Современные проблемы профессиональной идентичности преподавателей высшей школы

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Богданова Т. В. Современные проблемы профессиональной идентичности преподавателей высшей школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 701–705. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96052.htm.
Аннотация. В статье изложены результаты международного (российско-латышского) исследования профессиональной идентичности современного преподавателя высшей школы по нескольким структурным компонентам: философия профессии, профессиональные знания и умения, профессиональные роли, профессиональное отношение к работе, взаимоотношения с коллегами, поведение социальной вовлеченности, жизнестойкость/адаптивность, толерантность. Автором проанализированы данные, полученные по российской выборке. Выявлена степень выраженности указанных компонентов, их характеристики, корреляции. Сделана попытка обозначить наиболее проблемные зоны и негативные тенденции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Богданова Татьяна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленскtanbogdan@mail.ru

Современные проблемы профессиональнойидентичностипреподавателей высшей школы

Аннотация. В статье изложены результаты международного (российсколатышского) исследования профессиональной идентичности современного преподавателя высшей школы по нескольким структурным компонентам: философия профессии, профессиональные знания и умения, профессиональные роли, профессиональное отношение к работе, взаимоотношения с коллегами, поведение социальной вовлеченности, жизнестойкость/адаптивность, толерантность. Автором проанализированы данные, полученные по российской выборке. Выявлена степень выраженности указанных компонентов, их характеристики, корреляции. Сделана попытка обозначить наиболее проблемные зоны и негативные тенденции.Ключевые слова: профессиональная идентичность,философия профессии, профессиональные роли,профессиональные знания и умения,профессиональное отношение к работе,поведение социальной вовлеченности, толерантность, жизнестойкость/адаптивность, взаимоотношения с коллегами.

В международном научном проекте по изучению профессиональной идентичности педагога (2014–2016) участвуют преподаватели и исследователи Смоленского государственного университета (Россия) и Рижской академии педагогики и управления образованием (Латвия).На первом этапе исследования были получены и проанализированы данные по профессиональному самоощущению современного школьного учителя России и Латвии [1], второй этап посвящен изучению профессиональной идентичности преподавателя высшей школы.Латышскиепроекта, основываясь на анализе научных источников, предложили выделить в структуре профессиональной идентичности учителя и преподавателя высшей школы шесть взаимосвязанных основных компонентов: философия профессии, профессиональные знания и умения, профессиональные роли, профессиональное отношение к работе, поведение профессионального представительства, взаимодействие с коллегами[2].Дополнительно российской стороной участников проекта были введены компоненты:жизнестойкость, характеризующая степень адаптивности личности к профессии и профессионала к социальной среде, и толерантность, указывающая на степень терпимости к инакомыслию, открытости к новому, готовности принимать иной стиль жизни и мировосприятия.С нашей точки зрения, эти два компонента также заслуживают внимания, поскольку для многих профессий актуальна проблема «синдрома эмоционального выгорания», а для профессии преподавателя/учителя, каждодневно в силу специфики профессии пребывающего в ситуации большей осведомленности, чем обучаемые,высок риск осознать себя обладателем сакраментального знания, утратить чувство новизны, приобрести ригидные формы мировосприятия и реагирования. При этом высокая миссия учительства состоит в формировании будущих поколений и предполагает развитие, новыеконцепции, веру в возможности движения вперед, социальный оптимизм. Отсутствие профессиональной адаптивности /жизнестойкости и личностный консерватизм могут препятствовать качественному выполнению профессиональных функций.

Исследовательская базаСроссийской стороны в исследовании приняли участие 80 преподавателей четырех ведущих высших учебных заведений г. Смоленска: Смоленского государственного университета, Смоленского государственного медицинского университета, Смоленской государственной сельскохозяйственной академии, Смоленской академии физкультуры, спорта, и туризма.Таблица 1Характеристики репрезентативной выборки

характеристикипараметрыженщинымужчиныВся выборка

стаждо 5 лет11516615 лет30838более 16 лет20626

возрастдо 35 лет13821от 36 до 55 лет39746старше 55 лет9416ученая степеньсо степенью481664без степени13316

Методы исследованияДля исследования использовался опросникиз 80 суждений(авторы М. Виднере, А. Шпона, Е. Ермолаева): для каждого из восьми компонентов ПИ было подобрано 10 суждений, каждое из которых можно было оценить, выбрав соответствующий балл: от категорического несогласия (1 балл) до полного согласия (6 баллов). Надежность предложенного респондентам опросника (надежность как внутренняя согласованность теста определяется связью каждого конкретного элемента теста с общим результатом, тем, насколько каждый элемент входит в противоречие с остальными, насколько каждый отдельный вопрос измеряет признак, на который направлен весь тест) была проверена по методу альфа Кронбаха, установленный показатель 0,848547достаточен, чтобы признать опросник надежным. Проведенное сравнение групп респондентов мужчин и женщин по исследуемым критериям с помощью критерия МаннаУитни (Uкритерия) выявило статистически значимые отличия (p 0,014843), поэтому для этих групп анализировались в сравнении данные по каждому структурному компоненту и каждому суждению в отдельности. Для всехкомпонентовПИ и каждого из десяти суждений, относящихся к этому компоненту,для женщин и мужчин отдельно и для всей выборки в целом, были высчитаны: –средний балл;–мода (наиболее частотный балл, проставленный респондентами при ответе на вопрос);

–дисперсия ответов;

–среднее квадратическоеотклонение;–

коэффициент вариациив процентах (КВ).КВ позволяетсудить о степени правомерности выводовпо компоненту на основании выбранных для анализа единиц (мода, средний балл). Если коэффициент вариации больше 33%, то показатель считается ненадежным для рассмотрения, а вывод, сделанный на его основании, недостоверным. Происходит это вследствие того, что ответы, даваемые респондентами, настолько различаются (большая дисперсия), что наиболее частотный балл (мода), а тем более средние баллы не дают представление о мнении респондентов и не позволяют выявить тенденции, т.е. какиелибо закономерности в изучаемом явлении установить не представляется возможным. Некоторые из полученных данных представлены в таблице 2.Внутри каждого блока суждений, составленных для исследования компонентов ПИ, и между блоками при помощи программы Statistica был определен коэффициент ранговой корреляции Спирмена, случаи значимой корреляции были подвергнуты анализу.Таблица 2Структурные компоненты профессиональной идентичности (ПИ) преподавателей высшей школы

Компонент ПИСреднее значение, баллыДисперсияСреднее квадратич. отклонениеКоэффициент вариации (КВ), %МодаФилософия профессии5,11,061,0320,26Професс. знания4,761,461,2125,45Професс. роли5,069,553,0961,16Професс. отношение4,961,231,1122,46Взаимодействие с коллегами4,062,581,639,44Соц.вовлеченность4,004,621,6140,35Жизнестойкость3,602,351,5342,54Толерантность3,272,661,6349,82

Философия профессии По данному структурному компоненту ПИ респонденты дали самые согласованные и самые категоричные ответы. Преподаватели осознают высокую миссию своей профессии –«Способствовать целостному физическому, психическому исоциальному развитию личности студента», «Содержание обучения является средством развития личности студента», «Профессиональная ценность для педагога –интеллектуальный рост студента в процессе учебы», «В процессе обучения важно признавать личные достижения студента». Также высоко оценена ими необходимость ведения научноисследовательской работы.Но при этом чуть меньше категоричности и принятия

по отношению к высказыванию «Для меня важно общаться с молодежью, давать советы, помогать»(мода 5), и как следствие пессимистическое «Если смотреть на вещи реально, у педагога мало возможностей действительно повлиять на студента» также набирает высокий балл (мода 4). В профессиональной идентичности современного педагогавыявлено ощутимое противоречие –привысоком осознании своей миссии в развитии личности и интеллекта студента осознание недостатка инструментов, технологий этого воздействия. Простое общение, советы и помощь представляется недостаточным инструментом для формирования личности обучаемого, субъектобъектный учебный процесс явно исчерпал себя на современном этапе развития высшего образования. Преподаватель осознает необходимость нового типа коммуникации и деловой интеракции в профессиональной сфере, но не владеет этими инструментами, организация учебного процесса не предоставляет, а преподаватель не владеет адекватными миссии и эффективными по отношению к решаемым задачам технологиями. Рассчитанный на основании полученных данных по анализируемому критерию ПИ коэффициент ранговой корреляции Спирмена позволяет установить значимую положительную корреляции (0,628)между оцениванием высказываний «Профессиональная ценность для педагога –интеллектуальный рост студента в процессе учебы» и «Содержание обучения является средством развития личности студента», что указывает на осознаваемую педагогами ценность интеллектуального развития как средства формирования и развития личности студента в целом.В то же время есть опасность ограничения понимания своей миссии по формированию личности обучаемого только работой с его интеллектуальной сферой.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о несовпадении в современном образовательном процессе высшей школы высоких задач, поставленных перед педагогом и той системы инструментов, технологий, которой он владеет для их решения в силу своей квалификации, в силу своих профессиональных полномочий. Противоречие задает рефлексируемый реципиентами когнитивный диссонанс в их профессиональной идентичности.

Профессиональные знанияВ зоне принципиального согласия (мода 5) и общего единогласия (коэффициент вариации 25,4%) оказались все вопросы критерия ПИ «профессиональные знания».Однако можно обнаружить и некоторые существенные особенности. Так наибольшую уверенность, максимальную (мода 6) реципиенты демонстрируют по вопросам «Я могу руководить научноисследовательской работой студентов», «Я включен в систему повышения академической и научной квалификации преподавателей вузов», «Я слежу за новинками профессиональной литературы».Однако значительно меньше уверенности и полного согласия с утверждениями проявили реципиентымужчины, нежели женщины, причем разногласия существенны. Так, наиболее частотный выбор женщин на утверждение«Я знаю и использую в профессиональной деятельности иностранные языки»

полное согласие (мода 6),а вот наиболее существенный выбор мужчин на противоположном полюсе

«полностью не согласен» (мода 1). Либо иностранными языками в наших вузах владеют исключительно женщиныпреподаватели, либо мужчины и женщины с разных позиций оценивают качество своих знаний. Разнятся по гендеру также ответы на вопросы «Я владею современными методиками ведения занятий по предмету» и «Я знаком/а с Федеральным законом “Об образовании в РФ”и с нормативными актами о научной деятельности», мужчины также в своих ответах более скептичны (мода для первого –4, для второго –3), женщины же в основной своей массе с большой долей уверенности считают, что практически максимально обладают этими знаниями (мода 5). При этом в ответах мужчин больше единства: коэффициент вариации ответов на все вопросы находится в зоне достоверности (ниже 33%). А вот женщины настолько сильно разошлись в своих ответах на вопрос «Я знаю, в чем заключаются самые важные проблемы современной высшей школы» (коэффициент вариации 67,4%) и «Я знаком/а с Федеральным законом “Об образовании в РФ”и с нормативными актами о научной деятельности» (коэффициент вариации 67,1%), что наиболее частотный ответ (мода 5) и средний балл не позволяют судить об истинной картине в отношении знания ими нормативных документов и основных проблем высшей школы.Установленная существенная корреляция между вопросами (более 0,5) значимо связала вопросы «Я знаю, в чем заключаются самые важные проблемы современной высшей школы» и «Я знаком/а с Федеральным законом “Об образовании в РФ”и с нормативными актами о научной деятельности» (0,524277), указав, что не понимание тенденций развития высшей школы во многом проистекает от незнания программных документов, а корреляция вопросов «Я знаю, в чем заключаются самые важные проблемы современной высшей школы» и «Я знаком с современными системами оценки и самооценки учебной деятельности студента» (0,5371152) указывает на проблемную зону в системе высшей школы: система оценки и самооценки учебной деятельности студента область, требующая существенных преобразований.Таким образом, профессиональные знания, в отличие от понимания миссии профессии педагога высшей школы область менее согласованная для понимания участников опроса. В целом картина демонстрирует включенность преподавателей в систему повышения квалификации, осведомленность о новинках в профессиональной литературе, уверенность в умении руководить научноисследовательской работой студентов, но вот знание нормативных государственных документов, понимание тенденций и проблем развития высшей школы вызывает так много разногласий, что может быть определено только как зона полной неразберихи: от полной уверенности в понимании происходящего до полной прострации, что указывает на существенные пробелы в этой области. Следовательно, ни новая профессиональная литература, ни система повышения квалификации в этом отношении не выполняет в полной мере своих функций, либо четкого и скольконибудь единогласного понимания существующих проблем высшей школы пока не сформулировано ни в обществе профессионалов, ни в программных документах. Особенно проблемную зону для преподавателей составляют знания по организации оценивания и учету самооценки студентов их учебной деятельности. Существуют также гендерные отличия в оценке своих профессиональных знаний: мужчины более критичны к себе в целом и,особенно,в области оценки уровня своих познаний иностранных языков.

Профессиональные роли

В оценивании предложенных суждений по этому критерию профессиональной идентичности мужчины были более единообразны в своем мнении(коэффициент вариации в их ответах не набирает выше 23,4%), нежели женщины, которые в шести из десяти вопросов настолько разошлись в выборе оценки, что коэффициент вариациипо данному блоку в целом (61,1%) указывает на самые большие противоречия из всех 8 предложенных блоков.Для женщинпреподавателей проблема их профессиональных ролей оказалась достаточно неопределенной. Начиная с того, чтосамое большое разногласие вызвало осознание количествавыполняемых ими в вузе ролей («Я выполняю 2 и более профессиональных ролей в вузе»), при томчто в блоке были указаны некоторые из них:«преподаватель, исследователь, руководитель научных работ студентов, куратор, эксперт, руководитель академического/научного структурного подразделения». Для мужских ответов на этот вопрос характерно полное согласие с утверждением и высокая степень единогласия по этому вопросу (КВ 22. 9%). Среди главных ими осознается преподавательская деятельность: «Педагогпрофессионал стремится,чтобы студент осмысленно и позитивно включалсяв учебный процесс» (мода 6, коэффициент вариации 21,9%). Женщиныпреподаватели не столь категоричны в этом ответе (мода 5) и очень разошлись во мнении (КВ 63,1%). А поскольку и с количеством ролей, и их наполнением много противоречий во взглядах, то и необходимость их совершенствования, и приемы их оценивания («Я осознаю необходимость совершенствования своей профессиональной роли/ей , «Я постоянно оцениваю результаты и достижения своей работы») у преподавательниц вызвало много разногласий, при очень четкой позиции мужчин по этим вопросам –«согласны» (мода 5).При этом на утверждение «В работе преподавателя вуза насущный вопрос – определение приоритетов» все участники опроса отреагировали нейтрально (мода 4), т.е. не считают его насущным. Данные же свидетельствуют, что, не имея иерархичного преставления о своих профессиональных обязательствах, преподаватели не могут выстроить адекватно значимости систему совершенствования и оценивания своего профессионального вклада. Система высшего образования в России сегодня нуждается в определении иерархичности или распределении профессиональных ролей преподавателя. Кто он в первую очередь педагог или исследователь?Его задача научить каждого или дать возможность талантливым проявить себя в науке? Формировать прикладные практические навыки или познакомить с зонами поиска в науке? Представляется, что каждому преподавателю знакомо противоречие между собственным исследованием и учебной нагрузкой, подготовкой одного талантливого студента к конференции или решением дать возможность попробовать себя в этой роли каждому желающему. Ответы на эти вопросы необходимы, т.к. они влекут за собой систему оценивания качества работы преподавателя, уровняего профессионализма. Кто более ценен для вуза: опубликовавший больше цитируемых статей или качественно обучивший студентов,формирующий личность студентов посредством своего предмета или заработавший для вуза деньги, выиграв гранты? К сожалению, отсутствие приоритетов приводит к усреднению выполнения функций, дезориентации в профессиональном пространстве: суждения «Моя профессиональная роль/роли важна/ы в системе функционирования вуза» и «Я убежден/а, что моя работа в вузе позитивно влияет на общество» вызвали много противоречивых ответов у женщин, а мужчины согласованно не осознают важности своей роли в системе функционирования вуза (мода 3, КВ 22,9%), что в корне противоречит основным правилам эффективного менеджмента.При этом участники опроса согласованно указывают, что имеют все необходимые дипломы и сертификаты для выполнения своих профессиональных обязанностей, всегда вовремя их выполняют и их «профессиональную самооценку не задевают отдельные негативные высказывания коллег и студентов», следовательно, профессиональноролевая дезориентация происходит не от их личной неподготовленности к работе, нерадивости или социозависимости, а от отсутствия определения иерархичности профессиональных ролей в самой системе современного российского высшего образования.Про этом наибольшее количество положительных корреляций Спирмена установлено у суждения «Я постоянно оцениваю результаты и достижения своей работы». С суждениями:–«Моя профессиональная роль/роли важна/ы в системе функционирования вуза» (0,610683);–«Я выполняю 2 или более профессиональных ролей в вузе»(0,516944);–«В работе преподавателя вуза насущный вопрос – определение приоритетов»(0,525217);–«Я всегда вовремя выполняю свои профессиональные обязанности»(0,58113).Что свидетельствует о том, что для профессиональной рефлексиикачества своей работы и своей роли всистеме вуза и общества в целом преподавателю необходима система приоритетов профессиональный ролей.Таким образом, система иерархичности профессиональных ролей преподавателя высшей школы в современном российском образовании является зоной самой большой неопределенности, что препятствует его профессиональной рефлексии, дезориентирует профессиональную деятельность: каждый сам определяет, что для него важнее; руководители подразделений и вузов также самостоятельно устанавливают иерархичность.



Профессиональное отношение к работеДанный структурный компонент ПИ вызвал достаточно согласованную реакцию участников опроса. И каждое из десятисуждений,и блок в целом получили КВ в рамках допустимой для достоверности вариативности –22,4%.

Преподаватели высшей школы увлечены своей профессиональной деятельностью. Максимальный балл и мужчины, и женщины поставили, оценивая высказывание «Мне комфортно работать с людьми» (мода 6). В целом же мужчины были более сдержаны, оценивая свое профессиональное мироощущение, себя в профессии (на восемь из десяти суждений мода5), чем женщины (на шесть суждений их десяти максимальное согласие –мода6). Редкостную гармонию с профессией демонстрируют в целом преподаватели высшей школы. Они утверждают относительно себя:–

«Я люблю свою профессию и рекомендую ее молодежи»;–«Я готов/а к тому, что в моей профессии рабочий день может ненормированным»;–«Моя личная жизнь находится в равновесии с профессиональной деятельностью»;–«Моя работа и профессиональная роль/ли меня удовлетворяют»;– «Мне нравится даже сложные вещи объяснять просто»;–«Думаю, мне удается преподавать мой предмет интересно».Лишьоттенок сомнения у женщин (мода 5) и нейтральную оценку раздумья у мужчин (мода 4) получило утверждение «Я могу увлечь других своими идеями и примером». Целый ряд проанализированных нами блоков указывает на более критичное в профессии отношение к себе мужчин.Процедура выявления ранговой корреляции в блоке установила, что максимальную взаимосвязь с другими суждениями имеет утверждение «Я думаю, мне хорошо удается сотрудничать со студентами». С ним положительно коррелируют суждения:–« Я люблю свою профессию и рекомендую ее молодежи»(0,610683);–«Моя работа и профессиональная роль/ли меня удовлетворяют»(0,516944);–

«Мне комфортно работать с людьми»(0525211);–

«Я могу увлечь других своими идеями и примером»(0,59113);–

«Мне нравится даже сложные вещи объяснять просто»(0,516718).Это свидетельствует, что в сознании преподавателя высшей школы ключевой осознается функция «сотрудничества» со студентами, в которую входит не только обучение (искусное объяснение трудных вещей), но и способность увлечь идеями, специальностью, установить личностный контакт, задействовать разные профессиональные роли. Оценили эту свою способность все участники опроса преимущественно положительно, но с возможностью совершенствования (мода –пять из шести баллов).Максимальную корреляцию в блоке (0,689989) имеют суждения «Мне нравится даже сложные вещи объяснять просто» и «Думаю, мне удается преподавать свой предмет интересно». С точки зрения участников опроса интересны сложные вещи, поданные понятно; мастерство преподавателя в нахождении путей простых и ясных для постижения сложного и темного.

Важно отметить выявленную положительную корреляцию между суждениями из разных блоков ПИ: так с суждением «Думаю, мне удается преподавать свой предмет интересно» склонны соглашаться именно те преподаватели, которые «осознают необходимость совершенствования своих профессиональных ролей» (0,560907), т.е. сами ведут научную работу, включают в нее студентов, не забывают о воспитательной работе, видят в своей профессиональной деятельностивозможности формирования личности студента, и тогда, рефлексируя качество своего преподавания, дают ему высокую оценку.Таким образом, в целом для профессиональной идентичности преподавателей высшей школы характерно в высокой степени единодушное гармоничное отношение к своей личности в профессии, при этом мужчины в целом к себе более критичны, чем преподавателиженщины. Впрофессии, как правило, пребывают все добровольно и удовлетворены своим статусом. Как ключевая в профессиональной деятельностипонимается функция «сотрудничества» со студентами, подразумевающая не только обучение, но и способность увлечь идеями, специальностью, задействовать свои разные профессиональные роли. Как мастерствов профессии в первую очередьценится способность на высоком уровне сложности преподавать просто и интересно.

Взаимодействие с коллегамиЭто структурный компонент, вкотором ни средние баллы, ни мода выбранных ответов не позволяют судить о какихлибо единых для сообщества ответах. Коэффициент вариации ответовпо блоку (39,4%) и по каждому суждению в отдельности и для мужчин, и для женщин превышают допустимые для достоверности 33%. Более всего во мнениях разошлись женщины (КВ от 39, 7% до 50,97%), чем мужчины (КВ от 36,7% до 48,6%). Мода выбранных оценок суждения варьируется от полного согласия (с суждениями «Участие в научных проектах помогает мне расширить мою профессиональную компетентность», «Я систематически публикую научноисследовательские и методические статьи») до полого отрицания («Я могу общаться с зарубежными коллегами на иностранном языке/ах», «У меня есть опыт академической и исследовательской работы в зарубежных вузах»).В целом ответы респондентов указывают на то, что при признании высокой степени необходимости профессионального общения и взаимодействия, в современной системе высшего образования преподаватель остался аутированным в профессиональной среде. Среднестатистический преподаватель регионального российского вуза практически не включен в мировое научное сообщество –не имеет опыта академической и исследовательской работы в зарубежных вузах (одна из причин –незнание иностранных языков на достаточном уровне, но представляется, что не единственная). Система работы профессиональных сообществ практически разрушена: в общей массе не вызвали согласия утверждения важные для профессиональной идентичности – «Для повышения квалификации я использую учебные семинары и работу в профессиональных ассоциациях», «Я каждый год активно участвую в конференциях и семинарах», «Я включаюсь в профессиональные дискуссии со специалистами в своей научной отрасли». Единственное, что еще поддерживается –

«Я систематически публикую научноисследовательские и методические статьи», но при моде 6 для женщин и 5 для мужчин коэффициент вариации (50,97% и 48,6% соответственно) систематичность и характерность этого для всех ставит под большой вопрос. Необходимость же профессионального общения признается респондентами («Я стараюсь консультироваться с коллегами и выслушивать их отзывы о своей работе для своего профессионального развития» –мода 5). При этом существенно разнится стиль поведения в научных дискуссиях для мужчин и для женщин: «В дискуссиях с коллегами главное для меня –защитить свою точку зрения» считают мужчины (мода 5), женщины же более терпимы и менее напористы в профессиональной деятельности в общей своей массе (мода 3).Как следствие мужчины демонстрируют меньшую необходимость в этих самых дискуссиях («Я включаюсь в профессиональные дискуссии со специалистами в своей научной отрасли» у мужчин мода 3 –нейтральная позиция, ближе к отрицанию, у женщин мода 4 –нейтралитет ближе к согласию). Тем не менее, согласие с суждениями«Я включаюсь в профессиональные дискуссии со специалистами в своей научной отрасли» и «Для повышения квалификации я использую учебные семинары и работу в профессиональных ассоциациях» имеет положительную корреляцию (0,657946), что указывает на осознание важности таких дискуссий для роста профессиональной квалификации, и более характерно для тех,кто обладает способностью «даже в неожиданных ситуациях не испытывать проблем в общении с людьми» (0,531466). Научная дискуссия пугает тех, кто не умеет быстро включаться и находить эффективный ответ, адекватно реагировать. Можно констатировать это качество мыслительной деятельности как профессионально необходимое для преподавателя высшей школы.Парная корреляция суждений: «Участие в научных проектах помогает мне расширить свою профессиональную компетентность»; «Я систематически публикую научноисследовательские и методические статьи»; «Я могу общаться с зарубежными коллегами на иностранном языке/ ах»; «У меня есть опыт академической и исследовательской работы в зарубежных вузах», –указывает на важность участия в научных сообществах/конференциях/проектах, которое логично приводит и к возможности публиковаться,и открывает выход к международному научному сообществу, повышает квалификацию преподавателя, что в современном мире делает необходимым профессиональное знание иностранного языка, изучение которого/ых должно, вероятно, войти в обязательную программу подготовки/стажировки/аттестации преподавателя высшей школы.Таким образом, в современном образовательном пространстве преподаватель высшей школы при общем признании необходимости участия в научных семинарах, конференциях, вхождения в профессиональные сообщества аутирован. Система профессиональных академических и научных профессиональных связей испытывает кризис. Единственная функция, которая,более или менее,поддерживается –это публикация научноисследовательских и методических статей, но и относительно ее нет достоверного показателя поддержки. Международный научный мир закрыт не в последнюю очередь по причине не владения иностранными языками на профессиональном уровне. Впрофессиональные дискуссии с коллегами более склонны вступать женщиныпреподаватели, мужчины же демонстрируют в них меньшуюнеобходимость и склонны вести себя в таких ситуациях более жестко и доминантно.В целом профессиональные отношения с коллегами –область очень индивидуальная, дисперсия ответов существенна.

Поведение социальной вовлеченностиСуждения, предложенные для оценки выявления степени социальной вовлеченности современного преподавателя высшей школы, вызвали разную степень согласности и согласованности ответов реципиентов–по всей выборке мода 5, КВ 40,3%.В целом мужчиныпреподаватели продемонстрировали меньшую социальную вовлеченность,как в общественные, так и в политические, культурнопросветительские события социума. При этом их отличает некотораяпассивность и единообразие ответов (для 4 из 10 высказываний КВ остается в рамках достоверности, выбираемые баллы в большей степени содержатся в области нейтральной оценки –в 6 из 10 случаев). Женщиныпреподаватели были едины в своем принятии только двухсуждений–«В случае необходимости я охотно консультирую школьников, студентов и других людей, кому может понадобиться моя профессиональная помощь»и «Я стараюсь ознакомить общество с интересными новинками и достижениями в моей профессии». В этом порыве они были более ортодоксальны (мода 6, 5), чем мужчины(мода 5, 4). Все другие 8 суждений вызвали у женщин большую дисперсию в ответах (КВ от 34,8% до 43,3%).Мужчины же кроме этого согласованно указывали на свое средне активное (мода 4) участие в «спортивных мероприятиях» и «в общественной работе, в которой необходим профессиональный опыт».Высоко оценив социальный статус своей профессии –«Моя профессия уникальна и ценна для развития общества» (мода 6 –у мужчин, женщин и по всей выборке), тем не менее,в реализации своих гражданских прав реципиенты были не столь активны: «Я участвую в общественно значимых мероприятиях: в выборах, городских и государственных праздниках и т.д.»(мода у женщин 5, у мужчин – 3), «Считаю долгом преподавателя способствовать повышению культуры в социальной среде» (мода у женщин 5, у мужчин – 4), «В политических дискуссиях различного уровня я использую свой педагогический опыт для выявления социальных проблем и поиска путей их решения» (мода у женщин 4, у мужчин – 3). Наибольшее дружное неприятие вызвало у участников опроса утверждение «Я поддерживаю негосударственные организации и участвую в их деятельности»: полное несогласие –наиболее частотный ответ (мода 1). Негосударственные структуры не пользуются популярностью у опрошенных. Однако высокий коэффициент вариативности ответов по большинству суждений указывает, что политическая, общественная, культурномассовая вовлеченность преподавателей высшей школы очень разнится: от в максимальной степени активной позиции до полной пассивности, т.е. носит индивидуально личностный характер. Установленная положительная корреляция вопросов указывает, что те, кто активен в общественной жизни (выборы, государственные праздники, городские мероприятия и др.), проявляет активность и в культурномассовых,спортивных событиях (0,535358). Общественная работа преподавателя, чаще всего осознается им как «консультирование школьников, студентов и других людей, кому может понадобиться профессиональная помощь» (0,657946), «ознакомление с новинками и интересными достижениями в профессии» (0,597309),в этом же заключается вклад в повышение культуры населения (0,531466).И только те, для кого характерно участвовать в политических дискуссиях, видят необходимость защищать свою профессию в публичных дискуссиях (0,577896).Таким образом,

поведение социальной вовлеченности для преподавателей высшей школы является индивидуально личностной характеристикой. Среди них, как и среди других членов социума, есть как социально активные, так социально пассивные личности. При этом мужчины в своей социальной активностиболее сдержанны, но более единодушныв отношении к наличию у профессии социальной миссии. Женщинам же более характерно выбирать крайности: от активной вовлеченности до полного равнодушия. Наименьшей популярностью в преподавательской среде пользуются негосударственные структуры и организации.Однако есть две социальные миссии, которые преподаватели высшей школы единодушно выполняют и включают в свои профессиональные обязанности: оказание профессиональной помощи всем, кто за ней обращается (консультирование)и стремление ознакомить общество с новинками и достижениями в своей профессиональной области, представляется, что это одна их характеристик изучаемой профессиональной идентичности.Жизнестойкость(адаптивность)Степень рассогласованности ответов по всей выборке в целом (КВ 42,5%), по группам мужчин и женщин, по каждому из предложенных суждений указывает, что жизнестойкость (адаптивность)в высокой степени индивидуальная характеристика.

Высшее образование, опыт научноисследовательской деятельности, престижный социальный статус вкупе не дают гарантий повышеннойжизнестойкости личности, не способствуют однозначно повышению ее адаптивности. Те, кто профессионально учат других, в жизненной практике не отличаются поголовносоциальной уверенностью, обученностью решения жизненных проблем. Как здесь не вспомнить старый анекдот о том, что педагогика –это наука о том, как учить чужих детей.В целом же картина получается позитивная, однако ненадежная для выводов по выборкев целом: участники опроса «контролируют ситуацию настолько, насколько это необходимо» (мода 5), верят, что «в жизни есть справедливость» (мода 4), «могут воплотить в жизнь то, что задумали» (мода 4). Они вкорне не согласны с высказыванием «Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль» (мода 1) и «Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете»(мода 1), «Окружающие меня недооценивают» (мода 2).В целом мужчиныпреподаватели демонстрируют несколько меньшую адаптивность, но большую выносливость. На утверждение «Я часто чувствую себя совершенно разбитым» женщины отреагировали нейтрально, но ближе к согласию (мода 4), мужчины же выбирали вариант «не согласен» (мода 2).Обращает на себя внимание, что,как правило,более согласованные в своих выборах мужчины (по всем ранее рассмотренным высказываниям из разных категорий дисперсия в их ответах всегда была меньше, чем у женщин) на все суждения этой категории реагировали более рассогласованно, чем женщины и дали самые высокие показатели дисперсии в общей базе полученных от них ответов. Амплитуда адаптивности мужчин имеет самые непредсказуемые индивидуальные показатели.Коэффициент ранговой корреляции Спирмена указал на значимую для опрашиваемых связь суждений (0,565432) «Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль» и «Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете», что указывает на влияние груза прежних разочарований на восприятие дня сегодняшнего для тех, кто не умеет использовать психологические защиты, чтобы избавляться от тягот прежних неудач.Таким образом, адаптивность к социальным условиям, жизнестойкость нельзя отнести к категориям профессиональной идентичности преподавателей высшей школы. Этот показатель индивидуально личностный, в целом более выраженный у преподавателейженщин и в высокой степени дисперсионный у преподавателеймужчин. Адаптивность значимо зависит от умения освобождаться от груза переживаний о прежних неудачах, умения использовать психологические защиты.

ТолерантностьВсе участники опроса достоверно согласованно (КВ 25%) ответили относительно себя «Я терпим к другой точке зрения» (мода 5). Итак, для ПИ педагогов характерно представление о себе как человеке толерантном в профессиональной деятельности и личностных проявлениях.

Были получены отрицательные оценкисуждений«Современная молодежь вызывает неприятные чувства своими взглядами и внешним видом» (мода 2), «Представители некоторых национальностей откровенно не симпатичны мне» (мода 1), «Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу» (мода 1), «Обычно я без особоговнимания выслушиваю исповеди людей» (мода 2). Но усредненную позитивную картину сильно «портит» тот факт, что коэффициент вариации по этим суждениям выше показателя достоверности –в средних показателях растворилось много значительно отличающихся от них ответов. Например, для вопроса о национальной терпимости он 49%. Это значит, что дисперсия мнений была существенной. Это же касается молодежи, «странных» людей, представителей противоположного пола, несообразительных собеседников. Получается, что только уверенность педагога высшей школы в своей толерантности нельзя поставить под сомнение, но не ее саму.

При этом мужчины в целом высказали большую терпимость и принятие нарушающей привычные рамки молодежи, лиц противоположного пола. В отличие от женщин проявилипсихологическую готовность «поддерживать отношения с некоторыми странными людьми, группами»(ср. у женщин выраженное несогласие). Они значительно превосходят женщин в степени готовности сохранять душевное равновесие в беседе с «несообразительным собеседником», меньше стремятся «воспитывать коголибо». Но вот устанавливать и поддерживать внешние контакты с теми, кто все же выводит из себя («Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер») им труднее, чем женщинам. Внешние формы толерантности женщинам удаются лучше при внутреннем большем стремлении уложить мир в принятые рамки, большей нетерпимости к странному и ошарашивающе индивидуальному. Таким образом, толерантность является категориальным признаком для профессиональной идентичности преподавателей высшей школы, но, к сожалению, даже на уровне рефлексии в значительной степени носит декларативный характер, поскольку на ключевые моменты толерантности реципиенты дают ответы с большой амплитудой дисперсии. В целом мужчины более терпимы к проявлениям, нарушающим привычные рамки, более снисходительны к интеллектуальным затруднениям собеседников, однако внешние формы налаживания контактов в случаях нетерпимого отношения («плохой характер») ими реализуютсясложнее, чем женщинами. Женщинам при их большейвнутренней категоричности, большем стремлении перевоспитывать мир внешние формы толерантного поведения удаются лучше, демонстрируются искуснее.Выявление ранговой корреляции Спирмена между суждениями разных блоковПИустановило некоторые значимые соответствия(табл. 2).Таблица 2Значимая ранговая корреляция между суждениями разных структурных компонентов профессиональной идентичности преподавателя высшей школы.СуждениеКорреляцияСуждениеДумаю, мне удается преподавать мой предмет интересно0,56097Я осознаю необходимость совершенствования своей профессиональной роли /ейДумаю, мне удается преподавать мой предмет интересно0,547486Я включен в систему повышения академической и научной квалификации преподавателей вузовДля меня легче контактировать с коллегами, так как студенты быстро начинают меня нервировать0,523707Моя профессия уникальна и ценна для развития обществаМне нравится даже сложные вещи объяснять просто0,514545Я систематически публикую научноисследовательские и методические статьиЯ знаю, в чем заключаются самые важные проблемы современной высшей школы0,504120Я контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимоИсследовательская работа –важная составляющая профессии педагога вуза0,51309Участие в научных проектах помогает мне расширить свою профессиональную компетентностьМногочисленныекорреляциидемонстрирует структурный компонент «профессиональное отношение к работе». Он обнаруживает вполне предсказуемую корреляцию с компонентом «профессиональные знания» и «профессиональные роли». «Интересное преподавание предмета» для участников опросатесно связано с их собственной включенностью в систему повышения академической и научной квалификации, реализацией многообразия профессиональных ролей (педагог, исследователь, руководитель научных работ студентови др.). Умению «даже сложные вещи объяснять просто» с одной стороны способствуют публицистские навыки (научноисследовательские статьи), с другой стороны, само это умение приводит к потребности изложить опыт (методические статьи) и создать необходимый для работыинструментарий (научнометодические и методические пособия). Участие в научных проектах, исследовательская работа тесно связаны в сознании педагогов с их профессиональной компетентностью.

Адаптивность в ситуации реформирования системы высшего образования, жизнестойкость в период кризисного развития страны обнаруживает связь с пониманием тенденций развития высшей школы. Участники опроса, выбиравшие согласие с утверждением о знании ими самых важных проблем современной высшей школы, достоверно значимо демонстрировали уверенность в социальной ситуации, профессиональный внутренний локусконтроль. Неожиданную связь обнаружило осознание ценности и уникальности профессии для развития общества со стремлением педагога высшей школы больше ориентироваться на общениес коллегами, чем со студентами.Предположительно это может быть связано со стремлением работать в научноисследовательских коллективах, ищущих новые пути решения имеющихся проблем; с потребностью занимать административные должности с их властными возможностями. Эта корреляция нуждается в дополнительном изучении.

ВыводыВажным связующим компонентом для профессиональной идентичностипедагога высшей школы является профессиональное отношение к работе. Оно предполагает необходимость реализации многочисленных профессиональных ролей, стремление повышать квалификацию, совершенствовать углублять академические знания, совершенствовать научноисследовательскую и педагогическую квалификацию, потребностьпубликовать свои научные и методические достижения. Согласованное и практически единогласное признание ценности личности студента в педагогическом процессе (философия профессии), тем не менее, не выявило какоголибо существенного влияния на линию поведения педагогов. Оно остается общепризнанным, но декларативным, как, впрочем, и толерантность, которую на уровне оценочной фиксации отмечают в себе всеучастники опроса, но на поведенческом демонстрируют только единицы.Когнитивный диссонанс у современного преподавателя высшей школы вызывает осознание своей высокой миссии по формированию будущего поколения граждан и профессионалов России завтрашнего дня при отсутствии системы инструментов, технологий, которой бы он владелдля их решения либо в силу своей квалификации, либо в силу своих современных профессиональных полномочий(этот вопрос требует пристального внимания и дополнительного изучения).Так область неведомого составляет для преподавателей учет и организация деятельности студента по оцениванию последним собственных достижений, отслеживанию траектории собственного развития, выстраиванию линии профессионализации. Существующая система оценки деятельности студента преподавателем также нуждается в реорганизации. Преподаватели это осознают, но на практикеновыми приемами не владеют. Самой ясной видится преподавателям функция передачи знаний и руководство, закрепленными в стандартах видами исследовательской деятельности студента.Существенной проблемой современной высшей школы является неопределенность системы иерархичности профессиональных ролей преподавателя, что препятствует его профессиональной рефлексии, дезорганизует профессиональную деятельность. Преподаватель дезориентирован, что он должен делать в первую очередь: участвовать в грантах, уделять внимание студенту, приносить в копилку учебного заведения денежные перечисления или индексы престижных в научном мире публикаций и т.д. Во всем преуспеть затруднительно. Отсутствие четкой государственной системы оценивания профессиональной деятельности педагога, местечковый характер льгот и премий вносит значительный дисбаланс в профессиональную идентичность современного российского педагога высшей школы. Среди выявленных проблем не последнее место занимает обозначившийсядля региональных учебных заведений кризис в системе профессиональных академических и научных профессиональных связей. Всовременном образовательном пространстве преподаватель высшей школы при общем признании необходимости участия в научных семинарах, конференциях, вхождения в профессиональные сообщества аутирован. Каждый выиграть грант не может, иначе в последнемпотеряется его соревновательный компонент. Без грантовской же поддержки преградой становится финансовая составляющая каждого участия в научном мероприятии и каждая публикация. Ни для кого не секрет, что публикации в престижных изданиях стоят не только в научном, но и финансовом эквиваленте дорого. Международный научный мир закрытдля большинства не в последнюю очередь по причине не владения иностранными языками на профессиональном уровне.Эта проблема такжетребует срочного вмешательства: курсы, стажировки, аттестация, рейтинг.В целом профессиональные отношения с коллегами –область очень индивидуальная, дисперсия ответов существенна.Поведение социальной вовлеченности и жизнестойкость/адаптивность к социальным и профессиональным проблемам являются категориями большей частью индивидуально личностными и с профессиональной идентичностьюсвязаны только некоторыми своими аспектами. Так для педагога характерно осознание профессиональной обязанности оказывать консультативную помощь всем в ней нуждающимся,вести просветительскую работу. Понимание же происходящего в системе высшего образования, знание существующих проблем и тенденций дает сознание уверенности, надежности собственного положения в нестабильной ситуации реформирования.

Знакомство с нормативнымигосударственнымидокументами, понимание тенденций и проблем развития высшей школы вызвало так много разногласийу участников опроса, что может быть определено только как зона полной неразберихи: от полной уверенности в понимании происходящего до полной прострации, –что указывает на существенные пробелы в этой области. Представляется,чтони новая профессиональная литература, ни система повышения квалификации в этом отношении не выполняют в полной мере своих функций, либо четкого и скольконибудь единогласного понимания существующих проблем высшей школы пока не сформулировано ни в обществе профессионалов, ни в программных документах.

Ссылки на источники1.Богданова Т., Ермолаева Е. Исследование профессиональной идентичности учителей Смоленска и Риги // Психология обучения. 2015. № 6. С. 7999.2.Шпона А., Виднере М., Ермолаева Е. Сущность и структура профессиональной идентичности педагога // Известия Смоленского государственного университета. 2015. №1. С.375381.