Актуальные аспекты и преимущества применения комплекса инженерного маркетинга для достижения целей коммерциализации результатов научно-исследовательских работ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фреинт С. А., Долгов Г. А. Актуальные аспекты и преимущества применения комплекса инженерного маркетинга для достижения целей коммерциализации результатов научно-исследовательских работ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1341–1345. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970595.htm.
Аннотация. Современный этап развития машиностроения характеризуется наличием многочисленных разработок технологического оборудования, избытком нереализованных технических решений и идей. Такие разработки не всегда являются актуальными и представляют интерес, поскольку их авторы не занимаются вопросами экономической оценки, маркетинговых исследований и определения технической востребованности результатов научных изысканий. Важнейшей задачей современного развития науки является выбор рыночной стратегии реализации технического и технологического потенциала России. В данной статье рассматривается комплекс инженерного маркетинга 11P как инструмент достижения целей коммерциализации результатов научно-исследовательских работ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Долгов Григорий Алексеевич,магистрант первого года обучениянаправления Технологические машины и оборудование, Донской государственный технический университет, г.РостовнаДонуgrigorydolgov@yandex.ru

Фреинт София Александровна,магистрант первого года обучения направления Технологические машины и оборудование, Донской государственный технический университет, г.РостовнаДонуfreint94@mail.ru

Актуальные аспекты и преимущества применения комплекса инженерного маркетинга для достижения целей коммерциализации результатов научноисследовательских работ

Аннотация. Современный этапразвитиямашиностроенияхарактеризуется наличиеммногочисленных разработок технологического оборудования,избытком нереализованных технических решений и идей. Такие разработки не всегда являются актуальными и представляют интерес, поскольку их авторы не занимаются вопросами экономической оценки, маркетинговых исследований и определения технической востребованности результатов научных изысканий. Важнейшей задачей современного развития науки является выбор рыночной стратегииреализации технического и технологического потенциала России. В данной статье рассматриваетсякомплекс инженерного маркетинга11Pкак инструментдостижения целей коммерциализации результатов научноисследовательских работ.Ключевые слова:инженерныймаркетинг, коммерциализация, научноисследовательская работа, инновации, комплекс инженерного маркетинга 11Р.

В статье рассмотрен подход, основанный на практическом применении инструментария инженерного маркетинга для достижения целей разработки и внедрения востребованных рынком инноваций. В работе предпринята попытка составления решений по комплексу инженерного маркетинга 11Р на примере научнотехнической разработки одного из авторов статьи.Инженерный маркетинг –научное направление, позволяющее инженеру оптимальным образом организовать процесс создания и коммерциализации новых технических решений. Инженерный маркетинг охватывает главные аспекты развития техникоэкономического потенциала научных проектов. Однимиз инструментов инженерного маркетинга является комплекс переменных, направленный на обеспечение рыночной ориентации инновационных проектовдля реализации потенциала инженерных достижений в технической сфере1. Актуальность проводимого авторами исследования заключается в возрастающей потребности в коммерциализации научного и научнотехнического потенциала разработок, предлагаемых российскими учеными. На пути от появления идеи до внедрения инновации разработчики сталкиваются со множеством проблем, не все из которых им удается успешно преодолеть. Среди таких трудностей следует отметить, в частности:1.недостоверные результаты маркетинговых исследований и, как следствие:2.недостаточную востребованность результатов инновационной творческой деятельности;3.нехватку финансирования и инвестирования проекта;4.недооценку инновационноинвестиционных рисков или ошибочный выбор стратегий управления ими;5.нехватку способностей для применения различных методов продвижения и коммерциализации технических или технологических инноваций и пр.2Последняя из приведенных проблем является серьезным барьером на пути коммерциализации результатов инновационного проекта, в связи с чем выступает предметом настоящего исследования. На основе проведенного авторами анализа разработанных и применяемых средств коммерциализации инноваций предпринята попытка использовать инструментарий комплекса инженерного маркетинга 11Р, предложенный Зозуля Д.М. в работе 3. Учеными Любановой Т.П. и ЗозуляД.М. в работе 4 представлена концепция инженерного маркетинга, направленного на повышение эффективности реализации инновационной деятельности и обеспечение коммерциализации научнотехнических нововведений путем разработки и внедрения востребованных, конкурентоспособных инженерных решений на промышленных предприятиях. В данной работе учеными предложен комплекс инженерного маркетинга (КИМ) 9Р, позволяющий на практике разработать, предпринять и продемонстрировать рыночноориентированные инженерные решения. Данный комплексспособствуеткоммерциализации научнотехническогопроекта благодаря обеспечению востребованности со стороны рынка и определению преимуществ для изобретателя. Основные положительные аспекты КИМ представлены на рисунке 1.

Рис.1.Положительные аспекты комплекса инженерного маркетинга (авторская разработка)

Инженерный маркетинг направлен на усиленное развитие технологического бизнеса путем разработки и выбора нововведений на всех стадиях инженерной деятельности с целью получения конкурентных преимуществ и увеличения числа потребителей на целевом рынке. Данныйподход был представлен в диссертации Зозуля Д.М. 1, апробирован на многих российских предприятиях и соответствующим образом усовершенствован. В настоящее время учеными предлагается к внедрению концепция комплекса инструментов инженерного маркетинга 11Р,представленная на рисунке 2. Приведенные на рисунке 2 инструменты инженерного маркетинга отражают набор элементов, на которые может эффективно влиять именно технический специалист для достижения целей предприятия.



























Рис. 2.Комплекс инженерного маркетинга 11Р (разработка ученых 3)

В настоящем исследовании авторами взятаза основу концепция комплекса инженерного маркетинга, включающего 11 основных инструментов, и разработаны решения на примере научноисследовательской работы Фреинт С.А., посвященной созданию стенда для испытаний плунжерных гидроцилиндров, в приводе которого устанавливается рекуперативная система 5, 6]. Под рекуперативной системой подразумевается гидромеханическая система, способная сохранять и повторно использовать энергию.I. PhilosophyФилософия управления нововведениямиРыночная идеологияОбучение и повышение квалификацииВзаимодействие инженерных и маркетинговых службII. PeopleПотребительСотрудничество с потребителемУдовлетворение потребностейКастомизацияПерсонификацияIII. ProductПродуктКачествоАссортиментИнновацииУпаковкаПромышленный дизайнФункционалЭргономикаКомплектующиеIV. ProductionИнновационный производственный процессГибкостьОптимизация производстваНаправленность на достижение конкурентных преимуществV. PriceЦенаСоотношение цены и качестваСнижение затрат в эксплуатации, стоимости ТО, ремонтаVI. PlanningПланирование МТБ Инновационное планирование Адаптация к изменениямVII. PlaceМесто продажиОрганизация и оснащениеТехническое сопровождениеОбеспечение удобства и комфорта потребителяVIII. PromotionПродвижениеТранспортировкаКонсультации

IX. ProviderИнтернетприсутствиеРешение технических задачПоиск информацииСвязь с коллегами и потребителямиОпросыВебсайтыСообществаX. ProcessingПрименение баз данных и IT

ПриложенияБазы данныхПрограммные продукты (работа с потребителями, поставщиками, партнерами ERP, CSRP, PLMи т.д.)КОМПЛЕКСИНЖЕНЕРНОГОМАРКЕТИНГА11PENGINEERING MARKETING MIX 11P

XI. PublicrelationsСвязи собщественностьюФормирование имиджаТехническая поддержкаКонсультацииВыставкиКонференцииПриведенный на рисунке 3комплекс инженерного маркетинга 11Р позволяет четко выстроить прозрачнуюи удобную стратегию продвижения продукта с учетом множества инструментов, а также с учетом факторов, влияющих на развитие данного научноисследовательского проекта.

Рис.3.Комплекс инженерного маркетинга 11Р на примере разработки и коммерциализации стенда испытаний гидроцилиндров(авторская разработка)КИМ 11Рпозволяетподробно продемонстрировать, какой продукт предлагается потребителю, для чего, по какой цене, какого качества и чем отличается от альтернативных продуктов, какие инновации и технологии применяются для его разработки и модернизации, с какими компаниями разработчик и производитель планируют взаимодействовать, по каким каналам и т.д.Вся указанная информация прослеживается на одной схеме комплекса инженерного маркетинга, представленного в виде 11 взаимосвязанных инструментов. Подобный микс является единым целым, системой, состоящей из важнейших элементов и характеристик предлагаемой на рынок научнотехнической разработки. Так, исходя из схемы, приведенной на рисунке 3, можно сделать вывод о том, что потребителю, в лице которого могут выступать промышленные предприятия, имеющие в составе испытательные цеха, а также университеты, предлагается кастомизированный инновационный продукт: модернизированный стенд для испытания гидроцилиндров, функционирующий на базе энергосберегающей технологии.Под кастомизацией авторы понимаютизготовление продуктапод конкретный заказ потребителя путем её комплектации дополнительными элементами. Приобретение и эксплуатация такого стенда позволит предприятиям обеспечить экономию денежных средств благодаря упрощенному техническому обслуживанию и ремонту, а также сокращению энергопотребления. Представленные решения по комплексу инженерного маркетинга отражают готовность разработчика активно взаимодействовать с потребителями и партнерами в ходе создания стенда, экспериментального запуска в лаборатории, продвижения на выставках и конференциях, серийного выпуска и модернизации, технического обслуживания и ремонта. На схеме отражено, что в процессе разработки нового стенда исследователь применяет и программные средства –Matlab, MatCad, 3D и 2D моделирование. В целом, авторский подход позволяет работать с потребителем уже на ранних стадиях создания инновационного продукта, что играет важнейшую роль на рынках b2b, поскольку формирует имидж, узнаваемость разработчика и результатов его деятельности, способствует развитию сотрудничества с заинтересованными предприятиями и университетами, выводу на рынок востребованного, качественного и конкурентоспособного продукта с обеспечением соответствующего технического сопровождения. Синтез технической составляющей проекта и маркетинговой стратегии позволят изобретателю организовать и контролировать все этапы разработки и внедрения проекта, увеличиваятем самымшансы на его экономически эффективную реализацию. Необходимо также упомянуть о том, что комплекс инженерного маркетингапозволяетмолодымспециалистамосвоить основные принципыи функции маркетинга. Рыночные компетенциив арсеналеинженеровпозволяют рассматриватьнаучныеисследования и разработкиинновационных технологийне только как проекты, которыебудут реализованы в университете, но и как разработки с высоким потенциалом коммерциализации, предназначенные для целевой заинтересованной аудитории.Следует отметить, что приведенная схема не является завершенной, поскольку в настоящее время авторы продолжают исследования по формированию комплекса инженерного маркетинга 11Р в более привлекательном для целевой аудитории варианте. При этом, по мнению авторов, грамотное изображение и описание комплекса инженерного маркетинга 11Р по предлагаемой инновации служит одним из важнейших этапов на пути ее продвижения, заключения договоров с инвесторами, кредиторами, партнерами, а также привлечения потенциальных потребителей к сотрудничеству.

Ссылки на источники1.Зозуля Д.М. Формирование механизма устойчивого развития экономики предприятий на основе инженерного маркетинга Текст: автореф. дис. … канд. эконом. наук / Д.М. Зозуля. –М.: МГТУ (МАМИ), 2010. 2.Хащин С.М. Управление инновационными проектами / С.М. Хащин, Д.М. Зозуля, А.Е. Сафронов. –Ростовн/Д: Издательский центр ДГТУ, 2013. –226 с.3.Зозуля Д.М. Инновационные инструменты антикризисного управления организацией в условиях повышенной неопределенности / Д.М. Зозуля // Матлы Всерос. научпракт. конф. ©Проблемы и перспективы развития менеджмента в России и за рубежомª. –РостовнаДону, 2016. –С. 582588. 4.Любанова Т.П. Интегрированная метрика комплекса инженерного маркетинга как инструмент повышения эффективности инженерной деятельности / Т.П. Любанова, Д.М. Зозуля. // Вестник ДГТУ. –2010. –Т.10. –№4(47).5.Фреинт С.А. Энергосберегающие технологии испытания гидравлических машин большой и средней мощности / С.А., Фреинт, А.Т. Рыбак // Инженерная наука и образование. –2016. –№ 1.6.Рыбак, А. Т. Объёмная жёсткость и её влияние на динамику гидромеханической системы / А. Т. Рыбак // Вестник Дон. гос. техн. унта. —2006. —Т. 6, № 3 (30). —С. 200207.