Развитие творческого мышления на уроках литературы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петренко М. А., Шпилевая Ю. А., Ермакович Е. Н., Пантюхина Я. А., Николич С. С. Развитие творческого мышления на уроках литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3051–3055. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86645.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития творческого мышления на уроках литературы, выявлению потенциала уроков для развития нестандартного мышления учеников. Авторами проанализирован ряд теоретических источников по данной проблеме и проведён анализ анкетирования учителей и студентов по теме развития творческого мышления.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Петренко Марина Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, г. РостовнаДону,mapetrenko2014@mail.ru

Шпилевая Юлия Александровна,студентка 1 курса Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета, г. РостовнаДону,shpilevaja.julya@yandex.ru

Ермакович Елена Николаевна,студентка 1 курса Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета, г. РостовнаДону,elena.ermakovich@yandex.ru

Пантюхина Яна Александровна, студентка 1 курса Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета, г. РостовнаДону,pantyuhinaYana.filolog@yandex.гu

Николич Сергей СергеевичСтудент 1 курса Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета, г. РостовнаДону,sergeynicolich@mail.ru

Развитие творческого мышления на уроках литературы

Аннотация.Статья посвященапроблемеразвития творческого мышления на уроках литературы, выявлению потенциала уроков для развития нестандартного мышления учеников. Авторами проанализирован ряд теоретических источников по данной проблеме и проведён анализ анкетирования учителей и студентов потеме развития творческого мышления.Ключевые слова:творческое мышление, «креативное поле», креативность, активное воображение и фантазия.

В современном мире очень важно сохранить в человеке его индивидуальность инеповторимость. Поэтому проблема развития творческого мышления, помогающего человеку проявить эти качества, актуальна и перспективна для исследовательской работы.

Стоит принять во внимание то, что творческое мышление следует развивать с раннего возраста, чтобы в дальнейшем добиться успеха в жизни. Ведь люди, умеющие мыслить неординарно, более востребованы в глобальном, быстро меняющемся мире. Поэтому главной задачей и целью школьного образования, на наш взгляд,должно быть развитие творческого мышления уучащихся. Это актуализирует исследовательские проекты по данной проблематике. Аксиоматичным стало утверждение о том, что особенно важно для достижения высоких результатоввразвитии творческого мышлениямаксимально использовать воображениеи фантазию.Воображение ‬это орган связи, применяющий высокоразвитый, сложный язык символов для выражения содержания бессознательного. Задача педагога ‬поддержать обучающегося в стремлении использовать активное воображение. Активное воображение ‬это один из способов конструктивного использования воображения с целью приближения к бессознательному. Именно воображение ‬это тот канал, по которому из бессознательного в осознающий разум перетекает материал в образы, которые воспринимает осознающий разум. Корень слова «воображение» это лат. Imaqe‬ воображение ‬это способность разума к созданию образов, инструмент, обладающий возможностью облекать в образную ткань сущность внутреннего мира, чтобы мы могли её увидеть. Воображение порождает символы, которые бессознательное использует для самовыражения. Фантазия ‬это греческое слово, которое означает «то, что делает видимым», произошло отглагола «делать видимым, открывать». Психологическая функция нашей способности фантазировать состоит в том, чтобы «делать видимым» динамику бессознательной души [7].По мнению Э. Ноймана, символические образы бессознательного ‬это творческий источник человеческого духа во всех проявлениях… И поскольку процесс формирования бессознательных символов является источником человеческого духа, то язык, история которого практически идентична зарождению и развитию человеческого сознания, всегда начинается как язык символов [6].

Если говорить об основах развития способностей,в том числе и творческих,то каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Уточним, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какаялибо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно.Стоит отметить, чтоигры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественноизобразительных и других творческих способностей, но особенно важно то, что именно в играх активно испольтзуется язык символов.. Причем в играх, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей, среди которых есть и те, которые считаютсятворческими.Творческие способности проявляются благодаря развитости творческого, нестандартного мышления, которое ещё называют креативностью.Слово «креативность» (от лат. creatioв значении «порождение, созидание»), позаимствовано многими индоевропейскими языками, (ср. анг. creation«создание, сотворение; произведение науки, искусства»;фр. сreation«созидание, творчество, творение, произведение», нем.dieKreatur«созидание»). Данное понятиеаналогично русскому «творчество», которым обычно обозначается деятельность по созданию чеголибо нового, никогда не бывшего ранее.Категорией креативностив современных исследованиях определяется поисковопреобразовательное, продуктивное отношение человекак условиям своей жизни и объектам жизнедеятельности.

Но, в целях более глубокого анализа данных понятий, необходимо внести некоторые уточнения. Так, например, И.Н. Дубина, отечественный современный исследователь проблемы креативности, считает целесообразным использовать понятие «креативность» для обозначения сферы «субъектнозначимой новизны», построения новых возможностей для субъекта. А понятие «творчество»рассматривать как более общее (включающее в себя креативность), отражающее взаимодействия новизны, порождаемой субъектом деятельности, с существующим социокультурным контекстом, и как культуросозидание, создание новых возможностей для культуры [4]. Интересная, на наш взгляд, попытка терминологического разделения «субъектноличностного» и «социокультурного» аспектов понятия «творчество», предложенная Дубиной, проводилась в начале 90х гг. и Маргарет Боден, которая выделила два аспекта творчества: Ртворчество (психологическое) порожденная человеком идея, новая для него самого, «независимо от того, сколько раз другие люди генерировали ту же самую идею»; и Hтворчество (историческое)‬это Ртворческая идея, «которая ни разу не возникала во всей истории человечества» [3].Согласно выводам многих отечественных и зарубежных исследователей по проблемам креативности, общим для них в понимании данного феномена стала «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности»[5, с.113]. То есть под креативностью понимают те формы поведения человека, которые связаны с его поисковопреобразовательным отношением к окружающему миру.Остаётся согласится с известным швейцарскимпсихологомЖ. Пиаже, который, рассматривая вопрос о природе креативности, признавался: «Истоки возникновения креативности остаются для меня необъяснимой загадкой. Тем не менее, у каждого, кто совершает какуюлибо работу, имеются новые идеи, как бы скромны они ни были, он создает их собственными усилиями»[9, с.243].Эти усилия будут не напрасными, если развивать те особенности мышления, которые Дж. Гилфорди его соратникивыделили как креативные.Среди них:беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени);гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую); оригинальность мышления (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых);любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других); иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов). Ведущие характеристики креативного мышления, последовательно выступающие на каждом этапе этого процесса: на первом этапе ‬способность мышления к анализу проблемы; на втором этапе ‬совокупность ситуативности, воображения, интуиции и инсайта как способность к перекомбинациям и синтезу при «высокоскоростной» бессознательной обработке информации; на третьем этапе ‬способность репрезентировать продукт бессознательной обработки в сознание («озарение»); на четвертом этапе‬аналитикосинтетическая способность мышления, способность провести анализ полученного продукта и вторичный синтез (решение проблемы) на сознательном уровне [11].

Отечественный исследователь Д.Б. Богоявленская разработала методикукреативного поля, в которой она использует различные способы, помогающиевыявить и классифицировать типы творческого мышления.

Основаметодики

это решение 12 видов задач на базе предварительного обучения, в ходе которого усваиваются некоторые приемы решения. Результаты эксперимента заносятся в специальную таблицу, в которой отмечаются приемы, использованные испытуемым при выполнении задачи. Она выделяет три категории по уровню интеллектуальной активности. Первым является стимульнопродуктивный уровень, который характеризуется отсутствием "познавательного интереса" и инициативы. Вторым эвристический уровень интеллектуальной активности, где испытуемый анализирует состав, структуру своей деятельности, что приводит к открытию новых, оригинальных способов решения. Заключительный, третий уровень, креативный, то есть уровень теоретических открытий, где дети, достигшие его, характеризуются учителями как "всегда имеющие свое мнение»[1].

Интересной в контексте нашего исследования мы находим и Теориюрешения изобретательских задач(ТРИЗ), разработаннуюГ.С.Альтшуллером. В данной теории большая её часть посвящена развитию творческого мышления. ТРИЗ это методология развития творческого мышления[10]. Целью ТРИЗ стала активизация творческого и нестандартного мышления за счетза счет фрагментации и психологической адаптации объекта изучения. Таким образом, было выделено три основные функции ТРИЗ: 1) решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов; 2) прогнозирование развития технических систем и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых); 3) развитие качеств творческой личности. Но основная педагогическая задача ТРИЗ ‬научить ученика управлять процессом мышления при помощи определенных правил, чтобы ускорить и упростить процесс получения знаний[8].Интересно, что в пороцессе развития творческого мышления В.И. Андреевсчитает важным знать не только тот уровеньзнаний, мастерства, которые приобрел ученик, но и то, как изменился его ценностносмысловой багаж, нравственные ориентиры, взаимообогащение от общения с педагогом и др. Мы разделяем точку зрения Андреевао том, что распознавать творческую одаренность надо применяя совокупность методик,включающих длительное целенаправленное наблюдениеи изучениедетей в различных ситуациях и видах творческой деятельности, тестирование, творческие задачина «пределе мобилизации своих сил и способностей, либо с небольшой помощью учителя [1].

Неисчерпаемый потенциал для формирования творческого мышления как системногокачества личности заключен вурокахлитературы.Это вполне объяснимо, так как целостныйанализ художественного произведения ‬это очень серьёзная исследовательская работа, буквально«включаюшая» творческое мышление.Любое талантливое произведение художественной литературыимеет свой стиль, свою архитектонику, свою неповторимую творческую специфику,отражающую энергетику слова настоящего мастера. Поэтому многогранная,системная и систематическая работа с такого рода художественными текстами, безусловно,повышает не только речевую активность школьников, их лингвистическую подготовку, но и,посредством проникновенияв образную ткань произведения, развивает творческое мышление.

Мы полностью разделяем точку зрения Д.Б. Богоявленской, которая высоко оценивает потенциал уроков литературы для развития творческого мышления. «Уроки литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Литературное развитие школьников можно осуществлять только в русле творчества. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Уроки литературы, прежде всего, требуют атмосферы креативности, так как акт постижения искусства немыслим без личностного включения, без творческой направленности. Эти уроки позволяют развивать творческие способности создаётся новое, личностное, преображенное, своё»[2,с. 315].

Для объективной оценки уроков литературы, как способа развития творческого мышления, а также анализа опыта учителей по развитию творческого мышления, намибыло проведено исследование, в ходе которого мы просмотрели несколько открытых уроков учителей, участвующих во Всероссийском конкурсе Учитель года России 2015.

Нами было просмотрено 5 уроков следующих учителей:1. Родионова Евгения Борисовна, 8 класс. Тема занятия «Проблема гражданственности в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

URL: https://www.youtube.com/watch?v=vwK_K5l1TsE

2. Кочетова Елена Александровна, урок литературного чтения в 3 классе. Тема Константин Георгиевич Паустовский

URL: https://www.youtube.com/watch?v=RArJrez4pgE3. Рухлов Александр Владимирович, 11 класс. Тема занятия рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль».URL: https://www.youtube.com/watch?v=Lh0puPM88m04. Плугатырева Ольга Николаевна, 7 класс. Тема урока: "Поучение Владимира Мономаха нравственные заветы поколению".URL: https://www.youtube.com/watch?v=7kMFGCL4I445. Смирнов Алексей Игоревич, 10 класс. Тема урока «Повесть «Портрет» Н.В.Гоголя».URL: https://www.youtube.com/watch?v=O5ZiKzOUv3k

Для того,чтобы детально изучить методы и приёмы, использованные учителями на уроке литературы, мы делили урок на части, подробно анализируя каждую. По завершении работы мы пришли к следующему выводу: на всех просмотренных нами уроках учителя ставили цельюразвитие творческого мышления учащихся, применяли разнообразныеспособы организации образовательной среды, использовали цифровые образовательные ресурсыи активно пользовались многочисленнымиметодамиразвития творческого мышления.

Например, Евгения Борисовна Родионова вводит элементы актёрской деятельности, предлагая ученикам вжиться в роль одного из действующих лиц пьесы с целью проникновения в суть художественного образа. Урок Кочетовой Елены Александровны построен на технологии продуктивного чтения, что включаеттворческие задания, опирающиеся на какуюлибо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).Рухлов Александр Владимирович в ходе работы привлекал музыкальное сопровождение, а также декламировал собственные стихи, насыщая урок личностными переживаниями и глубоко пристрастным и трепетным отношением к поэтическому слову. Плугатырева Ольга Николаевна проводит с учениками словарную работу, а также предлагает им вести свой «дневник одного урока», к которому можно обратиться в будущем. Смирнов Алексей Игоревич даёт школьникам материал для размышления, предлагая определить скрытый смысл художественного произведения.

Стоит отметить, что среди приёмов и способовразвития творческого мышления, использованных всеми учителями, были:

использование мультимедийных технологий как средства воздействия на все органы чувств человека;

работа в парах, командахпо выполнению творческих проектов и заданий;

выполнение индивидуальных творческих заданий (рисунки, сочинения);

анализ художественного текста;

постановка проблемныхвопросов.

Дальнейшее исследование проблем развития творческого мышлениямы продолжили, используя метод анкетирования. В разработанной нами анкете для учителей школы и студентов вуза были следующие вопросы:1.Какое место, на Ваш взгляд, должно занимать развитие творческого мышления школьников в контексте реализации ФГОС.2.Возможно ли развитие творческого мышления с помощью преподаваемого Вами предмета.3.Известны ли Вам какиелибо методы и приёмы развития творческого мышления? Если да, то какие.4.Как часто Вы готовы использовать их на уроках.5.Какой, по Вашему мнению, наиболее эффективный метод развития творческогомышления? Изучали ли Вы данный вопрос? По возможности, назовите источники.6.На каких предметах лучше развивается творческое мышление,почему.

7.Какую роль в развитии творческого мышления Вы отводите цифровым образовательным ресурсам? Готовы ли Вы к их активному использованию.8.Как Вы бы организовали среду, способствующую развитию творческого мышления обучающихся.9.От чего, в большей степени, зависит эффективность развития творческого мышления учеников? Какова здесь роль учителя.10.Готовы ли Вы совершенствовать своё мастерство в контексте обсуждаемой проблемы. Аргументируйте свой ответ.Было проведено анкетирование учителей МБОУ «Школа№ 1»городаРостованаДону, в котором приняло участие 28 человек.Ибудущих учителей студентов Южного федерального университетаИнститута филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, обучающихся по педагогическому направлению(13 курсы) 42 человека. Это позволило нам сделать на основе полученных результатов сравнительный анализ. Мы пришли к следующему выводу:1. Подавляющая часть учителей считают, что развитие творческого мышления школьников в контексте реализации ФГОС должно занимать одно из ключевых мест, в то время как большинство студентов считают, что это представляет определённую значимость, но рамки стандарта не должны сдерживать возможности творческих проявлений учеников и учителей.2. 100% респондентов с обеих сторон считают, что с помощью преподаваемого ими предмета и предмета, который они будут преподавать в будущей педагогической деятельности, возможно развитие творческого мышления.3. В отличие от учителей, которые в абсолютном большинстве указали, что им известны методы и приёмы развития творческого мышления, количество знающихметоды и приёмы развития творческого мышлениястудентов составило 64,3%, что вполне логично.4. Среди учителей большинство отметили, что преподаватель должен уметь развивать творческие способности учащихся на любом предмете, в то время как количество студентов касательно этого аспекта составило 7,5%. Приблизительно одинаково большое количество респондентов с обеих сторон отметили, что творческое мышление лучше развивается на предметах гуманитарного цикла. 5. И студенты, и учителя выделяли наиболее эффективными методами развития творческого мышления участие в проектной деятельности; игру; решение логических задач, ребусов, развивающих способности; работу в парах и группах; выполнение творческих заданий; организацию различных мероприятий; участие в актерской деятельности; анализ текста, написание эссе.Студентами также были выделены такие методы, как технология ТРКМЧП (Технология развития критического мышления через чтение и письмо); визуализация и описание; мозговой штурм; способность учеников свободно мыслить.Учителя. В, свою очереь,выделили создание творческих мастерских, постановку проблемного вопроса; использование ролевых игр на уроках и привлечение родителей во внеурочных мероприятиях.6. Говоря о месте цифровых образовательных ресурсов, то мнение опрошенных значительно отличается друг от друга: если среди учителей большинство отводят цифровым образовательным ресурсам главную, ведущую роль, то среди студентов бытует мнение, что цифровые образовательные ресурсы важны, но не должны быть главным средством обучения.Они считают, что общение с преподавателем. Его живое слова, гораздо эффективнее, чем взаимодействие с компьтером, которое для них уже обычное явление.7. Что касается способов организации среды, способствующей развитию творческого мышления учащихся, стоит отметить, что,хотя предложенные варианты в некоторых случаях перекликались у обеих сторон, все же,мнение их было различно. Так, среди опрошенных учителей,были выделены способы организации среды, в основном конкретнопрактического характера, что связано с имеющимсяопытом преподавательской деятельности. Например, уменьшение количества учащихся в классе; оснащение кабинетов цифровыми образовательными ресурсами; улучшение учебноматериальной базы; создание дополнительных предметных объединений и другое. Студентамиже были затронуты моменты психологической направленности, такие как организация среды, где ученики не боялись бы высказать собственное мнение или ошибиться; прямой диалог с учениками, а не монолог учителя; уникальность каждого занятия и другое.8. 100% опрошенных с обеих сторон готовы совершенствовать свое мастерство, как в настоящей педагогической деятельности, так и в будущей.

Мы благодарны администрации и учителям МБОУ «Школа № 1» за помошь в организации и проведении анкетирования. Благодаря сотрудничеству со школой, мы пришли к выводу, что есть не только психологическое понятие креативности, но и педагогическая креативность. Это готовность личности преподавателя к изменению ситуации таким образом, чтобы обучающий и обучающиеся могли эффективно взаимодействовать друг с другом и в совместной продуктивной деятельности достигать взаимопонимания, создавать пространство творчества и любви, пространство, где царят активное воображение и фантазия, где первичной является мотивация творчества, а не операционная её составляющая, так как знание приёмов развития творческого мышления не гарантирует успеха. А анализ уроков литературы дал нам возможность понять, что развитие творческого мышления должнопредполагать обязательное воспитание чувств. Таким образом, в ходеанализа теоретических исследований процесса развития творческого мышления, нами были проанализированы и обобщены методологические и теоретические проблемы, продуцирующие процесс развития креативности обучающихся на уроках литературы.

Ссылки на источники1.Андреев В.ИПедагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. ‬2е идз. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.75, 107, 1092.Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одарённости: понятие, виды, проблемы. Выпуск 1 М.: МИОО, 2005. С. 7075.3.БоденM.A. Творческое сознание: мифы и механизмы. ‬М.,1991. 145 с.4.Дата обращения 6.02.2016.5.Дубина И.Н. Субъектноличностные и социокультурные аспекты творчества: опыт концептуального и терминологического разграничения.6.Козленко В.Н.Проблема креативности личности‬М., 1990. ‬224 с. ‬С.1317.Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика. Человек мистический. СПб., 1999. ‬33 с.8.Петренко М.А. Функции интерактивного занятия. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. №8. С.7884.9.Петренко М.А., Майоров А.Б., Овсиенко В.О. Использование теории решения изобретательских задач на уроке немецкого языка. Научные труды SWorld. 2015/ Т.6. №4. С. 4451.10.Пиаже Ж. О природе креативности С. 243.11.Сайт Официального Фонда Г.С. Альтшуллера URL: http://www.altshuller.ru/

12.Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия. Издание второе, исправленное и дополненное. Издательство «Эксмо». М.: 2005. С. 330.