Уровень профессионального выгорания педагогов в современной системе СОШ и пути его преодоления

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Логинова А. А. Уровень профессионального выгорания педагогов в современной системе СОШ и пути его преодоления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2646–2650. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86560.htm.
Аннотация. В статье рассматривается сущность профессионального выгорания педагогов в современной системе СОШ, в ходе исследования была поставлена цель измерить уровень профессионального выгорания у педагогов г. Владимира. Анализ результатов показал, что данное явление – синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов сотрудников. Также в статье обозначены пути преодоления данной проблемы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Логинова Анна Анатольевна,Студентка 4 курса кафедры СПП ВлГУ города ВладимираAnya_loginova_94@mail.ru

Уровень профессионального выгорания педагогов в современнойсистеме СОШ и пути преодоления

Аннотация. Встатье рассматривается сущность профессионального выгорания педагогов в современной системе СОШ, в ходе исследования была поставлена цель измерить уровеньпрофессионального выгорания у педагогов г.Владимира. Анализ результатовпоказал, что данное явление синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональноэнергических и личностных ресурсов сотрудников.Так же в статье обозначены пути преодоления данной проблемы. Ключевые слова:профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание, психическое выгорание, пути преодоления, синдром, симптомы, истощение, стресс.

В данное время проблема профессионального выгорания специалистов образования становится все более актуальной. Ее возникновение первоначально, как социальной проблемы, а затем и исследовательской, было обусловлено тем мощным отрицательным эффектом, который она оказывает на профессиональную деятельность и особенности поведения людей. Наиболее отчетливо его последствия ощущаются в профессиях «субъектсубъектного» типа, где основным предметом труда являются человеческие проблемы и трудности (учителя, медицинский персонал, социальные работники, работники правоохранительных органов, психологи и т.д.). Анализируя литературные источники по проблематике данного вопроса мы видим, что существуют противоречия в толковании данного синдрома. В литературе можно встретить такие понятия, как «психическое выгорание», «профессиональное выгорание», «эмоциональное выгорание», «сгорание» все это названия одного и того же явления.Многочисленные данные показывают, что синдром профессиональноговыгорания, наряду с другими разновидностями профессионального стресса, вызывает появление депрессивных настроений, снижения мотивации и отсутствия интереса к работе, низкой оценке своей профессиональной эффективности, что, в конечном итоге, сказывается на работоспособности человека, приводя к ухудшению продуктивности деятельности.Анализируя литературу по данной проблеме, можно сделать вывод, что этим вопросом занимались какзарубежные ученые, так и отечественные. А.Широм считает «выгорание» комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактором является эмоциональное истощение. Дополнительные компоненты выгорания являются следствием поведения (купирование стресса), ведущего к деперсонализации или собственно когнитивно эмоционального выгорания, которое выражается в редуцировании персональных достижений П.Брил говорит, что причина выгорания неосуществимые ожидания. Онне допускает возможности возникновения выгорания вне профессиональной деятельности и выгорания среди лиц, страдающих психическими расстройствами (например, депрессией). Социальный психолог Маслач внесла новые характеристики «burnout,» под которым она понимала психологическое состояние здоровых людей, оказывающих профессиональную помощь пациентам или клиентам при высоких эмоциональных нагрузках и плотном коммуникативном взаимодействии. Вообще «burnout» является истощением энергии у работников в сфере социальной работы, в ситуациях, когда присутствует ощущение перегруженности проблемами других людей. Это сопровождается состоянием тревоги и фрустрации, возникающим в результате преданности делу, определенному жизненному стилю отношений, ведущих к провалу ожидаемой награды. Среди отечественных ученых можно упомянуть: В.В. Бойко, В.Е. Орел, Н.Е. Волопьянова, Т.В. Форманюк и другие.В.В. Бойко приводит определение термина «выгорание» это выработанный личностью механизм психологической защиты вформе полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравматические воздействия. Представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще –профессионального поведения. С одной стороны оно позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой –выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с людьми [12,с.45].В.В. Бойко развивая концепцию «эмоционального сгорания», выделяет следующие критерии для описания синдрома:1.мощныйотрицательный стресс (дистресс) за короткий промежуток времени;2.аффективные расстройства;

страх повторения травмирующего события;

выраженное чувство вины;

тревожная симптоматика [4,с.6769].Первоначально в отечественной психологии появился термин «эмоциональное сгорание», введенный Т.В. Форманюк [5,c.4547]. Использование термина «эмоциональное выгорание» закономерно потому, что симптом эмоционального истощения является самым первым и основным в данном синдроме и запускает остальные симптомы. Используя термин «профессиональное выгорание», исследователи подчеркивают, что данный синдром проявляется в профессиональной сфере и связан с отношением человека к работе.Анализируя литературупо данному вопросу, можно сделать вывод, что типичным для отечественной психологии является рассмотрение синдрома в контексте профессионализации, особенно в исследованиях выгорания учителей. Например, Н. В. Мальцева дает следующее определение: «Синдром психического выгорания представляет собой сложное структурнодинамическое образование, которое формируется в процессе педагогической деятельности и является негативным эффектом профессионализации» [11,c. 7780].В. Е. Орел считает, что в «общеметодологическом плане отсутствует определение места выгорания среди таких традиционных для психологии понятий, как «деятельность», «личность», «психические свойства», «психические процессы». По мнению автора, «упоминание о том, что выгорание представляет собой профессиональный феномен, абсолютно не означает четкого определения его статуса, а порождает новые проблемы, связанные с дифференциацией феномена выгорания от таких понятий, как “профессиональный кризис” и “профессиональная деформация”. Справедливо отмечается также, что нет единой объясняющей концепции. В результате проведения теоретических и эмпирических исследований В. Е. Орел считает: «Влияние выгорания на личность профессионала заключается в проявлении ряда функциональных закономерностей. Эти закономерности носят как общий “сквозной” характер, проявляющийся навсех уровнях организации личности, так и могут быть специфическими для определенных ее сфер»[13,c. 9699].Исследование для выявления уровня профессионального выгорания педагогов общеобразовательных учреждений проводилось на базе МБОУ СОШ №41 г.Владимира, выборку составили 35 человек.Исследование реализовано при помощиследующих методик:психические состояния учителей А.О. Прохоров опросник по психическому выгоранию учителей А.А.Рукавишникова.

Опросник на выгорание (MBI) К. Маслач и С. Джексона. Анализ результатов представлены в схематичном виде :

Опросник по психическому выгоранию учителей А.А.Рукавишникова показал, что у педагоговМБОУ СОШ № 41есть отклонения от нормы. Из результатов видно, что у испытуемых есть склонность к ЛО(личностное отдаление), ПИ (психоэмоциональное истощение). Данные показатели могут свидетельствовать о:

специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми

уменьшении количества контактов с окружающими

повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения негативизме по отношению к другим людям

исчерпание эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми

физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.С помощью опросника на выгорание (MBI) К. Маслач и С. Джексонбыло выявлено, что у педагогов повышено эмоциональное истощение .02468101214ПИЛОПМИндекс выгоранияКрайне низкийНизкийСреднийВысокийКрайне высокий

Из рисунка видно, что у 49% опрошенных педагогов есть риск эмоционального истощения, которое выражается в проявлении эмоциональной опустошенности и ощущении хронической усталости, вызванной работой. Усталость не проходит после ночного сна и быстро возвращается после отдыха (выходных или отпуска). У сотрудников снижается продуктивность и качество работы. У 27% наличие деперсонализации при которой собственные действия воспринимаются как бы со стороны и сопровождаются ощущением невозможности управлять ими. Редукция личностных достижений 24% опрошенных, это явление связано со снижением самооценки сотрудника и проявляется в:снижении профессиональной мотивацииснижении ответственности к своим обязанностямнегативном оценивании себя, своих профессиональных достижений, успехов.Результаты методики «Психические состояния учителей» А.О.Прохорова следующие: 1)Положительные деятельностные состояния –35%2)Отрицательные деятельностные состояния21%3)Положительные состояния общения48%4)Отрицательные состояния общения15%5)Состояния, обусловленные положительным отношением к работе, ученикам, окружающим33%6)Состояния, обусловленные отрицательным отношением к работе, ученикам, окружающим29%7)Положительные психофизические состояния 54%8)Отрицательные психофизические состояния23%9)Положительные эмоциональные состояния58%10) Отрицательные эмоциональные состояния 34%11)Положительные волевые состояния66%12)Отрицательные волевые состояния21%13)Положительные интеллектуальные состояния56%14)Отрицательные интеллектуальные состояния 25%Исходя из результатов методики можно сделать вывод, чтопсихическое состояние педагогов МБОУ СОШ №41г.Владимира имеет отклонения и стоит обратить внимание на отрицательные эмоциональные состояния 34%. Данное состояние характеризуется:1) Ощущением внутренней напряженности.2. Гиперестезическиереакции. При нарастании тревоги множество событий внешней среды становятся значимыми для субъекта, а это, в свою очередь, еще больше усиливает тревогу).0%10%20%30%40%50%60%Эмоциональное истощениеДеперсонализацияРедукция личных достижений3. Собственно тревога характеризуется появлением ощущения неопределенной угрозы, неясной опасности.4.Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, нарастание интенсивности тревоги приводит субъекта к представлению о невозможности избежать угрозы. Таким образом,можно сделать вывод, что у педагогов МБОУ СОШ № 41г.Владимира профессиональное выгораниеприсутствует и требует мер по преодолению данного синдрома. Проанализировав литературу по данной теме можно обозначить некоторые рекомендации :•улучшение условий труда и отдыха (наличие кабинета психологической разгрузки, где социальный педагог психолог может получить надлежащую ему помощь, снять напряжение после рабочего дня;) В школах, где находится данный кабинет, уровень профессиональной деформации гораздо ниже, чем в остальных учреждениях.•улучшение психологического климата в коллективе, направленное на создание здоровой рабочей среды.•способность к адекватной самооценке без ориентира исключительно на уважение окружающих людей, способность останавливаться и анализировать собственную жизнь и полученные результаты, умение радоваться достигнутым успехам;•способность к адекватному абстрагированию и взвешенному принятию решений перед взятием на себя какихлибо обязательств (например, не следует брать на себя большую ответственность за ученика, чем он сам);

Ссылки на источники1)АболинЛ.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. —Казань, 2007.ISBN5272001152)БезносовС.П. Профессиональная деформация личности. —СПб.: Речь,2004. ISBN5–98563–057–93)Василюк Ф.М. Психология переживаний. М., 2004. ISBN 59853605794)Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова —Спб.: Питер, 2005 г.ISBN985–433–825–85)Водопьянова, Н.Е. Психическое выгорание и качество жизни / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова// Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л.А. Коростылевой. СПб: СПбГУ, 2002.ISBN5926800684



6)Климов Е.А. Психология профессионала. М., 2006. ISBN5769508442

7)ЛаренцоваЛ.И., Соколова Е.Д. Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания // Российский стоматологический журнал. 2002.№2. 8)ЛевитовН.Д. О психических состояниях человека. М.: Издво «Просвещение», 2004..ISBN5883134661

9)ЛеоноваА.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал, 2004, Т. 25. №2 10)МарковаА.К. Психология профессионализма. М., 2006. ISBN576950844211)МитинаЛ.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 2004.ISBN589395497112)Орел В.Е., Рукавишников А.А. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность. / Психология субъекта профессиональной деятельности. Ярославль, 2002. —С.4965.13) Орел В.Е. Синдром психического выгорания какдезадаптивныйпроцесс // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3го Всероссийского съезда психологов. В 8 Т. СПб.: Издво С.Петерб. Унта, 2003, Т.6. С.180184.14) Прохоров А.О. –М : ПЕР СЭ, 2004.176 с. ISBN5929201242 15) Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. –2008, № 816)ЮдчицЮ.А. К проблеме профессиональной деформации. // Журнал практического психолога, 2005. №7