Духовно-нравственная безопасность

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ширшов В. Д. Духовно-нравственная безопасность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 341–345. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86970.htm.
Аннотация. При преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» изучаются различные виды безопасности и формируются у учащихся элементы безопасного поведения в широком спектре: от встречи с дикими животными до безопасности в космических полётах. Представляется, что объединяющим направлением в обеспечении всех видов безопасности является духовно-нравственная безопасность.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ширшов Владимир Дмитриевич,доктор педагогических наук, профессор кафедры «Безопасности жизнедеятельности» Уральского государственного педагогического университета, г. ЕкатеринбургShvd66@mail.ru

Духовнонравственнаябезопасность

Аннотация. При преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» изучаются различные виды безопасности и формируются у учащихся элементы безопасного поведенияв широком спектре:от встречи с дикими животными до безопасности в космических полётах. Представляется, что объединяющим направлением в обеспечении всех видов безопасности является духовнонравственная безопасность.Ключевые слова:духовность, нравственность, опасность, безопасность, культура безопасности, личность безопасного типа,духовнонравственная безопасность, традиционное и опережающее образование.

Актуальность обеспечения безопасности личности, общества и государства обусловлена растущей динамикойопасных ситуаций во всем мире. В настоящее время Россия встретилась снедружественными вызовами. В этом плане духовнонравственной опасностью является изоляционизм нашей страны от других народов в виде запретов и санкций, который отвергает опыт, достижения в нашей культуре, навязывает в качестве официальной идеологии неприемлемые для России социальные, религиозные и духовнонравственные стандарты.Негативное воздействие на духовнонравственную безопасность России также оказывают:идеи абсолютной истинности американского демократического развития государства;

агрессивная интолерантность ко всем идеологическим конкурентам;деление человечества на «своих» и «чужих»;установки на немедленную практическую деятельность по исправлению мира и людей;

неразборчивостью в средствах достижения целей. Все это создает предпосылки для разрушения экономики, Вооруженных Сил, системы образования и здравоохранения Российской Федерации. В настоящее время возникла необходимость осмысления значениядуховнонравственной безопасности, адекватной интересам личности и российского общества, которая представляет систему взглядов на процесс образования в области безопасности жизнедеятельности.Целью духовнонравственной безопасности является формирование личности безопасного типа. Основные задачи духовнонравственного компонента в сфере безопасности жизнедеятельности определяются исходя из условий обеспечения индивидуальной безопасности каждого жителя России, национальной безопасности страны, безопасности мирового сообщества, а также исходя из оценки содержания основ безопасности жизнедеятельности в российском образовании.

Мы выделяем следующие задачи духовнонравственной безопасности:1. Определение объектов и субъектов безопасности жизнедеятельности. 2. Определение принципов духовнонравственного обеспечения безопасности жизнедеятельности в повседневныхи чрезвычайныхситуациях. 3. Определение направлений духовнонравственного обеспечения безопасности жизнедеятельности. В духовнонравственной безопасностииспользуются следующие основные понятия:

«опасность» как системаявлений, процессов, объектов, которые в определенных условиях могут нанести ущерб здоровьюи жизни человеку и материальным ценностям;

«безопасность» отсутствие опасности, сохранности и надежности (по В. Далю). В научных источниках понятие «безопасность» исследуется по направлениям:политическая, военная, экономическая, экологическая, социальная, правовая, психологопедагогическая и т.д.;

«культура безопасности» –способы и результаты разумной жизнедеятельности человекав области обеспечения безопасности, а также степень развитости личности и общества в этой области[3,с.8];

«безопасность личности» –это взаимоотношения человека с объектами внешней среды, при котором неожиданные изменения в среде не приводят к потере жизни, здоровья или его имущества;

«личность безопасного типа» –это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей средой, гармонично сочетающий в себе активное созидающее начало с противодействием злу ради блага России, сохранения жизни на Земле[1];духовнонравственное воспитание –организованная и целенаправленная деятельность родителей, учителей, преподавателей и священнослужителей, направленная на формирование высших духовнонравственных ценностей у учащихся, а также гражданинапатриота и защитника Родины [4, с.118119];

«духовнонравственная безопасность» –наличие представлений у учащихся об опасностях для жизни и существования человека, сформированность навыков и умений практических действий в общении с людьми в обыденных и чрезвычайных ситуациях.В основе формирования духовнонравственной безопасностилежат следующие педагогические принципы:

принцип научности заключается в формировании у учащихся системы научных знаний об окружающем мире, существующих опасностей для жизни и здоровья населения и путей предотвращения и преодоления существующих опасностей в бытовых и чрезвычайных ситуациях.В образовании этот принцип предполагает нахождение и использовании межпредметных и внутрипредметных связейразличных дисциплин;

принцип единства интеллектуального и эмоциональноволевого начала в безопасной деятельности.Этот принцип ориентирует на сочетание рациональное познание окружающего мира схудожественнообразным пониманием и эффективной практической деятельностью. Недооценка этого принципа может привести либо к чисто интеллектуальномурассуждению,либо к расчетливому практицизму;

принцип взаимосвязи локального, местного, национального и глобального при духовнонравственном освещении безопасности жизнедеятельности.Этот принцип предполагаетсочетание постоянной опоры на конкретные явления, факты ближайшего окружения людей с данными, раскрывающими представления о глобальности международных, социальный и экологических проблем. В реализации этого принципа значительную роль играют средства наглядности, так как большинство опасностей местного и глобального уровня невозможно реально продемонстрироватьв ходе обучения;

принцип воспитывающего обучения базируется на закономерностях обучения и воспитания и требует формирования у учащихся культуры безопасности. Это достигается развитием интереса и положительного отношения учащихся к изучению курса «Основы безопасности жизнедеятельности»[2].Истоки понятия «духовность» относятся к высказыванию Аристотеля, который говорил: «Немного существ обладающих способностью рассуждения и размышления». Исходя из идеи трёх душ: растительной, животной и разумной, Аристотель воспитание человека делил на физическое, нравственное и умственное (духовное).В настоящее время под «духовностью» мы понимаем «состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях и играет роль установки». При этом духовность связана со смыслообразующими и смысложизненными компонентами человеческого существования. Кроме того, духовнонравственнаябезопасность жизнедеятельности личности выступает как самостоятельная, специфическая сфера жизни общества.Для сферы безопасности можно сделать вывод, что только с высокимидуховнонравственными качествамиличность способна противостоять всем внешним воздействиям, поэтому возникает необходимость учить учащихся и население безопасности жизнедеятельности, чтобы люди смогли в будущем выработать собственную стратегию безопасного поведения в бытовых и чрезвычайных ситуациях.Духовнонравственная безопасностьнакогнитивномуровнепредполагает:

овладение ключевыми понятиями безопасности жизнедеятельности, в оперировании этими терминами, в усвоении механизмов и регуляторов деятельности человека в чрезвычайных ситуациях;

в овладении навыками и умениями управления информацией и своим поведением при чрезвычайных ситуациях;

формирование умений при решении задач по безопасности жизнедеятельности, моделированиепроблемоптимальных действий в опасных ситуациях;

формирование способностей сознательно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до обеспечения безопасности себе и другихлюдей.На мотивационномуровне духовнонравственная безопасность обеспечивается:приверженностью общечеловеческим нормам морали и нравственности;

поддержкой гуманистических мировоззренческих смысложизненных ценностей; уважением законности и традиций многонациональности российского общества;противодействием стратегическому духовнонравственному порабощению;Аффективный уровеньдуховнонравственной безопасности выражается:

в сформированности самосознания и высших потребностей личности;

во внутренней свободе и чувстве собственного достоинства каждого гражданина в коммуникативной сфере;

в адекватной самооценке, развитости эмпатии и толерантности;

в достаточной сформированности эмоциональноволевой регуляции;

в устойчивости к различным отрицательным социальным и духовнонравственным влияниям; Как поступать при встрече с опасностью –проблема нравственности личности. При этом нравственностьличностиявляется регулятором жизнедеятельности человека на основе принятия, усвоения внутренних жизненных ценностей. Элементы нравственности реализуются в требованиях при формировании ведущих отношений –сложных психологопедагогических образований, которые отражают внутренний потенциал личности в отличие от внешнего принуждения.Мы исходим из того, что даже прочные знания основ безопасности жизнедеятельности без нравственного наполнения могут быть весьма опасными.Духовнонравственное поведение реализуется в сфере безопасности как внутренний регулятор жизнедеятельности и предполагает:Вопервых, человек формируется как социальное существо под влиянием двух доминирующих начал: сохранение вида homosapiensи сохранение каждого отдельного индивида в социуме. Принимая требования социума,индивид обеспечивает свою безопасность и жизнеспособность.Вовторых, структура духовнонравственного поведения в опасных условиях реализуется в виде сформировавшихся отношенийк Родине, Конституции Российской Федерации, к глобальным угрозам, к труду, к духовнонравственным ценностям и своим внутренним ресурсам, к традициям и культуре своего народа, к другим людям и к самому себе;Втретьих, свободу выбора в обеспечении безопасности жизнедеятельности, которая должна быть ограничена духовнонравственными отношениями добра и зла. Победа добра сопряжена со сплоченностью, дисциплинированностью граждан в социуме, с единством воли, взаимоподдержкой и даже с жертвенностью для выживания и развития общества;Вчетвертых, освоение духовнонравственных ценностей жизни и существования, ценности саморегуляции личности в бытовых и чрезвычайныхусловиях. Нравственность лежит в основании всей саморегуляции личности: такой человек сам ищет путь в своей жизни,определяет род занятий, выбирает стиль общения с другими людьми и несет ответственность за свое поведение [6, с.96]. Уровень духовнонравственногосамопознанияличности можно определить при ответах на вопросы: «Как я отношусь к жизни?», «Каковы мои положительные и отрицательные черты характера?», «Какова моя модель духовнонравственного поведения в опасных ситуациях?», «Умею ли яуправлять собой в обыденных и чрезвычайных ситуациях?» и т.д.В теории педагогики мы находим различные методы исследования, которые можно использовать для измерения духовнонравственной воспитанности учащихся и студентовв сфере безопасности жизнедеятельности. Наш опыт подсказывает, что хорошие результаты могут дать следующие методы:

метод экспертной оценки, где экспертами выступают учителя, преподаватели, родители, товарищи по классу или по студенческой группе;

метод самооценки доминантных качестви отношенийразличных участников образовательного процесса;

тестирование, когда респонденты имеют возможностьсвободного выборарешений и действий в бытовых и чрезвычайных ситуациях;

метод фиксации и оценки поведения учащихся и студентов в реальной ситуации выбора (в трудных педагогических или конфликтных ситуациях);метод решения ситуационных и проблемных задач,которыеспособствуют развитию умений анализировать ситуацию, принимать оптимальноерешение, адекватно вести себя в чрезвычайнойситуации, быть готовым к ней, чтобы не нанести вред здоровью и жизни себе и другим людям.

метод использования ролевых и деловых игр на занятиях, который формирует коммуникативную компетентность учащихся, когда в ходе групповых дискуссий активизируется их познавательная деятельность, осуществляется развитие умений решать проблемы на основе индивидуального и коллективного опыта;

метод проектов позволяетс наименьшими ресурсами создать виртуальную среду, в которой будут отражены условия деятельности, максимально приближенные к реальным событиям;

метод широких ассоциацийв виде «виртуального моделирования», который обеспечивает выход за пределы наглядного изображения опасных ситуацийи предметов, показывает возможные и реальные последствия их влияния нажизньи здоровье человека, задает алгоритм оптимальных действий;

полезными являются методы, взятые из психологии, социологии, статистики, математики и т.д. Например, фрактальная геометрия предлагает описывать вероятностные, бесформенные структуры: облака, кроны деревьев, береговую линию океана с его полуостровами, бухтами, скалами и т.д. (к бесформенным структурам, наверное, относится и духовнонравственная воспитанность личности) с помощью алгоритмов, имеющих различные уровни и этапы и обнаруживающие определенныеодинаковые элементы[4, с.203204];

в качестве инструментов обобщения фактов используются письменные опросы, интервью, групповые дискуссии, исходя из сложности стоящих задач. Сравнение полученных результатов поможет установить приоритеты в духовнонравственном становлении личности молодого человека.

Наши исследования доказали, что формирование духовнонравственных качеств в курсе «Безопасность жизнедеятельности» определяются двумя позициями:Первая традиционная, определяющая необходимостью овладения фундаментальными знаниями, навыками и умениямив сфере безопасности жизнедеятельности. Такая позиция играет роль догоняющего образования, так как стремится выполнить требования повседневной практики.В образовательных учреждениях в настоящее время изучаютсялишь основы знаний в безопасности, как необходимый минимум и прививаются навыки и умения практических действий. А вот в вузе создается фундамент теории безопасности за счет расширения интеллектуального духовнонравственного потенциала студентов.Вторая опережающая, которая стремится развивать потенциал личностного опыта учащихся, ориентированный на успешную адаптацию, на жизнь и работу в будущем. Актуальный опыт в курсе «Безопасность жизнедеятельности» является «мостом» между прошлым и будущим опытом, традицией и инновацией, культурой личности безопасного типа.Если традиционноеобразование сохраняет и преумножает культуру безопасности жизнедеятельности, то опережающее образование обеспечивает успешность личности в решении задач в будущих чрезвычайных ситуациях.В опережающем образовании реализуется научнотехнический прогресс в виде модернизации способов и средств, в виде инновационного развития и обеспечивает культурную преемственность поколений граждан. В этом плане используются мультимедийные программы, учебные тренажеры, специальные программы тестирования по знаниям безопасности жизнедеятельности. Есть возможность создавать виртуальные чрезвычайные ситуации с привязкой к конкретной местности.Среди опережающих форм обучения в курсе «Безопасность жизнедеятельности» используются специальные лекции, информационные семинары, интернетпрактикумы, самостоятельная работа, вебконсультации и т.д.[5, с.194197].Таким образом, духовнонравственнаябезопасностьопределяетцель и направления обучения учащихсяинаселенияв областибезопасности жизнедеятельности,адуховнонравственное воспитаниеучащихся являетсясердцевинойкультуры безопасностиличности, общества и государства..

Ссылки на источники1.Безопасность человека. Учебнометодическое пособие для преподавателей образовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности/Под ред. Л.И. Шершнёва.М: Фонд национальной и международной безопасности. 1994.2.Репин, Ю.В., Ширшов, В.Д., Гафнер В.В.Образовательная концепция предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»./Ю.В. Репин, В.Д. Ширшов, В.В. Гафнер.Издательство ФГБОУ ВПО «УрГПУ», Екатеринбург:2014.26с.3.Сапронов, В.В. Современный комплекс проблем безопасности и международное сотрудничество/В.В. Сапронов//Культура безопасности: проблемы и перспективы. Материалы первой международной научнопрактической конференции. Екатеринбург, Россия 1921 апреля 2006, Ч.2, Издание УрГПУ. Екатеринбург: 2006 –186с.4.Ширшов В.Д. Духовнонравственное воспитание. Учебное пособие. /В.Д. Ширшов. Изд. ФГБОУ ВПО «УрГПУ» Екатеринбург: 2013.222с.5.Ширшов В.Д. Блинов Д.И. Традиционные и опережающие технологии формирования готовности учащихся к чрезвычайным ситуациям/В.Д. Ширшов, Д.И. Блинов.//Научный журнал «Педагогическое образование в России», №10,2014.6.Ширшов В.Д, Самовоспитание нравственности/В.Д. Ширшов//Самореализация личности в современном социуме: сборник научных трудов по материалам IVмеждународного форума «Духовная саморегуляция личности в современном социуме», 13 марта 2015 г., изд. ФГБОУ ВПО «УрГПУ»Екатеринбург: 2015.259с.