Инновационная методика преподавания предмета «Эпидемиология» студентам лечебного и педиатрического факультетов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Аракельян Р. С., Галимзянов Х. М., Карпенко С. Ф., Бедлинская Н. Р. Инновационная методика преподавания предмета «Эпидемиология» студентам лечебного и педиатрического факультетов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 666–670. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96041.htm.
Аннотация. В статье представлена новая методика преподавания предмета «Эпидемиология» студентам лечебного и педиатрического факультетов. Проведено анкетирование студентов по предлагаемой методике преподавания дисциплины.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Аракельян Рудольф Сергеевич,Кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Астраханьrudolf_astrakhan@rambler.ru

Галимзянов Халил Мингалиевич,Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Астрахань

Карпенко Светлана Федоровна,Кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник научноисследовательского института краевой инфекционной патологии ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Астрахань

Бедлинская Надия Руслановна,Ассистент кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ГБОУ ВПО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Астрахань

Инновационная методика преподавания предмета «Эпидемиология»

студентам лечебного и педиатрического факультетов

Аннотация.В статье представлена новая методика преподавания предмета «Эпидемиология» студентам лечебного и педиатрического факультетов. Проведено анкетирование студентов по предлагаемой методике преподавания дисциплины.

Ключевые слова: эпидемиология, студенты, занятия, ролевые игры, анкетирование

На дисциплину «Эпидемиология», согласно рабочим программам№060101«Лечебное дело» и №,060103 «Педиатрия» утвержденными Министерством образования и науки РФ «8» ноября 2010 г. отводится 108 академических часов, в т.ч. 51час –на практические занятия, 21час –на лекциии 36 часов –на самостоятельную подготовку.

Дисциплина изучается в разделе «Инфекционные болезни» на 4 курсе у студентов лечебного и на 5 курсе у студентов педиатрическогофакультетов.

Учебный цикл практических занятий разделен на несколько частей: общая, частная и военная эпидемиология.

На вопросыобщей эпидемиологии отводится 16часов (4 практических занятия). Здесь студенты изучают следующие темы: «Введение в эпидемиологию инфекционных болезней», «Понятие об эпидемическом процессе», «Противоэпидемические мероприятия в очагах инфекционных болезней: дезинфекция, дезинсекция и дератизация. Стерилизация в медицинских учреждениях» и «Иммунопрофилактика инфекционных болезней».

На изучение вопросов частной эпидемиологии отводится 23академических часа(5практических занятий). На этих занятиях студенты разбирают темы: «Ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости

направления профилактики и первичные противоэпидемические мероприятия в очаге на модели кишечных инфекций»;«Ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости,направления профилактики и первичные противоэпидемические мероприятия в очаге на модели респираторных инфекций»;«Ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости

направления профилактики и первичные противоэпидемические мероприятия в очаге на моделях кровяных инфекций (трансмиссивные)»;«Ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости

направления профилактики и первичные противоэпидемические мероприятия в очаге на моделях гемоконтактных инфекций»и «Ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости

направления профилактики и первичные противоэпидемические мероприятия в очаге на моделях инфекций кожных покровов (раневые)».

Изучая вопросы по военной эпидемиологии –8часов (2 практических занятия), студенты совместно с преподавателем разбирают 2 темы: «Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в очагах в военное время. Организация работы санитарноэпидемиологических учреждений в военное время» и «Основы противобактериологической защиты войск на этапах медицинской эвакуации. Бактериологическая разведка и индикация биологических средств»[1].

На цикле «Эпидемиология» студенты лечебного и педиатрического факультетов пишут карту санитарноэпидемиологического разведчика, в которой в полном объеме дают характеристику и оценку санитарноэпидемиологической обстановки района и воинской части в месте предполагаемого размещения личного состава, а также проведения соответствующих противоэпидемических мероприятий.Кроме защиты карты СЭР, студенты сдают итоговый зачет по всему разделу «Эпидемиология». На защиту карт СЭР и итоговый зачет отводится 4академических часа(1 практическое занятие).Несомненным достижением кафедры явилось усовершенствование методологии преподавания. Так, на занятиях при разборе тем по вопросам общейи частной эпидемиологии, преподаватель проводит тестирование студентов по домашнему заданию, а затем начинает устный опрос по заданной тематике. Опрос студентов основан не по принципу «Вопрос –ответ», а на примере интеллектуальных игр типа «Что? Где? Когда?». В данном случае студентам предлагается разделиться на несколько команд. Командам задается несколько вопросов, связанных между собой общей тематикой и дается время 5 минут на обсуждение данного вопроса. По истечении времени, студентам предлагается ответить на заданные им вопросы. Окончательный и правильный ответ дается преподавателем только после того, как выскажутся все команды.Кроме интеллектуальных игр, при разборе тем, студентам предлагается сыграть в ролевые игры по типу «Пациент –участковый врач –эпидемиолог». Правило игры: из зала выходит тройка студентов,которые вытягивают билет,в котором распределены роли: пациент, участковый врач или эпидемиолог. После того, как студенты разбираются с ролями, все усаживаются на стулья лицом к группе, а так называемый «пациент» вытягивает билет с указанием инфекционного заболевания, которым он, болен. Далее «пациент» очень подробно начинает рассказывать о своем заболевании «участковому врачу», к которому он пришел на прием в поликлинику. «Участковый врач», в свою проводит опрос, «пациента», выясняет его анамнез и ставит предварительный диагноз и назначает соответствующеелабораторноеисследования для подтверждения своего диагноза. «Врачэпидемиолог», внимательно выслушивает жалобы «пациента» и предварительный диагноз «участкового врача». «Эпидемиолог» имеет право согласиться с «участковым врачом» или не согласиться. Если он согласен с мнением «участкового врача», то онрешает вопрос о проведении противоэпидемических мероприятий в эпидемическом очаге данного инфекционного заболевания. В случае своего несогласия с «участковым врачом», он формулируетсвой предварительный клинический диагноз, назначает соответствующие лабораторные исследования и также решает вопрос о проведении противоэпидемической работы в эпидемическом очаге.В случаях, когда ни «участковый врач», ни «врачэпидемиолог» не могут правильно выставить предварительный диагноз иопределить переченьпротивоэпидемическихмероприятий, создается консилиум из присутствующих в группе студентов. Преподаватель, совмещаяв себе две должности: «главный врач поликлиники» и «руководитель Роспотребнадзора», оценивает действия «участкового врача» и «врачаэпидемиолога».

Кроме интеллектуальных игр «Что? Где? Когда» и ролевых игр «Пациент –участковый врач –эпидемиолог», при разборе темы по военной эпидемиологии, преподаватель по желанию самих студентов выбирает лидера из числа обучающихся, которому предлагает самостоятельно провести практическое занятиев «роли преподавателя».Для оценки предлагаемой методики преподавания дисциплины было проведено анкетирование 97 студентов, в том числе 52 студентовлечебного и 45 студентов педиатрического факультетов(таблица 1). Таблица 1 Результаты анкетирования студентов

№ВопросыОтветы студентов по факультетамЛечебныйПедиатрический Чл.%Чл.%1Вам понравился цикл по эпидемиологии?А). ДаБ). Нет48492840589112Вы получили знанияпо эпидемиологии?А). Да

Б). Нет

В). 50 на 5048049208420393073Практические занятия проходили интересно?А). Очень интересноБ). Так себе, в зависимости от темы.В). Было скучноГ). Не интересно420010810019360098000204Что Вам понравилось на занятиях?А). Методика преподаванияБ). То, как мы отвечали на занятияхВ). Игры типа «Что? Где? Когда?»Г). Ролевые игры: больнойучастковый врачэпидемиологД). Самостоятельное проведение занятий студентамиЕ). Мне ничего непонравилось2571040

5

248131977

10

4216935

5

247132078

11

45Преподаватель доходчиво объяснял темы занятий?А). Да

Б). Не очень

В). Вообще ничего не было понятноГ). Когда как41803791506386018413026На занятия нужно было готовиться или можно было придти не готовым, но все равно получить положительную оценку?А). Нужно

Б). Не нужноВ). По ситуации

Г). Когда как30015758029132901246402797Вы готовились к занятиям или приходили и надеялись на случай?А). ГотовилсяБ). Не готовилсяВ). По ситуации331816335231131692928Вы согласны с оценкой, которую получили на зачете?А). Да, согласенБ). Нет, мне завысилиВ). Нет, мне занизилиГ). Для меня оценки не важны432168342114211194222

Всего опрошено студентов5247

Таким образом, можно сделать заключение, что в результате внедрения новой методики преподавания дисциплины, у студентов появилась заинтересованность в изучении данного предмета, о чем свидетельствует их активная деятельность на занятиях, при проведении устных опросов, а также заинтересованность в данной специальности –в несколько раз увеличилось число слушателей студенческого научного кружка по инфекционным болезням и эпидемиологии.

Ссылки на источники1.Курятникова Г.К., Галимзянов Х.М., Аракельян Р.С. Преподавание тропических болезней иностранным студентаммедикам // Материалы межвузовского методического семинара «Профессиональное образование иностранных студентов на русском языке». К 20летию факультета иностранных студентов и кафедры русского языка АГМА, Астрахань, 2930 ноября 2012 г., стр. 9899