Маркетинговая модель научно-исследовательской работы: структура и логика

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тимонина В. Е., Мазаненко Д. С. Маркетинговая модель научно-исследовательской работы: структура и логика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2436–2440. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86517.htm.
Аннотация. В данной статье авторы рассматривают особенности составления и применения маркетинговой модели научно-технического нововведения для достижения целей его экономического обоснования и коммерциализации. Выделены основные преимущества использования маркетинговой модели, а также на примере проводимых авторами технических исследований приведены варианты графического и содержательного представления маркетинговой модели научно-технической работы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тимонина Виктория Евгеньевна,магистрант первого года обучения направления Технологические машины и оборудованиеДонской государственный технический университет, г.РостовнаДонуladyonix@yandex.ru

Мазаненко Дмитрий Сергеевич,магистрант первого года обучения направления Технологические машины и оборудованиеДонской государственный технический университет, г.РостовнаДонуmazanenko@inbox.ru

Маркетинговая модель научноисследовательской работы: структура и логика

Аннотация. В данной статье авторы рассматривают особенности составления и применения маркетинговой модели научнотехнического нововведения для достижения целей его экономического обоснования и коммерциализации. Выделены основные преимущества использования маркетинговой модели, а также на примере проводимых авторами технических исследований приведены варианты графического и содержательного представления маркетинговой модели научнотехнической работы.Ключевые слова: инженерный маркетинг, научноисследовательская работа, инновация, научнотехническое нововведение, маркетинговая модель, коммерциализация, маркетинговая ориентация технических решений.

По мнению авторов, маркетинговая составляющая в экономическом обосновании исследовательских проектов технической направленности на сегодняшний день должна быть убедительной и логичной для достижения целей привлечений инвестиций, потребителей, коммерциализации результатов инновационной творческой активности.

Как известно, одним из основных факторов, способствующих развитию многих, особенно технических, сфер деятельности, является инновационная активность. Текущие условия, сложившиеся в России, включая направленность на импортозамещение, развитие собственных производств, повышение конкурентоспособности продукции и пр., послужили факторами стимулирования инновационного развития, однако, как отмечают авторы [1] присутствуют и проблемы, основные из которых заключаются в следующем: недостаточно развитая инфраструктура инноваций[2];нехватка квалифицированного персонала, способного эффективно реализовывать инновационные проекты[3];отсутствие маркетинговой ориентации и, как следствие:проблемы коммерциализации инновационных разработок.В условиях усиленного инновационного развитиятехнической компетентности без маркетингового мышления недостаточно для успешного позиционирования создаваемых нововведений на рынке, несмотря на их высокие техникотехнологические параметры[4]. В настоящих условиях необходимо обратиться кинженерномумаркетингу, представляющему собой комплексноенаучное направление, позволяющееинженеру принимать рыночноориентированные технические решения, а также системно решать научнотехнические, организационные, производственные, экономические и социальные задачи. Маркетинговая активностьпо всем направлениям инженерной деятельности позволит: вопервых, профессионально определить полезность инноваций для удовлетворения потребностей потребителей; вовторых, направить профессиональную инженерную деятельность на развитиетехнологического бизнеса.Вариантывоплощения маркетинговой ориентации в научноисследовательской работе(НИР) могут быть различными и включают составление маркетинговой модели, проведение SWOTанализа, разработкумероприятий по комплексу инженерного маркетинга и пр.[4]Одним из наглядных вариантов отражения рыночной ориентации предлагаемых разработок служит маркетинговая модель научноисследовательской работы, предложенная Т.П. Любановой и Д.М. Зозуля в источнике [5]. Указанные авторы рассматривают маркетинговую модель нововведения как инструмент оценки его полезности, исходя из маркетинговой ориентации, рыночных условий.Адаптируя предложенную авторами структуру маркетинговой модели научнотехнического нововведения (НТНВ) к специфике научноисследовательской работы, можно получить следующий вариант ее наполнения:замысел научноисследовательской работы (НИР по замыслу)отражает основную цель ее проведения, суть задумки исследователей, например, создание новой технологии, продукции,работ, услуг, разработка инкрементальных инноваций, достижениеулучшенных качественных показателей, эксплуатационных характеристик и т.д.;научноисследовательская работа в реальном исполнениипредставляет собой планируемый результат, реализованный по замыслу разработчика и предлагаемый потребителю;область применения НИРдолжна содержать указание на вероятнуюотрасль, объект, предприятие, процесс, в рамках которых данная разработка может быть внедрена и эффективно применена;методы исследования, применяемые при выполнении НИР (методы математического моделирования, экспериментальные методы, аналитические исинтетические методы, дедукция, индукция, формализация, статистические методы, наблюдение, расчетные методы, рефлексия, абстрагирование и др.);информация о конкурентах должна содержать итоги анализа конкурентных исследований, проводимых по аналогичной или смежной тематике, если таковые проводятся и по ним имеются доступные данные;инновационный уровень и/или инновационный потенциал НИР в маркетинговой модели представляет собой вероятность получения патентов, лицензий или других документов охраны объектов интеллектуальной собственности, полученных в ходе НИР.применение информационных технологий и систем в ходе НИР–элемент маркетинговой модели, показывающий, какие программные средства задействовал разработчикдля достижения целей НИР, если таковые имели место (языки программирования, программные продукты, средства оптимизации, информационные системы, базы данныхи пр.);сопровождениеНИР отражает возможные вариантыдальнейшей технической или информационнойподдержки, позволяющейпосле первичного внедрения результатов НИР адаптировать их к меняющимся потребностям и условиям внешней среды;результативность НИР отражает варианты внедрения результатов исследований и разработок;преимущества дляразработчика включают различные выгоды, которые может приобрести сам исследователь от реализации выбранной НИР, к примеру, улучшениеимиджа разработчика,повышение научного уровня исполнения работ, получение новых заказов, а также экономических выгод в случае коммерциализации результатов НИР и пр.;преимущества дляпотребителярезультатов НИР предполагают выгоды, которые получит определенный разработчиком потребитель (группа потребителей) от внедрения результатов НИР, включаяулучшение технических характеристикпродукции или оборудования, совершенствование параметров качества, снижение затрат на эксплуатацию и обслуживаниеоборудования, выход на новые рынкии пр.Принимается допущение, что описанная выше структура маркетинговой модели может быть дополнена элементами или сокращена в зависимости от специфики конкретной научноисследовательской работы. Рассмотрим основные цели, преследуемые исследователем при составлении маркетинговой модели НИР. Основополагающей из них является привлечение инвестиций на определённые этапы НИР, так как зачастую именно отсутствие должного финансирования является причиной увеличения сроков проведения исследований, а иногда и срыва всей работы. Однако привлечение финансовых вложений–не единственная цель. Следует также отметить, что маркетинговая модельпредставляет собой некую структурнологическую рамку нововведения, проекта или научноисследовательской работы, котораяпозволяет наиболее точно акцентировать внимание на преимуществахНИР, отражая ориентацию работына удовлетворение потребностей конкретногопотребителя. ПроцесслогическойструктуризацииНИР, в свою очередь, позволяет исследователю произвести наиболее продуктивные корректировки целей, задач,методов и прочих составляющих НИР.[6]В рамках исследуемого вопроса необходимо выделитьцелевые группы, для которых маркетинговая модель НИР имеет практическую ценность. Для разработчика основной ценностью являются не только достижение целей, упомянутых ранее, но и возможность в довольно понятном и простом виде донести до остальных целевых групп всю значимость и ценность своего исследования, отразить все основные аспекты проводимойНИР. Для потребителей, инвесторов, кредиторов, учреждений, на базе которых проводится исследование,и других заинтересованных организациймаркетинговая модель будет служитьнаиболее информативной формой презентации проекта, позволяющейпредставителю любой целевой группывникнуть в интересующие его особенности даннойНИР.Для экономического обоснования одной из магистерских научных работавторов данной статьи была составлена маркетинговая модель согласно схеме, предложенной в работах [5],[7] (рисунок 1). Модель составлена для структуризации научного исследования на тему повышенияпроизводительности станочного оборудования путем создания адаптивного гидропривода подачи.

Данная модель достаточно полно отражает основные элементы НИР. С ее помощью можно понять, что целью проводимой НИР является повышение точности обработки материалов, которое в реальном исполнении будет реализовываться разработанным адаптивным автоматизированным гидроприводом. Далее представленная на рисунке 1 маркетинговая модель показывает конкретные площадки применения результатов –промышленные предприятия и вузы, а также варианты внедрения нововведения на практике, включающие внедрение на производстве и в учебном процессе. С помощью данной модели можно сделать выводы о том, какие преимущества для разработчиков и разного рода потребителей может обеспечить предлагаемая в НИР разработка.

Преимущества для разработчика:Повышение имиджа разработчика, внедрение результатов исследования в образовательную и инженерную практикуПрименяемые методы исследования:Аналитические, экспериментальные, расчетные, моделированиеРезультативность НИР:Внедрение разработки на различных машиностроительных предприятиях; Внедрение результатов исследования в учебный процесс в виде лабораторной работыОбласть применения:Промышленные предприятия, занимающиеся обработкойматериалов В реальном исполнении:Научноисследовательская работа, включающая анализ, разработку и исследование системы автоматизированного управления гидроприводаПо замыслу: Повышение точности обработки материалов путем адаптации к нагрузке автоматизированного гидропривода подачи исполнительного механизма машин

Преимущества для потребителя –высшего учебного заведения:Получение новых учебнометодических материалов для применения их в учебном процессе

Преимущества для потребителя –машиностроительного предприятия: Повышение качества обработки материалов, а также экономическая выгода от внедрения разработки











Рисунок 1 –Маркетинговая модель НИР(составленоавторами с использованием схемы[5],[7])

Маркетинговая модель на рисунке 1 изображена логически понятно, отражая взаимосвязь основных элементов, как некой пирамиды, вырастающей вокруг замысла разработчика. Согласно данной модели можно сделать вывод, чтокаждый элемент основан на предыдущем.По результатампроведенного исследования авторами предложена адаптированнаяна базе источников [5], [7] более краткая и системная схема маркетинговой модели, с применением которой проводилось экономическое обоснованиемагистерского исследованиявторого автора данной статьи (рисунок 2), посвященного улучшениюдинамических характеристик предохранительноразгрузочной системы мобильных гидромашин.



Рисунок 2 –Маркетинговая модель НИР(адаптированная авторская схема)

Модель, представленные на рисунке 2, имеет входные параметры в виде методов исследования, выходной итог –результативность НИР, сердцевину, включающую замысел, реальное исполнение и область применения, а также отдельный блок преимуществ для всех заинтересованных лиц и внешней среды, содержащей в данном примере данные о конкурентных исследованиях и потенциале внедрения разработки. Предложенная модель выполнена в другом исполнении по сравнению с оригинальной (рисунок 1), элементы сгруппированы иначе и описаны более кратко.На наш взгляд, предложенная на рисунке 2 маркетинговая модель является более схематичной, структурированной, легко воспринимаемой. Благодаря емкости модели, ее удобнее размещать на слайдах презентации или листах формата А1 для представления на конференциях и выставках. Модель кратко и емко отображает логику научноисследовательской работы, при этом также может быть расширена и дополнена элементами, как и ее оригинальная (первичная) версия. Авторы рекомендуютсоставлять подобную маркетинговую модель для экономического обоснования НИР с целью уяснения и презентации ее основных положений на различных научных мероприятиях.

Ссылки на источники1.Зозуля Д.М., Лисицин В.Г., Голивкина П.Б., Милованова В.С., Мозгалева А.А., Поварова М.Е. Проблемы российского инновационного бизнеса в современных условиях хозяйствования // Концепт. –2015. –Современные научные исследования. Выпуск 3. –ART 85372. –URL: http://ekoncept.ru/2015/85372.htm. –ISSN 2304120X.–[Дата обращения 06.02.2016].

2.Зозуля Д.М. Инфраструктура инновационного бизнеса в России: проблемы и решения // Концепт. –2013. –Современные научные исследования. Выпуск 1. –ART53223. –URL: http://ekoncept.ru/2013/53223.htm. –ISSN2304120X.–[Дата обращения 06.02.2016].3.Авласенко И.В., Зозуля Д.М., Гаценко Е.В. Проблемы коммерциализации высокотехнологичных продуктов в России // сборник статей 8й международной научнопрактической конференции «Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения» в рамках 18й международной агропромышленной выставки «Интерагромаш2015».–РостовнаДону, 2015. С. 483487.4.Зозуля Д.М., Гаценко В.П. Некоторые аспекты формирования инструментария инженерного маркетинга (маркетинга научнотехнических нововведений). // Наукоемкие технологии. 2014. №7. С. 4449.5.Любанова Т.П., Зозуля Д.М. Инженерный маркетинг как новая парадигма в эволюции маркетинга и инструмент инновационного развития организации: монография / Т.П. Любанова., Д.М. Зозуля и др. –РостовнаДону: издательский центр ДГТУ, 2011. –164 с.6.Зозуля Д.М. Маркетинг как философия преобразования бизнеса // Концепт. –2014. –Современные научные исследования. Выпуск 2. –ART54685. –URL: http://ekoncept.ru/2014/54685.htm. –ISSN2304120X. –[Дата обращения 06.02.2016].7.Любанова Т.П., Зозуля Д.М. Инженерный маркетинг как инструмент повышения эффективности развития промышленных предприятий: монография / Т.П. Любанова., Д.М. Зозуля. –Саарбрюкен: LAPLAMBERT, 2012. –177 с.