Поиск возможностей изменения общественного сознания относительно социальной важности среднего профессионального образования и специалиста среднего звена
Выпуск:
ART 96004
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Курбатова
Л.
Д. Поиск возможностей изменения общественного сознания относительно социальной важности среднего профессионального образования и специалиста среднего звена // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
501–505. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96004.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы несоответствия социальной значимости среднего профессионального образования его статусу и престижу. Выделены характерные черты современного среднего профессионального образования: незавершенность, противоречивость, снижение престижа рабочей специальности, проблема трудоустройства выпускников. Заостряется проблема, заключающаяся в том, что выпускники школ стремятся в вузы, часто не до конца понимая и осознавая будущую специальность, а получив диплом, остаются без работы или понимают, что данная профессия совершенно не соответствует их склонностям и способностям. Одновременно с этим многие колледжи и техникумы испытывают трудности с набором студентов, а центры занятости получают все больше заявок от работодателей на специалистов со средним профессиональным образованием. В статье предлагается вариант решения данных вопросов.
Ключевые слова:
молодежь, среднее профессиональное образование, социальная значимость, система профессионального образования
Текст статьи
Курбатова Лариса Джоновна,преподаватель, ГБОУ СПО ЛО «Техникум водного транспорта», г. Шлиссельбургlarisakurbatova2011@mail.ru
Поиск возможностей изменения общественного сознания относительно социальной важности среднего профессионального образования и специалиста среднего звена
Аннотация.Вданной статье рассматриваются проблемынесоответствия социальной значимости среднего профессионального образования его статусу и престижу. Выделены характерные черты современного среднего профессионального образования: незавершенность, противоречивость, снижение престижа рабочей специальности, проблематрудоустройства выпускников. Заостряется проблема, заключающаяся в том, что выпускники школ стремятся в Вузы, частоне до конца понимая и осознавая будущую специальность, а получив диплом, остаются без работы или понимают, что данная профессия совершенно не соответствует их склонностям и способностям. Одновременно с этим, многие колледжи и техникумы испытывают трудности с набором студентов, а Центры занятости получают все больше заявок от работодателей на специалистов со средним профессиональным образованием. В статье предлагается вариант решения данных вопросов.Ключевые слова: среднее профессиональное образование, молодежь,социальная значимость, система профессионального образования.
Согласнозакона «Об образовании в РФ», 273ФЗ, «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности вуглублении и расширении образования», но на сегодняшний день, несмотря на остро ощущаемый дефицит специалистов среднего звена практически во всех отраслях народного хозяйства,отсутствует концепция дальнейшего развития и направленности среднего профессионального образования. Аналитики, занимающиеся данными вопросами, говорят о том, что для того чтобы стать высококвалифицированными и востребованными специалистами, необходимо, чтобы 80% студентов получили вначале своей карьеры среднее профессиональное образование[1].Несмотря на это,современная молодежь в большинстве своем настроена на получение высшего образования, минуя систему СПО.
Поэтому проблемы несоответствия социальной значимости среднего профессионального образования его статусу и престижу являются актуальными проблемами сегодняшнего дня, и требуют решения при участии всех заинтересованных сторон. Кроме того, важным является и тот факт, что при изучении вопросов престижа и статуса рабочих профессий мы сталкиваемся и с отсутствием фундаментальной теоретической базы.
Особенности профессиональной деятельности специалистов со средним профессиональным образованием рассмотрены в трудах таких ученых как В.М. Анисимова, A.A. Возьметель, Г.И. Осадчая, Д.В. Ефременко, Л.М. Дормидонова, B.C. Кожевников, которые исследовали и анализировали проблемы становления личности студента в условиях получения ими среднего профессионального образования. Изучение результатов работы ученых выявил отсутствие единого подхода к определению трудовой профессиональной деятельности, но одновременно показал и наличие единого мнения относительно низкой статусности среднего профессионального образования и рабочих профессий в целом, продемонстрировал назревшую на государственном уровне необходимость изменения сложившегося общественногостереотипа незначительности труда специалиста со средним образованием.
Таким образом, настоящая статьярассматривает важную проблемусегодняшнего дня: поиск возможностей изменения общественного сознания относительно социальной важности среднего профессионального образования и специалиста среднего звена.
Обратимся к истории. Возникновение и развитие среднего профессионального образования в России берет свое начало от ремесленниковДревней Руси, когда молодые люди получали необходимые для трудовой деятельности умения и навыки. В период развития машинного производства, профессиональное образование расширяет свои границы, что вызвано востребованностью специалиста, имеющего навыки и умения, необходимые в автоматизированном производстве. Кроме того, профессиональная школа формировала такие личностные качества личности, как способность к мобильности, инициативность, самостоятельность, обеспечивая, таким образом, личную независимость ученика от мастера.В постиндустриальном обществе профессиональные школы в Россиитеснопереплетаются с производством, а среднее профессиональное образование становится связующим социальным институтом между производством и образованием.Экономические реформы России и модернизация образования привели к неожиданным последствиям: среднее профессиональное образование оказалось в незавершенном, «подвешенном»состоянии. Его характерными чертами становятся: незавершенность, противоречивость, снижение престижа рабочей специальности, несоответствие уровня развития производства и среднего профессионального образования, проблематрудоустройства выпускников; выпуск специалистов с экономическим, гуманитарным июридическим образованием, превышающий потребности общества[2].
Обратимся к статистике, данные которой приведены в диаграмме:
Диаграмма «Перспективы на дальнейшее обучениевыпускников 9хклассов в 2015г.»
Рассматривая диаграмму, можно сделать вывод о том, что только половина выпускников 9х классов ориентирована на средние профессиональные образовательные организации. Причем, если мы будем рассматривать вопрос об осознанном выборе, то этот процент станет значительно меньшим.Внимание общества уделено в основном высшему образованию. Поэтому неудивительно, что имеет место парадокс: выпускники школ стремятся в Вузы, причем часто не до конца понимая и осознавая будущую специальность, а получив диплом, остаются без работы или понимают, что данная профессия совершенно не соответствует их склонностям и способностям. И связано это с тем, что сегодня многие приходят в вузы, не думая о том, чем будутзаниматься, когда они его закончат. Одновременно с этим, многие колледжи и техникумы (особенно областные) испытывают трудности с набором студентов, Центры занятости получают все больше заявок от работодателей на специалистов со средним профессиональным образованием. Каким же видится решение данных вопросов?
В настоящее время у нас существует серьезный перекос в сторону высшего образования. Наблюдается явление так называемой «статусной противоречивости», которая подразумевает несоответствие статусного положения, престижа среднего профессионального образования в обществе и его объективной социальной значимости[3].
Колледжи и техникумы зачастую считаются образовательными организациями «второго сорта», но реальность такова, что именно здесь работают сильные преподавателипроизводственники, люди, знающие свое дело не только из учебников, прошедшие школу производства. Во многих ОО налажены связи с производством, что обеспечивает не только прохождение производственной практики, нои дальнейшее трудоустройство выпускников.Основной задачей профессионального образования должно стать не только получение молодыми людьми знаний и умений, но и формирование творческой, неординарно мыслящей личности, способной к саморазвитию, стремящейся вносить вклад в развитие общества. Потому становление профессионала должно представлять единую систему, включающую в себя: дошкольное, школьное, среднее, высшее и постдипломное профессиональное образование. Такая система будет гарантировать специалиста, четко понимающего суть своей профессиональной деятельности и обладающего необходимыми компетенциями для ее осуществления. Среднее образование более динамично, чем высшее, оно всегда быстрее реагирует на потребности экономики, так какнаправлено на то, чтобы подготовить кадры для конкретных предприятий.
Процесс обучения в системе профессионального образования можно представить следующим алгоритмом: Iкурс общеобразовательная подготовка; IIкурсспецкурсы по будущей специальности; IIIIVкурсизучение спецпредметов и прохождение практики на предприятиях.Причем, должен быть предусмотрен переход студента или с факультета на факультет, или в другую образовательную организацию системы СПО, в случае если он убедился в своем неправильном профессиональном выборе.
Все выпускники профессиональных образовательных организаций системы СПО должны иметь возможность продолжения образования в вузах. Часто решению данного вопроса «мешает» призывная кампания, поэтому необходимо решить вопрос на государственном уровне таким образом, чтобы способные студенты, нацеленные на продолжение образования подлежали призыву только по окончании вуза, и по возможности, проходили службу если не непосредственно по специальности, то близко к ней: например, молодые люди, окончившие морскуюакадемию –обязательно на флоте и в качестве специалиста с занесением времени службы в трудовую книжку. Кроме того важно, чтобы успевающие студенты имели льготы при поступлении в вузы при продолжении обучения и учились по сокращенной программе. Необходимо также решить вопрос о наставничестве: закреплять на производстве за молодым специалистом профессионала, который бы получал дополнительную заработную плату за своего подопечного, а по окончание испытательного срока, молодой специалист проходил экзамен, характеризующий не только его, но и наставника. Кроме того, важно поощрение дальнейшего карьерного роста выпускников СПО: должна быть предусмотрена система его стимулирования: повышение заработной платы, льготы, получение жилья и т.п.
Такая система профобразования поможет молодому человекунаходить свое место в жизни и совершенствоваться как специалисту, а высокая зарплата будет одним из основных мотивирующих факторов при выборе специальности. Мы получим специалиста не только обладающего определенной квалификацией, но ичеловека, умеющего адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, быть мобильным, готовым к постоянному саморазвитию.
Таким образом, можно выделить следующие условия, направленные на повышение престижности среднего профессионального образования:1.Необходима связь производства, нуждающегося в высококвалифицированных рабочих, с образовательными организациями системы СПО, вплоть до предложения работодателям открывать набор на необходимые специальности. 2. Необходимо заняться популяризацией среднего специального образования среди молодежи.3.Необходимо мотивирование и стимулирование абитуриентов для поступления в ссузы с помощью механизмов регулирования налогообложения заработной платы молодого специалиста, возможностью льготного поступления и обучения в вузе, а также особыми условиями медицинского и социального страхования[4].4.Необходимо усилить деятельность средств массовой информации по повышению престижа рабочей специальности и возвращению в область общественного внимания «человека труда».
Модернизация общества не будет успешной без возвращения этим социальнопрофессиональным группам экзистенциального значения смысла их деятельности. Профессиональная деятельность специалистов среднего звена направлена на удовлетворение жизненно важных потребностей социума, связана с обеспечением комфорта и безопасности людей. Сочетая в себе современные знания, а также такие традиционные ценности труда, как долг, ответственность, именно такой профессионал может стать опорой модернизации общества и основой формирования среднего класса[5].
Ссылки на источники1.Закон "Об образовании в РФ", 273ФЗ, Глава 8,Статья 68.
2.Стенографический отчет о совместном заседании Государственного совета и комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России./www.kremlin.ru/transcripts/8786).[Дата обращения 01.02.2016г.].3.Кармадонов O.A. Престиж и пафос как жизненные стратегии социальноэкономической группы/ O.A. Кармадонов // Социальные исследования. 2001.№1.4.Водянова И. Новая ремесленная экономика / И. Водянова // Общество и экономика. 2012. №1112. С.210.5.Чумакова Ю.О. Модернизация среднего профессионального образования: социальнофилософский анализ / Ю.О. Чумакова // Среднее профессиональное образование. 2013. №12.
Поиск возможностей изменения общественного сознания относительно социальной важности среднего профессионального образования и специалиста среднего звена
Аннотация.Вданной статье рассматриваются проблемынесоответствия социальной значимости среднего профессионального образования его статусу и престижу. Выделены характерные черты современного среднего профессионального образования: незавершенность, противоречивость, снижение престижа рабочей специальности, проблематрудоустройства выпускников. Заостряется проблема, заключающаяся в том, что выпускники школ стремятся в Вузы, частоне до конца понимая и осознавая будущую специальность, а получив диплом, остаются без работы или понимают, что данная профессия совершенно не соответствует их склонностям и способностям. Одновременно с этим, многие колледжи и техникумы испытывают трудности с набором студентов, а Центры занятости получают все больше заявок от работодателей на специалистов со средним профессиональным образованием. В статье предлагается вариант решения данных вопросов.Ключевые слова: среднее профессиональное образование, молодежь,социальная значимость, система профессионального образования.
Согласнозакона «Об образовании в РФ», 273ФЗ, «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности вуглублении и расширении образования», но на сегодняшний день, несмотря на остро ощущаемый дефицит специалистов среднего звена практически во всех отраслях народного хозяйства,отсутствует концепция дальнейшего развития и направленности среднего профессионального образования. Аналитики, занимающиеся данными вопросами, говорят о том, что для того чтобы стать высококвалифицированными и востребованными специалистами, необходимо, чтобы 80% студентов получили вначале своей карьеры среднее профессиональное образование[1].Несмотря на это,современная молодежь в большинстве своем настроена на получение высшего образования, минуя систему СПО.
Поэтому проблемы несоответствия социальной значимости среднего профессионального образования его статусу и престижу являются актуальными проблемами сегодняшнего дня, и требуют решения при участии всех заинтересованных сторон. Кроме того, важным является и тот факт, что при изучении вопросов престижа и статуса рабочих профессий мы сталкиваемся и с отсутствием фундаментальной теоретической базы.
Особенности профессиональной деятельности специалистов со средним профессиональным образованием рассмотрены в трудах таких ученых как В.М. Анисимова, A.A. Возьметель, Г.И. Осадчая, Д.В. Ефременко, Л.М. Дормидонова, B.C. Кожевников, которые исследовали и анализировали проблемы становления личности студента в условиях получения ими среднего профессионального образования. Изучение результатов работы ученых выявил отсутствие единого подхода к определению трудовой профессиональной деятельности, но одновременно показал и наличие единого мнения относительно низкой статусности среднего профессионального образования и рабочих профессий в целом, продемонстрировал назревшую на государственном уровне необходимость изменения сложившегося общественногостереотипа незначительности труда специалиста со средним образованием.
Таким образом, настоящая статьярассматривает важную проблемусегодняшнего дня: поиск возможностей изменения общественного сознания относительно социальной важности среднего профессионального образования и специалиста среднего звена.
Обратимся к истории. Возникновение и развитие среднего профессионального образования в России берет свое начало от ремесленниковДревней Руси, когда молодые люди получали необходимые для трудовой деятельности умения и навыки. В период развития машинного производства, профессиональное образование расширяет свои границы, что вызвано востребованностью специалиста, имеющего навыки и умения, необходимые в автоматизированном производстве. Кроме того, профессиональная школа формировала такие личностные качества личности, как способность к мобильности, инициативность, самостоятельность, обеспечивая, таким образом, личную независимость ученика от мастера.В постиндустриальном обществе профессиональные школы в Россиитеснопереплетаются с производством, а среднее профессиональное образование становится связующим социальным институтом между производством и образованием.Экономические реформы России и модернизация образования привели к неожиданным последствиям: среднее профессиональное образование оказалось в незавершенном, «подвешенном»состоянии. Его характерными чертами становятся: незавершенность, противоречивость, снижение престижа рабочей специальности, несоответствие уровня развития производства и среднего профессионального образования, проблематрудоустройства выпускников; выпуск специалистов с экономическим, гуманитарным июридическим образованием, превышающий потребности общества[2].
Обратимся к статистике, данные которой приведены в диаграмме:
Диаграмма «Перспективы на дальнейшее обучениевыпускников 9хклассов в 2015г.»
Рассматривая диаграмму, можно сделать вывод о том, что только половина выпускников 9х классов ориентирована на средние профессиональные образовательные организации. Причем, если мы будем рассматривать вопрос об осознанном выборе, то этот процент станет значительно меньшим.Внимание общества уделено в основном высшему образованию. Поэтому неудивительно, что имеет место парадокс: выпускники школ стремятся в Вузы, причем часто не до конца понимая и осознавая будущую специальность, а получив диплом, остаются без работы или понимают, что данная профессия совершенно не соответствует их склонностям и способностям. И связано это с тем, что сегодня многие приходят в вузы, не думая о том, чем будутзаниматься, когда они его закончат. Одновременно с этим, многие колледжи и техникумы (особенно областные) испытывают трудности с набором студентов, Центры занятости получают все больше заявок от работодателей на специалистов со средним профессиональным образованием. Каким же видится решение данных вопросов?
В настоящее время у нас существует серьезный перекос в сторону высшего образования. Наблюдается явление так называемой «статусной противоречивости», которая подразумевает несоответствие статусного положения, престижа среднего профессионального образования в обществе и его объективной социальной значимости[3].
Колледжи и техникумы зачастую считаются образовательными организациями «второго сорта», но реальность такова, что именно здесь работают сильные преподавателипроизводственники, люди, знающие свое дело не только из учебников, прошедшие школу производства. Во многих ОО налажены связи с производством, что обеспечивает не только прохождение производственной практики, нои дальнейшее трудоустройство выпускников.Основной задачей профессионального образования должно стать не только получение молодыми людьми знаний и умений, но и формирование творческой, неординарно мыслящей личности, способной к саморазвитию, стремящейся вносить вклад в развитие общества. Потому становление профессионала должно представлять единую систему, включающую в себя: дошкольное, школьное, среднее, высшее и постдипломное профессиональное образование. Такая система будет гарантировать специалиста, четко понимающего суть своей профессиональной деятельности и обладающего необходимыми компетенциями для ее осуществления. Среднее образование более динамично, чем высшее, оно всегда быстрее реагирует на потребности экономики, так какнаправлено на то, чтобы подготовить кадры для конкретных предприятий.
Процесс обучения в системе профессионального образования можно представить следующим алгоритмом: Iкурс общеобразовательная подготовка; IIкурсспецкурсы по будущей специальности; IIIIVкурсизучение спецпредметов и прохождение практики на предприятиях.Причем, должен быть предусмотрен переход студента или с факультета на факультет, или в другую образовательную организацию системы СПО, в случае если он убедился в своем неправильном профессиональном выборе.
Все выпускники профессиональных образовательных организаций системы СПО должны иметь возможность продолжения образования в вузах. Часто решению данного вопроса «мешает» призывная кампания, поэтому необходимо решить вопрос на государственном уровне таким образом, чтобы способные студенты, нацеленные на продолжение образования подлежали призыву только по окончании вуза, и по возможности, проходили службу если не непосредственно по специальности, то близко к ней: например, молодые люди, окончившие морскуюакадемию –обязательно на флоте и в качестве специалиста с занесением времени службы в трудовую книжку. Кроме того важно, чтобы успевающие студенты имели льготы при поступлении в вузы при продолжении обучения и учились по сокращенной программе. Необходимо также решить вопрос о наставничестве: закреплять на производстве за молодым специалистом профессионала, который бы получал дополнительную заработную плату за своего подопечного, а по окончание испытательного срока, молодой специалист проходил экзамен, характеризующий не только его, но и наставника. Кроме того, важно поощрение дальнейшего карьерного роста выпускников СПО: должна быть предусмотрена система его стимулирования: повышение заработной платы, льготы, получение жилья и т.п.
Такая система профобразования поможет молодому человекунаходить свое место в жизни и совершенствоваться как специалисту, а высокая зарплата будет одним из основных мотивирующих факторов при выборе специальности. Мы получим специалиста не только обладающего определенной квалификацией, но ичеловека, умеющего адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, быть мобильным, готовым к постоянному саморазвитию.
Таким образом, можно выделить следующие условия, направленные на повышение престижности среднего профессионального образования:1.Необходима связь производства, нуждающегося в высококвалифицированных рабочих, с образовательными организациями системы СПО, вплоть до предложения работодателям открывать набор на необходимые специальности. 2. Необходимо заняться популяризацией среднего специального образования среди молодежи.3.Необходимо мотивирование и стимулирование абитуриентов для поступления в ссузы с помощью механизмов регулирования налогообложения заработной платы молодого специалиста, возможностью льготного поступления и обучения в вузе, а также особыми условиями медицинского и социального страхования[4].4.Необходимо усилить деятельность средств массовой информации по повышению престижа рабочей специальности и возвращению в область общественного внимания «человека труда».
Модернизация общества не будет успешной без возвращения этим социальнопрофессиональным группам экзистенциального значения смысла их деятельности. Профессиональная деятельность специалистов среднего звена направлена на удовлетворение жизненно важных потребностей социума, связана с обеспечением комфорта и безопасности людей. Сочетая в себе современные знания, а также такие традиционные ценности труда, как долг, ответственность, именно такой профессионал может стать опорой модернизации общества и основой формирования среднего класса[5].
Ссылки на источники1.Закон "Об образовании в РФ", 273ФЗ, Глава 8,Статья 68.
2.Стенографический отчет о совместном заседании Государственного совета и комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России./www.kremlin.ru/transcripts/8786).[Дата обращения 01.02.2016г.].3.Кармадонов O.A. Престиж и пафос как жизненные стратегии социальноэкономической группы/ O.A. Кармадонов // Социальные исследования. 2001.№1.4.Водянова И. Новая ремесленная экономика / И. Водянова // Общество и экономика. 2012. №1112. С.210.5.Чумакова Ю.О. Модернизация среднего профессионального образования: социальнофилософский анализ / Ю.О. Чумакова // Среднее профессиональное образование. 2013. №12.