Состояние гуманитарного образования в России: критический анализ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Анисина С. С. Состояние гуманитарного образования в России: критический анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 696–700. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96050.htm.
Аннотация. В статье предпринят анализ текущего состояния гуманитарного образования в России через рассмотрение последствий его реформирования: мировоззренческой несформированности личности обучаемых, коммуникативной инертности, нерефлексивного использования технократического подхода к решению теоретических и практических проблем, ментальной и эмоциональной деструктивности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Анисина Светлана Сергеевна,Кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры информационноаналитического и документационного обеспечения деятельности сотрудников ОВД, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г.Тюменьasserna@bk.ru

Состояние гуманитарного образованияв России: критический анализ

Аннотация.В статье предпринят анализ текущего состояния гуманитарного образования в России через рассмотрение последствий его реформирования:мировоззренческой несформированности личности обучаемых, коммуникативной инертности, нерефлексивного использования технократического подхода к решению теоретических и практическихпроблем, ментальной и эмоциональной деструктивности.Ключевые слова:гуманитарное образование, когнитивная сфера личности, коммуникативная компетентность, мировоззрение, проблемы формирования личности, дисфункция системы образования, технократический детерменизм.

Критический анализ подразумевает рассмотрение сторон исследуемого объекта,прежде всего,с точки зрения его негативных проявлений все с той жеисторической и онтологической целью научного познания ‬углублениязнаний и приведение их к актуальному пониманию истины (теоретическая задача) и соответственно корректирование предметной деятельности (практическая задача).В УказеПрезидента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683©О Стратегии национальной безопасности Российской Федерацииª, где основными являются понятия ©национальных интересовª, ©угроз национальной безопасностиª, ©системы обеспечения национальной безопасностиª,стратегическая цельобеспечения национальной безопасности вобласти культурыопределяется, как©развитие общей гуманитарной и информационнотелекоммуникационной среды на территориях государств участников Содружества Независимых Государств и в сопредельных регионахª.[1.]И эта цель обоснована совершенно внятными мотивами ‬как может противостоять человек ©размыванию традиционных российских духовнонравственных ценностей, распространению низкокачественной продукции массовой культуры, пропагандевседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, попыткамфальсификации российской и мировой истории, противоправнымпосягательствамна объекты культурыª, если у него не сформирована ни языковая основа для восприятия необходимых смыслов (про снижение качества преподавания русского языка,как угрозе национальной безопасности,в этом документе тоже говорится), ни устойчивая мировоззренческая система, которая и дает на личностном уровне возможность противостоять различным угрозам, разрушающимэту самую личность? [2.]Сокращение лет обучения и часов на дисциплины гуманитарного цикла на всех уровнях системы образования приводит, прежде всего, к поверхностному ознакомлению с понятиями, теориями и идеями, которые обучаемые воспринимают как некий нерефлексируемыйими©шумª, от которого по законам психофизиологии человек стремится избававляться.Но это означает, что знания попросту не усваиваются и, как следствие, не преобразуются в устойчивуюкогнитивную сферу личности. Притаком положении дел установка на ©формирование навыков и умений; компетенцийª в учебном процессе сведена к использованию ©новых информационных технологийª, а именно‬созданиюмультимедийных презентаций, которые часто представляют собой хаотический (имитирующий творческий подход) набор слайдов на заданную тему и которые ничего недобавляют к уровню образования, так как нарушен важнейший методологический принцип обучения ‬о связи общего и частного, теоретического и практического (это видно по распределению часов учебной нагрузки на курс: количество часов, выделенных на самостоятельную работу,вместе с часами на семинарские занятия в 23 раза превышают количество часов, отведенных на теоретические занятия).То есть практическая часть занятий не уравновешена теоретической подготовкой, а значит не может не провоцировать поверхностные,имитационные навыки действия.Такая ситуация сложилась не только в высшем образовании, но,по словам автора учебников по русскому языку О. В. Узоровой,и в школе: когда чрезмерно увлекаются проектной деятельностью и метапредметными связями (это когда на уроке математики надо вспомнить, что проходили по природоведению) на все это уходит время, а программа рассчитана на то, чтобы ребенок на уроке 45 минут занимался русским языком, а не смотрел мультфильмы по 1520 минут, хотя выглядит это красиво, ‬работа впарах, работа в командах, фильм посмотрели, но то, что тему красочно подали, не значит, что ребенок все сразу усвоил. [3.]Отметим, что по тем направлениям образования, где гуманитарная составляющая являетсяосновойобучения (так называемое ©профильное гуманитарное образованиеª), там картина иная‬и преподавателиимеют возможность поддерживать и развивать должныйуровень квалификации, и студенты демонстрируют по различным системам оценки показатели квалифицируемого уровня.Добавим к этому, что разграничение высшего профессионального образования (ВПО) и дополнительного профессионального образования (ДПО)по новому закону об образовании дает возможности по сбалансированию системы образования в вопросах фундаментальной и прикладной подготовки таким образом,что гуманитарная составляющая в ВПО предполагаетналичие такого состава дисциплин и в таком объеме, чтобы достигнуть цель данной деятельности ‬создать человека, его личность, а не функцию.[4.]ДПО,в соответствии со ст. 76 Федерального закона № 273ФЗ,должно ©обеспечиватьсоответствиеквалификации человека меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной средыªи, используя возможности этой подсистемы образования, как раз можно сосредоточиться на ©узкопрофессиональных интересахª.[5.]Учитывая современный дискурс, дадим собственную формулу идее непрерывного образования:те,кто получил ©образование на всю жизньª, более способны к ©образованию через всю жизньª.Гуманитарная ©недообразованностьªпроявляется в речевой и коммуникативной некомпетентности человека, то есть неумении выстроить собственное высказывание (прежде всего лексически и семантически),наладить коммуникативное взаимодействие.Стало общим местом указывать как на главную причину такого положения дел ‬на отсутствие практики чтения, как художественной, так и научной литературы: молодежь не читает, не развивается мышление и, как следствие, речь. Но вот на вопрос ©почему молодежь не читаетª,отвечают тоже единодушно ‬гаджеты и девайсы виноваты.Но, как пишет в статье ©Современная неграмотность ‬системная ошибкаª Л. А. Ясюкова, автор технологии психологического сопровождения учебновоспитательного процесса в школе,©удивительно, что ни педагоги, ни логопеды, ни психологи не подвергают сомнению качество учебных программ, …которые чтению, как пониманию текстов, не учат…современные программы, основанные на фонематическом методе, обучают, в первую очередь, звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. И только потом детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звуковой образ в буквенную запись. Современные программы учат детей писать так, как они слышатª.[6.]В результате дети не только безграмотно пишут, но читают тоже только ©техническиª аудиально воспроизводят текст, но не понимают его, поэтому читать детям попросту неинтересно, чтение книг не создает потребностей высокого уровня(напомним, что в отличие от современных маркетологов, А. Маслоу не выстраивал жесткую иерархию потребностей, а указывал на их эктремумы),а для удовлетворения базовых потребностейкниги вообще не нужны.[7.]Призывы к толерантному поведению не могут сводиться к ©простомуª (автоматическому) соблюдению некоторого набора правил, необходимо, чтобы субъекты взаимодействия могли коммуницировать, то есть формулировать высказывания, выслушивать и понимать сигналы обратной связи, демонстрировать проактивность. Современное российское общество попрежнему переживает период социальной аномии. Автор книги ©Аномия в России: причины и проявленияª С. КараМурза, с опорой намногочисленные социологические исследования, указывает на основные параметры этого явления, которые именует ©социальными расколамиª ‬это раскол между бедными и богатыми, мировоззренческий и этнокультурный раскол, раскол между поколениями.[8.]В этих условиях многократно возрастает ролькоммуникативного взаимодействия. Достижение коммуникативной цели предполагает сохранение баланса отношений с собеседником и это означает, что затрачивая усилия на организацию коммуникации, человек должен помнить, что, например, короткие фразы часто воспринимаются как грубые и даже агрессивные, ©профессиональныеª интонации могут восприниматься как отсутствие доброжелательности, высокомерие и т.п. То есть нельзя осуществлять коммуникацию, понимаемую как только информационно ипредметно организованную, а необходимо еще постоянно иметь ввиду психологокоммуникативную цель ‬поддерживать доброжелательные отношения с собеседником исходя из этически обусловленных норм, соответствовать социальноролевым ожиданиям.Как показывает мировая история развития гуманитарного образованияв классическую эпоху, главным достижением образования являлась сформированная личность с устойчивым мировоззрением, как системой знаний, ценностей, установок, моральнонравственных норм, эстетических принципов. Только в руках личностно развитого человека используемые технологии могут быть одновременно и эффективными и безопасными, так как они гуманистически фундированы.Технократический подход к разрешению проблем‬еще одно последствие теряющего свою значимостьгуманитарного образования. При таком подходе к разрешению проблем,как научного теоретического познания, так и практических, основным вопросом является ©какª как это сделано, как исправить, как организовать и т.п. За рамками этого подхода, какправило, остаются онтологические вопросы ©что этоª, ©для чегоª. По умолчанию считается, что это вопросы уже решенные и, действительно, в рамках базового гуманитарного образования должны быть получены и преобразованы в собственное мировоззрение ответы на ©главные вопросыª, но, как показывает, в том числе собственный, опытпреподавания гуманитарных дисциплин в вышей школе, именно эти вопросы ‬предмет вопрошания обучаемых, давно прошедших основные стадии социализации, приобретшихсоответствующие квалификационные признаки по профессии, но при этом имеющих эмоциональным лейтмотивом настроение ©я не знаю зачем и кому это нужноª (А.Н. Вертинский). [9.] И хотя авторы ©постиндустриального обществаª, ©информационного обществаª, общества ©третьей волныª рассуждают о гармонии между материальными и духовными ценностями, между техническими и гуманитарными знаниями, но в основе их взглядов лежит технократический детерменизм ‬не ©кадрыª, и даже не ©персоналª,©решают всеª, но техника и технологии. Нотехногенные катастрофы напоминают о ©человеческом фактореª,как генерирующем все другие, в том числе технические и технологические факторы.Например, после катастрофы самолета президента Польши Леха Качинского в 2010 году причину аварий подобного типа стали называть ©синдромом Качинскогоª, или ©VIPпассажирª: во время расследования причин аварии неоднократно говорилось о том, что заход на посадку выполнялся по прямому распоряжению президента, предложение российских наземных служб воспользоваться запасным аэродромом было отклонено, как ставящее под сомнение уровень квалификации командира корабля и статус лица на борту корабля.[10.]Какие существуют понятия для определения описываемого явления? Например, волюнтаризм, амбициозность, русские слова ‬самочиние, самоуправство (все понятия имеют негативную коннотацию). Существует ли технология обучения (алгоритм, инструкция) противодействию указанным негативным явлениям (а каждое понятие акцентирует внимание на своеобразных подробностях)? Нет, не существует,но зато есть традиции культуры, воспитания, обучения, которые формируют человека, который будет ©выбиратьª, ©отдавать предпочтениеª, ©следоватьª и т.п.А этим и занимается всегда система гуманитарного образования ‬вопросами мировоззренческого уровня, поведенческими проблемами, в целом ‬развитием ментальной и эмоциональной сфер жизнедеятельности человека.Технократическое общество, кроме сказанного выше, еще создает чрезмерную информационную и психологическую нагрузку на человека: легкий доступ к информации приводит к ©информационной перегрузкеª когда ©количество поступающей полезной информации превосходит объективные возможности ее восприятия человекомª.[11.]Современный человек плохо справляется с этой проблемой.А ее решением является умение самостоятельно определять цели и объемы необходимой информации, выделяя существенное, и отказываясь от детализации информации, а это возможно только на основе сформированной культуры мышления, включающей логические, лингвистические и иные умения, формируемые в рамках в том числе и гуманитарного образования.Наиболее легкий и естественный способ для человека приспособиться при таких условиях ‬недифференцированно потреблять наряду со всеми, ориентируясь на некий усредненный образец.Субъектом производства и трансляции стереотипов в современном обществе являются средства массовой информации. Как известно, феномен массовой культуры характеризуется именно развитием СМИ, которые в своем подавляющем большинстве в эпоху постмодернизма не обременяют себя ни ответственным цитированием источников информации, ни моральными ограничениями, ни выбором способов воздействия на аудиторию(а в основном это методы суггестиии алогизма).Сегодня СМИ формируют человека, а не традиционные социальные институты, в том числе институты образования.Противостоять такому агрессивному воздействию (влияющему разрушительно на личность, что проявляется прежде всего в деструктивности мышления и поведения) может только личность с устойчиво сформированными характеристиками. Роль гуманитарного образования в этом вопросе ‬первостепенна.В своем последнем интервью профессор Д.В. Пивоваров, доктор философских наук, автор более 500 (!) научных работ, в том числе 32 монографий, вспоминал, что в период его обучения на философском факультете, в программу обучения входил мощный естественнонаучный цикл (физика,астрономия,кибернетика, химия органическая,химия неорганическая,биология,высшая математика) и еще более подробный обществоведческий цикл, куда входила и мировая литература, и история преподавалась по периодам разными преподавателямиспециалистами, уж не говоря о специальных философских дисциплинах.[12.]Сегодня из естественнонаучных дисциплин на философском факультете, вернее в департаменте философии УрФУ, остались только ©основы математического знанияª, неспециальные гуманитарные дисциплины представлены обобщенными курсами типа ©всеобщая историяª, ©основы экономической теорииª и, конечно, ©безопасность жизнедеятельностиª.Добавим, что к 30летию факультета в 1996 году был выпущен сборник ©Кто есть ктоª, из которого мы можем узнать как сложилась судьба выпускников.[13.]Обращает внимание информация о выпускниках перестроечного и постперестроечного периода: очень многие реализовались не только,как ученые, но и как профессионалы в областях государственного управления, политики, менеджмента, журналистики, консалтинговых услуг, маркетинга, юриспруденции, предпринимательства ‬гуманитарное образование не только не помешало им, но, по свидетельству самих выпускников, поспособствовало быстрому и эффективному освоению и других видов образования и трудовой деятельности.В заявлении в конце 2012 года Ученого совета филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова ©О реформе образования, ее итогах и перспективахª ситуация с гуманитарным образованием (в школах ‬преподавание русского языка и литературы, в ВУЗах ‬положение филологических факультетов, положение самих гуманитарных ВУЗов, когда министерство образования объявило ©неэффективнымиª РГГУ, Литературный институт, Московский педагогический государственный университет, МАРХИ,) была характеризована,

ни больше, ни меньше,как ©разгром образования в Россииª.[14.]В Заявлениипредлагается предать гласности данные, которые позволят обществу оценить эффективность деятельности министерства образования за последние двадцать лет; данные о количестве закрытых школ по регионам и об общей динамике в этой области; о результатах ЕГЭ по всем регионам России и по всем образовательным дисциплинам с момента его внедрения и о необходимости профессионального анализа этих результатов; наконец, о необходимости развертывания широкой профессиональной дискуссии о путях выхода из создавшегося положения. Реакция гуманитарногосообщества оказалась фактически единодушной‬в поддержку документа,кроме одиозноговысказываниядоцентакафедры мировой истории и международных отношений Иркутского государственного университета СергеяШмидта, назвавшегоЗаявлениедоносом против Высшей школы экономики (в Заявлении ВШЭ упоминается как главныйорганизаторпрограммы образовательных реформ).[15.]Низкий уровень гуманитарного образования проявляет себя и в подготовке текстов для защиты квалификационных работ на соискание ученых степеней.В начале 2013 года Комиссией Минобрнауки России был представлен итоговый доклад по проведению экспертной оценки диссертаций, в которомвыявленные нарушения по 24 квалификационным работам из 25 являются основанием для лишения лиц докторских и кандидатских степеней, а также соответствующих данным степеням званий.[16.]Общественное объединение ©Интернетсообщество ©Диссернетª так же осуществляет экспертизу квалификационных работ, что, как минимум, создает резонансную атмосферу в научном сообществе.[17.]Итак, результаты проведенных и проводимых в нашей страны реформ системы образования вообще и гуманитарного образования в частности демонстрируют не только традиционные проблемы и трудности, характерные для быстроменяющихся систем, но и системные же ошибки, приводящие к дисфункции ее базовых элементов ‬речь идет о школах и ВУЗах, которые не в состоянии сегодня обеспечить главную цель образования ‬формирование человека, его личности во всеммногообразии ее задач ‬быть гражданином, патриотом, семьянином. В Нобелевской речи И. А. Бродский отмечает, что в современном мире речь идет не столько оприобретении грамотности, внешних признаках образованности, сколько в ©приобретении этого необщего выражения ˂лица˃, числителя, личностиª.[18.]Конечно, гуманитарному образованию во всех его традиционных и новаторских формах имманентно присуща эта цель, но перманентно она подвергается ревизиям, приводящимк подмене содержания этой высокой цели средствами ее достижения.Вопрос о гуманитарном образовании ‬это не вопрос о нужности или ненужности специалистов в этой области, а о качестве этого вида образования, его интегрированности в общую систему образования государства.Если для государства важны такие понятия, как ©национальные интересыª, ©угрозы национальной безопасностиª, ©стратегические национальные приоритетыª, необходимо кардинально переосмыслить и интересы, угрозы и стратегии образования вообще и гуманитарного в частности.

Ссылки на источники1.URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191669;fld=134;dst=1000000001,0;rnd=0.8781923991627991, пункт 82 [дата обращения ‬16.02.2016]2.Там же, пункт 793.URL:http://netreforme.org/news/yozhyigvtumaneurokovpochemusovremennyiedetipishutbezgramotno/#more21489[дата обращения ‬16.02.2016]4.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/[дата обращения ‬16.02.2016]5.Федеральный закон ©Об образовании в Российской Федерацииª. ‬0 13 Москва: Проспект, 2014. стр.916.URL:http://sociologyofreligion.ru/topic/5323/[дата обращения ‬16.02.2016]7.URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Пирамида_потребностей_по_Маслоу[дата обращения ‬16.02.2016]8.КараМурза С.Г. Аномия в России: причины и проявления. М.: Научный эксперт, 2013.9.URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/То,_что_я_должен_сказать[дата обращения ‬16.02.2016]10.URL:http://www.ecopravda.ru/page.php?id=7206[дата обращения ‬16.02.2016]11.Еляков, А.Д. Информационная перегрузка людей [Текст] / А.Д. Еляков // Социолог. исслед. 2005. № 5. С. 114.12.URL:https://www.youtube.com/watch?v=Xle6_fkzOc0[дата обращения ‬16.02.2016]13.Кто есть кто: выпускники философского факультета УрГУ. Справочник (вып.1). Екатеринбург, 199614.URL:http://www.philol.msu.ru/faculty/vzaschitugumanitarnogoobrazovanijavrossii/otkliki/[дата обращения ‬16.02.2016]15.Там же16.URL:http://xn-80abucjiibhv9a.xn-p1ai/special/news/3029[дата обращения ‬16.02.2016]17.URL:http://www.dissernet.org/about/[дата обращения ‬16.02.2016]18.И. Бродский Стихотворения. ‬Таллин: Александра, 1991. С. 7