Современные методы проведения сравнительного анализа развития образовательных организаций
Выпуск:
ART 96019
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петрище
В.
И. Современные методы проведения сравнительного анализа развития образовательных организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
566–570. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96019.htm.
Аннотация. Наличие и использование оценочной процедуры, осуществляемой в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования современным требованиям, является необходимым условием развития образовательной системы в РФ. В статье приводится методика проведения регионального рейтинга образовательных организаций, осуществляемого Департаментом образования и молодежной политики Орловской области, в целях реализации государственной политики в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития региональной системы образования, обеспечения открытости деятельности образовательных организаций Орловской области.
Текст статьи
Петрище Виталий Иванович,кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО "Орловский государственный институт культуры", г.Орёл.Vpetrishche@mail.ru
Современные методы проведения сравнительного анализаразвития образовательных организаций
Аннотация.Наличие и использование оценочной процедуры осуществляемой в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образованиясовременным требованиямявляется необходимым условием развития образовательной системы в РФ.В статье приводится методика проведения регионального рейтинга образовательных организаций, реализуемого Департаментом образования и молодежной политики Орловской области,в целях реализации государственной политики в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития региональной системы образования, обеспечения открытости деятельности образовательных организаций Орловской области.Ключевые слова:образовательные организации, рейтинг, качество образования
Сравнительный анализ (рейтинг) в образовании становятся все более популярным и востребованным инструментом управления и информирования потребителей образовательных услуг.Сегодня актуальная и достоверная информация о результатах работы образовательных организаций и системы образования далеко не всегда является доступной для широкого круга пользователей. Поэтому существуют высокая потребность в систематизированной и наглядно представленной информации о системе образования.Одной из наиболее удобных форм представления такой информации являются различные рейтинги, основанные на независимой оценке качества образования.Независимая оценка качества образования оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:
потребностям физических лиц потребителей образовательных услуг в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ.Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических или физических лиц с привлечением к этой оценке организаций, имеющих опыт в данной деятельности и использующих валидный инструментарий для проведения оценочных процедур. Вместе с тем, образовательная организация вправе выбрать сама те организации (общественные, общественнопрофессиональные, автономные некоммерческие, негосударственные организации), которые будут содействовать получению ею независимой оценки деятельности.Независимая оценка качества образования может осуществляться в форме рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур в отношении образовательных организаций всех видов, а также образовательных программ, в том числе с использованием методологии и результатов международных сопоставительных исследований в области образования.В мировой практике разработкой и реализацией процедур независимой оценки качества образования, в том числе рейтингов организаций, предоставляющих образовательные услуги, занимаются, как правило, независимые организации.Например, формирование мировых рейтингов университетов осуществляется информационными холдингами US News (выпускает рейтинг вузовUSNewsandWorld Report),NewsUK(холдинг, выпускающий известное лондонское изданиеtheTimes). При создании рейтингов и при реализации иных форм независимой оценки качества в Российской Федерации проявляют инициативу российские информационные агентства и их региональные представители, например, информационное агентство ©Интерфаксª, ©Эксперт РА/РейтОРª рейтинговое агентство ©Эксперт РАª, РИА ©Новостиª.На уровне региона, муниципального образования также может быть востребована сравнительная оценка (рейтингование) образовательных организаци(например, в разрезе отдельных категорий:ВУЗ, колледж,техникум,гимназии, лицеи, школы).Результаты оценки могут оказаться значимыми для широкого круга заинтересованных пользователей: родителей, руководства школ, органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней.Обеспечение надежной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества образования через формирование общероссийской системы оценки качестваобразования определено в качестве цели подпрограммы ©Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образованияª государственной программы Российской Федерации ©Развитие образованияª на 2013 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014г. №295 [1]. Включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов независимой оценки качества образования является одной из ключевых стратегических задач развития системы образования на уровне регионов, муниципалитетов и отдельных организаций.Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ и включает в себя:1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.Независимая оценка качества образовательнойдеятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.Рейтинги в сфере образования являются популярным и востребованным инструментом управления и информирования потребителей образовательных услуг.Объектом рейтингования могут выступать:
образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;
условия реализации образовательного процесса;
сайты образовательных организаций;
результаты освоения обучающимися образовательных программ.В соответствии со статьей 95.2 Федерального закона ©Об образовании в Российской Федерацииª [2] независимая оценка качества образовательной деятельности организаций должна проводиться по таким общим критериям, как:
открытость и доступность информации об образовательных организациях;
комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.В соответствии со статьей 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ ©Об образовании в Российской Федерацииª, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662 ©Об осуществлении мониторинга системы образованияª, приказом Департамента и молодежной политики Орловской области от 31 января 2014 года № 123 ©Об утверждении Положения о рейтинге образовательных организаций Орловской областиª, в Орловской области реализуется проект ©Социальный индикаторª, направленный на развитие независимой оценки деятельности образовательных организаций и предоставляемых ими услуг.В рамках проекта ©Социальный индикаторª, реализуемого Департаментом образования и молодежной политики Орловской области, в целях реализации государственной политики в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития региональной системы образования, обеспечения открытости деятельности образовательных организаций Орловской области проводятся региональные исследования ©Региональный рейтинг образовательных организацийª.Рейтинговые исследования в рамках проекта ©Социальный индикаторª реализуются по трем основным направлениям:1. Рейтинг образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования;2. Рейтинг образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;3. Рейтинг образовательных организаций, реализующих программы профессионального образования.Оценка эффективности деятельности образовательных организаций Орловской области производится по результатам их работы за учебный год.Оценка эффективности образовательных организаций проводится по следующим направлениям:
содержание и организация образовательного процесса;
условия реализации образовательного процесса;
качество образовательного процесса.Каждое направление оценки эффективности деятельности образовательной организации определяется одним или группой следующих показателей:
соответствие деятельности образовательной организации требованиям законодательства;
выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);
обеспечение высокого качества обучения;
кадровое обеспечение образовательного процесса;
совершенствование педагогических и управленческих процессов образовательной организации на основе независимой системы оценки качества образования;
обеспечение доступности качественного образования;
организация эффективной физкультурнооздоровительной и спортивной работы;
создание условий для сохранения здоровья обучающихся;
оснащенность образовательного процесса и благоустройство;
обеспечение комплексной безопасности и охраны труда;
создание системы государственнообщественного управления;
эффективность финансовоэкономическойдеятельностиобразовательных организаций.Каждый из показателей Рейтинга образовательныхорганизацийопределяется комплексом критериев.Для каждого направления определены индикаторы и источники данных (таблица1).Таблица 1Индикаторы для оценки эффективности деятельности образовательных организаций Орловской области
№ п/пПоказательИндикаторИсточник данныхПериод рейтингования
1Выполнение плана приёма%
зачисленных в образовательное учреждение обучающихся (студентов) от запланированного количестваИнформация Департамента образованияОрловской области1 раз в год2Трудоустройство выпускников% трудоустроенных выпускников образовательного учреждения от общего количества выпускниковИнформация Департамента образованияОрловской области1 раз в год3Количество выпускников, окончивших образовательное учреждение с отличием% выпускников
образовательного учреждения, окончивших образовательное учреждение с отличием, от общего количества выпускниковИнформация Департамента образованияОрловской области1 раз в год4Внедрение в образовательном учреждении системы менеджмента качестваСтепень внедрения системы менеджмента качества в образовательном учрежденииИнформация Департамента образованияОрловской области2 раза в год5Открытость информации об образовательном учрежденииСтепень открытости информации об образовательном учрежденииМониторинг сайтов образовательного учреждения2 раза в год6Соблюдение образовательным учреждением законодательства РФ в области образованияСтепень соответствия деятельности образовательного учреждения требованиям законодательстваМониторинг Комитета по надзору и контролю в сфере образования Орловской области2 раза в год7Исполнение аккредитационных показателей
Соответствие деятельности образовательного Мониторинг по результатам аккредитационных 2 раза в годучреждения государственным требованиям по аккредитационным показателям.экспертиз8Качество подготовки выпускниковСреднее значение степени обученности выпускников образовательного учреждения.Информация образовательных учреждений2 раза в год9Создание в образовательном учреждении условий для получения профессии (специальности) лиц с
ограниченными возможностями здоровья
Степень
обеспеченности
условий для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровьяИнформация образовательных учреждений2 раза в год10Использованиедистанционных образовательных технологий в профессиональном обученииСтепень использования ДОТ в профессиональном обученииИнформация образовательных учреждений2 раза в год
Методика расчета рейтинга.1. Индикатор
% зачисленных в образовательное учреждении обучающихся (студентов) от запланированного количества.Рассчитывается по формуле:
где c %зачисленных в образовательное учреждение обучающихся (студентов) от запланированного количества;a количество зачисленных в образовательное учреждение обучающихся (студентов);b план приёма.2. Индикатор
% трудоустроенных выпускников образовательного учреждения от общего количества выпускников.Рассчитывается по формуле:
где c % трудоустроенных выпускников образовательного учреждения от общего количества выпускников;a количество трудоустроенных выпускников образовательного учреждения;b общее количество выпускников образовательного учреждения.3. Индикатор%выпускников образовательного учреждения, окончивших образовательное учреждение с отличием, от общего количества выпускников.Рассчитывается по формуле:
где c % выпускников образовательного учреждения, окончивших образовательное учреждение с отличием, от общего количества выпускников;a количество выпускников образовательного учреждения, получивших диплом с отличием;b общее количество выпускников образовательного учреждения.4. Индикаторстепень внедрения СМК в образовательном учреждении.Рассчитывается по формуле:с= a+bгде с степень внедрения СМК в образовательном учреждении;a наличие сертификата качества на СМК в образовательном учреждении (50%);b наличие внедрённой СМК в образовательном учреждении (50%).5. Индикаторстепень открытости информации об образовательном учреждении.Рассчитывается по формуле:с= a+bгде с степень открытости информации об образовательном учреждении;a наличие у образовательного учреждения сайта (50%);b размещение на сайте образовательного учреждения отчёта по самообследованию (50%).6.Индикатор
степень соответствия деятельности образовательного учреждения требованиям законодательства.Порядок расчёта индикатора: если в деятельности образовательного учреждения в ходе плановых и внеплановых проверок выявлены факты нарушения законодательства, ему присваивается 0 %; образовательным учреждениям, не допустившим нарушения законодательства за анализируемый период, присваивается 100%.7. Индикатор
соответствие деятельностиобразовательного учреждениягосударственным требованиямпо аккредитационным показателям.Рассчитывается по формуле:С=ΣiC
С значение показателя ©Соответствие деятельности образовательного учреждения аккредитационным показателямªΣiсумма значений показателей (П №1, П №2, П №3, П №4, П №5, П №6)П №1Организационноправовое обеспечение и качество управления образовательного учреждения.П №2Кадровое обеспечение образовательного учреждения.П №3Содержание и организация образовательного процесса в образовательном учреждении.П №4Уровень и качество подготовки выпускников, студентов и обучающихся в образовательномучреждении.П №5Материальнотехническая база, обеспечивающая проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного.П №6Организация безопасного пребывания участников образовательного процесса, воспитательной деятельности в образовательном учреждении, соблюдение медикосоциальных условий пребывания студентов и обучающихся в учреждении.В ранжировании образовательных учреждений профессионального образования по аккредитационным показателям используется оценкав баллах:
оценка ©соответствует государственным требованиямª 2 балла, что соответствует 16,6%;
оценка ©соответствует в основном государственным требованиямª 1 балл8,3 %.Максимальное значение 12 баллов99,6 %8. Индикатор среднее значение степени обученности выпускников образовательного учреждения.Рассчитывается по формуле:С= (СОУ1+СОУ2…+ СОУn)/ nгде Ссреднее значение степени обученности выпускников образовательного учреждения;nколичество укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательном учреждении;СОУ1,2,3показатели степени обученности выпускников по конкретной укрупненной группе специальностей и направлений подготовки.9. Индикатор
степень обеспеченности условий для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с Федеральной целевой программой ©Доступная средаª).Порядок расчёта индикатора: при наличии в образовательном учреждении условий, соответствующих показателям по созданию условий для профессионального обучения лиц с ОВЗ образовательному учреждению присваивается 100%, при наличииотдельных элементов 50%, при отсутствии условий 0%.10. Индикаторстепень использования дистанционных образовательных технологий в профессиональном обучении.Порядок расчёта индикатора: при активном использовании образовательным учреждениемв профессиональном обучении ДОТ учреждению присваивается100 %, при использовании отдельных элементов
50%, если образовательное учреждение не использует ДОТ в профессиональном обучении ему присваивается 0 %.При построении Рейтинга образовательных организаций используется кластерный подход.Для общеобразовательных организаций:Кластер 1. Общеобразовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего образования;Кластер 2. Общеобразовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего и основного общего образования.Кластер 3. Общеобразовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, с общей численностью обучающихся до 100 человек.Кластер 4. Общеобразовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, с общей численностью обучающихся от 101 до 500 человек.Кластер 5. Общеобразовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, с общей численностью обучающихся от 501 человека и более.Для дошкольных образовательных организаций:Кластер 1. Дошкольные образовательные организации, расположенные в сельской местности.Кластер 2. Дошкольные образовательные организации, расположенные в городской местности.Для профессиональных образовательных организаций:Кластер 1. Образовательные учреждения начального профессионального образования.Кластер 2. Образовательные учреждения среднего профессионального образования.В рейтинговой оценке принимает участие более 600 образовательных организаций из 27 муниципальных образований Орловской области и образовательные организации, подведомственные Департаменту образования и молодежной политики Орловской области.
Ссылки на источники1. ГосударственнаяпрограммаРоссийской Федерации ©Развитие образованияª на 2013 2020 годы(постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014г. №295)2. ©Об образовании в Российской ФедерацииªФедеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ (ред. от 30.12.2015) 3. Амеличкин А.В. Педагогическая деятельность учреждений культуры по формированию организационноуправленческих способностей молодежи //Образование и общество. 2012.№3. С. 112114.4. Варламов Н.В., Клименко Е.А. Особенности формирования организационной культуры в учреждениях социальнокультурной сферы //Вестник ОрелГИЭТ. 2015.№2(32). С. 112118.5. Михайлина А.В. К вопросу о необходимости формирования эффективной корпоративной культуры управления социальноэкономическими системами //Интеграл. 2013.№12. С. 117.6. Митин Д.В. Современные формы организационноэкономического сотрудничества сферы культуры и бизнеса //Образование и наука в современных условиях. 2015.№3. С. 302304.7. Петрище В.И. Формирование инновационной модели управления высшим учебным заведением //Вестник государственного и муниципального управления. 2014.№4(15). С. 3239.8. Рейнбах Е.Ю. К вопросу о взаимодействии творческого вуза и работодателей //Развитие системы высшего образования в сфере культуры: научный и образовательный опытматериалы Международной научнопрактической конференции. 2015. С. 7073.9. Соловьева И.А. Некоторые аспекты институциональной трансформации социальнокультурной сферы // Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансовМеждународная научнопрактическая конференция: материалы и доклады. Под общей редакцией О.А. Строевой. 2015. С. 129133.
Современные методы проведения сравнительного анализаразвития образовательных организаций
Аннотация.Наличие и использование оценочной процедуры осуществляемой в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образованиясовременным требованиямявляется необходимым условием развития образовательной системы в РФ.В статье приводится методика проведения регионального рейтинга образовательных организаций, реализуемого Департаментом образования и молодежной политики Орловской области,в целях реализации государственной политики в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития региональной системы образования, обеспечения открытости деятельности образовательных организаций Орловской области.Ключевые слова:образовательные организации, рейтинг, качество образования
Сравнительный анализ (рейтинг) в образовании становятся все более популярным и востребованным инструментом управления и информирования потребителей образовательных услуг.Сегодня актуальная и достоверная информация о результатах работы образовательных организаций и системы образования далеко не всегда является доступной для широкого круга пользователей. Поэтому существуют высокая потребность в систематизированной и наглядно представленной информации о системе образования.Одной из наиболее удобных форм представления такой информации являются различные рейтинги, основанные на независимой оценке качества образования.Независимая оценка качества образования оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:
потребностям физических лиц потребителей образовательных услуг в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ.Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических или физических лиц с привлечением к этой оценке организаций, имеющих опыт в данной деятельности и использующих валидный инструментарий для проведения оценочных процедур. Вместе с тем, образовательная организация вправе выбрать сама те организации (общественные, общественнопрофессиональные, автономные некоммерческие, негосударственные организации), которые будут содействовать получению ею независимой оценки деятельности.Независимая оценка качества образования может осуществляться в форме рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур в отношении образовательных организаций всех видов, а также образовательных программ, в том числе с использованием методологии и результатов международных сопоставительных исследований в области образования.В мировой практике разработкой и реализацией процедур независимой оценки качества образования, в том числе рейтингов организаций, предоставляющих образовательные услуги, занимаются, как правило, независимые организации.Например, формирование мировых рейтингов университетов осуществляется информационными холдингами US News (выпускает рейтинг вузовUSNewsandWorld Report),NewsUK(холдинг, выпускающий известное лондонское изданиеtheTimes). При создании рейтингов и при реализации иных форм независимой оценки качества в Российской Федерации проявляют инициативу российские информационные агентства и их региональные представители, например, информационное агентство ©Интерфаксª, ©Эксперт РА/РейтОРª рейтинговое агентство ©Эксперт РАª, РИА ©Новостиª.На уровне региона, муниципального образования также может быть востребована сравнительная оценка (рейтингование) образовательных организаци(например, в разрезе отдельных категорий:ВУЗ, колледж,техникум,гимназии, лицеи, школы).Результаты оценки могут оказаться значимыми для широкого круга заинтересованных пользователей: родителей, руководства школ, органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней.Обеспечение надежной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества образования через формирование общероссийской системы оценки качестваобразования определено в качестве цели подпрограммы ©Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образованияª государственной программы Российской Федерации ©Развитие образованияª на 2013 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014г. №295 [1]. Включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов независимой оценки качества образования является одной из ключевых стратегических задач развития системы образования на уровне регионов, муниципалитетов и отдельных организаций.Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ и включает в себя:1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.Независимая оценка качества образовательнойдеятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.Рейтинги в сфере образования являются популярным и востребованным инструментом управления и информирования потребителей образовательных услуг.Объектом рейтингования могут выступать:
образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;
условия реализации образовательного процесса;
сайты образовательных организаций;
результаты освоения обучающимися образовательных программ.В соответствии со статьей 95.2 Федерального закона ©Об образовании в Российской Федерацииª [2] независимая оценка качества образовательной деятельности организаций должна проводиться по таким общим критериям, как:
открытость и доступность информации об образовательных организациях;
комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.В соответствии со статьей 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ ©Об образовании в Российской Федерацииª, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662 ©Об осуществлении мониторинга системы образованияª, приказом Департамента и молодежной политики Орловской области от 31 января 2014 года № 123 ©Об утверждении Положения о рейтинге образовательных организаций Орловской областиª, в Орловской области реализуется проект ©Социальный индикаторª, направленный на развитие независимой оценки деятельности образовательных организаций и предоставляемых ими услуг.В рамках проекта ©Социальный индикаторª, реализуемого Департаментом образования и молодежной политики Орловской области, в целях реализации государственной политики в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития региональной системы образования, обеспечения открытости деятельности образовательных организаций Орловской области проводятся региональные исследования ©Региональный рейтинг образовательных организацийª.Рейтинговые исследования в рамках проекта ©Социальный индикаторª реализуются по трем основным направлениям:1. Рейтинг образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования;2. Рейтинг образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;3. Рейтинг образовательных организаций, реализующих программы профессионального образования.Оценка эффективности деятельности образовательных организаций Орловской области производится по результатам их работы за учебный год.Оценка эффективности образовательных организаций проводится по следующим направлениям:
содержание и организация образовательного процесса;
условия реализации образовательного процесса;
качество образовательного процесса.Каждое направление оценки эффективности деятельности образовательной организации определяется одним или группой следующих показателей:
соответствие деятельности образовательной организации требованиям законодательства;
выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);
обеспечение высокого качества обучения;
кадровое обеспечение образовательного процесса;
совершенствование педагогических и управленческих процессов образовательной организации на основе независимой системы оценки качества образования;
обеспечение доступности качественного образования;
организация эффективной физкультурнооздоровительной и спортивной работы;
создание условий для сохранения здоровья обучающихся;
оснащенность образовательного процесса и благоустройство;
обеспечение комплексной безопасности и охраны труда;
создание системы государственнообщественного управления;
эффективность финансовоэкономическойдеятельностиобразовательных организаций.Каждый из показателей Рейтинга образовательныхорганизацийопределяется комплексом критериев.Для каждого направления определены индикаторы и источники данных (таблица1).Таблица 1Индикаторы для оценки эффективности деятельности образовательных организаций Орловской области
№ п/пПоказательИндикаторИсточник данныхПериод рейтингования
1Выполнение плана приёма%
зачисленных в образовательное учреждение обучающихся (студентов) от запланированного количестваИнформация Департамента образованияОрловской области1 раз в год2Трудоустройство выпускников% трудоустроенных выпускников образовательного учреждения от общего количества выпускниковИнформация Департамента образованияОрловской области1 раз в год3Количество выпускников, окончивших образовательное учреждение с отличием% выпускников
образовательного учреждения, окончивших образовательное учреждение с отличием, от общего количества выпускниковИнформация Департамента образованияОрловской области1 раз в год4Внедрение в образовательном учреждении системы менеджмента качестваСтепень внедрения системы менеджмента качества в образовательном учрежденииИнформация Департамента образованияОрловской области2 раза в год5Открытость информации об образовательном учрежденииСтепень открытости информации об образовательном учрежденииМониторинг сайтов образовательного учреждения2 раза в год6Соблюдение образовательным учреждением законодательства РФ в области образованияСтепень соответствия деятельности образовательного учреждения требованиям законодательстваМониторинг Комитета по надзору и контролю в сфере образования Орловской области2 раза в год7Исполнение аккредитационных показателей
Соответствие деятельности образовательного Мониторинг по результатам аккредитационных 2 раза в годучреждения государственным требованиям по аккредитационным показателям.экспертиз8Качество подготовки выпускниковСреднее значение степени обученности выпускников образовательного учреждения.Информация образовательных учреждений2 раза в год9Создание в образовательном учреждении условий для получения профессии (специальности) лиц с
ограниченными возможностями здоровья
Степень
обеспеченности
условий для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровьяИнформация образовательных учреждений2 раза в год10Использованиедистанционных образовательных технологий в профессиональном обученииСтепень использования ДОТ в профессиональном обученииИнформация образовательных учреждений2 раза в год
Методика расчета рейтинга.1. Индикатор
% зачисленных в образовательное учреждении обучающихся (студентов) от запланированного количества.Рассчитывается по формуле:
где c %зачисленных в образовательное учреждение обучающихся (студентов) от запланированного количества;a количество зачисленных в образовательное учреждение обучающихся (студентов);b план приёма.2. Индикатор
% трудоустроенных выпускников образовательного учреждения от общего количества выпускников.Рассчитывается по формуле:
где c % трудоустроенных выпускников образовательного учреждения от общего количества выпускников;a количество трудоустроенных выпускников образовательного учреждения;b общее количество выпускников образовательного учреждения.3. Индикатор%выпускников образовательного учреждения, окончивших образовательное учреждение с отличием, от общего количества выпускников.Рассчитывается по формуле:
где c % выпускников образовательного учреждения, окончивших образовательное учреждение с отличием, от общего количества выпускников;a количество выпускников образовательного учреждения, получивших диплом с отличием;b общее количество выпускников образовательного учреждения.4. Индикаторстепень внедрения СМК в образовательном учреждении.Рассчитывается по формуле:с= a+bгде с степень внедрения СМК в образовательном учреждении;a наличие сертификата качества на СМК в образовательном учреждении (50%);b наличие внедрённой СМК в образовательном учреждении (50%).5. Индикаторстепень открытости информации об образовательном учреждении.Рассчитывается по формуле:с= a+bгде с степень открытости информации об образовательном учреждении;a наличие у образовательного учреждения сайта (50%);b размещение на сайте образовательного учреждения отчёта по самообследованию (50%).6.Индикатор
степень соответствия деятельности образовательного учреждения требованиям законодательства.Порядок расчёта индикатора: если в деятельности образовательного учреждения в ходе плановых и внеплановых проверок выявлены факты нарушения законодательства, ему присваивается 0 %; образовательным учреждениям, не допустившим нарушения законодательства за анализируемый период, присваивается 100%.7. Индикатор
соответствие деятельностиобразовательного учреждениягосударственным требованиямпо аккредитационным показателям.Рассчитывается по формуле:С=ΣiC
С значение показателя ©Соответствие деятельности образовательного учреждения аккредитационным показателямªΣiсумма значений показателей (П №1, П №2, П №3, П №4, П №5, П №6)П №1Организационноправовое обеспечение и качество управления образовательного учреждения.П №2Кадровое обеспечение образовательного учреждения.П №3Содержание и организация образовательного процесса в образовательном учреждении.П №4Уровень и качество подготовки выпускников, студентов и обучающихся в образовательномучреждении.П №5Материальнотехническая база, обеспечивающая проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного.П №6Организация безопасного пребывания участников образовательного процесса, воспитательной деятельности в образовательном учреждении, соблюдение медикосоциальных условий пребывания студентов и обучающихся в учреждении.В ранжировании образовательных учреждений профессионального образования по аккредитационным показателям используется оценкав баллах:
оценка ©соответствует государственным требованиямª 2 балла, что соответствует 16,6%;
оценка ©соответствует в основном государственным требованиямª 1 балл8,3 %.Максимальное значение 12 баллов99,6 %8. Индикатор среднее значение степени обученности выпускников образовательного учреждения.Рассчитывается по формуле:С= (СОУ1+СОУ2…+ СОУn)/ nгде Ссреднее значение степени обученности выпускников образовательного учреждения;nколичество укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательном учреждении;СОУ1,2,3показатели степени обученности выпускников по конкретной укрупненной группе специальностей и направлений подготовки.9. Индикатор
степень обеспеченности условий для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с Федеральной целевой программой ©Доступная средаª).Порядок расчёта индикатора: при наличии в образовательном учреждении условий, соответствующих показателям по созданию условий для профессионального обучения лиц с ОВЗ образовательному учреждению присваивается 100%, при наличииотдельных элементов 50%, при отсутствии условий 0%.10. Индикаторстепень использования дистанционных образовательных технологий в профессиональном обучении.Порядок расчёта индикатора: при активном использовании образовательным учреждениемв профессиональном обучении ДОТ учреждению присваивается100 %, при использовании отдельных элементов
50%, если образовательное учреждение не использует ДОТ в профессиональном обучении ему присваивается 0 %.При построении Рейтинга образовательных организаций используется кластерный подход.Для общеобразовательных организаций:Кластер 1. Общеобразовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего образования;Кластер 2. Общеобразовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего и основного общего образования.Кластер 3. Общеобразовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, с общей численностью обучающихся до 100 человек.Кластер 4. Общеобразовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, с общей численностью обучающихся от 101 до 500 человек.Кластер 5. Общеобразовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, с общей численностью обучающихся от 501 человека и более.Для дошкольных образовательных организаций:Кластер 1. Дошкольные образовательные организации, расположенные в сельской местности.Кластер 2. Дошкольные образовательные организации, расположенные в городской местности.Для профессиональных образовательных организаций:Кластер 1. Образовательные учреждения начального профессионального образования.Кластер 2. Образовательные учреждения среднего профессионального образования.В рейтинговой оценке принимает участие более 600 образовательных организаций из 27 муниципальных образований Орловской области и образовательные организации, подведомственные Департаменту образования и молодежной политики Орловской области.
Ссылки на источники1. ГосударственнаяпрограммаРоссийской Федерации ©Развитие образованияª на 2013 2020 годы(постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014г. №295)2. ©Об образовании в Российской ФедерацииªФедеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ (ред. от 30.12.2015) 3. Амеличкин А.В. Педагогическая деятельность учреждений культуры по формированию организационноуправленческих способностей молодежи //Образование и общество. 2012.№3. С. 112114.4. Варламов Н.В., Клименко Е.А. Особенности формирования организационной культуры в учреждениях социальнокультурной сферы //Вестник ОрелГИЭТ. 2015.№2(32). С. 112118.5. Михайлина А.В. К вопросу о необходимости формирования эффективной корпоративной культуры управления социальноэкономическими системами //Интеграл. 2013.№12. С. 117.6. Митин Д.В. Современные формы организационноэкономического сотрудничества сферы культуры и бизнеса //Образование и наука в современных условиях. 2015.№3. С. 302304.7. Петрище В.И. Формирование инновационной модели управления высшим учебным заведением //Вестник государственного и муниципального управления. 2014.№4(15). С. 3239.8. Рейнбах Е.Ю. К вопросу о взаимодействии творческого вуза и работодателей //Развитие системы высшего образования в сфере культуры: научный и образовательный опытматериалы Международной научнопрактической конференции. 2015. С. 7073.9. Соловьева И.А. Некоторые аспекты институциональной трансформации социальнокультурной сферы // Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансовМеждународная научнопрактическая конференция: материалы и доклады. Под общей редакцией О.А. Строевой. 2015. С. 129133.