Формирование творческой самоорганизации в процессе гуманитарной подготовки в вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петренко М. А., Ермоленко Н. Н., Кучугурная Е. С., Семененко Е. Е. Формирование творческой самоорганизации в процессе гуманитарной подготовки в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2336–2340. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86496.htm.
Аннотация. В статье раскрывается смысл гуманитарной подготовки в условиях современного образовательного процесса в вузе. Рассматривается понятие творческой самоорганизации студента, и обосновывается путь её формирования. Делается вывод о том, что творческая самоорганизация студента может реализоваться в процессе совместной с преподавателем деятельности. Это деятельность должна быть направлена на преобразование целей, содержания и методов изучения дисциплин гуманитарного цикла. Средствами в этом процессе выступают различные способы креативного мышления (выявление противоречий, мозговой штурм, комментирование, рассуждение, истолкование данных в духе плюрализма концепций и т. д.).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Петренко Марина Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, г. РостовнаДону,mapetrenko2014@mail.ru

ЕрмоленкоНеляНиколаевна,студентка 1 курса Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета, г. РостовнаДону,nelya.ermolenko@mail.ru

Кучугурная Елизавета Сергеевна,студентка 1 курса Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета, г. РостовнаДону,kuchugurnaya.lisa@mail.ru

Семененко Елена Евгеньевна,студентка 1 курса Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета, г. РостовнаДону,lena.semenenko1997@mail.ru

Формирование творческой самоорганизации в процессе гуманитарной подготовки в вузе

Аннотация.В статье раскрывается смысл гуманитарной подготовки в условиях современного образовательного процесса в вузе. Рассматривается понятие творческой самоорганизации студента и обосновывается путь её формирования. Делается вывод о том, чтотворческая самоорганизация студента может реализоваться в процессе совместной с преподавателем деятельности. Это деятельность должна быть направлена на преобразование целей, содержания и методов изучения дисциплин гуманитарного цикла.Средствами в этом процессе выступают различныеспособы креативного мышления (выявление противоречий, мозговой штурм, комментирование, рассуждение, истолкование данных в духе плюрализма концепций и т.д.). Ключевые слова: открытаясистема, творческая самоорганизация, гуманитарная подготовка, личностныеструктуры сознания.

Актуальность проблемы формирования творческой самоорганизации в процессе гуманитарной подготовки в вузе обусловлена современными требованиями к подготовке специалиста ХХIвека, сориентированными на умения, которые будут востребованы в недалёком будущем. В связи с этим, если обраиться к отчету о будущем профессий, сделанном недавно на Всемирном экономическом форуме в Давосе, то обнаружим, что список тех умений, которые будут самыми нужными через 5 лет, напрямую связан со способностямиличности к творческой самоорганизации. К 10 навыкам, которые будут востебованы в 2020 году,относятся: комплексное многоуровневоерешение проблем (Complex problem solving); критическое мышление (Critical thinking); креативность в широком смысле (Creativity); умение управлять людьми (People management); взаимодействие с людьми (Coordinatingwithothers); эмоциональный интеллект (Emotional intelligence); формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decisionmaking); клиентоориентированность (Service orientation); умение вести переговоры (Negotiation); гибкость ума (Cognitive flexibility).Как видим,5 из 10 навыков касаются умения общаться с людьми, договариваться и управлять ими, понимать и служить им(это управление персоналом, взаимодействие с людьми, переговоры, клиентоориентированность, эмоциональный интеллект).Еще 4 сферы из 10 связаны со способностями мозга: умением быстро соображать, видеть суть, находить решение проблем, генерировать новые проекты и идеи (комплексное решение проблем, креативность, когнитивная гибкость, критическое мышление) [6].Таким образом, проблема формирования творческой самоорганизации актуальна, так как сформированность способности к творческой самоорганизациидаёт возможность личности проявить умения специалиста ХХIвекав процессе профессиональной деятельности.Значим в данном контексте период профессионального обучения, так как именно процесс обучения в вузе рассматривается многими исследователями как переход из сферы репродуктивного обучения в сферу психических состояний и активного сознания, не доступных ни прямому, ни опосредованному внешнему контролю [3]Перейдём к уточнению понятий нашего исследования. Самоорганизация в самомобщем понимании означает самодвижение, самоструктурирование, самодетерминацию природных, естественных систем и процессов. Это управляемый изнутри процесс изменения структуры отношений отдельных элементов системы или их групп, сопровождающийся качественными изменениями самих элементов [1].

В латинском термин самоорганизацияозначает –«сообщаю стройный вид, устраиваю». В таком смысле образовательная система

это организованная структура..Самоорганизация, отличается от процесса организации тем, что сущность процесса здесь объясняется уже природой самой системы (а не действием внешних факторов, хотя внешняя инициация имеет определённый смысл, особеннов кризисных ситуациях). Но,в то же время,организция и самоорганизация

это два неразрывных процесса. Самоорганизацию,как явление открытых систем,изучает такая наука, как синергетика, положения которой, в большинстве своём, применимы к образовательным процессам.

Образование –это открытая система. Открытость предполагает обмен веществом, энергией, информацией с окружающей средой. Теория самоорганизации выявила свойства открытых систем, находящихся вдали от равновесного состояния. Они оказываются неустойчивыми и возврат к начальному состоянию является необязательным. В некоторой точке, называемой бифуркацией (разветвлением), поведение системы становится неоднозначным. При наличии неустойчивости изменяется роль внешних воздействий. В определенных условиях ничтожно малое воздействие на открытую систему может привести к значительным непредсказуемым последствиям (раскрытие неустойчивости). В открытых системах, далеких от равновесия, возникают эффекты согласования, когда элементы системы коррелируют свое поведение через какието промежутки времени. Такое кооперативное, согласованное поведение характерно для систем различных типов: биологических, социальных, экономических и др. В результате согласованного взаимодействия происходят процессы упорядочения, возникновения из хаоса определенных структур, их преобразования и усложнения. Чем больше отклонение от равновесия, тем больший охват взаимосвязями, тем выше согласованность процессов, даже протекающих в отдаленных областях и, казалось бы, не связанных друг с другом. Сами процессы характеризует нелинейность, наличие обратных связей и связанные с этим возможности управляющего воздействия на систему. Это значит, что необходимость решать трудные проблемы, может обернуться для человека возможностью дальнейшего подъема [5]. В соответствии с основными положениями синергетических концепций (В.И.Аршинов, Р.Г.Баранцев, Е.А.Князева, С.В Кульневич, И.Пригожин и др.), самоорганизация

это свойство любой системы к саморазвитию посредством надстраивания, “выращивания” из себя новых, более жизнестойкихструктур. Профессиональная самоорганизация способность специалиста к “самовыращиванию” своих внутренних ресурсов личностных структур сознания, придающих творческий характер его деятельности. Внутренние ресурсы требуют определенной внешней инициативы,иначе они остаются существовать в виде нереализованной возможности [4]. В педагогике самоорганизация рассматриваетсяиврамках деятельностного подхода,как процесс, состоящий из совокупности операций, функций, умений, навыков. Целью данного направленияисследований является изучение структуры процесса самоорганизации, связей между компонентами (функциями) структуры и их влияния на успешность организации самостоятельной деятельности. Сторонники деятельностного подхода рассматривают деятельность как образование, подлежащееорганизации и самоорганизации [2]. В связи с этим большинство исследователей, определяя понятие «самоорганизация личности», опираются, прежде всего, на понятие «организованность», составляющее основание для развития остальных более частных личностных свойств [3].

Л.Н. Цой уточняет,что, самоорганизация –это сильнейшая форма сопротивляемости системы, способной эволюционировать, а потому могущей выжить почти при любых переменах –для этого она изменяет саму себя, разворачивая конфликтные действия между "порядком" и "хаосом" [8].Порядок и хаос в череде явлений человеческой жизни сменяют друг друга. Уточним в связи с вышеизложенным, что основа явлений существует независимо от человека до тех пор, пока он не начинает ее оценивать или придавать ей личностный смысл.

Смысл это внутренняя, глубинная основа любой вещи или явления, его суть, ядро.Смысл укоренен в жизни благодаря тому, что он понимается и принимается людьми как живое знание. Это знание не может быть усвоено. Оно может быть только построено самим человеком[4].Смыл знанию придается личностью благодаря активной деятельности ее сознания. Сознание

высшая, свойственная только человеку форма понимания себя и окружающей действительности. Сознание это не только знание, но и сознание, страстное отношение к знанию о себе и о мире. Содержание сознания переживание: отчетливое знание того, что человек является тем, кто переживает чувственные и смысловые (умственные) образы, имеющие ценностную основу. Сознание источник и основа порождения личностных ценностей[4].Таким образом, синергетика, как наука о самоорганизующихся системах, расставляет новые акценты в понимание самоорганизующегося профессионального поведения, как личностной ценности.Для понимания смысла взаимосвязи между самоорганизацией, творческой самоорганизациейи гуманитарной подготовкой, необходимо уточнить и развести некотрые близкие понятия, такие как гуманизм, гуманный и гуманитарный. Гуманизм

совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми.Гуманный

человечный, человеколюбивый, отличающийся гуманностью уважением к людям.Гуманитарный

относящийся к человеку и его культуре; обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека.Вместе с тем, к гуманитарным принято относить общественные науки историю, культурологию, социологию, педагогику, философию, психологию и т.д.Необходимое для нашего исследования уточнение в понятие “гуманитаризация” вносит Российская педагогическая энциклопедия, где гуманитаризация образования трактуется как система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формированиеличностной зрелости обучаемых [7,с.239].Человеческое, т.е. гуманное, все, что свойственно человеку и выделяет его из живой природы, по сути и есть проявление Бога в человеке. Образование, построенное на идеалах, востребующих собственно человеческое начало в человеке называется гуманистическим, а все учебные дисциплины, формирующие с различных сторон понимание значимости человеческого начала в любой профессиональной деятельности, становятся гуманитарнымии выполняют функцию гуманитаризации.

В связи с этим, мы в нашем исследовании опираемся на точку зрения одного из разработчиков педагогической синергетики С.В. Кульневича, который рассматривал процессы формировании личностных структур сознания студентов, как источник и механизм самоорганизуемого профессионального творчества[4]. Гуманитарная задача профессионального образования состоит в расширении и обогащении индивидуального опыта, в котором могли бы раскрыться лучшие человеческие проявления студента. Целью гуманитарной подготовки стулентов вуза является базовое образование и культура, на основе которых создаются оптимальные условия для развития личностных структур сознания, воплощающих творческие качества человека. Такая цель предполагает использование таких технологий обучения и воспитания, в которых акцент переносится на партнерство преподавателя и студента, а характер их взаимоотношений можно определить как субъектсубъектный. Задача преподавателя помочь студенту в процессе становления не только как профессионала, но и как личности, содействовать созданию в группе атмосферы творчества.

Познавательное творчество предподполагает предполагает работу сознания по переосмыслению учебного материала. Для преподавателя это значит структурировать процесс педагогической деятельности таким образом, чтобы содержание учебной дисциплины стало материалом для размышлений студентов. В этом и состоит смысл творческой самоорганизации студента в процессегуманитарной подготовки в вузе, так как переосмысление, по мнению психологов, способствует процессу субъективации, т.е. не только оценке личностной значимости учебного материала, но и осознанию самого себя его субъектом, творческой личностью.Деятельность студента по развитию своего сознания для формирования способности к творческой самоорганизации определяется сбалансированным сочетанием логического и интуитивного в процессе образовательной деятельности. Поэтому творческая самоорганизация,определяемая умениями искать смысл, формируется не посредством «зубрёжки», а посредством осмысления и переосмысления содержания и самоформирования на этой базе его личностного восприятия и понимания. Наличие этих умений является условием перехода сознания ктворческой самоорганизации из режима внешнеуправляемого функционирования. Средствами в этом процессе выступают различныеспособы креативного мышления (выявление противоречий, мозговой штурм,комментирование, рассуждение, истолкование данных в духе плюрализма концепций и т.д.)на основе содержания гуманитарных дисциплин.

Путь познания должен быть открытым, как и изучаемый предмет. Открытость предполагает возможность представления в изучаемом материале фактов, не имеющих однозначной трактовки. Способ познания критическая рефлексия позволит производить обращение к смыслотворчеству студентоввместо механического заучиванияизучаемого материала. Следствием такого представления учебного материала становится постоянное пояснение субъетом обучения своих смысловых значений изучаемого содержания дисциплины.Мы провели анкетирование среди 50 студентов первого курса филологического факультетаИнститута филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета с целью выявления их понимания творческой самоорганизации и получили следующие результаты:1.Представление отворческой самоорганизации имееткаждый студент, но лишь 80% опрошенных дали определение, котороеадекватноосновным характеристикам данного понятия. 2.95% студентов интересуются не только результатом своей деятельности, но и своими возможностями взаимодействия с преподавателямивуза и сдругими студентами. Они отметили, что,взаимодействуя с ними, они познают чтото новое,и это способствует их творческой самоорганизации, а оценка результата деятельностистановится более объективной.3.Студенты отметили, что гуманитарная подготовка в вузе имеет непосредственное влияние на формирование культуры творческой самоорганизации, т.к. вузы ставят перед собой задачи, которые связаны с развитием у молодых людей креативногомышления. Также студенты указали на то, что университет развивает кругозор, что влияет на творческий потенциал. А 5 % считают, что вуз никаким образом не влияет на развитие творческой самоорганизации студентов. 4.Студенты отметили, что умение осмысливать и переосмысливать содержание образования, формировать личностное отношение к нему, способствует учебной, профессиональной и творческой деятельности.100% студентов согласились с тем, что осмысление и переосмысление содержания гуманитарных дисциплин способствуют творческой самоорганизации личности.5.К наиболее эффективным методам развития творческой самоорганизации студенты отнесли чтение книг, организацию семинаров, конкурсов, метод творческих мастерклассов, а также студенты отметили, что одним из эффективнейших методов для развития творческой самоорганизации является поддержание данного процесса демократично настроенным преподавателем.6.По мнению опрашиваемых, такие предметы, как литература, история, психология, культурология лучше развивают культуру творческой самоорганизации. Наиболее продуктивным в данном контекстепредметом, по их мнению, является литература.7.В результате развития навыков самоорганизации формируются такие личностные качества, как активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплина, умение делать выбор, креативность. Студенты считают, что сильнее всего развивается целеустремленность. Все это помогает молодому человеку обрести ценностные ориентации и установки, осуществляет его развитие как человека культуры и целостной личности, поддерживает его индивидуальность и творческую самобытность. 8.На вопрос «Как бы Вы организовали среду, способствующую развитию творческой самоорганизации» студенты дали разные ответы: флешмоб, волонтерские мероприятия, объединения по интересам, использование интерактивных средсв обучения. Они отметили, что эта среда должна быть благоприятной для творческой деятельности и вдохновляющей для них самих. Что касается помещения, студенты(65%) считают, что оно должно быть просторным и светлым.9.Опрашиваемые считают, что творческая самоорганизация способствует приобщению молодого человека к жизни в современном обществе. Они аргументируют это тем, что современное общество нуждается в креативных, творческих, находчивых и общительных людях. Лишь 15% процентов не согласны с этим.10.Практически все студенты отметили, что готовы к формированию творческой самоорганизации в процессе обучения в вузе, т.к. они считают, что, в первую очередь, это будет полезно для них самих, будет способствовать развитию их креативностии профессиональной компетентности. Только 8%считают себяне готовымик данному процессу.Таким образом, направленность студента на формирование творческой самоорганизации,может реализоваться в процессе совместной с преподавателем деятельности по преобразованию целей, содержания и методов изучения дисциплин гуманитарного цикла. Преподаватель создает для себя и студентов ситуации, в которых востребуется деятельность личностных структур сознания в процессе переосмысления компонентов образования от методологии до форм обучения и воспитания. Студентнетолько выполняет предписанное, но и придает ему значение личностногосмысла.Главные ценности формирование способностей к самореализации личности посредством самоорганизации ее сознания, работающего с содержанием знаний, умений, навыков; демократический стиль отношений, взаимодействие преподавателя со студентами по порождению смысла знаний.

Ссылки на источники1.Афанасьева, Н. А. Самоорганизация –фактор успешности учебной деятельности // Фундаментальные исследования. –2008. №2. –С. 60 –61.

2.Ишков, Д. А. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности : Монография. –М. : АСВ, 2004. –224 с.3.Князькова О. Н. О понятии «культура самоорганизации личности студента» [Текст] / О. Н. Князькова // Молодой ученый. —2012. —№11. —С. 428432.]4.Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: Монография. Воронеж, 1997.230 с.5. Петренко М.А. Развитие потенциала самоорганизации в управлении педагогическим колледжем. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук/ РостовнаДону, 2003. 6.Работа будущего: 10 навыков, которые будут востребованы в 2020 году. URL: http://www.sncmedia.ru/career/rabotabudushchego10navykov/] Дата обращения:17.02.2016.7.Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Ред. В.В. Давыдов и др. М: «Большая Российская энциклопедия», 1999.8.Цой, Л.Н. Социальная организация и самоорганизация: конфликты и развитие личности // Мир психологии. –2011. № 2 (66). –С. 96 –108.