Особенности формирования сенсорных эталонов у младших дошкольников посредством игр в юнгианской песочнице
Выпуск:
ART 96027
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Балашова
Э.
В.,
Васина
Ю.
М. Особенности формирования сенсорных эталонов у младших дошкольников посредством игр в юнгианской песочнице // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
601–605. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96027.htm.
Аннотация. В статье рассмотрен опыт практических занятий по сенсорному развитию ребёнка от рождения до возраста младшего дошкольника. Рассмотрены этапы воспитания сенсорной культуры ребенка. Выдвинуто предположение о влиянии игр в юнгианской песочнице на процесс формирования сенсорных эталонов. Подробно проанализирован процесс непосредственно образовательной деятельности в юнгианской песочнице при формировании сенсорных эталонов.
Текст статьи
Балашова Элеонора Владимировна,студентка 4 курса ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, педагогвоспитатель детского развивающего клуба «Воображариум» г. Новомосковск Тульской области
sharik_elik@mail.ru
Васина Юлия Михайловна,кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогикиФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого» г.ТулаJ_m_vasina@mail.ru
Особенности формированиясенсорных эталонов
у младших дошкольников посредством игр в юнгианской песочнице
Аннотация. В статье рассмотрен опыт практических занятий по сенсорному развитию ребёнка от рождения до возраста младшего дошкольника. Рассмотрены этапы воспитания сенсорной культуры ребенка. Выдвинуто предположение о влиянии игр в юнгианской песочнице на процесс формирования сенсорных эталонов. Подробно проанализирован процесс непосредственно образовательной деятельности в юнгианской песочнице при формировании сенсорных эталонов.Ключевые слова: сенсорное развитие, младшие дошкольники, сенсорные эталоны, юнгианская песочница.
Психологопедагогические аспекты сенсорного развития детей –один из тех вопросов, которые не перестают волновать психологов и педагогов, вот уже на протяжении многих лет. И это не случайно, так как познание окружающего мира начинается с восприятия всего того, что нас окружает. А восприятие, в свою очередь, и является основой сенсорного развития. Сенсорное развитие –это развитие восприятия ребёнка и формирование его представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. [1]Все другие формы познания формируются уже на основе образов восприятия, и являются результатом переработки восприятия. То есть, ребёнок сначала ощущает, затем воспринимает, а потом уже представляет то, что было в предыдущем опыте восприятия.Развитие сенсорики начинается с первых дней жизни ребёнка и проходит определённые этапы. К концу младенчества формируются такие свойства восприятия, как константность, правильность, предметность, системность, что способствует появлению в осознании детей первых предметных эталонов. В период раннего возраста, с помощью восприятия, происходят операции мышления, продолжают формироваться предметные эталоны, которые, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных эталонов. И, наконец, в возрасте младшего дошкольного возраста в сенсорном развитии основным является формирование в осознании ребенка сенсорных эталонов и способов их использования.[2]
От того, в какой мере ребенок сможет ориентироваться в окружающих его предметах и явлениях, будет зависеть его дальнейшее обучение и приобретение будущей профессии. А это, в свою очередь, определит всю его дальнейшуюжизнь в современном мире. В социальном мире, в процессе обучения и воспитания, восприятие ребёнка ориентируется на общепринятые нормы свойств предметов, которыми являются сенсорные эталоны. Данное понятие в своих исследованиях ввел А.В. Запорожец. Сенсорными эталонами называются формы геометрических фигур, цветовой спектр цветов, общепринятая система мер, шкала музыкальных звуков, характеристики вкусов и запахов. [3]В младшем дошкольном возрасте основной задачей сенсорного развития является знакомство детей с общепринятыми сенсорными эталонами. Усвоение сенсорных эталонов не ограничивается рамками младшего дошкольного возраста, а продолжается и в дальнейшем, так как это довольно длительный процесс, который осуществляется на специально организованных занятиях, а закрепление знаний и умений —в повседневной жизни: в общении родителей и детей, на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д.Л.А. Венгер, в свою очередь, ввёл понятие «воспитание сенсорной культуры ребенка», которое дает нам четкое понимание того, что сенсорное развитие ребенка необходимо направлять и контролировать. В случае отсутствия данного вида деятельности с детьми, сенсорное воспитание детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения ранними видами деятельности (рисованием, конструированием и др.)[4]Любые виды деятельности ребёнка приносят свои положительные, а иногда и отрицательные плоды. На это влияет очень много факторов: интересы детей, мотивация к действиям, окружение (семья, личность педагога, друзья), предметноразвивающая среда, доступность в этой среде всего необходимого для развития дошкольников, содержание и структура подаваемого материала, использование различных видов и методов подаваемой информации и даже время организации деятельности.В своих исследованиях по развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста мы решили проанализировать влияние игр в юнгианской песочнице на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).И это не случайно, так как в профессиональной деятельности мы обратили внимание на то, что дети с большим интересом и удовольствием принимают участие в играх, связанных с песком, что, в свою очередь, является одним из основных видов естественной деятельности ребёнка с природным материалом.То, как на подсознание человека влияют игры с песком в юнгианской песочнице, было описано и доказано ещё К.Г. Юнгом, основоположником аналитической психологии.[5]Нами было сделано предположение, что, помимо психологического и психотерапевтического воздействия, игры в юнгианской песочнице положительно влияют на быстроту формирования сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей младшего дошкольного возраста.Экспериментальная работа осуществляется в группе трёхи четырёхлетних детей. Занятия проходят два раза в неделю по 30 мин. Структура занятий включает в себя: два блока по 10 минут, динамическая музыкальная пауза —10 минут, а так же —пальчиковая гимнастика по теме занятия. Музыкальный блок строится на основе методики С. и Е. Железновых.[6] Дети вместе с преподавателем слушают и поют короткие песенки, выполняя при этом определённые движения. Песни ритмичные, спокойные и понятные для восприятия детей. Достоинствами данной методики являются: формирование чувства ритма, музыкальных способностей, развитие мелкой моторики рук, формирование навыков правильной речи, физическое и эмоциональное оздоровление ребёнка. Таким образом, музыкальный блок включает в себя: изучение и повторение песен, элементы зарядки, пальчиковые игры и общение при помощи жестов. Во время динамических пауз упражнения чередуются, происходит импровизация, фантазирование; дети отвлекаются от основной деятельности в песочнице и проявляют двигательную активность, которая необходима для дошкольников,так как её отсутствие (или ограничение) приводит к снижению умственной активности ребенка.Занятия формируются по лексическим темам: «Овощи, фрукты», «Деревня», «Осень», «Игрушки», «Домашние животные», «Посуда», «Я и моя семья», «Зима», «Новый год», «Зимние забавы», «Зимняя одежда», «Птицы», «Дикие животные», «Женский день», «Родной город», «Весна», «Транспорт», «Я —человек», «Деревья, цветы».Комната для занятий оборудована столами, на которых установлены пластмассовые песочницы с голубым дном размером 50х70 см, высота борта песочниц 10 см. Пропорции песочницы разработаны с учетом принципа золотого сечения.За каждой песочницей дети занимаются вдвоем, что способствует развитию системы социальных отношений: дети приобщаются к нормам поведения и учатся взаимодействовать с другими детьми, учатся делить территорию для игры. Во время непосредственной образовательной деятельности в песочницах, у детей повышается мотивация к играм, так как эти они вызывают у детей большую заинтересованность. Занятия проходят динамично, но в то же время, дети расслабляются вследствие того, что игры с песком оказывают на них релаксирующее воздействие (особенно это заметно в работе с активными детьми, склонными к дефициту внимания). Во время игр в песочнице абстрактные символы (геометрические фигуры, цифры и др.) «оживают», дети активно играют в сюжетноролевые игры, при этом, часто используют предметызаместители и наделяют их несуществующими характеристиками и свойствами.[5]В играх обязательно присутствует интрига главного действующего героя, им чаще всего является Мудрая сова (перчаточная кукла). Перчаточные куклывоспринимаются детьми лучше, чем обыкновенные, так как могут выполнять различные движения, в которых участие взрослого четко не прослеживается. Кукла в данном случае является промежуточным героем при взаимодействии дошкольника и педагога. По утверждению многих психологов, куклы позволяют детям чувствоватьсебя защищёнными при решении своих проблем и освоении новых способов поведения и коммуникации. Кукла помогает заменить друга, она всё понимает и во всём может помочь. Дети переживают, всё происходящее вместе с куклой, она более доступна в эмоциональном и нравственном поведении для них. Мудрая сова предлагает различные задания, подбадривает, хвалит.[7]В зависимости отнепосредственной цели занятия детям предлагается: деревянный набор геометрических фигур разного цвета и размера, а так же набор Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики из набора «Сложи узор», различные шнуровки; разноцветные счетные палочки, миниатюрные фигурки: людей, домашних, диких животных; разнообразные растения, муляжи: овощей, фруктов, ягод; разного размера и цвета: пуговицы, бутылочки, мячики, игрушки, орехи, семечки, камни, а так же другие необходимые заготовки для совместной деятельности педагога с детьми.Занятие начинается с приветствия, которое не меняется в течение всего учебного года: для этого используется фонарик со свечой. Детям нравится ритуал зажжения свечи, а в конце занятия каждый ребенок задувает свою, специально для него зажженную свечу —это помогает настроиться на работу, и вовремя закончить игры без негативных эмоций. Также, задувание свечей положительно влияет на силу выдоха, что способствует активизации речевых процессов. Сидя на подушках на полу преподаватель и дети здороваются друг с другом, и, здесь же, приступают к рассмотрению темы занятия (для чего используются материалы на бумажных и мультемедийных носителях). Например, на занятии, посвящённому теме «Деревня», после приветствия, педагог вместе с детьми просмотрел книгу «Где мы были летом. Знакомство с окружающим» с иллюстрациями Марины Федотовой (Издательство «Карапуз», серия «Для самыхсамых маленьких»). Этот блок проходит очень динамично, педагог стремится заинтересовать детей темой занятия, для того, чтобы до начала работы в песочнице ребята уже четко понимали, что от них требуется. Педагог побуждает ребенка найти и показать чтолибо на картинке, привлекает внимание к книжным персонажам, побуждает строить простые фразы, описывать изображения с использованием прилагательных, наречий, глаголов, старается вызывать у детей эмоции (сочувствие, сопереживание, радость). Внимание детей заостряется на тех иллюстрациях, на основе которых будут предложены задания в песочнице. Затем, начинается блок занятия, посвящённый непосредственно играм в песочницах. В качестве вводного задания детям предлагается, например, найти предмет, который Мудрая сова спрятала в песке. Данное задание готовит детей к активной деятельности и вносит элемент неожиданности (загадки) в учебный процесс. Сюрприз является одним из способов, который отвечает психологическим особенностям младших дошкольников: он стимулирует детей к удовлетворению открытий, помогает развитию фантазии и воображению; сюрприз радует детей, и украшают любую игру. На каждом занятии используются такие моменты, а иногда и не по одному.В песочнице дети находят овощи и фрукты разного размера и цвета. На первом занятии Сова предлагает разложить их по корзинкам в зависимости от их размера, разделив, таким образом, все предметы на большие и маленькие. Для обсуждения детям предлагаются вопросы: «Что и где растет?», «Это овощ?» «Это фрукт?». Во время проведения последующих занятий, детям предлагается разделение овощей и фруктов по формам и цветам.На занятии, посвящённом теме «Деревня» Мудрая сова даёт детям задание построить дом в деревне. Конструирование стимулирует формирование эталонов формы, развивает техническое мышление. После завершения строительства дома, происходит совместный анализ постройки. Педагог вместе с детьми обсуждает части и формы, из которых состоят дома. После завершения конструирования педагог также акцентирует внимание детей на цвете фигур и их величине.Также, Мудрая Сова предлагает детям при помощи мозаики посадить на грядках возле построенного дома помидоры и огурцы (для этого детям предлагаются детали мозаики красного и зелёного цветов), таким образом, выполняя это задание, дети используют предметызаместители.
Предметызаместители развивают воображение, помогают фантазировать, проявлять творческую активность, они являются опорой для мышления. Использование в игре предметовзаместителей учит детей решать возникающие проблемы, и помогает им перейти на более высокий уровень игровой деятельности.После того, как две грядки засажены помидорами и огурцами, педагог обсуждает с детьми их характеристики (только цвета). В дальнейших играх, помидоры и огурцы чередуются в разных комбинациях, и, постепенно, в игру вводятся новые овощи (цвета). Игры с мозаикой помогают развивать мелкую моторику рук и развивать логическое мышление, а в занятиях по сенсорному развитию мозаика используется для формирования эталонов цвета. Для формирования эталонов цвета и величины во время лексической темы «Деревня» также используются разноцветные счетные палочки или палочки Киюзенера, которые являются хорошим дидактическим материалом в достижении поставленных целей. При помощи палочек дети строят забор вокруг дома, после чего педагог акцентирует внимание детей на размере и цвете досок для забора.Далее, Мудрая сова просит детей подобрать животных и посадить их в огород деревни. Ребята с удовольствием выбирают из многообразия животных тех, которые живут в деревне. После этого педагог обсуждает с детьми размер, отличительные черты и названия животных.Во время игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, детям разрешается разговаривать, более того, педагог стимулирует ребёнка к активному речевому сопровождению своих действий, так как для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи отмечают, что речевое сопровождение действий играет большую роль для психического развития ребенка. В соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования концептуальными требованиями к основной общеобразовательной программе являются: соответствие принципам развивающего образования, а так же использование адекватных возрасту форм работы с детьми, что обеспечивает становление личности ребенка. Реализация этих требований в полной мере осуществляется во время игр в песочнице.Во время игр в юнгианской песочнице происходит развитие игровой активности дошкольников, которая включает в себя различные виды активности:а) поисковую активность, (направлена на то, что ребенок по заданной ситуации, самостоятельно ищет информацию, включен в активнопреобразующую деятельность);б) познавательная активность, (выражается в потребности в новых впечатлениях);в) творческая активность (проявляется в актуализации творческого потенциала).Таким образом, проведениезанятий, включающих в себя игры в песочнице, а также, динамическую паузу (с применением методики С. и Е. Железновых) способны активизировать все виды игровой активности детей младшего дошкольного возраста. Что является необходимым элементом сенсорного развития дошкольников.[8]Для формирования сенсорных эталонов у младших дошкольников посредством игр в юнгианской песочнице, занятия должны проводится последовательно и систематично с использованием дидактических игр, которые подходят для деятельности в песке. Различный дидактический материал делает занятия более интересными и разнообразными. План занятий строится таким образом, что в течении учебного года задания повторяются с постепенным переходом от простых заданий к более сложным. Формирование сенсорныхэталонов посредством игр в юнгианской песочнице происходит для детей интересно, динамично; в естественной деятельности ребёнка с природным материалом, активно развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта», ребёнок экспериментирует и работает самостоятельно. Во время игры в песочнице гармонично и интенсивно развиваются познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика, совершенствуется развитие предметноигровой деятельности, и в дальнейшем это способствует развитию сюжетноролевой деятельности и коммуникативных навыков ребёнка, кроме этого, игра с песком оказывает релаксирующее воздействие на ребёнка.[9]
Ссылки на источники1.Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (13). Методическое пособие для воспитателей и родителей. –М.: МОЗАИКАСИНТЗ, 2013. –72 с.2.Урунтаева, Г.А. Детская психология: Учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, 6е изд. перераб. и доп. // Г.А. Урунтаева.–М.: Академия, 2006. –С. 181 –196.3.Хохрякова, Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: Учеб.метод.пособие.М.:ТЦ Сфера,2014.128 с.4.Венгер, Л.А., Пилюгина, Э.Г., Венгер, Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. –М.: Просвящение, 1988.144 с.5.Грабенко, Т.М., ЗинкевичЕвстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии. —СПб.: «Златоуст», 1999. —80 с.6.Музыка с мамой ранее развитие ребенка [электронный ресурс]. URL: http://www.mwm.ru [дата обращения 06.02.2016 г.].7.StudFilesФайловый архив для студентов [электронный ресурс]. URL:http://www.studfiles.ru/preview/2957369/page:2/ [дата обращения 06.02.2016 г.].8.Пенькова, Л.А., Коннова, З.П., Малышева,И.В., Пыркова, С.В. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера,2010. –128 с. 9.Сакович, Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. —СПб.: Речь, 2006. —176 с.
sharik_elik@mail.ru
Васина Юлия Михайловна,кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогикиФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого» г.ТулаJ_m_vasina@mail.ru
Особенности формированиясенсорных эталонов
у младших дошкольников посредством игр в юнгианской песочнице
Аннотация. В статье рассмотрен опыт практических занятий по сенсорному развитию ребёнка от рождения до возраста младшего дошкольника. Рассмотрены этапы воспитания сенсорной культуры ребенка. Выдвинуто предположение о влиянии игр в юнгианской песочнице на процесс формирования сенсорных эталонов. Подробно проанализирован процесс непосредственно образовательной деятельности в юнгианской песочнице при формировании сенсорных эталонов.Ключевые слова: сенсорное развитие, младшие дошкольники, сенсорные эталоны, юнгианская песочница.
Психологопедагогические аспекты сенсорного развития детей –один из тех вопросов, которые не перестают волновать психологов и педагогов, вот уже на протяжении многих лет. И это не случайно, так как познание окружающего мира начинается с восприятия всего того, что нас окружает. А восприятие, в свою очередь, и является основой сенсорного развития. Сенсорное развитие –это развитие восприятия ребёнка и формирование его представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. [1]Все другие формы познания формируются уже на основе образов восприятия, и являются результатом переработки восприятия. То есть, ребёнок сначала ощущает, затем воспринимает, а потом уже представляет то, что было в предыдущем опыте восприятия.Развитие сенсорики начинается с первых дней жизни ребёнка и проходит определённые этапы. К концу младенчества формируются такие свойства восприятия, как константность, правильность, предметность, системность, что способствует появлению в осознании детей первых предметных эталонов. В период раннего возраста, с помощью восприятия, происходят операции мышления, продолжают формироваться предметные эталоны, которые, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных эталонов. И, наконец, в возрасте младшего дошкольного возраста в сенсорном развитии основным является формирование в осознании ребенка сенсорных эталонов и способов их использования.[2]
От того, в какой мере ребенок сможет ориентироваться в окружающих его предметах и явлениях, будет зависеть его дальнейшее обучение и приобретение будущей профессии. А это, в свою очередь, определит всю его дальнейшуюжизнь в современном мире. В социальном мире, в процессе обучения и воспитания, восприятие ребёнка ориентируется на общепринятые нормы свойств предметов, которыми являются сенсорные эталоны. Данное понятие в своих исследованиях ввел А.В. Запорожец. Сенсорными эталонами называются формы геометрических фигур, цветовой спектр цветов, общепринятая система мер, шкала музыкальных звуков, характеристики вкусов и запахов. [3]В младшем дошкольном возрасте основной задачей сенсорного развития является знакомство детей с общепринятыми сенсорными эталонами. Усвоение сенсорных эталонов не ограничивается рамками младшего дошкольного возраста, а продолжается и в дальнейшем, так как это довольно длительный процесс, который осуществляется на специально организованных занятиях, а закрепление знаний и умений —в повседневной жизни: в общении родителей и детей, на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д.Л.А. Венгер, в свою очередь, ввёл понятие «воспитание сенсорной культуры ребенка», которое дает нам четкое понимание того, что сенсорное развитие ребенка необходимо направлять и контролировать. В случае отсутствия данного вида деятельности с детьми, сенсорное воспитание детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения ранними видами деятельности (рисованием, конструированием и др.)[4]Любые виды деятельности ребёнка приносят свои положительные, а иногда и отрицательные плоды. На это влияет очень много факторов: интересы детей, мотивация к действиям, окружение (семья, личность педагога, друзья), предметноразвивающая среда, доступность в этой среде всего необходимого для развития дошкольников, содержание и структура подаваемого материала, использование различных видов и методов подаваемой информации и даже время организации деятельности.В своих исследованиях по развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста мы решили проанализировать влияние игр в юнгианской песочнице на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).И это не случайно, так как в профессиональной деятельности мы обратили внимание на то, что дети с большим интересом и удовольствием принимают участие в играх, связанных с песком, что, в свою очередь, является одним из основных видов естественной деятельности ребёнка с природным материалом.То, как на подсознание человека влияют игры с песком в юнгианской песочнице, было описано и доказано ещё К.Г. Юнгом, основоположником аналитической психологии.[5]Нами было сделано предположение, что, помимо психологического и психотерапевтического воздействия, игры в юнгианской песочнице положительно влияют на быстроту формирования сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей младшего дошкольного возраста.Экспериментальная работа осуществляется в группе трёхи четырёхлетних детей. Занятия проходят два раза в неделю по 30 мин. Структура занятий включает в себя: два блока по 10 минут, динамическая музыкальная пауза —10 минут, а так же —пальчиковая гимнастика по теме занятия. Музыкальный блок строится на основе методики С. и Е. Железновых.[6] Дети вместе с преподавателем слушают и поют короткие песенки, выполняя при этом определённые движения. Песни ритмичные, спокойные и понятные для восприятия детей. Достоинствами данной методики являются: формирование чувства ритма, музыкальных способностей, развитие мелкой моторики рук, формирование навыков правильной речи, физическое и эмоциональное оздоровление ребёнка. Таким образом, музыкальный блок включает в себя: изучение и повторение песен, элементы зарядки, пальчиковые игры и общение при помощи жестов. Во время динамических пауз упражнения чередуются, происходит импровизация, фантазирование; дети отвлекаются от основной деятельности в песочнице и проявляют двигательную активность, которая необходима для дошкольников,так как её отсутствие (или ограничение) приводит к снижению умственной активности ребенка.Занятия формируются по лексическим темам: «Овощи, фрукты», «Деревня», «Осень», «Игрушки», «Домашние животные», «Посуда», «Я и моя семья», «Зима», «Новый год», «Зимние забавы», «Зимняя одежда», «Птицы», «Дикие животные», «Женский день», «Родной город», «Весна», «Транспорт», «Я —человек», «Деревья, цветы».Комната для занятий оборудована столами, на которых установлены пластмассовые песочницы с голубым дном размером 50х70 см, высота борта песочниц 10 см. Пропорции песочницы разработаны с учетом принципа золотого сечения.За каждой песочницей дети занимаются вдвоем, что способствует развитию системы социальных отношений: дети приобщаются к нормам поведения и учатся взаимодействовать с другими детьми, учатся делить территорию для игры. Во время непосредственной образовательной деятельности в песочницах, у детей повышается мотивация к играм, так как эти они вызывают у детей большую заинтересованность. Занятия проходят динамично, но в то же время, дети расслабляются вследствие того, что игры с песком оказывают на них релаксирующее воздействие (особенно это заметно в работе с активными детьми, склонными к дефициту внимания). Во время игр в песочнице абстрактные символы (геометрические фигуры, цифры и др.) «оживают», дети активно играют в сюжетноролевые игры, при этом, часто используют предметызаместители и наделяют их несуществующими характеристиками и свойствами.[5]В играх обязательно присутствует интрига главного действующего героя, им чаще всего является Мудрая сова (перчаточная кукла). Перчаточные куклывоспринимаются детьми лучше, чем обыкновенные, так как могут выполнять различные движения, в которых участие взрослого четко не прослеживается. Кукла в данном случае является промежуточным героем при взаимодействии дошкольника и педагога. По утверждению многих психологов, куклы позволяют детям чувствоватьсебя защищёнными при решении своих проблем и освоении новых способов поведения и коммуникации. Кукла помогает заменить друга, она всё понимает и во всём может помочь. Дети переживают, всё происходящее вместе с куклой, она более доступна в эмоциональном и нравственном поведении для них. Мудрая сова предлагает различные задания, подбадривает, хвалит.[7]В зависимости отнепосредственной цели занятия детям предлагается: деревянный набор геометрических фигур разного цвета и размера, а так же набор Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики из набора «Сложи узор», различные шнуровки; разноцветные счетные палочки, миниатюрные фигурки: людей, домашних, диких животных; разнообразные растения, муляжи: овощей, фруктов, ягод; разного размера и цвета: пуговицы, бутылочки, мячики, игрушки, орехи, семечки, камни, а так же другие необходимые заготовки для совместной деятельности педагога с детьми.Занятие начинается с приветствия, которое не меняется в течение всего учебного года: для этого используется фонарик со свечой. Детям нравится ритуал зажжения свечи, а в конце занятия каждый ребенок задувает свою, специально для него зажженную свечу —это помогает настроиться на работу, и вовремя закончить игры без негативных эмоций. Также, задувание свечей положительно влияет на силу выдоха, что способствует активизации речевых процессов. Сидя на подушках на полу преподаватель и дети здороваются друг с другом, и, здесь же, приступают к рассмотрению темы занятия (для чего используются материалы на бумажных и мультемедийных носителях). Например, на занятии, посвящённому теме «Деревня», после приветствия, педагог вместе с детьми просмотрел книгу «Где мы были летом. Знакомство с окружающим» с иллюстрациями Марины Федотовой (Издательство «Карапуз», серия «Для самыхсамых маленьких»). Этот блок проходит очень динамично, педагог стремится заинтересовать детей темой занятия, для того, чтобы до начала работы в песочнице ребята уже четко понимали, что от них требуется. Педагог побуждает ребенка найти и показать чтолибо на картинке, привлекает внимание к книжным персонажам, побуждает строить простые фразы, описывать изображения с использованием прилагательных, наречий, глаголов, старается вызывать у детей эмоции (сочувствие, сопереживание, радость). Внимание детей заостряется на тех иллюстрациях, на основе которых будут предложены задания в песочнице. Затем, начинается блок занятия, посвящённый непосредственно играм в песочницах. В качестве вводного задания детям предлагается, например, найти предмет, который Мудрая сова спрятала в песке. Данное задание готовит детей к активной деятельности и вносит элемент неожиданности (загадки) в учебный процесс. Сюрприз является одним из способов, который отвечает психологическим особенностям младших дошкольников: он стимулирует детей к удовлетворению открытий, помогает развитию фантазии и воображению; сюрприз радует детей, и украшают любую игру. На каждом занятии используются такие моменты, а иногда и не по одному.В песочнице дети находят овощи и фрукты разного размера и цвета. На первом занятии Сова предлагает разложить их по корзинкам в зависимости от их размера, разделив, таким образом, все предметы на большие и маленькие. Для обсуждения детям предлагаются вопросы: «Что и где растет?», «Это овощ?» «Это фрукт?». Во время проведения последующих занятий, детям предлагается разделение овощей и фруктов по формам и цветам.На занятии, посвящённом теме «Деревня» Мудрая сова даёт детям задание построить дом в деревне. Конструирование стимулирует формирование эталонов формы, развивает техническое мышление. После завершения строительства дома, происходит совместный анализ постройки. Педагог вместе с детьми обсуждает части и формы, из которых состоят дома. После завершения конструирования педагог также акцентирует внимание детей на цвете фигур и их величине.Также, Мудрая Сова предлагает детям при помощи мозаики посадить на грядках возле построенного дома помидоры и огурцы (для этого детям предлагаются детали мозаики красного и зелёного цветов), таким образом, выполняя это задание, дети используют предметызаместители.
Предметызаместители развивают воображение, помогают фантазировать, проявлять творческую активность, они являются опорой для мышления. Использование в игре предметовзаместителей учит детей решать возникающие проблемы, и помогает им перейти на более высокий уровень игровой деятельности.После того, как две грядки засажены помидорами и огурцами, педагог обсуждает с детьми их характеристики (только цвета). В дальнейших играх, помидоры и огурцы чередуются в разных комбинациях, и, постепенно, в игру вводятся новые овощи (цвета). Игры с мозаикой помогают развивать мелкую моторику рук и развивать логическое мышление, а в занятиях по сенсорному развитию мозаика используется для формирования эталонов цвета. Для формирования эталонов цвета и величины во время лексической темы «Деревня» также используются разноцветные счетные палочки или палочки Киюзенера, которые являются хорошим дидактическим материалом в достижении поставленных целей. При помощи палочек дети строят забор вокруг дома, после чего педагог акцентирует внимание детей на размере и цвете досок для забора.Далее, Мудрая сова просит детей подобрать животных и посадить их в огород деревни. Ребята с удовольствием выбирают из многообразия животных тех, которые живут в деревне. После этого педагог обсуждает с детьми размер, отличительные черты и названия животных.Во время игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, детям разрешается разговаривать, более того, педагог стимулирует ребёнка к активному речевому сопровождению своих действий, так как для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи отмечают, что речевое сопровождение действий играет большую роль для психического развития ребенка. В соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования концептуальными требованиями к основной общеобразовательной программе являются: соответствие принципам развивающего образования, а так же использование адекватных возрасту форм работы с детьми, что обеспечивает становление личности ребенка. Реализация этих требований в полной мере осуществляется во время игр в песочнице.Во время игр в юнгианской песочнице происходит развитие игровой активности дошкольников, которая включает в себя различные виды активности:а) поисковую активность, (направлена на то, что ребенок по заданной ситуации, самостоятельно ищет информацию, включен в активнопреобразующую деятельность);б) познавательная активность, (выражается в потребности в новых впечатлениях);в) творческая активность (проявляется в актуализации творческого потенциала).Таким образом, проведениезанятий, включающих в себя игры в песочнице, а также, динамическую паузу (с применением методики С. и Е. Железновых) способны активизировать все виды игровой активности детей младшего дошкольного возраста. Что является необходимым элементом сенсорного развития дошкольников.[8]Для формирования сенсорных эталонов у младших дошкольников посредством игр в юнгианской песочнице, занятия должны проводится последовательно и систематично с использованием дидактических игр, которые подходят для деятельности в песке. Различный дидактический материал делает занятия более интересными и разнообразными. План занятий строится таким образом, что в течении учебного года задания повторяются с постепенным переходом от простых заданий к более сложным. Формирование сенсорныхэталонов посредством игр в юнгианской песочнице происходит для детей интересно, динамично; в естественной деятельности ребёнка с природным материалом, активно развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта», ребёнок экспериментирует и работает самостоятельно. Во время игры в песочнице гармонично и интенсивно развиваются познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика, совершенствуется развитие предметноигровой деятельности, и в дальнейшем это способствует развитию сюжетноролевой деятельности и коммуникативных навыков ребёнка, кроме этого, игра с песком оказывает релаксирующее воздействие на ребёнка.[9]
Ссылки на источники1.Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (13). Методическое пособие для воспитателей и родителей. –М.: МОЗАИКАСИНТЗ, 2013. –72 с.2.Урунтаева, Г.А. Детская психология: Учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, 6е изд. перераб. и доп. // Г.А. Урунтаева.–М.: Академия, 2006. –С. 181 –196.3.Хохрякова, Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: Учеб.метод.пособие.М.:ТЦ Сфера,2014.128 с.4.Венгер, Л.А., Пилюгина, Э.Г., Венгер, Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. –М.: Просвящение, 1988.144 с.5.Грабенко, Т.М., ЗинкевичЕвстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии. —СПб.: «Златоуст», 1999. —80 с.6.Музыка с мамой ранее развитие ребенка [электронный ресурс]. URL: http://www.mwm.ru [дата обращения 06.02.2016 г.].7.StudFilesФайловый архив для студентов [электронный ресурс]. URL:http://www.studfiles.ru/preview/2957369/page:2/ [дата обращения 06.02.2016 г.].8.Пенькова, Л.А., Коннова, З.П., Малышева,И.В., Пыркова, С.В. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера,2010. –128 с. 9.Сакович, Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. —СПб.: Речь, 2006. —176 с.