Педагогический процесс формирования волевого компонента чувства собственного достоинства у учащихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Молчанова Е. В. Педагогический процесс формирования волевого компонента чувства собственного достоинства у учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 526–530. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96009.htm.
Аннотация. В данной работе рассмотрен комплексный подход к процессу формирования волевого компонента чувства собственного достоинства школьников. Автором представлены материалы, подтверждающие, что качественный уровень и интенсивность данного процесса зависят от индивидуальных особенностей личности, исходного уровня знаний и жизненного опыта.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Молчанова Елена Владимировна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальногуманитарных дисциплин, филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке,г. Тихорецкmrborо@rambler.ru

Педагогическийпроцессформирования волевогокомпонента чувства собственного достоинства у учащихся

Аннотация.В данной работе рассмотрен комплексный подход к процессу формирования волевого компонента чувства собственного достоинства школьников. Автором представлены материалы подтверждающие, чтокачественный уровень и интенсивность данного процесса зависятот индивидуальных особенностей личности, исходного уровня знаний и жизненного опыта.

Ключевые слова:воля, чувство собственного достоинства, самовоспитание,нравственные качества, воспитание личности

Процесс формирования волевого компонента чувства собственного достоинства протекает по правилам последовательного педагогического воздействия на личности[2,3].Данный критерий структуры воспитательного процесса стал основой для выделения этапов формирования волевого компонента чувства собственного достоинства учащихся: 1 этап теоретический; 2 этап репродуктивный; 3 этап нормативный; 4 этап ‬деятельностнотворческий.Достигнутый качественный уровень формирования волевого компонента чувства собственного достоинства учащегося определялся на основании разработанных норм и критериев оценки, отраженных в таблице 1.Таблица 1Критерии сформированностиволевого компонента чувства собственного достоинства

Мотивационносмысловая составляющаяХарактерологическаясоставляющаяКогнитивнаясоставляющаяПоведенческаясоставляющаяПризнаки сформированностиинтереск деятельности;

признаниечувства собственного достоинствакак значимого компонента личности человека;

желание быть честным, справедливым, достойным человеком;

осмысленный и активный подходк процессу формирования чувства собственного достоинства. адекватное (правильное) восприятие обстановки;

уверенность в своих силах;

целеустремленность;мужество;

доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим людям;

выдержка и самообладание;

сдержанность в различных ситуациях.

качество теоретических знаний:полнота, объем, глубина, системность, гибкость и оперативность.умения человека:внимательно слушать другого человека;управлять своими эмоциями (гнев, обида, беспокойство, страх, восторг, радость и т.д.);отстаивать свою точку зрения, находить компромисс в решениях спорных вопросов и т.д.;оценивать свои действия и действия других людей;

вежливое отношение с окружающими;способностьк защите чести и достоинства, способностьподдерживать свое доброе имя;работатьнад своими недостатками и развивать способности и т.д.

Название этапов соответствует особенностям решаемых в них целей и задач, а также отражает сущность формирования волевого компонента чувства собственного достоинства школьника: от очень низкого до высокого. Сформированность каждого этапа обеспечивает возможность перехода на следующую ступень формирования волевого компонента чувства собственного достоинства. В процессе познания, при переходе от эвристического к творческому уровням, от обучения как усвоения готовых знаний к учению как добыванию знаний самостоятельно, учащийся приходит от одной оценки собственной активности к иной, формируя целостное представление о себе как о саморазвивающейся личности, т.е. объективно имеет место быть чувство собственного достоинства [1].Использование на практике выделенных критериев оценки позволило охарактеризовать качественные уровни сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства на каждом этапе. Выделение уровня очень низкий, объясняется тем, что объектом нашего исследования являются учащиеся младшего школьного возраста, и зачастую имеющийся у них теоретикопрактический опыт проявления волевого компонента чувства собственного достоинства находится гораздо ниже, чем тот, который можно отнести к низкому уровню[3].По результатам констатирующего эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная группы из учащихся младшего школьного возраста. Исходный уровень сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства у учащихся КГ и ЭГ статистически значимо не различался (P�0,05).

Реализацией воспитательной среды, обеспечивающей целенаправленное формирование волевого компонента у учащихся младшего школьного возраста является идея построения «Школы Достоинства» школы личностного развития и самосовершенствования, с идеалом свободной, жизнелюбивой, талантливой личности. Цель «Школы Достоинства» воспитание личности школьника, способного строить жизнь, достойную [1].Человека, сочетающего в себе мировоззренческую культуру, нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность. В экспериментальных классах применялись специально разработанные для каждого этапа задания, направленные на формирование волевого компонента чувства собственного достоинства у школьников, при этом использовались различные формы организации внеклассных занятий.В целом процесс формирования у учащихся волевого компонента чувства собственного достоинства осуществлялся в четыре этапа: теоретический, репродуктивный, нормативный и деятельностнотворческий. Основным критерием эффективности решения задач теоретического этапа был уровень сформированности у учащихся когнитивной и мотивационносмысловой составляющей волевого компонента чувства собственного достоинства.Анализ результатов теоретического этапа показал, что в ЭГ больше учащихся, достигших среднего уровня сформированности мотивационносмысловой (23,2%) и когнитивной (30,5%) составляющих волевого компонента чувства собственного достоинства по сравнению с КГ ‬18,4% в мотивационносмысловой и 18,4% когнитивной составляющей. В ЭГ учащиеся адекватно верно высказывают свое мнение о себе, проявляют такие качества личности как решительность, трудолюбие,дисциплинированность Следующим этапом нашего эксперимента был репродуктивный,целью которого было формирование базовых знаний и умений в вопросах достойного поведения, взгляды и убеждения учащихся на чувства собственного достоинства.Для реализации даннойцели были проведены следующие внеклассные мероприятия: этические беседы на темы «Взаимопомощь и взаимная поддержка ребят нашего класса», «Скромный человек не хвастает добрыми делами и поступками», «Будь всегда опрятным, аккуратным и организованным», «Будь непримиримым к грубости и черствости», ««Не хочу» и «Надо»», «Чувство собственного достоинства фантазии и реальность (что было бы, если бы человек не испытывал чувства собственного достоинства)»; классные часы на темы «Подвиги юных разведчиков», «Внимание, сосредоточенность, прилежность ‬основы хорошей учебы», соревнование «Самый волевой»; дискуссии на темы «Я и мир вокруг меня», «Мои успехи», «Мое поведение дома, в школе, с друзьями»; экскурсия по значимым местам города или станицы; ведение Дневника «Школы Достоинства».В целом, характеризуя изменения в деятельности школьников, можно отметить несколько положительных преобразований. Вопервых, учащиеся стали более внимательными к себе и окружающим. Вовторых, они стали размышлять над вопросами нравственности поведения и поступков человека (себя, одноклассников, посторонних людей и т.д.). Втретьих, у некоторых из них проявились лидерские способности, уверенность в себе, решительность, дисциплинированность и т.д.Эти характеристики личности позитивно влияют на процесс формирования волевого компонента чувства собственного достоинства и во многом обеспечивают сознательное отношение учащегося к своему поведению. Несмотря на воспроизводящий характер деятельности, одновременно происходило ее осмысление и переживание, знания адаптировались к конкретным условиям

На данном этапе процесса формирования волевого компонента чувства собственного достоинства наблюдаются статистически достоверные различия между показателями его сформированности у учащихся ЭГи КГ по очень низкому и по среднему уровню. Так, процент школьников, показавших очень низкий уровень сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства в ЭГ снизился с 22,1 % до 14,5%. Однако, в КГ этот показатель практически не изменился ‬28,6% в начале эксперимента и 26,9% на репродуктивном этапе. Изменилось, хотя и не так значительно, процентное соотношение в ЭГ и КГ школьников, показавших средний и высокий уровень сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства. Эти изменения особенно заметны в мотивационносмысловой, когнитивной и поведенческой составляющей среднего и высокого уровня сформированности.Для того чтобы теоретические знания младших школьников перешли в практические умения и навыки, необходимо сформировать опыт их деятельности. Нормативный этап нашего эксперимента был нацелен на формирование мотивационносмыслового отношения учащихся к волевому поведению, осознание его значимости для жизнедеятельности личности, вырабатывание на уровне алгоритмов умений отстаивать свою жизненную позицию, развитие своих положительных качеств. Были проведены следующие внеклассные мероприятия: классные часы на темы «Стержень человека его воля», «Сила человечества в единстве», театрализованный классный час «Зло должно быть наказано»; дискуссии по темам «Я и коллектив класса».При разработке данной системы мероприятий главной целью было формирование в классе общественного мнения, способствующего созданию моральной атмосферы взаимного уважения, заботы, ответственностиперед товарищами, нетерпимости к нарушениям общественной дисциплины. Для этого учащимся давалась возможность открыто выразить свои суждения, сомнения, мысли. Это позволяло им ощущать себя равноправным членом коллектива и воспитывало чувство собственной значимости, ответственности. Для достижения поставленных задач при организации воспитательной среды в классе мы привлекали учеников к процессу организации и проведения различных мероприятий, создавали ситуации нравственного выбора, где проявляется отношениешкольника к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям, организовывали чтения и разбор рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг, описывающие различные жизненные ситуации, в которых герой ставился перед лицом нравственного выбора, проводили этические беседы, помогающие детям понять и оценить нравственные поступки людей [1,2,3].Использование коллективной формы работы дало возможность учащимся общаться между собой, влиять друг на друга, высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать мнение других и делать выводы.Итоговые результаты данного этапа показали, что помимо количественного изменения, у некоторых испытуемых ЭГ отмечались и качественные изменения нравственного выбора. Это выражается в том, что школьники обосновывали свои ответы, стали чаще ориентироваться на содержание нравственной нормы. Повысилась способность выделять нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора. Оценки поступков стали более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе.Об этом свидетельствуют и результаты проведения театрализованного классного часа «Зло должно быть наказано». Его целью было, с одной стороны, определение осознанности учащимися значимости поступков по совести и чести, а, с другой стороны, формирование у нихобраза нравственного поведения. На нормативном этапе были выявлены более существенные, по сравнению с репродуктивным, различия между сформированностью нравственного опыта у учащихся ЭК и КГ. Так, достоверные различия были обнаружены уже по результатам трех уровней: очень низкого, среднего и высокого. При этом, в ЭГ завершили нормативный этап на среднем (39,1%) и высоком (30,1%) уровне учащихся, а в КГ ‬24,3% и 3,3% соответственно, что достоверно ниже (Р<0,05).В то же время, итоговым критерием ее успешности являются результаты поведения учащихся в реальных жизненных условиях. Задачи данной направленности решались на следующем деятельностнотворческом этапе. Цель этапа развивать общую направленность личности на проявление волевого компонента чувствасобственного достоинства в условиях реальной жизнедеятельности, самостоятельность творческого выполнения деятельности учащихся в рамках моральнонравственных норм.Анализ результатов эксперимента на заключительном этапе показал, что подавляющее большинство младших школьников ЭГ смогли достичь высокого (32,6%) и среднего (42,5%) уровня сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства при самостоятельном выполнении творческих заданий, тогда как в КГ ‬только 5,2% обнаружили высокий и 28,2% средний уровень, что достоверно ниже (Р<0,05). При этом, младшие школьники, имеющие высокие результаты на данном деятельностнотворческом этапе, более успешно выполняли самостоятельную творческую деятельность Учащиеся, имеющие к окончанию экспериментавысокий уровень сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства отличались ярко выраженной развитой рефлексией, настойчивостью и уверенностью в своих силах, потребностью в самовоспитании. Следует также отметить, что не у всех младших школьников, занимающихся по экспериментальной программе, к концу эксперимента констатируется сформированность волевого компонента чувства собственного достоинства. Это связано с тем, что эффективность формирования интересующих нас качеств личности школьника высокого порядка зависит от освоения более простых навыков.Анализ деятельности учащихся экспериментальной группы подтвердил предположение о поэтапном характере формирования волевого компонента чувства собственного достоинства. Анализ результатов формирующего эксперимента и систематического наблюдения за поведением учащихся выявил эффективность разработанной технологии: учащиеся ЭГ достигли достоверно более высокого уровня формирования интересующих нас сторон личности по сравнению с учащимися КГ.Таким образом, можно констатировать, что процесс формирования волевого компонента чувства собственного достоинства младших школьников является управляемым, при этом качественный уровень и интенсивность данного процесса будет зависеть от индивидуальных особенностей личности, исходного уровня знаний и жизненного опыта.

Ссылки на источники1.Молчанова Е. В. Информационнопедагогическое пространство «Школы Достоинства» как средство формирования волевого компонента чувства собственного достоинства // Концепт. ‬2013.‬Социальноантропологические проблемы информационного общества. Выпуск1. ‬ART 64011. ‬URL: http://ekoncept.ru/2013/64011.htm. ‬ISSN 2304120X.2.Молчанова Е. В.Условия формирования чувства собственного достоинства школьников Успехи современного естествознания..Издательский Дом «Академия естествознания», Пенза. 2008. №2. С.56 ISSN16817494 3.Молчанова Е.В. Формирование волевого компонента чувства собственного достоинства у учащихся младшего школьного возраста: дис. … канд. пед. наук /Е.В. Молчанова.‬Майкоп, 2009.141 с.