Информационно-коммуникационные медицинские диагностические технологии как первый этап в системе помощи детям раннего возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ларина О. В. Информационно-коммуникационные медицинские диагностические технологии как первый этап в системе помощи детям раннего возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2541–2545. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86539.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы внедрения информационно-коммуникационных технологий с целью своевременной диагностики отклонений в развитии у детей раннего возраста на уровне поликлинического педиатрического звена в системе здравоохранения. Обсуждаются возможности организации электронного компьютерного скрининга психического развития детей раннего возраста. Автор описывает преимущества применения электронного скринингового обследования в процессе ранней диагностики нарушений развития у детей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ларина Оксана Викторовна,магистрант кафедры дефектологического образования, врач –невролог БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №3»oks.larina@gmail.com

Научный руководитель –Борисова Н.А.,

к.п.н., доцент

Информационнокоммуникационные

медицинские диагностические технологии как первый этап в системе помощи детям раннего возраста

Аннотация.В статье рассматриваются вопросы внедрения информационно –коммуникационных технологий с целью своевременной диагностики отклонений в развитии у детей раннего возраста на уровне поликлинического педиатрического звена в системе здравоохранения. Обсуждаются возможности организации электронного компьютерного скрининга психического развития детей раннего возраста. Автор описывает преимущества применения электронного скринингового обследования в процессе ранней диагностики нарушений развития у детей.Ключевые слова:информационнокоммуникационные технологии, дети раннего возраста, информатизация здравоохранения, электронный компьютерный скрининг психического развития, ранняя диагностика отклонений развития.

В настоящее время наблюдается повсеместное включение компьютерной техники в различные области деятельности человека. Особенно важны технологические достижения в сфере здравоохранения. Мероприятия по внедрению компьютерных программ поддерживаются Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036р, «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года» [7].Задачи информатизации здравоохранения впервые представлены в документе «Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.» (разделы проекта Концепции 2.7. и 4.2.8) [8]. Среди них наиболее значимыми являются:информатизация и компьютеризация оказания медицинской помощи населению на лечебном и диагностическом этапах;замена бумажной карты пациента на электронный вариант;внедрение программноаппаратных технологий в учреждениях здравоохранения различного уровня: федеральных, государственных, муниципальных, а так же региональных с подключением их к сети Интернет и другие [8]. В Концепции указывается, чтов ряде медицинских областей уже используются информационнокоммуникационные комплексы, однако они не имеют повсеместного распространения, а их функции направлены, преимущественно на классификацию и систематизацию данных сферы охраны здоровья.

Одной из наиболее актуальных проблем современной медицины, специальной психологии и педагогики является своевременная, качественная диагностика отклонений развития у детей, проводимая в максимально ранние сроки, в идеале сразу после рождения ребенка. Необходимость подобных диагностических мероприятий определяется ростом числа врожденных патологий развития.При ранней диагностике отклонений вразвитии и своевременно начатой коррекционной работе ребенок может в значительной степени компенсировать имеющиеся нарушения, так как именно ранний возраст обладает максимальным потенциалом в восстановлении и абилитации. Таким образом, одной из первых задач в любой программе раннего вмешательства является своевременная диагностика отклонений в развитиии определение группы риска. Здравоохранение первая система, которая контактирует с каждым ребенком, начиная с периода новорожденности. Поэтому выявление детей с отклоненным развитием является прерогативой медицинских учреждений, и именно они имеют для этого достаточные ресурсы [2, 5].

В системе здравоохранения уже используется ряд скрининговых методик диагностики ряда наследственных заболеваний (фенилкетонурия, врожденный гипотиреоз, галактоземия, муковисцидоз, адреногенитальный синдром), применяемых с первых дней жизни ребенка. С целью раннего выявления нарушений в перцептивном развитии, детям с момента рождения проводится аудиологический скрининг, а недоношенные дети из группы риска по формированию ретинопатии обеспечиваются динамическим офтальмологическим наблюдением [3,4].Основным учреждением здравоохранения, участвующим в решении вопросов ранней диагностики нарушений развития у детей является детская поликлиника, куда попадают все дети после выписки из родильных домов. Разработана система профилактического наблюдения за ребенком, с регулярным проведением осмотров, периодичность которых связана с декретированными возрастными сроками. Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012г. № 1346н “О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них”спланировано динамическое медицинское наблюдение с периода новорожденности с целью своевременной диагностики соматической патологии и отклонений в развитии. ДанныйПриказесть не что иное, как попытка создать комплексный подход в ранней диагностике заболеваний в системе здравоохранения и обеспечить динамическое наблюдение за детьми с ОВЗ. В соответствии с данным приказом, основным специалистом, обеспечивающим сопровождение ребенка с периода новорожденности до совершеннолетия, является педиатр. Как показывает практика, педиатр выполняет огромную роль в своевременной диагностике заболеваний, но в основном нацелен на соматическую патологию, поэтому в дополнение к деятельности педиатра предусмотрен график осмотров узкими специалистами. Динамическое наблюдение неврологом осуществляетсяв 1, 3, 6, 12 месяцев иперед началом посещения детского дошкольного учреждения. Психиатр осматривает ребенка в возрасте 1 и 3 года. Однако, симптомы отклонений в развитии манифестируют в процессе созревания корковых структур головного мозга, которое начинается сразу после 1 года, следовательно период от года до трех лет упускается из поля зрения специалиста. Кроме того, осмотры детей раннего возраста такими специалистами, как логопед, психолог, дефектолог не предусмотрены данным приказом, тем самым нивелируя принцип комплексности в сопровождении детей первых трех лет жизни.Соответственно, в системе здравоохранения, остаются нерешенными и некоторые вопросы ранней дифференциальной диагностики нарушений развития у детей первых трех лет жизни. Процесс развития ребенка –это сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Диагностика отклонений в такой системе предполагает изучение всех её компонентов по основным линиям развития: моторной, перцептивной, речевой, эмоциональной, коммуникативной, интеллектуальной [1].В связи с вышеизложенным, существует необходимость организации электронного компьютерного скрининга психического развития детей раннего возраста с использованием «Интернет» ресурсов. Рабочее место каждого врача оснащено компьютером, подключенным к Единой медицинской информационноаналитической системе (ЕМИАС), что позволяет включить в медицинскую практику скрининговые методы выявления и ранней дифференциальной диагностики отклонений развития у детей. Одним из направлений программы по созданию в медицинских учреждениях Единой медицинской информационно –аналитической системы (ЕМИАС) является ведение электронной карты. В перспективе, благодаря электронным компьютерным базам состояния здоровья пациентов, станет возможным обеспечить преемственность информации о пациенте между различными медицинскими и социальнопедагогическими учреждениями, что позволит улучшить качество абилитационной работы с детьми и их семьями. Возможности ЕМИАС позволяют разрабатывать и внедрять свои собственные стратегии на базах медицинских учреждений различного уровня в области электронного здравоохранения.В настоящее время создано и апробировано достаточное количество скрининговых методик для определения уровня развития ребенка раннего возраста,с одной стороны не требующих больших временных затрат, а с другой позволяющих произвести первичный отбор тех детей, которые нуждаются в дальнейшем наблюдении специалистов[2,6]. Эти методы просты в обращении и могут применяться не только специалистами, но и родителями. Для более тесного взаимодействия родителей и специалистов необходимо создать нормативную базу на федеральном уровне и уровне субъектов федерации, определить сроки прохождения скрининга развития в форме электронного опроса родителей (например, в 1, 3, 6, 12, 18, 24, 30 и 36 месяцев). Для удобства семьи важно предусмотреть возможность прохождения электронного тестирования на домашнем компьютере, в оптимальных временных условиях. Тесты можно разместить на сайтах поликлиник, а полученную информацию в виде графического профиля развития ребенка размещать в индивидуальной электронной карте. Во время последующего приема у специалиста будут результаты предварительного тестирования и профиль развития ребенка с определением возраста развития по всем психомоторным линиям. Внедрение информационно –коммуникационных медицинских диагностических технологий для осуществления скрининга психического развития детей раннего возраста имеет ряд существенных преимуществ, как для врачей, так и для родителей пациентов. Врач и родитель имеют наглядный визуализированный профиль развития ребенка на определенном возрастном этапе в сравнении с нормативными показателями. Визуализация имеет огромное значение, так как является более наглядной для родителей, чем устные объяснения специалиста. Кроме того, сравнение профилей развития ребенка в течение определенного отрезка времени позволяют выявить тенденции развития, провести сравнительный анализ и получить объективные данные по отдельным параметрам. К сожалению, большинство родителей недостаточно осведомлены об этапах нормального и симптоматике нарушенного развития.Многим семьям знакома лишь последовательность становления моторики ребенка, а возрастные сроки формирования речевых навыков, слухового и зрительного восприятия, эмоционального развития известны лишь единицам. Поэтому, еще одним плюсом электронного тестирования является привлечение родителей к диагностическому процессу, который одновременно выполняет и обучающую роль.Оперативность и индивидуализация данных, полученных в результате диагностического скринингового тестирования, значительно увеличивает скорость и качество помощи семье и ребенку. Специалист своевременно реагирует на отставание по тем или иным линиям психомоторного развития, оперативно назначает соответствующее лечение, вовремя обращает внимание родителей на необходимость начала коррекционных занятий при необходимости. Архивирование данных о пациенте за любой промежуток времени дает возможность просмотра его предыдущих графических профилей, позволяет отслеживать динамику развития, как в целом, так и по отдельным показателям. Это дает возможность оценивать эффективность предпринимаемых лечебных и коррекционных мероприятий. В результате внедрения диагностического скринингового тестирования значительно снижаются временные затраты на опрос пациента, оптимизируется структура приема, появляется необходимый резерв времени для разъяснительной работы с родителями. Помощь приобретает более индивидуальный, адресный характер в соответствии с полученным графическим профилем развития конкретного ребенка. У специалиста освобождается время для составления оптимальной программы абилитации ребенка, включающей график посещений диагностических консультативных и реабилитационных мероприятий. На основании анализа результатовдиагностического скринингового тестирования, разрабатываются рекомендации для родителей с указанием основных направлений работы, при необходимости назначаются консультации специалистов педагогического профиля (логопед, психолог, дефектолог, социальный педагог и др.) или выдается направление в центр ранней помощи. Данная программа абилитации может быть предложена родителям, как в электронном виде, так и на бумажном носителе.В перспективе данная компьютерная диагностическая методика позволит, вопервых, координировать деятельность учреждений медицинского, социального профиля, а так же учреждений системы образования, вовторых, на основе данных, поступающих из районных поликлиник, возможно создание базы данных (архива) детей раннего возраста, нуждающихся в коррекционной поддержке. Единая скрининговая методика тестирования и стандартизированные показатели развития, разработанные для детей раннего возраста, позволят специалистам различного профиля говорить на едином диагностическом языке.Таким образом, разработка и внедрение научно обоснованной, стандартизированной, удобной в применении в широкой практике и объединяющей усилия специалистов различного профиля методики ранней диагностики нарушений развития у детей является актуальной проблемой современности. Возможность раннего безвыборочного скринингового тестирования ребенка по всем линиям психомоторного развития с графической фиксацией результатов приведет к раннему выявлению и своевременной коррекции отклонений в развитии у детей раннего возраста.

Ссылки на источники1.Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л.И. Анцыферова// Психология формирования и развития личности. –М.: Издво «Наука», 1981. –С. 3–19.2.Методические рекомендации по обследованию и составлению индивидуальных программ ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностьюФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» Москва 2015 год3.Пренатальная диагностика наследственных и врожденных болезней / Под ред. Э. К. Айламазяна, В. С. Баранова. М.: МЕДпрессинформ, 2006. 415 с.4.Приказ Минздрава РФ от 28.12.2000 N 457 о совершенствовании пренатальной диагностики в профилактике наследственных и врожденных заболеваний у детей.http://www.bestpravo.ru/5.Разенкова Ю.А. Проблемы и перспективы региональной политики в области ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Ранняя психологомедикопедагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: материалы конф. Москва, 1819 февр. 2003 г. / сост. Ю.А. Разенкова, Е.Б. Айвазян. М., 2003. С. 3044.6.Скворцов И.А., Ермоленко Н.А. Развитие нервной системы в норме и патологии. –М.: МЕДпрессинформ, 2003.7.https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154161/ Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036р <Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 2020 годы и на перспективу до 2025 года>8.http://government.ru/docs/11908/Постановление от 15 апреля 2014 года №294 «Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.»