Анализ профессиональной деятельности преподавателей вузов и поиск путей повышения эффективности их труда

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Овчаренко М. С., Горшкова Н. П. Анализ профессиональной деятельности преподавателей вузов и поиск путей повышения эффективности их труда // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2916–2920. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86616.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей профессиональной деятельности преподавателей вузов, рассмотрены возможные факторы риска, влияющие на состояние здоровья преподавателя в процессе его трудовой умственной деятельности, предложено решение по повышению эффективности труда преподавателей высших учебных заведений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Овчаренко Марина Сергеевна,кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой безопасности технологических процессов и производств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «СанктПетербургский государственный аграрный университет», г. СанктПетербургоvcharenko_ms@mail.ru

Горшкова Надежда Петровна,студентка2 курса Института технических систем, сервиса и энергетики, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «СанктПетербургский государственный аграрный университет», обучающаяся по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность», г. СанктПетербургnadyagorsh95@mail.ru

Анализ профессиональной деятельности преподавателей вузов и поиск путейповышения эффективности их труда

Аннотация.Статья посвящена изучению особенностей профессиональной деятельности преподавателей вузов, рассмотрены возможные факторы риска,влияющие на состояние здоровья преподавателя в процессе его трудовой умственной деятельности, предложено решениепо повышению эффективности труда преподавателей высшихучебных заведенийКлючевые слова: профессиональная деятельность, производственный фактор, преподаватель, утомление, здоровье, комната психологической разгрузки

Обеспечение безопасности жизни и здоровья работниковза счетулучшенияусловий труда в процессе трудовой деятельности является одной из важнейших задач нашего Государства.Трудовая деятельность преподавателей вузов относится к сфере деятельности, которая не участвует непосредственно в производственном процессе,апродолжает оставаться одной из наиболее массовых разновидностей умственного труда.Общеизвестно, что умственные нагрузки значительно быстрее приводят к усталости, чем физические[1].Сегодня в нашей стране делятся своими знаниямиболее одного миллиона преподавателей. Какой наша страна станет завтра, а с ней ивозрастающее поколение напрямую зависит от тех, кто нас учит.Рольпреподавателя в высшем учебном заведении(ВУЗе)является ключевой фигурой учебновоспитательного процесса, эффективность которого определяется не только профессиональной компетентностью, но и во многом зависит от его психического и физического здоровья.Профессия преподавателя заслуживает всестороннего и глубокого изучения, так как имеет ряд характерных особенностей.Проанализировав большое количестволитературных источников, можно сказать, что на сегодняшний день работ по изучению условий труда преподавателей высших учебных заведений, состояния их здоровья крайне недостаточно, относятся они в основном к периоду 6080х годов прошлого столетия. В этих работах отмечены неблагоприятные санитарногигиенические условия труда преподавателей образовательных учреждений за счетнесоответствия параметров микроклимата в аудиториях зимой, недостаточного уровня искусственного освещенияв аудиториях.Снижение уровня финансирования образования привело к сокращению строительства новых учебных помещений, лабораторий и комплексов, невозможности ремонта и реконструкции существующих, замены оборудования, мебели, обеспечения требуемых уровней освещенности и воздушнотеплового режима в лекционных аудиториях. Кроме того, в последние годы произошло существенное изменение трудовогопроцессав образовательных учреждениях,за счет внедрение ряда инноваций в учебный процесс, а условия трудапедагоговостались те же, что и 2030 лет назад[2].Существует мнение, что уровень временной нетрудоспособности работников высших учебных заведений в целом выше, чем в других отраслях народного хозяйства[3]. Поиск путей повышения эффективности труда преподавателей вузов при максимальном сохранении их здоровья требует проведения большого объёма научныхисследований, раскрывающих существо, содержание профессии и условий, в которых осуществляется повседневная умственная работапреподавателя, чему и посвящена настоящая работа.Рассмотрим возможные факторы риска, негативно влияющие на состояние здоровья профессорскопреподавательского состава (ППС) ВУЗав процессе трудовой деятельности, сведенные в предлагаемую схему, представленнуюна рис. 1.





















Рис.1 –Схема возможных факторов риска, негативно влияющихна состояние здоровья ППС ВУЗа в процессе трудовой деятельности.Из рис. 1 видно, что факторы, негативно влияющие на состояние здоровья ППС ВУЗа в процессе трудовой деятельности,представлены тремя укрупненными блокамии подразделяются на:физические, психофизиологические, стрессогенные. Каждый из представленныхфакторов в блокеможет стать причиной профессионального и профессионально обусловленного заболевания нервной системы,голосоречевых органов, опорнодвигательного аппарата, сосудистой системы и инфекционных заболеваний. Остановимся подробнее на каждом из них.

Ведущей формой труда преподавателя ВУЗа является лекция. Лекционная работа преподавателей ВУЗа, как основная форма их профессиональной деятельности, характеризуется определенным количеством произносимых слов и релевантных жестов. Учет информационной сущности языковой и жестовой речи позволяетиспользовать эти функции в качестве характеристики напряженности преподавательского труда, основным компонентом которого является слово как надежный индикатор психофизиологических состояний[4]. Работа в режиме непрестанной ответственности за учащихся неограниченной продолжительности рабочего времени, высокой плотности межличностных контактов, постоянного возникновения непредсказуемых ситуаций отрицательно сказывается на здоровье преподавателя, и, к сожалению, может привести к появлению ряда профессиональных заболеваний.Основная причина напряженности труда любого преподавателя сопряжена со спецификой объекта трудаобучающихся, требующих внимания и участия, часто непредсказуемых, эмоциональных, конфликтных, в том числе откровенно проблемных.Преподаватели несут повышенную ответственность за качество образования и выполняют большое количество неоднородных задач и обязанностей, что может привести к развитию различного вида негативных психологических проявлений.С целью изучения влияния установленных факторов были проведены исследования, заключающиеся в собственныхнепосредственныхнаблюдениях и опросахпреподавателей выпускающей кафедры «Безопасности технологических процессов и производств»(БТПиП) СанктПетербургского государственного аграрного университета. Сегодня выпускающаякафедра БТПиП ведет подготовку бакалавров и кадров высшей квалификации по направлению подготовки «Техносферная безопасность», имеет высокий процент остепенённостии составляет 90%, доля профессоров, докторов наук составляет –30%, кандидатов наук, доцентов –50 %, кандидатов наук без звания –10 %.Сравнительный анализ распределения ППС кафедры БТПиП по возрасту за последние три года, представлен на рис. 2. Из рис. 2 видно, что в 2015 году по сравнению с 2011годом доля преподавателей с возрастом от 30 до 40 лет увеличена на 10% за счет увеличения возраста молодых кадров переместившихся из возрастной группы до 30 в группу от 30 до 40. Доля ППС возрастом от 40 до 60и от 60 и более имеет стабильную динамику. Кроме этого, у пятиштатных преподавателей кафедры имеется опыт работына производстве. Два сотрудника кафедры из числа докторов наук, профессоров являются академиками международной академий наук по экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).Опрос преподавателей проводился на основании собственных разработанных опросных листов, результаты которого представлены на рис. 3.Выполненные исследования показали, что у преподавателей имеются нарушения в состоянии их здоровья. Несмотря на то, что продолжительность рабочего дня ППС составляет 6 часов, она нередко доходит и до 810 часов и что зачастую начало рабочего дня преподавателя –уже сигнал напряженного психоэмоционального состояния.

Рис. 2 –Распределение ППС кафедры БТПиП по возрасту

Рис. 3 –Результаты проведенных опросов ППСкафедрыБТПиП

В результате проведенных исследований практически всепреподаватели назвали существенной причиной отклонений в состоянии их здоровья особенности своей профессиональной деятельности, а именно нервноэмоциональное перенапряжение и психологические перегрузки.В связи с вышеизложенным трудовую деятельность преподавателянеобходимо поддерживатьссоблюдением элементарных физиологических требований к педагогическому рабочему пространству и времени. Для решения данной проблемы с целью профилактики психоэмоционального перенапряжения и развития психологического стресса в процессе педагогической деятельности предлагается в обязательном порядке организовывать вВУЗахкомнатыпсихологической разгрузки (КПР) иликомнаты релаксации(КР).

На основании проведенного системного критического анализа существующихКПР и КР(рис. 4) с выявлением основных преимуществ и недостатков были сформированы принципы, накоторыхосновывался предлагаемыйновый пилотный проект КПРдля ППСВуза, представленный на рис. 5.

Рис. 4 –Некоторые изученные примеры комнат психологической разгрузки Рисунок 5–Предлагаемый новый проекткомнаты психологической разгрузки:1бактерициднаялампа; 2живой уголок; 3стол; 4проектор; 5кресло; 6персональный компьютер; 7рабочий стол; 8стерео колонки; 9проекционный экран; 10кондиционерионизатор воздуха.Данный проект спроектирован с учетом материальнотехнического обеспечения кафедры на примере имеющегося аудиторного фонда и предусматривает следующие размещение: влевой части комнаты (рис.5) разместить проектор 4 на журнальном столике 3, рядом на стене кондиционерионизатор воздуха 10, которые вместе с искусственно выполненной композицией оформления (из камня, березы, создание уголка живой природы и т.п.) 2будут выполнены для эстетического восприятия, с размещением по углам комнаты стерео колонок8. В средней части помещения установить 10 кресел 5,с наушниками,в шахматном порядке на ковровом покрытии, для просмотра на экране 9 слайдов (специальных видеороликов). В правой части предполагается оборудовать аппаратную, где будут размещены аппараты, приборы и оборудование для работы штатного психолога. По углам комнаты предполагается разместить бактерицидные лампы 1, окна затемнить за счет шторы (жалюзи) сочетающейся с интерьером комнаты. Стены комнаты выполнить согласно описанию по оформлению КПР с цветовой подсветкой. Потолок может быть выполнен подвесным с определенным освещением и покрашен в нейтральные тона.Все виды покрытий должны выдерживать воздействие ультрафиолетового излучения и многократную санитарную уборку.Кроме этого, комнатупсихологической разгрузки рекомендуется оборудоватьдополнительной шумоизоляцией. В комнате обязательно необходимо наличие мягких креселавиационного типа 5, темных тонов. Кресла устанавливаются ближе 2,5ми не далее 8 м от стены, на которой располагается проекционный экран 9.Расположение кресел в шахматном порядке позволит не нарушать личное пространство каждого преподавателя. Дополнительно устанавливаются рабочий стол, рабочее кресло с сиденьем переменной высоты. На столе размещаются пульт управления сервисными механизмами, аудиои видеоаппаратурой, микрофон.В комнате оборудуется рабочее место психолога, которое представляет собой смежноизолированное с основным залом помещение, из которого психолог координирует и контролирует весь процесс психологической разгрузки. На рабочем месте психолога установлен компьютер 6, при помощи которого он управляет всем техническим оснащением комнаты.Гигиенические и эстетические требования к отделкеданного помещения такие же, как и к основному помещению. Рабочее место оснащается рабочим столом 7, рабочим креслом с переменной высотой сидения. Рабочее место психолога выделяется из общего интерьера комнаты таким образом, чтобы создавались условия психологического комфорта. Дополнительно могут быть установлены аквариум, террариум.Кроме этого, рабочее место психолога обеспечивается телефонной связью для экстренного вызова медицинской или иной помощи.На рабочем месте психолога должна находиться аптечка первой помощи, комплектуемая за счет здравпункта подразделения или медицинской службы.Таким образом, предлагаемый новый проект комнаты психологической разгрузки позволитснятьнервное напряжениепреподавателей, усталость, психологическое утомление; сможет восстановить психическое равновесиеи работоспособность; обеспечить профилактикуэмоциональнострессового состояния.

Ссылки на источники1.Клебанова В.А. Синдром хронической усталости (обзор) // Гигиена и санитария. 1995. № 1. С.144148.2.Изучение особенностей профилактики и преодоления усталости [Электронный ресурс] –URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=581456; [Дата обращения 13.02.2016].3.Корчевский, А.М. Особенности профессиональной деятельности и состояние здоровья преподавателей вузов[Электронный ресурс] –URL: http://www.amursu.ru/attachments/article/11778/5355.pdf;[Дата обращения 15.12.2015].4.Рыжов, А.Я. Физиологическая характеристика преподавательского труда и его оптимизация в условиях вуза. –Тверь, 2009. –224 с.