Пути преодоления смешения паронимов в речи младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Голованева М. А., Халилова К. М. Пути преодоления смешения паронимов в речи младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3151–3155. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86666.htm.
Аннотация. В статье представлены размышления о важности работы по преодолению смешения паронимов русского языка в начальной школе. В работе производится разграничение явлений паронимии и парономазии, а также определяются причины возникновения ошибок данного речевого характера и предлагается ряд упражнений, способствующих их предупреждению.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Голованева Марина Анатольевна,доктор филологических наук, доцент Астраханского государственного университета, Астраханьyarrow@inbox.ru

Халилова Камила Муслимовна,студент Астраханского государственного университета, Астраханьanetta.96@mail.ru

Пути преодоления смешения паронимов в речи младших школьников

Аннотация. В статье представлены размышления о важности работы по преодолению смешения паронимоврусского языка в начальной школе. В работе производится разграничение явлений паронимии и парономазии, а также определяются причины возникновения ошибок данного речевого характера и предлагается ряд упражнений, способствующих предупреждению их. Ключевые слова: развитие речи, речевая ошибка, пароним, паронимия, парономазия, паронимическая пара.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников, стоящей в ряду двух других компетенций, обозначенных ФГОС как ключевые (лингвистическая и культуроведческая), –задача трудная и требующая немалых временных и энергозатрат всех участников учебного процесса. Среди других аспектов соответствующей работы выделяются усилия по развитию речи. Большое количество трудностей, выявляющихся в практике, требует планомерного подхода, проведения комплекса мероприятий. Работа по предупреждению смешения паронимов –одно из направлений. В русском языке немало похожих слов, которые в речи смешиваются. Младшие школьники, сталкиваясь со словосочетаниями типа (стекольный, стеклянный) завод, (злой, злостный) поступок,часто совершают речевые ошибки, опираясь лишь на интуицию, что приводитк двусмысленности высказываний. Это объясняется нарушением не только лексических, но и синтаксических нормязыка. Для безошибочного употребления слов в тексте необходимо знать значение слов, а также правильно сочетать их с другими словами в соответствии с их стилистической окраской. Младшие школьники часто не умеют различать ©ложных братьевª, которые в науке о русском языке называются паронимами. В начальных классах в школьном курсе русского языка не дается теоретических сведений о них, а лишь в отдельных упражнениях встречаются парные сочетания: дворовой–дворянский, искусный –искусственный, грецкий –греческий. Но работа с имеющимися упражнениями или фрагментами упражнений, нацеленных на решение иных задач, не способствует выработке у школьников прочных знаний, умений и навыков. Хотя термин ©паронимª не вводится в начальных классах, мы считаем, что младших школьников необходимо знакомить сним, а также пропедевтически вводить ряд сведений о явлении паронимии. Именно в этом возрасте закладываются основы чуткого отношения к языку, формируется способность на интуитивном уровне выявлять семантические оттенки слов, возможность и невозможность соединения слов в сочетаниях, стилистическую уместностьнеуместность употребления языковых единиц. Паронимы (от греч. рага —возле, onyma, onoma —имя)–это разные по значению слова,

близкие по произношению, лексикограмматической принадлежности и по родству корней, сходность в звучании которых приводит к смешению их в речи [1]. Чаще всего словапаронимы бывают однокоренными. Например,изобретательный–находчивый,способный изобретать:изобретательный ум. Изобретательский–относящийся к изобретателю или изобретательству:изобретательский талант. Некоторые исследователи к паронимам относят также разнокоренные слова, близкие по звучанию. Например, экскаваторэскалатор, дипломант дипломат, вдох –вздох. Но необходимо заметить, что сопоставление разнокорневых созвучных слов чаще носит субъективных характер (один считает похожимислова виражмираж, другой –виражвитраж).Мы считаем, что это уже явление не паронимии, а явление парономазии, которое в речи порождает комизм. Чаще с этим сталкиваются школьники старших классов в художественной литературе, где автор мастерски обыгрывает речевые ошибки в шутку ©Кавказский князь в беломщербетеехал в открытомфельетонеª (из записных книжек А.П.Чехова). Но когда такое происходит в жизни, это говорит о невысоком культурным уровне человека. Например, девушка приходит в магазин, чтобы купить ноутбук, и спрашивает: ©Там уже установлена оперативнаясистема?ª (вместо операционная). Часто такую ошибку можно наблюдать в речи средств массовойинформации (СМИ), что является весьма распространённой ошибкой. Рассмотрим примеры изпрактики: Врач –некрологвылечит вас от алкоголизма (вместо нарколог)[2]; Ухудшилась криминогеннаяобстановкав городе (вместо криминальная); салон красоты ©Тюльпанª представляетуслуги по уходу за ресницами (вместо предоставляет). Языковая среда, в которой находятся младшие школьники, не изолирована от влияния СМИ. Дети слышат подобные примеры неразличения созвучных слов ипереносят их в собственную речь, не вдумываясь в суть лексического нарушения. Причиной смешенияявляется наличие у школьников бедного словарного запаса, незнание традиций употребления слов, незнание значений морфем, неправильное толкование паронимов, незначительное морфемное, смысловое и фонетическое сходство словпаронимов,.Паронимы образуются в результате словообразования, ©обрастаяª суффиксами, приставками, несущими в себе новые оттенки значения. Например, зная, что суффикс н образует прилагательные со значением признака или свойства, относящегося к предмету или явлению, названному исходным словом, а суффикс ливобразует прилагательные, обозначающие 1) состояние, действие, свойство; 2) склонность к чемунибудь; 3) или обладание какимнибудь качеством, они смогут легко различить такие пары словпаронимов:Памятный (сохранившийся в памяти) –памятливый(обладающий хорошей памятью);Опасный (являющийся причиной опасности) –опасливый (действующий с опаской);Неудачный (сопровождающийся, закончившийся неудачей) –неудачливый (склонный кнеудачами) [3]. Кроме того, чтобы избежать речевой ошибки,школьникам необходимо знать стилевую принадлежность слов. Например, стилистически нейтральное слово бессмысленность

смешивается с разговорнымбессмыслица, а усатый (стилистически нейтральное) с усастый(разговорное).Для того чтобы различить ©ложных братьевª,необходимо знать синонимы и антонимы хотя бы одного слова из паронимической пары. Это помогает выявить семантику каждого сопоставляемого слова:

паронимы синонимы антонимыфантастический волшебный реальныйфантастичный удивительный обыденныйвысокий большой низкийвысотный – –

У младших школьников в начале обучения словарный запас беден, ограничен и однообразен. А так как овладение письменной и устной речьюневозможно без достаточного количества слов, основной задачей школы является обогащение и расширение их словарного запаса. Необходимо знакомить детей слексическим значением непонятных слов на основе операций анализа, синтеза и обобщения. Также они должны самостоятельно обращаться к лингвистическим словарям (толковым, словарям трудностей русского языка, орфографическим, словарям паронимов и др.). Понашему глубокому убеждению, именно работа с паронимами должна сделать речь учащихся более точной, красочной и выразительной. Работу над изучением паронимов необходимо выполнять с опорой на группу упражнений.1.Упражнения на формированиеумения выбрать нужные паронимы в зависимости от морфемы и лексического значения.2.Упражнения на формированиеумения сопоставлять по стилистической принадлежности словапаронимы. 3.Упражнения на формированиеумения использовать нужные паронимы в словосочетаниях и предложениях.4.Упражнения на формирование умениявыбора из паронимов одного нужного –правильного и точного; а также умения находить паронимы к заданному слову.Для разработки комплекса упражнений необходимо учитывать общедидактические и общеметодические требования: соответствие содержания упражнений теоретическим сведениям по словообразованию и лексике в пределах программы начальной школы, обеспечение духовнонравственного развития и воспитания школьников, формирование необходимых знаний, умений и навыков.Примерный комплекс заданий для работы по изучениюпаронимов.1.Какое из словпаронимов окликоткликимеет значение: ответ на зов, эхо?Какое из данной пары паронимов невежа –невеждаимеет значение:малообразованный человек, неуч?

2.Подумайте,как влияют на паронимы вбежать –взбежатьприставки в, вз. Объясните значение этих слов. 3.Соотнесите слова паронимы и их лексическое значение. Какое из этих слов имеет несколько значений, а какое –одно?1) Зрительный а) относящийся к зрению б) относящийся к зрителю, свойственный ему2) Зрительский в) такой, с помощью которого рассматривают чтолибо.4.Заполните таблицу, состоящую из двух колонок: 1) стилистически нейтральные паронимы; 2) разговорные паронимы. Паронимические пары: бессмысленность –бессмыслица, зубастый –зубатый, приютный –приютский, будничный –будний, простудный –простудливый, ребячий –ребячливый.5.Составьте словосочетания с данными паронимами: безответный –безответственный, бетон –бидон, гимнаст –гимназист, голод –голодовка, грецкий –греческий, девиз –дефис, жесткий –жестокий, кожаный –кожный, лось –лосось, оплатить –уплатить, восход –всход, высокий –высотный, единственный –единый, иголочный –игольчатый, наследие –наследство, обидный –обидчивый, охладеть –охладить.6.К данным словам подберите паронимические пары и определите

значениеподобранныхслов:злой, болотистый, стекольный, искусный, длительный, житель, белеть, гоночный, опечатки, подстричь, опечатки, проступок, разборочный, круговой, сытный, темнить, фантастический.7.Соотнесите слова паронимы с их значением.

Слова: вражеский, враждебный, чудной, чудный, листы, листья, обсуждать, осуждать. Значения: недружелюбный, находящийся в состоянии вражды; вызывающий удивление своей необычностью; неприятельский; у растений: зеленые пластинки различной формы на черенке; говорить с кемнибудь, разбирая чтолибо; странный, необычный; выражать неодобрение кому либо, считать что –либо дурным; тонкие, плотные куски какоголибо материала.8.

Найдите и исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.1)Мы готовим вкусовой обед на костре, когда ходим всей семьей в поход. 2) В банке было необходимо поставить роспись на всех документах. 3)За два часа мы достаточно укоротили наш путь. 4)Учеба в университете поддавалась ему очень нелегко. 5)

Эти туфли оказались не только красивыми, но и очень практическими. 6) В отборном матче по футболу победу одержала команда ©Динамоª. 7)Этот старый дом представляет собой историческую ценность.9.Из приведенных далее слов составьте паронимические пары и объясните их значение: истоки, знания, заглавный, невежда, познания, круговой, вековой, романтический, лобовой, романтичный, дружеский, главный, водяной, вечный, земляной, земной, источники, невежа, одеть, дружелюбный, надеть, круглый, лобный, водный.10.Спишите, раскрывая скобки и подставляя вместо точек подходящее по смыслу слово.1. Вслед за вишней …(поспели, подоспели) сливы и яблоки. 2. …(заглавную, главную) роль в этом фильме будет исполнять Михаил Лавров. 3. Валентин …(одел, надел) золото кольцо на палец своей возлюбленной. 4. Книга –источник …(знания, познания). 5. Когда мы приехали на научную конференцию в Москву, нам …(предоставили, представили) номера в гостинице. 6. На голубом небе нет ни …(единичного, единого) облака. Театр оперы и балета является (гордыней, гордостью) нашего города. Она была очень …(эффективной, эффектной) женщиной. На поле мы увидели (высокий, высотный) земляной холм.11.В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?Спишите его и исправьте выделенное слово.Маша думала о том, как одетькуклу. Я оделкостюм и пошел на деловую встречу.Людмила Михайловна приютила племянника, оделаи обула его.Густой туман оделгоры, поэтому даже дороги не было видно.12.В каком предложении словодлинныйнеобходимо заменить на слово длительный?Справка:Длинный–1)имеющий большую длину, протяжённость; 2) медленно тянущийся.Длительный–долговременный.1)Его длинныйязык до добра не доведет.2) Миша пришел очень усталым после длиннойтренировки по футболу.3) Он сразу предупредил, что это очень длиннаяистория, но я все равно решил послушать.4) Длиннаятень ложится на степь от наших высоких гор. 13.Объясните значение словв паронимических парах: Общение –сообщение, женственный –мужественный, круглый –круговой, молодой –юный, дождевой –дождливый, скакать –прыгать, умный –глупый, отнять –отобрать, друг –товарищ, болотистый –болотный, легкий –тяжелый, вдох –вздох, отстоять –защищать, мягкий –черствый, влажный –мокрый, гоночный –гончий, грозный –грозовой, замок –замок, жар –холод, теплый –суровый.14.Пользуясь словарем, определите, с какими словами сочетаются данные слова –паронимы.Годовалый/годовой:сын, план, доход, сено, отчет, оценка, корова, путешествие.Гоночный/гончий:машина, яхта, лыжи, собака, костюм.Грозный/грозовой:туча, враг, партизаны, оружие, раскаты, окрик, пора, рёв, человек, взгляд, речи.

Длинный/длительный: палка, отсутствие, болезнь, платье, письмо, лечение, молчание, волосы, рукав ночь, жизнь, песня, реферат, история, тренировка, поиски.Представить/предоставить:кредит, к званию, заём, помощь, место, чьюлибо походку, гостя, участок, помещение, услугу, сцену из фильма, доказательства, выбор, права, сложность задачи, слово, отчёт, заключение, факты, список, справку, нового сотрудника, характеристику, возможность, к награде, должность, коголибо героем.15.Составьте словосочетания,используя слова темь –тень. Объясните их значения.1) Беспросветная … 2) абсолютная…3) …от дерева4) сидеть в …5) …минувшего 6)ночная…Содержание этих заданий должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностяммладших школьников, работа должна быть интересной, посильной и творческой. Эти упражнения укрепят знания детей о морфемах, значениях словпаронимов, их стилистической принадлежности, сочетаемостис другими словами, научат детей ориентироваться в лингвистических словарях, отличать паронимы от синонимов, антонимов и омонимов, а также сделают их словарный запас богатым и многообразным. Благодаря этому мы преодолеем смешения словпаронимов, что приведет их к правильному выражению свих мыслей в устной и письменной речи и тем самым повысит культурный уровень.

Ссылки на источники1.Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка.–М.: Рус. яз., 1984. – С.14. 2.Голуб И.Б. Русская риторика и культура речи: учебное пособие/ И.Б. Голуб, В.Д.Неклюдов. –М.: Логос, 2011. –С. 14. 3.Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. –М.: Рус. яз., 1984. – С.98, 110, 119.