Пять образцов личных писем для успешной подготовки к ГИА (ОГЭ) по английскому языку

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Егурнова А. А. Пять образцов личных писем для успешной подготовки к ГИА (ОГЭ) по английскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86915.htm.
Аннотация. В статье рассматривается письменная часть основного государственного экзамена (ОГЭ) – личное письмо. Для ее успешного выполнения предлагаются готовые образцы писем с соблюдением всех критериев оценивания данного задания. Демонстрируется использование наиболее употребительных в личных сообщениях грамматических оборотов и лексики (в том числе слов-связок, устойчивых выражений, фразовых глаголов и идиом).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Егурнова Александра Александровна,кандидат педагогических наук, доцент КнАГТУ, г. КомсомольскнаАмуреsashenkane@mail.ru

Пять образцовличных писем для успешной подготовки к ГИА (ОГЭ)поанглийскому языку

Аннотация.В статье рассматривается письменная часть основного государственного экзамена(ОГЭ)–личное письмо. Для ее успешного выполнения предлагаются готовые образцы писем с соблюдением всех критериев оценивания данного задания. Демонстрируется использованиенаиболее употребительных в личных сообщениях грамматических оборотов и лексики(в том числе словсвязок, устойчивых выражений, фразовых глаголов и идиом).

Ключевые слова: личное письмо, введение, основная часть, заключение, критерии оценивания, ОГЭ.

Одно из наиболее сложных заданий на экзамене,в том числе и ОГЭ, –это письмо –задание с развернутым ответом, без права выбора какоголибо варианта с имеющейся возможностью случайного угадывания. Для его успешного выполнения учащемуся следует не только иметь базовые знания иностранной лексики и грамматики, но и уметь корректно выстраивать речь согласно ее стилистической направленности, соблюдая определенные правилакомпозиции, потому что письмо является независимой системой языка, имеющей собственные законы, структуру, выразительные средства, которыепринципиально отличаются от явлений устной речи [1]. Письменной форме речевой деятельности характерны ясновыраженные условия и цель общения, отчетливая структурная и формальная организация, строгая логическая связь предложений и абзацев с предшествующими последующим контекстом[2].Так, структура письма может быть традиционной (каждый абзац начинается с красной строки, без лишних отступов) или современной (абзацы пишутся без красной строки, но между ними есть отступ в одну строку) и состоит из введения (приветствие), основной части и заключения (прощание) [3]. Как правило, традиционная форма оформления используется в письмах личного характера, а современная –в деловых.Вводная и заключительная часть письмапредставляют наименьшую сложность, так как для их создания можно воспользоваться заранее заготовленными шаблонными фразами, предложениями и даже абзацами. Остановимся на них подробнее.Для начала определимся с основополагающими критериями оценивания письменного задания на ОГЭ [4] и пометимте из них, куспешному выполнению которыхможно подготовиться заблаговременно, то есть сделать шаблон:1)даны полные ответы на три заданных вопроса ()1;2)правильно выбраны обращение (+), завершающая фраза и подпись (+)1;3)есть благодарность (+), упоминание о предыдущих контактах (+), выражена надежда на будущие контакты (+);4)текст логично выстроен и разделен на абзацы(+);5)правильно использованы языковые средства для передачи логической связи(+);6)соблюдены нормы письменного этикета (+); 1«» –подготовить заранее невозможно; «+»–можно подготовить заблаговременно.7)лексика разнообразна, грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче (+);8)практически отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки (+).Очевидно, что большинствокритериевможно учесть в заранее подготовленном шаблоне личного письма. Безусловно, существует много фрази выражений, которые будут уместны в любых ситуациях и помогут учащимся написать грамотныйтекст, приложив минимум усилий для достижения необходимого лимита слов[5]. Разберем каждую структурную часть личного письма детально и предложим пять разных вариантов их наполнения.В связи с тем, что объем письма должен составлять минимум 90 слов (иначе задание будет оценено в «0» баллов), целесообразно распределить данный лимит между тремя частями письма (указаны в скобках у заголовковразделов письма). I.Введение(30 слов)Обязательные элементы вводнойчасти или приветствия (см. критерии): обращение, благодарность, упоминание о контактах. Приведем пять примеров наполнения данного раздела письма (в круглых скобках указаны слова, которые можно упоминатьили не упоминать в письме; в квадратных количество использованных слов; все краткие формы можно сделать полными и, таким образом, увеличить объем текста)[6]:1)Dear Mary,Thank you for your kind letter (of May 5). It’s a long time since I heard from you andI’m anxious to know how you are getting on.[2730]Маша,Спасибо за доброе письмо от 5 мая.Прошло много времени с тех пор, как я от тебя чтолибо слышал(а), и яочень хочу узнать, как ты поживаешь.2)Dear Mary,Thank you very much for your warm letter. Itwas nice to have a letter from you after all this time.Howareyouthesedays?[28]Маша,Огромное спасибо за теплое письмо. Было приятно получить от тебя письмо после столь долгого перерыва.Кактыпоживаешьсейчас?3)Dear Mary,Thank you ever so much foryour letter (of April15). How haveyou been doing all thistime? I’ve some great news to tell you! My granny was 78 yesterday.[3033]Маша,Огромноеспасибозаписьмоот15 апреля. Как ты поживала все это время?Хочуподелитьсястобойотличнойновостью! Вчера моей бабуле исполнилось 78.

4)(My) dear Mary,Many thanks for your kind and warm letter (of March25). So much has happened since I wrote you. I’ve just returned fromThailand and brought many souvenirs. It was an unforgettable journey![3236]Машенька,Большое спасибо за доброе и теплое письмо от 25 марта.Так много всегопроизошло с тех пор, как я писал(а)тебе. Я только что вернулся(ась)изТаиланда и привез(ла) много сувениров. Поездка была незабываемой!5)(My) dear Mary,I was delighted to receive your letter. I haven’t heard from you since you went to the seasidewith friends. Howwasyourtrip? Didyouenjoyyourself?[3031]Машенька,Я был(а) очень рад(а) получить твое письмо. Я не слышал(а) о тебе с тех пор, как ты уехала с друзьями на море.Как прошла твоя поездка? Ты хорошо провела время?Примеры (1), (2) и (5) представляют собой полностью готовые шаблоны, а остальные –(3) и (4) –раскрывают достаточно личную информацию об адресанте, которую можно изменить на свое усмотрение в соответствиис событиями, произошедшими у конкретно взятого человека.II.Основная часть(4080слов)Безусловно, базовым наполнением основной части личного письма должны быть развернутые ответы на три предложенных в задании вопроса. Тем не менее, не все учащиеся способнысвободно изъясняться на иностранном языке, при этом используя разнообразную лексику и грамматические структуры. В таких случаях важно не растеряться и написать хотя бы чтонибудь, опираясь на знакомые слова, фразы и имеющиеся взадании конструкции. Личное письмо представляет собой письменное сообщение, которое передает адресату какуюлибо личную информацию об отправителе. Сюда относится информация о семье, увлечениях, учебе, отношении к мировым проблемам, планах на будущее.Разберем каждую из данных тем детально (обозначив примерные вопросы) и предложим готовые лексические и грамматические конструкции, не обладающие конкретной тематической нагрузкой[5], для приложения минимальных усилий к их наполнению личной информацией.1)Социальнобытовая тематикаДаннаятема затрагивает такие стороны личной жизни, как: отношения с родителями, работа по дому, домашние любимцы, общение с друзьями, место проживания и др.Например[4]:…I am a bit sad because I have just quarreled with my mum. I didn’t want to wash the dishes and make my bed because there was an interesting film on TV……Do you think children should help their parents with the housework, why/why not?What do you do about the house? Whatdoyouusuallydoinyourfreetime? …Основную часть письма лучше всего начать с выражения своего отношения к ситуации, описанной иностранным другом, чтобы показать свое участие, внимание и интерес к жизни своего собеседника. А затем при помощи словсвязок (лексических или грамматических) плавно перейти к ответам на вопросы. Символ «косая черта» (/) используется в тексте письма для того, чтобы показать синонимы какоголибо слова или выражения; для оформления своего письма следует выбрать только один из них.Символы «большеменьше» (<>) демонстрируют возможные варианты ответов; можно выбрать один или несколько с учетом объема конечного текста (количество слов в письме не должно превышать 132). I feel so unhappy/ dejected/ dispirited/ downabout your problems at home. However, I believe/ think/ reckon/ supposechildren should help their parents with the housework. Though doing the chores isfrustrating/ annoying/ irritating/ irksome and boring/ dull/tiresome/monotonous/ tedious, it’s a great/ big help to your busy parents who have no time to do everything on their own. My usual/ regularduty is making my bed dusting the furniture᐀ as well as taking out the rubbishvacuuming the floo䀀rand walking the dogdoing the washing up�. As for my free time, reading books and going out with friends are my favorite pastime.[80] Я так расстроен(а), что у тебя проблемы дома. Однако, я считаю, что дети должны помогать родителям делать уборку в доме. Хотя работать по дому скучно и жутко раздражает, ты оказываешь огромную помощь своим занятым родителям, у которых просто нет временисамостоятельно со всем справиться. В мои обязанности входит уборка кровати<протирание пыли>, а также вынос мусора <чистка пылесосом> и выгул собаки<мытье посуды>. Что касается свободного времени, мое любимое времяпрепровождение –чтение книг и прогулки с друзьями.2)Социальнокультурная тематикаВ круг тем данного пункта входят: досуг, здоровый образ жизни, увлечения, родная страна, путешествия, выдающиеся людии т.п.Кпримеру[4]:…You’ll never believe it but I tried to run a marathon last Saturday. It was awful and in half an hour I was out of the race. So, now I realized how weak and unfit my body is. It’s probably because I watch sports on TV much more often than do it...…What do you do to keep fit? What sports facilities do you have in your school? What kind of sport do you find ideal for young people? Why?Образец основной части письма: It’s cool/ great/ neat you’ve tried to run a marathon. I wish I was so brave/ bold/ daring. Frankly, I rarely/ seldom do exercises, but I sometimes/ occasionally jog in the evening.Personally, I work out a lotto keep fit. Besides, I play football rugby�basketball�and swim skate�ski�box�climb��. In our school we have quite a lot of/ manyfew�sports facilities that include a gym, 2 outdoor/ indoor running tracks, a boxing ring, a football ground, a badminton court, and a swimming pool.

In my opinion/ If you ask me/ As far as I’m concerned/ It seems quite clear to me that running swimming�skating�footbal�ltennis�is an ideal kind of sport for young people because it improves personal fitness and health.[5485] Классно, ты участвовал(а) в марафоне! Жаль, что я не такой(такая) смелая. Откровенно говоря, я редко занимаюсь спортом, но иногда бегаю вечером. Что касается меня, я много тренируюсь, чтобы быть в форме. Кроме того, я играю в футбол регби�баскетбол�и плаваю катаюсь на коньках�катаюсь на лыжах�занимаюсь боксом�< занимаюсь скалолазанием.� В нашей школе достаточно много мало�спортивных сооружений, а именно: спортзал, 2 беговых дорожки на улице/ в помещении, боксерский ринг, футбольное поле, корт для бадминтона и бассейн. Помоему/ Что касается меня/ На мой взгляд, очевидно, что бег плавание�катание на коньках�футбол�теннис�–идеальный вид спорта для молодежи, потому что он(о) улучшает физическую форму и здоровье.3)Образовательная тематикаЗадания для письменной части этого раздела включают следующие подтемы: школа, учебные предметы, экзамены и пр.Пример[4]:…We are having a Maths test tomorrow. It makes me feel scared! I would rather have three language tests insteadof one Maths test. I really find learning foreign languages interesting and not difficult at all. ...…What subject is the most difficult for you? What do you do to improve your English? What language apart from English would you like to learn and why?...Образецосновнойчастиписьма: A Maths test is due tomorrow!You have my sympathies/ I’m really sorry for you. Maths is a difficult subject, but Physics Chemistry䀀 Biolog䀀y is Hebrew to me/ I’d say Physics Chemistry�Biology�is even more so, atleast for me. I’m so glad/happy/ pleasedwe have English at school. It’s my favorite subject and I do my best/ all/ utmostto improve it. In particular/Specifically/ Particularly,I learn words by heartandtackle grammar tasks read magazines and books in the original�chat with friends overseas�. Actually/ In fact, my dream has always been Japanese French䀀 Korean䀀 Span䀀ish Turkish�because I want to become a skillful/ excellent/ firstclass/ proficient and highly competitive/ successful interpreter.[6881] Тест по математике завтра!Я тебе искренне сочувствую. Математика –трудный предмет, но физика <химия> <биология> –просто китайская грамота для меня/ но физика <химия> <биология> еще труднее, по крайней мере для меня. Как хорошо, что в школе есть английский. Это мой любимый предмет, и я изо всех сил стараюсь совершенствовать знание английского. В частности, я учу слова и решаю грамматические задания <читаю журналы и книги в оригинале> <общаюсь с друзьями изза рубежа>. Вообщето моя мечта –японский <французский> <корейский> <испанский> <турецкий>, так как я хочу стать первоклассным и конкурентоспособным переводчиком.4)Социальноприродная тематикаДля обсуждения предлагается широкий диапазон вопросов: экология, ресурсы,безопасность, СМИ, гаджеты, наука, и др.Например[4]:… Yesterday we had a class where we discussed different ecological problems. Our teacher suggested opening an ecoclub, where we can do something useful for the environment ...…What ecological problem do you consider the most serious? What can young people do to protect the environment? Do you think ecological problems should be discussed at school, and why?Образецосновнойчастиписьма: You know, opening an ecoclub is a good/ excellent/ grand/ splendid idea. Today the world suffers from a variety of ecological problems. The most serious of them, from my point of view/ in my opinion/ in my view/to my mind/I believe, are deforestation species extinction䀀 global warming�overpopulation䀀and air pollution ater pollution� and pollution&#xl400;hazardous waste䀀.

Theseproblems affect all the people,the youngergeneration in particular. So, schoolchildren should be trained in Ecology in order to know how to preserve our planet. They’ll learn to take good care of paper,plant trees and use public transport instead of cars to lessen deforestationandair pollution.[8085] Знаешь, а открытие экокружка –это замечательная идея. На сегодняшний день мир обуревает море экологических проблем. На мой взгляд, самые серьезные из них –вырубка леса <исчезновение видов> <глобальное потепление> <перенаселенность> и загрязнение воздуха <загрязнение воды> <загрязнение земли> <опасные отходы>. Эти проблемы касаютсявсех людей, и молодогопоколенияв частности. Поэтому школьники должны изучать такой предмет, как экология, для того, чтобы знать, как защитить нашу планету. Они научатся бережно относиться к бумаге, сажать деревья и пользоваться общественным транспортом вместо автомобилей, что уменьшитпроблемы обезлесения и загрязнения воздуха.5)Трудовая тематикаВ данном пункте рассматриваются карьера, будущая работа, желаемая профессия, умения и навыки для достижения целей, получение дополнительных знаний, роль иностранного языкаи т.п.Кпримеру[4]:… I want to be a scientist and I would try to discover a new medicine for cancer. That’s why I’m interested in Science.…What job would you like to do in the future? What school subjects are important for your future career? Which subjects have you chosen for your exams and why?Образецосновнойчастиписьма: It’s really wonderful/ great/ pleasant news that you’ve decided to become a scientist.

My choice of career is a standing dish with my family. On the whole/ By and large/ Frankly/ Personally, I’ve already set my mind on becoming a journalist interprete䀀r teacher�. To achieve this goal, I should be proficient in Russian, English and Literature.

As forthe exams, I’ve chosen English and Social Science. The former will help to get a highly paid job while the latter will improve my understanding of people and the society as a whole.[8082]

Ты решил(а)стать ученым –это отличная новость! Моя будущаяпрофессия–излюбленная тема для разговорав кругу семьи.В целом, я уже определился(определилась), что хочу стать журналистом <переводчиком> <учителем>. Для достижения этой цели мне необходимо хорошо знать русский, английский и литературу. Относительно экзаменов, я выбрал(а)английский и обществознание. Первый поможет мне получить высокооплачиваемую работу, а второй –лучше разбираться в людях и обществе в целом.III.Заключение(20 слов)Обязательные элементы заключительной части или прощания (см. критерии): завершающая фраза, подпись, упоминание о будущих контактах. Составимпять образцовданного раздела письма [6]:1)I’m afraid I have to go now. I hope that you’ll write me another letter soon.(With) best wishes,Kate[1920]Боюсь, я должна идти. Надеюсь, что ты вскоре снова напишешь мне.С наилучшими пожеланиями,Катя2)Oh! Somebody’s calling me. I must answer. Have a good time and write often.

(With) best regards,Kate[1718]Ой, мне ктото звонит. Я должна подойти. Желаю тебе хорошо провести время. Пиши чаще.С наилучшими пожеланиями,Катя3)Well, it’s time for me to go. I look forward (very much)to hearing from you.

All the best,Kate[1820]Чтож, мнепораидти. С нетерпением жду от тебя ответа.Всего хорошего,Катя 4)Sorry, I’ve got to go now. Do write to me soon and tell me all about yourself and your family.

(With)love,

Kate[2324]Извини, ядолжнаидти. Обязательно напиши мне поскорее и расскажи мне все о себе и о своей семье.Слюбовью,Катя

5)I hear my mum’s asking for my help. So, remember me to your parents and write back soon.Yours,Kate[20]Кажется, мама просит меня помочь ей. Передавай привет своим родителям и напиши мне поскорее.Твоя,Катя Образцы(1), (3) и (4) представляют собой стандартные выражения, которые можно использовать абсолютно в любом контексте, а примеры(2) и(5) можно по желаниюизменить.В заключениедадим несколько полезных советов, как избежать провала в письменном задании. Вопервых, ответ на любой из трех экзаменационных вопросов целесообразно составлять, используя предложенное лексическое и грамматическое наполнение, то есть, проще говоря, давать полный ответ теми же словами, что и ввопросе. Таким образом, будут достигнуты сразу три цели: дан полный ответ (на общие вопросы), правильно и корректно использованы языковые средства, соблюден минимальный объем текста.Вовторых, постоянно практиковать наиболее употребительные в личных письмах грамматические обороты и лексику (активный залог, герундий, простые и сложные предложения, вводные фразы, разговорные выражения, фразовые глаголы), а также необычные выражения (устойчивые выражения, идиомы). И, наконец, заблаговременно сочинить и выучить несколько предложений по каждой из пройденных на уроках английского тем с использованием разнообразной лексики и грамматики. В частности, самый часто встречающийся вопрос в письменной части ОГЭ –«Чем ты занимаешься в свободное время?» (What do you like to do in your free time? What else do you do in your free time? What do you enjoy doing in your free time? ит.п.).

Ссылки на источники 1. Егурнова, А. А. Педагогические условия формирования культуры письменного речевого общения у студентовлингвистов:Дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08. –КомсомольскнаАмуре, 2010. –221 с.2. Егурнова, А. А. Обучение культуре письменной речи как средство развития профессиональных компетенций лингвистов / А. А. Егурнова // Ученые записки КомсомольскогонаАмуре государственного технического университета. –2010, Т.2, №1. –С. 3237.3. Егурнова, А. А. Культура письменного речевого общения в обучении студентовлингвистов / А. А. Егурнова // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2013,Том 4. –Современные научные исследования. Выпуск 1.–С. 1620. 4. ОГЭ и ГВЭ9. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»[Электр. ресурс]. –Режим доступа: http://www.fipi.ru/ogeigve9. –[Дата обращения 25.01.2016]. 5. Егурнова, А. А. Методические рекомендации по написанию аргументативного эссе / А. А. Егурнова // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2014,Том 20. –Современные научные исследования. Выпуск 2.–С. 661665.

6. Егурнова, А. А., Шарлаимова, Г. Т. Обучение письменной речи на английском языке / А. А. Егурнова, Г. Т. Шарлаимова. –КомсомольскнаАмуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2009. –115 с.