Развитие педагогического потенциала – будущее профессионального становления учителя

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Койнова А. А. Развитие педагогического потенциала – будущее профессионального становления учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2256–2260. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86480.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам раскрытия педагогического потенциала будущего учителя. Автор утверждает, что успех профессиональной деятельности будущего педагога напрямую зависит от его личных качеств.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Койнова Александра Аркадьевна,студентка Iкурса Института педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Оренбургскийгосударственныйпедагогическийуниверситет»,

г. Оренбургasya.koynova@mail.ru

Развитие педагогическогопотенциала

–будущее профессионального становленияучителя

Аннотация.Статья посвящена вопросам раскрытия педагогического потенциала будущего учителя. Авторутверждает, что успех профессиональной деятельности будущего педагога напрямую зависит от его личных качеств.Ключевые слова: школа, учитель, педагогический потенциал, профессиональная деятельность.

Я люблю школу, хотя в моей жизни пока была только однашкола, в которой я училась. Школа –это часть меняи, поэтому, с выбором будущей профессии я определилась давно и сознательно. Считается, чтоучительство –это одна из трёх профессий, данных Богом, и какие бы изменения не проходили в системе образования, все они сосредоточены на конкретном исполнителе –школьном учителе.В настоящее время в нашей стране активно идёт процесс становления новой школы. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебновоспитательного процесса. Отличительная черта современного мира состоит в том, что он меняется слишком быстро. Поэтому знания, полученные нами в школе, совсем скоро устареют и будут нуждаться в коррекции. Сегодня более востребованными оказываются не конкретные знания, а умение учиться, самостоятельно приобретать эти самые знания. Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.

Каким должен быть современный учитель, чтобы развивать у своих подопечных способность принимать решения, брать на себя ответственность, делать правильный выбор своего жизненного пути? В своём обращении к Федеральному собранию РФ Президент Российской ФедерацииПутин В.В. отметил: «Система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать».Таким образом, мы –сегодняшние студенты, а завтра будущие учителя новой школы, должны стать такими специалистами, которые:способны создавать условия для развития творческих способностей учащихся;смогут развивать у учеников стремление к творческому восприятию знанийи информации;смогут научить их самостоятельно мыслить;способны научить школьников самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности;будут повышать мотивацию детей к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.И многое другое!Считаю, что нравственность учителя, его отношение к своему труду, конструктивное взаимодействие с учащимися, коллегами и родителями имеет не менееважноезначение для качественного обеспеченияобразовательного процесса.

Сегодня, находясь в самом начале большого и интересного пути, я ещё мало что знаю и умею. Точно так же я могу ошибаться и чегото не понимать, но я уверена, что современный педагог должен быть высоким профессионалом. От моего образования зависит моя личная и профессиональная судьба. Отдавая полныйотчёт в том, что поступив в педагогический университет на бюджетную форму обучениядолжнавпоследствии принести несомненную пользу стране и обществу. Для достижения профессионального успеха, недостаточно окончить ВУЗ, следуетуже сейчасполноценно включиться в образовательное пространство.Участие студентов в различных конкурсах, проектах, конференциях и исследованиях очень важно не только для престижа образовательного учреждения, но идля повышения профессионального роста будущих учителей, их саморазвития и самооценки.Но самое главное условие успешного осуществления своей деятельности –это способность будущего педагога к самообразованию. Иногда студентам не хватает элементарной настойчивости, терпения, усидчивости и целеустремлённости в самообразовательной работе. Самообразование –это первая ступень к развитию профессионального мастерства.Если формирование учителя, соответствующего современным требованиям начинается со студенчества,то нам, студентам, просто необходимо быть исследователями, новаторами, экспериментаторами, а иногда и разработчиками новых образовательных и воспитательных технологий.Какие же способности особенно необходимы студентам педагогических ВУЗов? В первую очередь следует выделить:способность к овладению новыми педагогическими технологиями;значительное увеличение уровня самостоятельной деятельности;способность к проектированию, отбору педагогических инструментов;овладение информационными и коммуникационными технологиями в своей профессиональной сфере.Считаю, что наиболее эффективный метод подготовки будущих специалистов –это учебноисследовательская работа.В ФГБОУ ВПО «Оренбургскийгосударственныйпедагогическийуниверситет она широко представлена. Исследование максимально развивает индивидуальные способности, творческое и креативное мышление студентов, воспитывает умение работать в коллективе.

Успех профессиональной деятельности будущего педагога напрямую зависит от его личных качеств. Сбольшой благодарностью вспоминаю своих школьных учителей, но не секрет, что один учитель объясняет материал так, что всё понятно, а другой как не старается, не может заинтересовать учеников, и его объяснения получаются скучными и бесцветными. Наверно этого бы не происходило, если бы каждый учитель помнил, что ученик –это индивидуальность, поэтому не следует ко всем подходить одинаково; это не принесёт высоких результатов.

Несомненно,в жизни есть более важныевещи, чем успехи в учёбе. Одна из них –отношение к себе. Мастерство педагога требует напряжения духовных и физических сил, постоянного поиска и работы над собой. Если учитель не осознаёт, что именно от него и его деятельности зависит будущее многих его учеников, то он никогда не сможет достичь успеха. В современном мире знания не являются самоцелью,ценится умение применять их на практике. Поэтому будущий педагог должен быть не только личностью творческой и профессионально подготовленной, но и иметь большое желание учиться вместе со своими учениками, а, следовательно,достичь успеха в работе.И школьникам и студентам иногда кажется, что учителя отстают от нихв скорости овладения информационными технологиями, что мы более мобильны. Но иначе и не может быть. Современный учитель не должен бояться учиться у своих учеников, ведь это значит, что общение с ними ему интересно, что их суждения не кажутся ему глупыми и скучными,их дела его искренне волнуют, а совместная работа доставляет удовольствие.Будущий учительдолжен видеть в любом ребёнкепрежде всегочеловека, у которого покаменьше знаний и жизненного опыта, но который наделён вполне определённым характером, и с которым следует считаться. И эта разница даёт педагогу лишь право быть впереди своих учеников и вести их за собой.В самом деле, почему так грустно расставаться с любимыми учителями, так велико желание вновь обращаться к ним за советом и житейской мудростью? Потому, что настоящий учитель –не просто наставник, сопровождающий ученика в трудном процессе познания, но и, что гораздо важнее, нравственный образец, которому хочется подражать. Только мудрость и ответственность, терпение и любовь учителя способны раскрыть неповторимый образ в каждом ребёнке. Любаяпрофессия начинается с призвания, но если любовь к детям не приобретается и ей невозможно научить, то профессионализм –приобретаемое качество.

Следует отметить, что методическое мастерство современного педагога это:умение строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися новых образовательных результатов, в соответствии с их возрастными особенностями: конструировать содержание, методы и технологии обучения на основе деятельностного подхода;использовать разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся;разрабатывать планы уроков, позволяющие строить индивидуальный маршрут учащихся, через организацию групповой работы;использовать стратегии проектного, модульного обучения, методически обусловленные возрастными и личностными особенностями школьников.Но какими бы ролями не овладел современный педагог (исследователь, воспитатель, консультант, организатор, навигатор), интересным для своих учеников он может стать только в том случае, если в нёмсочетаетсялюбовь к тем, кого он обучает с любовью к своему делу.Во все времена и во всём мире профессия учителя была и остаётся подвижнической. Ни на одном другом поприщеот человека не требуется такой самоотдачи и такого творческого отношения к своей работе.Кстати, если бы вы решили попробовать свои силы на учительском поприще хотя бы в начале прошлого века, у вас бы, кроме проверки знаний, внимательно ощупали голову.Конечно, не для того, чтобы убедиться в её наличии. На вашем черепе искали бы специальную «педагогическую» шишку. Невероятно популярная в те времена наука френология утверждала, что существует связь между формой черепа иумственными и моральными качествами человека. Последователи этой науки серьёзно полагали, что усиление какоголибо психологического свойства влечёт за собой развитие определённого участка мозга. В этом месте мозг «давит» на череп и выпирает на нём бугор. Выделяли бугры влюбчивости, религиозности, музыкальности и другие. Согласно данной теории, бугор любви к детям расположен на затылке. Пощупайте свой затылок, уважаемые студенты

будущие педагоги. Нашли шишку? Ну, а если серьёзно, то для тогочтобы ребёнкубыло интересно познавать окружающий мир, заниматься самообразованием и иметь возможность пробовать свои силы в разных областях, рядом с ним должен быть не только мудрый и терпеливый наставник, но и счастливый человек. По моему глубокому убеждению, огромное значение для профессиональной деятельности педагога имеет гармоничность его внутреннего мира, насыщенность личной жизни яркими интересами, душевный комфорт, поддержка родных и близких. Из глубины веков идут требования к учителю. Общество всегда предъявляло к нему повышенный спрос, хотело видеть учителя свободным от всех земных недостатков. Возвращаюсь и снова задаю себе вопрос: «Каков же он –современный учитель»? «Современный» значит идущий в ногу со временем. Тот, кто не станет воспринимать свои знания и убеждения истиной в последней инстанции, понимая, что его оценка не может быть единственно верной. В конечном итоге,зачем ученикам нужны знания того или иногопредмета? Будут ли они от этого успешнее и счастливее в жизни?Директор одной из немецких школ, обращаясь к учителям, принимаемым им на работу, говорил: «Мои глаза видели то, что не должен видеть ни один человек: газовые камеры, построенные квалифицированными инженерами, детей, отравленных высокообразованными врачами, женщин, сожжённых выпускниками высшей школы. Поэтому я не доверяю образованию. Я прошу вас: помогите вашим ученикам стать человечнее. Ваши усилия не должны привести к появлению обученных монстров, тренированных психопатов, образованных Эйхманов. Чтение, письмо и арифметика важны,только если они служат человечности».

Академик РАО, директор Федерального Института развития образования Александр Асмолов, обращаясь к слушателям,сказал: «Образование задаёт идеологию страны. Поэтому образование всегда впереди. Сегодня идеологи –это учителя школ, ВУЗов. Когданибудь к педагогам станут относиться не как к представителям непроизводственной сферы, а как к представителям самой тяжёлой, но самой прекрасной работы». Ценю учителя не за потоки слов, Не за уменье говорить, а слушать. Учитель! Выше нет в стране постов. Учителя! Спасите наши души.



Ссылки на источники1.Обращение Президента РФ Путина В.В. к Федеральному собранию Российской Федерации12 декабря 2013.2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С.Савинов. –М.: Просвещение, 2011. –342 с. 3.Современные требования к подготовке учителя нового поколения в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Чернобай Е.В., к.п.н., доцент, проректор по научной работе ГОУ Педагогическая академия. Вебинар от 07.02.2012.4.«Учителя, спасите наши души!». Лекция академика РАО, заведующего кафедрой психологии личности Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, директора Федерального института развития образования А.Асмолова. 05.10. 2011.