Использование разноуровневых заданий при изучении темы «Величины» в начальной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Негодина Т. Р. Использование разноуровневых заданий при изучении темы «Величины» в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2971–2975. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86627.htm.
Аннотация. В данной статье на конкретном примере показаны проблемы, которые возникают у детей при изучении темы «Величины» в начальной школе. С помощью дифференцированного обучения их можно избежать. Учителю предложены рекомендации для организации работы, а также примерные разноуровневые задания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Негодина Татьяна Родионовна,Учитель, МКОУ ООШ с. Васильевское

Использование разноуровневых заданий при изучении темы "Величины"

в начальной школе

Аннотация.В данной статье на конкретном примере показаны проблемы, которые возникают у детей при изучении темы "Величины" в начальной школе.С помощью дифференцированного обучения их можно избежать. Для учителя предложены рекомендации для организации работы, а такжепримерные разноуровневые задания.Ключевые слова:рекомендации, разноуровневая дифференциация, изучение темы "величины" в начальной школе, примерные задания.

Ситуация.Вернувшись из школы, Маша сообщила:

Сегодня на математике мы повторяли темы «Периметр» и «Площадь». Нам задали домашнее задание ‬определить количество рулонов обоев, которое необходимо, что бы оклеить гостиную.

Наскоро перекусив, Маша отправилась выполнять домашнее задание. Временами из комнаты доносилось:

Я ширину и длину измерила, а высоту тоже надо?

А что нужно найти периметр или площадь?Первой не выдержала мама:

Давай, я тебе помогу. Сначала найдем площадь одной стены. Хм…А высота точно 2 м 30 см? Папа, сходи измерь! Так, а стены у нас четыре, а тут еще балкон…Пока родители были заняты решением задачи, Маша ушла выполнять задание по чтению. Когда она вернулась, мама с папой были на 5 действии и решали: какой ширины они будут покупать обои, как вычесть дверную арку и стоит ли переплачивать, если не хватит 30 см2 ?Проанализировав ситуацию, возникает сразу несколько вопросов:Вопервых, была ли польза для Маши при выполнении домашнего задания, и как она завтра будет его объяснять? Вовторых, сколько таких же Маш, точно так же выполнили домашнее задание?Втретьих, были ли в классе такие Маши, которым достаточно было дать алгоритм, и они «додумали» бы сами?Вчетвертых, может быть, в классе есть такие ребята, которые вообще справились сами? Потом еще родителям сообщили, что зря они переплатили за лишний рулон обоев.В целом, речь идет об изучении в начальной школе темы «Величины», которая является обязательной и имеет большое значение. Так, знакомство с ней дает детям представление о явлениях и предметах из повседневной жизни. Они учатся сравнивать, переводить одни единицы измерения в другие, и вообще отличать величину от единицы измерения. Но как показывает практика, не все дети на достаточном уровне усваивают материал по данной теме.Вопервых, это зависитот специфики преподавания темы «Величины». Знакомство с любой новой величиной необходимо строить по четкому алгоритму. Н.Б. Истомина предлагает именно такой алгоритм, который содержит следующие этапы, каждый из которых является очень важным.1Выяснение и уточнение представлений школьников о данной величине (обращение к опыту ребёнка).2Сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, наложением, приложением, путём использования различных мерок).3Знакомство с единицей данной величины и с измерительным прибором.4Формирование измерительных умений и навыков.5Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования.6Знакомство с новыми единицами величин в тесной связи с изучением нумерации и сложения чисел. Перевод однородных величин, выраженных в единицах одного наименования, в величины, выраженные в единицах двух наименований, и наоборот.7Сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименований.8.Умножение и делениевеличин на число.[1]Вовторых, качество усвоения знаний будет зависеть, во многом, от уровня обученности учащихся по данной теме, то естьпедагогу, для достижения хороших результатовв работе,необходимо осуществлять дифференцированный подход.Наиболее оптимальным вариантом, на наш взгляд, является уровневая дифференциация. Она подразумевает условное деление класса на три уровня. И. М. Чередов дает подробную характеристику этих уровней [2].В целом, это учащиеся с высоким, средним и низким уровнем усвоения учебного материала.

высокий уровень обучаемости ‬учащиеся, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, в частном видят общее, способны самостоятельно развивать раскрытые на уроке положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткоевремя;

средний уровень ‬ученики усваивают учебный материал после тренировочной работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определённых тренировочных упражнений умеют увидеть в частном общее; овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости;

низкий уровень ‬учащиеся усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, затрудняются в выделении существенного, закономерного после общей тренировочной работы со всем классом, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа.Следует отметить, что при такой организации работы, учащиеся имеют право и возможность перехода из одной группы в другую, что позволяет учителю проследить динамику.Итак, изучение темы «Величины»в начальной школе имеет свою специфику. В работе над ней необходимо учитывать особенности каждого учащегося, что позволяет реализовать технология уровневой дифференциации. Для правильной организации данной технологии нужно:1.Провести входную диагностику по данной теме, которая позволит определить уровень обученности каждого и негласно разделить учащихся наусловные группы.2.Использовать уровневую дифференциацию на разных этапах урока: это и устный счет, и изучение нового материала, и закрепление, и, конечно, домашнее задание.3.Применять на уроке разные формы работы: давать разноуровневые задания при работе в группах, во фронтальной и индивидуальной работах.4.Использовать разноуровневые задания при изучении разных тем в разделе «Величины». Например:

Тема «Длина».

Выполни преобразования:1 уровень.

1 км = …м1 см = …мм11 м = …дм1 дм =…мм1 дм = … см1 м = …см2 уровень.

6 км 50 м = …м7 см 3 мм = …мм3 м 2 дм = …дм4 дм 5мм = …мм

6 дм 1 см = …см5 м 10 см = …см3 уровень.

8300 м = …км …м

160 мм =… см540 дм = … м

905 мм = … дм …мм 85 cм = … дм …см 800 м = …см1 уровень.Соедини линиями единицы измерения левого столбика с единицами измерения правого столбика.44 мм

440 см44 м

4 см 4 мм44см440 мм44дм

440 дм2 уровень.Вставь подходящие числа. Соедини линиями единицы измерения левого столбика с единицами измерения правого столбика. мм см 44 м 4 см 4 мм см

440 мм44 дм дм3 уровень.Вставь подходящие числа. Соедини линиями единицы измерения левого столбика с единицами измерения правого столбика. мм

440 см м

4 см 4 мм см440 мм

дм440 дм

1 уровень.Укажи единицы длины.Длина карандаша 15Ширина комнаты 4Расстояние от Кирова до Москвы менее 1000Длина швейной иглы может быть 60Высота березы до 252 уровень.Укажи единицы длины. Пронумеруй в порядке убывания.Длина карандаша 15Ширинакомнаты 4Расстояние от Кирова до Москвы менее 1000Длина швейной иглыможет быть 60 Высота березы до 25

3 уровень.Укажи единицы длины. Пронумеруй в порядке возрастания. Дополни своими примерами.Длина карандаша 15Ширина комнаты 4Расстояниеот Кирова до Москвы менее 1000Длина швейной иглы может быть 60 Высота березы до 25

Тема «Площадь»Реши задачу:1 уровень.Площадь прямоугольника равна 48см2. Ширина прямоугольника 4 см. Чему равен периметр прямоугольника?2 уровень.Площадь прямоугольника равна 48 см2. Какова длина и ширинапрямоугольника, если ширина в 3раза короче, чем длина?3 уровень.Периметр прямоугольника равен 32 см, площадь 48см2. Определи длину и ширину прямоугольника.

1 уровень.Рассмотри чертеж и реши задачу.Найди площадь листа бумаги.6см





2 уровень.От листа бумаги отрезали часть, найди площадь оставшегося листа.







3 уровень.Составь задачу по чертежу и реши ее.





1 уровень.Одна сторона прямоугольника 8 см, это на 5см меньше другой его стороны. Вычисли площадь прямоугольника.2 уровень.Чему равна 1/3 часть площади квадрата со стороной 6 см.3 уровень.Найди площадь прямоугольника, периметр которого равен периметру треугольника со сторонами 3 см, 4 см, 5 см.

1 уровень.Заполни таблицу:6см2см4см6см4см2см?2см ?

2см4смДлина

A15м15м20мШиринаB10м22м20мПлощадьS= a×b

ПериметрP=(a+b)×2

2 уровень.

Длина

15м10м

Ширина10м

22м

Площадь

100м2

400м2Периметр

74м80м3 уровень.

№1234Длина15м10м

Ширина10м

22м

Площадь

100м2

400м2Периметр

74м80мРасположиномера в порядке возрастания показателей площади и периметра



Тема «Время»1 уровень.Вырази:1 в. = … лет 48 ч = … сут.14 мес.=… г…мес. 360 с = … мин1 мин. 12 сек. = … сек. 3 сут. 12 ч =… ч2 уровень.Сравни: 1 в. 120 лет 48 ч 3 сут.14 мес. 1 г. 360 с 2 мин1 мин. 12 сек. 72сек. 3 сут. 12 ч 72 ч3 уровень.Сравни:I в. CXXлет XLVIIIчIIIсут.XIVмес. Iг.CCCVXс IIминIмин XIIсек LXXIIсек. IIIсут.XIIчVXXIIч

Тема «Масса»1 уровень.Определи закономерность и продолжи ряд.





2 уровень.Определи закономерность и вставь недостающие величины.



108кг11г36 кг22 г12 кг33 г……108кг11г…22 г12 кг…4 кг…

3 уровень.Определи закономерность и вставь недостающие величины. Увеличь полученные в ряде величины четные величины в 2 раза.





1 уровень.Запиши, сколько килограммов ягодкаждого вида собралиученики сельской школы с пришкольного участка.



































Клубника















































Облепиха

























Смородина















































Малина





























































































































10кг







2 уровень.Рассмотри диаграмму. Определи масштаб, в котором она построена. Запиши, сколько килограммов ягодкаждоговида собрали ученики сельской школы с пришкольного участка.



































Клубника















































Облепиха

























Смородина















































Малина































































































































кг



30кг



3 уровень.Рассмотри диаграмму. Определи масштаб, в котором она построена. Запиши, сколько килограммов ягод каждого вида собрали ученики сельской школы с пришкольного участка. Вычисли общую массу урожая и вырази результат в килограммах.



































Клубника















































Облепиха

























Смородина

















108кг11г…22 г12 кг…4 кг…































Малина































































































































ц



30ц



















































Тема «Обобщение и систематизация знаний по теме «Величины»1 уровень.Сравни:600 г …1 кг

7 м 6 дм … 67 дм5сут. … 50 ч

4 ц … 40 кг100мин … 1ч

5 т …500 ц 2 уровень.Найди выражения, в которых знак поставлен неверно. Исправь ошибки.789 � 1 кг

98 см < 1 м7дм 9 см = 79 мм9 ц = 90 кг26 сут < 1 мес

6 т > 600 ц3 уровень.Дополни неравенства недостающими данными так, чтобы онистали верными.□ г� 1 кг□см > 1 м7 дм 9 см =□мм9 ц = □кг□сут > 1 мес

6 т < □ц

1 уровень.Найди и подчеркни лишнее:Сантиметр, километр, метр, длина.Килограмм, тонна, секунда, центнер.Сутки, час, век, понедельник.2 уровень.Найди и подчеркни лишнее. Дополни каждуюцепочку своим примером.Сантиметр, километр, метр, длина.Килограмм, тонна, секунда, центнер.Сутки, час, век, понедельник.3 уровень.Найди и подчеркни лишнее, дополни каждую цепочку своим примером. Составь свою цепочку.Сантиметр, километр, метр, длина.Килограмм,тонна, секунда, центнер.Сутки, час, век, понедельник.

1 уровень.Определи, по какому правилу записаны величины в столбцах.15м63 т150 дм630 ц1500 см63000кг15000 мм63 000000г2 уровень.Определи, по какому правилу записаны величины в столбцах и продолжи.15м63 т2 сут. 12 ч150 дм630 ц

1500 см63000кг

15000 мм63 000000г

3 уровень.Определи, по какому правилу записаны величины в столбцах, продолжи. Дополни своим примером.15м63 т2 сут. 12ч

150 дм630 ц

1500 см63000кг

15000 мм63000 000г

1 уровень.Вычисли:1) 7 м 4 дм 3 см ‬4 м 06 см = _ 743 406

2) 6 ц 85 кг ‬3 ц 98 кг =3) 9м 015 м + 985 м =2 уровень.Вычисли:1) 7 м 4 дм 3 см ‬ см = 3 м 3 дм 7 см _ 743 3372) ц кг ‬3 ц 98 кг = 2 ц 87 кг3)19 км 015 м + м = 20 км3 уровень.Вычисли:1)м 4 дм 3 см ‬4 м см =3 м 3 см 7 см2) 6 ц 5 кг ‬3 ц 9 кг = 87ц3) 1 км 0 5 м + 9 5 м = 20 0м

1 уровень.Рассмотри, как выполнены вычисления и продолжи по образцу.12 дм 3 см ×3 = 36 дм 9 см123 см×3 = 369 см6 км 010 м ×5 =2 уровень.Закончи записи и выполни вычисления.3 т 100кг × 7= …т…ц 3100×7= … кг3 уровень.Выполни вычисления.7 т 038 кг × 9 =1 уровень.Найди лишнюю карточку и обозначь ее цветом.







2 уровень.Распредели карточки на группы и каждую группу обозначь определенным цветом.15 т300 г8 км 300м6500 м9 ц4 дм 6 см

33 см60016 мм1600 кг

1 см 5 мм3 уровень.Распредели карточки на группы и каждую группу обозначь определенным цветом. Расположи величины в каждой группе в порядке убывания.















































Обязательно, по завершению изучения темы «Величины» необходимо провести итоговую диагностику. Она позволит педагогу оценить результат работы, а учащемуся предоставит возможность перейти из одной группы в другую.И, наконец, применение разноуровневых заданийудобно и эффективно как при изучении различных темна уроках математики, так и на других предметах в целом.