Маркетинговая концепция развития системы высшего образования в условиях рыночной экономики
Международная
публикация
Выпуск:
ART 86910
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Новаторов
В.
Е. Маркетинговая концепция развития системы высшего образования в условиях рыночной экономики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
51–55. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86910.htm.
Аннотация. Рассматриваются вопросы развития системы высшего профессионального образования в современных социально-экономических условиях.Анализируются проблемы учебно-воспитательной работы в российских вузах. Предлагаются пути оптимизации качества подготовки специалистов на основе маркетинговых технологий.
Похожие статьи
- Социальный характер личности в условиях современности
- Особенности цивилизационного подхода в исследованиях по педагогике
- Взаимосвязь теорий и практик социализации в контексте воспитания личности: советский и постсоветский периоды
- ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Педагогическое просвещение как способ воспитания культуры безопасной жизнедеятельности, защиты и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса
Текст статьи
Новаторов Владимир Ефимович,доктор педагогическихнаук,профессор кафедры медиакоммуникационныхтехнологий ФГБОУ ВПО «СанктПетербургский государственныйинститут кино и телевидения», г. Санкт Петербургvnovatorov@mail.ru
Маркетинговая концепция развития системы высшего образованияв условиях рыночной экономики
Аннотация.В статье рассматриваются важные аспекты функционирования отечественной системы высшего специального образования в условиях рынка.Анализируется накопленныйроссийскими вузами опыт организации образовательной деятельности, вскрываются формирующиеся тренды и проявляющиеся негативные тенденции, предлагаются конструктивные шаги и меры по оптимизации образовательной деятельности вузов на основе маркетинговых технологий. Ключевые слова:высшее профессиональное образование, обучение, воспитание, формирование личности, рынок труда, маркетинговые технологии.
Всепроникающий характер маркетинговых технологийвсе отчетливее проявляетсяв сфере профессионального образования. За сравнительно короткое время российские вузы прошли не долгий, но мучительный путь от чуть ли не всеобщего бесплатного высшего образования до жесткой конкуренции в сфере профессиональных образовательных услуг,все чащеоказываемых в наши днина коммерческой основе. Заметим, что «эволюция» эта протекала в условиях еще только нарождавшегося отечественного опыта маркетинговой деятельности и отсутствия в стране профессиональных маркетологов, что неизбежно приводило к механическому перенесению в сферу образования несвойственных для вузов технологий промышленного, торгового, банковского и т. п. маркетинга. Научное же сопровождение процесса развития маркетинговых технологий в сфере образования, как и во многихдругих непроизводственных отраслях российской экономики, долгое время пробуксовывало, что неизбежно приводило к некритическому заимствованию отечественными ученымиэкономистами теоретических положений, содержащихся в трудах их зарубежных коллег и/или механическому перенесению российскими вузами неадаптированного «капиталистического» опыта на зыбкую почву постсоветской практики отечественного образования.Овладению теоретическими знаниями и практическим опытом маркетинговой деятельности мешало и отсутствие единого подхода к пониманию сущности и содержания маркетинга. В качестве альтернатив выдвигались: «достижение максимально высокого уровня потребления», «достижение максимальной потребительской удовлетворенности»,«предоставление максимально широкого выбора», «максимальное повышение качества жизни» и др. Ни одна из альтернатив, выдвигавшихся зарубежными специалистами, россиянам в «чистом виде» не подходила. Рост производства и накопление богатства для большинства россиян, не привыкшихжить в роскоши, были чужды. Достижение максимальной покупательской удовлетворенности основательно «подсевшим на талоны» потребителям представлялось отдаленной мечтой. Возможность широкого выбора товаров (с учетом индивидуальных потребностей и запросов) казалась довольно сомнительной, поскольку страна долгое время жила в обстановке всеобщего дефицита. Наконец, о повышении качества жизни накануне перехода страны на рельсы рыночной экономики приходилось разве что мечтать... Так что россиянам, еще толком не успевшим освободиться от коммунистических иллюзий по поводу светлой и счастливой жизни, ничего другого не оставалось, как в очередной раз положиться на волю судьбы.Положение дел в российской экономике осложнялось еще и тем, что времени на эволюционныемаркетинговые преобразования у нас не было. В развитых капиталистических странах концепции маркетинга сменяли одна другую постепенно: совершенствование производства, повышение качества товара, оптимизация сбытовой деятельности, опора на спрос потребителей, социальноэтическая концепция, наконец концепциямаркетингаотношений. В той же Америке на эту эволюцию ушло более... ста лет. Российским же деятелям рынка: предпринимателям, бизнесменам, инвесторам, спонсорам, поставщикам ресурсов и т. п. пришлось овладевать всеми названными концепциями одновременно. Еще и по этой причине осознание вынужденной необходимости, а позднее и полезности, обращения производителей и продавцов к маркетинговым технологиям происходило в российском обществе медленней, чем того требовали складывающиеся обстоятельства. Но «машина» рыночных преобразований была запущена и отступать было некуда. Робкие надежды неискушенных работников сферы образования на то, что «асфальтовый каток» рынка минует их, не оправдались: довольно скоро учреждения профессиональногообразования университеты, академии, институты, одни быстрее, другие медленнее, погрузились в рыночную стихию. Достаточно быстро утратили возникшую, было, актуальность традиционные для российской общественности вопросы: «кто виноват?» и «что делать?». Кудасложнее было ответить на вопрос «как делать?».В деятельности российской высшей школы за минувшиедвадцать лет сложились определенные закономерности, накопилось немало «трендов» и «брендов», не меньше и проявляющихся противоречий и проблем.Вопервых, до сих пор наблюдается небывалыйплюрализм в содержании образования. От господствовавшей еще какихнибудь десять лет назад унификации планов и учебных программ мы както незаметно перешли к отраслевым и региональным нововведениям. Даже повсеместно вводимые Государственные образовательные стандарты не спасают от регионального учебнометодического авантюризма. Поройбывает трудно объяснить дрейф дисциплин федерального компонента из одного блока в другой, а дисциплины, вводимые «в связи с особенностями республики», безжалостно оттягивают на себя учебные часы, благодаря чему иные кафедры с «вымученными» специальностями и наспех сформулированными специализациями не только безбедно существуют, но имитируют бурную педагогическую деятельность, иногда при полном отсутствии компетентных преподавателей.Вовторых, налицо методическое формотворчество. Погоня за интерактивными методами обучения сменилась поголовной компьютеризацией, плохо обеспеченной профессиональным программированием. Работа иного студента с персональным компьютеромнапоминает зал игровых автоматов на железнодорожном вокзале: лишь бы светился экран да мелькали забавные картинки. Семинары сменились тестированием, коллоквиумы письменными заданиями, зачеты (а то и экзамены!) «автоматами», кроссы и отжимания по физкультуре рефератами. Контрольные работыстудентовзаочников формализованы до предела, а их тематика, особенно в негосударственных вузах, годами не меняется. Известны случаи, когда преподаватели принимают и засчитывают... ксерокопии с ранее сданныхконтрольныхработ. Как говорится, куда уж дальше.Втретьих, получило развитие псевдоэкспериментаторство: без должных оснований сокращаются сроки обучения, дозволяется одновременное обучение в двух вузах (иногда еще и с одновременной работой в какойлибо коммерческой структуре!), студента все труднее застать на лекции. Повсеместно внедряемая балльнорейтинговая система учета посещаемости и успеваемости студентов пока что не взята на вооружение, как того требует Минобразования. Вызывает тревогу весьма противоречивая практика дистанционного обучения. Слов нет, заниматься самообразованием можно и с помощью Интернета, но претендовать на получение диплома... От такого «образования»один шаг до приобретения заветных «корочек»чуть ли нев подземном переходе, ни для кого не секрет, что «товар»этот«продвигается»совершенно легально и беззастенчиво.Вчетвертых, угрожающие масштабы обретает коммерциализация образования. Понять ситуацию, конечно, можно: есть спрос на знания (или корочки?), учебные заведения неважно финансируются государством... Но взгляните на прайслист иного вуза там фигурируют буквально сумасшедшие расценки, которые, судя по всему, никак и никем не контролируются и не ограничиваются. И это при том, что в ином «храме науки» подчас кроме старой школьной доски и куска мела в распоряжении студента, а иногда и преподавателя, нет ничего.
Наивно было бы полагать, что у всех новоиспеченных коммерческих университетов, академий и колледжей имеются законным порядком обретенные лицензии и аккредитации. Хорошо ,если им удается заполучить в свое распоряжение часть высококвалифицированных преподавателей из государственных вузов. А если нет?Если фамилии известных ученых используются лишь для оформления документов на лицензирование, а учебный процесс оказывается в руках случайных людей, не имеющих никакого отношения к вузовской работе, но жаждущих прибылей? Не пришло ли время провести в этой области объективную и тщательную инвентаризацию? Образование не может и не должно оставаться в руках невежественных людей!Итак, сложился и буквально бушует рынок образовательных услуг. Как его упорядочить, как сделать цивилизованным, соответствующим потребностям «опрокинутого» общества, погруженного в рыночную стихию? Как преодолеть любительщину, вкусовщину, педагогический авантюризм и неистребимый дух наживы? Где выход, и есть ли он? Ведь если мы его сегодня не найдем, образование из гуманной и благородной деятельности, посева доброго и вечного, превратится в суррогат обучения и воспитания. Этого допустить нельзя.Представляется, что в условиях рынка в основу оптимизации образовательной деятельности должны быть положены маркетинговые технологии. Надо учиться жить по законам рынка. Но не того рынка, который до недавнеговремени был сопряжен в России с «криминализмом» и «прихватизацией», а цивилизованного,при котором гармонично сочетались бы интересыменеджеров от образования, обучающихся и общества в целом.
К чести отечественных ученых, проблемам маркетинга в «рыночные» годы были посвящены десятки научных конференций, семинаров и мастерклассов, написаны сотни монографий и научных статей, подготовлены и успешно защищены кандидатские и докторские диссертации. В области учебного маркетинга так же коечто делается : разработаныновые государственные стандарты, созданы учебные планы, внедряются оригинальные авторские программы, подготовлены десятки учебников и учебных пособий, выпущен достаточно многочисленный отряд специалистов рыночной формации. Однако это вовсе не означает, что все проблемы отрефлексированы , а пути выхода из создавшейся ситуации найдены.
Осмысление особенностей образовательного маркетинга, взятого на вооружение большинством высших учебных заведенийстраны, следовало бы начать с уточнения миссиивузов университетов, академий, консерваторий, институтов, училищ на правах вуза.В советскую поруво всех уставах и лицензиях она значилась примерно одинаково: подготовка кадров высшей квалификации для... той или иной отрасли народного хозяйства. Образовательная деятельность университетов и академий органически дополнялась внеучебными занятиями: научноисследовательская работа, любительское художественное творчество, физкультурноспортивная работа, участие в строительных отрядах, культурное шефство над воинскими частями и общеобразовательными школами, активный отдых и культурные развлечения и т. п. В течение 45 лет пребывания в вузе юноши и девушки не только получали ту или иную специальность, но «целенаправленно взрослели», социализировались, становились личностями. За каждого своего выпускника вузы несли не только моральную, но юридическую ответственность. К этому обязывало государственное распределение молодых специалистов по местам работы, сопровождавшееся последующим участием вузов в их профессиональной адаптации. Можно, конечно, улыбнуться, вспомнив про «гармоничное и всестороннее воспитание нового человека» , но это была практическая реализация важнейшего педагогического принципа связи обучения с воспитанием. Специалисты с высшим образованием и ... начальным воспитанием в те годы встречались крайне редко.В условиях рынка многое изменилось. Продуктом педагогической деятельности вузов, если принять на вооружение маркетинговую концепцию, является теперь образовательная услуга, оказываемая все чаще на коммерческой основе. Получится ли из вчерашнего абитуриента специалист (бакалавр, магистр) и какого «помола», осилит ли он до конца предложенную вузом образовательную программу, будет ли востребован рынком, какие его личностные качества получат за годы пребывания в вузе «приращение» все это, похоже, мало волнует сегодня руководство, да и преподавательский корпус вузов. Главное, чтобы обучающиеся вовремя вносилиплату за обучение. По сути дела, не осознается, предается забвению, а то и попросту игнорируется весьма важная истина: конечным продуктом деятельности любого вуза, еготоваромправильнее былобы считать не преподносимые студентам знания, а подготовленного специалиста, способного реализовать этизнания, равно как и приобретенные специальные умения и навыки т.е. осуществлятьэффективную профессиональную деятельность.
Оказываемые профессорскопреподавательским составом образовательные услуги логичнее квалифицировать как средство, какинструмент, применяемый при «производстве» специалиста.Другими «инструментами», при правильной организации учебновоспитательного процесса, могут и должны стать: включение студентов в посильные для них научные проекты, участие их во внешних и внутренних культурных акциях, студенческое самоуправление, физкультурно
оздоровительная работа,научное, техническое ихудожественноетворчество. Увы далеко не каждый университет или академия могут похвастать в наши дни насыщенной и увлекательной внеучебной деятельностью студентов. Междутем вносимые за обучение шестизначные суммы должны «отовариваться» не только «голыми» знаниями, но всей системой организаторской и воспитательной работы, в процессе которой как раз и рождаетсяспециалист.Теперь уже и не вспомнить, кому принадлежат наполненные глубоким смыслом слова: «студент не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь». Переводя сказанное на язык маркетинга, напомним: специалист это товар,обладающий уникальной способностью: в период обучения в вузе творить себясамого. Отсюда первейшая задача всякого вуза: как можно раньше научить студента... учиться. А заодно воспитываться и развиваться, формироваться как личность.
Втеории маркетинга рассматриваются три формы бытования товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении и товар с подкреплением. В образовательном маркетинге мы встречаемся со всеми тремя ипостасями товараличности.Так, замыселбудущего специалиста закладывается в государственные стандарты и учебные планы, к сожалению, часто меняющиеся, а то и искусственно моделируемые чиновниками от образования, нередко без учета потребностей современной практики. Специалист в его реальном исполненииэто товар, обреченный на рыночные испытания, часто с большими затруднениями попадающий в заранее облюбованную или случайно подвернувшуюся нишу. В качестве подкрепленийдля молодого специалиста могут стать параллельно освоенная им образовательная программа (такая практика наблюдается все чаще), знание нескольких иностранных языков, безупречное владение ПК, наличие водительских прав, загранпаспорта и т. п.Не последнюю роль играет и имиджспециалиста вербальный (речевая культура), габитарный (деловая одежда), кинетический (манера держаться в окружении других людей), но главное деятельностный (профессиональная компетентность, деловитость, способность кинновации и риску, креативность мышления).Необходимо подчеркнуть, что в сфере профессионального образования обращаютсятоварыи других классов. Об услугахуже было сказано.Лучшие вузы страны, имеющие безупречную репутацию, этотоварыорганизации, ставшие своего рода образовательными брендами. Крупные университеты, академии и консерватории располагаются, главным образом, в столичных мегаполисах, а потому более привлекательны для абитуриентов. Здесь «работает» уже маркетинг мест. Многие вузы имеют в своем составе научноисследовательские подразделения, лаборатории, сильные кафедры. В этом случае складывается благоприятная обстановка для осуществления хоздоговорных исследований, выполняется работа по грантам. Это тоже маркетинг услуг, но уже иного характера и содержания. В успешно работающих вузах разрабатываются научные и художественные проекты, случаются и научные открытия. А это уже маркетинг идей(научных, технических, художественных), осуществляемый на основе специфических технологий. Наконец, следует упомянуть и о маркетинге материальных предметов, т. е. различного рода изделий, иматериалов ( оргтехники, учебного оборудования, учебной литературы и т.п.) На кафедрах и в лабораторияхлучших вузов странысоздаются новые приборы, разрабатываются новые технологии, проектируются различные установки, закупается и продается уникальное оборудование. Все это планируется и совершается по законам рынка. Да и ассортимент оказываемых образовательных услуг будет выглядеть гораздо шире, если вспомнить о подготовительных курсах и отделениях, специалитете и бакалавриате, магистратуре, аспирантуре и ассистентуре, повышении квалификации и переподготовке ранее выпущенных вузами специалистов. И везде нужен свой особый маркетинг. Без него никуда.Иными словами, в условиях рынка у каждого вуза должна формироваться своя товарная политика.Составляющие ценовойполитикив сфере образовательного маркетинга нами уже косвенно затрагивались. Дополним сказанное некоторыми соображениями, касающимися не только вносимой«договорниками»платы за обучение, но дифференциации размеров стипендий (встречается и такое) и достойной оплаты труда профессорскопреподавательского состава.В недавней беседе Президента РФ В.В. Путина с мэром г. МосквыС. Собяниным(телепередача от 28 октября 2015 г.)прозвучала радующая слух информация : средняя заработная плата учителей общеобразовательных школ столицы составляет около 70 тыс. рублей.А что получает сегодня среднестатистический преподавательроссийского вуза, имеющий ученую степеньи звание ? А не «остепененный?!... И без специальных исследований ясно : сравнение его зарплаты с учительскойбудетявно не в его пользу. Иной«среднеазиатский» дворник или грузчикполучают больше … профессора.Коммерческий сектор высшего профессионального образования, безусловно, находится в лучшем положении. Заработная плата ректоров таких вузов приближается к губернаторским окладам, не бедствуют и преподаватели, работающие, как правило, нанескольких ставках.И вновь приходится сетовать: далеко не все «преуспевающие» негосударственные вузы и их многочисленные филиалы располагают учебнопроизводственной базой, адекватной вызовам времени.Наспех приспособленные помещения, отсутствие современного учебного оборудования и оргтехники, слабый состав части преподавателей, нехватка учебной литературы,не благоустроенное студенческоеобщежитиересторанные цены встоловой вот далеко не все «сопутствующие услуги», реализуемые по рыночным ценам студентаминых коммерческих вузов. Остается удивляться, как таким вузамудается проходить переаттестацию и аккредитацию, получать лицензии на продолжение«образовательной» деятельности.Не лучше обстоят дела и с финансированием государственных вузов, как федеральных, так и отраслевых. Порой кажется, что ктото «там, наверху» умышленно ставит палкив «колесаобразования», не заинтересован в реальном повышении образовательного и культурного уровня населения.
Весьма своеобразно выглядит в сфере высшего профессионального образования и сбытовая деятельность. Главное здесь распределение подготовленных специалистов по местам работы. В отсутствие государственного распределения заботу о трудоустройстве выпускников вынужденно принимают на себя вузы. Каналы распределения формируются вариативно: выпускаются целевые группы редких специалистов, как правило, на основе социального партнерства; приглашаются на работу, к примеру, в национальные театры, целые выпуски; возвращаются в родные места «стипендиаты», продолжают работать те,кто в период пребывания в вузе трудился «без отрыва от... обучения», ктото уходит в армию, ктото уезжает за границу, ктото выходит замуж... Отслеживать процесс распределения произведенных вузами «товаров» теперь довольно трудно. Специально создаваемым отделам по связям с выпускниками, к сожалению, не всегда удается выстроить свою деятельность на принципах маркетинга. Иначе, чем в промышленности или сфере услуг, выглядит в сфере профессионального образования и товародвижение. Здесь оно трактуется и как переезд выпускника к месту работы, и как отправка или получение учебного оборудования, и как внедрение научного проекта, и как структурные преобразования внутри самого вуза, и как движение выпускников по карьерной лестнице, и как направление студентов для продолжения обучения за границу.Трудно переоценить значение для высшего учебного заведения и коммуникаций, каквнешних так и внутренних. Наиболее продвинутыевузовские коллективы не стоят в стороне от общественнополитической жизнистраны и / или региона.По роду своей деятельности вузы должны быть тесно связаны с научными, отечественными и зарубежными центрами, кафедрами, лабораториями. Преподаватели вузов культуры и искусств постоянные члены творческих союзов, обществ, они принимаютактивное участие в деятельности фондов, ассоциаций, многочисленных общественных советов, коллегий и пр. В вузовской практике крайне важны связи с общественностьюполитической, научной, культурной, педагогической, а в рыночных условиях экономической, деловой. Социальное партнерствотребование времени. А еще есть такиеформы коммуникации, как паблиситии реклама. Вуз без паблисити «мертвый дом», вуз без рекламы
«проваленный»набор студентов. Разносторонняя работа ведетсялучшими вузами и в направлении сотрудничества со СМИ. Здесь складывается свой особый маркетинг,технологии которогодолжны осваиваться всеми без исключения структурными подразделениями вуза, а не только приемными комиссиями, активно работающими в период осуществлениянабора студентов. Как показывает практика, далеко не во всех вузах, как столичных,так и региональных, уделяется должное внимание внутренним РR. А ведьв современных высших учебных заведениях функционируют общевузовские и факультетские ученые советы, действуют диссертационные советы, работают профсоюзные комитеты и бюро (сотрудников, аспирантов и студентов), все уверенней заявляют о себе студсоветы, культкомисии, редакции вузовских многотиражек и локальных радиотелестудий... И все это внутренняя общественность, с которой у администрации вуза должны быть налажены прочные и устойчивые взаимоотношения.
Надо сказать и о стимулированиисбыта. В условиях профессионального образования стимулы могут быть адресованы как субъектам внешней маркетинговой среды, в первую очередь абитуриентам и их родителям, так и субъектам среды внутренней. Это льготы при зачислении отдельных категорий поступающих, повышенные размеры стипендии в период обучения, направление для продолжения обучения в заграничные вузы, выдвижениепреподавателей, аспирантов и студентовна различногорода конкурсы, олимпиады, перевод обучающихся с внеплановых мест на бюджетные, награждение дипломами, грамотами, занесение на Доску почета и пр. По отношению к профессорскопреподавательскому составу применяются и такие проверенные временеммеры стимулирования: повышение в должности, присвоение ученого звания или присуждение ученой степени, награждение орденами и медалями, присвоение почетных званий и т. п.Российскими вузаминакоплен богатейший опыт подобной деятельности, важно лишь систематизировать его и взять на вооружение. Практическая реализация лучших вариантов стимулирования может квалифицироваться как бенчмаркетинг.В условиях вузовского образования существенную роль играетмаркетинг как научнаядисциплина, здесь должен осуществляться непрерывный научный поиск. Автор имеет в виду подготовку научных статей, монографий, выпуск научных сборников, защиту диссертаций, разработку маркетинговых комплексов по заказу организаций. Особое внимание должно уделяться учебному маркетингу. Работа эта должна начинаться, как уже отмечалось,с модернизации учебных планов и программ и завершаться качественным преподаванием теоретических основ маркетинга, как общего, так и отраслевого. Полезно при этом вовлекать обучающихся в маркетинговые исследования, устраивать посвященные проблемам маркетинга научные конференции, семинары и т. п. Это особенно важно учитывать при подготовке специалистовмаркетологов.Ф. Котлер в приложении к «Основам маркетинга»[ 1, с. 695706 ]подробно и обстоятельно раскрыл процесс планирования и осуществления карьеры профессионального маркетолога, что вполне может, при более глубоком осмыслении, служить типовой моделью карьерного роста в сфере не только маркетинговой деятельности, но и менеджмента в целом, да и в ряде других сопредельных областей профессиональной деятельности. Последнее обстоятельство для нас особенноважно, если принять во внимание неправомерность отнесения маркетинговых личностных технологий исключительно к «раскрутке» звезд шоубизнеса и «проталкиванию» выгодных комуто политических кандидатов. В соответствии с Государственным образовательным стандартом специалист
маркетолог должен хорошо знать и владеть методами проведения маркетинговых исследований, уметь анализировать маркетинговую среду и владеть экономическим анализом деятельности предприятия; определять и прогнозировать ассортиментную политику, выбирать каналы сбыта, организовывать и проводить мероприятия по продвижению и стимулированию сбыта товаров, а также владеть навыками разработки стратегии и тактики предприятия в целом.«Специалистмаркетолог, отмечал А. П. Панкрухин, должен обладать глубокими знаниями общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин. Госстандартом предусмотрено изучение таких общеобразовательных областей знания, как философия, социология, психология, иностранный язык, право, политология, культурология, математика, информатика, физика, биология и др. В цикл общепрофессиональных дисциплин включены: экономическая теория, макроэкономика, микроэкономика, статистика, финансы, денежное обращение и кредит, основы бухгалтерского учета, коммерческое право России и зарубежных стран, менеджмент, основы стандартизации и метрологии. Специалистымаркетологи должны, с одной стороны, соответствовать требованиям международных стандартов и хорошо адаптироваться на мировом рынке, с другой быть хорошо подготовленными для работы в России и вооружены соответственно знаниями особенностей работы в различных отраслях ирегионах нашей страны» [ 2, с. 98].Рынок труда возникает одновременно, а часто раньше рынка любого другоготовара, поскольку все товарыпроизводит человек, от уровня профессиональной подготовки и культуры которого зависят и ассортимент выпускаемой продукции, и ее качество и условия ее продвижения на целевые рынки.Российским вузам предстоит основательно поработать в направлении обеспечения всех без исключения отраслей национальной экономики инновационно мыслящими и креативнодействующими специалистами рыночной формации. А выстраивать систему такой работыможно и нужно наосновеотрефлексированных учеными ипроверенных практиками маркетинговых технологий. Альтернативы такому подходу в условиях рынка нет и быть не может.
Ссылки на источники
1.Котлер Ф. Основы маркетинга.М.:Прогресс, 2014.736 с.2.Панкрухин А.П. Маркетинг.М.: Омега, 2007.656 с.
Маркетинговая концепция развития системы высшего образованияв условиях рыночной экономики
Аннотация.В статье рассматриваются важные аспекты функционирования отечественной системы высшего специального образования в условиях рынка.Анализируется накопленныйроссийскими вузами опыт организации образовательной деятельности, вскрываются формирующиеся тренды и проявляющиеся негативные тенденции, предлагаются конструктивные шаги и меры по оптимизации образовательной деятельности вузов на основе маркетинговых технологий. Ключевые слова:высшее профессиональное образование, обучение, воспитание, формирование личности, рынок труда, маркетинговые технологии.
Всепроникающий характер маркетинговых технологийвсе отчетливее проявляетсяв сфере профессионального образования. За сравнительно короткое время российские вузы прошли не долгий, но мучительный путь от чуть ли не всеобщего бесплатного высшего образования до жесткой конкуренции в сфере профессиональных образовательных услуг,все чащеоказываемых в наши днина коммерческой основе. Заметим, что «эволюция» эта протекала в условиях еще только нарождавшегося отечественного опыта маркетинговой деятельности и отсутствия в стране профессиональных маркетологов, что неизбежно приводило к механическому перенесению в сферу образования несвойственных для вузов технологий промышленного, торгового, банковского и т. п. маркетинга. Научное же сопровождение процесса развития маркетинговых технологий в сфере образования, как и во многихдругих непроизводственных отраслях российской экономики, долгое время пробуксовывало, что неизбежно приводило к некритическому заимствованию отечественными ученымиэкономистами теоретических положений, содержащихся в трудах их зарубежных коллег и/или механическому перенесению российскими вузами неадаптированного «капиталистического» опыта на зыбкую почву постсоветской практики отечественного образования.Овладению теоретическими знаниями и практическим опытом маркетинговой деятельности мешало и отсутствие единого подхода к пониманию сущности и содержания маркетинга. В качестве альтернатив выдвигались: «достижение максимально высокого уровня потребления», «достижение максимальной потребительской удовлетворенности»,«предоставление максимально широкого выбора», «максимальное повышение качества жизни» и др. Ни одна из альтернатив, выдвигавшихся зарубежными специалистами, россиянам в «чистом виде» не подходила. Рост производства и накопление богатства для большинства россиян, не привыкшихжить в роскоши, были чужды. Достижение максимальной покупательской удовлетворенности основательно «подсевшим на талоны» потребителям представлялось отдаленной мечтой. Возможность широкого выбора товаров (с учетом индивидуальных потребностей и запросов) казалась довольно сомнительной, поскольку страна долгое время жила в обстановке всеобщего дефицита. Наконец, о повышении качества жизни накануне перехода страны на рельсы рыночной экономики приходилось разве что мечтать... Так что россиянам, еще толком не успевшим освободиться от коммунистических иллюзий по поводу светлой и счастливой жизни, ничего другого не оставалось, как в очередной раз положиться на волю судьбы.Положение дел в российской экономике осложнялось еще и тем, что времени на эволюционныемаркетинговые преобразования у нас не было. В развитых капиталистических странах концепции маркетинга сменяли одна другую постепенно: совершенствование производства, повышение качества товара, оптимизация сбытовой деятельности, опора на спрос потребителей, социальноэтическая концепция, наконец концепциямаркетингаотношений. В той же Америке на эту эволюцию ушло более... ста лет. Российским же деятелям рынка: предпринимателям, бизнесменам, инвесторам, спонсорам, поставщикам ресурсов и т. п. пришлось овладевать всеми названными концепциями одновременно. Еще и по этой причине осознание вынужденной необходимости, а позднее и полезности, обращения производителей и продавцов к маркетинговым технологиям происходило в российском обществе медленней, чем того требовали складывающиеся обстоятельства. Но «машина» рыночных преобразований была запущена и отступать было некуда. Робкие надежды неискушенных работников сферы образования на то, что «асфальтовый каток» рынка минует их, не оправдались: довольно скоро учреждения профессиональногообразования университеты, академии, институты, одни быстрее, другие медленнее, погрузились в рыночную стихию. Достаточно быстро утратили возникшую, было, актуальность традиционные для российской общественности вопросы: «кто виноват?» и «что делать?». Кудасложнее было ответить на вопрос «как делать?».В деятельности российской высшей школы за минувшиедвадцать лет сложились определенные закономерности, накопилось немало «трендов» и «брендов», не меньше и проявляющихся противоречий и проблем.Вопервых, до сих пор наблюдается небывалыйплюрализм в содержании образования. От господствовавшей еще какихнибудь десять лет назад унификации планов и учебных программ мы както незаметно перешли к отраслевым и региональным нововведениям. Даже повсеместно вводимые Государственные образовательные стандарты не спасают от регионального учебнометодического авантюризма. Поройбывает трудно объяснить дрейф дисциплин федерального компонента из одного блока в другой, а дисциплины, вводимые «в связи с особенностями республики», безжалостно оттягивают на себя учебные часы, благодаря чему иные кафедры с «вымученными» специальностями и наспех сформулированными специализациями не только безбедно существуют, но имитируют бурную педагогическую деятельность, иногда при полном отсутствии компетентных преподавателей.Вовторых, налицо методическое формотворчество. Погоня за интерактивными методами обучения сменилась поголовной компьютеризацией, плохо обеспеченной профессиональным программированием. Работа иного студента с персональным компьютеромнапоминает зал игровых автоматов на железнодорожном вокзале: лишь бы светился экран да мелькали забавные картинки. Семинары сменились тестированием, коллоквиумы письменными заданиями, зачеты (а то и экзамены!) «автоматами», кроссы и отжимания по физкультуре рефератами. Контрольные работыстудентовзаочников формализованы до предела, а их тематика, особенно в негосударственных вузах, годами не меняется. Известны случаи, когда преподаватели принимают и засчитывают... ксерокопии с ранее сданныхконтрольныхработ. Как говорится, куда уж дальше.Втретьих, получило развитие псевдоэкспериментаторство: без должных оснований сокращаются сроки обучения, дозволяется одновременное обучение в двух вузах (иногда еще и с одновременной работой в какойлибо коммерческой структуре!), студента все труднее застать на лекции. Повсеместно внедряемая балльнорейтинговая система учета посещаемости и успеваемости студентов пока что не взята на вооружение, как того требует Минобразования. Вызывает тревогу весьма противоречивая практика дистанционного обучения. Слов нет, заниматься самообразованием можно и с помощью Интернета, но претендовать на получение диплома... От такого «образования»один шаг до приобретения заветных «корочек»чуть ли нев подземном переходе, ни для кого не секрет, что «товар»этот«продвигается»совершенно легально и беззастенчиво.Вчетвертых, угрожающие масштабы обретает коммерциализация образования. Понять ситуацию, конечно, можно: есть спрос на знания (или корочки?), учебные заведения неважно финансируются государством... Но взгляните на прайслист иного вуза там фигурируют буквально сумасшедшие расценки, которые, судя по всему, никак и никем не контролируются и не ограничиваются. И это при том, что в ином «храме науки» подчас кроме старой школьной доски и куска мела в распоряжении студента, а иногда и преподавателя, нет ничего.
Наивно было бы полагать, что у всех новоиспеченных коммерческих университетов, академий и колледжей имеются законным порядком обретенные лицензии и аккредитации. Хорошо ,если им удается заполучить в свое распоряжение часть высококвалифицированных преподавателей из государственных вузов. А если нет?Если фамилии известных ученых используются лишь для оформления документов на лицензирование, а учебный процесс оказывается в руках случайных людей, не имеющих никакого отношения к вузовской работе, но жаждущих прибылей? Не пришло ли время провести в этой области объективную и тщательную инвентаризацию? Образование не может и не должно оставаться в руках невежественных людей!Итак, сложился и буквально бушует рынок образовательных услуг. Как его упорядочить, как сделать цивилизованным, соответствующим потребностям «опрокинутого» общества, погруженного в рыночную стихию? Как преодолеть любительщину, вкусовщину, педагогический авантюризм и неистребимый дух наживы? Где выход, и есть ли он? Ведь если мы его сегодня не найдем, образование из гуманной и благородной деятельности, посева доброго и вечного, превратится в суррогат обучения и воспитания. Этого допустить нельзя.Представляется, что в условиях рынка в основу оптимизации образовательной деятельности должны быть положены маркетинговые технологии. Надо учиться жить по законам рынка. Но не того рынка, который до недавнеговремени был сопряжен в России с «криминализмом» и «прихватизацией», а цивилизованного,при котором гармонично сочетались бы интересыменеджеров от образования, обучающихся и общества в целом.
К чести отечественных ученых, проблемам маркетинга в «рыночные» годы были посвящены десятки научных конференций, семинаров и мастерклассов, написаны сотни монографий и научных статей, подготовлены и успешно защищены кандидатские и докторские диссертации. В области учебного маркетинга так же коечто делается : разработаныновые государственные стандарты, созданы учебные планы, внедряются оригинальные авторские программы, подготовлены десятки учебников и учебных пособий, выпущен достаточно многочисленный отряд специалистов рыночной формации. Однако это вовсе не означает, что все проблемы отрефлексированы , а пути выхода из создавшейся ситуации найдены.
Осмысление особенностей образовательного маркетинга, взятого на вооружение большинством высших учебных заведенийстраны, следовало бы начать с уточнения миссиивузов университетов, академий, консерваторий, институтов, училищ на правах вуза.В советскую поруво всех уставах и лицензиях она значилась примерно одинаково: подготовка кадров высшей квалификации для... той или иной отрасли народного хозяйства. Образовательная деятельность университетов и академий органически дополнялась внеучебными занятиями: научноисследовательская работа, любительское художественное творчество, физкультурноспортивная работа, участие в строительных отрядах, культурное шефство над воинскими частями и общеобразовательными школами, активный отдых и культурные развлечения и т. п. В течение 45 лет пребывания в вузе юноши и девушки не только получали ту или иную специальность, но «целенаправленно взрослели», социализировались, становились личностями. За каждого своего выпускника вузы несли не только моральную, но юридическую ответственность. К этому обязывало государственное распределение молодых специалистов по местам работы, сопровождавшееся последующим участием вузов в их профессиональной адаптации. Можно, конечно, улыбнуться, вспомнив про «гармоничное и всестороннее воспитание нового человека» , но это была практическая реализация важнейшего педагогического принципа связи обучения с воспитанием. Специалисты с высшим образованием и ... начальным воспитанием в те годы встречались крайне редко.В условиях рынка многое изменилось. Продуктом педагогической деятельности вузов, если принять на вооружение маркетинговую концепцию, является теперь образовательная услуга, оказываемая все чаще на коммерческой основе. Получится ли из вчерашнего абитуриента специалист (бакалавр, магистр) и какого «помола», осилит ли он до конца предложенную вузом образовательную программу, будет ли востребован рынком, какие его личностные качества получат за годы пребывания в вузе «приращение» все это, похоже, мало волнует сегодня руководство, да и преподавательский корпус вузов. Главное, чтобы обучающиеся вовремя вносилиплату за обучение. По сути дела, не осознается, предается забвению, а то и попросту игнорируется весьма важная истина: конечным продуктом деятельности любого вуза, еготоваромправильнее былобы считать не преподносимые студентам знания, а подготовленного специалиста, способного реализовать этизнания, равно как и приобретенные специальные умения и навыки т.е. осуществлятьэффективную профессиональную деятельность.
Оказываемые профессорскопреподавательским составом образовательные услуги логичнее квалифицировать как средство, какинструмент, применяемый при «производстве» специалиста.Другими «инструментами», при правильной организации учебновоспитательного процесса, могут и должны стать: включение студентов в посильные для них научные проекты, участие их во внешних и внутренних культурных акциях, студенческое самоуправление, физкультурно
оздоровительная работа,научное, техническое ихудожественноетворчество. Увы далеко не каждый университет или академия могут похвастать в наши дни насыщенной и увлекательной внеучебной деятельностью студентов. Междутем вносимые за обучение шестизначные суммы должны «отовариваться» не только «голыми» знаниями, но всей системой организаторской и воспитательной работы, в процессе которой как раз и рождаетсяспециалист.Теперь уже и не вспомнить, кому принадлежат наполненные глубоким смыслом слова: «студент не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь». Переводя сказанное на язык маркетинга, напомним: специалист это товар,обладающий уникальной способностью: в период обучения в вузе творить себясамого. Отсюда первейшая задача всякого вуза: как можно раньше научить студента... учиться. А заодно воспитываться и развиваться, формироваться как личность.
Втеории маркетинга рассматриваются три формы бытования товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении и товар с подкреплением. В образовательном маркетинге мы встречаемся со всеми тремя ипостасями товараличности.Так, замыселбудущего специалиста закладывается в государственные стандарты и учебные планы, к сожалению, часто меняющиеся, а то и искусственно моделируемые чиновниками от образования, нередко без учета потребностей современной практики. Специалист в его реальном исполненииэто товар, обреченный на рыночные испытания, часто с большими затруднениями попадающий в заранее облюбованную или случайно подвернувшуюся нишу. В качестве подкрепленийдля молодого специалиста могут стать параллельно освоенная им образовательная программа (такая практика наблюдается все чаще), знание нескольких иностранных языков, безупречное владение ПК, наличие водительских прав, загранпаспорта и т. п.Не последнюю роль играет и имиджспециалиста вербальный (речевая культура), габитарный (деловая одежда), кинетический (манера держаться в окружении других людей), но главное деятельностный (профессиональная компетентность, деловитость, способность кинновации и риску, креативность мышления).Необходимо подчеркнуть, что в сфере профессионального образования обращаютсятоварыи других классов. Об услугахуже было сказано.Лучшие вузы страны, имеющие безупречную репутацию, этотоварыорганизации, ставшие своего рода образовательными брендами. Крупные университеты, академии и консерватории располагаются, главным образом, в столичных мегаполисах, а потому более привлекательны для абитуриентов. Здесь «работает» уже маркетинг мест. Многие вузы имеют в своем составе научноисследовательские подразделения, лаборатории, сильные кафедры. В этом случае складывается благоприятная обстановка для осуществления хоздоговорных исследований, выполняется работа по грантам. Это тоже маркетинг услуг, но уже иного характера и содержания. В успешно работающих вузах разрабатываются научные и художественные проекты, случаются и научные открытия. А это уже маркетинг идей(научных, технических, художественных), осуществляемый на основе специфических технологий. Наконец, следует упомянуть и о маркетинге материальных предметов, т. е. различного рода изделий, иматериалов ( оргтехники, учебного оборудования, учебной литературы и т.п.) На кафедрах и в лабораторияхлучших вузов странысоздаются новые приборы, разрабатываются новые технологии, проектируются различные установки, закупается и продается уникальное оборудование. Все это планируется и совершается по законам рынка. Да и ассортимент оказываемых образовательных услуг будет выглядеть гораздо шире, если вспомнить о подготовительных курсах и отделениях, специалитете и бакалавриате, магистратуре, аспирантуре и ассистентуре, повышении квалификации и переподготовке ранее выпущенных вузами специалистов. И везде нужен свой особый маркетинг. Без него никуда.Иными словами, в условиях рынка у каждого вуза должна формироваться своя товарная политика.Составляющие ценовойполитикив сфере образовательного маркетинга нами уже косвенно затрагивались. Дополним сказанное некоторыми соображениями, касающимися не только вносимой«договорниками»платы за обучение, но дифференциации размеров стипендий (встречается и такое) и достойной оплаты труда профессорскопреподавательского состава.В недавней беседе Президента РФ В.В. Путина с мэром г. МосквыС. Собяниным(телепередача от 28 октября 2015 г.)прозвучала радующая слух информация : средняя заработная плата учителей общеобразовательных школ столицы составляет около 70 тыс. рублей.А что получает сегодня среднестатистический преподавательроссийского вуза, имеющий ученую степеньи звание ? А не «остепененный?!... И без специальных исследований ясно : сравнение его зарплаты с учительскойбудетявно не в его пользу. Иной«среднеазиатский» дворник или грузчикполучают больше … профессора.Коммерческий сектор высшего профессионального образования, безусловно, находится в лучшем положении. Заработная плата ректоров таких вузов приближается к губернаторским окладам, не бедствуют и преподаватели, работающие, как правило, нанескольких ставках.И вновь приходится сетовать: далеко не все «преуспевающие» негосударственные вузы и их многочисленные филиалы располагают учебнопроизводственной базой, адекватной вызовам времени.Наспех приспособленные помещения, отсутствие современного учебного оборудования и оргтехники, слабый состав части преподавателей, нехватка учебной литературы,не благоустроенное студенческоеобщежитиересторанные цены встоловой вот далеко не все «сопутствующие услуги», реализуемые по рыночным ценам студентаминых коммерческих вузов. Остается удивляться, как таким вузамудается проходить переаттестацию и аккредитацию, получать лицензии на продолжение«образовательной» деятельности.Не лучше обстоят дела и с финансированием государственных вузов, как федеральных, так и отраслевых. Порой кажется, что ктото «там, наверху» умышленно ставит палкив «колесаобразования», не заинтересован в реальном повышении образовательного и культурного уровня населения.
Весьма своеобразно выглядит в сфере высшего профессионального образования и сбытовая деятельность. Главное здесь распределение подготовленных специалистов по местам работы. В отсутствие государственного распределения заботу о трудоустройстве выпускников вынужденно принимают на себя вузы. Каналы распределения формируются вариативно: выпускаются целевые группы редких специалистов, как правило, на основе социального партнерства; приглашаются на работу, к примеру, в национальные театры, целые выпуски; возвращаются в родные места «стипендиаты», продолжают работать те,кто в период пребывания в вузе трудился «без отрыва от... обучения», ктото уходит в армию, ктото уезжает за границу, ктото выходит замуж... Отслеживать процесс распределения произведенных вузами «товаров» теперь довольно трудно. Специально создаваемым отделам по связям с выпускниками, к сожалению, не всегда удается выстроить свою деятельность на принципах маркетинга. Иначе, чем в промышленности или сфере услуг, выглядит в сфере профессионального образования и товародвижение. Здесь оно трактуется и как переезд выпускника к месту работы, и как отправка или получение учебного оборудования, и как внедрение научного проекта, и как структурные преобразования внутри самого вуза, и как движение выпускников по карьерной лестнице, и как направление студентов для продолжения обучения за границу.Трудно переоценить значение для высшего учебного заведения и коммуникаций, каквнешних так и внутренних. Наиболее продвинутыевузовские коллективы не стоят в стороне от общественнополитической жизнистраны и / или региона.По роду своей деятельности вузы должны быть тесно связаны с научными, отечественными и зарубежными центрами, кафедрами, лабораториями. Преподаватели вузов культуры и искусств постоянные члены творческих союзов, обществ, они принимаютактивное участие в деятельности фондов, ассоциаций, многочисленных общественных советов, коллегий и пр. В вузовской практике крайне важны связи с общественностьюполитической, научной, культурной, педагогической, а в рыночных условиях экономической, деловой. Социальное партнерствотребование времени. А еще есть такиеформы коммуникации, как паблиситии реклама. Вуз без паблисити «мертвый дом», вуз без рекламы
«проваленный»набор студентов. Разносторонняя работа ведетсялучшими вузами и в направлении сотрудничества со СМИ. Здесь складывается свой особый маркетинг,технологии которогодолжны осваиваться всеми без исключения структурными подразделениями вуза, а не только приемными комиссиями, активно работающими в период осуществлениянабора студентов. Как показывает практика, далеко не во всех вузах, как столичных,так и региональных, уделяется должное внимание внутренним РR. А ведьв современных высших учебных заведениях функционируют общевузовские и факультетские ученые советы, действуют диссертационные советы, работают профсоюзные комитеты и бюро (сотрудников, аспирантов и студентов), все уверенней заявляют о себе студсоветы, культкомисии, редакции вузовских многотиражек и локальных радиотелестудий... И все это внутренняя общественность, с которой у администрации вуза должны быть налажены прочные и устойчивые взаимоотношения.
Надо сказать и о стимулированиисбыта. В условиях профессионального образования стимулы могут быть адресованы как субъектам внешней маркетинговой среды, в первую очередь абитуриентам и их родителям, так и субъектам среды внутренней. Это льготы при зачислении отдельных категорий поступающих, повышенные размеры стипендии в период обучения, направление для продолжения обучения в заграничные вузы, выдвижениепреподавателей, аспирантов и студентовна различногорода конкурсы, олимпиады, перевод обучающихся с внеплановых мест на бюджетные, награждение дипломами, грамотами, занесение на Доску почета и пр. По отношению к профессорскопреподавательскому составу применяются и такие проверенные временеммеры стимулирования: повышение в должности, присвоение ученого звания или присуждение ученой степени, награждение орденами и медалями, присвоение почетных званий и т. п.Российскими вузаминакоплен богатейший опыт подобной деятельности, важно лишь систематизировать его и взять на вооружение. Практическая реализация лучших вариантов стимулирования может квалифицироваться как бенчмаркетинг.В условиях вузовского образования существенную роль играетмаркетинг как научнаядисциплина, здесь должен осуществляться непрерывный научный поиск. Автор имеет в виду подготовку научных статей, монографий, выпуск научных сборников, защиту диссертаций, разработку маркетинговых комплексов по заказу организаций. Особое внимание должно уделяться учебному маркетингу. Работа эта должна начинаться, как уже отмечалось,с модернизации учебных планов и программ и завершаться качественным преподаванием теоретических основ маркетинга, как общего, так и отраслевого. Полезно при этом вовлекать обучающихся в маркетинговые исследования, устраивать посвященные проблемам маркетинга научные конференции, семинары и т. п. Это особенно важно учитывать при подготовке специалистовмаркетологов.Ф. Котлер в приложении к «Основам маркетинга»[ 1, с. 695706 ]подробно и обстоятельно раскрыл процесс планирования и осуществления карьеры профессионального маркетолога, что вполне может, при более глубоком осмыслении, служить типовой моделью карьерного роста в сфере не только маркетинговой деятельности, но и менеджмента в целом, да и в ряде других сопредельных областей профессиональной деятельности. Последнее обстоятельство для нас особенноважно, если принять во внимание неправомерность отнесения маркетинговых личностных технологий исключительно к «раскрутке» звезд шоубизнеса и «проталкиванию» выгодных комуто политических кандидатов. В соответствии с Государственным образовательным стандартом специалист
маркетолог должен хорошо знать и владеть методами проведения маркетинговых исследований, уметь анализировать маркетинговую среду и владеть экономическим анализом деятельности предприятия; определять и прогнозировать ассортиментную политику, выбирать каналы сбыта, организовывать и проводить мероприятия по продвижению и стимулированию сбыта товаров, а также владеть навыками разработки стратегии и тактики предприятия в целом.«Специалистмаркетолог, отмечал А. П. Панкрухин, должен обладать глубокими знаниями общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин. Госстандартом предусмотрено изучение таких общеобразовательных областей знания, как философия, социология, психология, иностранный язык, право, политология, культурология, математика, информатика, физика, биология и др. В цикл общепрофессиональных дисциплин включены: экономическая теория, макроэкономика, микроэкономика, статистика, финансы, денежное обращение и кредит, основы бухгалтерского учета, коммерческое право России и зарубежных стран, менеджмент, основы стандартизации и метрологии. Специалистымаркетологи должны, с одной стороны, соответствовать требованиям международных стандартов и хорошо адаптироваться на мировом рынке, с другой быть хорошо подготовленными для работы в России и вооружены соответственно знаниями особенностей работы в различных отраслях ирегионах нашей страны» [ 2, с. 98].Рынок труда возникает одновременно, а часто раньше рынка любого другоготовара, поскольку все товарыпроизводит человек, от уровня профессиональной подготовки и культуры которого зависят и ассортимент выпускаемой продукции, и ее качество и условия ее продвижения на целевые рынки.Российским вузам предстоит основательно поработать в направлении обеспечения всех без исключения отраслей национальной экономики инновационно мыслящими и креативнодействующими специалистами рыночной формации. А выстраивать систему такой работыможно и нужно наосновеотрефлексированных учеными ипроверенных практиками маркетинговых технологий. Альтернативы такому подходу в условиях рынка нет и быть не может.
Ссылки на источники
1.Котлер Ф. Основы маркетинга.М.:Прогресс, 2014.736 с.2.Панкрухин А.П. Маркетинг.М.: Омега, 2007.656 с.