Педагогические аспекты формирования коммуникативных способностей у студентов педагогических вузов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сапегина Т. А. Педагогические аспекты формирования коммуникативных способностей у студентов педагогических вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 366–370. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86975.htm.
Аннотация. Общение играет важную роль в профессиональном становлении специалистов различных видов деятельности, особенно тех, кто связан с постоянным межличностным общением. Автор предлагает использовать невербальные средства общения на занятиях по физическому воспитанию для формирования коммуникативных способностей студентов педагогического вуза.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сапегина Татьяна Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания ФГАОУ ВО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г. Екатеринбургt.sapegina54@yandex.ru

Педагогические аспекты формирования коммуникативных способностей

у студентов педагогических вузов

Аннотация.Общение играет важную роль в профессиональном становленииспециалистов различных видов деятельности, особенно тех, кто связан с постоянным межличностным общением.Автор предлагает использовать невербальные средства общения на занятиях по физическому воспитанию для формирования коммуникативных способностей студентов педагогического вуза. Ключевые слова:коммуникативные способности, физическая культура, студенты педагогических вузов, невербальное общение.

В настоящее время педагоги многих стран осознают, что обучение должно базироваться на коммуникативных возможностях студентов. Даже несмотря на то, что различные виды коммуникаций сегодня очень развиты, надо признать, что проблема общения остается очень актуальной. Особенно важно эта проблема стоит перед молодежью, которая более всего подвержена влиянию средств массовой информации.Наше будущее –это студенты, на которых будет лежать ответственность за нашу страну, за все те изменения, которые будут происходить через десять, пятнадцать лет. Они должны иметь свои взгляды на происходящие события, свои убеждения, свой,пусть пока и небольшой жизненный опыт.В последнее время во все сферы жизни стремительно проникают электронные устройства. Современные аппаратысоединяют в себе массу функций, и все это привязывает человека к ним. Молодые люди пользуются интернетом, любятпроводить время в социальных сетях, играют в различные игры и этот виртуальный мир заслоняет от них реальность. Все большее количество молодежи заменяет простое человеческое общение на smsсообщения. Весь процесс коммуникаций сводится к виртуальному общению.Нехватка простого человеческого общения приводит к тому, что молодые люди ищут замену в виртуальном общении, и зачастую находят там не только слова поддержки и сочувствия, которого им так не хватает. На сайтах сомнительного свойстваони находят новые знакомства, новых друзейи не всегда эти новые знакомые обладают теми моральнонравственными качествами, которые помогут молодому человеку достойно выйти из какихлибо сложных жизненных ситуаций. Общение –это определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются друг с другом необходимой информацией, мыслями, чувствами, они взаимодействуют друг с другом. Только в общении реализуется потребность в другом человеке, посредством общения люди добиваются взаимопонимания, взаимновлияя друг на друга.Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения, что особенно необходимо в наше непростое время[1].Благополучное протекание процесса общения является необходимым компонентом успешной социализации индивида, так как общение–это та реальность, внутри которой появляются и протекают в течение всего онтогенеза психические процессы, определяя поведение человека [2].Общение и контакт между людьми сводится либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, либо к процессу межличностной перцепции. Рассмотрим три основные стороны общения –коммуникативную, интерактивную и перцептивную.Коммуникативная сторона общения является информационным процессом между людьми как активными субъектами.Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия.Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» зафизическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей.Одной из задач высшего образования, по нашему мнению, является формирование коммуникативных способностей будущих специалистов. Для этого им необходимо приобретение коммуникативных знаний, умений и навыков различных сторончеловеческого общения[3].Под коммуникативными знаниями мы понимаем весь опыт человеческого общения, это отражение различных коммуникативных ситуаций в сознании человека.Коммуникативные умения –это целый комплекс коммуникативных действий, направленный на теоретическую и практическую подготовку человека, которая позволит ему творчески применять полученные знания для более полного и точного отражения реальности.Коммуникативные навыки –этоавтоматизированныедействия, которые способствуют быстро и точно воспринимать и отражать коммуникативную ситуацию и адекватно оценивать окружающую действительность. Уровень развития коммуникативных способностей можно разделить на несколько уровней. Низкий уровень развития коммуникативных способностей свидетельствует о том, что человек достаточно замкнут, неразговорчив, он не обладает достаточной степенью процесса коммуникации, ему трудно общаться с незнакомыми людьми.При среднем уровне развития коммуникативных способностей человек более общителен, но с новыми знакомыми общается неохотно, не любит большого скопления народа, не умеет быстро реагировать на меняющуюся обстановку общения.При развитии коммуникативных способностей выше среднего человек общителен, разговорчив, но не всегда способен адекватно оценить партнера по общению, он не способен выразительно передать информацию при общении.При высоком уровне развития коммуникативных способностей контролирует и регулирует свое общение, постоянно ощущает и поддерживает обратную связь с партнером по общению, адекватно воспринимает эмоциональное состояние партнера по общению.Основная задача высшего образования состоит в развитии яркой, творческой личности, где формируются не только знания и умения, но и моральный облик студентов. Государству требуются специалисты, отвечающие запросам современного мира, умеющие ориентироваться в сложнейших жизненных ситуациях, профессионально грамотные, заинтересованные в результатах своего труда. Все это обуславливает непрерывное совершенствование образовательных программ, которые должны достаточно быстро адаптироваться к меняющимся требованиям образовательных стандартов. Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ориентируют педагогический процесс на новые формы представления результатов образования[4].Физическая культура, по нашему мнению, является одной из немногих дисциплин, на занятиях которой происходит непосредственное общение студентов с педагогами и между собой. Для успешного формирования коммуникативных способностей будущих специалистов необходимоприобретение коммуникативных знаний, умений и навыков во время занятий по физической культуре.Физическая культура в вузе направлена на решение двух основных задач:–сохранение, укрепление здоровья студента и оптимальное развитие его психофизических качеств;–достижение психофизической готовности будущего специалиста к успешной профессиональной деятельности, формирование у него необходимых профессионально значимых качеств[5].Одним из таких качеств, как мы рассматривали ранее, являются коммуникативные способности, которые, по нашему мнению, лучше всего формируются в спортивных играх.Рассмотрим спортивные игры как одно из средств физической культуры. Во время занятийзанимающиесядолжны уметьпереключаться с одного игрового действия на другое, им необходимо быстро и точно реагировать на любые сложные ситуации,которые возникают в процессе занятия, требуется большая концентрация внимания.Игровые действия направлены на усвоение обобщенного способа действий,при этом учебная задача в игровой ситуации обуславливает выбор действий, направленных на решение этой задачи. Игровое действие требует от участника использования усвоенных знаний в новой ситуации. Именно усвоение знаний в различных меняющихся ситуациях делает игры наиболее результативной формой образования.Рассматривая специфику спортивных игр, мы видим, что они оптимально развивают психофизические качества игроков, формируют их конкурентоспособность, мобильность и коммуникативность–наиболее востребованные качества личности в современных социальноэкономических условиях.В ходе совместной спортивной деятельности возникает необходимость общенияс товарищами по команде, с преподавателем, с болельщиками, с соперниками –все это является той средой, в условиях которой формируется личность молодого человека, развиваются его коммуникативные способности.Речь –это главное средство человеческого общения. Разговаривая, люди делятся друг с другом опытом, который осмыслен и переоценен предыдущими поколениями. Вся речевая деятельность человека связана с его сознанием. Речь формирует человека как личность, развивает его интеллектуальные и моральные качества, формирует характер. Однако наряду с речью используются неречевые средства общения, такие как жесты, мимика и др. Когда ваше общение происходит не только в речевой форме, когда передача информации передается главным образом посредством знаковых систем, мы можем говорить о невербальном общении.Итак, невербальные средства общения –этотакой вид общения, для которого является характерным использование невербальных способов общения в качестве главного средства подачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека.Информационный обмен между преподавателем и учащимися во время занятийпо физическому воспитаниюосуществляется на основе вербальноневербальной системы. Чтобы повысить эффективность обучения необходимо рассмотреть вопрос о соотношении вербальных и невербальных компонентов в структуре коммуникативных способностей. Невербальные средства общения являются наиболее выразительными, что позволяет добиваться взаимопонимания и взаимодействия на поведенческом и эмоциональном уровне. Значительную информационную нагрузку несут невербальные средства общения. Они проявляются на уровне нашего подсознания, поэтому подделать их не представляется возможным, что позволяет нам доверять этому способу общения больше, чем вербальному.Невербальное общение –это общение при помощи передаваемых и получаемых образов, что более ярко можно выразить именно на занятиях по физическому воспитанию.В отличие от обычных межличностных контактов студентов, общение во время занятий по физическому воспитанию представляет собой ситуации «вынужденного взаимодействия», в которые студент независимо от степени своей общительности должен включаться в достаточно активные коммуникативные связи с партнерами.Во время игры учащиеся должны учитывать место нахождения партнеров по команде и соперников, рассматривать наилучшие варианты своего передвижения, выбирать и осуществлять действия с помощью указаний. Этот процесс общения можно рассматривать как информационный.В командных видах спорта требуется согласованное взаимодействие, которое обеспечивается общением. Игроки планируют совместные действия, они должны понимать друг друга с полуслова, чтобы принять самое правильное решение в сложных игровых ситуациях. В этом случае процесс общения выполняет интерактивную функцию.Знание невербальных средств общения, коммуникативного поведения и личностных особенностей позволяет адекватно оценивать партнеров по общению, находить наиболее выгодные ситуации взаимодействия. Студенты, которые имеют игровой опыт,пытаются предвидеть и прогнозироватьдействиясоперников и товарищей по команде. Процесс общения здесь приобретает перцептивный характер.Поэтому именно в игровых видах спорта необходимо умение пользоваться невербальными способами общения, так как они являются наиболее краткими, информативными, способными быстро влиять на поведение, состояние, уровень активности и деятельность непосредственных партнеров.Использование в образовательном процессе по физическому воспитанию невербальных способов общения позволит будущим педагогам профессионального обучения развить коммуникативные способности, необходимыедля их дальнейшей профессиональной деятельности. Коммуникативные способностивдеятельности педагога составляют необходимое условие его педагогического мастерства, являются инструментомего профессиональной деятельности.Целенаправленный процесс обучения невербальным способам общения будущих педагогов в физкультурноспортивной деятельности будет способствовать формированию коммуникативных способностей. Цель этого процесса –приобретение знаний, позволяющих студенту сформировать компетентность в области общения, овладение умениями и навыками, необходимыми ему для дальнейшей трудовой деятельности.Проанализировав рабочую программу по дисциплине «Физическая культура» для студентов очной формы обучения всех специальностей, нами была разработана программа «Невербальное общение в физкультурноспортивной деятельности» для студентов педагогического университета.Мы частично изменили внутреннее содержание учебной программы, дополнив теоретический раздел по теме «Спортивные игры (баскетбол)» изучением средств невербального общения. А так же внесли в практический раздел программы обучение умениям и навыкам невербального общения и их совершенствование на занятиях по физическому воспитанию. Теоретический раздел программы предусматривает овладение студентами системой психологопедагогических и специальных знаний, необходимых для общего понимания сути невербальных способов общения, их применения во время занятий и дальнейшего творческого использования для личностного и профессионального развития.В теоретический раздел введены дополнительные темы, что, по нашему мнению, будет способствовать получению специальных знаний, необходимых для повышения уровня коммуникативных способностей будущих педагогов: «Невербальное общение», «Компоненты невербального общения», «Невербальные способы общения, используемые во время занятий по физической культуре».В теоретическом разделе рассматриваются невербальные способы общения, используемые на занятиях по физической культуре во время спортивных игр. Изучая жесты судей, мы изучаются компоненты невербального общения. Рассматривается роль спортивных игр в формировании сознательной активности, рефлексии и коммуникативных способностей.Практический раздел программы направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, изучение и использования средств невербального общения в физкультурноспортивной деятельности, приобретение личного опыта невербального общения, способствующего формированию коммуникативных способностей.В практическом разделе происходит обучение невербальным средствамобщения, которые применяются в спортивных играх, используются невербальные способы общения при выполнении тактических взаимодействий, формируется умение предвидеть и прогнозировать действия партнеров и соперников, адекватно оценивать их состояние по невербальному поведению. Опыт общения, полученный на занятиях по физическому воспитанию, может быть перенесен студентами в повседневную жизнь. Это поможет им не только избежать неприятных взаимоотношений со своими сверстниками, но и даст возможность найти друзей, понять их чувства, оценить их человеческие качества, спрогнозировать свои дальнейшие действия.Коммуникативные способности, сформированные у студентов во время обучения в вузе, помогут им обрести друзей, избежать одиночества, приобрести активную жизненную позицию. Анализируя все вышесказанное, мы пришли к выводу, что включение в образовательный процесс по физическому воспитанию обучение студентов педагогического вуза невербальным средствам общения позволит им развить свои коммуникативные способности, которые не только помогут им в их будущей профессиональной деятельности, но смогут уберечь их от ухода в виртуальный мир.

Ссылки на источники1.СапегинаТ.А., ОльховскаяЕ.Б., БобылеваТ.А. Формирование коммуникативной компетенции студентов в физкультурноспортивной деятельности: учеб.метод. пособие. –Мво образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.пед. унт», Екатеринбург, 2011.2.Кузнецова Е.В. Сюжетноролевой танец как средство развития невербальных средств общения дошкольников // Обучение и воспитание: методика и практика. 2013. № 6. С. 214217.3.СапегинаТ.А. Возможности невербального общения в формировании коммуникативной компетенции //NaukaRestudent.ru. 2014. № 122 (12).с. 9.4.Миронова С.П. Социальнопрофессиональная мобильность: специфика русского менталитета. Сборник материалов и докладов Международной конференции «Социальнопрофессиональная мобильность в XXI веке». Под редакцией Г.М. Романцева, В.А. Копнова. Екатеринбург, 2014. С.176181.5.ОльховскаяЕ.Б.Оптимизация профессиональной подготовки студентов средствами физкультурноспортивной деятельности // Сборник международной конференции «Социальная мобильность в XXI веке» / под ред. Г.М.Романцева, В.А. Копнова. –Екатеринбург, 2014. –С. 129133.