Социальная идентичность как феномен: структура, уровни, процесс формирования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лежнева В. П. Социальная идентичность как феномен: структура, уровни, процесс формирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2341–2345. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86497.htm.
Аннотация. В данной статье определяется значимость процесса формирования социальной идентичности как для теоретического осмысления нынешнего периода развития общества, так и для оценки практических тенденций и направленности происходящих в нем изменений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лежнева Виктория Павловна,Магистрантка 1 курса музыкального отделения Института истории и культуры ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елецvika.lezhneva.92@mail.ru

Социальная идентичность, как феномен: структура, уровни, процесс формирования

Аннотация.Вданнойстатьеопределяется значимостьпроцесса формирования социальной идентичности как для теоретического осмысления нынешнего периода развития общества, так и для оценки практических тенденций и направленности происходящих в нем изменений. Ключевые слова: социальная идентичность, феномен, структура, уровни, процесс формирования.

Социокультурные противоречия, социальная вариативность современного мира, неопределенность социальных ситуаций, многообразие принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, противоречивые аспекты взаимовлияния разных культур отражаются в самосознании различных групп населения.Происходит стирание устоявшихся культурных границ и ценностей социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе —кризис идентичности наблюдается не только на уровне самосознания отдельной личности, но ив рамках поколений.С 1990х гг. XX века по настоящее время изменения в российском обществе потребовали их объяснения. Интенсивный характер изменений, их деструктивные формы (кризисы, социальные и духовные потрясения, социальные конфликты и т.д.), разноплановые последствия привели к сосуществованию различных теорий общественных изменений и их инструментальному использованию. К числу таковых относятся теории модернизации, глобализации, виртуализации, циклическая концепция, активистскодеятельностная парадигма,теория самоорганизации и др. В зависимости от того, какая у человека идентичность, можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать его поведение, принимаемые и отвергаемые ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки. Поскольку социальная идентичность представляет собой осознание своей принадлежности к социальной группе, то, следовательно –это и принятие значимых в данной группе ценностей, установок, стереотипов и норм.Социальная идентичность –характеристика индивида с точки зрения его принадлежности к какойлибо социальной общности, группе (половой, возрастной, этнической и др.) [5]. В литературе существуют и иные определения. Например, А. Дашефски и Г. Шапиро определяют социальную идентичность следующим образом: «это то, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков, таких как возраст, профессия или этническая принадлежность»[2].А.В. Микляева и П.В. Румянцева рассматривают социальную идентичность как «феномен, возникающий на основании осознания личностью своей принадлежности к разнообразным социальным группам, в которые человек включается, в ходе своей жизнедеятельности» [4;23]. Термин «социальная идентичность» был введен в научный оборот психологом Э. Эриксоном. Сам Э. Эриксон различал три уровня идентичности: 1)индивидный,2)

личностный 3)социальный. На индивидном уровне идентичность трактуется как представление о себе как о некоторой относительно неизменной данности, человеке того или иного физического облика, темперамента, задатков. Личностная идентичность, по его мнению, представляет собой ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, задающее некоторую тождественность себе [8;156]. Данный элемент идентичности есть «осознанный личностью опыт собственной способности интегрировать все идентификации с влечениями libido, с умственными способностями, приобретенными в деятельности, и с благоприятными возможностями, предлагаемыми социальными ролями»[8]. И, наконец, на социальном уровне Э. Эриксон определяет идентичность как тот личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу «Я»категоризации [7]. Впоследствии феномен «социальная идентичность» изучался преимущественно в рамках общепсихологических и социальнопсихологических исследований. Среди отечественных авторов, разрабатывающих проблематику социальной идентичности, следует назвать Г.М. Андрееву,М.В. Заковоротную, В.А. Ядова. Они различали в структуре Яконцепции индивида личностную (персональную) и социальную идентичности.При этом формирование социальной идентичностивсегда осуществляется в контексте межгрупповых отношений. «Социальную идентичность» следует отличать от другого феномена –«социальной идентификации». В силу их терминологической и сущностной близости, необходимо разобраться в том, как соотносятся между собой эти два явления. Как пишет М.В. Заковоротная, «идентичность включает в себя различные аспекты, а идентификация –описание таких аспектов. Идентичность –результат, отстаивание и защита себя. Идентификация –приспособление, процесс постоянного выбора, принятие норм, традиций, установок. Потому на каждом уровне описания процесс идентификации предшествует осмыслению идентичности» [2]. Другими словами, идентификация и идентичность соотносятся между собой как процесс и результат этого процесса. Например, В.Н. Павленко, Н.Н. Корж, Т.С. Баранова определяют социальную идентичность как «результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя черезчленство в социальной группе [3]. Ав сборнике«Проблемы социальной идентификации: опыт социологического анализа» также указываетсяна статичность идентичности и динамичность идентификации: «определение идентификации указывает на процесс, длительность действия. Идентичность же представляется относительно статичным феноменом, результатом идентификации. Из самого определения идентификации следует, что этопроцесс интернализации внешних социальных установок, который позволяет соотнести себя и других с существующей реальностью»[6]. Идентификация –один из механизмов социализации личности, посредством,которого усваиваются определенные нормы поведения, ценности тех социальных групп или индивидов, с которыми личность себя идентифицирует[5]. Социальная идентификация выполняет важные функции, как на групповом, так и личностном уровне [5].

Одним из немало важным в структуре социальной идентичностиявляются компонентыданного процесса:1)когнитивный(знание о моей принадлежности к группе);2)ценностный(позитивная или негативная оценка группы);3)эмоциональный(принятие либо отвержение «своей» группы).Выделяют следующиеуровни идентичности личности:1.Общечеловеческий уровень идентичностипонимается как осознание себя представителем биологического вида, человечества или как видение и понимание глобальных проблем человечества, ответственность перед будущими поколениями за жизнь на Земле [7;215].2.Групповой уровень идентичностивыступает через осознание своей принадлежности к различным группам (на основании пола, возраста, расовой и религиозной принадлежности и т.д.). Общности среднего уровня (группы) конструируются как системы оппозиций. Они, как правило, противопоставлены друг другу и вне «своего другого» не могут быть определены. Таковы, например, отцы и дети, мужчины и женщины, «правые» и «левые» и т. д. [7;216].3.Индивидуальный уровень идентичностиесть осознание собственной неповторимости, стремление к развитию своих способно позволяет человеку не только анализировать свою принадлежность к определенной группе сегодня, но и оценивать предшествующие группы, которым он принадлежал. Что более важно планировать свою будущую, так называемую«возможнуюидентичность»(X. Маркус, П. Нуриус) [7;216].Исследования последних лет выявили еще один аспект социальной идентичности –временныеаспекты(М. Синирелла) [7;216]. Суть: потребность в позитивном образе своей группы заставляет человека анализировать не только свою принадлежность к определенной группесегодня, но и оценивать предшествующие группы, к которым он принадлежал.Что еще более важно планировать своюбудущую, возможную идентичность,т.е. определение группы (или групп), в которой я вижу себя в своейдальнейшей жизни (Х. Маркус, П. Нуриус) [3].

Постановка проблемы –личность и группа –требует преодоления как минимум двух ложных стереотипов.1.Предположение о том, что анализируетсяодналичность, даже если она рассмотрена внутри группы.Сама же группа при этом предстает как некоторая целостность, состав которой в данном контексте не уточняется. Группа, состоящая из личностей, это такая реальность, в которой качества, присущие одному из ее членов, нельзя рассматривать чемто принципиально отличающимся от качеств, присущих другим членам: все члены группы –личности и именно их взаимодействие дано как реальная жизнедеятельность группы. Таким образом, проблема«личность в группе»преобразуется в проблему «личности в группе».Практическая перспектива такого подхода велика, особенно при анализе общественных процессов –демократизация, развитие социальной справедливости и т.п [9]2.Рассмотрение личности в контекстеоднойгруппы. Исследования социальной идентичности показали необходимость рассмотрения личности всистеме групп, в которые включен человек и в которых он действует.Социальная идентичность личности позволяет человеку делить мир на «мы» и «они», на «похожих» и «непохожих». Человек одновременно может быть членом многих групп(«множественная идентичность»),и линия его поведения в каждой конкретной ситуации будет обусловлена тем, какая группа в данном контексте для него является наиболее значимой. Человеку всегда свойственно сохранять позитивный образ своей группы, и если он почемулибо разрушается, исходом может быть уход из группы, переход в другую группу [11].Позитивный или негативный образ своей группы формируется в зависимости от того, какое место она занимает в обществе. Критерии же этого зависят от типа общества, поскольку в нем поразному оцениваются разные социальные группы, в частности, по половому, национальному или религиозному признаку [10]Сама возможность перехода из одной группы в другую также обусловлена характером общественных отношений: в тоталитарных обществах человек в большей мере привязан к группе, в демократических существует больше возможностей для индивидуальной мобильности. Поэтому социальная идентичность личности есть один из механизмов, связывающих личность и общество.

Ссылки на источники1.

АгеевВ.С.Межгрупповое взаимодействие: Социальнопсихологические проблемы. М.: Издво Моск. унта,1990.2.

АнтоноваН.В.Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. –Вопр. психол.,1996 №1.3.

ЛебедеваН.М.Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности. –Психол. журн., 1996. Т. 17. №4.4.

Микляева А.В,Румянцева П.В. СПб., 2008. 118с.

Momрoшuлoвa, Руmкевuч, 1995 Momрoшuлoвa Н.В. История философии: Запад Россия Восток: [учеб. для студ. вузов] / Н.В. Мотрошилова, А.М. Руткевич. М., 1995. 47 с.

5.

ПавленкоВ.Н.Разновидности кризиса социальной идентичности в Украине. Этническая психология и общество. М.: Старый Сад, 1997.6.

ПавленкоВ.Н., КоржН.Н.Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе. –Психол. журн. 1998. Т. 19. №1.7.

Прахова, Ю.М. Проблемы формирования и функционирования социальной идентичности конструктивистский анализ / Ю.М. Прахова // Социальногуманитарные знания. 2003. №5. С.215228.8.Рассолова, И.В. Социальная идентификация личности в условиях трансформации современного российского общества: Дис. канд. социол. наук. / И.В. Рассолова. М., 2006.220с.9. http://studopedia.net10. http://cyberleninka.ru11. http://ellib.library.isu.ru