Методы оценки и критерии эффективности инноваций
Выпуск:
ART 86773
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гончарова
Е.
В.,
Дуйсекова
З.
Г. Методы оценки и критерии эффективности инноваций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3676–3680. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86773.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития инновационной деятельности на современном этапе развития научно-технической деятельности. Выявлены основные эффекты, связанные с применением инноваций. Обоснован перечень основных критериев эффективности инноваций. Рассмотрены ключевые показатели оценки эффективности инноваций.
Текст статьи
Дуйсекова Зарина,магистрант кафедры «Экономика и менеджмент», Волжский политехнический институт(филиал) Волгоградский государственный технический университет, г. Волжский zarina1910@mail.ru
Научный руководитель –Гончарова Елена Вячеславовна кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградский государственный технический университет, г. Волжский svumato@yandex.ru
Методы оценки и критерииэффективности инноваций
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития инновационной деятельности на современном этапе развития научнотехнической деятельности. Выявлены основные эффекты, связанные с применением инноваций. Обоснован перечень основных критериев эффективности инноваций. Рассмотрены ключевые показатели оценки эффективности инноваций.Ключевые слова:инновации, критерий эффективности, инновационная деятельность, оценка эффективности.
На современном этапе развития именно инновации являются условием экономического роста и функционирования общества.В данной ситуации для принятия оптимального решения необходимо правильно оценивать результаты инноваций (оценить эффективность инноваций), их влияние на экономику предприятия, особенно учитывая то, что мировая экономика в данный момент находится в стадии преодоленияглобального кризиса.Понятие «инновация» не стоит путать с такими словами как «нововведение», «новация» или «новшество». Тем более не стоит приравнивать «инновацию» к понятиям «открытие» и «изобретение» это принципиально разные термины.Инновация –это результат творческой и инвестиционной деятельности, главной целью которой является коммерциализация научных исследований и разработок[1]. Такого рода деятельность направлена на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы (предприятия). Целью инновации является повышение конкурентоспособности фирмы, товара и услуг и повышение за счёт этого прибыли фирмы. В целом содержание приведённых определений сохраняется при анализе инновационной деятельности, но в каждой сфере необходимо искать соответствующие основания того, что считать инновацией. Это могут быть уровни новизны, масштабность, характер и содержание целей и т. п. Инновационная деятельность представляет собой комплекс мероприятий, которые затрагивают различные области науки.В инновационной сфере происходит превращение научнотехнического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в рыночный товар с новыми потребительскими свойствами. Инновация как процесс представляется собой сочетание различных видов деятельности: стратегического планирования, научных исследований и опытноконструкторских разработок, маркетинговой деятельности по анализу рынка и продвижениюпродукции, управления проектом и коммерциализацией результатов[2]. Под таким результатом понимается продукт научной и (или) научнотехнической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.Наиболее перспективные формы стимулирования инновационного развития регионов основаны на создании новых инновационных структур, таких как технопарки, технополисы, свободные экономические зоны. По нарастанию степени сложности технопарковые структуры можно расположить следующим образом: инкубаторы, технологические парки, технополисы, регионы науки и технологий [3].В условиях вовлеченности российских разработчиков в мировой рынок технологий должен происходить двусторонний поток технологий при посредстве эффективно работающих структур по трансферу. В российских условиях невостребованности многих инновационных проектов, потоки трансфера технологий следует рассматривать или при передаче их за рубеж, или, в перспективе, как средство реализации российских инновационных проектов. Тем не менее, в современном мире глобальной экономики международный трансфер технологий и организация международного сотрудничества являются базовой основой подъема и быстрого роста их экономик. Трансфер технологий не преследует цель эффективности реализации разработки, а лишь является инструментом достижения этой цели. Возможна ситуация, когда разработка реализуется самими разработчиками, но чаще разработка осуществляется коллективом исследователей, инженеров и изобретателей, а коммерциализируется надругих предприятиях [4]. Инновационный процесс эффективен, если информация свободно движется в обоих направлениях, когда каждый компонент инновационной структуры соответствует своему назначению, а переход от одного этапа движения инноваций к другому осуществляется с минимальными издержками. Следовательно, структура инновационной системы зависит от организации взаимосвязи и коммуникационных потоков между элементами инновационного процесса на предприятии.Эффектыот появления и функционированияинноваций разнообразны, исходя из ожидаемых результатов, выделяют следующие виды эффекта (см. табл. 1).Таблица 1 Инновационные эффекты исходя из ожидаемых результатов[5]
Вид эффектаПоказатели1. ЭкономическийУчитывают соотношение результатов реализации инноваций и затрат на них в стоимостном выражении2. НаучнотехническийЭксплуатационные, эстетические, технические и другие3. ФинансовыйОснованы на финансовых показателях4. РесурсныйИзменение вследствие внедрения инноваций объема производства или потребления какоголибо ресурса5. СоциальныйПоказывают влияние реализации инноваций на общество (повышение уровня жизни и т.п.)6. ЭкологическийКоличество вредных выбросов в атмосферу, уровень шума, вибрации, электромагнитное поле и др.
Можно также отметить,что экономические и технические эффекты разделяются напрямые и непрямые.К техническим относятся:
прямые (достижение технических характеристик, снижение сроков реализации);
непрямые (отрицательный результат, дающий возможность сделать необходимые выводы)Экономическиеэффекты в данной классификации включают:
прямые (прибыль,
чистый дисконтированный доход (ЧДД/NPV) и др.);
непрямые (падение доли рынка конкурентов и др.). В зависимости от того, на какой период времени ведется измерение затрат и результатов, выделяют годовые показатели и показатели за расчетный период.Можно выделить следующие критерии эффективности продвижения научнотехнических разработок:–уровень взаимодействия вузов и предприятий;–инновационный потенциал организаций и уровень инновационной активности; –удельный вес инновационной продукции в ее общем объеме; –влияние инноваций на результаты деятельности предприятия; –влияние инноваций на использование производственных ресурсов; –показатель инновационной восприимчивостиперсонала организации;–для предприятий: степень технической оснащенности и использования производственных мощностей; для вузов: функционирование научноисследовательских структур, студенческих научнотехнических объединений;–уровень маркетинговых коммуникаций;–показатели эффективности использования оборудования;–создание малых инновационных предприятий;–удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства;–возможность проведения маркетинговых исследований;–ресурсы, необходимые дляосуществления инноваций: научнокадровый потенциал организации, состояние опытноэкспериментальной базы, состояние нематериальных активов, структура выпускаемой продукции;–степень влияния факторов внешней среды: наличие угроз технического и функционального замещения, возникающих из внешней среды [6].Инновационная деятельность становится более эффективной, если осуществляется в форме основной деятельности специализированными организациями, товарная продукция которых –разработка новых продуктов для продажи на инновационном рынке. Но на практике достаточно широкий круг неспециализированных организаций разрабатывает новые технологии для производства обычной продукции. Когда инновационная деятельность рассматривается в рамках определения ее места и роли в экономическом развитии страны, ключевое значение приобретает оценка интегративных процессов в данной сфере. Максимально возможный эффект от инновационной деятельности достигается в том случае, если она тесно связана с инвестиционной деятельностью, процессамисоздания новых производств, проектирования и финансирования инноваций. Это может обеспечить сокращение инновационного цикла, породить синергетический эффект как вид дополнительного эффекта от тесного партнерского взаимодействия всех участников единой технологической цепочки.Для процесса измерения и оценки эффектов инноваций характерны следующие особенности. Измерение и оценивание ведется на уровне предприятия. Измерению подлежат и экономические, и технические, и прочие эффекты. Предприятие рассчитывает навозврат вложений в кратчайшие сроки, поэтому финансовый результат является важнейшими окончательным измерителем их успешности. Эффекты измеряются и оцениваются по всем фазам инновационного процесса. Сравнение на начальных фазах этого процесса основывается на аналогах. Измерение и оценка осуществляются со стороны всех участников инновационного процесса [7].Успешное развитие хозяйствующего субъекта любой организационноправовой формы в условиях конкурентного окружения во многом зависит от степени его инновационной активности. Стремление компании не только выжить на рынке, но и получить доход, достаточный для обновления и прироста экономического потенциала, заставляет менеджеров искать направления высокоэффективного вложения денежных средств компании и привлекать инвесторов для финансирования инновационных проектов с целью создания или укрепления индивидуальных преимуществ перед прочими конкурентами в конкретной сфере бизнеса. Для оценки инновационной активности организации и ее инновационной конкурентоспособности применяются показатели инновационной деятельности организации, которые группируются по 4 критериям:1) Затратные показатели:
удельные затраты на НИОКР в объеме продаж (характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы);
удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноухау;
затраты на приобретение инновационных фирм;
наличие фондов на развитие инициативных разработок;2) Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса:
показатель инновационности ТАТ;
длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);
длительность подготовки производства нового продукта;
длительность производственного цикла нового продукта;3) Показатели обновляемости:
количество разработок или внедренийнововведенийпродуктов и нововведенийпроцессов;
показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет); количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);
объем экспортируемой инновационной продукции;
объем предоставляемых новых услуг;4) Структурные показатели:
состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научнотехнических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательные комплексы);
состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;
численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;
состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные затраты фирмы на НИОКР в объеме ее продаж и численность научнотехнических подразделений[8]. Широко применяется показатель инновационности ТАТ (от словосочетания “turn –around time” –«успевай поворачиваться»). Этот показатель характеризует время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах. Реже используют структурные показатели, показывающие количество и характер инновационных подразделений.Общий принцип оценки эффективности может быть записан как отношение:Эффективность инноваций= эффект/затратыЕго значение может выражаться в натуральном и стоимостном измерении.Таким образом, задача определения эффективности проектаскладывается из двух частей. Вопервых, это определение того, превосходит ли получаемый эффект затраты, и, если да, то насколько. Вовторых, это наглядное ранжирование рассматриваемых альтернатив с целью обеспечения наиболее оптимального выбора.Для оценки эффективности инновационных проектов используются проектные принципы, определяющие необходимость ресурсных затрат (человеческих, финансовых), стоимость и эффективность использования которых оценивается. Основной –принцип денежных потоков, он учитывает фактор времени и риска, с прогнозным и долгосрочным характером. В зависимости от учета фактора времени в осуществлении инвестиционных затрат и получении возвратного инвестиционного потока все показатели подразделяются на две группы:1) дисконтные –определяются на основе дисконтированных методов расчета и предусматривают обязательное дисконтирование инвестиционных затрат и доходов по отдельным интервалам рассматриваемого периода. Это основная группа показателей, применяемых в современной инвестиционной практике. Они рассчитываются по крупным и средним проектам, реализация которых носит долгосрочный характер. 2) статические –определяются на основе статических методов расчета и предусматривают использование в расчетах бухгалтерских данных о затратах и доходах без их дисконтирования во времени.Статические показатели применяются для оценки эффективности небольших краткосрочных проектов. Они не акцентируют внимание на денежных потоках и изменении стоимости денежной единицы во времени, поэтому используются в качестве ориентировочного критерия, в основном для анализа краткосрочных инвестиций или,когда инвестиции производятся однократного в начале периода. Таким показателям отдается предпочтение на начальных этапах развития малых предприятий, при краткосрочных инновационных проектах с небольшой капиталоемкостью.Все виды показателей находятся в тесной взаимосвязи между собой и позволяют оценить эффективность инновационных проектов с различных сторон. Поэтому применяют комплекс показателей, с целью системной оценки инновационного объекта одни индикаторы могут успешно дополнить другие.Как уже было сказано выше, важнейшим измерителем успешности инноваций является финансовый результат, а потому основные методы оценки инвестиций в инновации, отображающие экономическую эффективность инновацийсвязаны с критериями оценки финансовых результатов и затрат:1)Чистый дисконтированный доход(NPV) –это разность между результатами и затратами на инновации за период реализации, учитывая изменение стоимости денег во времени (дисконтирование).,где i –ставка дисконтированияj –годa –поступленияe –выплатыI инвестиции2) Индекс рентабельности (PI)–это отношение доходов, дисконтированных на момент начала реализации проекта, и первоначальных инвестиций.PI = ∑ NCF/IPI и ЧДД схожи.Очевидно, что если: PI > 1, то стоит принять проект; PI < 1, то проект принимать не стоит;С помощью этого показателя можно отсортировать рассматриваемые проекты и принять наиболее выгодный.3)Внутренняя норма доходности(IRR) –это такая ставка дисконтирования, при которой ЧДД проекта равен нулю:
IRR показывает ожидаемую доходность проекта, и, следовательно, максимальные размеры затрат, которые можно выделить на него[9].4)Срок окупаемости (PBP)
Рисунок 1 –График расчета срока окупаемости инновационного проекта
Расчет данного показателя оказывается весьма актуальным во многих ситуациях, к примеру, если руководство стремится окупить инвестиции в минимальные сроки, или,когда инвестиции рискованны и, следовательно, чем меньше срок окупаемости, тем меньший риск ожидается от реализации проекта.Мы считаем, что в современных условиях любые инновации имеют двоякий характер. С одной стороны, в высокотехнологичных отраслях они являются залогом успеха и даже необходимым условием эффективного функционирования организаций, ведь конкурентная среда и НТП ставят перед предприятиями задачу постоянного совершенствования и выдвижения новых идей. С другой стороны, с инновациями сопряжены существенные риски: непрерывно меняющийся рынок и новые технологии способны обесценить прежние инновации, сделать их неактуальными.На наш взгляд, рассмотренная система показателей позволяет произвести оценку инноваций системно, т.е. учесть различные факторы и рассчитать эффективность, решая несколько приоритетных задач одновременно. С помощью вышеизложенного метода можно выбрать наиболее выгодный вариант вложения средств и вместе с тем свести свои риски к минимуму за счет определения срока окупаемости.
Ссылки на источники1.Гохберг Л. М. Инновационный менеджмент / Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин // Учебник для вузов.М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. 310 с.2.Гончарова Е.В. Критерии эффективности процесса коммерциализации инноваций на современном этапе развития экономики// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. №8(80). С. 24. URL:http://www.uecs.ru /innovaciiinvesticii/item/367620150828063255. –[Дата обращения 15.01.2016]3.Гончарова Е. В. Способы повышения инновационной привлекательности региона // Концепт. –2014. –Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. –ART 64379. –URL: http://ekoncept.ru/2014/64379.htm. –ISSN 2304120X. –[Дата обращения 19.02.2016]4.Гончарова Е.В. Маркетинговый аспект методов стимулирования нововведений на предприятиях в условиях кризиса// Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2012.№25. С. 135137.5.Организация и финансирование инноваций: учебное пособие / В.В. Быковский,Л.В. Минько, О.В. Коробова, Е.В. Быковская, Г.М. Золотарева. Тамбов : Издво Тамб. гос. техн. унта, 2011. –348 с.6.Гончарова Е.В. Эффективность продвижения научнотехнических разработок// Наука и образование в жизни современного общества, сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции: в 14 томах. 2015. С. 4748.7.Гончарова Е.В. Повышение эффективности НИОКРв вузе с помощью информационных технологий// Известия Волгоградского государственного технического университета. 2008. Т. 5. №5(43). С. 3234.8.Гончарова А. В. Управление организацией работ по прогнозированию технических и производственных решений развития средних городов России/ А. В. Гончарова, Е. В. Гончарова // сборник Развитие средних городов: замысел, модели, практикаМатериалы III Международной научнопрактической конференции. Волгоград, 2015. –С. 245250.9.Инновационныйменеджмент/ Подред. В. Я. Горфинкеля, Б. Н. Чернышева // М.: Вузовский учебник, 2011. –464 с.
Научный руководитель –Гончарова Елена Вячеславовна кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградский государственный технический университет, г. Волжский svumato@yandex.ru
Методы оценки и критерииэффективности инноваций
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития инновационной деятельности на современном этапе развития научнотехнической деятельности. Выявлены основные эффекты, связанные с применением инноваций. Обоснован перечень основных критериев эффективности инноваций. Рассмотрены ключевые показатели оценки эффективности инноваций.Ключевые слова:инновации, критерий эффективности, инновационная деятельность, оценка эффективности.
На современном этапе развития именно инновации являются условием экономического роста и функционирования общества.В данной ситуации для принятия оптимального решения необходимо правильно оценивать результаты инноваций (оценить эффективность инноваций), их влияние на экономику предприятия, особенно учитывая то, что мировая экономика в данный момент находится в стадии преодоленияглобального кризиса.Понятие «инновация» не стоит путать с такими словами как «нововведение», «новация» или «новшество». Тем более не стоит приравнивать «инновацию» к понятиям «открытие» и «изобретение» это принципиально разные термины.Инновация –это результат творческой и инвестиционной деятельности, главной целью которой является коммерциализация научных исследований и разработок[1]. Такого рода деятельность направлена на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы (предприятия). Целью инновации является повышение конкурентоспособности фирмы, товара и услуг и повышение за счёт этого прибыли фирмы. В целом содержание приведённых определений сохраняется при анализе инновационной деятельности, но в каждой сфере необходимо искать соответствующие основания того, что считать инновацией. Это могут быть уровни новизны, масштабность, характер и содержание целей и т. п. Инновационная деятельность представляет собой комплекс мероприятий, которые затрагивают различные области науки.В инновационной сфере происходит превращение научнотехнического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в рыночный товар с новыми потребительскими свойствами. Инновация как процесс представляется собой сочетание различных видов деятельности: стратегического планирования, научных исследований и опытноконструкторских разработок, маркетинговой деятельности по анализу рынка и продвижениюпродукции, управления проектом и коммерциализацией результатов[2]. Под таким результатом понимается продукт научной и (или) научнотехнической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.Наиболее перспективные формы стимулирования инновационного развития регионов основаны на создании новых инновационных структур, таких как технопарки, технополисы, свободные экономические зоны. По нарастанию степени сложности технопарковые структуры можно расположить следующим образом: инкубаторы, технологические парки, технополисы, регионы науки и технологий [3].В условиях вовлеченности российских разработчиков в мировой рынок технологий должен происходить двусторонний поток технологий при посредстве эффективно работающих структур по трансферу. В российских условиях невостребованности многих инновационных проектов, потоки трансфера технологий следует рассматривать или при передаче их за рубеж, или, в перспективе, как средство реализации российских инновационных проектов. Тем не менее, в современном мире глобальной экономики международный трансфер технологий и организация международного сотрудничества являются базовой основой подъема и быстрого роста их экономик. Трансфер технологий не преследует цель эффективности реализации разработки, а лишь является инструментом достижения этой цели. Возможна ситуация, когда разработка реализуется самими разработчиками, но чаще разработка осуществляется коллективом исследователей, инженеров и изобретателей, а коммерциализируется надругих предприятиях [4]. Инновационный процесс эффективен, если информация свободно движется в обоих направлениях, когда каждый компонент инновационной структуры соответствует своему назначению, а переход от одного этапа движения инноваций к другому осуществляется с минимальными издержками. Следовательно, структура инновационной системы зависит от организации взаимосвязи и коммуникационных потоков между элементами инновационного процесса на предприятии.Эффектыот появления и функционированияинноваций разнообразны, исходя из ожидаемых результатов, выделяют следующие виды эффекта (см. табл. 1).Таблица 1 Инновационные эффекты исходя из ожидаемых результатов[5]
Вид эффектаПоказатели1. ЭкономическийУчитывают соотношение результатов реализации инноваций и затрат на них в стоимостном выражении2. НаучнотехническийЭксплуатационные, эстетические, технические и другие3. ФинансовыйОснованы на финансовых показателях4. РесурсныйИзменение вследствие внедрения инноваций объема производства или потребления какоголибо ресурса5. СоциальныйПоказывают влияние реализации инноваций на общество (повышение уровня жизни и т.п.)6. ЭкологическийКоличество вредных выбросов в атмосферу, уровень шума, вибрации, электромагнитное поле и др.
Можно также отметить,что экономические и технические эффекты разделяются напрямые и непрямые.К техническим относятся:
прямые (достижение технических характеристик, снижение сроков реализации);
непрямые (отрицательный результат, дающий возможность сделать необходимые выводы)Экономическиеэффекты в данной классификации включают:
прямые (прибыль,
чистый дисконтированный доход (ЧДД/NPV) и др.);
непрямые (падение доли рынка конкурентов и др.). В зависимости от того, на какой период времени ведется измерение затрат и результатов, выделяют годовые показатели и показатели за расчетный период.Можно выделить следующие критерии эффективности продвижения научнотехнических разработок:–уровень взаимодействия вузов и предприятий;–инновационный потенциал организаций и уровень инновационной активности; –удельный вес инновационной продукции в ее общем объеме; –влияние инноваций на результаты деятельности предприятия; –влияние инноваций на использование производственных ресурсов; –показатель инновационной восприимчивостиперсонала организации;–для предприятий: степень технической оснащенности и использования производственных мощностей; для вузов: функционирование научноисследовательских структур, студенческих научнотехнических объединений;–уровень маркетинговых коммуникаций;–показатели эффективности использования оборудования;–создание малых инновационных предприятий;–удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства;–возможность проведения маркетинговых исследований;–ресурсы, необходимые дляосуществления инноваций: научнокадровый потенциал организации, состояние опытноэкспериментальной базы, состояние нематериальных активов, структура выпускаемой продукции;–степень влияния факторов внешней среды: наличие угроз технического и функционального замещения, возникающих из внешней среды [6].Инновационная деятельность становится более эффективной, если осуществляется в форме основной деятельности специализированными организациями, товарная продукция которых –разработка новых продуктов для продажи на инновационном рынке. Но на практике достаточно широкий круг неспециализированных организаций разрабатывает новые технологии для производства обычной продукции. Когда инновационная деятельность рассматривается в рамках определения ее места и роли в экономическом развитии страны, ключевое значение приобретает оценка интегративных процессов в данной сфере. Максимально возможный эффект от инновационной деятельности достигается в том случае, если она тесно связана с инвестиционной деятельностью, процессамисоздания новых производств, проектирования и финансирования инноваций. Это может обеспечить сокращение инновационного цикла, породить синергетический эффект как вид дополнительного эффекта от тесного партнерского взаимодействия всех участников единой технологической цепочки.Для процесса измерения и оценки эффектов инноваций характерны следующие особенности. Измерение и оценивание ведется на уровне предприятия. Измерению подлежат и экономические, и технические, и прочие эффекты. Предприятие рассчитывает навозврат вложений в кратчайшие сроки, поэтому финансовый результат является важнейшими окончательным измерителем их успешности. Эффекты измеряются и оцениваются по всем фазам инновационного процесса. Сравнение на начальных фазах этого процесса основывается на аналогах. Измерение и оценка осуществляются со стороны всех участников инновационного процесса [7].Успешное развитие хозяйствующего субъекта любой организационноправовой формы в условиях конкурентного окружения во многом зависит от степени его инновационной активности. Стремление компании не только выжить на рынке, но и получить доход, достаточный для обновления и прироста экономического потенциала, заставляет менеджеров искать направления высокоэффективного вложения денежных средств компании и привлекать инвесторов для финансирования инновационных проектов с целью создания или укрепления индивидуальных преимуществ перед прочими конкурентами в конкретной сфере бизнеса. Для оценки инновационной активности организации и ее инновационной конкурентоспособности применяются показатели инновационной деятельности организации, которые группируются по 4 критериям:1) Затратные показатели:
удельные затраты на НИОКР в объеме продаж (характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы);
удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноухау;
затраты на приобретение инновационных фирм;
наличие фондов на развитие инициативных разработок;2) Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса:
показатель инновационности ТАТ;
длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);
длительность подготовки производства нового продукта;
длительность производственного цикла нового продукта;3) Показатели обновляемости:
количество разработок или внедренийнововведенийпродуктов и нововведенийпроцессов;
показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет); количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);
объем экспортируемой инновационной продукции;
объем предоставляемых новых услуг;4) Структурные показатели:
состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научнотехнических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательные комплексы);
состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;
численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;
состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные затраты фирмы на НИОКР в объеме ее продаж и численность научнотехнических подразделений[8]. Широко применяется показатель инновационности ТАТ (от словосочетания “turn –around time” –«успевай поворачиваться»). Этот показатель характеризует время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах. Реже используют структурные показатели, показывающие количество и характер инновационных подразделений.Общий принцип оценки эффективности может быть записан как отношение:Эффективность инноваций= эффект/затратыЕго значение может выражаться в натуральном и стоимостном измерении.Таким образом, задача определения эффективности проектаскладывается из двух частей. Вопервых, это определение того, превосходит ли получаемый эффект затраты, и, если да, то насколько. Вовторых, это наглядное ранжирование рассматриваемых альтернатив с целью обеспечения наиболее оптимального выбора.Для оценки эффективности инновационных проектов используются проектные принципы, определяющие необходимость ресурсных затрат (человеческих, финансовых), стоимость и эффективность использования которых оценивается. Основной –принцип денежных потоков, он учитывает фактор времени и риска, с прогнозным и долгосрочным характером. В зависимости от учета фактора времени в осуществлении инвестиционных затрат и получении возвратного инвестиционного потока все показатели подразделяются на две группы:1) дисконтные –определяются на основе дисконтированных методов расчета и предусматривают обязательное дисконтирование инвестиционных затрат и доходов по отдельным интервалам рассматриваемого периода. Это основная группа показателей, применяемых в современной инвестиционной практике. Они рассчитываются по крупным и средним проектам, реализация которых носит долгосрочный характер. 2) статические –определяются на основе статических методов расчета и предусматривают использование в расчетах бухгалтерских данных о затратах и доходах без их дисконтирования во времени.Статические показатели применяются для оценки эффективности небольших краткосрочных проектов. Они не акцентируют внимание на денежных потоках и изменении стоимости денежной единицы во времени, поэтому используются в качестве ориентировочного критерия, в основном для анализа краткосрочных инвестиций или,когда инвестиции производятся однократного в начале периода. Таким показателям отдается предпочтение на начальных этапах развития малых предприятий, при краткосрочных инновационных проектах с небольшой капиталоемкостью.Все виды показателей находятся в тесной взаимосвязи между собой и позволяют оценить эффективность инновационных проектов с различных сторон. Поэтому применяют комплекс показателей, с целью системной оценки инновационного объекта одни индикаторы могут успешно дополнить другие.Как уже было сказано выше, важнейшим измерителем успешности инноваций является финансовый результат, а потому основные методы оценки инвестиций в инновации, отображающие экономическую эффективность инновацийсвязаны с критериями оценки финансовых результатов и затрат:1)Чистый дисконтированный доход(NPV) –это разность между результатами и затратами на инновации за период реализации, учитывая изменение стоимости денег во времени (дисконтирование).,где i –ставка дисконтированияj –годa –поступленияe –выплатыI инвестиции2) Индекс рентабельности (PI)–это отношение доходов, дисконтированных на момент начала реализации проекта, и первоначальных инвестиций.PI = ∑ NCF/IPI и ЧДД схожи.Очевидно, что если: PI > 1, то стоит принять проект; PI < 1, то проект принимать не стоит;С помощью этого показателя можно отсортировать рассматриваемые проекты и принять наиболее выгодный.3)Внутренняя норма доходности(IRR) –это такая ставка дисконтирования, при которой ЧДД проекта равен нулю:
IRR показывает ожидаемую доходность проекта, и, следовательно, максимальные размеры затрат, которые можно выделить на него[9].4)Срок окупаемости (PBP)
Рисунок 1 –График расчета срока окупаемости инновационного проекта
Расчет данного показателя оказывается весьма актуальным во многих ситуациях, к примеру, если руководство стремится окупить инвестиции в минимальные сроки, или,когда инвестиции рискованны и, следовательно, чем меньше срок окупаемости, тем меньший риск ожидается от реализации проекта.Мы считаем, что в современных условиях любые инновации имеют двоякий характер. С одной стороны, в высокотехнологичных отраслях они являются залогом успеха и даже необходимым условием эффективного функционирования организаций, ведь конкурентная среда и НТП ставят перед предприятиями задачу постоянного совершенствования и выдвижения новых идей. С другой стороны, с инновациями сопряжены существенные риски: непрерывно меняющийся рынок и новые технологии способны обесценить прежние инновации, сделать их неактуальными.На наш взгляд, рассмотренная система показателей позволяет произвести оценку инноваций системно, т.е. учесть различные факторы и рассчитать эффективность, решая несколько приоритетных задач одновременно. С помощью вышеизложенного метода можно выбрать наиболее выгодный вариант вложения средств и вместе с тем свести свои риски к минимуму за счет определения срока окупаемости.
Ссылки на источники1.Гохберг Л. М. Инновационный менеджмент / Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин // Учебник для вузов.М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. 310 с.2.Гончарова Е.В. Критерии эффективности процесса коммерциализации инноваций на современном этапе развития экономики// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. №8(80). С. 24. URL:http://www.uecs.ru /innovaciiinvesticii/item/367620150828063255. –[Дата обращения 15.01.2016]3.Гончарова Е. В. Способы повышения инновационной привлекательности региона // Концепт. –2014. –Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. –ART 64379. –URL: http://ekoncept.ru/2014/64379.htm. –ISSN 2304120X. –[Дата обращения 19.02.2016]4.Гончарова Е.В. Маркетинговый аспект методов стимулирования нововведений на предприятиях в условиях кризиса// Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2012.№25. С. 135137.5.Организация и финансирование инноваций: учебное пособие / В.В. Быковский,Л.В. Минько, О.В. Коробова, Е.В. Быковская, Г.М. Золотарева. Тамбов : Издво Тамб. гос. техн. унта, 2011. –348 с.6.Гончарова Е.В. Эффективность продвижения научнотехнических разработок// Наука и образование в жизни современного общества, сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции: в 14 томах. 2015. С. 4748.7.Гончарова Е.В. Повышение эффективности НИОКРв вузе с помощью информационных технологий// Известия Волгоградского государственного технического университета. 2008. Т. 5. №5(43). С. 3234.8.Гончарова А. В. Управление организацией работ по прогнозированию технических и производственных решений развития средних городов России/ А. В. Гончарова, Е. В. Гончарова // сборник Развитие средних городов: замысел, модели, практикаМатериалы III Международной научнопрактической конференции. Волгоград, 2015. –С. 245250.9.Инновационныйменеджмент/ Подред. В. Я. Горфинкеля, Б. Н. Чернышева // М.: Вузовский учебник, 2011. –464 с.