Профили гражданской активности и их взаимосвязь с личностными чертами старшеклассников
Международная
публикация
Выпуск:
ART 86682
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жемчугова
А.
А. Профили гражданской активности и их взаимосвязь с личностными чертами старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3231–3235. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86682.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи показателей гражданской активности и личностных черт старшеклассников. Описаны гендерные особенности выраженности гражданской позиции респондентов, анализируется различия, связанные с местом их проживания. Приводятся данные о структуре и содержании представлений юношей и девушек о гражданской активности.
Ключевые слова:
гражданственность, юношеский возраст, гражданская активность, личностные черты, представления о гражданской активности
Текст статьи
Жемчугова Анна Андреевна,студент института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный институт», Киров
avkern@list.ru
Профили гражданской активности и их взаимосвязь с личностными чертами старшеклассников
Аннотация.В статьепредставлены результаты исследования взаимосвязи показателей гражданской активности и личностных черт старшеклассников. Описаныгендерные особенностивыраженности гражданской позицииреспондентов, анализируется различие связанные с их местом проживания.Приводятся данные о структуре и содержаниипредставлений юношей и девушекогражданской активности.Ключевые слова:гражданственность, гражданская активность, личностные черты, представления о гражданской активности, юношеский возраст
В настоящеевремяв России и в мире происходит множество событий, под влиянием которых в молодежной среде усиливаетсяинтерес к общественной и политической жизни страны. Современное общество нуждается в выпускниках школ с высоким уровнем гражданственности, что определяетактуальность темы исследования.Юностьявляетсясензитивнымпериодом в формированиигражданственности, но анализ литературы показывает, что психологических исследований проблемы становления гражданственностиучащихсяне так много. Гражданственность старшеклассниковпозиционируется в научных исследованиях прежде всего, как педагогическая проблема, при этом мало внимания уделяется психологическим закономерностямее формирования.Такие исследования только начинаются. Так, Л.Б. Дашидондоковаобратилась в своем диссертационном исследованиик изучению психологическихмеханизмовформирования гражданственности личности старшеклассника. Рассмотрение вопросов формирования гражданственности старшеклассников, с точки зрения Л.Б.Дашидондоковой,особенно актуально в связи с психологическими особенностями данного возраста –юношеским максимализмом, потребностью в самореализации, поиске смысла жизни, интенсивным формированием системы ценностей и взглядов,мировоззрения личности. Л.Б. Дашидондоковаопределяет гражданственность как интегративное качество в структуре направленности личности, которое проявляется в деятельности, поведении человека и его отношениях с другими людьми через комплекс взаимообусловленных компонентов[1].В своей работе мы принимаем данное определение как рабочее.Вместе с тем, наша работаопирается на подходы K. Kennedy,B. KrzywoszRynkiewiczи A. Zalewskaк исследованию гражданственностимолодежи.K. Kennedyразличаеттри профиля гражданственности личности:1) активную гражданственность(необходимость участвовать в социальной и политической жизни, оказывать на нее определенной влияние), котораяимеет триформы: политическую, социальную, личную;2)полуактивную гражданственность(лояльность, участие в выборах, работа на общественное благо); 3) пассивнуюгражданственность(стремлениечеловека уважать национальную символику, историю своей нации, чувство национальной принадлежности, чувство общности и готовность защищать общественные ценности и уважении к закону)[2].
B.KrzywoszRynkiewicz и A.Zalewska [3]разделяют взгляды K. Kennedy, считая, что в настоящее время гражданская активность понимается довольно узко и традиционно ассоциируется с принятием участия в выборах и референдумах, а также готовностью уважать национальные символы.Как отмечают данные авторы, многие современные исследования гражданственности ориентируются на изучении влияния различных социальных условий и механизмов на формирование гражданственности личности. При этом значению личностных черт в этом процессе обычно не уделяется достаточно внимания. Однако именно эти характеристики, могут играть важнейшую роль в формировании активной гражданской позиции: они могут, как способствовать, так и препятствовать формированию данного процесса.Целью нашегоисследования явилосьизучение профилей гражданственности и личностных чертюношей и девушек 17 лет, а также анализ представлений юношей и девушек о гражданской активности.В качестве предметаисследованиявыступили показатели гражданственности и личностные черты семнадцатилетних школьников, а также их представления о гражданской активности.Проведенное исследование является частью международного проекта, которое реализуется в ряде европейских стран под руководством B.KrzywoszRynkiewicz. Впервые исследование с применением опросника гражданской активности B.KrzywoszRynkiewicz было проведено в России в 2014 году на базе ВятГГУ под руководством доктора психологических наук, профессора кафедры практической психологии Н.А. Низовских, которая инициировала и организовала проведение данного исследование в рамках работы студенческой исследовательской группы.Исследование проводилось в ноябре 2015 годана выборке старшеклассников (N= 139)1. Были опрошеныучащиеся 11х классов школ г. Лузы, г.Омутнинска и пос. Торфяной Кировской области (N=75, в том числе 40 юношей и 35 девушек) и учащиеся 11х классов школ г. Кирова (N=64, 30 юношей и 34 девушки). Для определения профилей гражданской активности старшеклассниковиспользовался опросник гражданской активности (Citizenship Activity Questionnaire) B.KrzywoszRynkiewicz, полученный от автора. Опросник гражданской активности включает 32 вопроса, которые позволяют оценить текущую гражданскую активность, а также будущую активностьстаршеклассников. Опросник включает три шкалы(пассивная гражданственность, полуактивная гражданственность, активная гражданственность) и девять субшкал: национальная идентичность, патриотизм, лояльность, участие в выборах, работа на общественноеблаго, политическая активность, активность к изменениям, социальная активность, личная активность.Каждой из субшкал соответствует ряд вопросов. Например,к шкале «национальная идентичность»относится такой вопрос, как «Чувствуете ли вы себя гражданином России?», шкале «лояльность» соответствует вопрос «Следует ли, по Вашему мнению, уважать законы страны?», а шкале «личная активность» –«Стремитесь ли Вы в будущем стать финансово независимым человеком, который несет полную ответственность за свою жизнь?». Измерениеличностных черт подростков проводилось с применениемопросникапятифакторной модели личностных черт «Большая пятерка», версия BFQ2 [4].Методика BFQ2 [4] состоит из 70 утверждений, которые определяют пять личностных черт (нейротизм, экстраверсию, открытость опыту, согласие и сознательность). Для выявленияпредставлений старшеклассников о гражданской активности, им предлагалось в письменной форме дать ответ на вопрос:«Что приходит вам в голову, когда вы думаете о гражданской активности?». Данный методбыл заимствован нами также из исследованияB.KrzywoszRynkiewicz.
Исследование проводилось в групповой форме в соответствии с инструкцией по использованию методик. В качестве методов обработки данных использованы 1В сборе эмпирического материала наряду с автором принимали участие студентки института педагогики и психологии ВятГГУРусских П.В. и Шишкина А.Н.коэффициент корреляции Спирмана;Uкритерий МаннаУитни Обработка данных проводилась на базе компьютерной программы SPSS.Представим основные результаты исследования.Вначале проанализируем представления респондентов о гражданской активности.Ответы старшеклассниковв результате их классификации были распределены по группам, подсчитывалось ихпроцентное соотношение (рис.1).
Рисунок 1. Структура представленийо старшеклассников о гражданской активности (%)
Отвечая на вопрос: «Что вам приходит в голову, когда вы думаете о гражданской активности?»
треть школьников (31,7%) ответили, что гражданская активность –это участие человека в общественной и политической жизни страны. 15% респондентов под гражданской активностью понимают участие в выборах, 10% –участие в митингах и демонстрациях, 9,3% –указали помощь стране, области и своему городу, 7,3%, помимо прочего, назвали волонтерство. Некоторые школьники так же называли патриотизм(3%), жизненную позицию(2%), способность отстаивать свои права и свое мнение(5%), неравнодушие(4%)и защиту страныот внешних угроз(2%). 33% школьников не ответилина данный вопрос, чтоможет свидетельствовать как об отсутствииу этих школьников представлений опонятии гражданская активность, так и о недостаточной их мотивированности для участия в исследовании. Мы можем сделать вывод о том, что у большинства опрошенных старшеклассников сформировано представление огражданскойактивности, которое во многом сходно с аналогичными представлениями польских молодых людей, выявленных в исследованиях KrzywoszRynkiewiczB.Полученныйрезультат соотносится также смнением польского психолога M.Lewicka, которая отмечает, что гражданская активность, в широком смысле, понимается как любая форма гражданской вовлеченности, не имеющей цельюполучение материальной выгоды (членствов общественных организациях, волонтерская деятельность, благотворительность, участие в акциях и др.) [5].Получив общую картину представленийреспондентов об изучаемом понятии, на следующем этапе исследования мы изучили выраженность профилей гражданской активностишкольников 17 лет, составивших нашу выборку.В результате обработки данных, полученных по опроснику Citizenship Activity Questionnaire, и подсчета средних значений по каждому показателю, были получены следующие результаты (рис. 2).
Рисунок 2. Выраженность показателей гражданскойактивностиреспондентов
Анализируя диаграмму, можно сделать вывод о том, что у юношей и девушек 17 лет наиболее выраженными являются такие позиции гражданственности как «личная активность»,«общественное благо и добросовестный труд».Наименее выраженными у школьников являются такие показателикак «политическая деятельность», «активность к изменениям»и «социальная активность».В рамках данного исследования нам представлялось интересным сравнить особенности выраженности гражданской позиции уюношей и девушек. Для проверки достоверности различий в уровне выраженности каждого параметра гражданской активности был применен Uкритерий МаннаУитни. Полученные данные представлены в Таблице 1.Таблица 1
Результаты по Uкритерию МаннаУитниПоказательСредние значения, ХсрЗначение критерия, UУровень статистической значимости, pЮношиДевушкиНациональная идентичность3,33,221070,191Патриотизм3,02,92104,50,185Лояльность3,13,516550,001Участие в выборах3,33,52332,50,694Общественное благо3,63,41868,50,015Политическая деятельность1,81,51963,50,045Активность к изменениям1,91,92250,50,476Социальная активность2,32,517810,007Личная активность3,53,52360,50,815Примечание: Группирующая переменная
пол
Анализируя данные таблицы, можно утверждать, что у юношей (N = 70) и девушек (N = 69) существуют статистически значимые различия в уровне выраженности таких показателейгражданственностикак «социальная активность»(p<0,01): у девушек (Хср = 2,5) уровень выраженности социальной активности выше, чем у юношей (Хср=2,3); «лояльность»(p0,01): у девушек (Хср= 3,5) уровень выраженности лояльности выше, чем у юношей (Хср= 3,1); «политическаядеятельность»(p<0,05): у юношей (Хср = 1,85) уровень выраженности показателя политическая деятельность выше, чем у девушек (Хср= 1,5) и «общественное благо»(p0,05): у юношей (Хср = 3,6) уровень выраженности показателя общественное благовыше, чем у девушек (Хср = 3,4)Можно сделать вывод о том, что девушки более лояльно относятся к государству, в то время,как юноши предпочтительней относятсяк своему будущему участиюв политической деятельности. И юноши,и девушки выразили заинтересованность в общественно полезной деятельности, но девушки предпочтительней относятся к участию в какихлибообщественных организациях и движениях, а юноши предпочитают приносить пользу обществу в форме индивидуальной социальной активности и добросовестного труда на благо общества.Помимо гендерных различий в рамках исследования мы рассмотрели различия в выраженности показателей гражданской активности в зависимости от места проживания и обучения школьников. Для проверки достоверности различий в уровне выраженности каждого параметра гражданской активности был применен Uкритерий МаннаУитни. Полученные данные представлены в Таблице 2.Таблица 2Результаты по Uкритерию МаннаУитни.ПоказательСредние значения, ХсрЗначение критерия, UУровень статистической значимости, pрайонные поселения Кировской областигород КировНациональная идентичность3,313,232222,50,450Патриотизм3,122,7316940,002Лояльность3,313,3022860,621Участие в выборах3,453,3321860,306Общественное благо3,473,5222900,624Политическая деятельность1,671,7023300,756Активность к изменениям1,861,9820890,176Социальная активность2,382,3822850,626Личная активность3,483,592002,50,086Примечание: Группирующая переменная: место проживания
Исходя из данных таблицы, мы можем заметить, что у старшеклассников существуют значимые различия только в уровне выраженности такого показателя как патриотизм (p0,01),причем у школьников проживающих в районных поселениях Кировской области(Хср = 3,12) уровень выраженности патриотизма выше, чем у школьниковиз Кирова(Хср = 2,73).На следующем этапе исследования мы изучиливзаимосвязь личностных черт и показателей гражданской активностив юношеском возрасте.Для выявления связей между показателями гражданской позиции семнадцатилетних школьников сих личностными чертами был проведен корреляционный анализ, который выявил многочисленные связи между различными личностными чертами и показателями профилей гражданской активности старшеклассников.Таблица 3. Корреляции личностных черт и показателей гражданственности старшеклассников(N=139)Личностные чертыПоказатели профилей гражданственностиПассивный профильПолуактивный профильАктивный профильНациональная идентичностьПатриотизмЛояльностьУчастие в выборахОбщественное благоПолитическая деятельностьАктивность к изменениямСоциальная активностьЛичная активностьДинамизм,058,013,139,051,050,151,070,120,146Доминантность,013,065,072,059,007,133,070,056,154Эмпатия,089,057,076,124,156,174*,155,220**,276**Любезность,116,031,020,003,080,064,047,088,258**Педантичность,081,067,174*,090,126,108,223**,220**,139Упорство,108,002,016,026,214*,079,019,160,277**Лабильность,019,038,117,046,087,167*,027,140,035Импульсивность,038,013,087,012,086,007,076,054,020Открытость культуре,123,009,034,010,135,018,034,104,188*Открытость опыту,053,067,033,116,113,085,052,129,229**Примечание: * Корреляция значима на уровне 0,05 **Корреляция значима на уровне 0,01
Анализируя взаимосвязи, представленные в данной таблице, можно отметить следующие особенности.Показатели пассивногопрофиля гражданственности не имеют значимых взаимосвязей с личностными чертами школьников принявших участие в исследовании.Это может свидетельствовать о том, что национальная идентичность, равно каки патриотизм являются базовыми показателями гражданственностии могут проявляться (или не проявляться)вне зависимости от личностных качеств.В рамках полуактивного профиля гражданственности были выявлены статистически значимые взаимосвязи между педантичностьюилояльностью (r=0,174; p0,05). Данная взаимосвязь может объяснятьсятем, что уважение к властям и верность действующим законам, постановлениям органов властитребует определенной системы знаний данных законов и постановлений, а так же спокойности размеренности и способности все выполнять вовремя и по всем правилам. Так же существует корреляционная связь между такой чертой личности как упорство и показателем гражданственности «общественное благо и добросовестный труд» (r=0,214; p0,05). Данный факт позволяет судитьо том, что чем больше юноши и девушки обладают определенной степенью усердия, воли и выдержки, тем более онисклонны к проявлению гражданской позиции через добросовестный труд на благо общества.При анализе таблицы можно заметить, что наибольшее количество взаимосвязей с личностными чертами имеют показатели активного профиля гражданственности.Заслуживает вниманияотрицательная связь между политической деятельностью и такими качествами личности как эмпатия(r=0,174; p0,05)и лабильность (r=0,167; p0,05). Вероятно,стремление в будущем к активному участию в политической деятельности проявляют старшеклассники,обладающие большей жесткостью характера, объективностью мышления и стремлением к выражению своего мнения.Показатель активности к изменениям имеет довольно сильную взаимосвязь с педантичностью (r=0,223; p0,01). Из чего можно заключить, что стремление порядку и пунктуальности способствует возникновению чувства долга и ответственности за свою страну.Социальная активность школьников принявших участие в исследовании в равной степени связана с эмпатичностью (r=0,220; p 0,01), то есть со способностью понимать эмоции ичувства других людей и сопереживать им, и с педантичностью, то есть с пунктуальностью и аккуратностью. Из чего следует, что именно такими качествамиобладают молодые люди,стремящиеся к участию в различных общественных организациях и движениях.Показатель «личная активность»в активномпрофиле гражданственности имеет наибольшее количество взаимосвязей с личностными чертамистаршеклассников. В наибольшей степени личная активность связана с упорством(r=0,277; p0,01), что может говорить о том, что трудолюбивые, целеустремленные юноши и девушки имеют тенденцию активно проявлять себя в различных видах деятельности.Так же личная активность имеет довольно сильную корреляцию с такой чертой личности, как дружелюбие,включающее в себя: эмпатию (r=0,276; r0,01)и любезность (r=0,258; p0,01). Таким образом, забота о других, чувствительность к их нуждам, вежливость, мягкость и доверие людямнеразрывно связаны с проявлениемактивнойжизненной позиции старшеклассников.Выявленасвязь открытости опытуи личной активности (r=0,229; p0,01) и культуре(r=0,188; p0,05), то есть широта интересов,открытость новому, толерантность, интерес к другим людям и традициямтак же влияют и на активность школьников.Таким образом, в результате исследованияудалось выявить некоторые особенности профилей гражданской активности в их взаимосвязи с личностными чертами старшеклассников. Подтвердилось предположение о том, что на формирование гражданской активностивлияют не только социальные, но и личностные факторы.Мы можем сделать вывод и о том, что, не смотря на сложившееся мнение об отсутствии интереса у молодых людей к государству и обществу, современные школьники обнаруживают довольно точные представления о гражданской активности и в достаточной степени заинтересованы в проявлениях своей гражданской позиции.
Ссылки на источники1.Дашидондокова Л.Б. Психологические механизмы формирования гражданственности личности старшеклассника : диссертация кандидата психологических наук / Л.Б. Дашидондокова. –УланУдэ, 2008. –153 с.2.Kennedy, K.J. (2006), Towards a Conceptual Framework of Understanding Active and Pasive Citizenship, Unpublished Report in: Nelson J. and Kerr D., Active Citizenship in INCA Countries: definitions, policies, practices and outcomes, QCA, London 20063.KrzywoszRynkiewicz B. Psychological profiles of young citizens –subjective determinants of attitudes towards citizenship // ICAP 2014 TKL 294.Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Неяскина Ю., Дорфман Л.Я., Александрова Л.А. Операционализация пятифакторной модели личностных черт на российской выборке // Психологическая диагностика. 2013.5.Lewicka, M. (2005). Ways to make people active: The role of place attachment, cultural capital, and neighborhood ties. Journal of Environmental Psychology, 25, 381–395.
avkern@list.ru
Профили гражданской активности и их взаимосвязь с личностными чертами старшеклассников
Аннотация.В статьепредставлены результаты исследования взаимосвязи показателей гражданской активности и личностных черт старшеклассников. Описаныгендерные особенностивыраженности гражданской позицииреспондентов, анализируется различие связанные с их местом проживания.Приводятся данные о структуре и содержаниипредставлений юношей и девушекогражданской активности.Ключевые слова:гражданственность, гражданская активность, личностные черты, представления о гражданской активности, юношеский возраст
В настоящеевремяв России и в мире происходит множество событий, под влиянием которых в молодежной среде усиливаетсяинтерес к общественной и политической жизни страны. Современное общество нуждается в выпускниках школ с высоким уровнем гражданственности, что определяетактуальность темы исследования.Юностьявляетсясензитивнымпериодом в формированиигражданственности, но анализ литературы показывает, что психологических исследований проблемы становления гражданственностиучащихсяне так много. Гражданственность старшеклассниковпозиционируется в научных исследованиях прежде всего, как педагогическая проблема, при этом мало внимания уделяется психологическим закономерностямее формирования.Такие исследования только начинаются. Так, Л.Б. Дашидондоковаобратилась в своем диссертационном исследованиик изучению психологическихмеханизмовформирования гражданственности личности старшеклассника. Рассмотрение вопросов формирования гражданственности старшеклассников, с точки зрения Л.Б.Дашидондоковой,особенно актуально в связи с психологическими особенностями данного возраста –юношеским максимализмом, потребностью в самореализации, поиске смысла жизни, интенсивным формированием системы ценностей и взглядов,мировоззрения личности. Л.Б. Дашидондоковаопределяет гражданственность как интегративное качество в структуре направленности личности, которое проявляется в деятельности, поведении человека и его отношениях с другими людьми через комплекс взаимообусловленных компонентов[1].В своей работе мы принимаем данное определение как рабочее.Вместе с тем, наша работаопирается на подходы K. Kennedy,B. KrzywoszRynkiewiczи A. Zalewskaк исследованию гражданственностимолодежи.K. Kennedyразличаеттри профиля гражданственности личности:1) активную гражданственность(необходимость участвовать в социальной и политической жизни, оказывать на нее определенной влияние), котораяимеет триформы: политическую, социальную, личную;2)полуактивную гражданственность(лояльность, участие в выборах, работа на общественное благо); 3) пассивнуюгражданственность(стремлениечеловека уважать национальную символику, историю своей нации, чувство национальной принадлежности, чувство общности и готовность защищать общественные ценности и уважении к закону)[2].
B.KrzywoszRynkiewicz и A.Zalewska [3]разделяют взгляды K. Kennedy, считая, что в настоящее время гражданская активность понимается довольно узко и традиционно ассоциируется с принятием участия в выборах и референдумах, а также готовностью уважать национальные символы.Как отмечают данные авторы, многие современные исследования гражданственности ориентируются на изучении влияния различных социальных условий и механизмов на формирование гражданственности личности. При этом значению личностных черт в этом процессе обычно не уделяется достаточно внимания. Однако именно эти характеристики, могут играть важнейшую роль в формировании активной гражданской позиции: они могут, как способствовать, так и препятствовать формированию данного процесса.Целью нашегоисследования явилосьизучение профилей гражданственности и личностных чертюношей и девушек 17 лет, а также анализ представлений юношей и девушек о гражданской активности.В качестве предметаисследованиявыступили показатели гражданственности и личностные черты семнадцатилетних школьников, а также их представления о гражданской активности.Проведенное исследование является частью международного проекта, которое реализуется в ряде европейских стран под руководством B.KrzywoszRynkiewicz. Впервые исследование с применением опросника гражданской активности B.KrzywoszRynkiewicz было проведено в России в 2014 году на базе ВятГГУ под руководством доктора психологических наук, профессора кафедры практической психологии Н.А. Низовских, которая инициировала и организовала проведение данного исследование в рамках работы студенческой исследовательской группы.Исследование проводилось в ноябре 2015 годана выборке старшеклассников (N= 139)1. Были опрошеныучащиеся 11х классов школ г. Лузы, г.Омутнинска и пос. Торфяной Кировской области (N=75, в том числе 40 юношей и 35 девушек) и учащиеся 11х классов школ г. Кирова (N=64, 30 юношей и 34 девушки). Для определения профилей гражданской активности старшеклассниковиспользовался опросник гражданской активности (Citizenship Activity Questionnaire) B.KrzywoszRynkiewicz, полученный от автора. Опросник гражданской активности включает 32 вопроса, которые позволяют оценить текущую гражданскую активность, а также будущую активностьстаршеклассников. Опросник включает три шкалы(пассивная гражданственность, полуактивная гражданственность, активная гражданственность) и девять субшкал: национальная идентичность, патриотизм, лояльность, участие в выборах, работа на общественноеблаго, политическая активность, активность к изменениям, социальная активность, личная активность.Каждой из субшкал соответствует ряд вопросов. Например,к шкале «национальная идентичность»относится такой вопрос, как «Чувствуете ли вы себя гражданином России?», шкале «лояльность» соответствует вопрос «Следует ли, по Вашему мнению, уважать законы страны?», а шкале «личная активность» –«Стремитесь ли Вы в будущем стать финансово независимым человеком, который несет полную ответственность за свою жизнь?». Измерениеличностных черт подростков проводилось с применениемопросникапятифакторной модели личностных черт «Большая пятерка», версия BFQ2 [4].Методика BFQ2 [4] состоит из 70 утверждений, которые определяют пять личностных черт (нейротизм, экстраверсию, открытость опыту, согласие и сознательность). Для выявленияпредставлений старшеклассников о гражданской активности, им предлагалось в письменной форме дать ответ на вопрос:«Что приходит вам в голову, когда вы думаете о гражданской активности?». Данный методбыл заимствован нами также из исследованияB.KrzywoszRynkiewicz.
Исследование проводилось в групповой форме в соответствии с инструкцией по использованию методик. В качестве методов обработки данных использованы 1В сборе эмпирического материала наряду с автором принимали участие студентки института педагогики и психологии ВятГГУРусских П.В. и Шишкина А.Н.коэффициент корреляции Спирмана;Uкритерий МаннаУитни Обработка данных проводилась на базе компьютерной программы SPSS.Представим основные результаты исследования.Вначале проанализируем представления респондентов о гражданской активности.Ответы старшеклассниковв результате их классификации были распределены по группам, подсчитывалось ихпроцентное соотношение (рис.1).
Рисунок 1. Структура представленийо старшеклассников о гражданской активности (%)
Отвечая на вопрос: «Что вам приходит в голову, когда вы думаете о гражданской активности?»
треть школьников (31,7%) ответили, что гражданская активность –это участие человека в общественной и политической жизни страны. 15% респондентов под гражданской активностью понимают участие в выборах, 10% –участие в митингах и демонстрациях, 9,3% –указали помощь стране, области и своему городу, 7,3%, помимо прочего, назвали волонтерство. Некоторые школьники так же называли патриотизм(3%), жизненную позицию(2%), способность отстаивать свои права и свое мнение(5%), неравнодушие(4%)и защиту страныот внешних угроз(2%). 33% школьников не ответилина данный вопрос, чтоможет свидетельствовать как об отсутствииу этих школьников представлений опонятии гражданская активность, так и о недостаточной их мотивированности для участия в исследовании. Мы можем сделать вывод о том, что у большинства опрошенных старшеклассников сформировано представление огражданскойактивности, которое во многом сходно с аналогичными представлениями польских молодых людей, выявленных в исследованиях KrzywoszRynkiewiczB.Полученныйрезультат соотносится также смнением польского психолога M.Lewicka, которая отмечает, что гражданская активность, в широком смысле, понимается как любая форма гражданской вовлеченности, не имеющей цельюполучение материальной выгоды (членствов общественных организациях, волонтерская деятельность, благотворительность, участие в акциях и др.) [5].Получив общую картину представленийреспондентов об изучаемом понятии, на следующем этапе исследования мы изучили выраженность профилей гражданской активностишкольников 17 лет, составивших нашу выборку.В результате обработки данных, полученных по опроснику Citizenship Activity Questionnaire, и подсчета средних значений по каждому показателю, были получены следующие результаты (рис. 2).
Рисунок 2. Выраженность показателей гражданскойактивностиреспондентов
Анализируя диаграмму, можно сделать вывод о том, что у юношей и девушек 17 лет наиболее выраженными являются такие позиции гражданственности как «личная активность»,«общественное благо и добросовестный труд».Наименее выраженными у школьников являются такие показателикак «политическая деятельность», «активность к изменениям»и «социальная активность».В рамках данного исследования нам представлялось интересным сравнить особенности выраженности гражданской позиции уюношей и девушек. Для проверки достоверности различий в уровне выраженности каждого параметра гражданской активности был применен Uкритерий МаннаУитни. Полученные данные представлены в Таблице 1.Таблица 1
Результаты по Uкритерию МаннаУитниПоказательСредние значения, ХсрЗначение критерия, UУровень статистической значимости, pЮношиДевушкиНациональная идентичность3,33,221070,191Патриотизм3,02,92104,50,185Лояльность3,13,516550,001Участие в выборах3,33,52332,50,694Общественное благо3,63,41868,50,015Политическая деятельность1,81,51963,50,045Активность к изменениям1,91,92250,50,476Социальная активность2,32,517810,007Личная активность3,53,52360,50,815Примечание: Группирующая переменная
пол
Анализируя данные таблицы, можно утверждать, что у юношей (N = 70) и девушек (N = 69) существуют статистически значимые различия в уровне выраженности таких показателейгражданственностикак «социальная активность»(p<0,01): у девушек (Хср = 2,5) уровень выраженности социальной активности выше, чем у юношей (Хср=2,3); «лояльность»(p0,01): у девушек (Хср= 3,5) уровень выраженности лояльности выше, чем у юношей (Хср= 3,1); «политическаядеятельность»(p<0,05): у юношей (Хср = 1,85) уровень выраженности показателя политическая деятельность выше, чем у девушек (Хср= 1,5) и «общественное благо»(p0,05): у юношей (Хср = 3,6) уровень выраженности показателя общественное благовыше, чем у девушек (Хср = 3,4)Можно сделать вывод о том, что девушки более лояльно относятся к государству, в то время,как юноши предпочтительней относятсяк своему будущему участиюв политической деятельности. И юноши,и девушки выразили заинтересованность в общественно полезной деятельности, но девушки предпочтительней относятся к участию в какихлибообщественных организациях и движениях, а юноши предпочитают приносить пользу обществу в форме индивидуальной социальной активности и добросовестного труда на благо общества.Помимо гендерных различий в рамках исследования мы рассмотрели различия в выраженности показателей гражданской активности в зависимости от места проживания и обучения школьников. Для проверки достоверности различий в уровне выраженности каждого параметра гражданской активности был применен Uкритерий МаннаУитни. Полученные данные представлены в Таблице 2.Таблица 2Результаты по Uкритерию МаннаУитни.ПоказательСредние значения, ХсрЗначение критерия, UУровень статистической значимости, pрайонные поселения Кировской областигород КировНациональная идентичность3,313,232222,50,450Патриотизм3,122,7316940,002Лояльность3,313,3022860,621Участие в выборах3,453,3321860,306Общественное благо3,473,5222900,624Политическая деятельность1,671,7023300,756Активность к изменениям1,861,9820890,176Социальная активность2,382,3822850,626Личная активность3,483,592002,50,086Примечание: Группирующая переменная: место проживания
Исходя из данных таблицы, мы можем заметить, что у старшеклассников существуют значимые различия только в уровне выраженности такого показателя как патриотизм (p0,01),причем у школьников проживающих в районных поселениях Кировской области(Хср = 3,12) уровень выраженности патриотизма выше, чем у школьниковиз Кирова(Хср = 2,73).На следующем этапе исследования мы изучиливзаимосвязь личностных черт и показателей гражданской активностив юношеском возрасте.Для выявления связей между показателями гражданской позиции семнадцатилетних школьников сих личностными чертами был проведен корреляционный анализ, который выявил многочисленные связи между различными личностными чертами и показателями профилей гражданской активности старшеклассников.Таблица 3. Корреляции личностных черт и показателей гражданственности старшеклассников(N=139)Личностные чертыПоказатели профилей гражданственностиПассивный профильПолуактивный профильАктивный профильНациональная идентичностьПатриотизмЛояльностьУчастие в выборахОбщественное благоПолитическая деятельностьАктивность к изменениямСоциальная активностьЛичная активностьДинамизм,058,013,139,051,050,151,070,120,146Доминантность,013,065,072,059,007,133,070,056,154Эмпатия,089,057,076,124,156,174*,155,220**,276**Любезность,116,031,020,003,080,064,047,088,258**Педантичность,081,067,174*,090,126,108,223**,220**,139Упорство,108,002,016,026,214*,079,019,160,277**Лабильность,019,038,117,046,087,167*,027,140,035Импульсивность,038,013,087,012,086,007,076,054,020Открытость культуре,123,009,034,010,135,018,034,104,188*Открытость опыту,053,067,033,116,113,085,052,129,229**Примечание: * Корреляция значима на уровне 0,05 **Корреляция значима на уровне 0,01
Анализируя взаимосвязи, представленные в данной таблице, можно отметить следующие особенности.Показатели пассивногопрофиля гражданственности не имеют значимых взаимосвязей с личностными чертами школьников принявших участие в исследовании.Это может свидетельствовать о том, что национальная идентичность, равно каки патриотизм являются базовыми показателями гражданственностии могут проявляться (или не проявляться)вне зависимости от личностных качеств.В рамках полуактивного профиля гражданственности были выявлены статистически значимые взаимосвязи между педантичностьюилояльностью (r=0,174; p0,05). Данная взаимосвязь может объяснятьсятем, что уважение к властям и верность действующим законам, постановлениям органов властитребует определенной системы знаний данных законов и постановлений, а так же спокойности размеренности и способности все выполнять вовремя и по всем правилам. Так же существует корреляционная связь между такой чертой личности как упорство и показателем гражданственности «общественное благо и добросовестный труд» (r=0,214; p0,05). Данный факт позволяет судитьо том, что чем больше юноши и девушки обладают определенной степенью усердия, воли и выдержки, тем более онисклонны к проявлению гражданской позиции через добросовестный труд на благо общества.При анализе таблицы можно заметить, что наибольшее количество взаимосвязей с личностными чертами имеют показатели активного профиля гражданственности.Заслуживает вниманияотрицательная связь между политической деятельностью и такими качествами личности как эмпатия(r=0,174; p0,05)и лабильность (r=0,167; p0,05). Вероятно,стремление в будущем к активному участию в политической деятельности проявляют старшеклассники,обладающие большей жесткостью характера, объективностью мышления и стремлением к выражению своего мнения.Показатель активности к изменениям имеет довольно сильную взаимосвязь с педантичностью (r=0,223; p0,01). Из чего можно заключить, что стремление порядку и пунктуальности способствует возникновению чувства долга и ответственности за свою страну.Социальная активность школьников принявших участие в исследовании в равной степени связана с эмпатичностью (r=0,220; p 0,01), то есть со способностью понимать эмоции ичувства других людей и сопереживать им, и с педантичностью, то есть с пунктуальностью и аккуратностью. Из чего следует, что именно такими качествамиобладают молодые люди,стремящиеся к участию в различных общественных организациях и движениях.Показатель «личная активность»в активномпрофиле гражданственности имеет наибольшее количество взаимосвязей с личностными чертамистаршеклассников. В наибольшей степени личная активность связана с упорством(r=0,277; p0,01), что может говорить о том, что трудолюбивые, целеустремленные юноши и девушки имеют тенденцию активно проявлять себя в различных видах деятельности.Так же личная активность имеет довольно сильную корреляцию с такой чертой личности, как дружелюбие,включающее в себя: эмпатию (r=0,276; r0,01)и любезность (r=0,258; p0,01). Таким образом, забота о других, чувствительность к их нуждам, вежливость, мягкость и доверие людямнеразрывно связаны с проявлениемактивнойжизненной позиции старшеклассников.Выявленасвязь открытости опытуи личной активности (r=0,229; p0,01) и культуре(r=0,188; p0,05), то есть широта интересов,открытость новому, толерантность, интерес к другим людям и традициямтак же влияют и на активность школьников.Таким образом, в результате исследованияудалось выявить некоторые особенности профилей гражданской активности в их взаимосвязи с личностными чертами старшеклассников. Подтвердилось предположение о том, что на формирование гражданской активностивлияют не только социальные, но и личностные факторы.Мы можем сделать вывод и о том, что, не смотря на сложившееся мнение об отсутствии интереса у молодых людей к государству и обществу, современные школьники обнаруживают довольно точные представления о гражданской активности и в достаточной степени заинтересованы в проявлениях своей гражданской позиции.
Ссылки на источники1.Дашидондокова Л.Б. Психологические механизмы формирования гражданственности личности старшеклассника : диссертация кандидата психологических наук / Л.Б. Дашидондокова. –УланУдэ, 2008. –153 с.2.Kennedy, K.J. (2006), Towards a Conceptual Framework of Understanding Active and Pasive Citizenship, Unpublished Report in: Nelson J. and Kerr D., Active Citizenship in INCA Countries: definitions, policies, practices and outcomes, QCA, London 20063.KrzywoszRynkiewicz B. Psychological profiles of young citizens –subjective determinants of attitudes towards citizenship // ICAP 2014 TKL 294.Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Неяскина Ю., Дорфман Л.Я., Александрова Л.А. Операционализация пятифакторной модели личностных черт на российской выборке // Психологическая диагностика. 2013.5.Lewicka, M. (2005). Ways to make people active: The role of place attachment, cultural capital, and neighborhood ties. Journal of Environmental Psychology, 25, 381–395.