Анализ и оценка конкурентоспособности продукции как ключевой фактор устойчивого развития предприятия

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семирханова О. Н., Петрякова С. Ю., Семирханов О. Р. Анализ и оценка конкурентоспособности продукции как ключевой фактор устойчивого развития предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970032.htm.
Аннотация. В работе рассматривается анализ ассортимента макаронных изделий различными методами исследования: АВС-, XYZ -, BCG-, SHMD -анализ, а также проведение оценки конкурентоспособности продукции с помощью SNW-, АВСi-анализа, комплекса показателей, модели М. Портера. Проведено экономико-математическое моделирование планируемого объема реализации продукции с целью его оптимизации. С учетом полученных результатов даны рекомендации по управлению ассортиментом продукции и повышению его конкурентоспособности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Семирханова Ольга Николаевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, организации и управления на предприятии ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА, Г.Ульяновск, Российская Федерацияsemirhanova@mail.ru

Петрякова Светлана Юрьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, организации и управления на предприятии ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА, Г.Ульяновск, Российская Федерацияsvetapet69@mail.ru

Семирханов Олег Русланович,студент 1 курса инженерного факультета колледжа агротехнологий и бизнеса ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА, Г.Ульяновск, Российская Федерацияsemirhanova@mail.ru

Анализ и оценка конкурентоспособности продукции как ключевой фактор устойчивого развития предприятия

Аннотация:В работе рассматривается анализ ассортимента макаронных изделийразличными методами исследования: АВС, XYZ , BCG, SHMDанализ, а также проведением оценки конкурентоспособности продукции с помощью SNW, АВСiанализа, комплекса показателей, модели М.Портера. Проведено экономикоматематическое моделирование планируемого объема реализации продукции с целью его оптимизации. С учетом полученныхрезультатов, даны рекомендации по управлению ассортиментом продукциии повышению его конкурентоспособности.Ключевые слова: ассортимент, АВС, XYZ , BCG, SHMD, SNW, АВСiанализ, конкурентоспособность, модель М.Портера, экономикоматематическое моделирование.

С формированиемрыночных отношений в России, их будущемразвитием и усовершенствованием, приступаютобразовыватьсясвободные рынки продовольственных товаров, где управление потоками товаров исполняетсятолько за счёт конкуренции.Любое предприятие не сможет достичькоммерческого успеха на рынке, сохранитьсвои позиции и преимущества в конкурентной среде, если не установитдля себя, что составляет его конкурентоспособность и не найдеткруг задач по повышению конкурентоспособности, способствующеепреодолению и облегчению деятельности компании.Проведем анализ различными методамиуправления ассортимента и оценку конкурентоспособности макаронных изделий в минимаркете «Визит»г.Инзы Ульяновской области.Кроме применения распространённых подходов оценки товарной политики, воспользуемсяновым и эффективным инструментом анализа –SHMDматрицей, дающаявозможность оценить актуальность ассортиментных категорий на рынке. Данная модель является сочетанием ABCи XYZанализа с матрицей БКГ.Для того, чтобы построить SHMDматрицу необходимо провести АВСи XYZанализ. Чтобы получить более полную информацию о том, какой вид макаронных изделий является наиболее доходным и насколько часто он пользуется спросом, объединим результаты АВСанализа и XYZанализа, составив матрицу из девяти категорий (таблица 1)[1].Исходя из полученных данных, можно отметить, что в группу АХ вошли макаронные изделия торговой марки «Макфа», что говорит о стабильном спросе и высоком доходе от их реализации. Требуется постоянное наличие данного товара, при этом делать страховые запасы не обязательно, так как спрос прогнозируемый.Таблица 1Матрица АВСи XYZанализов

ГруппыXYZA«Макфа»«Barilla»

B

«Donna Vera», «Maltagliati», «GranddiPasta»

C

«Шебекинские»«Del Castello», «Veroni»

В группе AYи BYразместились макароны торговых марок «Barilla», «DonnaVera», «Maltagliati»и «GranddiPasta». Уровень товарооборота продукции, попадающей в данные группы, бывает как средним, так и высоким, в связис чем, необходимо создавать страховые запасы, для того чтобы была возможность контролировать резкие изменения спроса. Экономические показатели макаронных изделий торговых марок«Шебекинские», «Del Castello»,«Veroni», вошедших в группы CYи CZ, требуют дополнительного анализа. Данные мероприятия помогут определить, на каком этапе жизненного цикла находится товар, какой является перспективным, а какой необходимо вывести из оборота.Следующий этап построения SHMDматрицы представлен составлением BCGматрицы,полученные данные представлены на рисунке 1.

Рис.1.Результаты BCGматрицы макаронных изделий

В результате оценки данных было установлено, что в группу «Звёзды» вошли макаронные изделия торговых марок «Макфа» и «Barilla», которые являются лидерами продаж, приносят значительную прибыль. В зоне «Трудные дети» оказались макаронные изделия торговых марок «Maltagliati»и «Шебекинские», являются достаточно перспективными, требуют дополнительных финансовых вложений, для того чтобы расширить долю рынка, что позволит увеличить товарооборот. Группа «Собаки» характеризуется низким темпом роста и маленькой долей рынка, в неё вошли макаронные изделия торговых марок «DonnaVera», «GranddiPasta», «DelCastello»,«Veroni». Позиции, размещённые в данной группе, не приносят высокой прибыли, улучшения положения по ним добиться невозможно.При наложении результатов XYZанализа на данные АВСанализа и поверх этого наложении результатов BCGматрицытоварные группы распределяются на 9 квадрантов, каждый из них имеет определенныехарактеристики –это стоимость товарных групп, стабильность спроса, часть и темп роста рынка. Результаты построения SHMDматрицы представлены на рисунке 2.

Рис.2.Результаты матрицы SHMD

Покажем более полное определениекаждой группы по макаронным изделиям в таблице 2.Исходя из результатов проведённого анализа, можно сделать вывод о том, что макаронные изделия торговых марок «Del Castello» и«Veroni» занимают самые низкие значения по всем исследуемым параметрам, руководству минимаркета «Визит» необходимо стимулировать продажи или отказаться от их реализации. Макаронные изделия, вошедшие в группу AXS, требуют повышенного внимания, так как являются наиболее значимыми для покупателей. Постоянное присутствие данных товаров в ассортименте позволит стабильно увеличивать объёмыпродаж и клиентскую привлекательность торгового предприятия.

Таблица 2Описание групп матрицы SHMD

Далеепроведем оценку конкурентоспособности макаронных изделийи определим дальнейшие пути ее повышения.Конкурентоспособность является одним из главных критериев для увеличения доли рынка и долгосрочного успеха торгового предприятия. Высокий уровень конкурентоспособности позволит достичь значительные финансовоэкономические показатели, повысить имидж торговой организации даже среди большого количества предприятийконкурентов[2].При этом, конкурентоспособным должно быть не только предприятие, но и продукция им реализуемая. Конкурентоспособность товара оценивается как степень привлекательности товара для потребителей. Приобретая продукт, потребитель оценивает полезный эффект от его использования, а именно –рассчитывает расходы связанные с покупкой и эксплуатацией данного товара.С целью оценкиконкурентоспособностиминимаркета «Визит» и макаронных изделий, реализуемых в нём, воспользуемсяSNWанализом, который позволит оценить внутреннюю среду торгового предприятия, конкурентоспособность относительнопредприятийконкурентов. Отдельнаяпозиция получает одну из трех оценок: сильная (Strength); нейтральная (Neutral); слабая (Weakness). Полученные результаты SNWанализа ассортимента макаронных изделийпредставлены в таблице 3.

Таблица 3SNWанализ ассортимента макаронных изделий, реализуемых в минимаркете «Визит»

Исходя из полученных результатов, необходимо отметить, что нейтральную оценку получили параметры: формирование запасов, конкурентная позиция, зависимость от поставщика. При этом оценку «слабая» получил параметр ценовая политика, на который имеет наименьшуюзначимость для исследуемого торгового предприятия. Так же, следует оценить показатели конкурентоспособности макаронных изделий, реализуемых в минимаркете«Визит», ОАО «Пятёрочка», АО «Магнит» по 5ти бальной шкале, результаты анализа представлены в таблице 4.Из результатов анализа видно, что в большей степени весомыми являются показатели: ассортимент, органолептические показатели, цена, соблюдение условийхранения, коэффициент весомости которых составил 0,19.Так же, было установлено, что наиболее конкурентоспособными являются макаронные изделия, реализуемые в минимаркете «Визит», коэффициент конкурентоспособности которых составляет 4,81. Всего на 0,1 уступают макаронные изделия, продаваемые в АО «Магнит».Проведём оценку конкурентоспособности макаронных изделий при помощи определения базовой модели, которая выбирается по таким показателям как, наибольший объём продаж и конкурентоспособность. Так, наибольшие объёмы продаж и высокие потребительские свойства имеют макаронные изделия торговой марки «Макфа», которые и будут приниматься за базовую модель.Таблица 4Показатели конкурентоспособности макаронных изделий

Рассчитаем комплекс показателей конкурентоспособности товаров, полученные результаты представлены в таблице 5.Таблица 5Расчёт комплекса показателей конкурентоспособности товаров

В ходе решения предыдущих задач было установлено, что наибольшей конкурентоспособностью обладают макаронные изделия торговой марки Макфа –4,51. Это связано с тем, что по самым весомым показателям данные макаронные изделия получили высокие оценки –4, 5 балла. Низкой конкурентоспособностью обладают макаронные изделия торговой марки Maltagliati, которые получили –3,35 балла, так как данные макаронные изделия получили самые низкие баллы при оценке показателей конкурентоспособности.При оценке конкурентоспособности была использована модель Майкла Портера, которая позволяет оценить как само предприятие, так и ассортимент, реализуемый в нём. Для того чтобы оценить влияние каждой конкурентной силы необходимо выбрать одну из трёх оценок параметров в таблице и поставить соответствующий балл от 1 до 3.Оценив конкурентоспособность минимаркета «Визит» и макаронных изделий реализуемых в нём, составим сводную таблицу полученных в ходе исследования данных, что позволит получить целостную картину состояния конкурентоспособности (таблица 6).

Таблица 6Сводные данные исследования конкурентоспособностипри помощи модели М. Портера

Оценив конкурентоспособность при помощи SNWанализа и модели пяти конкурентных сил Майкла Портера, перейдём к выявлению потребительских предпочтений.Чтобы добиться успеха в коммерческой деятельности предприятие должно предлагатьтакой ассортимент, который сможет всецело удовлетворять потребности покупателей. Поэтому, нужнопостоянно оценивать конкурентоспособность товара иискать пути её повышения и совершенствования.Предлагаем найти пути повышения конкурентоспособности макаронных изделий, реализуемых в минимаркете «Визит», при помощи ABCанализа с индексом мерчендайзинга, который позволяет учесть такие факторы как номер полки,гдеразмещён товар, и доля пространства на полке, занимаемого товаром в группе. Данный методика выявляет, как может измениться товарооборот при перемещении товара на определённую высоту и при изменении площади выкладки, что непосредственно влияет науровень конкурентоспособности продукции.Данные полученные входе АBCанализа с индексом мерчендайзинга (АВСiанализ), представлены в таблице 7.

Таблица 7АВСiанализ макаронных изделий

В ходе АВСiанализа было установлено, что в группу А вошли макаронные изделия торговых марок Макфа, Barilla, DonnaVera, Maltagliati. В группе В разместились макаронные изделия GranddiPasta и Шебекинские. Оставшиеся макаронные изделия, а именно Del Castello и Veroni, вошли в группу С. Сопоставление данных полученных при проведении классического АВСанализа и АВСiанализа показало, что макаронные изделия DonnaVeraи Maltagliati поменяли группу с В на А, и Шебекинские с группы С на В. Существующие изменения указывают на то, что в отношении данных макаронных изделий необходимо провести мероприятия по сокращению полочного пространства, изменению выкладки и смене номера полки. Оценка равномерности распределения полочного пространства представлена в таблице 8.Таблица 8Оптимизация полочного пространства в отношении макаронных изделий

При анализе полочного пространства было установлено, что выше достаточного имеют выкладку макаронные изделия торговых марок DonnaVera, Шебекинские и Del Castello, а именно 134 см. Так же из полученных данных видно, что выкладка макаронных изделий торговых марок Макфа, Barilla, Maltagliati, GranddiPasta и Veroniниже достаточного уровня. В связи с этим, необходимо провести перераспределение лишних занимаемых пространств на макаронные изделия, нуждающиеся в дополнительной выкладке, а именно –Макфа, Barilla, Maltagliati, GranddiPasta и Veroniв объёме 134 см.. Такие мероприятия позволят повысить конкурентоспособность данных макаронных изделий, привлекая новый контингент потребителей, что в свою очередь позволит повысить товарооборот до 175350,5 руб., что на 4,2% больше фактического объёма.Изменение места и объёма выкладки помогут повысить конкурентоспособность макаронных изделий: товар с низким объёмом реализации, размещённый на более выгодную высоту от пола может обратить на себя внимание новых потребителей, что повысит его конкурентоспособность и общий товарооборот предприятия. Данная зависимость просматривается на рисунке 3.

Рис. 3.Перераспределение товарных ресурсов на полочном пространстве

Навозвышенныхприлавках полки, которые находятсяна уровне глаз, фиксируют–35% познавательных ресурсов потребителяи гарантируютнаивысшие показатели продаж. Меньше всего притягательнымиявляются полки, размещенныевыше уровня глаз 10%. На уровне пола 25% и полки на уровне рук имеют средние значения

30%.В результате чего, предлагаем перенести макаронные изделия торговой марки Veroniс уровня пола (1 полка) на уровень рук (2 полка), что позволит увеличить спрос и конкурентоспособность этих изделий на 5%, расчёты изображеныв таблице 9.Таблица 9Изменение товарооборота макаронных изделий

Макаронные изделияТекущий товарооборот, руб.Плановый товарооборот, руб.Темп роста, %Отклонение (+/)Veroni9284,09748,2105+464,2

В ходе оценки конкурентоспособности по модели М. Портера было установлено, что существует угроза потери клиентов, связанная с ценовым сегментом, в связи с этим предлагаем провести мероприятия, направленные стимулирование покупок со стороны потребителей чувствительных к цене. Предлагается провести дни низких цен и выгодных предложений на макаронные изделия в минимаркете«Визит». Данные мероприятия помогут увеличить объём реализации макаронных изделий, простимулировать потребителей чувствительных к цене, сбыть продукцию с пограничным сроком годности и низким спросом, так же позволят привлечь новых покупателей. План мероприятия представлен в таблице 10.

Таблица 10План мероприятий стимулирования продаж

День неделиМероприятияПонедельникПри покупке двух упаковок макаронных изделий «Del Castello» получите в подарок салат «Под шубой» 100 гПятницаПокупая 3 упаковки макаронных изделий «Veroni», плати только за две

В ходе стимулирования продаж планируется продать 20 упаковок макаронных изделий «Del Castello», что позволит увеличить товарооборот на 1900 руб., в соответствии с этим необходимо понести затраты на подарки, в виде салата «Под шубой» (планируется подарить 1 кг), в количестве 300 руб.. При стимулировании продаж в отношении макаронных изделий «Veroni», планируется реализовать 10 упаковок, в связи с чем товарооборот увеличится на 332 руб..При проведении АВСанализа с индексом мерчендайзинга было установлено, что группа макаронных изделий нуждается в увеличении полочного пространства. Так как в минимаркете «Визит» ограничено складское помещение, и товарные запасы по данному виду товаров не делаются, необходимо установить, насколько нужно увеличить объём закупок, чтобы получить желаемые объёмы товарооборота. Для этого воспользуемся методом экономикоматематического моделирования, которое дает возможность получить чёткое представление об исследуемом объекте. Данныйпроцесс протекает в три этапа: на первом этапе происходит чёткая постановка цели, составление математической модели; на втором этапе выявляются методы, которые будут наиболее оптимальными для решения поставленной цели, так же производится расчеты; на третьем этапе проводится оценка полученных результатов.В первую очередь предлагаем рассчитать плановый показатель товарооборота в целом для всего ассортимента макаронных изделий. Данные расчёты проведём на основе экономикостатистического метода, сглаживание значений рассчитаемс помощью скользящей средней. Плановыйобъём розничного товарооборота макаронных изделий в 2016 году составит 174090,2 руб.. При выявлении оптимизации полочного пространства было установлено, что плановый объём товарооборота составит 175350,5 руб.Посколькуметодика последнего способа расчёта планового показателя товарооборота захватывает большее количество показателей и является более точной, возьмём за основу плановый объём реализации равный 175350,5 руб. Далее перейдём к использованию экономикоматематического моделирования.Перед нами стоит задача: с помощью экономикоматематического моделирования требуется установить, на сколько килограммов продукции нужно увеличить объём закупки по каждому из видов товара, чтобы выйти в планируемом году на товарооборот равный 175350,5 руб.Был выбран метод обобщённого приведённого градиента, который является оптимальным для решения нелинейных функции ограничений.Перейдём к описанию модели: в модели содержится 8 переменных, в качестве которых были использованы виды закупаемых макаронных изделий:х1–макароны Шебекинские, кг;х2–макароны Barilla, кг;х3–макароны DonnaVera, кг;х4–макароны Veroni, кг;х5–макароны DelCastello, кг;х6–макароны Maltagliati, кг;х7–макароны GranddiPasta, кг;х8–макароны Макфа, кг.В роли ограничений в модели выступали: фактический объём закупок, каждого вида макаронных изделий, объём товарооборота, который составляет 175350,5 руб.Критерием оптимальности модели является максимум дохода.Проект оптимальной реализации макаронных изделий в минимаркете «Визит» можно рассмотреть в таблице 11.Таблица 11Эффективность реализации макаронных изделий в минимаркете «Визит»с экономикоматематического моделирования

В процессемоделированиябыли учтенывсе ограничения, что дало следующие результаты: объём закупок по макаронным изделиям увеличился на следующее количество: Макфа на 37 кг, Barillaна 7 кг, Maltagliati на 4 кг, GranddiPasta на 2 кг, Veroniна 25 кг. Это позволит достичь в 2016 году объём товарооборота равный 175350,5 руб., что на 4,4% больше чем в 2015 году. Так же необходимо отметить, что уровень дохода в плановом году составит 35077,2 руб., что на 1473,2 руб. больше, чем в 2015 году, темпроста составляет 4,4%.В ходе работы было найдено несколько путей повышения конкурентоспособности макаронных изделий, по данным методикам произведены расчёты, которые позволят оценить степень увеличения преимуществ отдельно взятых видов макаронных изделий, результаты анализа представлены в таблице 12.Таблица 12Пути повышения конкурентоспособности макаронных изделий

МероприятияПланируемый объём увеличения товарооборота, руб.Планируемый товарооборот, руб.АВСанализ с индексом мерчендайзинга7330,5175350,5Перемещение товара на другую полку464,2168484,2Проведение акций2232, 0170252,0Экономикоматематическое моделирование7330,5175350,5Среднее значение4339,3172359,3

При анализе данных было установлено, что в большей степени можно добиться увеличения конкурентоспособности макаронных изделий изменив полочное пространство при их выкладке, что позволит увеличить товарооборот на 7330,5 руб. В такой же степени можно добиться повышения конкурентоспособности при увеличении объёма закупок по отдельным видам макаронных изделий, уровень товарооборота в свою очередь, повысится на 7330,5 руб. Перемещение макаронных изделий «Veroni» с «уровня пола» на «уровень рук» позволит повыситьспрос, а тем самым и конкурентоспособность товара и увеличить товарооборот на 464,2 руб. Предложенные акции позволят привлечь внимание к менее покупаемым макаронным изделиям и более дорогим по цене, что в свою очередь повысит их уровень конкурентоспособности и увеличит товарооборот на 2232,0 руб. Использование всех предложенных путей повышения конкурентоспособности в среднем позволит увеличить товарооборот на 4339,3 руб.

Ссылки на источники1.БузуковаЕ. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице / Под ред. С. Сысоевой. –СПб: Питер, 2011. –432с.2.Квасникова В.В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум: учеб.пособие / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. –Минск: Новое образование; М.: ИНФРАМ, 2013. –184с.