Правовая информированность населения в условиях современного российского общества

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Аллаярова Э. М. Правовая информированность населения в условиях современного российского общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2406–2410. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86511.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются современные проблемы правовой информированности российского общества, факторы, влияющие на уровень правовой грамотности гражданина. Анализируются результаты проведенного социологического исследования «Уровень правовой информированности населения г. Тобольска» с целью выявления степени правовой осведомленности граждан, а также раскрываются основные государственные меры борьбы с правовой безграмотностью населения РФ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Аллаярова Эльмира Миршатовна,студентка Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиала) Тюменского государственного университета в г. Тобольске, Тобольскalelmira27@mail.ru

Правовая информированность населения в условиях современного российского общества

Аннотация.В статье рассматриваются современные проблемы правовой информированности российского общества, факторы, влияющие на уровень правовой грамотности гражданина. Анализируются результаты проведенного социологического исследования «Уровень правовой информированности населения г. Тобольска» с целью выявления степени правовой осведомленности граждан, а также раскрываются основные государственные меры борьбы с правовой безграмотностью населения РФ.Ключевые слова:правовая информированность, правовая грамотность, правовая информация, правовая культура, правосознание.

Правовая безграмотность является одной из острейших современных проблем. Глубокие преобразования российского общества привели к возникновению множества противоречивых процессов правового развития. Среди этих процессовособое значение имеют вопросы правовой безграмотности населения. Факторами распространения правовой безграмотности населения являются социальные явления, происходящие в российском обществе. К наиболее распространенным факторам можно отнести следующие:кризис системы образования и воспитания подрастающего поколения, недостаточное развитие правового сознания граждан, снижение уровня материального благосостояния населения страны, несоразмерное социальное расслоение, безработица, алкоголизм, наркомания и, как следствие, падение нравственной культуры, широкое распространение правового нигилизма.Исследованию этого явления посвятили свои труды В.М.Боер, В.И.Гойман, А.Б.Венгеров, Н.Рулан и др. Например, В.И.Гойманотметил в своих исследованиях,что«большинство граждан считают правовую безграмотность основной причиной допускаемых ими отклонений от норм права» [1]. Другой исследователь ‬В.М.Боер, установил, что «интерес к праву у граждан характеризуется избирательностью: уровень правовой информированности выше там, где происходит правовое общение личности, т.е. существует прямая связь между гражданской активностью и культурой личности, уровнем правовых знаний и образованием человека» [2]. Известный французский ученыйюристН. Рулан считает, что «внаших современных обществах, где каждый гражданин обязан знать нормы, на практике дело обстоит далеко не лучшим образом: гражданин часто не знает норм права либо узнает о них случайно» [3]. Нельзя не согласиться с тем, что уровень правовой информированности населения на сегодняшний день низок и требует принятия дополнительных мер по повышению правовой грамотности. Подтверждениемвсего вышесказанного являются результаты социологического опроса, проведенного среди населения г.Тобольска(«Уровень правовой информированности населения г. Тобольска»). Опроспроводился с целью определения степени правовой осведомленности граждан. Данные опроса позволяют говорить о том, что большинствонаселения довольно слабо ориентируется в правовых нормах и методах защиты своих прав. На степень восприятия и осознания правовой информации непосредственное значение оказывает образование личности, правовая культура и сфера взаимодействия человека и общества.Для того чтобы раскрыть сущность понятия правовая информированность,рассмотрим несколько его определений. Следует учесть, что в законодательных актах РФ отсутствует определение правовой информированности граждан, что дает возможность поразному понимать ее содержание.Так, В.М. Боер определяет правовую информированность как «степень овладения правовой информацией, обусловленную образованием, правовым опытом, социальным статусом, интересами и психологической установкой индивида. Она способствует формированию уважения к правому закону, развивает правовое мышление, формирует правовую культуру, стимулирует социально зрелое поведение личности в правовой сфере» [1]. Другой исследователь Н.Я. Соколов под правовой информированностью понимает «один из видов социальной информации, отражающий специфическую группу общественных правовых отношений и представляющий собой совокупность сведений о праве, а также других данных, непосредственно связанных с механизмом его социального действия» [4]. По мнению В.И. Гоймана,«правовая информированность ‬это обусловленная интересом личности степень осознания и восприятия правовой информации, выраженная в понятиях, представлениях и взглядах о праве и государстве, его институтах и учреждениях» [2].Исходя из вышеизложенного, под правовой информированностью следует понимать степень восприятия, осознания и овладения информацией о праве, его институтах и государственных учреждениях, а также о других знаниях, положениях, непосредственно связанных с механизмом социального действия права.Для определения особенностей правовой информированности в свете правовой действительности, необходимо рассмотреть определение информации в российском законодательстве.В Федеральном Законе РФ от 27.07.2006 № 149ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дается общее определение информации. В данное понятие включаются любые сведения независимо от формы их представления [5].Следует отметить, что в текстах других нормативных правовых актов до сих пор отсутствует определение правовой информации. Это является недостатком действующей правовой системы.

Таким образом, по нашему мнению, отсутствие нормативного определения понятий «правовая информированность» и «правовая информация» послужило предпосылкой для неоднозначного их восприятия и понимания не только юристами, но и большинством граждан. Например, по данным нашего исследования, только 44% опрошенных имеют представление о том, что включает в себя исследуемое понятие, 39% респондентов частично располагает знаниями о компонентах правовой информированности. Следовательно, чтобы преодолеть все существующие разногласия необходимо разработать и принять официальное понятие, которое можно было бы взять за основу всего действующего законодательства.Поскольку состояние правовой информированности обуславливается, прежде всего, потребностью общества в правовой информации, особое значение приобретает то, из каких источников чаще всего она поступает.В результате проведенного исследования мы получили следующие данные: 40% опрошенных в качестве источника правовой информации называют интернет; следующим наиболее распространённым источником, по мнению респондентов, оказались телевидение и радио (23%); третий по популярности ответ ‬печатные СМИ (11%), справочные правовые системы (10,5%); менее распространёнными оказались ответы ‬специализированные семинары и конференции, юридические бюро (6%), юридическая литература (2,5%).В современных условиях телевидение, радио и газеты чаще всего представляются в сознании человека в качестве относительно устаревших источников просвещения. Сеть Интернет на сегодняшний день оказывает значительное влияние на все сферы человеческой жизни, в том числе и на правовую сферу.Одной из основных проблем современного механизма правового информирования, является качество публикуемых правовых материалов. В подтверждение сказанного можно привести данные исследования политических газет, проведенного д. филол. наук Д.Ю.Мартынкиной, в результате которого она пришла к выводу о том, что материалы ежедневных печатных СМИ способствуют правовому просвещению населения не в полной мере. «Ограниченное обращение к правовым вопросам, частые юридические ошибки в правовых материалах, малое количество конкретных юридических советов и консультаций, излишнее внимание к отдельным вопросам, ‬как отмечает исследователь,‬все это является основными недостатками печатной деятельности»[6].По мнению Н.М.Русановой, «каждый третий житель России не получает минимального количества знаний о праве. Часто юридические знания поступают из недостоверныхисточников» [7]. Выводы Н. М. Русановой был подтверждены нами в ходе проведения социологического опроса населения города: 55 % опрошенных указали, что современное российское население плохо осведомлено в области права; 42 % респондентов считают, что общество все же информировано в области права, но в недостаточной степени», и только 3 % считает, что население хорошо информировано в области правовых норм.Неудивительно, что сами граждане РФ оценивают свой уровень правовой информированности низкими показателями. Это связано, прежде всего, с тем, что, по мнению самих респондентов, законы в РФ в недостаточной степени разъясняются населению, качество распространяемой информации в СМИ оставляет желать лучшего. Здесь также можно отметить недостаток популярной литературы по правовым аспектам. Довольно часто можно наблюдать, что родители сами не желают принимать участие в правовом просвещении своих детей и повышать свой уровень правовой грамотности.Мы полагаем, что на степень правовой осведомленности больше всего влияет то, что с гражданами достаточно редко проводится разъяснительная работа. Вся совокупность законов, существующих на сегодняшний день, не может быть самостоятельно усвоена без квалифицированной юридической помощи. В этой связи особое значение приобретает организация бесплатной юридической консультации для всех слоев населения, а также проведение семинаров и конференций, затрагивающих наиболее важные правовые вопросы.Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу о том, что игнорирование государством процессов распространения правовой безграмотности приводит к негативным социальным последствиям. Следовательно, необходимо государственное регулирование вопросов повышения юридической грамотности населения.Рассмотрим существующие государственные меры по решению выявленных проблем.Правовое информирование является одним из основных направлений государственной политики. Основой правового просвещения граждан являются нормы ст. 15 и 24 Конституции РФ от 12.12.1993 г., где определена «необходимость обязательного опубликования всех законодательных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также установлена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы [8]. В соответствии с этим Федеральный закон от 14.06.1994 № 5ФЗ О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти признают официальным опубликованием тех или иных нормативных актов первую публикацию полного текста документа в «Парламентской газете», «Собрании законодательства РФ» или первое размещение га «Официальном интернетпортале правовой информации» [9,10].Одновременно с другими документами Федеральным Законом от 21.11.2011 № 324ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» также определена система правового просвещения. В данном законе установлены «основы деятельности по правовому просвещению населения, определены уполномоченные субъекты по правовому информированию и перечень информации, которую необходимо доводить до сведения граждан» [11].На сегодняшний день создананормативная база, котораянаправленна на регулирование деятельности уполномоченных субъектов по правовому информированию населения.Федеральный закон от 02.05.2006 № 59ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с «реализацией гражданином РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления,устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами»[12].Вопросы, связанные с обеспечением доступа населения к информации о деятельности судов, способах доступа к такой информации, регулирует Федеральный закон от 22.12.2008 № 262ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [13].Действие Федерального закона от 09.02.2009 № 8ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [14] распространяется на отношения, связанные с предоставлением информации о деятельности государственныхорганов и органов местного самоуправления. Каждый их указанных нормативных актов является средством повышения правосознания и правовой информированности граждан.Помимо этого, Основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (Далее Основы), утверждённые Президентом РФ Д.А. Медведевым 28 апреля 2011 года, закрепляют развитие системы правового просвещения, обеспечение открытости и доступности правовой информации [15].Среди основных направлений государственной политики в области правового просвещения можно выделитьследующие: 1)развитие правового образования и воспитания в образовательных учреждениях всех уровней образования путем внедрения в образовательный процесс программ, учебных курсов, методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;2)совершенствование системы юридического образования;3)преобразования в сферах культуры и СМИ, направленные на формирование правосознания граждан;4)совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов;5)создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.Основы предусматривают меры государственной политики в сфере образования и воспитания граждан, а также юридического образования. В частности, это: приобщение детей, обучающихся по программам дошкольного и начального общего образования, к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; обучение правовым основам в образовательных учреждениях различного вида, разработка соответствующих учебнометодических пособий; разработка и использование программ правового воспитания обучения трудных подростков; распространение программ дополнительного правового образования взрослых; повышение уровня юридической грамотности педагогов; распространение в СМИ материалов, содержащих правовую информацию и способствующих развитию правовой грамотности граждан и др.Таким образом, в условиях нестабильности российского общества вопросы правовой информированности населения приобретают особое значение, поскольку низкий уровень ее ведет к негативным общественным последствиям. Система правового информирования в РФ несовершенна и требует определенных вмешательств с целью формирования полноценного правового сознания и повышения правовой культуры в целом.

Ссылки на источники1.Гойман В. И. Юридический всеобуч в системе источников стимулирования социальноправовой активности личности // Актуальные проблемы юридического всеобуча в условиях формирования социалистического правового государства: Матер. Всесоюз. науч.практич. конф., Ташкент, 16‬18 января 1990 г.: М., 1990. С. 220‬221.2.Боер В.М. Информационноправовая политика и безопасность России (теоретикоправовой аспект): Автореф. дис. … дра юрид. наук. ‬СПБ., 1998. ‬15 с.3.Рулан Н. Юридическая антропология: учебник/ Н. Рулан. ‬М.: НОРМА, 1999. ‬310 с.4.Соколов, Н.Я. Правовая информированность общества: сущность и содержание / Н.Я. Соколов // Советское государство и право. ‬1981. ‬№ 11. ‬С. 3744.5.Федеральный закон от 27.07.2006 № 149ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// Собрание законодательства РФ. ‬2006. ‬№ 31 (1 ч.). ‬ст. 3448.6.Мартынкина Д.Ю. Роль печатных средств массовой информации в правовом просвещении населения: на материалах федеральных общественнополитических газет: дис. ... канд. филол. наук. ‬М., 2011.‬209 с.7.Русанова Н.М. Правовая культура в современной России: социологический анализ особенностей формирования: дис. ... канд. социол. наук.М., 2002. ‬ 198 с.8.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок)// Собрание законодательства РФ. ‬2014. ‬№ 31. ‬ст. 4398.9.

Федеральный закон от 14.06.1994 № 5ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральныхконституционных законов, актов палат Федерального Собрания»// Собрание законодательства РФ. ‬1994. ‬№ 8. ‬ ст. 801.10.Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (ред. от 14.10.2014) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства РФ. ‬1996. ‬№ 22. ‬ст. 2663.

11.Федеральный закон от 21.11.2011 № 324ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. ‬2011. ‬№ 48. ‬ст. 6725.12.Федеральный закон от 02.05.2006 № 59ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. ‬2006. ‬№ 19. ‬ст. 2060.13.Федеральный закон от 22.12.2008 № 262ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. ‬2008. ‬№ 52 (ч. 1). ‬ст. 6217.14.Федеральный закон от 09.02.2009 № 8ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»// Собрание законодательства РФ. ‬2009. ‬№ 7. ‬ст. 776.15.Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. ПрезидентомРФ28.04.2011 № Пр1168)// Российскаягазета. ‬2011.‬№ 151.