Воспитание этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде Ставропольского края
Выпуск:
ART 86853
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Джаубаева
М.
И.,
Филимонюк
Л.
А. Воспитание этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде Ставропольского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
4071–4075. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86853.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы становления этнокультурной компетентности, задачи развития культуры межэтнических отношений, формирования миропонимания, толерантного и этнокультурного сознания, цели воспитания и формирования этнокультурной компетентности.
Ключевые слова:
этнокультурное образование, толерантное сознание, этнокультурная компетентность, этнокультурная толерантность, этнологическое знание
Текст статьи
Джаубаева Марина Ильясовна,аспирант кафедры профессионального обучения ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарнотехнический институт", г.Невинномысскmarinadm_@mail.ru
Научный руководитель –Филимонюк Л.А.,
д.п.н. профессор ФГАОУ "СевероКавказский федеральный университет"; ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарнотехнический институт"
Воспитание этнокультурной компетентности студентов
в полиэтнической образовательной среде Ставропольскогокрая
Аннотация.В статье рассматриваются проблемы становления этнокультурной компетентности, задачиразвитиякультуры межэтнических отношений,формированиямиропонимания, толерантногоиэтнокультурного сознания, цели воспитания и формирования этнокультурной компетентности.
Ключевые слова:Этнокультурнаякомпетентность, этнокультурная толерантность, этнокультурное образование, этнологическое знание, толерантное сознание.
В современном мире воспитание этнокультурной компетентностистудентов стало одной из главных целей образовательной политики. В 1995 году ЮНЕСКО принята Декларация принципов терпимости, в которой говорится о необходимости укреплять дух терпимости и формировать отношения открытости, уважения и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлениячеловеческой индивидуальности.Укоренение в системе образования духа толерантности, формирование отношения к ней каккважнейшей ценности общества значимый вклад профессионального образования в развитие культуры мира на Земле. В числе приоритетных задач в Национальной доктрине образования РФ определено воспитание, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, формирование у детей и молодёжи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений, толерантного сознания.
Образовательные учреждения несут огромную ответственностьза воспитание, ориентированное на решение значимых общественныхзадач. Так какэтнокультурная толерантность является важнымфакторомустойчивости не только образовательного учреждения, но и общества в целом, образовательное учреждение является в некотором роде центром общества. В нём происходят такие значимые процессы, какпрогнозирование и планирование будущего.Однако,всегда возникает вопрос о возможностях образовательного учреждения в вопросахформирования установок этнокультурногосознания, толерантногоповедения у подрастающих поколений.Чтобы в образовательном учреждении развивались взаимоотношения, построенные на ценностях этнокультурной компетентности, необходимо придерживаться определенных правил:этнокультурное образование;развитие понимания другого;ответственность за воспитание толерантности;позитивное отношение к национальному своеобразию;внимание к тому, что объединяет, а не разъединяет людей;создание позитивной атмосферы в образовательном учреждении.Образовательное учреждение должно собственным примером подтверждать ценности толерантностии этнокультурной компетентностии воплощать их, должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных и этнокультурных установок.Учебные цели воспитанияэтнокультурной компетентности достаточно масштабны, они предполагают не только усвоение содержания, но и формирование всех необходимых умений, имеющих отношение к утверждению ценности человеческого достоинства, а также к утверждению производных от этнокультурной компетентности ценностей.Воспитание этнокультурной компетентностипредполагает формирование у студентов навыков конструктивного отношения к любым проявлениям различий между людьми, к социальным конфликтам.Выделяютсемь направлений обучения этнокультурной компетентности:знакомство,терпимость,уважение различий,понимание индивидуальной неповторимости,взаимодополняемость как основная черта различий,взаимосвязь как основа совместных действий,культура мира.Эти семь направлений этнокультурной компетентностихарактеризуются постепенным подходом к обучению этнокультурной компетентностии миру. В педагогической теории и практике российского образования всё более настойчиво утверждается мысль о необходимости внедрения в систему высшегообразования этнологических, этнокультурных знаний, о стратегической важности повышения этнокультурнойкомпетентности молодёжи. Речь идёт о целесообразности разработки программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межэтнического общения, ознакомлению детей, молодёжи, населения с традициями своегои других народов, в первую очередь проживающих на данной территории.Этнокультурноеобразование обладает большим воспитательным потенциалом. Оно может развивать у учащихся такие качества, как патриотизм, толерантность, интерес к культурам народов России и других стран мира, культуру межнационального общения и др. Процесс воспитания в контексте поликультурного образования направлен на формирование высоконравственной личности, способной к осуществлению собственной оценочной деятельности, самостоятельной выработке жизненной позиции, основанной на твёрдых нравственных убеждениях. Приоритетным направлением в системе воспитания является формирование мировоззрения, основанного на знании и понимании самобытности культур разных народов, умениибережно относиться к национальным ценностям, этническим особенностям, осознании необходимости сохранения культуры мира.Большой интерес для понимания роли этнокультурного образования в становлении личности представляют идеи П. Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П. Ф. Каптерев относил язык, религию, быт. Он призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству[5, с. 421].Важные выводы для обоснования поликультурного образования вытекают из культурноисторической теории развития поведения и психики Л. С. Выгодского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейсякультуре [2, с. 145].В этих условиях поликультурное образование призвано, с одной стороны, способствовать этнической идентификации и формированию национального самосознания учащихся, а с другой стороны –формировать у них умения и навыки межнациональногообщения, осуществлять их социализацию и социокультурную адаптацию к условиям жизни в поликультурном и полиэтническом современном российском обществе.
Проблема становления этнокультурной компетентности и навыков межэтнического взаимодействия особенно актуальна для полиэтнического Ставропольского края. На занятиях по общественным дисциплинам ведётся воспитание установок толерантного поведения, изучаются культурноисторические традиции народов Северного Кавказа, что способствует более глубокому изучению краеведческого материала, повышает патриотическую активность среди молодёжи, навыки межкультурной коммуникации и способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни в полиэтническом регионе.Изучение дисциплины «Технология поликультурного образования» направлено на формирование у студентов следующихкомпетенций:–способен учитывать этнокультурные и конфессиональныеразличия участников образовательного процесса при построениисоциальных взаимодействий;–способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуацииразвития детей и молодежи в современной России и в мире;–способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий;–готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития личности обучающегося в образовательном учреждении;–
способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогамии психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития обучающихся.В соответствии с указанными компетенциями цели изучениядисциплины «Технология поликультурного образования» в учреждениях высшего профессионального образования включают в себя:–формирование у студентасистемы представленийи понятий по основам поликультурного образования;–развитие у студентов готовности к проектированию содержанияполикультурного образованияи творческому использованию временных методов, технологий поликультурного образования вобщении и взаимодействии с участниками образовательного процесса с учетом их социокультурных особенностей и потребностейроссийского полиэтнического, поликонфессионального общества.Содержание дисциплины включает в себя изучение следующих тем :Тема 1. Поликультурное образование как специфическая область научнопедагогического знания.Определение понятия «поликультурное образование», опираясь на исследования ведущих западных и американских экспертов В. Миттера, Т. Рюлькера, Д. Бэнкса и отечественных исследователей. Цели, задачи и содержание поликультурного образования, отличающие поликультурный подход от традиционного образования и интернационального воспитания; примеры из зарубежной и отечественной практики.Тема 2. Связь поликультурного образования с другими науками. История становления и развития поликультурного образования, философия поликультурного образования и ее альтернативы, философия современного поликультурного образования, нормативноправовые основы поликультурного образования, подходы к пониманию сущности поликультурного образования, проблема поликультурного образования, взаимосвязь национального и общечеловеческого в педагогике, межкультурное общение.Тема 3. Основные категории поликультурного образованияОсновные понятия: нация, национализм, патриотизм, интернационализм, межнациональное общение,культура межнационального общения, национальное воспитание, национальное самосознание и др. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности. Расы, этносы, этнические группы. Мировые религии. Российский народ.Тема 4. Учёт национального менталитета и национального характера в воспитании.Национальный менталитет. Национальный характер. Особенности воспитания культуры межнационального общения у детей и молодежи. Педагогические условия и особенности воспитания культуры межнационального общения у детей и молодежи. Принципы воспитания культуры межнационального общения. Этнокультурная особенность многонационального коллектива.Тема 5. Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей и молодежи.Этническая идентичность и этническая адаптация детей и молодежи. Отражение в содержании образования национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностей. Опыт воспитания детей и молодежи в духе мира и мирового гражданства в зарубежных странах (Германия, Норвегия, Финляндия, Япония и др.). Опыт воспитания детей и молодежи в духе мира и мирового гражданства в России.
Тема 6. Толерантность как основа национального своеобразия воспитания в гуманитарной среде.Исторические и социокультурные факторы, влияющие на формирование и внедрение в практику толерантного поведения, культуры межнационального взаимодействия на региональном, федеральном, международном уровне.
В этом контексте сформулированы следующие задачи образовательной дисциплины:–раскрыть поликультурное образование как социокультурныйи педагогический феномен;–познакомить студентов с концептуальными подходами зарубежных и российских ученых к реализации идей поликультурного образования в образовательных учреждениях;–охарактеризовать основные направления содержания поликультурного образования в образовательных учреждениях;–создать условия для овладения будущими бакалаврами технологиями поликультурного образования в целях развития у детейи молодежи межкультурной компетенции как способности к продуктивной жизни и деятельности в многокультурной среде;–формировать готовность к развитию творческих возможностей каждого ребенка с учетомего индивидуальных и социокультурных особенностей;–развивать у будущих психологов и педагогов способность кпроектированию гуманной поликультурной среды.–сформировать представление об основных направлениях, подходах, теориях в педагогике, современных тенденциях развития поликультурного образования;
–сформировать у студентов профессиональные компетенции в сфере педагогической теории и практики, умение применять полученные знания в будущей педагогической деятельности;–сформировать готовность к педагогической деятельности в поле культурного образования.
Ссылки на источники1.Проект концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской федерации//Документы 20100402.2.БалицкаяИ. В. Поликультурное образование. –М., 2001.3.Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 3. –М., 1983.4.Джаубаева М.И. Пути формирования компонентов этнокультурной компетентности молодежи в поликультурном регионе/ Мир науки, культуры, образования. –2013. №55.Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. —М., 1999.6.Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. –М., 19827.Поштарева Т. В. Этнокультурная компетентность как социальнопедагогическое явление // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии: материалы Междун. научн. конф. / Отв. ред. В. В. Гриценко. –Смоленск: Универсум, 2008. –Т. 2. –С. 95104.
Научный руководитель –Филимонюк Л.А.,
д.п.н. профессор ФГАОУ "СевероКавказский федеральный университет"; ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарнотехнический институт"
Воспитание этнокультурной компетентности студентов
в полиэтнической образовательной среде Ставропольскогокрая
Аннотация.В статье рассматриваются проблемы становления этнокультурной компетентности, задачиразвитиякультуры межэтнических отношений,формированиямиропонимания, толерантногоиэтнокультурного сознания, цели воспитания и формирования этнокультурной компетентности.
Ключевые слова:Этнокультурнаякомпетентность, этнокультурная толерантность, этнокультурное образование, этнологическое знание, толерантное сознание.
В современном мире воспитание этнокультурной компетентностистудентов стало одной из главных целей образовательной политики. В 1995 году ЮНЕСКО принята Декларация принципов терпимости, в которой говорится о необходимости укреплять дух терпимости и формировать отношения открытости, уважения и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлениячеловеческой индивидуальности.Укоренение в системе образования духа толерантности, формирование отношения к ней каккважнейшей ценности общества значимый вклад профессионального образования в развитие культуры мира на Земле. В числе приоритетных задач в Национальной доктрине образования РФ определено воспитание, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, формирование у детей и молодёжи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений, толерантного сознания.
Образовательные учреждения несут огромную ответственностьза воспитание, ориентированное на решение значимых общественныхзадач. Так какэтнокультурная толерантность является важнымфакторомустойчивости не только образовательного учреждения, но и общества в целом, образовательное учреждение является в некотором роде центром общества. В нём происходят такие значимые процессы, какпрогнозирование и планирование будущего.Однако,всегда возникает вопрос о возможностях образовательного учреждения в вопросахформирования установок этнокультурногосознания, толерантногоповедения у подрастающих поколений.Чтобы в образовательном учреждении развивались взаимоотношения, построенные на ценностях этнокультурной компетентности, необходимо придерживаться определенных правил:этнокультурное образование;развитие понимания другого;ответственность за воспитание толерантности;позитивное отношение к национальному своеобразию;внимание к тому, что объединяет, а не разъединяет людей;создание позитивной атмосферы в образовательном учреждении.Образовательное учреждение должно собственным примером подтверждать ценности толерантностии этнокультурной компетентностии воплощать их, должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных и этнокультурных установок.Учебные цели воспитанияэтнокультурной компетентности достаточно масштабны, они предполагают не только усвоение содержания, но и формирование всех необходимых умений, имеющих отношение к утверждению ценности человеческого достоинства, а также к утверждению производных от этнокультурной компетентности ценностей.Воспитание этнокультурной компетентностипредполагает формирование у студентов навыков конструктивного отношения к любым проявлениям различий между людьми, к социальным конфликтам.Выделяютсемь направлений обучения этнокультурной компетентности:знакомство,терпимость,уважение различий,понимание индивидуальной неповторимости,взаимодополняемость как основная черта различий,взаимосвязь как основа совместных действий,культура мира.Эти семь направлений этнокультурной компетентностихарактеризуются постепенным подходом к обучению этнокультурной компетентностии миру. В педагогической теории и практике российского образования всё более настойчиво утверждается мысль о необходимости внедрения в систему высшегообразования этнологических, этнокультурных знаний, о стратегической важности повышения этнокультурнойкомпетентности молодёжи. Речь идёт о целесообразности разработки программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межэтнического общения, ознакомлению детей, молодёжи, населения с традициями своегои других народов, в первую очередь проживающих на данной территории.Этнокультурноеобразование обладает большим воспитательным потенциалом. Оно может развивать у учащихся такие качества, как патриотизм, толерантность, интерес к культурам народов России и других стран мира, культуру межнационального общения и др. Процесс воспитания в контексте поликультурного образования направлен на формирование высоконравственной личности, способной к осуществлению собственной оценочной деятельности, самостоятельной выработке жизненной позиции, основанной на твёрдых нравственных убеждениях. Приоритетным направлением в системе воспитания является формирование мировоззрения, основанного на знании и понимании самобытности культур разных народов, умениибережно относиться к национальным ценностям, этническим особенностям, осознании необходимости сохранения культуры мира.Большой интерес для понимания роли этнокультурного образования в становлении личности представляют идеи П. Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П. Ф. Каптерев относил язык, религию, быт. Он призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству[5, с. 421].Важные выводы для обоснования поликультурного образования вытекают из культурноисторической теории развития поведения и психики Л. С. Выгодского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейсякультуре [2, с. 145].В этих условиях поликультурное образование призвано, с одной стороны, способствовать этнической идентификации и формированию национального самосознания учащихся, а с другой стороны –формировать у них умения и навыки межнациональногообщения, осуществлять их социализацию и социокультурную адаптацию к условиям жизни в поликультурном и полиэтническом современном российском обществе.
Проблема становления этнокультурной компетентности и навыков межэтнического взаимодействия особенно актуальна для полиэтнического Ставропольского края. На занятиях по общественным дисциплинам ведётся воспитание установок толерантного поведения, изучаются культурноисторические традиции народов Северного Кавказа, что способствует более глубокому изучению краеведческого материала, повышает патриотическую активность среди молодёжи, навыки межкультурной коммуникации и способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни в полиэтническом регионе.Изучение дисциплины «Технология поликультурного образования» направлено на формирование у студентов следующихкомпетенций:–способен учитывать этнокультурные и конфессиональныеразличия участников образовательного процесса при построениисоциальных взаимодействий;–способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуацииразвития детей и молодежи в современной России и в мире;–способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий;–готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития личности обучающегося в образовательном учреждении;–
способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогамии психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития обучающихся.В соответствии с указанными компетенциями цели изучениядисциплины «Технология поликультурного образования» в учреждениях высшего профессионального образования включают в себя:–формирование у студентасистемы представленийи понятий по основам поликультурного образования;–развитие у студентов готовности к проектированию содержанияполикультурного образованияи творческому использованию временных методов, технологий поликультурного образования вобщении и взаимодействии с участниками образовательного процесса с учетом их социокультурных особенностей и потребностейроссийского полиэтнического, поликонфессионального общества.Содержание дисциплины включает в себя изучение следующих тем :Тема 1. Поликультурное образование как специфическая область научнопедагогического знания.Определение понятия «поликультурное образование», опираясь на исследования ведущих западных и американских экспертов В. Миттера, Т. Рюлькера, Д. Бэнкса и отечественных исследователей. Цели, задачи и содержание поликультурного образования, отличающие поликультурный подход от традиционного образования и интернационального воспитания; примеры из зарубежной и отечественной практики.Тема 2. Связь поликультурного образования с другими науками. История становления и развития поликультурного образования, философия поликультурного образования и ее альтернативы, философия современного поликультурного образования, нормативноправовые основы поликультурного образования, подходы к пониманию сущности поликультурного образования, проблема поликультурного образования, взаимосвязь национального и общечеловеческого в педагогике, межкультурное общение.Тема 3. Основные категории поликультурного образованияОсновные понятия: нация, национализм, патриотизм, интернационализм, межнациональное общение,культура межнационального общения, национальное воспитание, национальное самосознание и др. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности. Расы, этносы, этнические группы. Мировые религии. Российский народ.Тема 4. Учёт национального менталитета и национального характера в воспитании.Национальный менталитет. Национальный характер. Особенности воспитания культуры межнационального общения у детей и молодежи. Педагогические условия и особенности воспитания культуры межнационального общения у детей и молодежи. Принципы воспитания культуры межнационального общения. Этнокультурная особенность многонационального коллектива.Тема 5. Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей и молодежи.Этническая идентичность и этническая адаптация детей и молодежи. Отражение в содержании образования национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностей. Опыт воспитания детей и молодежи в духе мира и мирового гражданства в зарубежных странах (Германия, Норвегия, Финляндия, Япония и др.). Опыт воспитания детей и молодежи в духе мира и мирового гражданства в России.
Тема 6. Толерантность как основа национального своеобразия воспитания в гуманитарной среде.Исторические и социокультурные факторы, влияющие на формирование и внедрение в практику толерантного поведения, культуры межнационального взаимодействия на региональном, федеральном, международном уровне.
В этом контексте сформулированы следующие задачи образовательной дисциплины:–раскрыть поликультурное образование как социокультурныйи педагогический феномен;–познакомить студентов с концептуальными подходами зарубежных и российских ученых к реализации идей поликультурного образования в образовательных учреждениях;–охарактеризовать основные направления содержания поликультурного образования в образовательных учреждениях;–создать условия для овладения будущими бакалаврами технологиями поликультурного образования в целях развития у детейи молодежи межкультурной компетенции как способности к продуктивной жизни и деятельности в многокультурной среде;–формировать готовность к развитию творческих возможностей каждого ребенка с учетомего индивидуальных и социокультурных особенностей;–развивать у будущих психологов и педагогов способность кпроектированию гуманной поликультурной среды.–сформировать представление об основных направлениях, подходах, теориях в педагогике, современных тенденциях развития поликультурного образования;
–сформировать у студентов профессиональные компетенции в сфере педагогической теории и практики, умение применять полученные знания в будущей педагогической деятельности;–сформировать готовность к педагогической деятельности в поле культурного образования.
Ссылки на источники1.Проект концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской федерации//Документы 20100402.2.БалицкаяИ. В. Поликультурное образование. –М., 2001.3.Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 3. –М., 1983.4.Джаубаева М.И. Пути формирования компонентов этнокультурной компетентности молодежи в поликультурном регионе/ Мир науки, культуры, образования. –2013. №55.Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. —М., 1999.6.Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. –М., 19827.Поштарева Т. В. Этнокультурная компетентность как социальнопедагогическое явление // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии: материалы Междун. научн. конф. / Отв. ред. В. В. Гриценко. –Смоленск: Универсум, 2008. –Т. 2. –С. 95104.