Интернет-магазины в России: прошлое, настоящее, будущее

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бочкова Е. В., Пищулина Д. С. Интернет-магазины в России: прошлое, настоящее, будущее // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3886–3890. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86815.htm.
Аннотация. В предложенной статье проведен анализ современного состояния интернет-торговли в России. Выявлены основные тенденции развития интернет-магазинов в стране. Определены ключевые проблемы, препятствующие успешному функционированию интернет-магазинов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пищулина Дарья Сергеевна,студент 2 курса магистратуры направления «Бизнесинформатика» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодарdsp.92@mail.ru

Бочкова Елена Владимировна,кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры теоретической экономики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодарelennel@mail.ru

Интернетмагазины в России: прошлое, настоящее, будущее

Аннотация. В предложенной статье проведен анализсовременного состояния Интернетторговли в России.Выявлены основные тенденции развития интернетмагазинов стране. Определены ключевые проблемы, препятствующие успешному функционированию интернетмагазинов.Ключевые слова:Интернет,Интернетторговля,интернетмагазин, онлайн продажи, электронная коммерция, электронный бизнес.

Интернетторговля уверенно набирает обороты с каждым годом: растет число интернетмагазинов, увеличивается выручка от онлайн сделок, совершенствуется нормативное регулирование данной сферы. Россия не является исключением, однако, до сих пор существует ряд проблем, которые тормозят развитие Интернетторговли и в целом электронного бизнеса в стране. Вспомним, что само понятие «электронная коммерция» появилось в далекие 1960е гг. в США, когда впервые было разработано приложение для оптимизации работы транспорта –заказ билетов и согласование маршрутов. В дальнейшем аналогичные приложения были внедрены в Англии. В России же в связи с политикоэкономическими преобразованиями конца 1980х –начала 1990х гг., данные процессы начались значительно позднее. И, если в 1990е гг. с США доступ в Интернет имелся у большинства граждан, то в России данное слово было долгое время неологизмом. Вспомним, что первый в миреинтернетмагазин открылся в июле 1995 г.под началом американского предпринимателя Д. Безоса, изначально основавшегов 1994 г. компанию Amazon. Магазин осуществлял торговлю книгами и получил название Amazon.com. Безусловно, со временем продажная линейка магазина значительно пополнялась: к книгам добавились музыкальные диски, видеопродукция, далее одежда, обувь, продукты питания и др. Сейчас в ассортимент магазина включены 34 категории товаров. Росла выручка магазина,и по итогам 2014 г. он продолжает прочно занимать первое место в мире по объёмам годового оборота (89 млрд дол.). На втором месте, значительно уступая, находится китайский JD.Com Inc –69,3 млрддол., далееследуют китайский холдинг Alibaba Group Holding Ltd –52,5 млрд дол.и американский eBay Inc –17,9 млрд дол. [5].В России первый интернетмагазин открылся спустя год после американского аналога в 1995 г. Это был проект программиста А. Герасимова, которому принадлежит разработка механизма для торговли компактдисками через Интернет. Но почти сразу магазин закрылся, поскольку неразвитость Сети привели к убыточности проекта. Второй попыткой организации онлайн магазина стал проект издательства «СимволПлюс», запущенный 30 августа 1996 г. Магазин существует и поныне и найти его можно по адресу http://www.books.ru//.Исходя из названия, нетрудно догадаться, что магазин специализируется на продаже книг.В таблице 1 представлен рейтинг интернетмагазинов России по итогам первого полугодия 2015 г., представленный исследовательскими агентствамиData Insight и Ruward. Всего в рейтинг вошли 100 успешных интернетмагазинов, но мы выделили первую десятку. Как мы видим, первопроходец books.ru отсутствует в первой десятке, нет его и в сводном рейтинге.Как показывает таблица, особым успехом у потребителей пользуются магазины универсального характера (Юлмарт, Озон и Ситилинк), электроники и техники (М.Видео, Эльдорадо и Связной), а также одежды и обуви(Wildberriesи Lamoda).Таблица 1Рейтинг крупнейших интернетмагазинов России в 2015 г.(Iполугодие) [4]

№ п/пНаименование интернетмагазинаВид товараРазмер оборота в год, млн руб.Количество заказов, тыс.Размер среднегочека, руб.1ExistАвтозапчасти, автоэлектроника, шины и диски

35700

4150

8 6002ЮлмартУниверсальный магазин15 9002 5506 2003WildberriesОдежда, обувь, аксессуары14 0009 6501 5004СитилинкУниверсальный магазин9 9001 3507 3005LamodaОдежда, обувь, аксессуары9 0001 9504 6006М.ВидеоЭлектроника и техника8 30069012 0007ОзонУниверсальный магазин8 2002 8002 9008СвязнойЭлектроника и техника6 9007708 9009ЭльдорадоЭлектроника и техника6 2009006 90010КомусТовары для офиса6 00058010 300

Безусловно, основной причиной роста заказов и покупок через Интернет является удобство и комфорт для потребителя. Так, согласно опросу российской компании PayPal, в 2014 г. для 25 % респондентов важным является экономия денег, еще 25 % указали на полноту информации и удобство выбора через Интернет, для 9 % Интернет –возможность найти редкие товары, для 39 % существенным является удобство и экономия времени, оставшиеся респонденты затруднились ответить [1]. Тем не менее, существуют и проблемы, тормозящие успешное развитие Интернетторговли в стране. Проникновение Интернета в России до сих пор носит неравномерный характер. Это связано с тем, что уровень жизни, а также покупательская способность и развитость широкополосного и беспроводного доступа в Интернет имеет неравномерный характер распределения Интернетпользователей по регионам России (рисунок 1).Опираясь на данные, представленные на рисунке, можно утверждать, что наибольший уровень пользователей сосредоточен в европейской части России. Это обусловлено тем, что в восточной части страны численность населения значительно меньше и условия распределения беспроводного Интернета сложнее, нежели в европейской зоне России.

Рис.1. Распределение Интернетпользователей по регионам России в 2013 г. [3]

Однако говоритьо том, что отечественный Интернет на несколько лет отстает (и всегда отставал)от мирового не следует. Ряд бизнесмоделей и вебсайтов появлялись позже, некоторые – раньше, нежелиих зарубежные аналоги. Заметим, что в России раньше создавалисьвысокотехнологичные проекты, позже –проекты, для реализации которых была необходима значительнобольшая аудитория. Это было обусловлено наличием двух детерминант –технологическойи географической. Отставание в технологиях было достигнутоотносительно быстро. Что же касается географического фактора, то именно значительные расстоянияи низкая плотность населения привели к медленному развитию инфраструктуры Сети,в первую очередь,дешевого широкополосного доступа к Интернету. Быстрые темпы распространения Интернета в России в последние годы почти полностью компенсировали данныйразрыв.Еще одной проблемой является не всегда качественный сервис; большинствопользователей, осуществляющихпокупки посредством интернетмагазинов, недовольны обслуживаниеми послепродажным сервисом, а также ассортиментом товаров, которые зачастую уступают реальным магазинам. Порталы, ориентирующиеся на потребителя, должны пытаться сохранить клиента за счет качественного сервиса, грамотно организуя доставку, предоставляя эргономичный каталог, понятную инструкцию, полное и яркое описание товаров, а также внедрять выгодные программы для пользователей, неоднократно совершавших покупку.Недоверие к электронным способам оплаты –тоже проблема современной Интернетторговли, этому способствует несовершенная система защиты информационных систем от несанкционированного доступа. Следует сказать и о логистике интернетмагазинов: российская действительность, в частности значительные территории и расстояния, плохое состояние дороги инфраструктуры усложняют логистические процессы по сравнению с другими развитыми странами.Несовершенство законодательства также можно отнести к барьерам электронной торговли;оно выражается в отсутствии полного перечня законодательных норм, регулирующих деятельность интернетмагазинов. Открытость и общедоступность Интернета не могут исключить большое количество «лазеек» для нарушения законных интересов организаций и физическихлиц [2].Также при организации работы интернетмагазина поднимается вопрос о выборе способа доставки. Крупные компании, как правило, создают собственный автопарк, а небольшие интернетмагазины сотрудничают со сторонними службами доставки. Кроме того, осуществить доставку не всегда возможно или просто невыгодно изза небольшого количества заказов. Доставлять товар в труднодоступные регионы можно и авиатранспортом, но он в России ещё не развит, поэтому полагаться на его надёжность не стоит. Для тех интернетмагазинов, которые в качестве способа доставки выбрали стороннюю курьерскую службу, необходимо тщательно подойти к выбору компании. Перед подписанием договора со службой доставки следует уточнять все интересующие моменты.В заключение следует отметить, чтоне только на сегодняшний день, но и в будущем электронная торговля в России, несмотря на все трудности, будет оставаться делом достаточно прибыльным для владельцев интернетмагазинов и удобным способом приобретения товаров для покупателей.

Ссылки на источники

1.Деньги и интернет: эволюция поведения потребителей в России. –URL: http://www.datainsight.ru/PaymentEvolution2015.2.Комаров Н.М., Борзов М.А. Интернетбизнес в России. Особенности, проблемы, перспективы// Сервис plus. 2010. № 2.3.Распределение интернетпользователей по регионам России в 2013 г. Федеральный справочник России. –URL: http://federalbook.ru/files/SVAYZ/saderzhanie/Tom%2012/III/Internet%20v%20rossii. 4.РейтингECommerce Index TOP100 2015. –URL: http://www.ruward.ru/ecommerceindex2015/.5.JD.com, китайский аналог Amazon.com, начал захват российского рынка // Деловой Петербург. –URL: http://www.dp.ru/a/2015/05/15/JD_com_nachal_zahvat_rossi/.