Организация экологической проектной деятельности младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Никулина А. Н., Новолодская Е. Г. Организация экологической проектной деятельности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 4056–4060. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86850.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы проектной технологии. Представлен опыт организации проектной деятельности младших школьников экологического содержания «Охрана и защита зимующих птиц» в рамках внеклассной работы по предмету «Окружающий мир». Раскрыты особенности содержания исследовательской работы учащихся при реализации проекта.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Новолодская Елена Геннадьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологопедагогического, дошкольного и начального образования, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. БийскnovolEG2508@yandex.ru novolodskayaEG2508@mail.ru

Никулина АнастасияНиколаевна, студентка 4 курса психологопедагогического факультета, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийскnikulinanastia1994@mail.ru

Организация экологической проектной деятельности младших школьников

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы проектной технологии. Представлен опыт организации проектной деятельности младших школьников экологического содержания «Охрана и защита зимующих птиц» в рамках внеклассной работы по предмету «Окружающий мир». Раскрыты особенности содержания исследовательской работы учащихся при реализации проекта.Ключевые слова:исследовательская деятельность, проект, проектная деятельность, экологическое образование.

Экологическое образование рассматривается как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственных отношений, обеспечивающих экологическую ответственность человека и общества за состояние и улучшение природносоциальной среды. Его основной целью является формирование и развитие экологической культуры учащихся, ответственного и сознательного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы.Стоит вопрос о выборе наиболее продуктивных и оптимальных педагогических технологий достижения данной цели.В настоящее время метод проектов, как педагогическая технология, успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе на всех ступенях образования и находит свое отражение в научных изысканиях многих педагогов, которые отмечают его творческий характер: Н.М. Конышева, Н.В. Матяш, Е.Г. Новолодская, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, М.Б. Романовская, Г.А. Русских, В.А. Самкова, И.С. Сергеев, А.С. Сиденко, В.Д. Симоненко, И.В. Цветкова и др. Данная технология может быть успешно реализована и в системе организации экологической деятельности учащихся, в том числе на начальной ступени образования.Проект (с латинского «бросание вперед») ‬это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях ‬план, замысел какоголибо действия. И.В. Цветкова отмечает, что специфика метода проекта заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс освоения воспитанником окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Метод проектов можно рассматривать как метод педагогизации‬педагогическое сопровождение процесса взаимодействия ребенка с окружающей средой:•метод практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта;• педагогическая технология, актуализирующая субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе ‬идет от потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирует их самодеятельность;• один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения ребенком окружающего мира, стихию влияний среды на личность [1].Е.С. Полат рассматривает метод проектов как способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Проект ‬это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность, направленная на развитие познавательных творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления[2]. Н.Ю. Пахомова трактует метод учебного проекта как одну из личностноориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учителей, обучающихся и их родителей, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Исследователь указывает на особенности учебного проекта с точки зрения учителя и обучающегося. Для учителя ‬это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Для ученика это:• возможность делать чтото интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; • деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;• деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности ‬найденный способ решения проблемы ‬носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что важно, интересен и значим для самих открывателей [3].Е.Г. Новолодская указывает, что метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей:•предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению сознательно поставленной цели и получению продукта совместной деятельности;•обеспечивает единство и преемственность различных сторон образовательного процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков;•предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательскитворческой деятельности;•служит средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания необходимых качеств личности, таких как целенаправленность, изобретательность, настойчивость;•включает формирование у детей навыков по организации рабочего пространства и использованию рабочего времени, умений оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;•ориентирован на развитие социальных навыков школьников в процессегрупповых взаимодействий [4].Проходя педагогическую практику в МБОУ «СОШ № 8» г. Бийска Алтайского края в 3 «А» классе, совместно с детьми нами был разработан и реализован проект в рамках внеклассной работы по предмету «Окружающиймир» на тему: «Охрана и защита зимующих птиц».Организация проектной деятельности экологического содержания предусматривала вовлечение учащихсяв исследовательскую, природоохранную деятельностьи эстетическое облагораживание среды обитания.Мы определили ее концептуальные основы: • исследовательскийаспект предполагает проведение младшими школьниками экспертной оценки условий ближайшего природного окружения, формирование и развитие исследовательских умений;• экологический аспект ‬организация посильной природоохранной деятельности учащихся;• нравственный аспект направлен на воспитание уважительного и бережного отношения к природному окружению через изучение и общение с объектами природы, оказания им помощи;• креативный аспект ‬организация позитивного сотрудничества детей по созиданию экологически здоровой среды обитания, развитие творческих способностей при оформлении продуктов проектной деятельности.Это коллективный среднесрочный информационный и практикоориентированный проект. Цель ‬создать в пришкольном парке «птичий городок», осуществлять подкормку и наблюдения за зимующими птицами.На мотивационном этапе прошло обсуждение жизни животных зимой, способов их подкормки, в частности зимующих птиц. Ребята отгадали загадки, заполнили кроссворд, выполнили тренинговые упражнения:• прослушать звукозапись птичьих голосов и назвать их представителей;• продолжить фразу: «я знаю названия перелетных птиц нашей местности: …», «я знаю названия зимующих птиц нашей местности: …»;• составить жалобуобращение зимующей птицы к детям, назвав ее некоторые характеристики: вид, способ зимовки, место укрытия, любимое меню.Познакомились с некоторымиинтересными фактами из жизни птиц. Например, некоторые из них:• птицы никогда не спят в своих гнездах: они лишь высиживают в них птенцов;• вшее воробья имеется вдвое больше позвонков,чем у животных;• сорока ‬единственная птица, способная узнать себя в зеркале; попугай не узнаёт себя в зеркале, а принимает собственное отражение за другого попугая;• существуют голуби, которые не умеют летать, эта порода называется салонный роллер;• ворон и ворона ‬это совершенно разные птицы, а не самец и самка; ворон длиннее вороны примерно на 10 см;• у птиц нет потовых желёз, а температура пернатого на 8овыше, чем у человека; три четверти вдыхаемого птицами воздуха уходит на охлаждение тела; зато зимой некоторые пернатые не мёрзнут, как человек [5].Вместе смладшимишкольниками была выявлена проблема ‬необходимость оказания помощи зимующим птицам (подкормка) и сформулированы задачи предстоящей работы:• из различных источников информации найти сведения о правилах подкормки птиц зимой и видах корма для них;• изготовить продукты проекта: альбом «Птичье меню» (с указанием видов зимующихптиц родной местности и предпочитаемого ими корма) и кормушки для птиц различной модификации;• с помощью родителей и учителя организовать на пришкольной территории «птичий городок», осуществлять подкормку зимующих птиц и наблюдать за их поведением.На основном этапе был проведен сбор и творческое оформление необходимой информации. Был организован «птичий городок» и, используя «птичье меню»,ребята осуществляли подкормку зимующих птиц города. Следует отметить, что дети активно включились в работу, никто неостался равнодушным. Данная проектная работа нашла своих единомышленников и в других начальных классах. Некоторые учащиеся собираются вместе с родителями изготовить скворечники и развесить их в пришкольном парке. Также мы провели некоторые исследования особенностей поведения зимующих птиц по следующим направлениям:• видовой состав птиц, прилетающих к кормушкам;• достоверность народных примет, предсказывающих изменения погодына основе поведения птиц.Мы выяснили, что чаще всего к кормушкамприлетали синицы, воробьи и голуби. Реже ‬вороны, сороки и дятлы. У кормушек нами не были замечены снегири, свиристели и другие птицы. Снегири и свиристели кормились на деревьях: их кормом были семена вяза и плоды диких ранеток. Данные наблюдения отражены в своднойтаблице 1.Таблица 1 Частота прилета к кормушкам зимующихптиц

№ п/пНазвания птицЧастота прилета птицк кормушкам1воробьи++2голуби++3синицы++4сороки+5вороны+6дятлы+7снегири

8свиристели

Примечание: ++ очень часто; + часто; не прилетают.

Младшие школьники провели наблюдения за особенностями поведения зимующих птиц и проверили достоверность некоторых народных примет погоды:• воробьи дружно расчирикались ‬к оттепели;• ворона под крыло клюв прячет ‬к холоду;• перед непогодой вороны каркают;• перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место;• синицы порхают под окном ‬к холоду[6].На заключительном этапе проектной деятельности было проведено внеклассное мероприятие «Птицы ‬наши друзья!», в ходе которого младшие школьники пели песни, читали стихи о птицах, познакомились с редкими и исчезающими птицами Красной книги Алтайского краяи Республики Алтай, представили продукты своей проектной деятельности и рассказали о результатах проведенных наблюдений. Были подведены итоги проделанной работы и определены ее дальнейшие направления ‬реализация проекта «Растения ‬столовые для птиц» в рамках вовлечения младших школьников в реализацию комплексных исследовательских проектов по мониторингу зеленых насажденийпришкольного парка. Целью данного проектаявляется определение видового состава «растенийкормушек», привлекающих птиц в течение всего года, количественного соотношения корма и кормящихся птиц по сезонам.Задачами предстоящей проектной деятельности были определены:• выявление видового состава растенийпришкольного парка, на которыхптицы летом питаются семенами;• определение видового состава растений пришкольного парка, на которых осенью и зимой можно наблюдать кормящихся птиц;• подсчет количестварастений пришкольного парка, служащих «столовыми» для птиц;• оценка количества семян,остающихся на этих растениях до весны;• оценка экологического состояния «растений кормушек для птиц» и оказания им посильной помощи;• составление плана территории пришкольного парка с указанием видового состава «растений ‬кормушек для птиц».Полученные данные мы занесем в сводную таблицу:растениенаблюдаемые птицы летомнаблюдаемые птицы осенью и зимойколичество корма для птицостаток семян до весныНа заключительном этапе работы мы сделаем вывод о возможности посадки на территориипришкольногопарка«растенийкормушек» для привлечения птиц.

Ссылки на источники1. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / И.В. Цветкова. ‬Ярославль: «Академия развития», 1997. ‬192 с.2. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. ‬М.: Издательный центр «Академия», 2007. ‬368 с.3. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. ‬4е изд., испр. и доп. ‬М.: АРКТИ, 2009. ‬112 с.4. Новолодская, Е.Г. Организация проектной деятельности учащихся (к вопросу о креативных образовательных технологиях / Е.Г. Новолодская //Начальная школа плюс До и После. ‬2009. ‬№ 1. ‬С. 36.5. Зимующие и перелётные птицы: названия птиц, интересные факты [Электронный ресурс]. ‬Режим доступа:http://otvetkak.ru/interestingfacts/faktyozhivotnykh/zimuyushhieiperelyotnyepticynazvaniyapticinteresnyefakty.html

[Дата обращения 10.12.2014].6. Давайте поможем птицам вместе! [Электронный ресурс]. ‬Режим доступа:http://bio31.ru/index.php/davajtepomozhemptitsamvmeste

[Дата обращения 10.12.2014].7. Новолодская, Е.Г. Школьный экологический мониторинг: организация проектной деятельности учащихся [Текст]: учебнометодическое пособие для студентов вузов / Алтайская гос. академия обря им. В.М. Шукшина / Е.Г. Новолодская. ‬Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. ‬248 с.