Реализация здравотворческих идей в гуманистическом направлении и концепции русской национальной школы отечественной педагогики XIX века

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Новолодская Е. Г. Реализация здравотворческих идей в гуманистическом направлении и концепции русской национальной школы отечественной педагогики XIX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86921.htm.
Аннотация. Статья посвящена выявлению и анализу основных тенденций развития здравотворческих идей в истории российского образования XIХ века. Рассматриваются педагогические воззрения представителей гуманистического направления и концепции русской национальной школы на создание условий для воспитания здорового подрастающего поколения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Новолодская Елена Геннадьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологопедагогического, дошкольного и начального образования Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина (АГАО), г. БийскnovolEG2508@yandex.ru

Реализация здравотворческих идей в гуманистическом направлениии концепции русской национальной школыотечественной педагогики XIXвека

Аннотация.Статья посвящена выявлению и анализу основных тенденций развития здравотворческих идей в истории российского образования XIХ века. Рассматриваются педагогические воззрения представителей гуманистического направления и концепции русской национальной школы на создание условий для воспитания здорового подрастающего поколения. Ключевые слова:гуманистическое направление, здоровье, здоровьетворение, народность, русская национальная школа, санитарногигиеническое сопровождение, творчество.

Спецификой педагогики здоровья является признание здоровья главной ценностью человеческой жизни, а высшим нравственным смыслом жизни ‬самосовершенствование и творческое развитие. Здоровьетворение выступает составной частью, необходимым условием и способом включения человека в процесс творения собственной жизни. Формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к здоровью и нравственных ориентиров на здоровьесберегающее поведение, культуры здоровья и здорового образа жизни‬одна из самых актуальных проблем образования, имеющая давнюю историю развития в зарубежной и отечественной педагогической теории и практике.В свете решения данной проблемы представляет интерес ретроспективный анализразвития здравотворческих идей в системе отечественного образования, в частности, во второй половине XIXвека. Следует отметить, что XIXстолетие представления о воспитании здорового поколения формировались в свете различных научных, философских и педагогических концепций и направлений: • революционнодемократическое(М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов);

• гуманистическое(К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой);

• общественнофилософское(В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов);

• русская национальная школа (С.А. Рачинский, Н.Ф. Бунаков);

• санитарногигиеническое сопровождение образовательного процесса (Н.И. Пирогов, Д.И. Писарев, Н.А. Корф и др.)[1; 2].Вторая половина XIXвека связана с расцветом российских научных медицинских школ: терапевтические (С.П. Боткин, М.Я. Мудров и др.), хирургические (И.Ф. Буш, И.В. Буяльский, Н.И. Пирогов, Н.В. Склифософский,Н.А. Вельяминов, С.С. Юдин),школа микробиологов, иммунологов и патологов (И.И. Мечников, Г.Н. Габричевский, Д.К. Заболотный, А.М. Безредка и др.), гигиеническая школа (Г.В. Хлопин и др.). Активно развиваются физиология(И.М. Сеченов, И.И. Павлов, М.Н. Шатерников, Н.Е. Введенский, Б.Ф. Вериго и др.), педиатрияи научнаяшкольнаягигиенаи санитария(С.Ф. Хотовицкий, Г.А. Захарьин, Н.П. Гундобин, Н.А. Гольский, А.А. Кисель, Н.А. Корф, Д.И. Писарев, Ф.Ф. Эрисман и др.).В это время происходит специализация больничного дела, организацияобщества детских врачей, курсов сестер милосердия и женского медицинского образования, создание специальной службы школьных санитарных врачей, издание научного журнала ©Детская медицинаª.На конец 50х и 60е гг. XIXвека приходится новый этап в развитии образования и педагогической мысли в России, называемый эпохой гражданских реформ, обусловившей формирование педагогических доктринтого времени. Ярким представителем гуманистическойконцепции в педагогике является К.Д. Ушинский, последователь буржуазнодемократического направления общественнопедагогического движения в России. Целью воспитания он определял формирование совершенного человека, личностными качествами которого являются: гуманность, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм. Первостепенной задачей считал нравственное воспитание и духовное развитие, связывая с ними остальные направления.Раскрывая антропологический принцип в педагогике, всвоем труде ©Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологииª (18671868) К.Д. Ушинский обосновывает гуманистическую научную педагогическую концепцию развития и становления личности. В данной работе писатель, на основе анализа развития всех наук о человеке, показал общественные и физиологические основы обучения, сделал попытку рассмотреть развитие человека, его психики на основе наук биологических и социальных, т.е. определить законы развития и законы обучения, исходя из объективных данных. Антропологические воззрения педагогафилософа органично отражалиустановку на применение знания к практическому делу с целью его усовершенствования. В трактовке К.Д.Ушинского, человек целостен в своей телесностидуховности ‬и воспитание ©берет человека всегоª, изучает его во всех его проявлениях и состояниях: ©если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, мы должны его знать также во всех отношенияхª. Человек от природы наделен огромными возможностями и силами физическими и психическими, однако принадлежит ему лишь то, что он покорил своему сознанию и воле. И воспитание призвано к тому, чтобы научить человека подчинить силы и способности ©нервного организмаª своему ©сознанию и свободной волеª.Общим коренным законом психики человека он признавал активность, стремление к деятельности, следовательно, эта закономерность должна стать установкой педагогического анализа и действия[3, с. 155].Воспитание играет огромную роль в развитии личности человека, но оно должно быть строго научным и целеустремленным. С целью отыскать резервы воспитания и расширить сферу его влияния, педагогом были рассмотрены физиологические законы деятельности человеческого организма и психические явления, ими обусловленные. Признавая влияние прирожденных особенностей на развитие человека, К.Д. Ушинский не отводил им решающего значения. Он считал, что изречение древних ©в здоровом теле ‬здоровый духª может быть подвергнуто сильному сомнению. Приспособление человека к условиям жизни обуславливается не органической наследственностью, а исторической преемственностью, и при этом оно не носит пассивного характера.Педагог указывал нанеобходимостьразвития у детей органов чувств: ©облекая первоначальное ученье в формы, краски, звуки ‬словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений, мы делаем наше ученье доступным ребенку и сами входим в мир детского мышленияª [4, с. 224]. ©Принцип наглядного обучения он обосновывал не только психологическими особенностями ребенка, который мыслит формами, красками, звуками, но и общефилософскими принципами, исходя при этом из того положения, что через органы чувств ребенок познает внешний мир, и поэтому необходимо воздействовать на них в максимальной степениª [5, с. 182].В данном контексте педагог считал ошибкой отсутствие хорового пения в школе: ©пора бы давно разбудить и нашу школу звонкой, дружной песнейª, так как этот вид деятельности также предполагает развитие сенсорной системы учащихся и носит оздоровительный эффект.Рассматривая роль внимания, воображения, внутренних чувств в обучении, К.Д. Ушинский анализирует их физиологическую и психологическую составляющие, обосновывая, таким образом, оптимальные педагогические действия. В статье ©Труд в его психическом и воспитательном значенииª авторотмечает, что ©труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной, и человеческой жизни на земле и в обществе, необходимым условием его телесного, нравственного и умственного совершенствования, его человеческого достоинства, его свободы, его наслаждений и его счастья. Полезней было бы для здоровья человека соединение физического и умственного трудаª [6, с. 5152].С начальной школой К.Д. Ушинский связывал идеи первоначального воспитания детей с гражданскопатриотических позиций,в духе народности, нравственных православных традиций:©Изучение родного языка имеет значение не только как средство развития мышления учащихся, но через язык познается народная жизнь, мысли и чувства народа. Через слово ребенок входит в духовную жизнь народаª. Педагог глубоко верил в народ, в его мудрость и творческие способности. В своих работах ©О народности в общественном воспитанииª, ©О нравственномэлементе в русском воспитанииª педагог раскрывает идеи народности и национальной системы воспитания. В методическое обеспечение ©Родного словаª по обучению грамоте детей писатель включилматериалы, касающиеся здоровья и здорового образа жизни детей: ©всякой вещи свое местоª, ©кончил дело, гуляй смелоª, ©лекарствоª, ©пища и питьеª, ©водаª, ©одеждаª и пр.Последователь идей К.Д. Ушинского, В.Я. Стоюнин, указывал на необходимость создания в школе условий для свободноготворческого развития, основанных на психологопедагогических знаниях о ребенке.Л.Н. Толстой, писатель и философ, создал свою теорию гуманистического воспитания, стержнем которой является учение о непрерывном нравственном самосовершенствовании человека. После поездки в Германию он подверг критике сухую и рассудочную немецкую педагогику, которая, по его мнению, убивала непосредственность и жизнерадостность детей, присущую им тягу к свободным движениям, лишала радости детства. В школах Германии того времени царила суровая казарменная дисциплина, требующая от учащихся беспрекословное рабское послушание ‬©школьное состояние душиª, стремящейся спрятаться от учителя, замкнутьсяв себе,как улитка в раковине.Писатель указывал и на недостатки организации школьного дела в России:• игнорирование интересов и склонностей детского возраста вообще и индивидуальных особенностей детей в частности;• практика механизации обучения;• пренебрежение домашними и социальнобытовыми условиями жизни школьников, неумение использовать эти условия в педагогических целях.Исходя из выявленных недостатков системы образования, Л.Н. Толстой выстраивает свою педагогическую концепцию на принципе свободы как ©единственного критериума педагогикиª. Мыслитель выступал за право ребёнка на свободное развитие на основе сотрудничества и взаимопонимания между детьми и педагогом, что и должно было полностью исключать всякое принуждение и насилие над маленькой личностью. Свобода понималась им как условие и результат творческого сотрудничества учителяи ученика.Призыв к уважению личности ребенка, принцип свободного воспитания были созвучны передовым идеям педагогики 60х гг. Л.Н. Толстой, идеализируя природу ребенка, будучи убежденным, что неиспорченная природа детей послужит надежной гарантией для осуществления наиболее совершенного педагогического процесса, писал: ©Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты, добра, которые мы носим в себе. Человек родится совершенным ‬есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, остается твердым и истинным. Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добраª. Цель воспитания и образования, в данном контексте, ‬способствовать развитию наибольшей гармонии качеств, которые ребенок несет в себе. В 18591862 гг. Л.Н. Толстой официально оформил функционирование Яснополянской школы ‬творческой лаборатории педагога. С 1862 г. стал издаваться журнал ©Ясная полянаª, где содержались педагогический раздел ирассказы для детей и самих детей. Основная задача школы ‬создание условий для развития творчества и самостоятельности: ©если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копироватьª. Начиная работу в своейшколе, писатель искал такие способы взаимодействия с детьми, которые способствовали преодолению ©закрытостиª внутреннего мира ребенка, стимулировали проявление индивидуальности в свободном общении и деятельности. ©Наблюдение за каждым ребенком, его реакцией на окружающее, чувствами, которые вызываются теми или иными педагогическими мерами, ожидание душевных и духовных изменений и радость видеть то, как раскрываются все новые и новые сокровища детской души, ‬вот сердцевина деятельности Толстогоучителяª [7, с. 149]. Писатель указывал, что методы и приемы обучения и воспитания не должны быть принудительными, не должны заслонять личность самого ребенка: ©Соблюдение свободы и естественности в образовании должно сделать школу местом бодрого, радостного ©препровождения времениª учащимися. Это место, куда они идут со всей своей непосредственностью своей детской восприимчивости, не утрачивая резвости и живости, свойственных их возрастуª [8, с. 212]. В школе была оборудована комната для занятий гимнастикой, где упражнялся и сам писатель. Физический труд он считал не только необходимым для укрепления здоровья, но и важнейшим средством нравственного совершенствования, поэтому дети осваивали ремесла, работали на сельскохозяйственном участке. Проводились занятиямузыкой и пением. Организовывались прогулки, походы в лес за травами на уроках ботаники (принцип вхождения в природу), зимой ‬катание на коньках. Отмечали праздник масленицы, организовывали театрализованные спектакли. Школа не утомляла никого: ни учеников, ни учителей, в ней отсутствовала казенщина, каждый чувствовал себя как свободно, как дома.Л.Н. Толстой сформулировал некоторые пути достижения успешности в обучении:• создание на занятиях непринужденной и свободной обстановки;• самостоятельное поддержание детьми порядка на занятиях;• самостоятельное добывание знаний и творческое воплощение их на практике;• учитель не мешает детям, а создает условия для их творчества, помогает в организации самостоятельной работы;• понимание учителем физического и душевного состояния ученика и соответственное реагирование на него;• эмоциональная привлекательность занятий [9].Л.Н. Толстой отрицал внешнюю дисциплину, насаждавшуюся сверху. Установление границ свободы в школе он возлагал на мастерство и талантливость учителя. В своих наставлениях писатель отмечает, что необходимость порядка и дисциплины в школе должны осознавать сами дети, без навязывания силой. Выступает против наказаний: ©необходимость насилия над личностью отпадает в школе тогда, когда в ней господствует дух доброжелательства, когда она позволяет раскрыться при овладении учеником науками всем его наклонностям и способностям, когда он постоянно ощущает внимание учителя к себеª. Предъявляя высокие требования к личности учителя, писатель указывал, что решающее значение для успеха обучения играет любовь учителя к своему делу и к ученикам. Делал акцент на педагогической ценности естественности, непринужденности взаимоотношений между учителем и учащимися. Л.Н. Толстой говорил о роли семьи в нравственном воспитании детей, о важности самовоспитания, утверждал, что труд является условием и критерием нравственной воспитанности человека.©Перед учителем Толстой поставил трудную, но увлекательную задачу ‬стать другом детей, тонко понимать их, уметь обучать и воспитывать даже самых отсталых и забитых. Вместо механического выполнения… стремился внести в методическую работу постоянное творчество и приспособить методики к конкретным условиям педагогического процесса…Поставил перед образованием задачу ‬содействовать органическому росту детей, дать возможность и крестьянским детям самостоятельным путем подойти к осмыслению и пониманию важнейших жизненных проблем. Показал, что образование люди получают не только и не столько в школе, сколько в жизни ‬через труд, семью, разносторонние связи с другими членами общества, культурные развлечения и т.д.ª[10, с. 217218]. Несмотря на слабые стороны педагогической концепции Л.Н. Толстого в плане неограниченной свободы ученика, русские передовые педагоги выделяли ее позитивные стороны. Как отмечает Н.К. Гончаров:©в то мрачное время, когда в школе царили рутина, застой, казарменная дисциплина, оригинальные взгляды Л.Н. Толстого на дисциплину порождали среди учителей здоровое стремление… они учились любить свою работу с детьми, свое дело, вступать в самые искренние отношения с детьми в поисках лучших, более совершенных форм работы, методов обученияª [11, с. 214].Толстой ‬организатор народной школы, развил новые для России представления о школе, основанной на признании за детьми права на активность, творчество, самостоятельность и выработку нравственных убеждений. Необходимым условием для их проявления является свобода, отрицающая принуждение. Свобода, как возможность творчествалежит и в основе деятельности учителя [12, с. 487].В 6070х гг. XIXвека в русской педагогике развивается идея организации школы на народнорелигиозных началах. К.П. Победоносцев целью воспитания называет любовь к Богу, родителям и Отечеству, а саму школу ©преддверием церквиª. С.А. Рачинский пытался претворить эту идею в работе своей школы в с. Татеве Смоленской губернии (1875 г.). ©Он разработал проект русской национальной школы как школы духовной культуры и первым создал сельскую школу, отвечающую интересам народа, школу ©благочестия и добрых нравовª, школу радости. Здесь царила атмосфера дружной семьи, сохранившей духовнонравственные традиции и опыт жизни сельской общины. Ее учебная программа имела религиозную и художественноэстетическую направленность, а воспитательная система основывалась на идеалах православия, гражданственности и народностиª [13, с. 3]. В статьях ©Заметки о сельских школахª, ©Народное искусство и сельская школаª С.А. Рачинский размышляет о сельских детях, особенностях их подчас нелегкой жизни, проявляет заботу и обеспокоенность их судьбой. Автор делает акцент на том, что школа захватывает всю жизнь ребенка и становится великой силой, налагающей на него неизгладимую печать. Все зависит от духа школы, от ее организации, от лиц, ею управляющих.

В основу жизнедеятельности школы были положены принцип общинности, совместный труд и индивидуальный подход. Центром педагогической системы С.А. Рачинского был ребёнок, а сущностью ‬его всестороннее и гармоничное развитие. Организация учебновоспитательного процесса в сельской школе учитывала интересы не только учащихся, а и их родителей[14].Школа С.А. Рачинского представляла собой пример организации здоровьесберегающего образовательного пространства, своеобразного социальнокультурного и образовательного центра. Она работалав течение всего года, здесь жили и совместно обучались мальчики и девочки, среди которых были сироты, дети со слабым здоровьем и физическими недостатками (горбуны, заики). В системе обучения использовался индивидуальный подход, личность ребенка раскрывалась в обстановке внимания, сердечности идобротысо стороны всех сотрудников школы. Рачинскийлечил заикание средствами народной логопедии, старался создать условия, при которых детиинвалиды не чувствовали бы себя неполноценными. Рядом со школой располагалась больница, сюда ученики приходили играть с выздоравливающими, читали им книги. Старшие дети дополнительно занимались с отстающими, играли с младшими, опекали их в походах, помогали новичкам освоиться с условиями жизнив школе[15].Педагог считал, что ©школа должна войти в сердце ученика и запомниться необычными впечатлениями, праздничными настроениями, которые сохранятся в памяти на всю жизньª. Здания школы и общежития были размещены в красивом природном ландшафте. Было продумано комфортное и эстетически красивое внешнее и внутреннее оформление школьных помещений. Устраивались праздники Рождественской елки, Славянской азбуки, Пасхи и др. Одаренных детей учили мастерству народных ремесел и местных кустарных промыслов, были организованы классы рисования, пения и музыки. Дети постигали искусство игры на музыкальных инструментах, занимались в певческойи художественноймастерских.Сам педагог проводил занятия по живописи, черчению и рисованию. В ремесленных классах воспитанники осваивали рабочие профессии, изучали культуру огородничества и садоводства.С.А. Рачинский одним из первых в России создал в с. Татеве в 1882 г. общество трезвости. Он был убежден в необходимости антиалкогольного просвещения учащихся: ©только в добройшколе дети слышат безусловное порицание пьянства, слышат своевременное предостережение от пагубной привычки и, что важное, также видят они примеры жизни ‬совершенно трезвой, испытывают на себе ее благодарное влияниеª. Заботу об искоренении пьянства в народе С.А. Рачинский начал с открытия книжной лавки и организации воскресных чтений в целях просвещения селян. Его инициативу подхватили и в других сельских школах России. Педагог также смог привлечь внимание духовенства к этой проблеме.Н.Ф. Бунаков, учитель и литературный деятель, в 1884 году открыл в с. Петино Воронежской губернии начальное народное училище с целью подготовки всесторонне развитого человека ‬труженика, семьянина и общественника, с развитой индивидуальностью, самостоятельным мышлением, законопослушного и нравственно воспитанного гражданина. Основными педагогическими идеями выступали:народность, единство национального и общечеловеческого воспитания и образования;трудовая школа;всеобщее обязательное, равное и бесплатное образование. Главными факторами воспитания учащихся Н.Ф. Бунаковсчитал: содержание и характер обучения, личность учителя и ©склад школьной жизниª, который школьники нередко переносят и в свою домашнюю обстановку. Эти правила должны охватывать все стороны жизни детей, должныбыть едиными для школы и дома, и изложены в доступной и ясной форме. Педагог разработал подробные программы, направленные на гармоничное развитие физических, умственных и нравственных качеств учащихся. Важнейшими нравственными характеристиками личности называл: любовь и уважение к труду, любовь к родине, любовь к человечеству, справедливость и честность, разумная сдержанность. Видное место в системе обучения и воспитания Н.Ф. Бунакова отводилось пению, как важному средству эстетического воспитания, садоводству и огородничеству, опытной работе с приборами, самостоятельным работам. Детское литературное творчество поощрялось в виде зачитывания сочинений на торжественных мероприятиях школы в присутствии родителей. В борьбе за здоровье детей педагог считал необходимым ©привлечение родителейª и народной педагогики: ©особо эффективны игры, которые можно заимствовать прямо из жизниª. В школе отрицались телесные наказания и другие грубые средства насилия над личностью ученика. Делался акцент на создании деловой атмосферы, соблюдении детьми установленного порядка, привлекательности внешнего и внутреннего устройства школы, обеспечении чистоты и уюта в помещениях. В 1888 г. Н.Ф. Бунаков организовал первый в России самодеятельный крестьянский театр и сам руководил постановками.Как отмечает Т.А. Савченко, по замыслам Н.Ф. Бунакова школа должна была стать центром культурнообразовательного влияния на детское и взрослое население. Важной частью взаимодействия с семьёй, особенно когда речь идёт о сельской школе, он считал©отношение учеников к дому, к семье, к домашней обстановке. Ученики ‬главные помощники школы в культурнопросветительной работе, они ‬проводники влияния школы на своих родителей и взрослое население в целом. Впервые в отечественной практике образования проводились исследования отношения к школе местного населения. Помимо занятий организовывались различные мероприятия, в которых принимали участие школьники и жители окрестных селений, публичные ежегодные отчёты перед населением. Все это помогало сблизить школу с общественностью, способствовало повышению авторитета школы и её учителей [16]. Выдающимися отечественными педагогамигуманистами В.И. Водовозовым, А.Я. Гердом, П.Г. Редкиным, Д.Д. Семеновым, В.Я. Стоюниным, К.Д. Ушинскимбыло создано Петербургское педагогическое общество в рамках общественнопедагогического движения ‬организациипросветительской деятельности общественными объединениями различного рода. Также развернулась работа Комитета грамотности при Вольном экономическом обществе. ©Один из результатов их деятельности ‬организация воскресных школ для народа. Здесь работали учителядобровольцы: чиновники и военные, профессора и студенты, педагогипрофессионалы. В школах гуманная атмосфера создавалась добрыми, уважительными отношениями, интересом ижеланием учеников учиться. Применялись передовые способы обучения, успехи были поразительными. П.Ф.Каптерев писал о воскресной школе: ©Детище общественной любви, увлечения, порываª [17, с 151].Другим общественным начинанием явилось создание земских школсилами местного самоуправления. Его видным деятелем был Н.А. Корф, инициатор организации учительских съездов, отразивший основные направления реформы народного образования в ©Положениио начальных народных училищахª (1864).Во время объезда школ он всегдаобращал внимание на обеспечение санитарногигиенического сопровождения образовательного процесса: соблюдение чистотыв школьных помещениях, организация режима проветривания, обеспечение удобной мебелью, разумное чередование занятий по предметам учебного курса, чередование труда и отдыха детей. Видное место в системе физического воспитания Н.А. Корф отводил гимнастическим упражнениям и подвижным играм, отдавая предпочтение играм, которые сопровождаются песнями, так как они развивают физические силы и эстетические чувства детей. Всячески поощрял проведение гимнастических упражнений и игр во время перемен, считая, что это доставит учащимся хороший отдых после умственных занятий и поднимает у них бодрый дух и настроение, которые крайне необходимы для обеспечения успеха в их последующем учении.Как и многие передовые педагоги и общественные деятели, Н.А. Корф выступал против казарменной дисциплины: ©Пора расстаться с палочной дисциплиной и перейти к такому обращению с детьми, которое водворяет в школе бодрость духа и привязанность к школе и учителю… Любовь и ласка, бодрость и веселость ‬друзья настоящего порядка в школеª [18, с. 250].Предъявлял очень высокие требования к учителю, особенно начальной школы, закладывающей фундамент человеческой личности.Таким образом, представители гуманистического направления и концепции русской национальной школыобосновали передовые взгляды на организацию школьного образования, в том числе в здоровьесберегающем ключе, актуальные и в наше время:• организация просветительской деятельности;• антропологический принцип в организации обучения и воспитания;•уважению личности ребенка, свободное развитие и воспитание на основе сотрудничества и взаимопонимания между детьми и педагогом;•создание условийдля организации самостоятельной работы итворчества, развитияфизических сили эстетическихчувств детей;•гражданскопатриотический подход к воспитанию, в духе народностии нравственных православных традиций;•практикоориентированный подход к обучению и воспитанию через организацию работы в мастерских, обучению ремеслам и т.п.;•гуманный подход в организации школьного обучения крестьянских детей, детейинвалидов, детей с физическими недостатками, детейсирот;•организацияшколы как социокультурного и образовательного центра, установление школьных традиций, взаимодействия с семьей и общественностью;•санитарногигиеническоесопровождениеобразовательного процесса;•организация дисциплины, исключавшейфизических наказаний детей в семье и в школьном образовании.

Ссылки на источники1. Новолодская, Е.Г. Проектирование здоровьетворения человека в креативном контексте: теоретический и исторический аспекты [Текст]: монография / Е.Г. Новолодская; Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина.‬Бийск: ФГБОУ ВПО ©АГАОª, 2014. ‬285 с. 2. Новолодская, Е.Г.Реализация здравотворческих идей в революционнодемократическом направлении отечественной педагогики XIX века [Текст] / Е.Г. Новолодская, Л.В. Моисеева // Педагогическое образование в России. ‬2015. ‬№ 9. ‬С. 612. ‬ISNN20798717.3. Степашко, Л.А. Философия и история образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. ‬М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 1999. ‬272 с.4. Смирнов, В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIXвека [Текст] / В.З. Смирнов. ‬М.: Государственное учебнопедагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1963. ‬312 с. 5. Гончаров, Н.К. Историкопедагогические очерки [Текст] / Н.К. Гончаров. ‬М.: Издательство АПН РСФСР, 1963. ‬247 с. 6. Ушинский К.Д. о воспитании: Золотой фонд педагогики [Текст] / Сост. Н.М. Матвеева. ‬М.: Школьная Пресса, 2003. ‬192 с.7. Степашко, Л.А.Указ. соч.

8. Гончаров, Н.К. Указ. соч.9. Латышина, Д.И. История педагогики (история образования и педагогической мысли): учебное пособие. ‬М.: Гардарики, 2005. ‬603 с.10. Гончаров, Н.К. Указ. соч.11. Гончаров, Н.К. Указ. соч.12. Латышина, Д.И. Указ. соч.13. Рачинский С.А. о воспитании: золотой фонд педагогики [Текст] / Авт.сост. Л.Ю. Стрелкова. ‬М.: Школьная Пресса, 2004. ‬192 с. 14. Савченко, Т.А. Семья и школа в истории педагогики: проблема взаимодействия [Текст]: монография / Т.А. Савченко. ‬Магадан: СВГУ, 2009. ‬343 с.15. Латышина, Д.И. Указ. соч.16. Савченко, Т.А. Указ. соч.17. Степашко, Л.А. Указ. соч.18. Смирнов, В.З. Указ. соч.