Профессиональная ориентация как социальное явление

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бобровская О. А., Дорофеева Г. А., Бобровская Е. Н. Профессиональная ориентация как социальное явление // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2366–2370. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86503.htm.
Аннотация. Статья посвящена профориентационной проблематике. В ней рассмотрено понятие «профессиональная ориентация» с точки зрения различных ученых. В работе описаны основные субъекты, типы, функции профессиональной ориентации, также определена общая структура процесса выбора профессии для каждого человека.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дорофеева Галина Анатольевна,Канд. психол. наук, доцент Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)», г. Таганрогdorgalia1@yandex.ru

Бобровская Елена Николаевна, учитель немецкогоязыка. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Таганрогbobrovskaya.elena25@yandex.ru

Бобровская Ольга Александровна,студентка Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)»bluemchen09@mail.ru

Профессиональная ориентация как социальное явление

Аннотация.Статья посвящена профориентационной проблематике.В ней рассмотрено понятие «профессиональная ориентация» с точки зрения различных ученых. В работе описаны основные субъекты, типы, функции профессиональной ориентации, такжеопределена общая структура процесса выбора профессиидля каждого человека. Ключевые слова:профессиональная ориентация, образование, профессия, профессиональное развитие, самоопределение.

Социальноэкономические изменения в жизни нашей страны и мира оказывают существенное влияние на осознание необходимости поиска направлений профессиональной ориентированности молодых людей, которые отвечали бы новым тенденциям в жизни общества, чтобы профессия была востребована на рынке труда. Профессиональное ориентирование является важной задачей в работе образовательных учреждений всех уровней, и входит в круг обязанностей педагогических, психологических коллективов и органов управления образованием.Современная ситуация с кадрами рабочих, служащих и пр. в нашей стране, значительно изменила подход к процессу профессиональной ориентации даже уже обучающихся студентов, по сравнению с прошлым столетием. Часто студенты предвыпускных курсов ищут возможность получить дополнительное второе образование, чтобы расширить свой рейтинг возможностей на рынке труда. Ю.Р.Вишневскийпишет в своей работе, что студенты это активно развивающаяся социальная группа людей, участвующая в процессе воспроизводства социальной профессиональной структуры общества [1].

Российская система образования ориентирует молодых людей на активный поиск условий для реализации себя в профессиональной сфере. Наличие условий конкуренции на рынке труда повысило общественную потребность в решении проблемного вопроса профессиональной ориентации абитуриентов и студентов, появилась необходимость в их мотивации процесса самоопределения. В условиях рыночной экономики человек свободен в своих действиях, но также в данных условиях к человеку предъявляются высокие требования, например готовность к непредсказуемым ситуациям и действиям в них. И поэтому жизненно необходимым становится готовность человека к осознанному профессиональному самоопределению, что и стараются ему внушать и родители,и педагоги.Проблема профориентации в обществе выражается в необходимости преодоления разногласий между объективно существующими потребностями общества в наличии и структуре кадров и неадекватно этому сложившимися современным субъективноличностными устремлениями молодых людей в профессиональной сфере. Профориентация, по своему назначению, должна оказать значительное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодых людей, и адаптация их к профессии. Однако, на наш взгляд, рационально подготовить и распределить молодые кадры в большой России с точки зрения регионов (местного управления) сложнее, чем с позиции центра –государственного регулирования.Правильность выбора и уровень освоения профессии влияют на качество жизни человека. Ипоэтому судьбоносным моментом в жизни каждого, в его профессиональной карьере, является проблема поиска выбора профессии и овладение профессиональными навыками. Профориентация, с одной стороны,является одним из самых важных, а с другой самымтруднымрешениемв жизни человека. Многие состоявшиеся, успешные профессионалы отмечают, что главным атрибутом успешной личности можно считать хорошее образование и высокие темпы развития в выбранном профессиональном направлении.

Прежде чем дать одно общее определение профориентации, уточним представления о трехего основных составляющих: «деятельность», «профессия», «ориентация».Понятие «деятельность» в философском энциклопедическом словаре определяется как специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование [2].

Введение понятия «деятельность» в рассматриваемую категорию «профессиональная ориентация» позволяет представить профориентацию не только как практическую, нои как теоретическую деятельность, как деятельность по получению знаний, умений и , отчасти, владений.Понятие «профессия» является следующейсоставляющей профессиональной ориентации. «Профессия (от латинского языка professio

официально указанное занятие, специальность, от profiteor

объявляю своим делом) род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования» [3].В социологическом словаре понятие «ориентация» рассматривается с трех позиций: 1) определение положения данной точки в пространстве;2) совокупность действий субъекта, направленных на оценку проблемной ситуации, ее обследование и планирование поведения;3) умение разбираться в окружающей обстановке, осведомленность в чемлибо[4]. Понятие «профессиональная ориентация» рассматривалось учеными разных направлений научного познания. Большинство авторов анализируют его с точки зрения социальной направленности, где главным аспектом является вовлечение человека в профессиональную сферу. Обобщение этих понятий можно представить как некую систему. Так, например, К.М. Гуревичи Е.М. Борисова в целом определяют профессиональную ориентацию как:1) комплекс психолого педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодых людей в соответствии с их желаниями, склонностями, которые сформировались с учетом потребности их будущей профессии;2) сознательный выбор человеком профессии, которая отвечает его интересам и предусматриваемой успешности, в итоге ознакомления со спецификой выбранной профессии.В отечественной практике сложились две формы профессиональной ориентации. Первая это профессиональная ориентация на узкой базе, она состоит в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, обучающимся объясняют все особенности предстоящей им деятельности, указывают оптимальные способы приобщения к определенной профессии. Вторая форма это профессиональная ориентация на широкой базе, которая состоит в ознакомлении молодых с миром[5].

С точки зрения А.Д. Сазонова, Н.И. Калугина, А.П. Меньшикова, профессиональная ориентация деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, а социально профессиональную ориентацию они характеризуют как подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе [6].Профессиональную ориентацию студентов Т.И Валеев в своей работе определил, как процесс профессионального самоопределения студенческой молодежи, который предполагает долговременное планирование собственного профессионального развития на базе оценок рынка труда, личных профессиональных интересов и способностей, перспектив и условий построения профессиональной карьеры в определенной профессиональной сфере[7].

Итак, мы можем констатировать, что в психологопедагогической литературе и иных информационных ресурсах определению «профессиональная ориентация» уделяется достаточно много внимания.

Понятие «профессиональная ориентация» тесно связано с образованием и в частности cобучением, потому что в итоге обучения люди могут получить возможности воплотить свои первоначальные идеи, интересы, способности в выбранной профессиональной деятельности. Ориентация на подготовку человека к будущему, на профессиональное развитие и самоопределение выступает, как обязательный фактор обеспечения опережающей функции образования, в отношении к производственной деятельности и ускоряющимся переменам ее технологии, формам организации.Следуетрассмотреть ещё одно основополагающее понятие в системе «профессиональная ориентация» субъект это человек или группа людей, у которых имеются определенные представления о своих собственном профессиональном будущем, а также о возможных направлениях помощи людям в профессиональном самоопределении. Е.Ю.Пряжникова под субъектом профориентации понимает не только конкретного человека (самоопределяющуюся личность) но также групповые объекты и общественные субъекты. Субъект способен к эмоциональному, ценностно смысловому отношению построению карьерной лестницы, и к определенным действия по достижению профессиональных целей. Выделяют основные субъекты профессиональной ориентации:Семья.В семье, где воспитывается ребенок, главной задачей является подготовка его к самостоятельной жизни, и ориентация его на жизненный (прежде всего, профессиональный) успех. Семья как особый субъект профориентации предполагает изучение определенных религиозных аспектов, различных трудовых традиций и всего, что заставляет семью каким то определенным образом решать карьерные вопросы.Психологопедагогическая наука. В этот субъект профессиональной ориентации входит деятельность конкретных ученых и преподавателей, которые разрабатывают профориентационную проблематику и готовят специалистов профконсультантов и педагогов для данной работы. Психологические центры и службы. В данных центрах и службах осуществляется практическая помощь людям в профессиональном самоопределении, это могут быть: центры профориентации молодежи, центры занятости и т.п. Образовательные учреждения.Общеобразовательная школа, главная задача которой подготовить ученика, а затем и выпускника школы к выбору профессии и реализации дальнейших действий, для достижения профессиональных целей.Профессиональные образовательные заведения. Субъект профессиональной ориентации, где фактически уже осуществляется профессиональная подготовка, но остается еще большое количество нерешенных проблем в сфере профориентации. Например, выбор специальности и специализации, переосмысление и коррекция ранее сделанных выборов проблема трудоустройства выпускников, и др.Фирмы, организации, предприятия, в которых трудятся различные профессионалы и где продолжается решение разнообразных карьерных вопросов, таких как: продвижение по службе, профотбор, переход в другую организацию и др.Органы управления.Один из важных, нанаш взгляд, профориентационный субъект, он представляет собой работу разнообразных государственных чиновников. на уровне крупных городских районов, городов, районов и регионов. Благополучие района и города в большей степени зависит от того, как грамотно организована работа с населением, например, существуют ли психологопедагогические центры помощи населению в трудоустройстве с учетом местного рынка труда, насколько хорошо организована профориентационная работа с молодежью и т.п. Государство.Специфический субъект профессиональной ориентации в лице высшего руководства. Создание таких условий, когда наиболее активная и творческая часть населения максимально полноценно реализует свои таланты на общее благо, является важнейшим условием процветания какоголиборегиона и страны является. Мировая экономика.Особый субъект в лице руководителей различных государств и их представителей в международных организациях. Проблема миграции является очень острой в наше время. Причин для миграции множество, одна из которых это поиск более оплачиваемой, а иногда и более перспективной работы. Данные миграционные потоки регулируются либо на уровне разнообразных запретов, либо на уровне завлечения талантливых специалистов высокой квалификации, когда они соглашаются уехать в другую страну ради большой зарплаты.У каждого субъекта могут быть свои специфические цели, и возможности реализации целей, свое видение результатов профориентации, а также собственные критерии эффективности реализации профессиональных идей и жизненных планов[8].Важно констатировать, что профессиональное развитие человека составляет непрерывную цепь профессиональных выборов в течение жизни. На каждом этапе её профориентационныефакторы могут оказывать влияние на профессиональные выборы, которые исходят как от общественной среды, так и от самого человека, В работе О.А. Волковой отмечены следующие типы профессиональной ориентации:1)образование, получение и обновление знаний;2)реализация своих физических качеств и практического интеллекта;3)ориентация на досуговую деятельность;4)высокие требования к материальным условиям жизни;5)ориентация на материальную обеспеченность.Профессиональная ориентация это одно из средств повышения приспособленности и конкурентоспособности человека. Она определяется направленностью на формирование профессиональных притязаний человека и ситуацией на рынке труда, на активизацию возможностей человека по обеспечению индивидуальной занятости, на формирование побуждения к профессиональному обучению как средству повышения гарантии занятости. Профессиональная ориентация является одной из функций центров занятости, как основной элемент государственнойполитики занятости[8]. Осуществляя помощь пока ещё безработным –молодым людям, сотрудники центров занятости помогают им через профессиональнуюориентациюосуществитьтакие личные и социальные функции как:общественная функция принятие молодыми людьмиопределенной системы общественных норм, знаний и ценностей, которые необходимы для адекватного выполнения профессиональной деятельности;психологопедагогическая функция заключается в выявлении и формировании интересов, способностей, личностных особенностей, оказание помощи молодым людям в выборе профессии, которая наиболее соответствует психологическим качествам личности, определение путей и условий оптимального развития этих качеств;медикофизиологическая функция выявление ограничений в состоянииздоровья человека для выбора определенной профессии и корректирование профессиональных планов в соответствии с физиологическими возможностями организма;экономическая функция улучшение качественного рабочего состава, повышение удовлетворенности работой,снижение текучести кадров, повышение профессиональной активности трудящихся[10].При всем многообразиипроцесс выбора профессии у каждого человека имеет определенную общую структуру, включающую в себя: позиции членов семьи, близкого окружения, учителей; личные профессиональные идеи;способности, умения, достигнутый уровень развития как субъекта труда; уровень притязаний на общественное признание; информированность; склонность, интерес к тем или иным видам деятельности;общую активность, самооценку, уверенность в достижении успеха.В заключенииможно сделать вывод о том, что профессиональная ориентация –это, с одной стороны, личностный выбор, а, с другой стороны, научно обоснованное управление процессом сознательного самоопределения человека в целях удовлетворения его личных потребностей самореализации в труде и общественных потребностей в воспроизводстве трудовых ресурсов. Профориентация предполагает наличие системы мероприятий, направленных на разработку и реализацию рекомендаций по профессиональному самоопределениюлюдей.

Ссылки на источники:1.Вишневский Ю.Р. Парадоксальный молодой человек /Ю.Р. Вишневский, ВТ. Шапко // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 29 32. 2.Философский энциклопедический словарь URL http://gufo.me/content_fil/professija7887.html

3.Современная энциклопедия URL http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/393544.Социологический словарь

URL http://vslovare.ru/slovo/sotziologicheskiijslovar/orientatzija/430675.Гуревич К. М, Борисова Е.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М.: Издво УРАО. 2000. 304 с.6.Сазонов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П. Профессиональная ориентация молодежи,М.: Высшая школа, 2009. 272 с.7.Валеев, Т.И. Формирование структуры профессиональной мотивации студентов ПФФК УдГУ. Ижевск , 2003. 54 с. 8.Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб.пособие для студ. Учреждений высш. Проф.образования/.6е издд., стер.М.: Издательский центр «Академия», 2013. 496 с.9.Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебнометодическое пособие.Балашов: Николаев, 2002.68 с.10.Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2е изд. Издательство: Питер. 2009. 656с.