Становление мировоззрения В. М. Бехтерева

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Снегирёва К. Л. Становление мировоззрения В. М. Бехтерева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3796–3800. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86797.htm.
Аннотация. Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) – великий русский учёный, известный психиатр, невропатолог, анатом, физиолог, психолог и педагог. Общенаучные и педагогические идеи В. М. Бехтерева представляют огромную ценность. В. М. Бехтерев как врач, педагог, общественный деятель, безусловно, заслуживает того, чтобы его философские взгляды, педагогические идеи были освещены и глубоко проанализированы. При подготовке статьи мы пользовались биографическим методом исследования. В детстве у В. М. Бехтерева появилась тяга к естествознанию во многом благодаря отцу. В гимназические годы В. М. Бехтерева увлекало всё до конца не изученное, требующее громадных усилий для осмысления и волнующее научно-общественный мир. В студенческие годы его особенно волновали социально-политические вопросы. Несмотря на сложную социально-политическую обстановку в стране, революционные настроения в массах, желание общей справедливости, всё же В. М. Бехтерев остался верен науке.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Снегирёва Ксения Леонидовна,аспирант СмолГУ, г. Смоленскkseni9_anisimova89@mail.ru

Становление мировоззрения В.М. Бехтерева

Аннотация.Владимир Михайлович Бехтерев (18571927) ‬великий русский учёный, известный психиатр, невропатолог, анатом, физиолог, психолог и педагог. Общенаучные и педагогические идеи В.М. Бехтерева представляют огромную ценность. В.М. Бехтерев как врач, педагог, общественный деятель, безусловно, заслуживает того, чтобы его философские взгляды, педагогические идеи были освещены и глубоко проанализированы. При подготовке статьи мы пользовались биографическим методом исследования.В детстве у В.М. Бехтерева появилась тяга к естествознанию, во многом благодаря отцу. В гимназические годыВ.М. Бехтерева увлекало всё до конца неизученное, требующее громадных усилий для осмысления и волнующее научнообщественный мир. В студенческие годыего особенно волновалисоциальнополитические вопросы.Несмотря на сложную социальнополитическую обстановку в стране, революционные настроения в массах, желание общей справедливости всё же В.М. Бехтерев остался верен науке.Ключевые слова:мировоззрение, В.М. Бехтерев, формирование, факторы и условия.

Владимир Михайлович Бехтерев(18571927) ‬великий русский учёный,известный психиатр,невропатолог, анатом, физиолог, психолог и педагог. Он крупный общественный деятель, организатор и руководитель многих научных и учебных центров, автор более 600 работ и 369 выступлений, опубликованных на русском языке, вот далеко не полный перечень творческой деятельности этого многогранного учёного. Педагогические идеи В.М. Бехтерева представляют огромную ценность. Известный больше как представитель отечественной медицины, В.М. Бехтерев как педагог, безусловно, заслуживаеттого, чтобы его педагогические идеибыли освещены и глубоко проанализированы.

Цельнашей работы ‬раскрыть факторы и условия формированиямировоззрения В.М. Бехтерева. При этом мы опирались на методологическое положение о том, что при изучении жизни и деятельности отдельного педагога, его наследия, оценке его заслуг перед народным образованием представительность, репрезентативностьвыборкиисточниковобязательно предполагает рассмотрение сведений о его происхождении‬времени и месте рождения, родителях, образе жизни, характере полученного образования[1, с. 77]. В этом плане несомненный интерес представляет биография учёного.

В своей статье мы остановимся на его детстве, отрочестве и юности, ограничимся временем от рождения до окончанияПетербургской медикохирургической академии (18571881 гг.).В.М. Бехтерев родился в 1857 году в семье станового пристава в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии, был третьим и самым младшим ребёнком в семье. Судя по воспоминаниям самого учёного, семья у него была дружная, со средним достатком.

Отец был часто занят на службе, но в свободное время нередко ходил в лес и брал с собой детей, приобщая их к природе. Он безумнолюбил птиц и даже выделил отдельную большую комнату для нихпрямо в доме, создав условия, приближенные к естественной среде их обитания, дети в свою очередь охотно помогали отцу заботиться о птицах. Так,с раннего детства В.М.Бехтерев полюбил природу, а,став постарше,много времени посвящализучению естественных наук. Мать, Мария Михайловна, по словам учёного, была человеком строгим и постоянно занятым.После смерти отца, несмотря на материальные затруднения,сделала всёдля того,чтобы три сына получили образование. Отец умер в 1865 году, когда Володе было всего 8 лет.В автобиографии В.М. Бехтерев вспоминает: ©Мать, будучи женщиной образованной по своему времени, поставила себе целью жизни дать своим детям образованиеª [2, с. 5].

О характере религиозного мировоззрения В.М. Бехтереваизвестно мало. В книге А.С.Никифорова о В.М. Бехтереве вскользь речь заходит о религиозных воззрениях семьи: ©Любят ребята отца послушать. Много знает он и о людях, и о зверях, и о птицах. На вопросы отвечает подробно и так, что всё становится ясным и понятным. Всё ли? Если сказать по правде, то бывает, что и он, подобно матери или няньке Акулине, отвечает: ©Так богу угодноª. А о боге распространяться не любит.О боге всё знает матьª[3, с. 6]. В своей работе ©Вопросы воспитания в возрасте первого детстваª (1909 г.) В.М. Бехтерев не отрицает значение религиозного воспитания для ребёнка. Он рассматривает религиозное воспитание как одну из составляющих эмоциональной стороны детской психики. Бог нужен ребёнку как осознание того, что у него есть нравственная опора в жизни. Учёный сравнивает ребёнка с современным дикарём, которому нужен Богхранитель в условиях жизни среди природных стихий и невзгод, который создаёт сам себе Бога[4, с. 30]. Так, пофилософски тонко,В.М. Бехтерев объясняет своё отношение к религии.Позже к1926 годувзгляды учёного изменились.Осмелимсяпредположить, что этопроизошло под влиянием идеологических установок советского времени.Встатье©Культура социального героизмав воспитании детейª в ©Вестнике знанияª учёный говорит о том, что лучше использовать свою энергию на благо общества, а не растрачивать её бесплодно ©богопреклонениемª[5, с. 15711572].Вернёмся к фактам биографии. За чтением книг и сочинений по естествознанию юный В.М. Бехтерев проводил много времени. Но не только книги по естествознанию увлекали Бехтереваподростка, ©посторонние книгиª читались им с такой же охотой. Благо, их можно было достать и в ученической библиотеке, основанной при гимназии, и в частных библиотеках, и в губернской Публичной библиотеке ‬одной из старейших публичных библиотек России, имеющей небезынтереснуюисторию. Помощником заведующего библиотеки, во время её открытия в 1837 году,был двадцатишестилетний политический ссыльный Александр Иванович Герцен(18121870) [3, с. 22]. В автобиографии, вспоминая свои гимназические годы(18671873гг.),В.М.Бехтеревотмечал: ©Полагаю, что не было скольконибудь известной популярной книги по естествознанию,…которая бы не побывала в моих руках и не была бы более или менее основательно проштудирована с соответствующими выписками. Нечего говорить, что такие книги того времени, как Писарева, Португалова, Добролюбова, Дрейпера, Шелгуноваи других перечитывались с увлечением помногураз. Нашумевшая в то время теория Дарвина была, между прочим, предметом самого внимательного изучения с моей стороны. На беду, както в 4ом классе гимназии,была задана тема ©Человек ‬царь природыª. Я решил, что такая тема очень подходит к изложению моих знаний в части, относящейся к дарвинской теории. Набравшись смелости, я постарался развить эту теорию в применении к заданию. Посидев несколько вечеров и исправив написанное, я перебелил и подал довольно солидную тетрадь нашему учителю словесности. В классе на моем сочинении он особенно остановился, не в пример прочим, и стал развивать мысли, что теория Дарвина подвергается сомнению, что она не доказана и неверна и после этого назидания, которое я должен был выслушивать стоя по крайней мере с ¼ часа, предал мне мое сочинение с баллом 3 с двумя минусамиª [2, с. 67].Судя по этому высказыванию, в гимназические годы В.М. Бехтерева увлекало всё неизученное, требующее громадных усилий для осмысления и волнующее научнообщественный мир.Таковым выступало во второй половине XIXвека естествознание. Оно ©было одной из главных арен борьбы между наукой и мракобесием, между прогрессом и реакцией, между сторонниками материалистической и идеалистической философииª [3, с. 28].В те непростые времена Вятка, будучи городом провинциальным со всеми выходящими из этого составляющими, оживала с появлением новых и часто меняющихся, а нередко надолго там ©застревавшихª политических ссыльных. Во время учёбы В.М. Бехтерева в гимназии в Вятке побывало много противников царского режима. По данным П.Н.Лупова, всего 1382 человека[6]. В их числе петербургский издатель и редактор Ф.Ф. Павленков (18391900), демократпросветитель с революционной направленностью. Он был издателем первого собрания сочинений Д.И. Писарева (18401868), литературного критика,педагога,борца за свержение самодержавия. Вернувшись из ссылки,Ф.Ф.Павленков создалзнаменитый©Энциклопедическийсловарьª, серию©Жизнь замечательных людейª (выходила с 1890 по 1915 гг.). Эта серия была первой в Европе универсальной биографической коллекцией, имевшей большой успех. Серией Ф.Ф.Павленкова охвачены выдающиеся люди ‬основатели религий и святые, философы и музыканты, ученые и полководцы, путешественники и изобретатели. В советской России была трансформирована в горьковскую ©ЖЗЛª (Жизнь замечательных людей). По мнению А.С. Никифорова, ©судьбы многих людей, побывавших ранее в вятской ссылке, интересны, но не менее интересными подчас оказывались и люди, которые отбывали ссылку в то время, когда Владимир Бехтерев был гимназистом. К тому же с ними он мог встречаться, общаться, беседовать. Они были живыми участниками и свидетелями событий, происходивших в столицах и в западных губерниях, они доносили рокот революционных бурь до вятского захолустьяª [3, с. 26]. Россия стояла на пороге смены старого режима и была в ожидании ©революционного взрываª. Народ хотел освобождения от гнёта, улучшения социальной ситуации, возможности беспрепятственного получения образования, хотел выбирать свою судьбу. Все эти идеи с помощью представителей так называемого революционного освободительного движения доносились до юного гимназиста.

В жизни В.М. Бехтерева было много талантливых, профессиональных педагогов и педагогов ©от Богаª.Это и няня Акулина (женщина неграмотная, нознающая жизнь, она была первымсобеседником для ребятпосле отца, она знала много сказок и других диковинных историй, а самое главное очень любила детей); и пан Казимир (полное его имя не известно) уездный ссыльный, участник польского восстания, проживший несколько лет в Париже, взявшийся за воспитание шестилетнего Володи и подготовку его к обучению в гимназии в благодарность за то, что семья Бехтеревыхк нему хорошо отнеслась и помогла в непростой жизненной ситуации; и гимназические преподаватели, проявлявшие искреннее увлечение своими предметами ‬Яков Григорьевич Рождественский, преподававший историю и географию, и учитель физики, математики и естественной истории Василий Петрович Хватов.В 1907 году В.М.Бехтерев писал, что для ребёнкалучший пример должен быть в окружающих лицах, особенно в наставниках: ©…личность воспитателя в известных случаях вообще имеет ещё большее значение, нежели влияние среды. Авторитет его представляет, во всяком случае,один из важных факторов в школьной жизни и даже преобладает над авторитетом родителей.Дитя принимает слова учителя в большинстве случаев за безусловную истину. Если же они будут достаточно часто повторяться, то не может быть больше никакого сомнения. Самая личность учителя обнаруживает влияние особенно в истории, библии, в рассказах и чтении. В этих случаях настроение учителя часто непосредственно передаётся ученикамª [7, с. 162].После ©первой школы жизниª после окончания семи классовВятской классической гимназии, В.М. Бехтерев поступает в Петербургскую медикохирургическую академию(1873).Встенах академии будущего учёного ожидало много важного, интересного, волнующего.Там получили развитие его громкие научные идеи, там проверялась его совесть, патриотизм, там развивались его человеческие качества.В то время, когда В.М. Бехтерев учился в Медикохирургической академии,на кафедрепрактической анатомии работалП.Ф.Лесгафт(18371909). Он приехал в Петербург из Казани в 1871 году. Антрополог, анатом, физиолог П.Ф.Лесгафт был одновременно и известным педагогом. В его работах особое место занимали вопросы физического образования, семейного воспитания и детской игры. Общение с П.Ф. Лесгафтомбудет продолжаться и после окончания академии. В 1908 году профессор П.Ф.Лесгафт читаллекции по анатомиивсозданном В.М.Бехтеревым Психоневрологическом институте.В год поступления в академию в начале ноября Володя Бехтерев заболел, сказалась общая усталость, скудное питание.Унего определили ©меланхолиюª. Его лечащим врачом стал молодой психиатр Иван Алексеевич Сикорский(18451918). Онокончилмедицинский факультет Киевского университетав 1869 году и получилучёнуюстепеньдоктора медицины. В академию И.А. Сикорскийприехал для стажировки и занимал положение клинического ординатора. Молодые люди быстро подружились и, когда состояние Володи значительно улучшилось, много времени проводили вместе. И.А. Сикорский относился тогда к В.М. Бехтереву как к молодому коллеге,и многое поведал ему о специальности психиатра, о том, сколько неясного, загадочного приходится встречать в практической деятельности врачу, посвятившему себя этой сложнейшей, малоизученной области медицины. Возможно, что уже в это время уВ.М.Бехтерева пробудился интерес к науке о душевных и нервных заболеваниях[3, с. 52].

Кроме того, И.А.Сикорскому принадлежит первое в России указание на ключевое значение раннего детства для развития человека [8, с. 66].Идеи И.А. Сикорского будут подхвачены и получат дальнейшее развитие в работах В.М. Бехтерева.Вакадемии студент В.М. Бехтерев стал принимать участие в общественной деятельности. Он вместе с демократически настроенной молодёжью выступал за идеи справедливости вообще и соблюдение принципов справедливости в построении образовательного процесса в академии и в её управленческом аппарате. Естественно все эти требования студенчества, организованные сходки несли за собой тяжёлые последствия: нередко исключение из академии, аресты, ссылки, заключения под стражу. В своих воспоминаниях он писал: ©Какойто счастливый рок спас меня от ареста и других последствий суровой Немезиды, которые постигли моих сородичей и ближайших товарищейª [2, с. 910].Судя по фактам биографии, учёный не шёл лёгкими путями.Будучи студентом четвёртого курса Медикохирургической академии В.М. Бехтерев определился с дальнейшей научной деятельностью ‬выбрал специальность ©Нервные и душевные болезниª. В апреле 1877 года началась война с Турцией (в помощь угнетённым славянскимнародам), котораядолжна была при положительном её исходе по замыслуправительства укрепить престиж русского царя перед народом и переключить революционно настроенные массы на решение внешних проблем государства, а не внутренних. По всей России создавались общества добровольных пожертвований народам, захваченным Турцией, солдатам и офицерам,воюющим и раненым. На добровольных началах на фронт отправлялись врачи, медицинские сёстры, студенты старших курсов медицинских заведений.На Балканыотправился и В.М.Бехтерев. Там, помимо врачебной деятельности в добровольческом медицинском отряде братьев Рыжовых, он начал свою литературную деятельность, как внештатный военный корреспондент газеты ©Северный вестникª. В заметках и статьях В.М. Бехтеревчестно писал о происходящем вокруг: о выдержке и подвигах русского солдата, о стопроцентной самоотдаче военных врачейи всего медицинского персоналав условиях нехватки медикаментов, питания, мест для раненых, о безжалостности командования, которое посылало на верную гибель русские войска, лишь бы добиться своей цели.

Общая социальнополитическая обстановка в стране, ©Процесс 193хª(осуждение правительством молодежи, увлекавшейся идеями народничества), громкое ©дело Веры Засуличª, войнана Балканах, все эти события определили общественнополитические взглядыВ.М. Бехтеревав пользу идейдемократии и справедливости.Осенью 1877 года В.М. Бехтерев, излечившись от ©болгарской лихорадкиª, заболевшей на войне, приступил к занятиям в Медикохирургической академии.Академию онзакончил досрочно весной 1878 года. Успешное окончание академии позволило В.М. Бехтереву претендовать на дальнейшее обучение в существовавшемпри академии Институтеусовершенствования врачей.Институт готовилнаучнопедагогические кадры. Экзамен он сдал успешно, выполнив работу о лечении чахотки. Однако иззанапряжённой внешнеполитической обстановки В.М. Бехтерев оказался прикомандирован к военному госпиталю.ВИнституте для подготовки к профессорскому званию он оказался только в 1881 году. Будучи стажеромв клинике нервных и душевных болезней И.П.Мержеевского(18381908),в 1881 году учёныйблестяще защитил диссертацию на тему о температуре тела душевно больных.Вышесказанное позволяет утверждать, что становлениемировоззрения будущегоучёного приходитсяна детские и юношеские годы. Во многом благодаря отцу у В.М.Бехтерева воспитываласьлюбовь к природе, тяга к знанию, в том числе к естествознанию.Пытливость, наблюдательностьюного гимназистасыгралаблагоприятную роль для становления его научных взглядов.

Семья и отношения в семье, педагоги ©от Богаª и их отношение к своим ученикам ‬всё это формировало В.М. Бехтерева как гуманиста. Бехтеревврач всегда с уважением относился к своим больным. Бехтеревпедагог проповедовал идеалы истины, добра и красоты. Посоциальнополитическим взглядам В.М. Бехтерева можно назвать демократомпросветителемс общественной направленностью.Несмотря на сложную социальнополитическую обстановку, революционные настроения в массах, желание общей справедливости всё же В.М. Бехтерев остался верен науке. Он активно вёл исследования в области психиатрии, анатомии и физиологии нервной системы, психологии, разрабатывал вопросы дошкольной педагогики. Семья, педагоги, полученное образование, самообразование, общение с яркими представителями отечественной педагогической мысли (П.Ф. Лесгафт, И.А.Сикорский)

всё это прямо или косвенно повлияло на формированиепедагогических взглядов будущего учёного мирового масштаба.В.М. Бехтерев был одним из основоположников экспериментальной педагогики в России.

Позже в жизни В.М.Бехтерева возникнет ещё множество событий и обстоятельств, благоприятствующих развитию его педагогических идей.

Ссылки на источники1.Егоров С.Ф. Исследования истории отечественной педагогики: вчера и сегодня‶‶ Педагогика. № 5.2009. С. 7379.

2.Бехтерев В.М. Автобиография (посмертная). Акц. изд. ово ©Огонёкª, Москва, 1928 г. 51 с.3.Никифоров А.С. Бехтерев ‶ серия Жизнь замечательных людей.М: Молодая гвардия, 1986. 320 с.4.Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства ‶ Образование, № 2. 1909 г. С. 339.5.Бехтерев В.М. Культура социального героизма в воспитание детей ‶‶ Вестник знания. № 24. 1926. С. 15711574.6.Луппов П.Н.Политические ссыльные в Вятской губернии в 18251905 гг. Всего 1382 лица, в том числе 111 женщин. Киров, 1947. 57 с.7.БехтеревВ.М. Объективное изучение личности: избранные труды по психологии личности: в 2 т. ‶ Отв. ред. Г.С.Никифоров, Л.А.Коростылева. СПб.: Алетейя, 1999 . 283 с. 8.Чмелева Е.В.И.А. Сикорский о развитии интеллекта детей раннего и дошкольного возраста [Электронный ресурс]: электрон. данные. Минск: Белорусская цифровая библиотека LIBRARY.BY, 23 октября 2007. Режим доступа:http://library.by/portalus/modules/shkola/readme.php?subaction=show=119310&archive=1195596785&start_from=&ucat=& (свободный доступ). ‬[Дата обращения: 21.02.2016].