Эффективные методы анализа и управления ассортиментом продукции

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семирханова О. Н., Петрякова С. Ю. Эффективные методы анализа и управления ассортиментом продукции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86911.htm.
Аннотация. В работе рассматривается ассортимент безалкогольных энергетических напитков, с проведением анализа различными методами исследования: АВС-, XYZ-, BCG-, HML-, HMD-анализа, а также определением оптимального размера заказа, оценкой дегустаторами органолептических свойств безалкогольных энергетических напитков. С учетом полученных результатов даны рекомендации по управлению ассортиментом продукции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Семирханова Ольга Николаевна,Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, организации и управления на предприятии ФГБОУ ВОУльяновская ГСХА, г.Ульяновскsemirhanova@mail.ru

Петрякова Светлана Юрьевна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, организации и управления на предприятии ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА, г.Ульяновскsvetapet69@mail.ru

Эффективные методы анализа и управления ассортиментом продукции

Аннотация.В работе рассматриваетсяассортимент безалкогольных энергетических напитков, с проведением анализа различными методами исследования: АВС, XYZ, BCG, HML, HMDанализ, а также определением оптимального размера заказа, оценкой дегустаторами органолептических свойств безалкогольных энергетических напитков. С учетом полученных результатов,даны рекомендации по управлению ассортиментом продукции.Ключевые слова: ассортимент,АВС, XYZ , BCG, HML, HMDанализ, оптимальный размер заказа, органолептические свойства.

Большинствопредприятий торговлипо различным причинамвынуждены работать с обширнымассортиментом товаров или услуг, с которым возникают трудности в управлении. В результате превосходствов конкурентоспособностиобретаеттот, кто в наибольшей степени знает ассортиментнуюполитику, обладаетметодами её осуществленияи может всемернорезультативноею управлять.Проведем анализ различными методами управления ассортимента безалкогольных энергетическихнапитков в магазине «Продукты» г.Ульяновска.Для разделения безалкогольных энергетических напитков поважности проведем АВСи XYZанализдля выявления стабильности продажи безалкогольных энергетических напитков.Затемобъединим данныеАВСи XYZанализови выявимконкретныхлидеров и аутсайдеров[1].В таблице 1приведем совмещение АВСи XYZ–анализа.Таблица 1Матрица АВС и XYZ –анализа

КатегорииXYZА«Adrenalin Rush»«Red Bull»

В

«Burn», «Flash Up»

С«Hell», «Tornado»

Безалкогольные энергетические напитки «AdrenalinRush» наиболее устойчивыеи доходныетовары. Они желаемые потребителями,поэтому стабильнодолжны присутствовать. Однакоделатьзапасыпо нимне нужно,поскольку их расход можно хорошоспрогнозировать. «RedBull» доставляет предприятиюдостаточную выручку, а реализуется не постоянно. Для обеспеченияее постоянногоналичия, нужно, чтобы товар приобреталсяс запасом и всегда имелся в складских помещениях. Доход предприятияотнапитков«Burn», «FlashUp» значителени позволяет их включить в группуВ. Ввесенний и летнийпериод такиенапитки реализуются больше, поэтомуувеличить объемтовара надо именно в этотпериод. Продажи напитков«Hell» и «Tornado» невнушительны и по ним не нужны запасы, поскольку спрос на них постоянный.С помощью матрицы БКГ предприятия сможем без особых усилий оптимизировать ассортимент магазина «Продукты». Представим матрицу БКГ на рисунке 1.

Рисунок 1 Исследованиеассортимента безалкогольных напитков с помощью BCGметодом

Следовательно, в портфеле компании находится один безалкогольный энергетический напиток в группе «Трудные дети». Это напитки очень перспективные, но требуют значительных средств для поддержания роста. В группу «Собаки» вошли безалкогольные энергетические напитки торговых марок «Burn» и «Hell». Это напитки, которые находятся в невыгодном положении по издержкам, а также не имеют возможностей роста. В «Дойные коровы» вошли безалкогольные энергетические напитки «FlashUp» и «AdrenalinRush». Это напитки, которые умеютпредставитьбольше дохода, чем нужно для сохраненияих роста, это существенныеисточники денежныхсредств. «RedBull» вошел в «Звезды» это лидер среди безалкогольных энергетических напитков в магазине «Продукты». Этот напитокдаетнемалый доход, по причинесвоей конкурентоспособности, но данные напитки таким же образомтребуют финансированиядля сохранениянаивысшейдоли.Для классификации безалкогольных энергетических напитков по стоимости единицы товара проведем HMLанализ, который помогает сохранить контрольнад потреблением безалкогольных энергетических напитков в соответствии с ценой/ весом, оценить затраты на хранение и обеспечить определенные требования для продажи. Рассмотрим HMLанализ безалкогольных энергетических напитков в таблице 2.Таблица2HMLанализ безалкогольных энергетических напитков

Наименование напиткаЦена реализации за единицу, руб.Доля, %Доля нарастающим итогом, %Группа«Red Bull»7821,421,4H«Adrenalin Rush»7721,142,6H«Burn»6517,860,4M«Hell»6216,977,3M«Tornado»4612,689,9L«Flash Up»3710,1100LИтого365100

Из таблицы видно, что безалкогольные энергетические напитки «RedBull» и «AdrenalinRush» вошли в группу Н. Эти напитки имеют высокий показатель контроля над потреблением в соответствии с ценой/ весом. Группа М представлена безалкогольными энергетическими напитками «Burn» и «Hell». Данные напитки имеют средний показатель по стоимости всех энергетических напитков, представленных в магазине «Продукты», а низкий показатель имеютбезалкогольные энергетические напитки, которые вошли в группу L

это «Tornado» и «FlashUp».Энергетические напитки это такой товар, у которого могут возникать излишки товара. Для выявления наличия дефицита или излишков безалкогольных энергетических напитков логично провести HMDанализ, который отражает взаимосвязь товарооборота и товарных запасов. В данном методе можно рассмотреть взаимосвязь между наличием товарных запасов безалкогольных энергетических напитков и объемом их товарооборота.Для каждого метода существует свой алгоритм проведения анализа, не исключением является HMD–анализ, который проходит через одиннадцать позиций. (рисунок 2)[2, с.71].

Рисунок 2

Алгоритм проведения HMD–анализа

Тесноту взаимосвязи проанализируемс помощью коэффициента корреляции рангов Спирмена по данным, представленным в таблице 3. В среднем по всем безалкогольным энергетическим напиткам коэффициент корреляции Спирмена составил 0,6. В группу Н вошел безалкогольный энергетический напиток «RedBull». Это такие напитки, товарооборот которых непосредственнозависит от наличия товарных запасов предприятия. Перебоя с такими напиткамибыть не должно, они должны всегда присутствовать в магазине и быть досягаемы для покупателя. Группа М представлена безалкогольнымиэнергетическими напитками «AdrenalinRush», «FlashUp» и «Hell». Это напитки со средним уровнем зависимости товарооборота от наличия товарных запасов. Они должны покупаться в том количестве, в котором они продаются. Излишки товаров данной группы опасны, чем наличие дефицита.Таблица 3Расчет коэффициента корреляции рангов Спирмена

Наименование безалкогольного энергетического напиткаКоэффициент корреляции СпирменаГруппа«Red Bull»0,5H«Adrenalin Rush»0,2M«Burn»0,5D«Flash Up»0,1M«Tornado»0,7D«Hell»0,3MВ среднем по всем безалкогольным энергетическим напиткам0,6

Группу Dсоставляют такие безалкогольные энергетические напитки как «Burn» и «Tornado». У данных напитков отсутствует связь между товарооборотом и товарными запасами. Уровень товарных запасов должен быть минимальным.В итоге выявлено, что безалкогольные энергетические напитки «Burn» и «Tornado» имеют отрицательный коэффициент корреляции Спирмена, следовательно возникают излишки товаров, поэтому необходимо рассчитать для них оптимальный размер заказа при помощи модели Уилсона. Оптимальный размер заказа позволяет минимизировать общие издержки управления запасами [3, с.247].Приведем размер оптимального заказа для безалкогольных энергетических напитков «Burn» и «Tornado» в таблице 4.Таблица 4Оптимальный размер заказа для «Burn» и «Tornado»

Наименование напиткаФакт до оптимизации, руб.План после оптимизации, руб.«Burn»23111384«Tornado»36012817

Согласно данным таблицы, оптимальная величина заказа безалкогольных энергетических напитков «Burn» будет равна 1384 рублей, а величина оптимального заказа «Tornado» должна составить 2817 рублей.Как видим из таблицы, размер оптимального заказа должен быть ниже фактического значения, для избежания больших запасов на складе.Далее рассмотрим результаты перекрещивания АВСи HMD

анализов втаблице 5.Таблица 5Совмещенный АВСи HMD–анализы

КатегорииHMDA«Red Bull»«Adrenalin Rush»

B

«Flash Up»«Burn»C

«Hell»«Tornado»

Данное совмещение позволит выявить в комплексе степень важности товара и зависимость между товарооборотом и запасами товара.Безалкогольный энергетический напиток «RedBull» приносит наибольший доход и чувствителен к дефициту запасов на полке в магазине «Продукты», излишки им не страшны. «AdrenalinRush» приносит достаточный доход, при этом их запасы могут быть чуть в большем количестве, чем это необходимо. «FlashUp» приносят средний доход магазину «Продукты», запасы по ним должны быть оптимальными. По безалкогольному энергетическому напитку «Burn» наблюдается средний доход и низкая зависимостьтоварооборота от запасов, запасы должны быть минимальными. «Hell» это напиток, по которому доход относительно небольшой, их запасы должны быть рассчитаны так, чтобы избежать излишков. Безалкогольный энергетический напиток «Tornado» приносит магазину «Продукты» убытки.Далее нужно определить уровень качества безалкогольных энергетических напитков по органолептическим показателям. Поскольку качество товара является неотъемлемым условием определения востребованности покупателями товара. Для определения уровня качества проведем дегустацию (по 5балльной шкале). Комиссию дегустаторов составили покупатели безалкогольных энергетических напитков магазина «Продукты». Дегустаторам были присвоены порядковые номера от 1 до 5. Определим комплексный показатель органолептических свойств качества безалкогольных энергетических напитков по данным, представленным в таблице 6. Таблица 6Оценка дегустаторами органолептических свойств

безалкогольных энергетических напитков

Органолептические показателиБаллы, присвоенные дегустаторамиСредний балл, ККоэффициент весомости, ViКомплексный показатель, Qi12345«Hell»Внешний видЦветЗапах

545

444

445

444

455

3,43,44,6

0,40,41,6

8,48,436,8«AdrenalinRush»Внешний видЦветЗапах

445

444

555

545

555

4,64,44,8

1,61,41,8

36,830,843,2«FlashUp»Внешний видЦветЗапах

555

545

555

445

555

4,84,65,0

1,81,62,0

43,236,850,0«Burn»Внешний видЦветЗапах

443

333

443

334

444

3,63,63,4

0,60,60,4

10,810,88,4«Tornado»Внешний видЦветЗапах

444

344

433

444

443

3,83,83,6

0,80,80,6

15,215,210,8«RedBull»Внешний видЦветЗапах

544

554

545

555

544

5,04,44,4

2,01,41,4

50,030,830,8Итого787278768076,821,2477,2

В результате расчета комплексного показателя качества можно сделатьвывод, что к высшей категории качества можно отнести безалкогольный энергетический напиток «RedBull». Его комплексный показатель составил 111,6. На втором месте находится безалкогольный энергетический напиток «AdrenalinRush» cразмером комплексного показателя 110,8. На третьей позиции «FlashUp» 130, далее «Hell». Комплексный показатель безалкогольного энергетического напитка «Tornado» составил 41,2. К низшей категории качества можно отнести безалкогольный энергетический напиток «Burn», так как у него наименьший комплексный показатель качества, равный 30.В результатепроведенияиспытания, выявлен лучшийвидбезалкогольного энергетического напитка, которым явился «RedBull». Кроме того,выявлена худшая торговая марка «Tornado». Магазину «Продукты» рекомендуется вывести этот вид напиткаиз ассортимента или заменить альтернативным видом, тем самымрасширить ассортимент лучшего по качествутовара «RedBull».Именно по данному напитку магазину «Продукты» рекомендуется проведение акции. Для участия в акции необходимо с 1 июля по 1 сентября приобрести безалкогольный энергетический напиток «RedBull» вбутылках объемом 0,5 л и 1л. Накопление баллов происходит при получении наклейки в магазине. За определенное количество наклеек можно обменять его на подарок. При покупке безалкогольного энергетического напитка «RedBull» объемом 0,5 будет выдаваться наклейка в 2 балл, а при покупке напитка объемом 1 л наклейка в 3 балла. Таким образом, нужно собрать определенное количество баллов, чтобы придти в магазин «Продукты» и обменять их на подарок.

Беспроводные наушники (20 баллов).В целях исключения злоупотребления каждый покупатель может получить не более 5 баллов в сутки. Приведем ниже расходы на проведение мероприятия.5 беспроводных наушника 2750 рублей.Наклейки 500 рублейОбщие расходы на проведение мероприятия составили: 2750 + 500= 3250 рублейНа основе имеющихся данных рассчитаем изменение товарооборота без учета осуществления мероприятия и с учетом осуществления мероприятия на рисунке 3.

Рисунок 3

Изменение размера товарооборота до и после проведения мероприятия

По результатам проведенных расчетов и разработанных рекомендаций наблюдается рост товарооборота на 8%.Подводя итоги, отметим, чтоуправление ассортиментом является главнойперспективнойзадачей, для разрешениякоторой необходимопрофессиональное мастерствосотрудников, немалые ресурсные возможности, взаимныеотношения с поставщиками. Анализ ассортимента безалкогольных энергетических напитков различными методами исследования позволит более правильно решить проблемные 225000230000235000240000245000250000255000260000Факт План238538257040вопросы и исключить ненужные. Тем не менее,эффективный ассортиментявляется гарантией интенсивногоразвития предприятия и упроченияблагожелательности покупателей.

Ссылки на источники1.Анализассортимента[Электронный ресурс] URL: http://www.fnow.ru.(Дата обращения 28.07.2015)2.Быстрицкая Я.М. Логистические методы анализа и управления ассортиментом предприятий розничной торговли / Я.М. Быстрицкая // Управленец. –2015. №1 (53). –С.6973.3.Бузукова Е. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице / Под ред. С. Сысоевой. –СПб: Питер, 2011. –432с.