Профессиональная ориентация как социальное явление
Выпуск:
ART 86503
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бобровская
О.
А.,
Дорофеева
Г.
А.,
Бобровская
Е.
Н. Профессиональная ориентация как социальное явление // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
2366–2370. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86503.htm.
Аннотация. Статья посвящена профориентационной проблематике. В ней рассмотрено понятие «профессиональная ориентация» с точки зрения различных ученых. В работе описаны основные субъекты, типы, функции профессиональной ориентации, также определена общая структура процесса выбора профессии для каждого человека.
Ключевые слова:
образование, профессиональная ориентация, профессиональное развитие, самоопределение, профессия
Похожие статьи
Текст статьи
Дорофеева Галина Анатольевна,Канд. психол. наук, доцент Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)», г. Таганрогdorgalia1@yandex.ru
Бобровская Елена Николаевна, учитель немецкогоязыка. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Таганрогbobrovskaya.elena25@yandex.ru
Бобровская Ольга Александровна,студентка Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)»bluemchen09@mail.ru
Профессиональная ориентация как социальное явление
Аннотация.Статья посвящена профориентационной проблематике.В ней рассмотрено понятие «профессиональная ориентация» с точки зрения различных ученых. В работе описаны основные субъекты, типы, функции профессиональной ориентации, такжеопределена общая структура процесса выбора профессиидля каждого человека. Ключевые слова:профессиональная ориентация, образование, профессия, профессиональное развитие, самоопределение.
Социальноэкономические изменения в жизни нашей страны и мира оказывают существенное влияние на осознание необходимости поиска направлений профессиональной ориентированности молодых людей, которые отвечали бы новым тенденциям в жизни общества, чтобы профессия была востребована на рынке труда. Профессиональное ориентирование является важной задачей в работе образовательных учреждений всех уровней, и входит в круг обязанностей педагогических, психологических коллективов и органов управления образованием.Современная ситуация с кадрами рабочих, служащих и пр. в нашей стране, значительно изменила подход к процессу профессиональной ориентации даже уже обучающихся студентов, по сравнению с прошлым столетием. Часто студенты предвыпускных курсов ищут возможность получить дополнительное второе образование, чтобы расширить свой рейтинг возможностей на рынке труда. Ю.Р.Вишневскийпишет в своей работе, что студенты это активно развивающаяся социальная группа людей, участвующая в процессе воспроизводства социальной профессиональной структуры общества [1].
Российская система образования ориентирует молодых людей на активный поиск условий для реализации себя в профессиональной сфере. Наличие условий конкуренции на рынке труда повысило общественную потребность в решении проблемного вопроса профессиональной ориентации абитуриентов и студентов, появилась необходимость в их мотивации процесса самоопределения. В условиях рыночной экономики человек свободен в своих действиях, но также в данных условиях к человеку предъявляются высокие требования, например готовность к непредсказуемым ситуациям и действиям в них. И поэтому жизненно необходимым становится готовность человека к осознанному профессиональному самоопределению, что и стараются ему внушать и родители,и педагоги.Проблема профориентации в обществе выражается в необходимости преодоления разногласий между объективно существующими потребностями общества в наличии и структуре кадров и неадекватно этому сложившимися современным субъективноличностными устремлениями молодых людей в профессиональной сфере. Профориентация, по своему назначению, должна оказать значительное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодых людей, и адаптация их к профессии. Однако, на наш взгляд, рационально подготовить и распределить молодые кадры в большой России с точки зрения регионов (местного управления) сложнее, чем с позиции центра –государственного регулирования.Правильность выбора и уровень освоения профессии влияют на качество жизни человека. Ипоэтому судьбоносным моментом в жизни каждого, в его профессиональной карьере, является проблема поиска выбора профессии и овладение профессиональными навыками. Профориентация, с одной стороны,является одним из самых важных, а с другой самымтруднымрешениемв жизни человека. Многие состоявшиеся, успешные профессионалы отмечают, что главным атрибутом успешной личности можно считать хорошее образование и высокие темпы развития в выбранном профессиональном направлении.
Прежде чем дать одно общее определение профориентации, уточним представления о трехего основных составляющих: «деятельность», «профессия», «ориентация».Понятие «деятельность» в философском энциклопедическом словаре определяется как специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование [2].
Введение понятия «деятельность» в рассматриваемую категорию «профессиональная ориентация» позволяет представить профориентацию не только как практическую, нои как теоретическую деятельность, как деятельность по получению знаний, умений и , отчасти, владений.Понятие «профессия» является следующейсоставляющей профессиональной ориентации. «Профессия (от латинского языка professio
официально указанное занятие, специальность, от profiteor
объявляю своим делом) род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования» [3].В социологическом словаре понятие «ориентация» рассматривается с трех позиций: 1) определение положения данной точки в пространстве;2) совокупность действий субъекта, направленных на оценку проблемной ситуации, ее обследование и планирование поведения;3) умение разбираться в окружающей обстановке, осведомленность в чемлибо[4]. Понятие «профессиональная ориентация» рассматривалось учеными разных направлений научного познания. Большинство авторов анализируют его с точки зрения социальной направленности, где главным аспектом является вовлечение человека в профессиональную сферу. Обобщение этих понятий можно представить как некую систему. Так, например, К.М. Гуревичи Е.М. Борисова в целом определяют профессиональную ориентацию как:1) комплекс психолого педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодых людей в соответствии с их желаниями, склонностями, которые сформировались с учетом потребности их будущей профессии;2) сознательный выбор человеком профессии, которая отвечает его интересам и предусматриваемой успешности, в итоге ознакомления со спецификой выбранной профессии.В отечественной практике сложились две формы профессиональной ориентации. Первая это профессиональная ориентация на узкой базе, она состоит в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, обучающимся объясняют все особенности предстоящей им деятельности, указывают оптимальные способы приобщения к определенной профессии. Вторая форма это профессиональная ориентация на широкой базе, которая состоит в ознакомлении молодых с миром[5].
С точки зрения А.Д. Сазонова, Н.И. Калугина, А.П. Меньшикова, профессиональная ориентация деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, а социально профессиональную ориентацию они характеризуют как подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе [6].Профессиональную ориентацию студентов Т.И Валеев в своей работе определил, как процесс профессионального самоопределения студенческой молодежи, который предполагает долговременное планирование собственного профессионального развития на базе оценок рынка труда, личных профессиональных интересов и способностей, перспектив и условий построения профессиональной карьеры в определенной профессиональной сфере[7].
Итак, мы можем констатировать, что в психологопедагогической литературе и иных информационных ресурсах определению «профессиональная ориентация» уделяется достаточно много внимания.
Понятие «профессиональная ориентация» тесно связано с образованием и в частности cобучением, потому что в итоге обучения люди могут получить возможности воплотить свои первоначальные идеи, интересы, способности в выбранной профессиональной деятельности. Ориентация на подготовку человека к будущему, на профессиональное развитие и самоопределение выступает, как обязательный фактор обеспечения опережающей функции образования, в отношении к производственной деятельности и ускоряющимся переменам ее технологии, формам организации.Следуетрассмотреть ещё одно основополагающее понятие в системе «профессиональная ориентация» субъект это человек или группа людей, у которых имеются определенные представления о своих собственном профессиональном будущем, а также о возможных направлениях помощи людям в профессиональном самоопределении. Е.Ю.Пряжникова под субъектом профориентации понимает не только конкретного человека (самоопределяющуюся личность) но также групповые объекты и общественные субъекты. Субъект способен к эмоциональному, ценностно смысловому отношению построению карьерной лестницы, и к определенным действия по достижению профессиональных целей. Выделяют основные субъекты профессиональной ориентации:Семья.В семье, где воспитывается ребенок, главной задачей является подготовка его к самостоятельной жизни, и ориентация его на жизненный (прежде всего, профессиональный) успех. Семья как особый субъект профориентации предполагает изучение определенных религиозных аспектов, различных трудовых традиций и всего, что заставляет семью каким то определенным образом решать карьерные вопросы.Психологопедагогическая наука. В этот субъект профессиональной ориентации входит деятельность конкретных ученых и преподавателей, которые разрабатывают профориентационную проблематику и готовят специалистов профконсультантов и педагогов для данной работы. Психологические центры и службы. В данных центрах и службах осуществляется практическая помощь людям в профессиональном самоопределении, это могут быть: центры профориентации молодежи, центры занятости и т.п. Образовательные учреждения.Общеобразовательная школа, главная задача которой подготовить ученика, а затем и выпускника школы к выбору профессии и реализации дальнейших действий, для достижения профессиональных целей.Профессиональные образовательные заведения. Субъект профессиональной ориентации, где фактически уже осуществляется профессиональная подготовка, но остается еще большое количество нерешенных проблем в сфере профориентации. Например, выбор специальности и специализации, переосмысление и коррекция ранее сделанных выборов проблема трудоустройства выпускников, и др.Фирмы, организации, предприятия, в которых трудятся различные профессионалы и где продолжается решение разнообразных карьерных вопросов, таких как: продвижение по службе, профотбор, переход в другую организацию и др.Органы управления.Один из важных, нанаш взгляд, профориентационный субъект, он представляет собой работу разнообразных государственных чиновников. на уровне крупных городских районов, городов, районов и регионов. Благополучие района и города в большей степени зависит от того, как грамотно организована работа с населением, например, существуют ли психологопедагогические центры помощи населению в трудоустройстве с учетом местного рынка труда, насколько хорошо организована профориентационная работа с молодежью и т.п. Государство.Специфический субъект профессиональной ориентации в лице высшего руководства. Создание таких условий, когда наиболее активная и творческая часть населения максимально полноценно реализует свои таланты на общее благо, является важнейшим условием процветания какоголиборегиона и страны является. Мировая экономика.Особый субъект в лице руководителей различных государств и их представителей в международных организациях. Проблема миграции является очень острой в наше время. Причин для миграции множество, одна из которых это поиск более оплачиваемой, а иногда и более перспективной работы. Данные миграционные потоки регулируются либо на уровне разнообразных запретов, либо на уровне завлечения талантливых специалистов высокой квалификации, когда они соглашаются уехать в другую страну ради большой зарплаты.У каждого субъекта могут быть свои специфические цели, и возможности реализации целей, свое видение результатов профориентации, а также собственные критерии эффективности реализации профессиональных идей и жизненных планов[8].Важно констатировать, что профессиональное развитие человека составляет непрерывную цепь профессиональных выборов в течение жизни. На каждом этапе её профориентационныефакторы могут оказывать влияние на профессиональные выборы, которые исходят как от общественной среды, так и от самого человека, В работе О.А. Волковой отмечены следующие типы профессиональной ориентации:1)образование, получение и обновление знаний;2)реализация своих физических качеств и практического интеллекта;3)ориентация на досуговую деятельность;4)высокие требования к материальным условиям жизни;5)ориентация на материальную обеспеченность.Профессиональная ориентация это одно из средств повышения приспособленности и конкурентоспособности человека. Она определяется направленностью на формирование профессиональных притязаний человека и ситуацией на рынке труда, на активизацию возможностей человека по обеспечению индивидуальной занятости, на формирование побуждения к профессиональному обучению как средству повышения гарантии занятости. Профессиональная ориентация является одной из функций центров занятости, как основной элемент государственнойполитики занятости[8]. Осуществляя помощь пока ещё безработным –молодым людям, сотрудники центров занятости помогают им через профессиональнуюориентациюосуществитьтакие личные и социальные функции как:общественная функция принятие молодыми людьмиопределенной системы общественных норм, знаний и ценностей, которые необходимы для адекватного выполнения профессиональной деятельности;психологопедагогическая функция заключается в выявлении и формировании интересов, способностей, личностных особенностей, оказание помощи молодым людям в выборе профессии, которая наиболее соответствует психологическим качествам личности, определение путей и условий оптимального развития этих качеств;медикофизиологическая функция выявление ограничений в состоянииздоровья человека для выбора определенной профессии и корректирование профессиональных планов в соответствии с физиологическими возможностями организма;экономическая функция улучшение качественного рабочего состава, повышение удовлетворенности работой,снижение текучести кадров, повышение профессиональной активности трудящихся[10].При всем многообразиипроцесс выбора профессии у каждого человека имеет определенную общую структуру, включающую в себя: позиции членов семьи, близкого окружения, учителей; личные профессиональные идеи;способности, умения, достигнутый уровень развития как субъекта труда; уровень притязаний на общественное признание; информированность; склонность, интерес к тем или иным видам деятельности;общую активность, самооценку, уверенность в достижении успеха.В заключенииможно сделать вывод о том, что профессиональная ориентация –это, с одной стороны, личностный выбор, а, с другой стороны, научно обоснованное управление процессом сознательного самоопределения человека в целях удовлетворения его личных потребностей самореализации в труде и общественных потребностей в воспроизводстве трудовых ресурсов. Профориентация предполагает наличие системы мероприятий, направленных на разработку и реализацию рекомендаций по профессиональному самоопределениюлюдей.
Ссылки на источники:1.Вишневский Ю.Р. Парадоксальный молодой человек /Ю.Р. Вишневский, ВТ. Шапко // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 29 32. 2.Философский энциклопедический словарь URL http://gufo.me/content_fil/professija7887.html
3.Современная энциклопедия URL http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/393544.Социологический словарь
URL http://vslovare.ru/slovo/sotziologicheskiijslovar/orientatzija/430675.Гуревич К. М, Борисова Е.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М.: Издво УРАО. 2000. 304 с.6.Сазонов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П. Профессиональная ориентация молодежи,М.: Высшая школа, 2009. 272 с.7.Валеев, Т.И. Формирование структуры профессиональной мотивации студентов ПФФК УдГУ. Ижевск , 2003. 54 с. 8.Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб.пособие для студ. Учреждений высш. Проф.образования/.6е издд., стер.М.: Издательский центр «Академия», 2013. 496 с.9.Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебнометодическое пособие.Балашов: Николаев, 2002.68 с.10.Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2е изд. Издательство: Питер. 2009. 656с.
Бобровская Елена Николаевна, учитель немецкогоязыка. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г. Таганрогbobrovskaya.elena25@yandex.ru
Бобровская Ольга Александровна,студентка Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)»bluemchen09@mail.ru
Профессиональная ориентация как социальное явление
Аннотация.Статья посвящена профориентационной проблематике.В ней рассмотрено понятие «профессиональная ориентация» с точки зрения различных ученых. В работе описаны основные субъекты, типы, функции профессиональной ориентации, такжеопределена общая структура процесса выбора профессиидля каждого человека. Ключевые слова:профессиональная ориентация, образование, профессия, профессиональное развитие, самоопределение.
Социальноэкономические изменения в жизни нашей страны и мира оказывают существенное влияние на осознание необходимости поиска направлений профессиональной ориентированности молодых людей, которые отвечали бы новым тенденциям в жизни общества, чтобы профессия была востребована на рынке труда. Профессиональное ориентирование является важной задачей в работе образовательных учреждений всех уровней, и входит в круг обязанностей педагогических, психологических коллективов и органов управления образованием.Современная ситуация с кадрами рабочих, служащих и пр. в нашей стране, значительно изменила подход к процессу профессиональной ориентации даже уже обучающихся студентов, по сравнению с прошлым столетием. Часто студенты предвыпускных курсов ищут возможность получить дополнительное второе образование, чтобы расширить свой рейтинг возможностей на рынке труда. Ю.Р.Вишневскийпишет в своей работе, что студенты это активно развивающаяся социальная группа людей, участвующая в процессе воспроизводства социальной профессиональной структуры общества [1].
Российская система образования ориентирует молодых людей на активный поиск условий для реализации себя в профессиональной сфере. Наличие условий конкуренции на рынке труда повысило общественную потребность в решении проблемного вопроса профессиональной ориентации абитуриентов и студентов, появилась необходимость в их мотивации процесса самоопределения. В условиях рыночной экономики человек свободен в своих действиях, но также в данных условиях к человеку предъявляются высокие требования, например готовность к непредсказуемым ситуациям и действиям в них. И поэтому жизненно необходимым становится готовность человека к осознанному профессиональному самоопределению, что и стараются ему внушать и родители,и педагоги.Проблема профориентации в обществе выражается в необходимости преодоления разногласий между объективно существующими потребностями общества в наличии и структуре кадров и неадекватно этому сложившимися современным субъективноличностными устремлениями молодых людей в профессиональной сфере. Профориентация, по своему назначению, должна оказать значительное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодых людей, и адаптация их к профессии. Однако, на наш взгляд, рационально подготовить и распределить молодые кадры в большой России с точки зрения регионов (местного управления) сложнее, чем с позиции центра –государственного регулирования.Правильность выбора и уровень освоения профессии влияют на качество жизни человека. Ипоэтому судьбоносным моментом в жизни каждого, в его профессиональной карьере, является проблема поиска выбора профессии и овладение профессиональными навыками. Профориентация, с одной стороны,является одним из самых важных, а с другой самымтруднымрешениемв жизни человека. Многие состоявшиеся, успешные профессионалы отмечают, что главным атрибутом успешной личности можно считать хорошее образование и высокие темпы развития в выбранном профессиональном направлении.
Прежде чем дать одно общее определение профориентации, уточним представления о трехего основных составляющих: «деятельность», «профессия», «ориентация».Понятие «деятельность» в философском энциклопедическом словаре определяется как специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование [2].
Введение понятия «деятельность» в рассматриваемую категорию «профессиональная ориентация» позволяет представить профориентацию не только как практическую, нои как теоретическую деятельность, как деятельность по получению знаний, умений и , отчасти, владений.Понятие «профессия» является следующейсоставляющей профессиональной ориентации. «Профессия (от латинского языка professio
официально указанное занятие, специальность, от profiteor
объявляю своим делом) род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования» [3].В социологическом словаре понятие «ориентация» рассматривается с трех позиций: 1) определение положения данной точки в пространстве;2) совокупность действий субъекта, направленных на оценку проблемной ситуации, ее обследование и планирование поведения;3) умение разбираться в окружающей обстановке, осведомленность в чемлибо[4]. Понятие «профессиональная ориентация» рассматривалось учеными разных направлений научного познания. Большинство авторов анализируют его с точки зрения социальной направленности, где главным аспектом является вовлечение человека в профессиональную сферу. Обобщение этих понятий можно представить как некую систему. Так, например, К.М. Гуревичи Е.М. Борисова в целом определяют профессиональную ориентацию как:1) комплекс психолого педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодых людей в соответствии с их желаниями, склонностями, которые сформировались с учетом потребности их будущей профессии;2) сознательный выбор человеком профессии, которая отвечает его интересам и предусматриваемой успешности, в итоге ознакомления со спецификой выбранной профессии.В отечественной практике сложились две формы профессиональной ориентации. Первая это профессиональная ориентация на узкой базе, она состоит в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, обучающимся объясняют все особенности предстоящей им деятельности, указывают оптимальные способы приобщения к определенной профессии. Вторая форма это профессиональная ориентация на широкой базе, которая состоит в ознакомлении молодых с миром[5].
С точки зрения А.Д. Сазонова, Н.И. Калугина, А.П. Меньшикова, профессиональная ориентация деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, а социально профессиональную ориентацию они характеризуют как подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе [6].Профессиональную ориентацию студентов Т.И Валеев в своей работе определил, как процесс профессионального самоопределения студенческой молодежи, который предполагает долговременное планирование собственного профессионального развития на базе оценок рынка труда, личных профессиональных интересов и способностей, перспектив и условий построения профессиональной карьеры в определенной профессиональной сфере[7].
Итак, мы можем констатировать, что в психологопедагогической литературе и иных информационных ресурсах определению «профессиональная ориентация» уделяется достаточно много внимания.
Понятие «профессиональная ориентация» тесно связано с образованием и в частности cобучением, потому что в итоге обучения люди могут получить возможности воплотить свои первоначальные идеи, интересы, способности в выбранной профессиональной деятельности. Ориентация на подготовку человека к будущему, на профессиональное развитие и самоопределение выступает, как обязательный фактор обеспечения опережающей функции образования, в отношении к производственной деятельности и ускоряющимся переменам ее технологии, формам организации.Следуетрассмотреть ещё одно основополагающее понятие в системе «профессиональная ориентация» субъект это человек или группа людей, у которых имеются определенные представления о своих собственном профессиональном будущем, а также о возможных направлениях помощи людям в профессиональном самоопределении. Е.Ю.Пряжникова под субъектом профориентации понимает не только конкретного человека (самоопределяющуюся личность) но также групповые объекты и общественные субъекты. Субъект способен к эмоциональному, ценностно смысловому отношению построению карьерной лестницы, и к определенным действия по достижению профессиональных целей. Выделяют основные субъекты профессиональной ориентации:Семья.В семье, где воспитывается ребенок, главной задачей является подготовка его к самостоятельной жизни, и ориентация его на жизненный (прежде всего, профессиональный) успех. Семья как особый субъект профориентации предполагает изучение определенных религиозных аспектов, различных трудовых традиций и всего, что заставляет семью каким то определенным образом решать карьерные вопросы.Психологопедагогическая наука. В этот субъект профессиональной ориентации входит деятельность конкретных ученых и преподавателей, которые разрабатывают профориентационную проблематику и готовят специалистов профконсультантов и педагогов для данной работы. Психологические центры и службы. В данных центрах и службах осуществляется практическая помощь людям в профессиональном самоопределении, это могут быть: центры профориентации молодежи, центры занятости и т.п. Образовательные учреждения.Общеобразовательная школа, главная задача которой подготовить ученика, а затем и выпускника школы к выбору профессии и реализации дальнейших действий, для достижения профессиональных целей.Профессиональные образовательные заведения. Субъект профессиональной ориентации, где фактически уже осуществляется профессиональная подготовка, но остается еще большое количество нерешенных проблем в сфере профориентации. Например, выбор специальности и специализации, переосмысление и коррекция ранее сделанных выборов проблема трудоустройства выпускников, и др.Фирмы, организации, предприятия, в которых трудятся различные профессионалы и где продолжается решение разнообразных карьерных вопросов, таких как: продвижение по службе, профотбор, переход в другую организацию и др.Органы управления.Один из важных, нанаш взгляд, профориентационный субъект, он представляет собой работу разнообразных государственных чиновников. на уровне крупных городских районов, городов, районов и регионов. Благополучие района и города в большей степени зависит от того, как грамотно организована работа с населением, например, существуют ли психологопедагогические центры помощи населению в трудоустройстве с учетом местного рынка труда, насколько хорошо организована профориентационная работа с молодежью и т.п. Государство.Специфический субъект профессиональной ориентации в лице высшего руководства. Создание таких условий, когда наиболее активная и творческая часть населения максимально полноценно реализует свои таланты на общее благо, является важнейшим условием процветания какоголиборегиона и страны является. Мировая экономика.Особый субъект в лице руководителей различных государств и их представителей в международных организациях. Проблема миграции является очень острой в наше время. Причин для миграции множество, одна из которых это поиск более оплачиваемой, а иногда и более перспективной работы. Данные миграционные потоки регулируются либо на уровне разнообразных запретов, либо на уровне завлечения талантливых специалистов высокой квалификации, когда они соглашаются уехать в другую страну ради большой зарплаты.У каждого субъекта могут быть свои специфические цели, и возможности реализации целей, свое видение результатов профориентации, а также собственные критерии эффективности реализации профессиональных идей и жизненных планов[8].Важно констатировать, что профессиональное развитие человека составляет непрерывную цепь профессиональных выборов в течение жизни. На каждом этапе её профориентационныефакторы могут оказывать влияние на профессиональные выборы, которые исходят как от общественной среды, так и от самого человека, В работе О.А. Волковой отмечены следующие типы профессиональной ориентации:1)образование, получение и обновление знаний;2)реализация своих физических качеств и практического интеллекта;3)ориентация на досуговую деятельность;4)высокие требования к материальным условиям жизни;5)ориентация на материальную обеспеченность.Профессиональная ориентация это одно из средств повышения приспособленности и конкурентоспособности человека. Она определяется направленностью на формирование профессиональных притязаний человека и ситуацией на рынке труда, на активизацию возможностей человека по обеспечению индивидуальной занятости, на формирование побуждения к профессиональному обучению как средству повышения гарантии занятости. Профессиональная ориентация является одной из функций центров занятости, как основной элемент государственнойполитики занятости[8]. Осуществляя помощь пока ещё безработным –молодым людям, сотрудники центров занятости помогают им через профессиональнуюориентациюосуществитьтакие личные и социальные функции как:общественная функция принятие молодыми людьмиопределенной системы общественных норм, знаний и ценностей, которые необходимы для адекватного выполнения профессиональной деятельности;психологопедагогическая функция заключается в выявлении и формировании интересов, способностей, личностных особенностей, оказание помощи молодым людям в выборе профессии, которая наиболее соответствует психологическим качествам личности, определение путей и условий оптимального развития этих качеств;медикофизиологическая функция выявление ограничений в состоянииздоровья человека для выбора определенной профессии и корректирование профессиональных планов в соответствии с физиологическими возможностями организма;экономическая функция улучшение качественного рабочего состава, повышение удовлетворенности работой,снижение текучести кадров, повышение профессиональной активности трудящихся[10].При всем многообразиипроцесс выбора профессии у каждого человека имеет определенную общую структуру, включающую в себя: позиции членов семьи, близкого окружения, учителей; личные профессиональные идеи;способности, умения, достигнутый уровень развития как субъекта труда; уровень притязаний на общественное признание; информированность; склонность, интерес к тем или иным видам деятельности;общую активность, самооценку, уверенность в достижении успеха.В заключенииможно сделать вывод о том, что профессиональная ориентация –это, с одной стороны, личностный выбор, а, с другой стороны, научно обоснованное управление процессом сознательного самоопределения человека в целях удовлетворения его личных потребностей самореализации в труде и общественных потребностей в воспроизводстве трудовых ресурсов. Профориентация предполагает наличие системы мероприятий, направленных на разработку и реализацию рекомендаций по профессиональному самоопределениюлюдей.
Ссылки на источники:1.Вишневский Ю.Р. Парадоксальный молодой человек /Ю.Р. Вишневский, ВТ. Шапко // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 29 32. 2.Философский энциклопедический словарь URL http://gufo.me/content_fil/professija7887.html
3.Современная энциклопедия URL http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/393544.Социологический словарь
URL http://vslovare.ru/slovo/sotziologicheskiijslovar/orientatzija/430675.Гуревич К. М, Борисова Е.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М.: Издво УРАО. 2000. 304 с.6.Сазонов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П. Профессиональная ориентация молодежи,М.: Высшая школа, 2009. 272 с.7.Валеев, Т.И. Формирование структуры профессиональной мотивации студентов ПФФК УдГУ. Ижевск , 2003. 54 с. 8.Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб.пособие для студ. Учреждений высш. Проф.образования/.6е издд., стер.М.: Издательский центр «Академия», 2013. 496 с.9.Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебнометодическое пособие.Балашов: Николаев, 2002.68 с.10.Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2е изд. Издательство: Питер. 2009. 656с.