Педагогический контроль в дошкольной образовательной организации: организационный, методический и психологический аспекты
Выпуск:
ART 86962
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Санникова
Л.
Н.,
Замотаева
Е.
Ю. Педагогический контроль в дошкольной образовательной организации: организационный, методический и психологический аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
306–310. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86962.htm.
Аннотация. В статье представлено авторское видение проведения педагогического контроля в дошкольной образовательной организации в условиях обновления нормативного обеспечения образования. Описаны рекомендации руководителю дошкольной организации по реализации функции контроля, которые раскрывают организационную, методическую и психологическую стороны.
Ключевые слова:
дошкольная образовательная организация, педагогический контроль
Текст статьи
Санникова Лилия Наилевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И.Носова», г.Магнитогорскsannikov_kb@mail.ru
Замотаева Екатерина Юрьевна,магистр кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова», г.Магнитогорскzamotaeva.ekaterina@mail.ru
Педагогический контроль в дошкольной образовательной организации: организационный, методический и психологический аспект
Аннотация.Встатье представлено авторское видение проведения педагогического контроля в дошкольной образовательной организациив условиях обновления нормативного обеспечения образования.Описанырекомендациируководителюдошкольной организации по реализации функции контроля, которые раскрывают организационную, методическую и психологическую стороны.Ключевые слова: педагогический контроль,дошкольная образовательная организация
Особенностью современного этапа развития дошкольного образования в России является изменениявего нормативном обеспечении. Так, в соответствии с Федеральнымзаконом «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012 дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования, осуществляющим в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) дошкольные организации поставлены перед необходимостью принципиального изменения своей образовательной деятельности. ФГОС модернизирует все компоненты системы образовательного учреждения и, безусловно, требует готовности со стороны педагогических работников. Нормативные документы, регламентирующие дошкольное образование на современном этапе,дают четкие ориентиры на способы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО), смещают целевые ориентации в области дошкольного образования на оптимальное развитие личности дошкольника, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Для эффективной и качественной работы в новых условиях к ДОО предъявляются требования по реструктуризации всей системы внутреннего управления. Обеспечение большей степени управляемости всеми компонентами структуры дошкольной организации предполагает не только быструю трансляцию задач от руководителя до непосредственного исполнителя, но требует также создания для всех членов педагогического коллектива условий для реализации инновационных подходов, проявления творческой инициативы, возможности самостоятельного принятия управленческих решений. Однако, как показывает анализ деятельности ДОО, руководители недооценивают роль средств управленческого слежения за качеством образовательного процесса, то есть за целью, содержанием, условиями реализации и результатами освоения основной образовательной программы.Теория управления системойдошкольногообразования в последние годы динамично развивалась: разработана теория управленияДОО(К.Ю.Белая, Л.М. Денякина, Т.С. Комарова, Л.В.Поздняк, А.Н. Троян и другие); функции управления ДОО, в частности функция контроля (К.Ю. Белая, H.Ф. Виноградова, Л.М. Денякина, Н.В. Микляева, Е.С. Комарова, И.А. Рыбалова, Л.А. Седельникова, Л.И. Фалюшина); критерии и показатели оценки качества управления образовательным учреждением (В.И. Загвязинский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник); разработка методов, форм и технологий управления качеством образования (А.Н. Майоров, Т.И. Шамова), создание и реализация методик оценки качества дошкольного образования (К.Ю. Белая, Н.Ф. Виноградова, О.А. Скоролупова) и другие[7].Однако, некоторые проблемные аспекты, в частности, реализация функции контроля в дошкольной образовательной организации, продолжают оставаться актуальными.Обратимся к определению сущности понятия «педагогический контроль». В общем виде педагогический контрольв ДОО представляет собой специфический вид управленческой деятельности, заключающийся в воздействии (с определённой целью) на педагогический коллектив (а через него на образовательный процесс). Педагогический контроль, согласно мнению А.Н. Троян,предполагает сбор, систематизацию, измерение уровня отдельных параметров педагогического процесса и сопоставление их с нормативными требованиями [6]. Благодаря этому контроль способствует глубине анализа и оценки образовательной деятельности педагогов сцелью принятия конструктивных оперативных решений по дальнейшей оптимизации управления и самоуправления в дошкольной образовательной организации. Чаще всего педагогический контроль носит персональный характер, так как проверяется и анализируется деятельность конкретной личности. С другой стороны, педагогический контроль в ДОО рассматривается как система наблюдений и проверок соответствия образовательного процесса (целевой, содержательный и оценочнорезультативный компоненты) целям и задачам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, планам и приказам вышестоящих органов образования, образовательной программы и программы развития ДОО, Устава ДОО[3].
В рамках нашего исследования мы будем рассматривать педагогический контроль как взаимодействие администрации и педагогического коллектива по установлению соответствия функционирования и развития образовательной работы нормативным требованиям и ориентированное на повышение эффективности образовательного процесса в ДОО.Описанныевомногих авторских исследованияхтехнологииреализации педагогического контроля в дошкольных учрежденияхносят обобщенный характер и не отражают психологическую и методологическую специфику, в связи с чем,мы обратились к выделению рядарекомендаций, которые позволят руководителю ДОО эффективно реализовать функциюпедагогического контроля[4].
Идеи К.Ю. Белой, Л.В. Поздняк, О.А. Скоролуповой, А.Н. Троян, С.Е. Шамрай и др. позволяют составить следующие рекомендации по реализации педагогического контроля в ДОО с учетом его организационной, методической, психологической составляющих. Рассмотрим данные направления подробно[1, 2, 5, 6, 8]. 1.Организационные. Четкая и продуманная организация педагогического контроля в ДОО обеспечит эффективность и результативность выполнения контрольной функции, а именно:
руководителю важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех аспектов образовательной деятельности в ДОО;
руководителю ДОО важно помнить о системности педагогического контроля –этот принцип настраивает субъектов педагогического контроля рассматривать образовательный процесс как целостную систему, а объект контролирующей деятельности как неотъемлемую часть данной системы;
необходимо осознать то, что педагогический контроль является лишь одним из компонентов системы управления образовательным процессом. Следовательно, надо устанавливать взаимосвязи педагогического контроля с другими управленческими функциями;
целевая, предметная, персональная и временная определенность педагогического контроля. Деятельность его субъектов будет осуществляться успешно, если будут точно определены: цель и задачи контроля, объект контроля, состав контролирующей и контролируемой групп, сроки реализации;
контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию и образованию детей целостно. При этом важно помнить, что существуют и непредвиденные обстоятельства, которые вносят определенные коррективы, в том числе и в педагогический контроль;
при реализации педагогического контроля следует избирать содержание, формы и методы, которые являются адекватными целям проверки и позволяют получать объективную информацию о состоянии контролируемого объекта. В то же время, информация, полученная в результате целенаправленных наблюдений и как итог продуманной системы контроля, должна быть реальной и объективной;
следует учитывать, что даже хорошо продуманный, спланированный механизм организации контроля в процессе проведения может быть реализован с разной степенью успешности. Многое будет зависеть от исполнения, от индивидуального стиля и управленческого мастерства руководителя;
все основные усилия педагогов, контролируемых и контролирующих, должны быть сосредоточены на главных направлениях совершенствованияи обновления образовательного процесса, связанных с годовыми задачами. Не всеохватность, а приоритетность должна быть свойственна контролирующей деятельности. Важно помнить: чем шире содержание педагогического контроля, тем больше рисков получения низкогокачества в ходе его информации;
делегирование прав, полномочий и ответственности исполнителям в осуществлении контроля позволяет рационально использовать силы и время руководителя. При делегировании полномочий необходимо организовать:1.Определение готовности педагогов к принятию полномочий (компетентность, наличие возможностей и способностей, мотивации к осуществлению самоконтроля и т. д.).2.Четкое разъяснение и постановка задачи делегируемой работы и определение содержания тем, кто ее будет выполнять.3.Обеспечение педагогов необходимыми ресурсами (оценочными шкалами или карточками контроля и др.) для достижения поставленных целей.4.Оказание помощи педагогам в процессе выполнения делегируемой работы в случае затруднений (например, в формулировании выводов и рекомендаций по результатам самоконтроля).5.Контроль за конечными результатами работы педагогов по осуществлению самоконтроля, их оценка.Только в случае уверенности заведующего в том, что педагогический коллектив вполне справится с делегируемой работой, данный вид контроля возможен в ДОО.2.Психологические. Учет данных рекомендаций позволит создать благоприятный психологический климат в коллективе и повысить мотивацию педагогического состава к участию в педагогическом контроле, сделает результаты более объективными, если будут соблюдены следующие рекомендации:
в процессе педагогического контроля необходимо обязательно выявить и обозначить достоинства и педагогическую эффективность труда воспитателей, работы коллектива;
необходимо соблюдатьдемократичность и толерантность –сместить центр тяжести с административного контроля, осуществляемого преимущественно единоначально, на коллективные формы контрольной деятельности, распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками образовательного процесса (в том числе, родителями воспитанников);
основное предназначение педагогического контроля заключается в том, чтобы способствовать созиданию положительных результатов в образовательном процессе, повышению качества, улучшению деятельности всего педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности;
не стоит совершать неожиданные «набеги» с целью уличить педагога в чемлибо, применять угрозы, запугивание. В таком случае постоянный стихийный контроль не позволит реализовать плановый административный контроль, будет вносить дезорганизацию;
при посещении группы важно помнить о здоровье педагога. Необходимо создать благоприятную психологическую обстановку и, посетив занятие, поблагодарить педагога, ведь известно, что в присутствии проверяющего вести занятие значительно труднее изза волнения;
при посещении группы с целью контроля лучше появиться за 35 минут до начала деятельности, которую вы собираетесь изучать;
следует помнить, что на воспитателя, ведущего занятие, влияет даже внешний вид проверяющего и посадка, не говоря уже о выражении лица. Не нужно напускать на себя равнодушноотстраненный или недовольный вид, будьте доброжелательны и приветливы;
анализируя деятельность педагога, вначале нужно указать на его положительные моменты, что было удачным и интересным, с точки зрения реализации поставленных педагогом целей. Следует тактично указать на недостатки и высказать предложения по совершенствованию деятельности;
необходимо высказать уверенность в том, что выполнение предложенных рекомендаций поможет педагогу улучшить качество работы и пожелать ему успеха;
не стоит забывать, что у педагога еще впереди много дел, связанных с организацией образовательного процесса, и от того, в каком психологическом состоянии он будет их проводить, зависит, в конечном итоге, здоровье детей.
после контроля должно происходить гласное подведение итогов; контроль должен быть открытым, ориентированным на конструктивное решение имеющихся проблем. 3.Методические. Учет данных рекомендаций позволит провести педагогический контроль с учетом всех аспектов управления, а именно:
записи посещаемых мероприятий необходимо осуществлять с помощью оценочной шкалы или карточки контроля. В них помещены показатели оценки изучаемого педагогического процесса. Зная цели контроля, по ходу можно делать пометки, затем воспользоваться ими при формулировании выводов и рекомендаций;
анализ занятия (или другой деятельности педагога) –это сердцевина, реальный уровень управленческого мастерства руководителя и его заместителя. Необходимо провести анализ просмотренного вида деятельности в тот же день после посещения, но не в присутствии детей. Пригласите педагога к себе в кабинет, вначале дайте педагогу возможность провести самоанализ;
при общей оценке непосредственно образовательной деятельности следует придерживаться требований программы, основных рекомендаций, конкретных методик и других документов;
необходимо вскрыть и проанализировать все обстоятельства, которые привели к определенным показателям образовательной работы, оценить всю педагогическую деятельность коллектива, а не ограничиваться отдельными негативными фактами;
в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению;
важнейшим аспектом педагогического контроля является методическая помощь проверяемым в осознании сильных и слабых сторон их профессиональной деятельности, устранении имеющихся недостатков, определении путей и способов совершенствования педагогической практики. Без методической составляющей контроль невозможно считать педагогически целесообразным и корректным;
по итогам педагогического контроля рекомендуется провести педсовет, повестка которого должна быть занесена в протокол. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам педагогического контроля должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета:
если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;
при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;
недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях, можно компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;
при отсутствиисистемы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;
если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Таким образом, предложенные нами рекомендации могут быть полезны руководителям ДОО в реализации технологии педагогического контроля в условиях нормативного обновления образовательной деятельности, так как при распространениилюбой педагогической технологии требуется ее адаптация к конкретной образовательной организации и к конкретному руководителю, что требует учета множества факторов. Предложенные нами рекомендации могут стать неотъемлемым дополнением к технологии педагогического контроля в ДОО.
Ссылки на источники1.Белая, К.Ю. Руководство ДОУ: контрольнодиагностическая функция. –М.: Творч. центр «Сфера», 2015. –69 с.2.Левшина, Н.И.
Субъектная позиция педагога как основа формирования готовности к реализации контрольноаналитической функции в ДОУ// ГЛОБАЛИЗАЦИЯ НАУКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ:Сборник статей Международной научнопрактической конференции/отв. редактор А.А. Сукиасян. 2014. С. 4851.3.Скоролупова, О.А. Контроль как один из этапов методическойработы в ДОУ / О. А. Скоролупова. –М.: Издательство Скрипторий, 2008. –104 с.4.Теория и практика дошкольного образования: пути обновлениясборник научных статей / науч. ред.: Л.Н. Санникова, С.Н. Томчикова. Магнитогорск, 2010. Том Вып. 3. 5.Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам/ П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. –М.: ТЦ Сфера, 2007. –754 76.
6.Троян, А. Н. Управление дошкольным образовательным учреждением: учеб. пособие / А. Н. Троян. –М. : Творч. центр Сфера, 2006.–155 с.7.Управление дошкольным образованием : учебнометодический комплекс / Сост. Багаутдинова С.Ф., Санникова Л.Н. –Москва: ООО «Флинта», 2015. – 3е изд., стереотипное –123 с 8.Шамрай, С. Е. Контроль в детском саду: планирование, мониоринг, практический инструментарий/ С.Е. Шамрай –Волгоград: Учитель, 2015 г. –188 с.
Замотаева Екатерина Юрьевна,магистр кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова», г.Магнитогорскzamotaeva.ekaterina@mail.ru
Педагогический контроль в дошкольной образовательной организации: организационный, методический и психологический аспект
Аннотация.Встатье представлено авторское видение проведения педагогического контроля в дошкольной образовательной организациив условиях обновления нормативного обеспечения образования.Описанырекомендациируководителюдошкольной организации по реализации функции контроля, которые раскрывают организационную, методическую и психологическую стороны.Ключевые слова: педагогический контроль,дошкольная образовательная организация
Особенностью современного этапа развития дошкольного образования в России является изменениявего нормативном обеспечении. Так, в соответствии с Федеральнымзаконом «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012 дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования, осуществляющим в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) дошкольные организации поставлены перед необходимостью принципиального изменения своей образовательной деятельности. ФГОС модернизирует все компоненты системы образовательного учреждения и, безусловно, требует готовности со стороны педагогических работников. Нормативные документы, регламентирующие дошкольное образование на современном этапе,дают четкие ориентиры на способы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО), смещают целевые ориентации в области дошкольного образования на оптимальное развитие личности дошкольника, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Для эффективной и качественной работы в новых условиях к ДОО предъявляются требования по реструктуризации всей системы внутреннего управления. Обеспечение большей степени управляемости всеми компонентами структуры дошкольной организации предполагает не только быструю трансляцию задач от руководителя до непосредственного исполнителя, но требует также создания для всех членов педагогического коллектива условий для реализации инновационных подходов, проявления творческой инициативы, возможности самостоятельного принятия управленческих решений. Однако, как показывает анализ деятельности ДОО, руководители недооценивают роль средств управленческого слежения за качеством образовательного процесса, то есть за целью, содержанием, условиями реализации и результатами освоения основной образовательной программы.Теория управления системойдошкольногообразования в последние годы динамично развивалась: разработана теория управленияДОО(К.Ю.Белая, Л.М. Денякина, Т.С. Комарова, Л.В.Поздняк, А.Н. Троян и другие); функции управления ДОО, в частности функция контроля (К.Ю. Белая, H.Ф. Виноградова, Л.М. Денякина, Н.В. Микляева, Е.С. Комарова, И.А. Рыбалова, Л.А. Седельникова, Л.И. Фалюшина); критерии и показатели оценки качества управления образовательным учреждением (В.И. Загвязинский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник); разработка методов, форм и технологий управления качеством образования (А.Н. Майоров, Т.И. Шамова), создание и реализация методик оценки качества дошкольного образования (К.Ю. Белая, Н.Ф. Виноградова, О.А. Скоролупова) и другие[7].Однако, некоторые проблемные аспекты, в частности, реализация функции контроля в дошкольной образовательной организации, продолжают оставаться актуальными.Обратимся к определению сущности понятия «педагогический контроль». В общем виде педагогический контрольв ДОО представляет собой специфический вид управленческой деятельности, заключающийся в воздействии (с определённой целью) на педагогический коллектив (а через него на образовательный процесс). Педагогический контроль, согласно мнению А.Н. Троян,предполагает сбор, систематизацию, измерение уровня отдельных параметров педагогического процесса и сопоставление их с нормативными требованиями [6]. Благодаря этому контроль способствует глубине анализа и оценки образовательной деятельности педагогов сцелью принятия конструктивных оперативных решений по дальнейшей оптимизации управления и самоуправления в дошкольной образовательной организации. Чаще всего педагогический контроль носит персональный характер, так как проверяется и анализируется деятельность конкретной личности. С другой стороны, педагогический контроль в ДОО рассматривается как система наблюдений и проверок соответствия образовательного процесса (целевой, содержательный и оценочнорезультативный компоненты) целям и задачам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, планам и приказам вышестоящих органов образования, образовательной программы и программы развития ДОО, Устава ДОО[3].
В рамках нашего исследования мы будем рассматривать педагогический контроль как взаимодействие администрации и педагогического коллектива по установлению соответствия функционирования и развития образовательной работы нормативным требованиям и ориентированное на повышение эффективности образовательного процесса в ДОО.Описанныевомногих авторских исследованияхтехнологииреализации педагогического контроля в дошкольных учрежденияхносят обобщенный характер и не отражают психологическую и методологическую специфику, в связи с чем,мы обратились к выделению рядарекомендаций, которые позволят руководителю ДОО эффективно реализовать функциюпедагогического контроля[4].
Идеи К.Ю. Белой, Л.В. Поздняк, О.А. Скоролуповой, А.Н. Троян, С.Е. Шамрай и др. позволяют составить следующие рекомендации по реализации педагогического контроля в ДОО с учетом его организационной, методической, психологической составляющих. Рассмотрим данные направления подробно[1, 2, 5, 6, 8]. 1.Организационные. Четкая и продуманная организация педагогического контроля в ДОО обеспечит эффективность и результативность выполнения контрольной функции, а именно:
руководителю важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех аспектов образовательной деятельности в ДОО;
руководителю ДОО важно помнить о системности педагогического контроля –этот принцип настраивает субъектов педагогического контроля рассматривать образовательный процесс как целостную систему, а объект контролирующей деятельности как неотъемлемую часть данной системы;
необходимо осознать то, что педагогический контроль является лишь одним из компонентов системы управления образовательным процессом. Следовательно, надо устанавливать взаимосвязи педагогического контроля с другими управленческими функциями;
целевая, предметная, персональная и временная определенность педагогического контроля. Деятельность его субъектов будет осуществляться успешно, если будут точно определены: цель и задачи контроля, объект контроля, состав контролирующей и контролируемой групп, сроки реализации;
контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию и образованию детей целостно. При этом важно помнить, что существуют и непредвиденные обстоятельства, которые вносят определенные коррективы, в том числе и в педагогический контроль;
при реализации педагогического контроля следует избирать содержание, формы и методы, которые являются адекватными целям проверки и позволяют получать объективную информацию о состоянии контролируемого объекта. В то же время, информация, полученная в результате целенаправленных наблюдений и как итог продуманной системы контроля, должна быть реальной и объективной;
следует учитывать, что даже хорошо продуманный, спланированный механизм организации контроля в процессе проведения может быть реализован с разной степенью успешности. Многое будет зависеть от исполнения, от индивидуального стиля и управленческого мастерства руководителя;
все основные усилия педагогов, контролируемых и контролирующих, должны быть сосредоточены на главных направлениях совершенствованияи обновления образовательного процесса, связанных с годовыми задачами. Не всеохватность, а приоритетность должна быть свойственна контролирующей деятельности. Важно помнить: чем шире содержание педагогического контроля, тем больше рисков получения низкогокачества в ходе его информации;
делегирование прав, полномочий и ответственности исполнителям в осуществлении контроля позволяет рационально использовать силы и время руководителя. При делегировании полномочий необходимо организовать:1.Определение готовности педагогов к принятию полномочий (компетентность, наличие возможностей и способностей, мотивации к осуществлению самоконтроля и т. д.).2.Четкое разъяснение и постановка задачи делегируемой работы и определение содержания тем, кто ее будет выполнять.3.Обеспечение педагогов необходимыми ресурсами (оценочными шкалами или карточками контроля и др.) для достижения поставленных целей.4.Оказание помощи педагогам в процессе выполнения делегируемой работы в случае затруднений (например, в формулировании выводов и рекомендаций по результатам самоконтроля).5.Контроль за конечными результатами работы педагогов по осуществлению самоконтроля, их оценка.Только в случае уверенности заведующего в том, что педагогический коллектив вполне справится с делегируемой работой, данный вид контроля возможен в ДОО.2.Психологические. Учет данных рекомендаций позволит создать благоприятный психологический климат в коллективе и повысить мотивацию педагогического состава к участию в педагогическом контроле, сделает результаты более объективными, если будут соблюдены следующие рекомендации:
в процессе педагогического контроля необходимо обязательно выявить и обозначить достоинства и педагогическую эффективность труда воспитателей, работы коллектива;
необходимо соблюдатьдемократичность и толерантность –сместить центр тяжести с административного контроля, осуществляемого преимущественно единоначально, на коллективные формы контрольной деятельности, распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками образовательного процесса (в том числе, родителями воспитанников);
основное предназначение педагогического контроля заключается в том, чтобы способствовать созиданию положительных результатов в образовательном процессе, повышению качества, улучшению деятельности всего педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности;
не стоит совершать неожиданные «набеги» с целью уличить педагога в чемлибо, применять угрозы, запугивание. В таком случае постоянный стихийный контроль не позволит реализовать плановый административный контроль, будет вносить дезорганизацию;
при посещении группы важно помнить о здоровье педагога. Необходимо создать благоприятную психологическую обстановку и, посетив занятие, поблагодарить педагога, ведь известно, что в присутствии проверяющего вести занятие значительно труднее изза волнения;
при посещении группы с целью контроля лучше появиться за 35 минут до начала деятельности, которую вы собираетесь изучать;
следует помнить, что на воспитателя, ведущего занятие, влияет даже внешний вид проверяющего и посадка, не говоря уже о выражении лица. Не нужно напускать на себя равнодушноотстраненный или недовольный вид, будьте доброжелательны и приветливы;
анализируя деятельность педагога, вначале нужно указать на его положительные моменты, что было удачным и интересным, с точки зрения реализации поставленных педагогом целей. Следует тактично указать на недостатки и высказать предложения по совершенствованию деятельности;
необходимо высказать уверенность в том, что выполнение предложенных рекомендаций поможет педагогу улучшить качество работы и пожелать ему успеха;
не стоит забывать, что у педагога еще впереди много дел, связанных с организацией образовательного процесса, и от того, в каком психологическом состоянии он будет их проводить, зависит, в конечном итоге, здоровье детей.
после контроля должно происходить гласное подведение итогов; контроль должен быть открытым, ориентированным на конструктивное решение имеющихся проблем. 3.Методические. Учет данных рекомендаций позволит провести педагогический контроль с учетом всех аспектов управления, а именно:
записи посещаемых мероприятий необходимо осуществлять с помощью оценочной шкалы или карточки контроля. В них помещены показатели оценки изучаемого педагогического процесса. Зная цели контроля, по ходу можно делать пометки, затем воспользоваться ими при формулировании выводов и рекомендаций;
анализ занятия (или другой деятельности педагога) –это сердцевина, реальный уровень управленческого мастерства руководителя и его заместителя. Необходимо провести анализ просмотренного вида деятельности в тот же день после посещения, но не в присутствии детей. Пригласите педагога к себе в кабинет, вначале дайте педагогу возможность провести самоанализ;
при общей оценке непосредственно образовательной деятельности следует придерживаться требований программы, основных рекомендаций, конкретных методик и других документов;
необходимо вскрыть и проанализировать все обстоятельства, которые привели к определенным показателям образовательной работы, оценить всю педагогическую деятельность коллектива, а не ограничиваться отдельными негативными фактами;
в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению;
важнейшим аспектом педагогического контроля является методическая помощь проверяемым в осознании сильных и слабых сторон их профессиональной деятельности, устранении имеющихся недостатков, определении путей и способов совершенствования педагогической практики. Без методической составляющей контроль невозможно считать педагогически целесообразным и корректным;
по итогам педагогического контроля рекомендуется провести педсовет, повестка которого должна быть занесена в протокол. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам педагогического контроля должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета:
если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;
при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;
недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях, можно компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;
при отсутствиисистемы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;
если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Таким образом, предложенные нами рекомендации могут быть полезны руководителям ДОО в реализации технологии педагогического контроля в условиях нормативного обновления образовательной деятельности, так как при распространениилюбой педагогической технологии требуется ее адаптация к конкретной образовательной организации и к конкретному руководителю, что требует учета множества факторов. Предложенные нами рекомендации могут стать неотъемлемым дополнением к технологии педагогического контроля в ДОО.
Ссылки на источники1.Белая, К.Ю. Руководство ДОУ: контрольнодиагностическая функция. –М.: Творч. центр «Сфера», 2015. –69 с.2.Левшина, Н.И.
Субъектная позиция педагога как основа формирования готовности к реализации контрольноаналитической функции в ДОУ// ГЛОБАЛИЗАЦИЯ НАУКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ:Сборник статей Международной научнопрактической конференции/отв. редактор А.А. Сукиасян. 2014. С. 4851.3.Скоролупова, О.А. Контроль как один из этапов методическойработы в ДОУ / О. А. Скоролупова. –М.: Издательство Скрипторий, 2008. –104 с.4.Теория и практика дошкольного образования: пути обновлениясборник научных статей / науч. ред.: Л.Н. Санникова, С.Н. Томчикова. Магнитогорск, 2010. Том Вып. 3. 5.Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам/ П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. –М.: ТЦ Сфера, 2007. –754 76.
6.Троян, А. Н. Управление дошкольным образовательным учреждением: учеб. пособие / А. Н. Троян. –М. : Творч. центр Сфера, 2006.–155 с.7.Управление дошкольным образованием : учебнометодический комплекс / Сост. Багаутдинова С.Ф., Санникова Л.Н. –Москва: ООО «Флинта», 2015. – 3е изд., стереотипное –123 с 8.Шамрай, С. Е. Контроль в детском саду: планирование, мониоринг, практический инструментарий/ С.Е. Шамрай –Волгоград: Учитель, 2015 г. –188 с.