Педагогические возможности инклюзивного образования для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи
Выпуск:
ART 86629
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тарасенко
А.
С. Педагогические возможности инклюзивного образования для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
2981–2985. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86629.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации инклюзивного образования в сельском дошкольном учреждении для оказания логопедической помощи детям с нарушениями речи. В данной статье приведены результаты исследований по диагностике речевого развития детей дошкольного возраста, обоснованы методики коррекции речевых нарушений, раскрыто содержание программы логопедической помощи детям с нарушениями речи, а также проанализированы особенности работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова:
диагностика, инклюзивное образование, эксперимент, дети дошкольного возраста, нарушение речи, логопедия
Текст статьи
Тарасенко Алена Сергеевна, магистр 1 курса направления «Педагогика инклюзивного образования» института педагогики и психологии ОГПУ, г. Оренбургa.tarasenko2204@yandex.ru
Научный руководитель–Москвина Альфия Валеевна,
д.п.н., профессор
Педагогические возможности инклюзивного образования для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации инклюзивного образования
в сельском дошкольном учреждении для оказания логопедической помощидетям с нарушениями речи. В данной статье приведены результаты исследований по диагностике речевого развития детей дошкольного возраста, обоснованы методики коррекции речевых нарушений, раскрыто содержание программылогопедической помощи детям с нарушениями речи, а также проанализированы особенности работы учителялогопеда в условиях инклюзивного образования.Ключевые слова: инклюзивное образование,логопедия, нарушение речи,дети дошкольного возраста,диагностика, эксперимент.
Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и социокультурной политике в целом. Эти изменения в общественном сознании вызвали появление новой парадигмы, целью которой является интеграция детей и подростков в массовые образовательныеучреждения [2, с. 4]. Инклюзивное образование в России всё активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) в системе образования, так же каки в других странах мира. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»инклюзия понимается как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия индивидуальных возможностей и образовательных потребностей [3, с. 208]. Инклюзивное образование предполагает организацию пространства вокруг ребёнка, позволяющего полностью вовлечь его в жизнь класса, общества в целом [3, с. 208].Теоретический анализ и собственный опыт исследований показывают, что внедрение иразвитие инклюзивного образования –процесс многогранный, сложный, затрагивающий методологические, научные, административные ресурсы. Всё это актуализирует проблемы, связанные с организацией процесса обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе, круг которых достаточно широк [3, с. 142]. Социальные, экономические, экологические мероприятия, проводимые в нашем обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами здоровья. На первом этапе (констатирующий эксперимент) мы проводили диагностику исходного уровня нарушения речи у детей дошкольного возраста.Понятие дошкольного возраста охватывает возрастной период от 3 лет и до момента поступления в школу. Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков различны на разных возрастных этапах и обусловлены особенностями фонетической стороны речи детей. К трём годамдети в основном овладевают звукопроизношением. Однако имеются отдельные нарушения формирования фонетической стороныречи. Для речи детей данного возраста характерна общая смягченность (например, «зюк» –жук, «сюба» –шуба, и т.п.); замена заднеязычных звуков к, г переднеязычными. Значительная часть трехлетних детей не умеет произносить шипящие звуки, чаще всего, заменяя их свистящими («сапка», «коска», «зук»). Отмечается неумение произносить звук р (пропуск или замена его), искажение звука л. К началу четвертого годажизни ребёнок при благоприятных условиях воспитания усваивает звуковую систему языка. Значительная часть детей овладевает многими звуками; совершенствуется словопроизношение; речь ребёнка становится понятной для окружающих. Вместе с тем в речи детей имеется еще ряд несовершенств. В речевых нарушениях дошкольников наблюдаются индивидуальные различия. Типичны «обратная замена» звуков или «переупотребление звука» (вместо старого заменителя ставится вновь усвоенный звук –«шлон», «шобака»). В развитии звуковой стороны речи у дошкольниковна пятом, шестому годунаблюдается своего рода противоречивость. С одной стороны –особая чувствительность, особая восприимчивость к звукам речи, в достаточной степени развитый фонематический слух; с другой стороны –недостаточное развитие артикуляционного аппарата и полное безразличие к артикуляции. Ребёнок начинает критически относиться к своему произношению, осознает его дефекты, смущается изза них, иногда отказывается отвечать [4, с. 1].Проанализировав специальную литературу,мы выбрали следующую методику обследования детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста, предложеннуюВ.А. Акименко [1, с. 2]. В данной методике представлен уровневый подход к диагностике речевого недоразвития, что существенно упрощает сам механизм обследования и постановку логопедического заключения. Для надёжности фиксации результатов обследования разработаны таблицы, позволяющие проследить динамику коррекционной работы [1, с. 2].Согласно диагностике, проводимой на базе МБОУ Кардаиловской СОШ ГДО, были получены следующие результаты: из 100% обследуемых детей дошкольного возраста более 60% имеют различные речевые нарушения. При этом у 8% было диагностировано общее недоразвитие речи (далее ОНР ΙΙΙ уровня), у 22% нарушение произношенияотдельных звуков (далее НПОЗ), у 30% фонетическое нарушение речи (далее ФНР).
Рис.1. Показатели констатирующего эксперимента
Констатирующий экспериментДети без речевых нарушенийДети с речевыми нарушениями
Рис.2. Показатели констатирующего эксперимента: исходный уровень речевых нарушений детей дошкольного возраста
Таким образом, исходя из полученных нами результатов в ходе диагностического исследования, очевидно, что необходимо проводить коррекционноразвивающую работу сдетьми дошкольного возраста, направленную на устранение речевых нарушений.На втором этапе (формирующий эксперимент) по результатам диагностикибыла разработана программалогопедической помощи детям с нарушениями речи дошкольного возраста в контексте внедрения инклюзивного образования в деятельность современного образовательного учреждения. Цельюданной программы является построение системы коррекционноразвивающей работы в логопедическом пункте, предусматривающей логопедическое сопровождение детей 5,6,7летнего возраста, коррекцию имеющихся нарушений речи. В аспекте инклюзивного подхода методологически важной стороной реализации программы стало взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного и школьного образовательного учреждения и родителей, комплексность педагогических воздействий, направленных на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничногоразвития.Содержание программы включает в себя:Для детей с ОНР ΙΙΙ уровня:
Характеристика детей с ОНР III уровня речевого развития;
Содержание психологокоррекционной работы с детьми 67 летнего возраста с ОНР III уровня речевого развития;
Перспективный план логопедической работы с детьми 67 летнего возраста с ОНР III уровня речевого развития;
Перспективный план работы с родителями. Для детей с нарушением произношения отдельных звуков (НПОЗ):
Характеристика детей с НПОЗ;
Содержание коррекционноразвивающей работы с детьми с НПОЗ;
Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий на каждого ребёнка с заключением НПОЗ, 5го, 6го, 7го года жизни;
Учебнотематическое планирование;
Перспективный план логопедической работы по преодолению НПОЗ у детей 5го, 6го, 7го года жизни;
Перспективный план работы с родителями.Для детей с фонетическим нарушением речи (ФНР):
Характеристика детей с ФНР;Констатирующий эсперимент: речевые нарушенияОНР ΙΙΙ уровняНПОЗФНРСодержание коррекционноразвивающей работы с детьми с ФНР;
Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий на каждого ребёнка с заключением ФНР, 5го, 6го, 7го года жизни;
Учебнотематическое планирование;
Перспективный план логопедической работы по преодолению ФНР у детей 5го, 6го, 7го года жизни;
Перспективный план работы с родителями.В соответствии с поставленными целями, задачами, принципами программы логопедической помощи для детей с нарушениями речи дошкольного возраста применялись дидактические игры,которые проводились на каждом занятии.За основу нами были взяты дидактические игры, разработанные О.Е. Громовой [1]. Игра 1: «Шагаем» по лесенке вверхЦели игры:закрепить произношение звуков в начале слова, сформировать умение различать твёрдость и мягкость звуков на слух и в произношении.Ход игры:каждому ребёнку предлагается найти «ступеньки» к лесенке, которая приведет его к твёрдому или мягкому звуку. Выигрывает тот, кто быстрее всех построит свою лесенку и «пройдет» по ней, произнеся все слова правильно, или же тот ребёнок, который построит самую длинную лесенку и сможет верно произнести все слова.Игра 2: Закончи фразуЦель игры:автоматизировать произношение звуков в начале, середине и конце слова при произнесении словосочетаний.Ход игры:дети по очереди называют картинку и вспоминают словосочетание, которое ей соответствует. Можно выполнять это задание в паре: один ребёнок называет ключевое слово, другой договаривает нужное словосочетание. Выигрывает ребёнок, правильно произнесший больше всех словосочетаний.Игра 3: Путешествие по дорожкеЦель игры:закрепить правильное произношение звуков в сериях слов различной слоговой структуры.Ход игры:взрослый выдает детям фишки, кубик и объясняет правила игры: «Вы должны пройти по дорожке и собрать как можно больше карточек с картинками. С помощью считалки определите того, кто начнет игру первым». Каждый игрок бросает кубик и продвигает свою фишку ровно на столько клеточек вперед, сколько очков выпало на верхней грани кубика. Оказавшаяся на одном с фишкой игровом секторе карточка считается принадлежащей игроку при условии, если он правильно назовет предмет, изображенный на ней (не перепутав его название и при том правильно произнеся звуки). Если ребёнок называет предмет неправильно (путает его название или ошибается в произношении звуков), то оставляет эту карточку, и ее может получить следующий игрок, чья фишка окажется на одном с ней игровом секторе.Выигрывает тот, кто сумеет собрать больше всех карточек, пройдя весь путь от начала до конца дорожки.Изобразительный материал,приведённый в дидактических играх,можно использовать как на индивидуальных занятиях с ребёнком, так и на подгрупповых занятиях, причём предварительный отбор картинок и словарного материала к играм осуществляет взрослый.Работа учителялогопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей.Вопервых, учительлогопедпутём тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребёнка дошкольного возраста при помощи специальных подобранных методик. Вовторых, на основе диагностики учительлогопедсовместно с другими специалистами,составляет индивидуальный план развития с учётом особенностей ребёнка. Определяетсяиндивидуальный образовательный маршрут, разрабатываются стратегии по устранению ипредупреждениюпричин неуспеваемости детей с речевыми нарушениямидошкольного возраста [1].Втретьих, специфика работы учителялогопеда предполагает привлечение здоровых анализаторов для компенсациинедостатков речевой деятельности детей дошкольного возраста.Вчетвертых, в центре внимания логопедической работы всё время остается наиболее пострадавший компонент речи. Впятых, в зависимости от этапов речевого развития учительлогопед должен изменять свои целевые методические установки,используя при этом модульное планирование [1]. Вшестых, организация,методы и формыработы, привлекаемыйматериал должны подбираться в соответствии с
возрастнымии индивидуальнымиособенностями детей дошкольного возраста с нарушениями речи [1].Вседьмых, необходим комплексный подход к реализации программы коррекции речевого нарушения детей, так как большинство дошкольников нарушениями речи, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость [1]. Добиться результатов в логопедической работе в первую очередь позволят:
знание индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося;
тщательный отбор наглядного и дидактического материала к занятиям;
научнообоснованная, компетентная подача учебного материала;
использование разнообразных методов и форм логопедического воздействия;
оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
использование компьютерных технологий и технических средств обучения.Для реализации личностно –ориентированного подхода в развитии ребёнка
с целью повышения качества коррекционно –логопедического воздействия, были выбраныиндивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Организация коррекционной работы предполагает проведение не менее двух индивидуальныхзанятий в неделю (по 20 –30 мин). Основная задача занятий максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребёнка.На третьем этапе исследования (контрольный эксперимент) нами проведена повторная диагностика у детей дошкольного возраста с нарушения речи с целью определения эффективности программылогопедической помощи, направленной на устранение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.Проведя повторную диагностику, мы получили результаты, которые помогливыявить положительнуюдинамику речевых нарушений у детей дошкольного возрастапосле проведения формирующего этапа эксперимента.Полученные данные
динамики коррекции речевых нарушений удетей дошкольного возраста отражены на рис. 3.
Рис.3. Показатели динамики коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Показатели динамики по различным видам речевых нарушений детей дошкольного возраста до и после проведения экспериментапредставлены втаблице 1.Таблица 1Динамика коррекцииотдельных видов речевых нарушений у детей (5,6,7летнего возраста) в ходе эксперимента
Виды речевых нарушений
Констатирующий этап эксперимента(с 1.09.15г.)Контрольный этап эксперимента(по 15.02.16г.)ДинамикаОНР ΙΙΙ уровня8%2%+НПОЗ22%3%+ФНР30%2%+
Результаты позволяют отметить, что прослеживаетсяположительная динамика: снижение показателей низкого уровня и соответственно повышение среднего и высокого уровней. Таким образом, исходя из вышеописанного можно утверждать, что разработанная и реализованная нами программа логопедической помощи длядетей дошкольного возрастас нарушениями речив условиях инклюзивного образованиядостаточноэффективна.Однако некоторые данные контрольного эксперимента (низкий уровень разговорной речи, недостаточный словарный запас детей и др.) дают возможность сделать вывод о том, что необходимо создание пролонгированной систематической программы образовательного учреждения с учетом возможностей инклюзивного подхода, а именно, включения детей с нарушениями речевого развития в систематические совместные занятия с детьми нормы, привлечение воспитателей, родителей к этой работе, проведение консилиумов, семинаров, методических занятий для всех специалистов с целью координации совместных усилий по обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Ссылки на источники050100Высокий уровеньСредний уровень Низкий уровень Динамика коррекции речевых нарушенийКонстатирующийКонтрольный Констатирующий и контрольный этапы1. http://logoped18.ru/logopedist/spetsifikarabotylogopedavusloviyakhinklyuzivnogoobrazovaniya.php
2. http://logoped.caduk.ru/p1aa1.html
3. www.tcsfera.ru
4. https://interactiveplus.ru/discussion_platform.php?requestid=4088
Список литературы1. Акименко, В.М.Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.М. Акименко. –Ростов н / Д: Феникс, 2011. 77 с. 2. Акимова, О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья / Инклюзивное образование: проблемы, опыт перспективы: Материалы Всероссийск. научнопрактич. конф., 1 февраля 2011 г. –Мурманск: МГГУ, 2012. С. 47.3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ. –РостовнаДону: Легион, 2013. 208 с.
Научный руководитель–Москвина Альфия Валеевна,
д.п.н., профессор
Педагогические возможности инклюзивного образования для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации инклюзивного образования
в сельском дошкольном учреждении для оказания логопедической помощидетям с нарушениями речи. В данной статье приведены результаты исследований по диагностике речевого развития детей дошкольного возраста, обоснованы методики коррекции речевых нарушений, раскрыто содержание программылогопедической помощи детям с нарушениями речи, а также проанализированы особенности работы учителялогопеда в условиях инклюзивного образования.Ключевые слова: инклюзивное образование,логопедия, нарушение речи,дети дошкольного возраста,диагностика, эксперимент.
Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и социокультурной политике в целом. Эти изменения в общественном сознании вызвали появление новой парадигмы, целью которой является интеграция детей и подростков в массовые образовательныеучреждения [2, с. 4]. Инклюзивное образование в России всё активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) в системе образования, так же каки в других странах мира. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»инклюзия понимается как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия индивидуальных возможностей и образовательных потребностей [3, с. 208]. Инклюзивное образование предполагает организацию пространства вокруг ребёнка, позволяющего полностью вовлечь его в жизнь класса, общества в целом [3, с. 208].Теоретический анализ и собственный опыт исследований показывают, что внедрение иразвитие инклюзивного образования –процесс многогранный, сложный, затрагивающий методологические, научные, административные ресурсы. Всё это актуализирует проблемы, связанные с организацией процесса обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе, круг которых достаточно широк [3, с. 142]. Социальные, экономические, экологические мероприятия, проводимые в нашем обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами здоровья. На первом этапе (констатирующий эксперимент) мы проводили диагностику исходного уровня нарушения речи у детей дошкольного возраста.Понятие дошкольного возраста охватывает возрастной период от 3 лет и до момента поступления в школу. Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков различны на разных возрастных этапах и обусловлены особенностями фонетической стороны речи детей. К трём годамдети в основном овладевают звукопроизношением. Однако имеются отдельные нарушения формирования фонетической стороныречи. Для речи детей данного возраста характерна общая смягченность (например, «зюк» –жук, «сюба» –шуба, и т.п.); замена заднеязычных звуков к, г переднеязычными. Значительная часть трехлетних детей не умеет произносить шипящие звуки, чаще всего, заменяя их свистящими («сапка», «коска», «зук»). Отмечается неумение произносить звук р (пропуск или замена его), искажение звука л. К началу четвертого годажизни ребёнок при благоприятных условиях воспитания усваивает звуковую систему языка. Значительная часть детей овладевает многими звуками; совершенствуется словопроизношение; речь ребёнка становится понятной для окружающих. Вместе с тем в речи детей имеется еще ряд несовершенств. В речевых нарушениях дошкольников наблюдаются индивидуальные различия. Типичны «обратная замена» звуков или «переупотребление звука» (вместо старого заменителя ставится вновь усвоенный звук –«шлон», «шобака»). В развитии звуковой стороны речи у дошкольниковна пятом, шестому годунаблюдается своего рода противоречивость. С одной стороны –особая чувствительность, особая восприимчивость к звукам речи, в достаточной степени развитый фонематический слух; с другой стороны –недостаточное развитие артикуляционного аппарата и полное безразличие к артикуляции. Ребёнок начинает критически относиться к своему произношению, осознает его дефекты, смущается изза них, иногда отказывается отвечать [4, с. 1].Проанализировав специальную литературу,мы выбрали следующую методику обследования детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста, предложеннуюВ.А. Акименко [1, с. 2]. В данной методике представлен уровневый подход к диагностике речевого недоразвития, что существенно упрощает сам механизм обследования и постановку логопедического заключения. Для надёжности фиксации результатов обследования разработаны таблицы, позволяющие проследить динамику коррекционной работы [1, с. 2].Согласно диагностике, проводимой на базе МБОУ Кардаиловской СОШ ГДО, были получены следующие результаты: из 100% обследуемых детей дошкольного возраста более 60% имеют различные речевые нарушения. При этом у 8% было диагностировано общее недоразвитие речи (далее ОНР ΙΙΙ уровня), у 22% нарушение произношенияотдельных звуков (далее НПОЗ), у 30% фонетическое нарушение речи (далее ФНР).
Рис.1. Показатели констатирующего эксперимента
Констатирующий экспериментДети без речевых нарушенийДети с речевыми нарушениями
Рис.2. Показатели констатирующего эксперимента: исходный уровень речевых нарушений детей дошкольного возраста
Таким образом, исходя из полученных нами результатов в ходе диагностического исследования, очевидно, что необходимо проводить коррекционноразвивающую работу сдетьми дошкольного возраста, направленную на устранение речевых нарушений.На втором этапе (формирующий эксперимент) по результатам диагностикибыла разработана программалогопедической помощи детям с нарушениями речи дошкольного возраста в контексте внедрения инклюзивного образования в деятельность современного образовательного учреждения. Цельюданной программы является построение системы коррекционноразвивающей работы в логопедическом пункте, предусматривающей логопедическое сопровождение детей 5,6,7летнего возраста, коррекцию имеющихся нарушений речи. В аспекте инклюзивного подхода методологически важной стороной реализации программы стало взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного и школьного образовательного учреждения и родителей, комплексность педагогических воздействий, направленных на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничногоразвития.Содержание программы включает в себя:Для детей с ОНР ΙΙΙ уровня:
Характеристика детей с ОНР III уровня речевого развития;
Содержание психологокоррекционной работы с детьми 67 летнего возраста с ОНР III уровня речевого развития;
Перспективный план логопедической работы с детьми 67 летнего возраста с ОНР III уровня речевого развития;
Перспективный план работы с родителями. Для детей с нарушением произношения отдельных звуков (НПОЗ):
Характеристика детей с НПОЗ;
Содержание коррекционноразвивающей работы с детьми с НПОЗ;
Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий на каждого ребёнка с заключением НПОЗ, 5го, 6го, 7го года жизни;
Учебнотематическое планирование;
Перспективный план логопедической работы по преодолению НПОЗ у детей 5го, 6го, 7го года жизни;
Перспективный план работы с родителями.Для детей с фонетическим нарушением речи (ФНР):
Характеристика детей с ФНР;Констатирующий эсперимент: речевые нарушенияОНР ΙΙΙ уровняНПОЗФНРСодержание коррекционноразвивающей работы с детьми с ФНР;
Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий на каждого ребёнка с заключением ФНР, 5го, 6го, 7го года жизни;
Учебнотематическое планирование;
Перспективный план логопедической работы по преодолению ФНР у детей 5го, 6го, 7го года жизни;
Перспективный план работы с родителями.В соответствии с поставленными целями, задачами, принципами программы логопедической помощи для детей с нарушениями речи дошкольного возраста применялись дидактические игры,которые проводились на каждом занятии.За основу нами были взяты дидактические игры, разработанные О.Е. Громовой [1]. Игра 1: «Шагаем» по лесенке вверхЦели игры:закрепить произношение звуков в начале слова, сформировать умение различать твёрдость и мягкость звуков на слух и в произношении.Ход игры:каждому ребёнку предлагается найти «ступеньки» к лесенке, которая приведет его к твёрдому или мягкому звуку. Выигрывает тот, кто быстрее всех построит свою лесенку и «пройдет» по ней, произнеся все слова правильно, или же тот ребёнок, который построит самую длинную лесенку и сможет верно произнести все слова.Игра 2: Закончи фразуЦель игры:автоматизировать произношение звуков в начале, середине и конце слова при произнесении словосочетаний.Ход игры:дети по очереди называют картинку и вспоминают словосочетание, которое ей соответствует. Можно выполнять это задание в паре: один ребёнок называет ключевое слово, другой договаривает нужное словосочетание. Выигрывает ребёнок, правильно произнесший больше всех словосочетаний.Игра 3: Путешествие по дорожкеЦель игры:закрепить правильное произношение звуков в сериях слов различной слоговой структуры.Ход игры:взрослый выдает детям фишки, кубик и объясняет правила игры: «Вы должны пройти по дорожке и собрать как можно больше карточек с картинками. С помощью считалки определите того, кто начнет игру первым». Каждый игрок бросает кубик и продвигает свою фишку ровно на столько клеточек вперед, сколько очков выпало на верхней грани кубика. Оказавшаяся на одном с фишкой игровом секторе карточка считается принадлежащей игроку при условии, если он правильно назовет предмет, изображенный на ней (не перепутав его название и при том правильно произнеся звуки). Если ребёнок называет предмет неправильно (путает его название или ошибается в произношении звуков), то оставляет эту карточку, и ее может получить следующий игрок, чья фишка окажется на одном с ней игровом секторе.Выигрывает тот, кто сумеет собрать больше всех карточек, пройдя весь путь от начала до конца дорожки.Изобразительный материал,приведённый в дидактических играх,можно использовать как на индивидуальных занятиях с ребёнком, так и на подгрупповых занятиях, причём предварительный отбор картинок и словарного материала к играм осуществляет взрослый.Работа учителялогопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей.Вопервых, учительлогопедпутём тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребёнка дошкольного возраста при помощи специальных подобранных методик. Вовторых, на основе диагностики учительлогопедсовместно с другими специалистами,составляет индивидуальный план развития с учётом особенностей ребёнка. Определяетсяиндивидуальный образовательный маршрут, разрабатываются стратегии по устранению ипредупреждениюпричин неуспеваемости детей с речевыми нарушениямидошкольного возраста [1].Втретьих, специфика работы учителялогопеда предполагает привлечение здоровых анализаторов для компенсациинедостатков речевой деятельности детей дошкольного возраста.Вчетвертых, в центре внимания логопедической работы всё время остается наиболее пострадавший компонент речи. Впятых, в зависимости от этапов речевого развития учительлогопед должен изменять свои целевые методические установки,используя при этом модульное планирование [1]. Вшестых, организация,методы и формыработы, привлекаемыйматериал должны подбираться в соответствии с
возрастнымии индивидуальнымиособенностями детей дошкольного возраста с нарушениями речи [1].Вседьмых, необходим комплексный подход к реализации программы коррекции речевого нарушения детей, так как большинство дошкольников нарушениями речи, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость [1]. Добиться результатов в логопедической работе в первую очередь позволят:
знание индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося;
тщательный отбор наглядного и дидактического материала к занятиям;
научнообоснованная, компетентная подача учебного материала;
использование разнообразных методов и форм логопедического воздействия;
оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
использование компьютерных технологий и технических средств обучения.Для реализации личностно –ориентированного подхода в развитии ребёнка
с целью повышения качества коррекционно –логопедического воздействия, были выбраныиндивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Организация коррекционной работы предполагает проведение не менее двух индивидуальныхзанятий в неделю (по 20 –30 мин). Основная задача занятий максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребёнка.На третьем этапе исследования (контрольный эксперимент) нами проведена повторная диагностика у детей дошкольного возраста с нарушения речи с целью определения эффективности программылогопедической помощи, направленной на устранение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.Проведя повторную диагностику, мы получили результаты, которые помогливыявить положительнуюдинамику речевых нарушений у детей дошкольного возрастапосле проведения формирующего этапа эксперимента.Полученные данные
динамики коррекции речевых нарушений удетей дошкольного возраста отражены на рис. 3.
Рис.3. Показатели динамики коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Показатели динамики по различным видам речевых нарушений детей дошкольного возраста до и после проведения экспериментапредставлены втаблице 1.Таблица 1Динамика коррекцииотдельных видов речевых нарушений у детей (5,6,7летнего возраста) в ходе эксперимента
Виды речевых нарушений
Констатирующий этап эксперимента(с 1.09.15г.)Контрольный этап эксперимента(по 15.02.16г.)ДинамикаОНР ΙΙΙ уровня8%2%+НПОЗ22%3%+ФНР30%2%+
Результаты позволяют отметить, что прослеживаетсяположительная динамика: снижение показателей низкого уровня и соответственно повышение среднего и высокого уровней. Таким образом, исходя из вышеописанного можно утверждать, что разработанная и реализованная нами программа логопедической помощи длядетей дошкольного возрастас нарушениями речив условиях инклюзивного образованиядостаточноэффективна.Однако некоторые данные контрольного эксперимента (низкий уровень разговорной речи, недостаточный словарный запас детей и др.) дают возможность сделать вывод о том, что необходимо создание пролонгированной систематической программы образовательного учреждения с учетом возможностей инклюзивного подхода, а именно, включения детей с нарушениями речевого развития в систематические совместные занятия с детьми нормы, привлечение воспитателей, родителей к этой работе, проведение консилиумов, семинаров, методических занятий для всех специалистов с целью координации совместных усилий по обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Ссылки на источники050100Высокий уровеньСредний уровень Низкий уровень Динамика коррекции речевых нарушенийКонстатирующийКонтрольный Констатирующий и контрольный этапы1. http://logoped18.ru/logopedist/spetsifikarabotylogopedavusloviyakhinklyuzivnogoobrazovaniya.php
2. http://logoped.caduk.ru/p1aa1.html
3. www.tcsfera.ru
4. https://interactiveplus.ru/discussion_platform.php?requestid=4088
Список литературы1. Акименко, В.М.Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.М. Акименко. –Ростов н / Д: Феникс, 2011. 77 с. 2. Акимова, О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья / Инклюзивное образование: проблемы, опыт перспективы: Материалы Всероссийск. научнопрактич. конф., 1 февраля 2011 г. –Мурманск: МГГУ, 2012. С. 47.3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ. –РостовнаДону: Легион, 2013. 208 с.