивного уровня освоения знаний, умений и навыков на продуктивнотворческий уровень развития личности. Каждое занятие строится в режиме диалогового (музыкальнодиалогового) общения. Педагог включает детей в ситуации группового, коллективного взаимодействия,

предоставляет возможность каждому проявлять инициативу и самостоятельность,учиться согласовывать свои действияв коллективной творческой деятельности.Развивая творческие способностидетей,педагог активно применяет такие методы обучения, как словесные: беседы о музыке,об эмоциональнообразном содержании песни; наглядные: исполнение музыкальной композиции, песни; практические: упражнения(на развитие голоса, слуха,чувства ритма,певческого дыхания, на дикцию, на выразительность, на умение распознавать мелодии);вокальные игры в хоровом пении, с музыкальным сопровождением и без него), методы стимулирования творческой активности, методыоценкитворческих способностей; из средств обучения используются музыкальные инструменты, технические аудиальные средства обучения, речь, голос, дирижерские жесты.

Таким образом, творческие способности понимаются как интегративное свойство личности, проявляющееся на интеллектуальном, мотивационном и личностном уровнях. Развитиетворческих способностей детей становится неотъемлемой частью деятельности педагога в системе дополнительного образованияи нуждается в стимулировании.Условиями развития творческих способностей является педагогически целесообразно организованная среда, позволяющая самореализоваться ребенкув определенном виде деятельности и приобрести опыт духовнотворческого общения в коллективе.

Ссылки на источники1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. –[Дата обращения11.02.2016].2. Пенягина В.И. Дополнительное образование детей на базе образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы // Материалы научнопрактической конференции: Роль и место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения. –Тамбов, 27 апреля 2012 г. // http://dopobr.68edu.ru/archives/2388. –[Дата обращения11.02.2016].3. Йованович Т.Г., Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Педагогические идеи Л.Н. Толстого в контексте творческой самореализации личности// Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. №10(174) / ВолгГТУ. –Волгоград, 2015. –144 с. (Серия «Проблемы социальногуманитарного знания»; вып. 24). –С. 108111.4.Шарафутдинова Г.Р. Развитие творческих способностей средствами вокальнохоровой деятельности// https://openlesson.net/536/. –[Дата обращения11.02.2016].