Профессиональное самоопределние студентов в педагогическом образовании

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Казанцева А. И. Профессиональное самоопределние студентов в педагогическом образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2071–2075. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86443.htm.
Аннотация. В статье проблема профессионального самоопределения актуализируется пониманием педагогического образования как способа становления образа педагога в культуре и образа культуры в самом педагоге. Рассматривается специфика профессионального самоопределения в контексте саморазвития; раскрываются условия взаимодействия «преподаватель – студент», которые позволяют участникам педагогического образования осмыслить (определить) собственную педагогическую позицию.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Казанцева Анастасия Игоревна,магистр педагогики и психологии, старший преподаватель департамента Педагогика и спорт Инновационного Евразийского университета, г. Павлодар;аспирант Алтайского государственного университета, г. Барнаул.vodolei_23@mail.ru

Научный руководитель ‬Фроловская Марина Николаевна,доктор педагогических наук, профессор, Алтайский государственный университет, г. Барнаул.

marinanik63@mail.ru

Профессиональное самоопределение студентов

впедагогическом образовании

Аннотация.В статье проблема профессионального самоопределения актуализируется пониманием педагогического образования как способа становления образа педагога в культуреи образа культуры в само педагоге. Рассматривается специфика профессионального самоопределения в контексте саморазвития; раскрываются условия взаимодействия ©Преподаватель ‬Студентª, которые позволяют участникам педагогического образования осмыслить (определить) собственную педагогическую позицию.Ключевые слова:образование и подготовка; гуманитарная парадигма образования; профессиональное самоопределение;педагогическое взаимодействие.

Актуализация проблемы повышения качества и эффективности профессионального педагогического образования связана с пониманием того, что образование ‬это сама жизнь. Оно направлено на обнаружение, осуществление личностных смыслов непосредственными участниками педагогического процесса. Педагогическое образованиевыходит далеко за рамки обслуживанияпрофессии учителя и предполагает развитие всех духовных сил человека. Оно, в отличие от подготовки, является способом вхождения в педагогическую культуру и направлено на становление собственной позиции выпускника, котораянеобходимабудущему педагогу для профессионального и ‬шире ‬жизненного самоопределения. Однако практика высшей школы все более склоняется к инструментальноутилитарной подготовке педагогафункционера. Диктует свои условия рынок, активно утверждается модель человекафактора, быстро достигающего прагматических целей, принципиально не связанных со смысложизненным контекстом[1].Сводить профессиональное образование к обслуживанию рынка труда, определять его качество мерой соответствия запросам работодателей, значит, не понимать его содержания и смысла, а профессиональную ©подготовкуª неоправданно именовать ©образованиемª.©Образование ‬это не учебная подготовка к чемуто, к профессии, специальности, ко всякого рода производительности, и уж тем более, образование существует не ради такой учебной подготовки. Наоборот, всякая учебная подготовка ©к чемутоª существует для образования, лишенного всяких внешних ©целейª ‬для самого благообразно сформированного человекаª, ‬писал М. Шелер[2], еще раз подчеркивая гуманитарное содержание феномена ©образованиеª.Гуманитарный, ориентированный на человека, характер образования подчеркивается и во многих документах. Так, международныйконгресс ЮНЕСКО определяет стратегию образования XXI века словами: ©Учить бытьª, что созвучно с позицией М.К. Мамардашвили, который рассматривал образование как возможность человека ©бытьª, становиться в мире. В русле гуманитарной парадигмы образование ‬это процесс созидания собственного образа в культуре и образа культуры в себе (В.С. Библер), рождение в человеке личностных новообразований. Понимание педагогического образования в контексте гуманитарнойпарадигмы устраняет утилитарнопрагматическое его видение. Перевод образования в горизонт культуры имеет далеко идущие последствия. Речь идет об ориентации педагогического образования на создание условий профессионального и личностного самоопределения будущего учителя в педагогической культуре. Первоначально©профессиональное самоопределениеª связывалось свыбором человека профессии и длительнымпроцессомее освоения, самореализации в ней, охватывающий большую часть жизни человека. Как научное понятие ©профессиональное самоопределениеªсформировалось и наиболее активно разрабатывалось в рамках профориентационного направления, поскольку первоначально предполагалось, что этот процесс наиболее присущ стадии выбора профессии в подростковом и юношеском возрасте. Однако исследования в области психологии труда наглядно показали ошибочность такого предположения: феномены ©текучести кадровª, ©потенциальной текучестиªподробно исследованы уже в доперестроечный период, а в настоящее время, в условиях повышения профессиональной мобильности значительной части населения, существование непрерывного профессионального самоопределения, как считает Каганкевич Е.В., стало очевидным.Многомерность понятия ©профессиональное самоопределениеª раскрывается в работах ряда ученых, которые отмечают различные концептуальные составляющие этого феномена. Непрерывный ициклический характер самоопределения на всем протяжении активной жизни человека отмечают Е.А.Климов, Т.В.Кудрявцев, Л.М.МитинаВ.А.Бодров, М.Г.Угарова, Н.А.Цветков.На зависимость потребности в самоопределении от среды, системы отношений, в которой находится человек (в какой мере среда стимулирует подобные размышления), от его зрелостии мотивации указывает Э.Ф.Зеер. Процессом осознания своего места и целей в профессиональной среде называет самоопределение Ю.П. Поваренков. Этот ряд формулировок может быть продолжен. Так или иначе, все исследователи сходятся на активности каждого индивида, его ©самостиª в процессе определения себя в мире. По сути, речь идет о человекоцентрическом подходе (К. Роджерс) к осмыслению самоопределения педагога. Действительно, самостоятельный поиск человекомсвоего места в жизни являетсяеговрожденной потребностью. В педагогическом процессе, как считал К.Д Ушинский, именно учитель и вся система отношений определяют характер и результаты этого поискаучеником. Но чтобы помочь Другому определиться в мире, и самому учителю необходимо постоянно уточнять свою педагогическую позицию. Специфика педагогического самоопределения как раз и заключается в ориентации учителя на ученика (преподавателя на студента и, наоборот!), на взаимодействие участников, в котором каждый из них самоопределяется. Каждый ответственен за свой личностный рост, самоопределение, а педагог только способствует этим процессам. Самоопределение и педагога, и учащегося возможно при условии взаимодействия, которое, в логике К. Роджерса, выстраивается на другодоминантности: создание позитивной атмосферывзаимоотношений, открытость позиции;принятие и эмпатийное понимание Другого.Такоевзаимодействие способен реализовать лишьтот, кто сам прошел подобный путь.Главное условие на пути становления учителя как свободного и самостоятельного деятеля П.Ф. Каптерев видел в его работе над собственным развитием и совершенствованием. Он считал, что учитель, стоящий в стороне от культуры, от трудов по ее усвоению, не развивающийся сам, не может способствовать развитию других,и в личностном плане находится значительно ниже ученика, постоянно ищущего себя и работающего над собой. Путь от Другогок самому себе выстраивал и Л.Н. Толстой.Он видел суть воспитания не в воздействии воспитателя на воспитанников, а в образовании той атмосферы, той среды, в которой молодой человек развивается, поэтому им упраздняется вопрос воспитания и ставится вопрос о личности и образе жизни воспитателя, о его работе над собой: ©Для того чтобы воспитание детей было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди не переставая воспитывали себя, помогали бы друг другу все более и более осуществлять то, к чему стремятся. Средств же для этого, кроме главного внутреннего ‬работы каждого человека над своей душой,‬может быть очень много. Надо искать их, обдумывать, прилагать, обсуждать... думаю, что это целая и важнейшая область науки воспитания себя для воздействия на детейª [3].

Самоопределение педагога (selfdetermination) связано спроцессоми результатомвыбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизнии профессии,это основной механизм обретения и проявления педагогом внутренней свободы. Свободы не ©от чеголибоª, а свободы ©для чегоª. В образовании, это, в первую очередьª, помощь значащему Другому (значит, и самому себе, педагогу) в его вхождении в культуру. Суть процесса самоопределения будущего учителя состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в различных ситуациях. Прежде всего, это перевод социокультурных ситуаций в педагогическую задачу через вопрошание, формулировку проблемы. В проблемных ситуациях, когда педагог оказывается перед необходимостью альтернативного выбора, ондолжен принимать экзистенциальные или прагматические решения, исходя из обнаружения проблемы. Результатом самоопределения выступают, с одной стороны, действия учителя, направленные на помощь Другому в самоопределении: выход на проблему, формулировку цели, определения направлений и способовее достижения, выбор способов активности, адекватныхего индивидуальным особенностямво взаимодействии. Сдругой стороны, это действия, ориентированные на формирование духовной самоценности: способностьчерез целеполагание самобытно и самостоятельно реализоватьсвоепедагогическое предназначениеи, конечно же, самоопределение. Студенческий период жизни человека приходится преимущественно на время поздней юности или ранней взрослости, который характеризуется овладением всем многообразием социальных ролей взрослого человека, получением права выбора, приобретения определенной юридической и экономической ответственности, возможности включения во все виды социальной активности (вплоть до государственного уровня), получением высшего образования и овладением профессией. Проблема выбора в профессиональном самоопределении студентов актуализируется в том или ином её аспекте на протяжении всего периода обучения в вузе. Для первокурсников ‬это адаптация к новым условиям обучения, некоторые сомнения в правильности сделанного выбора специальности. На выпускных курсах решается вопрос о специализации в рамках выбранной профессии, о конкретном месте работы. В отличие от первокурсников выпускники осмысливают свой выбор уже не только с точки зрения соответствия специальности своим личным интересам и склонностям, но ис точки зрения востребованности на рынке труда. Третий курс является переходным: адаптационный период завершён, актуализируются профессиональные интересы и перспективные планы.К тому же перед преподавателем стоит ответственная задача выполнения требований стандартов и формирование личности выпускника, обладающим высоким уровнем общего интеллектуального развития; умениями планировать и организовывать свою деятельность, полноценно учиться и общаться; объяснять, доказывать, убеждать; правильно распределить свое рабочее время длясамостоятельной подготовки; принимать ответственные решения; обладать общей зрелостью и устойчивостью личности студента и высокой профессиональной самостоятельностью, готовностью к будущей практической работе. Но это все внешние, отчужденные от самого студента, установленные компетенции, так или иначе, отражающие уровень его самоопределения.Что же есть ©профессиональное самоопределениеª, с точки зрения самих будущих учителей. С этим вопросам мы обратились к студентам 1 и 2 курсов, всего ‬45человек. Как выяснилось, их профессиональный выбор был сделансамостоятельнона основе интереса к профессии ‬20 студентов. Уверены в этом выборе 17 человек и 7 не могут четко ответить на этот вопрос.При этом при ответе на вопрос ©Если бы вам пришлось выбирать профессию снова, вы….ª 21 студент подтвердил свой выбор.Среди значимых качеств выпускникапедагогического вуза называютуверенность, целеустремленность, профессионализм, активность, общительность, наличие профессиональных знаний, ответственность.35 не собираются останавливаться на получении образования бакалавра. Анализ ответов студентов по проблеме понимания самоопределения позволил выявить точки пересечения их жизненного опыта с имеющимися в педагогической науке трактовками и выйти на смыслопорождение феномена ©профессиональное самоопределениеª. Это, прежде всего, самостоятельное обнаружение барьеров профессиональной деятельности, целеполагание, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование себя в данной профессиональной деятельности. Такое понимание позволяет выявить множественность смыслов и граней этого сложного явления. Самоопределение выступает как динамичное явление:процесс, механизм становления личности педагога и соотносится в этом своем значении с такими понятиями, как ©выборª, ©принятие решенияª, ©поступокª;и одновременно как статичное:стабильное состояние субъекта (результат выбора), связанное с установлением границ своего ©Яª, своего места в мире и в жизни, обретения определенной устойчивой системы ценностей, смыслов, позиции, установок, характеризующих отношение человека к окружающему миру и самому себе. Необходимо отметить относительность самоопределения как стабильного состоянияпедагога, связанное с тем, чтона протяжении не только жизни, но и достаточно небольшого егопериода обучения в вузе происходит расширение в сознании личности границ своего ©Яª, изменение системы отношений, взаимодействия с миром, позиции, ценностных ориентаций, установок. Неоднозначность понятия ©самоопределениеª связана с множественностью векторов его внешней и внутренней направленности.







Рисунок 1. ‬Самоопределение в структуре саморазвития

СамоанализСамооценкаСаморегуляцияСамореабилитацияСамопознаниеСамоопределениеСамореализацияРассматриваемый процесс имеет циклическую структуру и начинается с познания самого себя (самопознание). Студент уточняет собственную позицию, находит ©сильныеª стороны и выходит на ©вопрошаниеª: определяет границу своих возможностей, предела развития, обнаруживает противоречия и личностно значимые проблемы. Поэтому точками отсчета самопознания является чередование самоанализа и самооценки. Процесс самопознания помогает в определении целей и дальнейшего пути саморазвития, т.е. непосредственно в самоопределении. После того, как был определен дальнейший путь саморазвития, переходим к его реализации, т.е. следует процесс самореализации.Для того, чтобы процесс саморазвития был непрерывным и продолжался в течение всей жизни, необходимо вновь вернуться к самопознанию и т.д. Однако, в течение всех названных этапов необходим контроль и регулирование организации деятельности, а также восстановление своих сил и энергии, т.е. на протяжении всего саморазвития идут процессы саморегуляции и самореабилитации. Очевидно, что самоопределение не только явно является ©сердцевинойª саморазвития педагога, но, по сути своей, неявно заполняет собой каждый из структурных компонентов саморазвития. Мы предприняли попытку выявить, насколько способности к саморазвитию проявляются у студентов ‬будущих учителей. Диагностика уровня саморазвития осуществлялась с помощью теста ©Оценка способности к саморазвитию, самообразованиюª.Полученные результаты свидетельствуют о низком уровне сформированности способности к саморазвитию(у 60% опрошенных студентов), что говорит о неумении самостоятельно выстраивать тактику и стратегию профессионального самоопределения. Следовательно, работая со студентами на последующих курсах преподавателю необходимо целенаправленно создавать условия, способствующие осознанию себя в профессиональной деятельности.Был выявлен имеющийся потенциал к непрерывному профессиональному самоопеределению, условия которого в педагогическом процессе вуза могут быть реализованы наразных этапах:

осознаниецелии ценностей, предназначения своей собственной жизни, своего человеческого и профессионального призвания на основе осмысления ведущих философских концепций смысла жизни;

познаниеи осознаниесвоего ©Яª (эмоционального, интеллектуального, социального и духовного) в контексте педагогической деятельности;

построениежизненных и профессиональных перспектив (целей, планов жизни и профессиональной деятельности, направлений профессиональноличностного самосовершенствования);

определениетребований, предъявляемых к профессиональной деятельности и личности учителя на основе построения модели его личности (профессиограммы);

соотнесениес данной моделью своих возможностей и потребностей;

определение роли изучаемых дисциплин в профессиональноличностном становлении;

овладение способами профессиональноличностного саморазвития

разработкапрограммы профессиональноличностного самоопределения. Нельзя полагаться на то, что в высшем педагогическомобразовании автоматически реализуются условия профессионального самоопределения студентов, необходимо осуществлять их обучение на основе взаимодействия с текстами культуры, с преподавателем, со студентами, с самим собой.На одном из практических занятий студенты обратились к тексту Я. Корчака, попытались обнаружить в нем ценности и смыслы педагогической деятельности автора:©Тому, кто, присматривая за вверенными ему детьми, не в силах подойти к себе критически, угрожает большая опасность, на которую я желаю обратить внимание, тем более что профессиональная гигиена души недостаточно широко известна. Воспитатель, работая над пониманием человека ‬ребенка и над пониманием общества ‬группы детей, дорастает до постижения важных и ценных истин; пренебрегая неусыпным трудом над собой, опускается. Ребенок обогащает меня опытом, влияет на мои взгляды, на мир моих чувств; от ребенка я получаю приказания ‬и требую от себя, обвиняю себя, оказываю себе снисхождение или снимаю с себя вину. Ребенок поучает меня и воспитывает. Ребенок для воспитателя ‬книга природы: читая ее, он созревает. Нельзя относиться с пренебрежением к ребенку. Он знает о себе больше, чем я о нем. Он общается с собой все те часы, когда он бодрствует. Я его лишь отгадываю. Поэтому я ошибаюсь: оцениваю его рыночную стоимость и дефекты. Ленивый, недисциплинированный, капризный, врет, ворует ‬этого мало. Каков взгляд на себя, отношение к другим детям и к воспитателю; какой он приобрел опыт, на какие способен усилия икомпромиссы? Сколько даст нагора упорства? Нельзя относиться к детям свысока…Путь к самовоспитанию и самоопределению ты найдешь сам и в себе, молодой воспитатель. Путем длинного ряда осенений улыбки, взгляда, жеста, слез раскаяния или слез бессилия…ª [4,с.187188]. В ключевых словах текста студенты обнаружили гуманитарные смыслы: домината на Другого, эмоциональное отношение к нему, понимание человека, позиция учительского ученичества, установка на самовоспитание и самоопределение… В первую очередь, каждый студент назвал концепты, ценностные для него самого. Определили сущность метафоры, представленной в тексте (©ребенок ‬книга природыª), вместе оценили, насколько особенности такого взаимодействия с ребенком близки каждому из нас. После этого попробовали ©достроитьª заголовок, высказать предположения по возможному названию текста. ©Предмненияª студентов оказались созвучны авторскому замыслу: Януш Корчак назвал свою статью ©Воспитание воспитателя ребенкомª. Обращение к педагогическомутексту развернулосьв диалоге студентов с автором. Они не только обнаружили ценностипедагогической позиции автора, но и через перекличку голосов на занятии уточнили собственную позицию, в диалоге с самим собой они определились в своих педагогических ценностях и смыслах. Самоопределение как отношение студента к происходящему происходит при условии организации познавательной смысловой деятельности, целью которой является понимание изучаемого, но и включение его в личностный опыт. Работа по осмыслению терминологического аппарата педагогики может выстраиваться в следующей логике: поиск в жизненном опыте и использование ©похожегоª понятия для изучения нового (верификация, сравнение, абстрагирование); придание смысла обозначенного нового для обучающегося понятия (элементы знаковосимволической деятельности);ивыявление смысловой компоненты понятия и его интерпретация; образа изученного понятия (обобщение); рефлексия приобретенного опыта. В ходе обсуждения темы ©Педагогика как наукаª на одном из практических занятий студенты выстраивали свои понятия: ©Педагогика ‬наука, изучающая процессы воспитания и обучения, направленные на развитие человекаª, ©Педагогика ‬наука о человеке, о процессе его образованияª и др. Анализируем предложения, построенные на жизненном опыте студентов, выделяем акценты, соотносим с имеющимися в педагогической науке трактовками, обозначаем, с какими позициями ученых совпала наша точка зрения, уточняем собственное осмысление педагогики. Так рождается личное отношение студента кпедагогическим категориям.По большому счету, самоопределение в ходе педагогического образования совершается в круге: сначала обнаружение©знания до знанияª,затем следуют операции по его преодолению через освоение научнопедагогической картины мира и опору на собственный эмпирический опыт ‬©знание как таковоеª.Затем ‬рефлексия теоретических представлений о своей педагогической позиции как движение собственных смыслов ‬©знание о знанииª. Далее, понимание себя непосредственно в профессиональной деятельности ‬©знание в педагогической действительностиª.И в этом понимании вновь рождаются вопросы к самому себе, в самоопределении будущего педагога расширяется горизонт возможностей[5].На начальном этапе вхождения в педагогическую профессию, уже впроцессе обучения будущего педагога в вузе,происходит постоянное уточнение своего места в мире профессий, осмысление своей социальнопрофессиональной роли, отношение к профессиональному труду, коллективу и самому себе. Перед студентом постоянно возникают проблемы, требующие определения своего отношения к профессиям, анализа и рефлексии собственного профессионального потенциала, принятия решения о выборе профессии, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных задач. Реализация условий профессионального самоопределения в круге понимающего взаимодействияспособствует изменению педагогической позиции студентов:

обывательского, потребительского жизненного отношенияна активное, ответственное, появляется готовность взять на себя ответственность за свое учение;

рост уровня самостоятельности (содержательной и исполнительской);

приобретение умения учиться (у студентов развиваются системные, обобщенные знания и способы деятельности);

повышение уровня оперирования учебным материалом, что дает возможность выхода на исследовательский, творческий уровень;

развитие способности к сотрудничеству, кооперации, принятию новых технологий (то есть происходит обучение социальным отношениям и приобретается способность действовать технологично, адекватно культурепедагога);

изменение мотивации и готовность к решению исследовательских задач и как следствие появление чувства компетентности и аффилитации, являющиеся предпосылкой самоактуализации. Студент сознательно действует ив процессе обучения, и в ходе своей педагогической практики. Самоопределение будущего учителя связано с осознанием самого себя как человека,осознающего и изменяющего педагогический мир. В этой связи становится понятным, что педагогический нарратив ‬повествование о процессе образования и эпоха классической педагогики как науки об образованиизаканчиваются. Наступает период педагогики как науки образования[6]. В нем обнаружился намеченный Л.С. Выготским поворот от системы к судьбе. Поворот этот трудный и длительный: образование XXIв. ‬это усилие быть гуманитарным образованием. Он означает переход от педагогики значений, кпедагогике смыслов и ориентирует педагогическоеобразованиена самоопределениебудущего учителя в культуре.

Ссылки на источники1.Фроловская М. Н. Гуманитарные основания профессионального образа мира педагога // Концепт. ‬2012. ‬№6 (Июнь). ‬ART 12068. ‬URL: http://ekoncept.ru/2012/12068.htm. ‬ISSN 2304120X. Дата доступа: 15.02.21062.Шелер М. Избранные произведения. ‬М.: Гнозис, 1994. ‬490 с.3.Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. ‬2ое изд., доп.М., 1953. ‬544 с.

4.Корчак Я. Воспитание воспитателя ребенком (Антология гуманной педагогики). ‬М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1998. ‬С. 187188.

5.Фроловская М.Н. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога [Текст]: монография/ М.Н. Фроловская; под ред. Ю.В. Сенько. ‬Барнаул: Издво Алт. унта, 2011. ‬256с6.Сенько Ю.В., Фроловская М.Н. Эволюция профессионального образа мира педагога // Педагогика. 2009. №2. С.5055.