Массовые праздники как форма сохранения духовного наследия (на примере Туркмении)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гараева Л. Г., Белозерова В. В., Домаренко Е. В. Массовые праздники как форма сохранения духовного наследия (на примере Туркмении) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 571–575. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96020.htm.
Аннотация. В статье дан анализ положительного опыта проведения массовых праздников. Исследование показывает, что некоторые имеют ряд типичных недостатков в их постановке. Важным условием решения обозначенной проблемы является совершенствование образования будущих режиссеров-постановщиков.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Белозерова Вера Вячеславовна,доцент кафедры Режиссуры театрализованных представлений, доцент Орловского государственного института культуры (г. Орел)belozvv@yandex.ru

Домаренко Елена Васильевна,зав. кафедрой Социальнокультурной деятельности Орловского государственного института культуры, доцент (г. Орел)skd.ogiik@mail.ru

Гараева Лачын Гурбанназаровна,студентка кафедрыРежиссуры театрализованных представлений Орловского государственного института культурыlachyn.garayeva@mail.ru

Массовые праздникикак форма сохранения духовного наследия (на примере Туркмении)

Аннотация.В статьеобоснована значимость праздников в возрождении культурного самосознания туркменского народа, обозначеныперспективы их дальнейшего развития. Предполагается, что одним из условий устранения типичных недостатков в их постановке является совершенствование профессиональной подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений, непрерывное последипломное образование и повышение квалификации специалистов социальнокультурной сферы.

Ключевые слова:праздники, обряды, сценарий, режиссура, подготовка и переподготовка специалистов.

Одним из важных событий Туркмении стало принятие Закона «Об охране национального нематериального культурного наследия» (2015 г.), который призван регулировать отношения в области духовной культуры. В нем отчетливо прописано, что народные празднества являются составным элементом самобытной национальной культуры страны, неисчерпаемым источником гражданскопатриотического воспитания молодежи. В настоящее время они представляют собой особое знаковое образование, своеобразный механизм передачи духовного опыта народа. Праздники содействует взаимопониманию людей, удовлетворяют их потребности в самовыражении, развлечении, способствуют общению, утверждению нравственных идеалов, поднимают на новую ступень взаимоотношения в быту. Праздники прочно вошли в реальную социальнокультурную практику. Они связаны со свободным временем, отдыхом и религиозным культом, с фольклором, народными обычаями, обрядами, пиршеством, играми. Включение молодежи в праздничнообрядовое действо вовлекает ее в активную социальную жизнь, приобщает к этическим нормам и правилам поведения, обеспечивает духовную преемственность, способствует освоению и развитию национальных традиций. Уместно привести простейшую типологию туркменских праздников и обрядов: семейные: 63й день рождения мужчин («Акгоюн»), возведение или приобретение нового дома, рождение сына («огул тойы»), стрижка волос у мальчика, появление первого зуба у младенца, появление младенца («БешикТуйи»), свадьба («НикокхТуйи») и др.; общенародные: «Курбан байрам», «Навруз» (НоврузБайрам, туркменский Новый год); праздники и обряды начала весеннее–полевых работ или сбора урожая; современные праздники и памятные даты, влияющие на упрочение самосознания народа «Праздник туркменского скакуна», «Праздник туркменского ковра», «Праздник туркменской дыни» и др. В стране широко отмечаются праздники, перешедшие из советского времени в современность: 8 Марта, Новый год, День Победы [1;2].В Туркмении двенадцать официальных праздников с выходным днем. Вопрос об их месте и роли в духовной культуре отличается особой сложностью и не может быть рассмотрен в данной статье скольконибудь подробно и обстоятельно. Вместе этого ограничимся некоторыми суждениями самого общего свойства и краткой характеристикой некоторых из них.День Государственного Флага (19 февраля) –государственного символа страны отмечается с 1992 г. В честь общенационального праздника стало замечательной традицией проводить масштабные торжества и культурномассовые мероприятия. В Главном национальном музее на выставке «Развевайся в вышине, Флаг Отчизны суверенной!» можно увидеть ковры с пейзажами, портретами и национальной символикой. В Музее изобразительных искусств экспонируются изделия ковровщиц, гобеленщиков, зергеров и керамистов. В Государственной академии художеств выставляются лучшие работы учащихся и молодых мастеров декоративноприкладного творчества [3]. В столичном спорткомплексе «Олимпийский» устраивается зрелищное шоу. В 2013 г. было объявлено состязание туркменских фотокорреспондентов и самодеятельных фотохудожников, многочисленные творческие проекты которых отражали знаменательные даты современного государства, его архитектуру и природу[4].С 1992 г. в стране отмечается самый почитаемый праздник во всем среднеазиатском регионе Новруз байрамы (день весеннего равноденствия), воплощающий собой приход нового сельскохозяйственного года (21 и 22 марта). В 2015 г. организатором театрализованного представления «Пришел Новруз в край возрожденный» в Ахалском велаяте выступили представители всех пяти областей республики. Проведение Национального праздника весны (таково его официальное наименование) стало значительным событием ее культурной жизни. В живописном месте были оборудованы гостеприимные шатры и юрты, подчеркивающие особенности обычаев каждой местности. Искусные повара, в соответствии с кулинарными традициями, демонстрировали всевозможные национальные угощения. Незабываемую и впечатляющую атмосферу праздника создавали костюмы фольклорных коллективов, национальные мелодии, песни и танцы [5]. По сложившейся традиции, восточный Новый Год встречается в стране торжественно и весело. В этот день принято подавать национальные туркменские блюда. Особой популярностью пользуется угощение из проращенных ростков пшеницы –«семене» [6]. В столице, веалаятских и этрапских центрах проходят сборные концерты, художественные выставки, фестивали, устраиваются гуляния молодежи. В течение всего дня туркмены ходят в гости, преподносят подарки родным и соседям. Праздник Курбан байрамы (отмечается с 1994 г.) символизирует национальное единение всех мусульман мира. Он сближает людей, укрепляет дружбу, взывает к добросердечию, гуманности, дружелюбию и великодушию. КурбанБайрам является частью паломничества в Мекку (оно считается одним из важнейших мусульманских обрядов) и отмечается несколько дней. По сложившейся традиции, многие мусульмане посещают могилы своих родственников. В дни светлого и веселого праздника совершается обрядовое действо жертвоприношения. Из мяса жертвенного животного готовятся национальные блюда. (Чаще всего жертвенным животным становится лучший в домашнем хозяйстве баран, не запрещается и бычок.) Ритуальное угощение бедных людей и всех нуждающихся считается благословенным и желанным. По верованиям, соблюдение обычая может помочь избежать болезней и несчастий. В честь праздника принято принимать гостей, дарить подарки, наведываться к соседям и родственникам. Древнейший праздник особенно любим молодежью. Одетые «попраздничному» девушки и парни катаются на специально поставленных небольших и гигантских качелях. (Следование этому привлекательному обычаю очищает от грехов.) В Ашхабаде высокие туркменские качели сооружаются «на Мирах. В течение трех дней рядом с ними выступают популярные артисты эстрады и фольклорные коллективы [7;8;9].День возрождения, единства и поэзии Махтумкули связан с принятием Конституции. Сначала он именовался «День возрождения и единства» (18 мая 1992 г.). Со временем было решено отмечать в этот день и праздник поэзии. (Произведения общепризнанного поэтаклассика XVIII столетия Махтумкули прославили Туркмению на весь мир. К его творчеству туркмены питают поистине религиозное благоговение). С 2000 г. официальное наименование праздника День возрождения, единства Туркменистана и поэзии Махтумкули Фраги. В этот день молодежь имеет возможность приобщиться к его бессмертным стихотворениям. С целью посещения могилы отца поэта, признанные деятели культуры и искусства отправляются в Иран. По поводу государственного праздника устраиваются фейерверки, поэтические состязания, тематические выставки, научные конференции, встречи с поэтами и писателями. В новом культурноразвлекательном центре Алем (Вселенная) организуется концерт. Традиционным стал митинг с торжественным возложением цветов к памятнику поэтаклассика [10].В День обретения независимости (2728 октября) в кульминационный момент или в конце традиционного праздничного гуляния организуются фейерверки и салюты. Огненное действо в ночном или сумеречном небе активизирует внимание участников и гостей праздника своей зрелищностью. Кроме того, накануне национального праздника в республике чествуют деятелей культуры и искусства, спорта и политики. На центральной площади Ашхабада проводится военный парад. В областных и районных центрах проходят сборные концерты и массовые гуляния [11].К Празднику нейтралитета в столице приурочена торжественная церемония возложения живых цветов к величественному Монументу нейтралитета [12]. В празднике принимают участие председатель Меджлиса, члены правительства, представители военных и правоохранительных органов, общественных организаций, министерств и ведомств, дипломаты, старейшины, учащиеся и иностранные гости [13].В 2008 г. Президент государства подписал Постановления: о провозглашении 27 июня национальным праздником «День работников культуры и искусства» и ежегодном проведении конкурса работников культуры, искусства, литературы. Идея праздника сохранение наследия страны, активизация международного сотрудничества. В экспозициях Музея изобразительных искусств широко представлены художественные полотна и скульптурные композиции, музыкальные инструменты, изготовленные в далеком прошлом, предметы гончарного и коврового искусства, национальные украшения, современные ювелирные изделия, полиграфические издания и фотоматериалы об известных деятелях культуры и искусства. В г. Дашогуз праздник отмечается целую неделю. Концертыдивертисменты туркменских и зарубежных исполнителей, театральные спектакли, презентации, вечера поэтического искусства –таковы его основные структурные элементы [14].В 2001 г. по указу главы государства Сапармурата Ниязова, День 8 марта был объединен с древним праздником Новруз байрам (2122 марта) и стал называться Национальным праздником весны и женщин. В 2008 г. президент Гурбангулы Бердымухамедов «вернул» стране праздник [15]. Сегодня этот день отмечается с особенной широтой. Все женщины получают от президента денежные подарки. В Ашхабаде и областных центрах организуются встречи с участницами Великой Отечественной войны и солдатскими вдовами. В президентском дворце проводится торжественное чествование ветеранов войны и труда, деятелей культуры и искусства, активисток женского движения, студенток и школьниц [16]. Накануне праздника проходит большое количество мероприятий: художественные выставки, научные конференции, концерты, театральные постановки, представления (Ледовый дворец). Особенное почтение испытывают в этот день многодетные матери им присваивается почетное звание «Эне мяхри» («Материнская нежность») [17].День Победы отмечается на высоком организационном уровне. «Никто не забыт и ничто не забыто» эти слова стали для туркменского народа и священными словами, и лейтмотивом всех праздничных программ. День Победы при первом президенте Туркмении отмечался два дня (8 мая день поминовения погибших в годы войны и 9 мая День Победы национальный праздник). Сегодня 9 мая официально называется День Победы в Великой Отечественной войне. Большой вклад в организацию праздника вносят: Национальный центр профсоюзов, Союз женщин, Союз промышленников и предпринимателей страны, Центральный совет ветеранов войны, Политсовет Демократической партии, общественные организации, Министерство обороны, Министерство культуры, хякимлики столицы и велаятов. Культурная программа праздника разнообразна: митингипамяти, возложение цветов к Мемориалу «Вечный огонь», научные конференции, конкурсы, спортивные соревнования. Внимание работников социальнокультурных и образовательных учреждений сосредоточено на чествовании солдатгероев, ветеранов и солдатских вдов с вручением им живых цветов, ценных подарков или денежного вознаграждения. В концертах (центр торжеств «Той меканы», киноконцертный центр «Туркменистан» и «Ватан», Дворец «Мекан, культурноразвлекательный центр «Парахат») участвуют эстрадные исполнители, профессиональныеи самодеятельные коллективы, бахши. Государственный музей открывает тематическую выставку, в которой представлены: солдатские фотографии, планшеты, награды, бинокли, письматреугольники, фотографии 9 полных кавалеров ордена Славы и колхозниц, внесших собственные средства в Фонд обороны, подлинные вещи Героя Советского Союза К. Дурды, письмо М. Оразмухаммедова, адресованное родственникам в 1943 г., документы, книги «Солдатские судьбы», «Память», «Слава», плакаты и лозунги ТуркменТАГа. Среди предметов можноувидеть фотографию деда Президента страны Бердымухамеда Аннаева, ефрейтора 748 стрелкового полка, воевавшего на 2м Украинском фронте. В Музее изобразительных искусств представлены скульптуры А. Мередова («Мать солдата»), А. Щетинина («Победа»), М. Юзбашева («Ожидание», «Весть»), картины Н. Червякова («На привале», «Ветераны»), А.Мухатова («Портрет отцасолдата. 1943г.»), работы Я. Аннанурова и Д. Худайгулы, Я.Байрамова, Г.Бабикова и С.Беглярова [18; 3]. «День туркменского скакуна» («царского коня») отмечается на государственном уровне с 1992 г. в последнее воскресенье апреля. В настоящее время конь ахалтекинец одна из достопримечательностей страны, ее мировая слава. (Лошади, похожие на ахалтекинцев, использовались в походах македонской армии. Они

упоминаются в фольклоре и классической литературе XIX столетия Сейиди. По мнению исследователей, с этой породы началось все мировое коневодство Ахалтекинцы демонстрирует резвость, маневренность, удивительную выносливость, восточный темперамент и возможность скорого восстановления после нагрузки. Как известно, первый президент республики наложил табу на вывоз ахалтекинцев из страны. В конце 2006 г. новый президент страны Гурбангулы Бердымухамедов не снимает этот запрет, но предпринимает конкретные меры для раскрытия их роли в культуре.) Ахалтекинец одна из лучших пород для конного спорта. Конь Янардаг (Огненная гора) –не только национальное достояние, национальная гордость страны, но и неотъемлемая часть государственной символики. Его изображение находится в центре композиции Государственного герба. Праздничные программы, посвященные древнейшей чистокровной породе верховых лошадей, проходят в течение недели [19; 20]. По широте и размаху разнообразных мероприятий, присутствию журналистов и иностранных гостей праздник конкурирует с Днем независимости. В День скакуна президент республики облачается в синий кафтан и шапку из овечьей шерсти и легким галопом на своем жеребце выражает свое почтение туркменскому народу. Появление белого голубя на его плече

«знак благословения свыше» [21; 22] . Массовые гуляния, международные выставки, концертыдивертисменты мастеров искусств, литературномузыкальные и поэтические вечера, театрализованные представления, ярмаркипродажи экипировок для всадников и амунициидля лошадей, чествование коневодов, присвоения лучшим из них почетного звания "Народный коневод Туркменистана") –таковы основные праздничные формы. В Международном конноспортивном комплексе проводятся состязания по конкуру (состязания по преодолению препятствий в определенном порядке и определенной сложности и высоты), традиционные скачки, конноспортивные соревнования среди наездниковюниоров, национальные игры с использованием лошадей [19], марафон на 40 километров (проспект Копетдаг). Туркменские наездники получают ценные призы, в числе которых машиныиномарки [23; 24]. Среди столичных мероприятий (2015 г.) следует назвать: V заседание Международной ассоциации ахалтекинского коневодства и VII научную конференцию «Туркменский скакун и мировое искусствоконеводства», в которых приняли участие зарубежные эксперты. По случаю праздника, Центральный банк выпустил коллекцию памятных монет "Ахалтекинский конь туркмен" из золота и серебра Многие туркмены отмечают официальное торжество в народных костюмах, кафтанах и шапках из овечьей шерсти. Проведение «Дня туркменского скакуна» поддерживается президентом. Об этом свидетельствуют церемонии открытия новых конноспортивных комплексов, которые транслировались в столице на огромном экране.В 1992 г. в стране был учрежден «Туркменхалы байрамы» –Праздник туркменского ковра (отмечается в первое воскресенье мая). Праздник воплощает собой преемственную связь самобытных традиций древнего ковроткачества с современностью. В музеях страны он отмечается выставками: «Туркменский ковёрдуша туркмен», "Исторические памятники в туркменских коврах" [25]. Здесь широко представлены классические орнаментальные чистошерстяные и шелковые ковры, пейзажные панно и сюжетные картины с ахалтекинскими скакунами. В Главном национальном музее демонстрируется ковры с портретами Президента Гурбангулы Бердымухаммедова и Ю.А.Гагарина [26].. На площади перед музеем размещаются юрты и импровизированные мастерские. Здесь можно увидеть произведения туркменских ковровщиц и мастеров декоративноприкладного искусства, антикварные изделия, тематические ковровые панно [27]. Ежегодно в празднике принимают участие ученые, коммерсанты, торговые организации, члены парламента и правительства, главы министерств и ведомств, общественные организации, дипломаты, СМИ, деятели культуры и искусства, учащаяся молодежь, именитые ковровщицы. В организации феерического шоу с участием профессиональных и самодеятельных танцевальных коллективов, восточных певцов активное участие принимает государственное предприятие "Туркменхалы". Повсеместно в скверах, парках, театрах, на концертных площадках проходят концерты, театрализованные представления, массовые народные гуляния, другие праздничные торжества. С целью популяризации искусства ковроткачества, выявления новых мастериц и художниковдизайнеров в республике проводится конкурс на лучший ковёр, организуется конференция с участием представителей отделений Гуманитарной ассоциации туркмен мира, культурных центров иностранных государств, ученыхисториков и искусствоведов, мастеровковроделов и коллекционеров [28; 29].Инициатором проведения Праздника туркменской дыни (отмечается с 1994 г. во второе воскресенье августа) выступил первый президент Туркменистана Сапармурат Ниязов Туркменбаши. Основная мысль праздника –возрождение былой славы бахчевой культуры, ее популяризация в республике и во всем мире. Сегодня глава государства Гурбангулы Бердымухамедов называет дыню «национальным богатством туркмен», «достопримечательностью» и "визитной карточкой" страны [30].Семена дыни, найденные в раскопках городища ГяурКала (4 в. до н. э.) говорят о том, что бахчеводство возникло в Туркмении в эпоху античности [31],. Известно, что первые сорта дыни возникли в Х11 в. Плоды украшали столы высших слоев привилегированного класса стран Востока и Запада. «Царица бахчи» упоминается в сочинениях Авиценны, в арабских и персидских источниках эпохи средневековья. Сегодня бахчевая культура награждена многими золотыми медалями на международных выставках. Основные мероприятия в честь дыни проходят в столице. В 2015 г. в Культурноразвлекательном центре «Парахат» чествовали лучших тружеников сельского хозяйства. В Национальной библиотеке Национального культурного центра состоялась встреча с известными крестьянамибахчеводами и ученымиселекционерами. За культивирование и взращивание бахчевых многим из них вручались ценные подарки и премии. В музыкальном центре «Ашхабад» организованы: выставка достижений пищевой промышленности «Золотая бахча Золотого века» и праздничный концерт. Во Дворце мукамов Государственного культурного центра Туркменистана был дан концерт оркестра народных инструментов и солистов. Здесь выступали бахши, звучали песни туркменских композиторов о Родине и столице. Во всех столичных парках и скверах в течение недели проходят гуляния, ярмарки, театрализованные представления, конференции, спортивные состязания и др. В условиях праздничного пространства вручались награды победителям конкурсов: "Золотая дыня", "Самый большой арбуз" и "Самая большая тыква" [32]. Необходимо отметить, что праздничные мероприятия с участием фольклорных коллектив и музыкальноинструментальных ансамблей проходят по всей стране. В 2012 г. в праздник отметило духовенство храма в честь св. благоверного князя Александра Невского г. Ашхабада —главного храма Патриаршего благочиния приходов Русской православной церкви в Туркменистане. (На пастырской конференции этот праздничный день был включен в приходские календари Патриаршего благочиния.) После благодарственного молебна с освящением плодов в день Преображения Господня (19 августа), состоялось угощение [33]. Праздник пшеницы Галла байрамы (третье воскресенье июля) учрежден в 1998 г., когда в республике было собрано более 1 млн. тонн пшеницы, и страна впервые обеспечила население собственным хлебом [34;35]. В ознаменование этого события первым президентом республики был подписан указ о Празднике пшеницы. В настоящее время в парках, скверах, во всех областных и районных центрах организуются массовые гуляния, театрализованные представления, выставки хлебной продукции, концерты самодеятельных и популярных профессиональных артистов. Главный герой праздника отличившиеся в труде сельские хлеборобы, земледельцыарендаторы, комбайнеры и механизаторы [36].В первое воскресенье апреля в республике отмечается Праздник “Капля воды –крупица золота”. Как известно, 80% территории страны занимает пустыня Каракум. Изза отсутствия воды лишь 3% региона отвечают требованиям земледелия. У туркмен сохранились имена почетных мастеров, копавших колодцы и проводивших каналы около 200 лет назад [37]. В этот день традиционным стало поздравление Президента государства. Местом проведения основных культурномассовых мероприятий является Ашхабадский парк и побережье реки Каракум. Инициатором проведения праздничного концертадивертисмента выступает столичная мэрия, министерство водного хозяйства, культуры и телерадиовещания, первенства на байдарках Государственный комитет по туризму и спорту. Накануне праздника организуетсянаучная конференция, посвященная значению Туркменского озера Алтын асыр (золотой век) в экологии Центральной Азии [38]. По всей стране на берегах рек, водоемов, искусственных озер и каналов, у фонтанов (сегодня в столице их более 300) проводятся театрализованные представления, концерты и массовые гуляния, в которых отражена тема воды. Рядом с ними располагаются дастарханы –скатерти с национальными кушаньями. Агропромышленный комплекс устраивает выставкипродажи сельскохозяйственной продукции и высокоэффективных машин из технического парка отрасли. Неотъемлемым элементом Праздника воды стало чествование лучших работников системы водного хозяйства, объектов оросительной системы, мелиораторов. Им торжественно вручаются денежные премии и ценные подарки.Активными участниками городских и сельских праздников становятся особенно почитаемые музыканты «Бахши», мастерски играющие на национальном струнном инструменте дутар. Любовь к ним народа настолько велика, что в их честь был учрежден Государственный праздник (отмечается каждое второе воскресенье сентября).Туркменские праздники не обходятся без поединков алабаев, стягивающих к себе как участников, так и большие массы людей. Возможно, когданибудь древняя и жестокая традиция собачьих боев будет иметь совсем иные формы. В состязании будет учитываться красота, стать, масса тела и умственные способности животного. Сегодня же этот национальный многовековой обычай стал важным элементом отмечаемых в стране праздников [39].Анализ праздников Туркмении дает нам возможность выделить в них традиционные виды действия, которые переплетаются, чередуются и происходят одновременно –песня, танец, игра. Мы не будем останавливаться подробно на пении как стимуляторе конкретного действия, отметим лишь, что в зависимости от характера, времени и места проведения туркменского праздника, оно выполняет различные функции, диапазон его использования достаточно широк. В современных праздниках все чаще используется музыкальное искусство, одно из древнейших видов деятельности людей. Важным способом организации культурной самодеятельности участников праздников является игра. Как понятие она объединяет в себе и движение, и танец, и песню. Игровая форма праздничнообрядового действа позволяет полнее и разностороннее раскрыть сущность национальной традиции. Она выступает методом вовлечения человека в активное массовое действо. В настоящее время еще не решен ряд вопросов, связанных с возрождением народных туркменских игр, их популяризации среди молодого поколения.В столице и других крупных городах Туркмении активно используются фейерверки, фонограммы и новейшие технические средства, которые помогают создать зрелищное, с неожиданным эффектом многоплановое действо. Различные звукоусилительные устройства позволяют охватить гораздо большее, чем ранее, количество участников и произвести на них незабываемое и яркое впечатление. Можно с уверенностью сказать, что современные технические средства дают серьёзный толчок к развитию праздников, способствуют усилению их эстетического эффекта, универсальны для применения в популяризации национального туркменского искусстваразличных жанров. Возможно, предположить, что сохранение праздничнообрядовой культуры страны будет тесно связано с дальнейшим прогрессом в данной области.Организация и постановка массового праздника сложный вид художественного творчества. Режиссёр возглавляет весь творческий процесс, направляет волю каждого исполнителя к достижению поставленной цели образно и эмоционально раскрыть содержание сценария. Ему необходимо найти основные мизансцены, пластическое решение художественного, документального, публицистического и игрового материала. Постановка современного праздника требует тщательной разработки пластического и словесного действия, осмысления пространственной и природноархитектурной среды. Знание режиссером времени его проведения даёт возможность найти традиционные и специфические средства выразительности, декоративнохудожественное оформление и сценографическое решение. Идея праздничного действа может быть выражена посредством метафоры, символа, аллегории, через их соотношение и сочетание.Создание драматургии праздника первоначальный этап в творческом процессе. Сценарий представляет собой единство художественной, психологопедагогической и режиссёрской деятельности. В художественное произведение он превращается при условии его разработки ведущим методом театрализации. Театрализация –основной путь совершенствования содержательной основы праздников, эффективный канал реализации и творческого развития социальнохудожественной активности личности, ее самодеятельности и инициативы. Суть театрализации создание художественных образов, образное решение сценарного материала. Искусство массового праздника невозможно без зрелищности формы, оригинального идейнотематического замысла, неповторимость которого первый залог успеха в активизации зрителяучастника.Анализ проведения праздников в Туркмении выявил ряд типичных недостатков. Прежде всего –это недостаточное понимание праздников как явления искусства. Организаторыпостановщики и сценаристы не всегда учитывают эмоциональную сферу человека, перегружают содержание праздников словесным действием, недооценивают тягу людей к образному мышлению и радостному общению, забывают о зрелищноразвлекательной стороне. При разработке драматургической основы не всегда учитывается сочетание информационнологической и эмоциональнообразной линии. Многие работники социальнокультурных учреждений не владеют теоретическими знаниями и практическими навыками в области драматургии и режиссуры массового праздника, все еще слабо используют творческий метод театрализации. Таким образом, в системе современной духовной культуры Туркмении массовые праздники выступают относительно самостоятельной формой. Их устойчивый и традиционный характер является сущностным условием их функционирования. К праздникам готовятся, они периодически повторяются во времени. Важным условием успешного их проведения являются: разработка целостной системы подготовки и переподготовки специалистов учреждений социальнокультурной сферы и системы образования; изучение положительного опыта организации массовых праздников в других странах, в том числе и в России. Специалистам учреждений социальнокультурной сферы необходимо овладеть комплексом общекультурных и профессиональных компетенций, специальных теоретических знаний и режиссерских навыков.

Ссылки на источники1.Народные праздники Туркменистана[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://restinworld.ru/stories/turkmenistan/40819/1.html[Дата обращения 01.02.2016].2.Народные праздники Туркменистана [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://asiatravel.uz/turkmenistan/nacionalnyetradiciiturkmenistana/narodnyeprazdnestva/ [Дата обращения 20.02.2016].3.Выставки в музеях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=6786/ww.brsu.by/Turkmenistan/prazdnikiipamyatnyedatyturkmenistana/ [Дата обращения 20.02.2016].4.Выставки ко Дню государственного флага [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://infoabad.com/afisha/vystavkikodnyugosudarstvenogoflaga.html[Дата обращения 10.02.2016].5.В Туркменистане готовятся к празднику Новруз байрам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arzuw.tm/567/vturkmenistanegotovyatsyakprazdnikunovruzbayram.html[Дата обращения 20.02.2016]. 6.Национальный праздник весны (Новруз байрамы), Туркменистан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://country.turmir.com/holidays_125_1644.html[Дата обращения 05.02.2016].7.Мусульмане Туркмении отмечают светлый праздник Курбан Байрам [Электронный ресурс]. Режим доступа: [Дата обращения 15.01.2016].http://ria.ru/society/20081209/156794605.html [Дата обращения 20.02.2016].8.Туркменистан отмечает праздник Курбан байрамы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.turkmenistan.ru/ru/articles/40136.html[Дата обращения 07.02.2016].

9.Туркмения будет праздновать Курбанбайрам три дня [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.rian.ru/religion/20071220/93313088.html10.Праздник возрождения, единства и поэзии Махтумкули в Туркменистане [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://1000.menu/holidays/info/521prazdnikvozrozhdeniyaedinstvaipoeziimaxtumkulivturkmenistane[Дата обращения 20.02.2016].

11.День независимости Туркмении[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.funlib.ru/index.php?id=146 [Дата обращения 15.01.2016].

12.Жители Туркмении отмечают национальный праздник[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2697375[Дата обращения 15.01.2016].

13.Праздник нейтралитета Туркменистана –праздник миротворчества[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=5485[Дата обращения 10.01.2016].

14.Национальные праздники и памятные дни Туркменистана [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://infoabad.com/vsoturkmenistane/nacionalnyeprazdnikiipamjatnyedniturkmenistana.html[Дата обращения 20.02.2016].

15.Туркмения вновь отмечает Международный женский день [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/society/20080308/100957360.html[Дата обращения 02.02.2016].

16.Международный женский день [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://country.turmir.com/holidays_125_1643.html[Дата обращения 20.02.2016].17.Президент Туркмении подарит женщинам страны по40манатов [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://lenta.ru/news/2013/03/02/present/[Дата обращения 01.02.2016]. 18.В музеях в канун Дня Победы открылись тематические выставки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://parahat.info/news/20140507vmuzeyahvkanundnyapobedyotkrylistematicheskievystavki [Дата обращения 20.02.2016].

19.В Туркменистане проведут праздник туркменского скакуна[Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.newsasia.ru/view/tm/travel/8218[Дата обращения 10.02.2016]. 20.Туркмения отмечает праздник коняахалтекинца [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nastavlenie.ru/atlet/sport/2012/04/turkmeniaotmechaetprazdnikkonyaakhaltekintsa.aspx [Дата обращения 10.02.2016]. 21.Праздник ахалтекинских коней отмечают в Туркмении [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.ebftour.ru/news.htm?id= [Дата обращения 10.02.2016].

22.Праздник ахалтекинских коней отмечают в Туркмении [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.sumtech.ru/info/2013/04/prazdnikakhaltekinskikhkoneyotmechayutvturkmenii.aspx]. [Дата обращения 20.02.2016]. 23.День скакуна в Туркмении [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.ebftour.ru/news.htm?id=4991[Дата обращения 20.02.2016].

24.День туркменского скакуна [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.burlesqueen.ru/january/horseday[Дата обращения 20.02.2016].25.Праздник туркменского ковра [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.turkmenexpo.ru/news/ [Дата обращения 20.02.2016].26.В Туркмении отпраздновали День ковра [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsasia.ru/view/8329[Дата обращения 20.02.2016].27.В Туркмении отмечается традиционный праздник ковра [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ru.poezdka.de/113/middleasia/turkmenia/carpetsturkmenia/carpetfest.html[Дата обращения 20.02.2016].28.Новости туризма. Туркмения отмечает праздник ковра [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.poedem.ru/news/4725/[Дата обращения 20.02.2016].

29.Праздник ковра в Туркмении [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dni24.com/lifestyle/1804prazdnikkovravturkmenii.html[Дата обращения 20.02.2016].

30.В Туркмении отмечают сладкий праздник дыни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kalitva.ru/85069v_turkmenii_otmechajut_sladkijj_prazdnik_dyni.html[Дата обращения 09.02.2016]. 31.День туркменской дыни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gotovim.ru/news/2009/08/denydiny.shtml [Дата обращения 10.02.2016].32.В Туркмении отмечается национальный праздник дыни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gotovim.ru/news/2005/08/prazdyny.shtml[Дата обращения 20.02.2016].33.Православные Туркмении отметили государственный праздник —День туркменской дыни: [Электронный ресурс]. Режим доступа http://rublev.com/novosti/pravoslavnyeturkmeniiotmetiligosudarstvennyiprazdnikdenturkmenskoidyni[Дата обращения 20.02.2016]. 34.Праздник пшеницы отметят в Туркмении [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.diapazon.kz/cis/30198prazdnikpshenicyotmetjatvturkmenii.html [Дата обращения 03.02.2016].

35.Праздник пшеницы отмечают 19 июля в Туркмении [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.qip.ru/2015/07/19/172203185?tag=sportm[Дата обращения 20.02.2016]. 36.В Туркменистан отмечает праздник зерна [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecoteco.ru/news/n9597/[Дата обращения 15.01.2016].37.В Туркмении отмечают праздник воды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecoportal.su/news.php?id=52885 [Дата обращения 20.02.2016].

38.В Туркмении отмечают праздник воды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rybakrybaka.ru/news/6968/[Дата обращения 20.02.2016].39.Туркменские национальные традиции, связанные с алабаями [Электронный ресурс].Режим доступа:[http://securitydog.org/statiya/turkm_traditsii_alabay/[Дата обращения 10.02.2016].